Чем в 19 веке занимался офеня
Офени. Кто это?
Легли в коробку книжечки,
Пошли гулять портретики
По царству всероссийскому,
Покамест не пристроятся
В крестьянской летней горенке,
На невысокой стеночке.
Черт знает для чего!
Н.А.Некрасов
Начал я тут как-то в истории рода своего разбираться, дошел до XVII столетия и с удивлением узнал, что в те времена предки мои по отцу были офенями. Вот те на, думаю. Об офенях я знал только, что они разносчики мелкого грошового товара по городам и весям, коробейники другими словами. Раньше меня такой объем знаний об офенях вполне устраивал, ну, а коли речь пошла о предках в двунадесятом колене, захотелось разобраться поподробней.
И вот, что оказалось. Офени не просто распространители мелкого и очень дешевого товара, это целый театр одного актера. Ведь лучшие из них, помимо основного своего предназначения – нести культуру в народ, распространяя лубковую живопись, дешевые книжки и прочие подобные товары, внедряли ее в массы и прочими всевозможными методами, ведь они были сказителями, певцами-исполнителями, музыкантами, клоунами, фокусниками, в общем, всем тем, что требовал их невзыскательный зритель. С берестяным коробом за плечами они забирались туда, куда нормальный человек ни за какие деньги не полез бы. Хорошо ходить по городам, где всегда можно найти крышу над головой и кусок какой-нибудь, чтобы голодный организм умилостивить, а ведь они лезли в самые дебри, в малюсенькие деревеньки, где жила настоящая голь и нищета. И представьте себе, у них и там был успех. Феноменальные были люди.
Откуда и когда они взялись на Руси не установлено. Мало того, практически не известно даже, как они жили. Очень уж скрытную жизнь вели эти люди. Доподлинно известно лишь то, что исчезли офени практически одномоментно в 1917 году. Случилось это одновременно с исчезновением православных старцев, в течение многих веков совершавших регулярные паломничества по святым местам.
Существует несколько версий появления офеней. Первая является одновременно одной из основных и как бы официальной – офени это потомки греческих торговцев, которые когда-то из далекой Эллады приходили на Русь со всяческими заморскими диковинками. Все хорошо, неясно только, почему основным товаром у них были книги на русском языке. Были ведь даже такие офени-книгоноши, которые ничем другим не торговали.
Другая версия поменяла не только национальную принадлежность предшественников офеней, но и их вероисповедание. Она гласит, что офени произошли от лиц иудейской веры. Ведь те во все времена где-нибудь чем-нибудь да торговали. Эта версия родилась не пустом месте. Ведь когда во времена Киевской Руси был разгромлен и практически уничтожен Хазарский Каганат, его жители, исповедовавшие иудаизм, не исчезли с лица земли. Они преспокойненько расселились по землям русичей, занимаясь в основном торговлей.
Существует еще и третья версия, которая, как мне кажется, намного ближе к истине. Но прежде чем ее озвучить, следует рассмотреть один немаловажный вопрос. Конечно, хотя точной даты появления офеней нет, известно, что бурный всплеск их количества произошел в те самые годы, когда начался неумолимый и довольно-таки стремительный процесс распространения на территориях Древней Руси христианства. Новая религия вызвала быструю смену жрецов ее проповедывающих. Недавние носители язычества волхвы попросту ушли в тень, речи об их физическом уничтожении не было. И хотя язычников не преследовали и не принуждали насильственно сменить религию, волхвы, которые не могли отказаться от своих убеждений, стали уходить с насиженных мест. Поскольку волхование было своеобразным искусством, тесно связанным с музыкой и пением, а сами волхвы прекрасно этими видами искусства владели, вполне вероятно, что появление именно в те времена большого количества бродячих скоморохов, музыкантов, певцов взаимосвязаны с процессом смены веры. При этом сторонники старой веры продолжали исподволь вести тайные проповеди, прикрываясь обликом бродячих музыкантов или скоморохов. А уж сопутствующая торговля позволяла не только материальный интерес иметь, но и ширмой для ведения тайных дел была прекрасной. Ну, а теперь, наверное, нет уже необходимости излагать третью версию появления офеней, она очевидна.
Исходя из этого предположения становится понятным, почему офени между собой общались на некоем тайном профессиональном языке, называемом «феней» или «музыкой» («мазыкой»). Язык этот включал в себя несколько тысяч слов, Владимир Даль описал более 1300 из них. Язык офеней, возникший много столетий тому назад, постепенно расширялся и обогащался, как любой живой язык. Возник он задолго до появления идиша, поэтому попытки некоторых исследователей объявить зависимость офенского языка от идиша, явно надуманы, ведь идиш сформировался несколько позднее, так что скорее все происходило совсем наоборот.
В русских энциклопедических словарях XVIII-XIX веков их называли по-разному, чаще всего афенями, ходебщиками, кантюжниками, картинщиками, коробейниками. Наиболее распространенным, конечно, было – офени. При этом сами себя они называли масыками (от масы – мы, масыги – свои, наши), или обезтильниками (плутами). Офениться на их языке означало молиться, креститься, а офест – крест, что дало возможность Далю предположить, что слово офеня следует толковать, как крещенный, то есть христианин.
Офени не только продавали книги и другую печатную продукцию, они попутно обучали своих покупателей грамоте, иначе зачем тем купленные книжки. Они же являлись и писарями, помогающими составить жалобу или прошение, они же и своеобразные почтальоны – попутно доставляли написанные ими же письма.
Любопытно, что происходили практически все офени из весьма ограниченного района – в основном это был Вязниковский, Ковровский и частично Судогодский уезды Владимирской губернии. Небольшое количество офеней проживало в Московской губернии_(Серпуховской и Подольский уезды), а также совсем уж мало в Алексинском уезде Тульской губернии. Причин такой ограниченной локализации офеней много, но не все они достаточно изучены. По офеням Владимирской губернии и в особенности Ковровского уезда, в котором находился центр офенства село Алексино, известно, что крестьяне жили там в страшной тесноте – четыре села и пятьдесят деревень с населением в 4200 человек были расположены на площади чуть более 11 квадратных километров. При этом следует учесть, что земли там болотистые и для хлебопашества неудобные, а размещенные рядышком традиционные центры народных промыслов – Палех, Мстера, Холуй, и зарождающееся в соседнем Шуйском уезде мануфактурное производство, обеспечивали офеней дешевыми и так необходимыми крестьянам товарами. А тут еще множество ярмарок, в том числе две в Холуйской слободе, именно там офени затариваются и иконами, и мануфактурой, и мелкой деревянной посудой, и книгами. Вот и начали крестьяне отделять от своих семейств лишние рты и посылать на отхожий промысел с мелочным товаром. Каждый год офени на ярмарках закупали товар и в конце августа отправлялись пешим ходом, сопровождая воз, набитый коробами с товаром по всей территории Руси и даже за ее пределы. Распродав товар, они к маю и июню возвращались домой. Небольшой передых и все повторялось по кругу. Поскольку шли они за возом товара пешком, они и получили название ходебщики.
Вот и мои предки по отцовской линии, проживавшие неподалеку от Коврова, правда на другом берегу Клязьмы, занимавшиеся вначале офенской торговлей, после реформы 1722 года вошли в сословную группу «торгующих крестьян», а затем и в купеческое сословие.
Тайное общество офеней и их знаменитый жаргон
Русские офени — потомки древних греков. Даже имя они взяли у жителей Афин. У последователей тайного общества «афинян» в XV веке везде были свои люди. Чем же занимались офени, чтобы получить такое влияние?
У потомков древних греков был свой жаргон. Знакомое всем слово «кимарить» — их изобретение. Изучением языка офеней занимался сам Владимир Даль. Составитель словаря нашёл интересные словечки в жаргоне офеней.
Секреты тайного общества
В конце лета из города Холуй — центра офенской культуры — выходили люди странного вида. Внешне они напоминали крестьян, однако одеты были богаче. Путешественники щеголяли в ярких штанах-шароварах, добротных рубашках и жилетах. Такая одежда — не прихоть и не роскошь, а вопрос престижа. Кем же были ряженные офени?
Каждого офеню с шести лет учили торговать. В подростковом возрасте мастерство достигало невиданных тогда высот. Советские фарцовщики, умело толкавшие джинсы, ни в какое сравнение не идут с офенями. Офени умело обрабатывали простой народ, используя, как сейчас бы сказали, самые чёрные маркетинговые методы.
Торговали чем придётся: поделками, бижутерией, безделушками. Но был товар, который в XVI-XVII веках особенно ценился. С него офени получали колоссальную выручку.
«Офеня-коробейник». Н. Кошелев
Бродячие торговцы святынями
В XVII веке православная церковь объявила войну со староверами. Все атрибуты еретиков безжалостно уничтожались. Офени ловко воспользовались расколом. Они не просто продавали староверцам, прятавшимся в отдалённых деревнях, иконы. Торговцы проворачивали схемы, благодаря которым зарабатывали миллионы.
Например, в отдалённую деревушку приезжал офеня с красочными иконами. Но у всех у них был один изъян — на изображениях были зарисованы небольшие чёртики. Ни о чём не ведающие люди скупали у офени иконы, и торговец уезжал из города. На следующий день прибывал подельник. Лёгким движением руки он стирал слой краски, и взору православных представала жуткая картина: черти на иконах. Конечно, офеня тут же предлагал купить у него новые, «чистые» иконы. Товар сметали подчистую. Заработок потом офени делили между собой.
По оценкам историков, промысел тайного общества торговцев был огромным. В XIX веке за год в Вязниковском уезде изготовили более 5,5 миллионов икон, из которых 1,5 миллиона — подпольный товар, сделанный по заказу офеней.
Странствующие торговцы из Греции
Офеней нельзя было стать, им можно было только родиться. Торговцы создали на территории России собственное закрытое государство, негласной столицей которого был город Ковров. Офени жили обособлено и часто создавали деревни, в которых не принимали чужаков. В начале XVIII века территория, на которой промышляли офени, достигала внушительных масштабов: от Польши до Урала.
Офени действительно были потомками древних греков. Считалось, что в XV веке основной товарный поток в Россию шёл через Византию. Именно греки, начитанные и образованные, первыми занялись торговлей. Позже офени появились во Владимирском княжестве, которое было столицей северо-западного торгового пути.
Загадочный офенский язык
У офеней был специальный язык, благодаря которому торговцы легко узнавали друг друга. Когда новый знакомый шёл «кимарить», а за комнату на постоялом дворе «башлял» (платил), собеседник точно знал — перед ним коллега по цеху. Бумагу офени называли
«шпаргалкой», города — «кострами», мужиков — «лохами». Алкоголь торговцы не пили, а «бухали».
Секретный язык офеней изучал Владимир Даль, который отмечал странный синтаксис торговцев. Русская грамматика в нём сливалась с преступным жаргоном. Позже на основе офенского языка появился тюремный жаргон, известный как «блатная феня».
Тайное офенское государство уничтожили железные дороги. В начале XX века поезда упростили доставку товаров в отдалённые деревушки, и товар офеней просто перестал пользоваться спросом.
Офени: просветители, жулики, стиляги. Как жили независимые торговцы в России
Они поддерживали огромный пласт русской культуры — и преследовались государством; торговали с рук — и наживали гигантские состояния; их с нетерпением ждали — и боялись быть ими обманутыми. Одевавшиеся в духе Евгения Чичваркина офени подарили нам такие нужные слова, как «жулик» и «стремный», — и сгинули под колесами индустриализации быстрее, чем их успели толком изучить. Георгий Манаев рассказывает об одной из самых ярких субкультур старой России.
5 миллионов способов заработать на расколе
Продажа товара вразнос появляется там, где отсутствуют развитые механизмы торговли — то есть нельзя сходить на базар, рынок, в лавку. В XVII–XVIII веках торговцы-разносчики появились не только в России. Во Франции их называли colporteur, в Англии — hawker, в Болгарии — сергиджия, в Сербии — торбор.
В окраинных околотках русских городов работали разносчики, которые набирали в свои кузова товара на день, а к вечеру возвращались домой. А в отдаленные села и деревни шли они — офени.
Происхождение слова «офени» до сих пор доподлинно не раскрыто. Самая распространенная версия — от слова «Афины», якобы потому, что в конце XVI века в России развелось много беглых греков, торговавших вразнос. Были у них и другие названия: ходебщики, коробейники (от короба с товаром, который разносчик нес за спиной) и суздалá — последнее происходит от суздальской земли, хотя в самом Суздале офени не селились. Дело в том, что офенский промысел зародился на территории владимиро-суздальских земель, между Нижним Новгородом, Иваново и Владимиром. И начался он с торговли иконами.
В середине XVII века реформа богослужебных книг и обрядов, проведенная патриархом Никоном, расколола веру православных христиан на «старую» и «новую». Сторонники старого обряда были в 1666 году преданы анафеме как еретики. Началось их преследование официальной церковью и властями, продолжавшееся до позднего XIX века.
Староверы растеклись по территории страны, уходя в глубокие леса и на окраины, туда, где не было даже дорог: во-первых, чтобы не бояться ревизий и воинских команд, которые могли быть посланы для «исправления», во-вторых, для того, чтобы отрезать себя от общения с «неверными».
Кстати, большинство старообрядцев и по сей день не едят из одной посуды с «никонианами» и осторожно относятся к контактам с ними. Однако даже староверам, отрицавшим сложившуюся церковную иерархию, институт священничества и даже облачения духовенства, были все же нужны иконы. Именно на этом и делали свой бизнес офени.
Холуй, Мстёра, Палех — три самых известных села владимиро-суздальской земли, в которых главным промыслом было производство икон и окладов к ним. Почему иконный промысел был развит именно здесь? Сказывалась близость к Владимиру и Суздалю — древним городам, распространявшим христианское учение, наличие водных торговых путей (Оки, Клязьмы и пр.) а также обилие дуба и липы, из которых делались доски для икон различного качества.
Промысел был гигантским: по оценкам историков, в конце XIX века в Вязниковском уезде делали до 5,5 миллиона икон в год, из которых до 1,5 миллиона было староверских икон, изготавливаемых подпольно.
Распространяли их тоже нелегально и с ухищрениями.
«Боготаскатели» и черти
Офенством занимались жители почти всего Вязниковского уезда. Вот что писал в XIX веке местный священник Андрей Миртов:
«Жители села — коренные офени, всю почти свою жизнь таскаются с коробами по дальним местам, не имеют ни времени, ни охоты, ни умения разводить сады и огороды».
Одним из главных средоточий офеней было село Холуй. В августе-сентябре офени отсюда начинали уходить в Малороссию, Польшу, Кавказ, Сибирь. Об огромной территории, на которой работали офени, свидетельствуют их прозвища в различных частях страны: в Малороссии их называли варягами, в Белоруссии — маяками, на Севере — торгованами, в Сибири — суздалáми. Ходили офени и за границу — в Сербию, Болгарию, Словакию и т.д. А в самом Холуе офеней, покупавших у мастеров иконы для перепродажи, называли боготаскателями.
Владимирские иконописцы даже в никонианских иконах позволяли себе существенные расхождения с каноном; а при массовом производстве староверских образов страдала и техника исполнения, однако это-то и нравилось староверам, убежденным, что «от доброписания спасения не бывает».
Офени заранее изучали свой сегмент рынка. Ловкому торговцу ничего не стоило отрастить бороду и одеться «по моде» того или иного старообрядческого согласия, чтобы втереться в доверие.
Обычный пеший офеня летом — в начале осени закупался на ярмарках в том же Холуе оптовыми партиями товара. С товаром в коробе за спиной отправлялся в свое путешествие, из которого возвращался к весне, рассчитывался с поставщиками или нанимателями и ждал следующего сезона.
Были у офеней свои «маркетинговые ходы», один из которых раскрывает Николай Лесков в статье «Адописные иконы»:
«Ради увеличения сбыта один иконщик заказывает так называемые подделки „под древность“ с чертиками на грунте и, набрав такого товара, едет и распродает иконы с чертиками, а следом за ним вскоре непременно по тем же местам, которые он только что снабдил своими иконами, едет другой иконщик, состоящий с первым в плутовской сделке; но у этого уже все иконы без чертиков. Приехав в село, следующий за первым второй плут предлагает свой товар, но ему отвечают, что „уже накупились“; тогда он просит показать ему, „чем накупились“, и, зная, где искать потайных чертиков, объявляет, что это у них иконы „не христианские, а адописные“, и в подкрепление своих слов тут же сколупывает на иконе, проданной его предшественником, краску и открывает изумленным крестьянам дьяволенков по всем их иконам. Крестьяне бывают по этому случаю в большом ужасе и отдают этому пройдохе все свои „адописные“ иконы, на которых открыты чертики, чтобы только увез их подальше, а у него покупают или обменивают себе другие, на которых такого сюрприза для себя не ожидают».
Подобным же плутовством промышляли офени-«старинщики». Покупая, скажем, во Мстёре дешевые новописные древлеправославные иконы с окладами из фольги, такие офени затем в отдаленных старообрядческих селениях выменивали их на дорогостоящие старинные иконы, утварь, богослужебные книги — чтобы потом перепродать антиквариат коллекционерам. Особое развитие эта специальность получила во второй половине XIX века в связи с растущим интересом к русской иконе и русской древности вообще в состоятельных слоях общества. Конечно, офени этим пользовались: в той же Мстёре существовали целые мастерские иконных подделок «под старину».
Как Даль собрал словарь фени, да не издал
Проворачивая такие плутни, офени были вынуждены создать особый язык, чтобы объясняться между собой даже в присутствии клиентов или представителей власти. Как указывал в XIX веке первый исследователь офенского языка Константин Тихонравов, язык сфабрикован искусственно, путем замены слогов в обычных словах: «куба» (баба), «кузлото» (золото), «щадня» (родня), «турло» (село), «пулец» (купец), «пулить» (купить). Были в офенском и оригинальные слова — «бусать» (пить) — современное «бухать», «лох» (простак).
Как в искусственном языке, в офенском использовались русская грамматика и синтаксис, и со временем он не изменялся, так как был приспособлен для конкретных целей, часто связанных с преступлениями. Именно поэтому офенский стал основой языка, известного нам как «блатная феня».
Из офенского происходят так хорошо знакомые нам слова «клевый», «жулик», «стрем», «маза», «лафа». В середине XIX века в структуре МВД был создан секретный комитет по делам старообрядцев, который поставил себе целью изучить это тайное наречие, считая, что на офенском старообрядцы ведут тайную переписку по своим староверским — а значит, еретическим — делам.
Задание было поручено Владимиру Далю, тогда еще не составившему свой словарь. Этнограф направил во Владимирскую губернию чиновника, записавшего множество примеров из офенского языка, после чего Даль свел их в два тома словаря офенского. Однако после этого стало ясно, что язык используется исключительно для решения торговых вопросов: как указывает в своей статье Александр Малахов, в офенском даже не было «кодовых» слов для таких понятий, как «вера», «Евангелие» и «Бог», что делало объяснения на религиозные темы просто невозможным. Исследование Даля фактически провалилось, а словарь офенского официально так и не был издан.
Будучи узкопрофессиональным сообществом, офени отделяли себя от «простого» крестьянства и одевались и жили соответственно. Как пишет Кирилл Балдин, офенство можно считать отдельной русской субкультурой, и ее представители, встречаясь в городах и на дорогах России, могли узнать друг друга уже по внешнему виду.
Выглядели офени странно для крестьян: щеголяли брюками, жилетами, манишками и галстуками. Одежда была ярких расцветок, пошитая из «заморских» тканей, которые офени выменивали или покупали в дальних краях.
Плисовые шаровары, поддевки из дорогого тонкого сукна, шелковые кушаки — редкий крестьянин позволит себе такую расточительность, а для офеней это был вопрос престижа.
Престиж профессии в офенском деле ставился очень высоко. Если офеня вздумал обмануть своих коллег по профессии, сарафанное радио быстро разносило весть о таком плуте, и он лишался драгоценных поставщиков, от него отворачивались богатые офени-работодатели, которые ежесезонно подкидывали крупные партии товара. Так что обманывать «лохов» — пожалуйста, а вот своих подставлять было нельзя.
Еще одной чертой являлась очень высокая грамотность офеней и членов их семей. Промысел был наследственным, а значит, дети мужского пола (офенское дело очень опасно, и девушки, разумеется, с коробами не ходили, а вели хозяйство дома) с ранних лет учились грамоте, чтобы знать свой товар (книги и иконы), вести его учет и, конечно, читать и писать на офенском языке. Образовательный уровень был высоким и потому, что большинство офеней во Владимирской губернии были не крепостными, а государственными крестьянами. Именно эти крестьяне после реформы государственных имуществ, проведенной министром Павлом Дмитриевичем Киселевым, первыми получили построенные на государственные деньги школы и больницы, которые у большинства крестьян стали появляться только после отмены крепостного права.
Отличались от обычных и офенские жилища. Избы были крыты не соломой, а тесом, наличники и ворота испещрены резными узорами. На воротах можно было видеть прибитые пучки ковыля, не произраставшего в черноземном регионе — знак того, что хозяин бывал в дальних странствиях. Необычными были горшки с цветами на подоконниках и занавески на окнах.
Разумеется, не всегда дела шли успешно. Неизвестный офеня писал в своем дневнике:
«Сегодня я не мог продать 20 книг, и мой капитал постепенно тает и тает. Дело меня не кормит… Говорят, что хорошо будет зимой, когда все крестьяне забиваются в избы, попробуем…»
Строки эти относятся к началу XX века, когда офенский промысел уже был на исходе.
Большинство историков считает, что офенство «угробили» железные дороги, которые во второй половине XIX столетия кардинально облегчили доставку товаров на дальние расстояния.
Однако большую роль сыграл закон: в 1865 году вышли «Временные правила о цензуре и печати», обязавшие всех торговцев получать промысловые свидетельства. Эти бумаги выдавались только «благонадежным», к которым офени, связанные своим бизнесом, с одной стороны, с преступным миром, с другой — со староверами, с точки зрения органов не принадлежали.
Офеня – странствующие торговцы
В последние годы стало модно заказывать товары по телефону или интернету. Особенно это стало актуально сегодня, когда в условиях свирепствующей пандемии существует масса ограничений. Многим вообще не рекомендуется выходить из дому, вот и приходится искать в интернете точки продаж и заказывать домой пиццу или что-то из одежды. Но это стало возможным только сегодня, когда техника достигла определенных высот, а товаров стало столько, что покупателю и не надо стараться, чтобы найти нужное. А ведь какие-то 300 лет назад все было совсем по-другому.
Офеня – коммивояжер древности
Человечество развивалось, рождались одни государства, другие исчезали, развивалась наука, крепла промышленность, процветало сельское хозяйство. И рядом со всем этим оставалось занятие, которое практически не испытывало потрясений, – торговля.
Она возникла вместе с первыми признаками разделения труда, с излишками производимых изделий и продуктов. Начиналось все со скромного оборота и обмена внутри какой-либо страны, но очень скоро пришло к разветвленной, раскинувшейся по всему свету сети торговых предприятий.
Торговля не обошла стороной Русское государство, которое находилось в центре многих торговых путей. Естественно, рынок (торжище) занимал центральное место в каждом значимом поселении. Особенно привлекательны для населения были ярмарки, по-русски – «торг, торжище». А слово «ярмарка» пришло к нам из Германии (Jahrmarkt – «ежегодный рынок») –так назывались регулярно проводимые в определенном месте распродажи товаров.
Но это в городах, крупных поселках и по особенным дням, а то и раз в году. Куда бедному крестьянину податься? Вот и появился странствующий по деревням торговец – офеня. Все мы помним старинную русскую народную песню «Ой, полным-полна моя коробушка». Здесь торговец предлагает девице и ситцы, и парчу. Особо богатый выбор товаров предлагали ходебщики, кантюжники, разносчики с извозом, а вот коробейники, щепетильники, мелочные торгаши вразноску, которые ходили по малым городам, селам и деревням. Объемы продаж были не очень большие. Товар был попроще, но не менее нужный в хозяйстве: книги, бумага, шелк, ленты, иглы, сыр, колбаса, серьги, колечки.
История появления офеней
По одной из версий офени появились еще в XV веке, когда на Русь переселилось большое количество греков. Есть также версия, что офени стали продолжать традиции скоморохов, большая часть которых и занялась торговлей. Странствующие торговцы называли себя выходцами из Афин, потому в народе их всех и прозвали «афинянами», «офинянами», «офенями».
Здесь надо разъяснить, почему скоморохи вдруг все подались в офени. Для нас, современных людей, скоморохи – это клоуны-смехачи, собирающие на ярмарках охочих до веселья зевак. Скоморохи устраивали простенькие шоу на ярмарках, но в их репертуарах были былины, сказания и народные драмы, в которых присутствовало и недовольство существующими порядками. В своих сатирических произведениях скоморохи в очень уж непривлекательном виде показывали бояр и духовенство. К концу XVI века скоморошьи команды объединяли 60-100 человек. Мало того, что эти ватаги вызывали подозрения у власти, они еще и наводили ужас на небольшие деревеньки. Скоморохов стали обвинять в грабежах и насилиях. Архиепископ Никон организовал целую кампанию против скоморохов, и в 1648 и 1657 годах были приняты указы о запрещении скоморошества. Сразу скоморохи не исчезли, но большинство их переквалифицировалось в торговцев-разносчиков.
Много вопросов у истории остается к тому, откуда офени приходили и куда уходили. Считается, что основными центрами их были Суздаль и Владимирская область. А вот география их походов очень обширна. Офеней встречали и в Архангельске, и у Белого моря, доходили они до Урала, до Астрахани. Можно даже сказать, что офени вели и международную торговлю, поскольку появлялись и в восточной Польше.
Практически неконтролируемое предпринимательское движение выявило «специализации» узкого профиля. Во Владимирской области, в Вязниковском уезде, в селах Мстера, Холуй и Палех были главные центры офеней. Отсюда вывозили иконы. Цены были небольшие, но и сами иконы были сомнительного качества и подчас не соответствовали имеющимся канонам. Для проведения удачной сделки был один очень важный фактор, который действовал безотказно. Офени давали товары в долг до следующего лета или меняли товар на сельские товары (хлеб, овес, лен, мед), а это сразу привлекало потенциальных покупателей.
Осенью офени массово съезжались в свои базовые села, грузили возы товаром и разъезжались каждый по своим проверенным маршрутам. Шопинговые туры продолжались до Масленицы или Пасхи, но иногда дела шли так удачно, что они в течение зимы возвращались за новым товаром. Промысел приносил достаток, и многие офени были настолько оборотистыми, что создавали целые «предприятия» и становились «хозяевами». Зажиточные офени имели лошадь и телегу, а те, что победнее, ходили пешком и на себе тянули тележки с товаром. Их звали ходебщиками.
Сообщество офеней до сих пор недостаточно изучено. С одной стороны, оно было очень закрытым от посторонних глаз, со своим профессиональным языком, со своими кастами, цеховым кодексом, правилами жизни. С другой стороны, именно офени тесно общались с простыми людьми, являлись носителями другой стороны бытовой реальности, были чудесными рассказчиками и стремились развить грамотность народа. Многие офени-книгоноши были грамотными, они расхваливали товар, подробно рассказывая содержание книг или жития святых. Но коммерческой жилкой обладали и вообще неграмотные, такие офени со своей природной сметкой, изворотливостью преподносили имеющиеся у них книги так, что от покупателей отбою не было.
Офени музЫки по совместительству были своеобразными бродячими музыкантами, русскими трубадурами.
Можно выделить из сообщества офеней старинщиков, главным контингентом у которых были староверы – приверженцы старых текстов и старинных икон. Здесь товар скупался «с достоинством», а продавался «с рассуждением».
Офеням, чтобы жить, надо было вертеться. Вот они и вертелись, запутывая следы, тарабаря на фене непонятные заветные заговоры, уходили от опеки государства. Особое место в жизни офеней занимал их тайный язык. Принято считать, что этот язык возник из заимствований из разных языков и искусственных словообразований. Естественно, тайный язык беспокоил государственных чиновников, так как торговая сеть никак не контролировалась. В 1853 году задание создать «словарь тайного языка раскольников» получил Владимир Даль. Был создан «Офенско-русский словарь», а чуть позже и «Русско-офенский словарь», но, как ни странно, чиновники не нашли в этих словах ничего криминального. Сам В. Даль говорил, что язык придумали «для плутовских совещаний торгашей». Для наглядности приведем несколько переводов русских пословиц:
Кто не работает – тот не ест. – Кчон не мастырит, тот не бряет.
Ни кола, ни двора. – Ни брута, ни рыма.
Офеням язык нужен был для решения «тонкостей торгового дела» прямо в присутствии заказчика или предупреждать коллег о нежелательной встрече с полицией. Как говорил писатель А. Мельников-Печерский, это один из феноменов человеческой изворотливости.
В заключение, мне хочется сказать, что эпоха офеней не так далеко от нас ушла. Вспомните последнюю вашу поездку в пригородной электричке, где вашему вниманию будут предложены уникальный клей, безразмерные носки, авторучки, календарики и прочая дребедень, которая вам не нужна, а рука так и тянется к кошельку, чтобы купить. Офени живы, и как бы их ни гоняла полиция, они всегда рядом.