Чем в избе занималась баба яга
Изучение сказочного героя. Где живет Баба-яга?
Вступление
Итак. Где обычно живет Баба-яга в сказках?
Где находилась сказочная избушка?
О месте расположения избушки Яги сказители сообщали своей аудитории неодинаковые сведения, но были в их словах и общие черты.
Как выглядела избушка на курьих ножках?
Знаменитый исследователь фольклора В. Я. Пропп подчеркивал, что избушка Бабы-яги олицетворяла собой «сторожевую заставу» на границе между миром живых и миром мертвых.
Вход в избушку, где живет Баба-яга, был всегда обращен к лесу, но та поворачивалась, если приходил незваный гость и требовал этого. Куриных ног обычно было две (редко одна), иногда даже четыре. И в некоторых историях избушка могла даже запинать ими неугодного визитера.
Прообраз избушки
Древние славяне хоронили своих покойников в особых домовинах. Они ставились на высокие, так называемые «курные» пни, которые обкуривались дымом от костров. Домовина ставилась отверстием к лесу, а не к селу. Вот вам и куриные ноги и известное сказочное обращение героя к избушке, стать к лесу задом, а к нему передом.
Покойник лежал в домовине ногами к выходу, так же располагалась в своей избушке и Баба-яга, образ, по словам Проппа, живого мертвеца. Видеть пришедшего она не могла, но чувствовала его запах. Отсюда слова сказки «лежит бабка, нос в потолок врос» и ее реплика, когда избушка поворачивалась к гостю: «Чую, русским духом пахнет!».
Герой же, оказавшийся в трудной ситуации, исчерпавший все доступные способы решения своей проблемы, шел к миру недоступному, неведомому. Обратившись к представительнице потустороннего мира за помощью или советами, Иван-царевич или другой сказочный герой должны были приобщиться к нему. Поэтому новопришедшим Баба-Яга сперва предлагала попариться в бане (совершить посмертное омовение), а затем кормила пищей мертвых. Если герой не пугался и принимал все эти «знаки внимания», считалось, что он мог рассчитывать на то, чтобы Баба-яга, этот русский Харон, проводник в мире мертвых, помогла ему в его трудных поисках.
Атрибуты Бабы-яги
В печь старуха Яга часто сажала маленьких детей. Почему? Потому что в старину лечиться было нечем и не у кого, и первыми в крестьянской семье от эпидемий, болезней, голода страдали именно дети.
Современная изба Бабы-яги
Жилище Бабы Яги: что на самом деле было прототипом «избушки на курьих ножках»
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
Изба и ее хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.
Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).
Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
Чем занимается Баба Яга в наши дни?
Баба Яга является одной из главных злодеек в славянском фольклоре. Именно она живет в лесу в избе на курьих ножках, заманивает заблудившихся путников, а потом заставляет прислуживать себе или съедает на ужин. Но так было в прежние времена, а теперь она совершенно изменилась, ведь необходимо соответствовать актуальным тенденциям, чтобы не терять своей популярности в народе.
Какое расписание у Бабы Яги?
Из своего укромного укрытия Баба Яга перебралась в город, чтобы почаще встречаться там с людьми. Теперь она уже не старается запугать их или съесть, а работает в развлекательной сфере. Такой подход позволил получить намного большую популярность. У нее появилась масса поклонников, которые с удовольствием посещают все мероприятия, а также ждут новых выступлений. Наличие своего сайта позволяет делиться с аудиторией планами и сообщать о новых проектах, в которых Баба Яга примет участие.
На сайте https://baba-yaga.com/media/ есть вся необходимая информация, которая позволяет убедиться, что Баба Яга действительно стала медийной персоной. Она поет песни, участвует в различных шоу, гастролирует с собственной развлекательной программой. Также она старается не отставать от современных молодежных тенденций, поэтому недавно даже поучаствовала в рэп-батле с известным блогером и исполнителем песен Эльдаром Джараховым. Вышло очень даже неплохо, так что новый опыт можно назвать успешным.
Ведет Баба Яга и свой собственный Instagram аккаунт, в котором делится с подписчиками своими новостями. Многие реликтовые персонажи фольклора под воздействием современных технологий просто исчезли, но мудрая старушка сумела адаптироваться к ним, поэтому сейчас прекрасно чувствует себя, собирая свою порцию хайпа и встречаясь с известными людьми на разных светских мероприятиях.
Зачем на самом деле Баба Яга сажала детей в печь: Страж границы и древний дух-покровитель
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Страж границы
Выделяют несколько сюжетных линий, связанных с Бабой Ягой. Чаще всего она выступает как советчица-вещунья или похитительница детей. Первая ее ипостась – самая интересная. Дело в том, что этот персонаж в начальном своем значении является хранителем границы между нашим миром и царством мертвых, «тем миром», который в сказках выступает как Тридевятое царство. Сказки, известные с детства, воспринимаются как должное, и в них мы часто встречаемся с культурными кодами, смысл которых нам уже точно не ясен, хотя может, конечно, восприниматься интуитивно. В случае Бабы Яги таких знаков множество. Взять хотя бы ее жилье – странное с современной точки зрения строение – избушка на курьих ножках, которая еще почему-то поворачивается. Исследователи однозначно связывают это строение с домовиной-гробом – могильным строением на столбах. Эта избушка является своеобразным контрольно-пропускным пунктом в иной мир, поэтому герой и не может просто обойти ее, обнаружив, что она стоит «к нему задом». Повернув ее, герой, кстати, показывает свое знание определенных ритуалов.
Младенец в печи
Вторая роль сказочной Бабы Яги – похитительница детей, возможно, указывает на участие этого образа в древних обрядах инициации, которые часто были связаны с символической смертью. Особенно те, которые обозначали переход человека от одной своей роли в обществе к другой. Умирая в старой ипостаси девушки, рождалась жена в новой семье (свадебные обряды полны древней похоронной символики), чтобы появился на свете новый полноценный член племени, исчезнуть должен был мальчик. Чаще всего такие обряды проводились в виде заданий, которые юноша должен был выполнить в лесу, далеко от дома. Так что, возможно, что роль Бабы Яги, как родовой покровительницы и проводника в мир мертвых здесь тоже была сугубо положительной.
Кстати, вопрос о ее возможном людоедстве также благополучно разрешается. Дело в том, что наиболее страшный эпизод, кочующий по многим сказкам – сажание ребенка на лопате в печь, этнографы связывают с очень распространенным у многих народов Восточной Европы обряде «перепекания младенцев». Не пугайтесь, делалось это с благими целями, и в принципе вредить детям не должно было.
Это странное на современный взгляд действие было очень распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин (об этом упоминает в жизнеописании классика В. Ходасевич). Одно из последних зафиксированных описаний проведения этого обряда относится к 1942 году! Человек, над которым его проводили еще, возможно, благополучно здравствует. Тем более, что делалось это всегда именно для прибавки новорожденному здоровья – чаще всего так пытались исправить – «перепечь» недостатки недоношенного или больного младенца (печь у наших предков имела огромное сакральное значение).
От покровительницы до злой колдуньи
Связывают такое превращение исследователи с изменившимися укладами и верованиями наших предков. Постепенно, при отходе от матриархата и изменении отношения к смерти, этот персонаж приобрел явно отрицательные качества. Кстати, трансформация образа Бабы Яги продолжалась и в XX веке – ей стали придавать комические черты глуповатой, даже кокетливой и не обязательно злобной старушки.
Удивительно, что в нашем кинематографе мужчина-актер стал самым известным исполнителем роли этого сказочного персонажа. Читайте дальше обзор Георгий Милляр: заслуженная Баба Яга и одинокий джентльмен советского кино
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Баба Яга: невиноватая я!
В избушке на куриных ножках живет всем известный персонаж – часто несправедливо обвиняемый в преступлениях. Которых она не совершала. Зовут ее баба Яга или просто Ягинишна.
Баба Яга – персонаж не только народных сказок,но и часто встречается нам в сказках литературных.
Она – один из старейших образов сказки, дама весьма противоречивая.
С одной стороны — это «дарительница» (В.Я. Пропп), подарки которой помогают герою выполнить трудные задачи и получить желаемое, с другой — злобное существо, готовое погубить героя — яга-воительница.
Может Яга выступать и в роли похитительницы (детей, как правило).
Иногда она даже является в образе красавицы, обладающей соблазняющей силой.
А вот русский лубок весьма ехидно показывает ее как воплощение женской хитрости.
Но чаще всего Баба Яга все-таки нехороша собой, живет в лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, которую погоняет помелом. вокруг ее избы забор из кольев с насаженными людскими черепами или забор из человечьих костей.
Главное ее занятие — прясти, этим же она заставляет заниматься и попавшую к ней героиню.
Она зла и страшна тем, кто ее не почитает, а добра и верный помощник — обращающихся к ней почтительно.
Яга в некоторых сказках может управлять сменой дня и ночи, потому что в ее распоряжении три всадника — день, ночь и утро.
А еще у Яги бывает собственный источник живой воды. И она мастерица загадывать и решать загадки.
Бабу Ягу часто обвиняют в людоедстве. И совершенно напрасно – нет ни одной сказки, в которой она бы прилюдно съела или зажарила героя.
Да, она сажает Ивана на лопату и даже грозится отправить его в печь. Но вот только в печь Иван отправляет ее саму!
А в сказке «Баба Яга и жихарь» именно мальчику удается зажарить не только Ягу, но и ее дочерей.
Словом, Яга часто только грозит герою, который весьма ловко умеет ее перехитрить.
Так что не виноватая наша Яга!
Мы привыкли считать, что Баба Яга чаще всего не имеет ни мужа, ни детей, однако это не всегда так. Бабы Ежки бывают разные.
В сказке «Бой на Калиновом мосту» у Яги есть муж и сыновья, которых в честном и открытом бою убивает герой – и Яга сама отправляется ему мстить.
В доме Яги герою довольно часто помогают его обитатели. Так, в сказке, которая так и называется «Баба-Яга» девушка, посланная в услужение к старухе, очень хорошо обходится с котом и собакой и смазывает волшебные ворота избушки. Когда она бежит от Яги, то волшебные помощники становятся на ее сторону – и помогают сбежать. И даже ворота не скрипят!
Избушка на курьих ножках — место обитания Бабы Яги в русских народных сказках и сказках других славянских народов.
Стоит она посреди дремучего сказочного леса и даже может «беспрестанно вращаться-повертываться» вокруг своей оси. Чтобы заставить ее повернуться так, как надо, т.е. дверью к герою, герой должен произнести определенную формулу — «стань ко мне передом, а к лесу задом».
Иногда сказка уточняет: пирогом избушка подперта и блином накрыта.
Дойти туда не так просто – герой должен идти долго-долго: идет он, «железным костыльком упирается, просвирку железную грызет» и к избушке на курьих ножках герой приходит, только, когда «башмаки железные истоптал и просвирку железную сглодал».
Вокруг избушки часто стоит тын из острых кольев. В этой ограде есть ворота. Баба Яга не ухаживает за избушкой и не смазывает ворота – они скрипят и жалуются героине сказки на свою тяжелую жизнь. Героиня смазывает их маслицем – и ворота пропускают ее, когда она бежит из избушки, захлопываются перед самым длинным носом Бабы Яги.
Избушка та «малая снаружи – безмерная внутри».
Внутреннее ее убранство типично для русской избы: в ней есть печь, в которой баба Яга норовит зажарить героя, но никогда этого не делает. Зато в печь герой отправляет злую дочь Бабы Яги.
Сама Яга спит на кровати, а в изголовье может храниться волшебный предмет – например, меч-самосек, который надо добыть Ивану.
Но в сказках рассказывается про избушки на курьих ножках, в которых не живет никто, но они тем не менее очень даже волшебные.
Так, в сказке «Старуха-говоруха» мачеха из-за вредного характера заставляет мужа отвезти падчерицу в лес, хотя и любит ее. Старик отвозит дочь и оставляет ее в избушке на курьих ножках, которая стоит пустая посреди леса. Девушка варит кашу и угощает ею лешего. А тот в благодарность за угощение приносит ей подарки.
В результате, когда девушка возвращается домой, мачеха раскаивается в своем решении отправить ее с глаз долой, а увидев богатства, а как увидела, сколько добра падчерица привезла – никогда больше на нее не ругалась.
Помните, как описывают Бабу-Ягу русские сказки? «Баба-Яга, костяная нога, в ступе едет, помелом погоняет».
Транспорт Яги – один из непременных ее атрибутов. Ступа неизменна – в ней она летает.
А вот помелом вредная и мудрая старушка может ступу погонять, а может впереди дорогу расчищать. И метлой же Яга заметает следы, чтобы никто не обнаружил, куда она направилась по своим Ягининым делам.
Самое удивительное, что метлой старушка не только ступу погоняет, но и себя хлещет, чтобы прытче бежать или лететь.
Невольно возникает вопрос: если есть ступа, то где же пест от нее? На месте! Пест всегда с Бабой-Ягой! Им она тоже, как и метлой, ступу погоняет, им упирается, когда нужен упор, и им же дерется.
В северных сказках, собранных Н.Е. Ончуковым, рассказывается: «Едет на ступе баба Яга, подъехала к старику и заругалась. Ударила старика пестом, старик повалился. » От удара пестом Бабы-Яги герой также превращается в камень.
Помело и ступа являются, как Сивка-Бурка Ивану-царевичу, по свисту старушки. В сказке А. Ремизова рассказывается, как вышла «Баба-Яга из избушки на курьих ножках, а на поляне темно, хоть глаз выколи. Не светятся глаза черепов, не знает она, куда идти, где беглянку искать. Свистнула ступу и помело, но они в темноте заплутались и назад вернулись. Так и осталась Баба-Яга без поживы».
(С) Наталия Будур, переработанный отрывок из книги Н. Будур «От Лукоморья до Белогорья. Секреты русской сказки».