Чем в египте занимаются женщины
Женщины в Египте. Нюансы арабского мира
Женщина в Египте, по мнению местных жителей, является, прежде всего, домохозяйкой и воспитательницей детей, а уже потом человеком. Составляя брачные союзы, египтяне-мужчины принимают их в свою семью, а не заключают договор двух равноправных людей, как это принято во всем цивилизованном мире.
Женщины в Египте — права и обязанности
Ограничивая права женщин в общении с внешним миром, представители сильного пола взамен дают им полновластие в домашних вопросах, плюс отношение к мужу как к большому ребенку, о котором необходимо заботиться и за которым нужно присматривать. По мнению многих египтян, такая система взаимоотношений и обязательств достаточно логична и взаимовыгодна. Жаль только что далеко не каждый египтянин имеет материальную возможность обзавестись хотя бы одной женой (закон официально позволяет четыре). Для начала её надо выкупить у родителей, а потом полностью обеспечивать – ведь замужней даме не положено работать.
Сказать стоит о том, что в последние годы ситуация в этой восточной стране стала постепенно изменяться. Многие девушки в Александрии и Каире стали вести себя более раскованно и раскрепощенно. Они пользуются косметикой от известных иностранных фирм-производителей, следят за модой и позволяют себе нестрогие наряды. Отмечено, что большая часть местного населения против таких новшеств и всячески препятствует им. Поэтому говорить о том, что женщины в Египте скоро получат равноправие еще очень и очень рано. А с приходом нового президента так и вообще такой вариант будущего грозит превратиться в несбыточную мечту — «Братья мусульмане» всеръёз взялись за воплощение в жизнь законов шариата по образцу соседней Саудовской Аравии.
Сказать также стоит и о том, что некоторые наиболее продвинутые и смелые девушки-египтянки занимаются и вовсе неприемлемыми, по мнению аборигенов, вещами. Вместо того, чтобы рожать множество детей, они стараются повеселиться на дискотеках и в клубах, развиться как личность, получить хорошее образование. Мало того, некоторые проходят обучение и устраиваются на работу! А вот заводить семью не торопятся.
Но все это является лишь развивающейся тенденцией. В основном женщины в Египте по-прежнему рожают очень много детишек. Согласно данным статистики, среднее количество малышей в каждой египетской семье – семь. И это в том случае, если речь идет про городское семейство, а не про деревенское, где можно встретить и восемь, и десять ребятишек. Кстати, в стране и медицина, и образование безплатные.
Количество разводов (а они не приветствуются и по сей день) в Египте минимально. Однако связано это вовсе не с полнотой многолетней идиллии в отношениях, а с отношением к семье, как прочному союзу. Если мужчина с женщиной в Египте вступили в брачные отношения, то должны терпеть друг друга и растить детишек. Возможно через это такое распространение получил брак ОРФИ (по-простому – разрешение от государства на легализацию интимных отношений).
Вот такая она — жизнь женщины в Египте, малопонятная и неприемлемая для европейцев.
Там, где поклоняются Женщине, живёт Бог
Что интересно – самим египтянкам обустройство египетского общества нравится, в том числе и их роль в семье. Может быть потому что альтернативы они никогда и не видели?
Да конечно ж не в этом причина. Думаете зря мужчины на Востоке не позволяют своим женщинам работать? Только одиноким позволена такая сомнительная «привилегия».
счастливые семейные дамы в процессе шопинга
Вся тонкость в том, что мужчины знают: женская энергия — источник Счастья, Благодати и Благосостояния.
Женское эмоциональное мышление многократно сильнее мужского, что определяет её способность мощно влиять на астральный и даже ментальный уровни, в итоге — на свою судьбу и окружение, то есть на судьбу мужа тоже. Когда женщина испытывает счастье и наслаждение от отношений, её мужу постепенно начинает везти, пред ним открываются любые двери, начинает сопутствовать удача и благоприятные события. Через женщину в семью устремляется либо поток процветания, благости и удачи, либо поток негативной разрушительной силы…
Сущность женщины тесно связана смиром энергий, тонкими сферами, поэтому внутреннее эмоциональное состояние, мысли, формирующие физический уровень, реализуются быстрее. Если супруга не довольна мужем, не удовлетворена семейной жизнью, ему будет сложно добиться успеха, сложно реализовать себя. Если же мужчина даёт женщине чувство эмоциональной, физической и материальной защищенности, обеспечив полное покровительство, то в семью идёт поток всех возможных Благ. Чем больше муж любит свою жену, чем лучше заботится, больше балует её, наряжает и богаче украшает, тем сильнее раскроется её сердце, тем сильнее наполнится созидательной энергией.
Через удовлетворенную женщину дом получает счастье и изобилие. Именно поэтому мудрые арабские мужчины не жалеют сил и средств на подарки женам, стремясь окружить их только приятными впечатлениями.
Тогда почему мужчины так озабочены тем, чтобы женщина не работала? Ведь в нашем понятии общение в коллективе и и сам факт работы – одно из обязательных составляющих счастливой жизни.
Ответ неожиданно прост. Женщина, реализовывающая себя в обществе, оставляет свою созидательную энергию в социуме, то есть на мужа, на дом, на семью остаются крохи. Пускай светит только дома. Да к тому же, чем больше таких «лампочек» в семье — тем мощнее общий поток света благ от Вселенной. Непонятно только, почему установлено принудительное ограничение мощности четырьмя единицами «женской силы» на одну семью?
Согласитесь, необычная концепция, во многом объясняющая нюансы арабского мира. Странно только то, что в «цивилизованном» мире эта концепция неизвестна.
Практические советы нашим женщинам
Представительницам прекрасного пола, которые отправляются в восточную страну, можно дать несколько советов. Если, конечно, Вы не собираетесь становиться одной из описанных выше счастливых «лампочек» в арабской семье.
А для мужчин совет – Ваши женщины в Египте должны быть под особым надзором. Не только Вам они могут нравиться, так что повнимательнее в арабском окружении. Не всё так гладко в восточной сказке как рисуют нам рекламные плакаты туроператоров.
Женщины в Древнем Египте
От простых крестьянок до женщин-фараонов, от врачевательниц до жриц – египтянки могли похвастаться необычной свободой по сравнению с другими древними цивилизациями, в том числе и свободой выбора ремесла!
Египет времен фараонов – одна из немногих древних цивилизаций, предоставивших женщинам положение хотя и не равное мужскому, но все- таки весьма привилегированное. Прежде всего, следует отметить, что женщины и мужчины здесь были равны перед законом. Женщины несли ответственность за свои поступки, могли иметь собственность и заниматься некоторыми ремеслами.
Такое положение дел греки безжалостно высмеивали. Так, Диодор Сицилийский пишет, что “мужья заключают брачный договор, чтобы повиноваться своим супругам”. Не остался беспристрастным и Геродот, утверждавший в частности, что “ у них женщины ходят на рынок и торгуют”, в то время как “мужчины остаются в дома и ткут”!
Девочек более низкого происхождения воспитывал отец, брат или даже мать; таким образом, женщины могли передавать знания из поколения в поколение.
Это может показаться нам удивительным, однако в эпоху Древнего царства женщины могли занимать высокие должности в администрации. Некоторые из них становились интендантами, казначеями, смотрителями погребальных владений или же хранителями складов фараона.
Однако женщины не часто занимали самые высокие должности. Например, некая Небет стала визирем и второй тещей царя Пепи (Пиопи) I во времена 6 династии. Тем не менее, следует отметить, что она была обязана этой должностью своему родству с могущественным семейством из Абидоса, которое, как говорят, спасло фараона во время заговора в гареме. Еще одно исключение того же рода отмечается в период правления 26 династии.
В эпоху Среднего царства количество женщин – чиновников уменьшилось, а в Новом царстве женщин окончательно отстранили от административной службы.
В эпоху Древнего царства и в начале Среднего царства женщины, получившие образование, могли претендовать на звание жрицы богини Хатор. Эта должность оплачивалась так же, как и аналогичная мужская. Иногда они становились служительницами культа Тота, Птаха, Хонсу или даже бога – крокодила Себека. Кроме того, египтянка могла надеяться занять должность погребальной жрицы, которая служила в окружении знаменитых плакальщиц. Мы можем их увидеть на изображениях: всклоченные волосы, залитые слезами лица, заломленные в скорбном жесте руки…
В эпоху Нового царства духовенство стало исключительно мужским, и женщины стали занимать только некоторые второстепенные должности певицы, играющие на систре, смотрительницы, помощницы…. Постепенно женщины при храмах становилось все меньше. Однако в Фивах, как и в других крупных городах, женщины знатного происхождения, которые по новым правилам не могли больше становиться жрицами, обратились к ремеслу певиц бога Амона. Им платили из казны храма за игру на систре и песнопения. Затем, когда духовенство Амона приобрело огромное влияние, правители снова обратились за помощью к женщинам, которые на заре Саисской эпохи почти полностью заменили великих жрецов.
Закон предоставлял женщинам право на владение третью имущества, нажитого супругами, и свободу распоряжаться своим собственным имуществом на свое усмотрение. Так египтянки могли владеть собственностью или брать ее в аренду, в том числе, у них могли быть свои земли, что давало им экономическую независимость от супруга. Некоторые из них становились настоящими деловыми женщинами, поручавшими мужчинам второстепенные задачи.
Кроме того, они могли держать слуг, которых одалживали при случае для других работ. Наименее богатые иногда занимались торговлей помимо ведения хозяйства: они продавали ткани, одежду, овощи… Другие же, кому посчастливилось продолжить обучение, становились врачевательницами или повитухами.
Госпожа Песешет, жившая в 3 тысячелетии, стала первой известной нам женщиной- врачом в истории человечества. Более того, она получила титул “ главная женщина – врачевательница”! Кстати, покровительницей врачей терапевтов была женщина, богиня – львица Сехмет, могущественная особа, которая могла наслать болезни, а могла и исцелять их.
Ремесленничество было преимущественно мужской прерогативой. Однако прядением, ткачеством и пошивом одежды занимались именно женщины, так же как и всем, что связано с уходом за собой и туалетом. Одни совершенствовались в изготовлении ароматных масел или притираний. Другие становились массажистками, парикмахершами или маникюршами.
Место для женщин находилось и в пищевом производстве. Египтянки работали просеивальщицами, мельничихами и булочницами. Кроме того, им нередко доверяли изготовление пива.
В стране, живущей преимущественно сельским хозяйством, женщины не могли не принимать участие в полевых работах, однако самую тяжелую их часть, требовавшую немалой физической выносливости, они оставляли мужчинам. К примеру, египтянки шли за жнецами, подбирая упавшие колосья, и относили их на край поля. Также женщины могли вязать снопы. Но чем бы они не занимались, работа для них всегда начиналась на заре и заканчивалась только вечером.
Другим чисто женским занятием было ремесло кормилицы. Древние египтяне относились к своим кормилицам с огромным уважением и признательностью. Сам Аменхотеп II, уже будучи взрослым, иногда позволял себе сесть на колени к своей кормилице и прижаться к ней! Те из них, кто предлагал свои услуги семьям простых горожан, могли быть неграмотными, в отличие от царских кормилиц, которые должны были получить необходимый минимум знаний, чтобы подобающе воспитывать принцев и принцесс.
Также некоторые египтянки предлагали свои услуги в качестве музыкантш или танцовщиц. Что же до тех из них, кто нанимался в качестве служанок в богатые дома, то они получали солидное вознаграждение, порой даже слишком высокое по нашим меркам: так, одна женщина потребовала быка всего за четыре дня работы! Однако обычно их роль заключалась в том, чтобы помогать госпоже совершать туалет или же ухаживать за обитателями дома, в то время как уборка и прислуживание за столом, как правило, поручались мужчинам.
Однако не следует забывать, что и в древнеегипетском обществе женщины были, прежде всего, хозяйками дома и матерями, основная задача которых состояла в том, чтобы рожать детей и воспитывать их. Как хранительница домашнего очага, женщина занималась уборкой дома, пекла хлеб и готовила пищу. Именно она пряла и ткала холсты, из которых, среди прочего, шила одежду для всех членов семьи. В более зажиточных домах роль женщины сводилась к тому, чтобы следить за слугами, которые занимались всеми этими работами.
При необходимости она становилась также экономкой, контролируя расходы на хозяйство и иногда оказывая влияния на супруга в его делах. О последнем свидетельствует письмо, датирующееся 1000 годом до н.э. и адресованное неким офицером армии к крестьянину, возделывающему его земли: “ Уведомляю тебя, что я вернулся в город. Я говорил тебе, что ты больше не будешь возделывать мои земли. Однако моя супруга моя хозяйка дома, сказала мне: “ Не прогоняй его, найми его снова, пусть он продолжает возделывать землю». Как только мое письмо дойдет до тебя, займись полем и не пренебрегай своей работой”.
Лига египтологов
332 поста 3.1K подписчиков
Правила сообщества
— все, связанное с Древним Египтом;
— Птолемеев тоже к нам!
— можно все, вплоть до вторжения арабов;
— египтомания и псевдо-египетский стиль в искусстве;
— при желании можно добавить и ближайших соседей египтян (Куш, Месопотамия и др.)
— шокирующие срывы покровов в стиле Рен-тв, пирамидосрач (если пост не о разоблачении таких теорий)
— фотки с отдыха без информационного содержания, отели, реклама, туризм.
>“ у них женщины ходят на рынок и торгуют”, в то время как “мужчины остаются в дома и ткут”
Я бы лучше сидел дома и ткал.
Египет имел судя по всему продвинутое социальное устройство, возможно это причина существования его на протяжении тысячелетий
Поэтому греки ржали зря
«О последнем свидетельствует письмо»
Часто в статьях про древние цивилизации при утверждении какого-то факта ссылаются на один конкретный апиефакт. Создаётся впечатление, что выводы делаются по одному признаку. А бывает, что целая концепция ссылается на один артефакт.
Я понимаю, что историки стараются не быть голословными. Но почему такой стиль изложения считается приемлемым? Почему нельзя написать: например, об этом свидетельствует. или об этом говорит один из фактов..
Я думаю, что последнее фото всё же символическое изображение загробной жизни пары) Состоятельная дама в длинном парике и сложном платье с накидкой сама зёрна вряд ли рассыпала 🙂 Как и её муж едва ли сам пахал землю.
Мужчина объясняет блогерше с тиктоком головного мозга на её вопросы
Как ты мог!
Джонни Депп заявил, что стал жертвой культуры отмены и призвал людей добиваться справедливости
На кинофестивале в Сан-Себастьяне, получивший премию «Доностия» Джонни Депп высказался о том, что стал жертвой культуры отмены, и что «никто не застрахован» от движения, а пострадать успело немало людей.
Эта культура отмены — мгновенная поспешность суждения, которая на самом деле основывается на сотрясании воздуха
Во время своей речи Депп призвал вставать на защиту тех, кто, как и он, ощущает несправедливость.
Это так далеко от подконтрольности, что я могу ручаться — никто не застрахован. Ни один из вас. Никто из тех, кто за этой дверью. Никто не в безопасности. Достаточно одного предложения, и твёрдой земли под вами больше нет, словно ковёр выдернули из-под ног. Это случилось не только со мной, со многими людьми. Случалось с другими женщинами и мужчинами. К сожалению, в какой-то момент они начинают думать, что это нормально. Или что они те, кем их считают. Когда это не так.
Когда происходит несправедливость, будь то против вас или близких вам людей, или тех, в кого верите — поднимайтесь, не сидите. Потому что они нуждаются в вас.
В результате приговора суда, компания Warner Bros исключила Деппа из франшизы «Фантастические твари». У актёра есть иск о клевете на 50 миллионов долларов против бывшей супруги Эмбер Хёрд, которая должна предстать перед судом в США в следующем году; Хёрд подает встречный иск на 100 миллионов.
Депп не выглядел полным энергии на пресс-конференции, но, похоже, был готов взаимодействовать с присутствующими журналистами, приветствуя каждого и общаясь. И не отказывал в обсуждении деликатных тем, которые преследуют актёра в последнее время.
Один из вопросов прессы со стороны Испанской Ассоциации женщин-кинематографистов касался критики фестиваля за вручение Деппу награды, данная ассоциация также публиковала заявление, в котором говорится, что награда «передаёт ужасный месседж обществу».
Однако прежде чем Депп смог раскрыть рот для ответа, ведущий конференции сразу отклонил вопрос и сказал прессе, чтобы они задавали вопросы о карьере актёра.
Позже Депп признался, что «беспокоился» о том, что его присутствие на фестивале в этом году «обидит людей», и что он «не хотел никого обижать». Он похвалил мероприятие, его директора Хосе Луис Ребординоса и мэра Сан-Себастьяна за их «незыблемую поддержку», и за то, что «они не купились на то, что слишком долго было не имеющем связи с реальностью представлением» об актёре.
Также актёру задали вопрос о современном шоубизнесе
Голливуд, конечно, не тот, что был. Студийная система, недовольство, пандемониум и хаос кинорелизов на стриминге… это всё часть идеи «я получу своё любой ценой». Вот откуда берутся все эти люди.
Они понимают, что такие же заменимые, как и я. Некоторые даже более. Крупные корпорации берут на себя контроль над этими вещами. Как человеку, который делает кино, сколько ещё формулы нам нужно от подобных студий? Насколько больше снисхождения нужно нам как аудитории? Я думаю, что Голливуд гротескно недооценил публику.
Во время пресс-конференции было видно, что комната заполнена поклонниками Деппа. Действительно, репутация актёра, похоже, во многих европейских странах пострадала меньше, чем в США и Великобритании (где, конечно, у него всё еще много фанатов).
В какой-то момент его спросили о будущем его знаменитой роли Капитана Джека Воробья, на что Депп ответил, что персонаж никогда не оставит его, и что никто никогда не сможет отнять у него персонжа. Затем Депп поставил на сцене импровизированное исполнение Джека Воробья, к большому удовольствию присутствующей публики.
Талибы призвали женщин оставаться дома, потому что бойцов не научили с ними обращаться
Радикальное движение «Талибан» (организация запрещена в России) призвало работающих жительниц Афганистана не покидать пределы своего дома ради их же безопасности. Соответствующее заявление сделал пресс-секретарь Забихулла Муджахид, сообщает New York Times.
«Мы обеспокоены тем, что наши силы не обучены тому, как вести себя с женщинами. Мы не хотим, чтобы наши силы, не дай Бог, причинили вред или преследовали женщин», — сказал он.
При этом представитель талибов назвал это временной процедурой, пообещав, что заработная плата работающих женщин будет выплачиваться на дому.
Боевики «Талибана» объявили о захвате власти в Афганистане 15 августа, когда взяли столицу страны Кабул. После этого тысячи граждан попытались уехать из страны. Некоторым сбежать все-таки удалось, однако многие афганцы погибли в давке в аэропорту.
Накануне, 24 августа, официальный представитель талибов Забихулла Муджахид заявил, что покинуть Афганистан можно будет только до 31 августа.
После этого выезд из страны будет закрыт.
Хатшепсут. Женщина-фараон
Даже археологи поначалу не могли в это поверить. Женщина-фараон. Не царица, не регентша, а фараон с абсолютной, непоколебимой властью. Уникальный случай в истории древнего Египта, отличавшегося ревностным отношением к традициям. Что же такого было в этой женщине, что ради нее древние люди наплевали на многовековые обычаи?
Жить нашей героине выпало в прекрасное время: 15 век до нашей эры, Эпоха нового царства, золотой век Египетской цивилизации. Гиксосы, люди с востока, которые несколько предыдущих столетий кошмарили Египет, были давно изгнаны, правящая династия крепко стояла на ногах, в ее легитимности и военной мощи никто не сомневался. Культура, а в особенности архитектура, переживала свой расцвет, чего нельзя было сказать о королевской семье. Будущая царица была старшим ребенком Фараона Тутмоса I и Великой жены царя Яхмес. Яхмес была не единственной женой царя, но именно ее дети считались полнокровными наследниками Египта.
Тутмос II был сыном второй жены фараона, он был полукровка и полных прав на трон не имел. Хатшепсут была прямой наследницей, но она была женщиной, а в египетском языке не было даже иероглифа означающего “Царица”, высший титул, на который могла рассчитывать женщина, был “Великая жена царя”. Вот они и поженились, Тутмос ll получил право царствовать, а Хатшепсут заняла почетное место рядом с ним.
Немного о государственности Египта.
Народ Египта был до невероятия набожным. Фараон считался воплощением Бога Амона на земле. Жрецы обладали огромной властью, они могли влиять, как на умы простолюдинов, так и на фараона. Жена фараона носила титул “Супруга бога Амона” — высочайший сан в египетском жречестве. Второй по величине силой в империи была военная знать. Как и любой большой стране, Египту надо было защищать границы, успокаивать недовольных и периодически кого-нибудь захватывать. Самой скромной силой были аристократы. Богатейшие ремесленники, земледельцы и торговцы хоть и обладали родовыми привилегиями, которые отнять у них не мог даже фараон, влияния на политику оказать не могли. Так же отдельного внимания стоят чиновники. Престижное и выгодное занятие, но весьма опасное и сложное. Именно руками чиновников сильные мира сего проворачивали различные дворцовые интриги и махинации.
Если кратко, то государство выглядело так:
1. Фараон — обладает неограниченной властью, но частенько вынужден считаться с интересами знати.
2. Жрецы — следят за порядком в умах людей и стабильностью на троне.
3. Военные — защищают и обеспечивают империю рабами, землями и торговыми путями.
4. Аристократы — обогащают империю, торгуют, творят культуру и искусство.
5. Чиновники — служат всем выше перечисленным, в первую очередь конечно фараону.
6. Рабы и простолюдины — много работают круглый год и в любую погоду.
Фивы, древняя столица Египта.
Вернемся к молодоженам. Тутмос II оказался человеком заурядным, со слабым здоровьем. Фараон находился под сильным влиянием жены, Хатшепсут была моложе, умнее и тверже. Еще при жизни законного царя она сосредоточила власть в своих руках. Фараон почти все время правления провел в походах, и умер молодым. Царствовал он 3 года. От него у Царицы остались две дочери. Наследником снова стал полукровка, сын одной из наложниц Тутмос III. На момент смерти отца мальчишке было всего 12 лет. Прав на престол у него не было, однако, его все равно провозглашают фараоном. Других наследников не было. Жрецы объяснили это тем, что оракул Амона Ра, предсказал молодому человеку будущее фараона. Хатшепсут становится регентом и продолжает укреплять власть. В скором времени при всесторонней поддержке жречества Хатшепсут ссылает малыша-фараона на обучение в храм, подальше от Фив, религиозной столицы Египта, где по совместительству решались и все политические вопросы.
И все же рано или поздно Тутмос вернется и потребует трон, и Хатшепсут придется уступить свое место фараону и его жене. Все это прекрасно понимали, но никто этого не хотел. За семь лет своего регентства Царица привела империю к процветанию. По всей стране строились храмы, восстанавливались разрушенные гиксосами памятники и святыни, торговля росла и процветала. Все ключевые сословия поддерживали Хатшепсут.
Началась активная пропаганда. Жрецы пустили в “печать” легенду о божественном происхождении Царицы, дескать, сам Амон Ра в обличие Тутмоса I (отца Хатшепсут) спустился с небес и зачал ее. В храмах и обелисках появились барельефы, где Хатшепсут была изображена в мужской одежде и с накладной бородой.
Хатшепсут в образе.
Лишь одна деталь позволила археологам догадаться о том, что фараон, изображенный на барельефах женщина: иероглифы, описывающие изображения, гласили – “Ее Величество Фараон”, а когда в текстах речь шла о “Царе”, то местоимением стояло “Она”.
Вот так Великая жена царя стала Великим царем.
Египетские воины в Пунте.
После своего восхождения на престол фараон, полное имя которой стало Мааткара Хатшепсут Хенеметамон, хотела показать, что она способна не только на мирные дела, но и на военные, ни чуть не хуже фараона-мужчины. Она лично снарядила небольшую экспедицию в Пунт, давно забытую страну, торговля с которой пришлась бы очень кстати. Жители этого государства производили древесину, в Египте с ней было туго, а так же смолу мирры и ладан, необходимые ингредиенты для священных ритуалов. Хоть экспедиция и несла мирную цель, путь был непростым, да и о ситуации внутри Пунта известно ничего не было. Сначала путешественники протащили свои корабли до берегов красного моря, а оттуда уже, аккуратно, вдоль берега поплыли в страну деревьев и благовоний.
Оранжевый — первая экспедиция, желтый — торговые пути.
Экспедиция длилась год и прошла просто восхитительно. Пунтийцы приняли египтян с почестями и осыпали их дарами. Началась торговля, на египетских прилавках появились новые благовония, краски всех сортов и расцветок, слоновая кость, шкуры экзотических животных.
Египетское торговое судно.
Полноценных военных походов в биографии царицы тоже хватает. Несколько походов в непокорную Нубию, получение контроля над Синайским полуостровом и Финикийским побережьем, а также вторжение в Сирию и Палестину. В этих делах отличился Тутмос III, который пролетев мимо египетского трона, построил успешную военную карьеру.
Заслуги же Хатшепсут – это в первую очередь архитектура.
За 20 лет своего правления царица взрастила поколение талантливых скульпторов и архитекторов, а приумноженные богатства позволили претворить в жизнь задумки древних творцов.
Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри.
Этот храм, высеченный в скалах, вышел из под пера Сенмута, архитектора и фаворита царицы. Сенмут был простолюдином, но за счет своих талантов стал одним величайших людей Египта, даже ходили слухи, что он был любовником Хатшепсут. Храм строили 9 лет. Именно благодаря таким сооружениям мы знаем о древнем Египте так много. Каждый правитель считал своим долгом построить храм, посвященный себе, и высечь историю своей жизни в камне.
Храм богини Сатет на острове Элефантина.
Небольшие храмы Хатшепсут строила во всех святых местах. На рельефах стен в таких храмах изображались истории и сцены из египетской мифологии.
Храмовый комплекс Карнак.
Один из величайших памятников эпохи нового царства. Строительство начал еще отец Хатшепсут. Царица расширила комплекс, установила 4 обелиска, и дополнила храм отца красной капеллой, посвященной ее коронации.
1 один из обелисков, 2 Реконструкция Красной капеллы, 3 фрагмент барельефа из Красной капеллы.
В общей сложности Великая царица правила 22 года. Когда она предстала перед Анубисом, ей было около 50 лет. К сожалению, большинство рукотворных памятников, посвященных Хатшепсут, уничтожило не время, а люди. Женщина-фараон, современники и ближайшие потомки мужчины, не смогли смириться с этим беспрецедентным нарушением обычаев и традиций. Сразу же после ее смерти, скульпторы под руководством Тутмоса III принялись за уничтожение этой личности. Барельефы видоизменялись, там, где ранее была Хатшепсут, теперь красовался ее отец или муж. Там, где переделать изображение было невозможно, их стирали или портили до неузнаваемости. Но в одном, хоть и не осознанно, Тутмос помог археологам. Обложив обелиски Хатшепсут каменной кладкой, он законсервировал их, и продлил им жизнь. Благодаря прекрасно сохранившимся текстам на этих обелисках, история этой женщины не исчезла бесследно. Для нее это было важно, свою жизнь она стремилась изобразить и передать потомкам, это видно по тому, с какой любовью и усердием создавались храмы и барельефы. И если загробный мир таки существует, то думаю, фараон Мааткара Хатшепсут Хенеметамон довольна.
Поддержать можно добрым словом в комментах.
Статья взята с Cat_Cat. Автор: Карл Стольгиченко.
Первые женщины (правительницы в частности) в мировой истории известные по именам
В мировой истории известно множество женщин. Великих и не очень, созидательниц и разрушительниц. Но кем же были самые первые известные женщины в мировой истории?
Увы, прошло много тысячелетий, известно мало, но кое что интересное всё же есть!
Фрагмент вазы с именем первой известной истории женщины.
Первой была Нейтхотеп (егип. nt-ḥtp — «Нейт (египетская богиня охоты и войны, покровительница Саиса в Западной Дельте) умиротворена») — царица-консорт Древнего Египта начала I династии (конец XXXI века до н. э.), то есть больше 5.000 лет назад! Носила титулы «Супруга того, кого любят Обе Богини» и «Могущественнейшая из женщин».
Имя Нейтхотеп, заключённое в царский картуш, обнаружено в надписях рядом с именами фараонов Нармера (считается первым фараоном I династии, объединителем Верхнего и Нижнего Египта) и Хор-Аха, что создало сложность в определении того, кому из них она приходилась женой. Согласно исторической традиции, Нейтхотеп была женой царя Нармера и матерью Хор-Аха. Последний соорудил для Нейтхотеп величественную гробницу после её смерти. Однако другие исследователи считают Нейтхотеп женой Хор-Аха. По этой версии, Нейтхотеп была северной царевной (на происхождение указывает и посвящение богине Нейт), на которой женился Хор-Аха в целях укрепления единства объединённого государства. После смерти Хор-Аха Нейтхотеп некоторое время правила Египтом в качестве регентши, таким образом являясь так же первой женщиной правительницей в мировой истории, известной по имени. Гробница Нейтхотеп состоит из 21 отдельной камеры.
Помимо картуша в Нагаде имя Нейтхотеп также обнаружено на алебастровой вазе из Умм эль-Кааба, на двух вазах из царской гробницы Джера, сына Хор-Аха, а также на изделиях из слоновой кости, найденных во входящих в его погребальный комплекс сопровождающих гробницах.
Мернейт (Меретнейт) («Быть любимой (Mrj.t) Нейт (Nj.t)») — царица из I династии Раннего царства Древнего Египта, имевшая титулы «первая из дам» и «мать царя», одна из первых достоверно известных нам женщин в мировой истории (она немного младше Нейтхотеп, жила примерно на век позже).
Видимо, Мернейт была женой Джера (четвертый фараон) или Джета (пятый фараон). Мернейт была регентшей при своём малолетнем сыне Денчике Дене, поэтому она иногда считается первой правившей царицей в истории. Однако другие исследователи считают Мернейт дочерью царя Джера, которому она наследовала и некоторое время правила самостоятельно в качестве первой женщины-фараона. Подтверждением этому является написание имени царицы в царском картуше на двух внушительных стелах её гробницы в Абидосе.
О её правлении свидетельствуют погребальные комплексы в Абидосе и Саккаре. В Саккаре расположена мастаба размером 16 x 42 метра с многочисленными упоминаниями Мернейт, в том числе включёнными в серех (геральдический символ Древнего Египта, который содержал в себе имя фараона). Гробница Мернейт в Абидосе расположена в некрополе Умм эль-Кааб, где похоронены и остальные правители I династии. Вместе с ней было похоронено около 20 людей (подобная практика в целом характерна для начала периода Раннего царства). Неизвестно, были ли они убиты после смерти царицы или умерли естественной смертью и пожелали быть похороненными рядом с ней. Кроме того, в гробнице находилась солярная (солнечная) барка, предназначенная для путешествия с богом Солнца по загробному миру.
Гробница Мернейт была обнаружена и исследована британским археологом Уильямом Флиндерсом Питри в 1900 году. Изначально считалось, что найдено захоронение ранее не известного фараона; сам Питри писал о «стелах царя Мернейт».
Хер-Нейт / Хернейт (егип. Hr Nj.t «облик (богини) Нейт») — древнеегипетская королева-консорт I династии.
В обнаруженной Уолтером Брайаном Эмери в 1955 году саккарской гробнице-мастабе, совместившей северную и южную погребальные архитектуры, имя Хернейт найдено на вазе рядом с именами Джера, Дена и Каа (последний фараон I династии). В Абидосе её имя стоит рядом с именем Джера.
Её происхождение туманно, а супружество с Джером спорно. Предположительно, она (а не Мернейт) приходилась матерью Дену. Если интерпретации известных о Хернейт надписей верна, то она носила титулы «Первая» и «Супруга двух повелителей».
Вот вам первые женщины в истории не только Древнего Египта, но и в мировой!
А вот (на мой взгляд) весьма неплохой кандидат:
Има-Иб в иероглифах (два символа слева от имени Хор Аха)
Има-Иб (также Бенер-Иб, Бенер-Аб, Бенериб, Бенераб) — имя лица, жившего около 2900 года до н. э., приближённого фараона Хор-Аха I династии. Открыл имя французский археолог Амелино при раскопках некрополя Умм эль-Кааб (Абидос). «Има-Иб» в переводе означает «Быть приятным сердцу». Различные авторы считают Има-Иб женой (Эмери) или дочерью (Каплони) Хор Аха и Нейтхотеп, однако на сохранившихся фрагментах нет никаких титулов. Сохранились несколько объектов:
Гребень с именами: фараона Хор-Аха и Има-Иб. Найден Ф. Питри в Абидосе.
Ярлык с именами фараона Хор-Аха и Има-Иб. Найден при раскопках в Абидосе.
Различные объекты из слоновой кости: с именами Хор-Аха и Има-Иб. Хранятся в музеях Каира, Питтсбурга, Кембриджа. Найдены также в Абидосе.
Каменный сосуд с именами фараона Хор-Аха и Има-Иб, найденный Амелино в Абидосе, и хранится в Лувре.
Оттиск печати с именем Има-Иб, найденный в Саккаре.
А теперь о том, что думаю я.
Титулов как у предыдущих дам нет, а это неизбежно отобразилось бы как в предыдущих двух случаях. Заупокойных комплексов тоже. Имена её и фараона везде рядом. Переводы имени «Сладкая сердцем», «Быть приятным сердцу» на мой взгляд говорит о романтических отношениях между ней и фараоном (гребень, к примеру, может подарил фараон чтобы она всегда о нём помнила и он как бы был бы с ней рядом). Вполне вероятно, что это обычная девушка, которую заметил фараон и взял в жены. Таким образом это может быть первая известная нам история Золушки по-египетски!=)
Повторюсь, это только моя догадка, вполне вероятно, что это просто сногсшибательная дочь соседнего вождя или знатного вельможи. Только вот браки по расчёту редко бывают такими романтичными. Впрочем, гадать можно долго, истину мы вряд ли когда нибудь узнаем наверняка.
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
«Большие боги» появились, чтобы не за совесть, а за страх стабилизировать большие человеческие сообщества
Cуд Осириса в Древнем Египте: на одной чаше весов – сердце усопшего, на другой – фигурка богини истины Маат или ее символ, перо. Папирус Ани. XIX династия, XII–XIII вв. до н. э.
У всех основных современных религий есть одна общая черта: боги или вселенские законы (например, карма в буддизме) занимаются исключительно тем, что диктуют человеку правила поведения в обществе и наказывают за их нарушения. Но на заре нашей истории такие религии были скорее редкостью: божествам, которым поклонялись племена охотников-собирателей, не было дела до морального облика людей. Сейчас ученые проверили одну из гипотез, почему в свое время победили боги, активно занимающиеся нравоучениями
Судьи судят мудрого, знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности. Плохо, когда обвиняют мудреца. Не надейся на долгие годы. Смотрят они на жизнь, как на один час. Остаются дела после смерти [человека], кладут их в кучу рядом с ним. Вечность – это пребывание там. Глуп тот, кто пренебрегает этим. Но тот, кто достиг этого, не делая греха, будет подобен богу, свободно шагающему как владыка вечности.
Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара.
Древний Египет, XXII в. до н. э.
Древний египтянин всю свою жизнь готовился к самому важному моменту своего земного существования: после смерти его сердце взвешивалось, и Осирис вершил свой суд. Оправдательный приговор обещал вечную жизнь близ богов, остальных же ожидала крайне незавидная участь. В этих чуждых нам религиозных представлениях проступают поразительно знакомые черты: как и боги главенствующих современных религий, божественные судьи Древнего Египта определяли посмертную участь человека в зависимости от его поступков, совершенных при жизни.
Но подобные религиозные концепции получили распространение относительно недавно. При попытках дать объяснение нынешнему массовому распространению религий, в которых всесильные и всезнающие божества озабоченны человеческой моралью и общественными взаимоотношениями, была выдвинута гипотеза «больших богов».
Согласно этой идее, необходимости во всевидящих богах не было, пока люди жили небольшими группами, в которых любой проступок был тут же замечен и наказан. Но в более крупных социумах, начиная от систем поселений до первых городов, у людей появилась возможность совершать неблаговидные дела, оставаясь непойманными. И вера в «больших богов» или сверхъестественные наказания сдерживала массовую преступность, способствовала кооперативному, «моральному» поведению и выполнению социальных норм большинством членов социума.
С этой точки зрения без сверхъестественного принуждения к «хорошему поведению» Древний Египет, как и почти любое большое и сложное сообщество, не смог бы зародиться и существовать в течение почти сорока веков. Однако разные исследователи дают разные ответы на извечный вопрос о «курице и яйце»: что появилось сначала – боги, резонеры и морализаторы, или крупные человеческие общины?
Недавно группа ученых из США и Великобритании опубликовали новое исследование, где постарались избавиться от методологических недостатков работ своих предшественников. Они проанализировали информацию из базы данных «Сешат» (названную в честь древнеегипетской богини письма, литературы и счета), где содержатся данные о социальной структуре и религиозных верованиях нескольких сотен человеческих сообществ, существовавших в 30 географических регионах в период от начала неолита до начала индустриальной/колониальной эпохи. Анализом были охвачены 51 характеристика социального устройства и четыре характеристики божеств.
Судя по всему, в истории человечества боги-судьи впервые вышли на арену как раз в Древнем Египте примерно в 2800 г. до н.э. Это была богиня Маат, чье имя в переводе звучит как «правда» или «истина». Именно ее фигурку (либо ее символ – перо) клали на вторую чашу весов при взвешивании сердца усопшего.
Затем «большие боги» появились в других регионах Евразии: в Месопотамии около 2200 г. до н.э., в Анатолии – 1500 г. до н.э., в Китае – 1000 г. до н.э. В I тыс. до н.э. начали широко распространяться такие религии, как зороастризм и буддизм, а затем христианство и ислам, ставшие наиболее «популярными». Хотя римляне еще за тысячелетие до официального принятия Римом христианства верили, что боги наказывают людей за нарушение клятвы.
Анализ данных «Сешат» показал, что появление богов-морализаторов, как правило, не предшествовало, а следовало за периодом быстрого роста сложности социальной структуры в обществах численностью порядка миллиона человек. И дело здесь не в том, что данные о вере в «больших богов» не сохранились, так как письменность в большинстве таких сообществ появилась раньше, чем эти верования. По-видимому, последние не подталкивают эволюцию социальной структуры, но способствуют адаптации уже сложившегося общества к «новой реальности» совместного проживания множества людей. В некоторых случаях такие доктрины помогали стабилизировать империи, одновременно ограничивая их дальнейшее расширение. Например, когда индийский правитель Ашока (правил в 268–232 гг. до н. э.) принял буддизм, он отказался от продолжения войны, тем самым остановив расширение империи Маурьев.
Появлению «больших богов», по-видимому, предшествовало изменение ритуальных практик в сторону большей стандартизации и рутинизации (регулярного, еженедельного или ежедневного выполнения), а также установление принципа иерархии божеств. Все это могло способствовать формированию коллективной идентичности, что подготовило почву для распространения новых верований в «больших богов».
И в современном мире, где стали обычны полеты в космос и генетическая инженерия, религиозное сознание и вера в «высший суд» остаются присущи множеству людей. Хотя всевидящее, всемогущее и карающее за проступки «око» сейчас успешно заменяют камеры видеонаблюдения и уголовный кодекс, человеческое общество в целом еще не созрело для того, чтобы заменить внешнюю «совесть» внутренним неприятием поступков, наносящих вред ближнему.