Чем в письменной форме речи передается интонация
Как интонация текста влияет на его восприятие аудиторией?
Интонация в устной речи — это то, без чего невозможно представить точную передачу мысли: даже не в том суть, что без нужной интонационной окрашенности вы не сможете задать вопроса по-русски (в русском языке ни у одного члена предложения нет строго фиксированного правилами местоположения в высказывании, сказуемое можно поставить перед подлежащим, или наоборот и т.д.), суть в том, что без эмоциональной окраски, которую сообщает фразе интонация, слушатели просто «выключаются» и перестают внимательно воспринимать информацию. Вспомните самого скучного лектора из своей студенческой жизни. Он говорил невыразительным голосом, с монотонной интонацией, которая усыпляла аудиторию? А что он говорил? Может быть, очень умные и важные вещи? Но вы не помните. И это не ваша вина. Все дело в отсутствии экспрессии, которую сообщает речи интонационное разнообразие.
И это работает с не меньшей эффективностью в письменной речи. Да, интонация (сейчас все пишущие люди отлично понимают, о чем идет речь) — это одно из основополагающих выразительных средств построения высказывания. Возьмите правильную интонацию — и текст пойдет, как по маслу.
Интонация в тексте — это ритм авторской речи, «музыкальное», если хотите, сочетание ее отдельных отрезков, акцентирование с помощью расстановки членов в предложении смыслового ударения на определенном слове или целой фразе; это способ передачи эмоционального месседжа; это авторский стиль; это, наконец, общее впечатление, которое рождается у читателя от текста.
Как передается интонация в письменной речи? Подбором точных, с определенной стилистической окраской слов и построением предложений, которое и определяет ритм авторской речи. Мы поговорим о том, какие эмоциональные месседжи может сообщить тексту интонация, и какую интонацию взять, чтобы зацепить аудиторию.
Несколько распространенных в контент-маркетинге типов интонаций
Доверительная. Вы со своей аудиторией на равных: делитесь с ней историями, интересными фактами, сообщаете ей полезную информацию, обращаясь к ней, как к союзнику и другу. Для доверительной интонации характерно проявление эмоций. Но важный нюанс заключается в том, что автору лучше не делать акцент на своих личных чувствах, а искать ту эмоциональную окраску месседжа, которая импонирует аудитории. Другими словами, даже если какой-то факт вызывает у вас лично негодование, подумайте, прежде чем проявить это чувство, может ли оно вызвать ту же эмоцию у вашей аудитории? Вы с читателями — на одной волне. Помните об этом, если хотите родить в них доверие.
Экспрессивная. Этот как раз тот случай, когда могут и должны проявиться ваши личные чувства. Для экспрессивной интонации характерны «сильные» слова, резкий, даже «рваный» ритм, передающий эмоциональное отношение автора к описываемому предмету. Экспрессия уместна, когда вы хотите рассказать о своем опыте, о том, что лично вас тронуло, задело, потрясло и т.д. Следует помнить, что экспрессия интересна не сама по себе, в первую очередь важна, все-таки и тема, то, насколько вы сумеете заинтересовать ею ваших читателей. Вы пишете экспрессивно не для того, чтобы кого-то шокировать, а для того, чтобы вас поняли, проявили эмпатию, чтобы ваши читатели не сделали в будущем тех же ошибок, что и вы. Основная задача, которую вы решаете с помощью экспрессии, если говорить о ней применительно к контент-маркетингу, — используя «сильные» средства выражения, зацепить аудиторию, заставить ее проникнуться вашим посланием и — главное — в итоге дать аудитории что-то полезное, помочь. Люди читают не для того, чтобы познакомиться с чьими-то эмоциями, а чтобы вынести что-то полезное для себя.
Деловая. Нормальные люди не приходят на собеседование, чтобы поругаться с сотрудником отдела кадров, который берет у них интервью, не говорят с деловыми партнерами (если, конечно, пуд соли вместе еще не съели) на чистом русском мате. Есть негласный кодекс, предписывающий определенные правила поведения в той или иной ситуации. И этика делового общения — один из пунктиков в этом кодексе. Если ваша целевая аудитория — это профессионалы в какой-то нише рынка, то логика подсказывает, что выбирать стиль общения с ней нужно деловой, профессиональный, привычный в среде этой аудитории. Вам решать, следовать или нет этим нормам. Я просто скажу, что для деловой интонации характерна сдержанность, но стремиться к полному отсутствию эмоций не следует, иначе вы будете похожи на того, самого скучного в вашей студенческой жизни лектора, который, возможно, и говорил много умного, но вот запомниться своими мыслями никому не смог. Деловая интонация — не синоним сухой, безжизненной подаче материала. Помните об этом, если хотите быть интересны вашей аудитории.
«Учительская», можно сказать и иначе — снобистская. Тон преподавателя, отношение к читателю свысока: автор знает то, чего не знают (по его предположению) представители ЦА, и подчеркивает это (возможно, невольно) самыми разными средствами: иронией, направленной против неосведомленных (то есть фактически — против своей аудитории), неуместной экспрессией, не вызывающей эмпатии у читателя, массой специфических терминов, не знакомых большинству представителей ЦА и не разъясняемых в тексте, и т.д. Материал, написанный так, не просто не вызывает доверия, он, скорее, куда быстрее вызовет отторжение у читателя. Знаете, ведь на самом деле, любой интеллигентный человек, являющийся профессионалом в своем деле, всегда чувствует себя немного «самозванцем»: в самом ли деле — спрашивает он себя — имею я право учить других, я ведь сам не всегда до конца понимаю в глобальном смысле, что именно я делаю? Мало кто признается, но это факт: никто до конца не понимает. Если уж брать на себя роль учителя, то «человечного», который находится на одной волне со своей аудиторией, не ставит себя выше нее. Будьте интеллигентными учителями — может, это не модно, но зато точно работает.
В качестве резюме: трудно представить себе яркий материал без смешения интонаций, как невозможно вообразить симфонию, состоящую из одной темы, исполняемой одним музыкальным инструментом. В общении мы используем целый спектр самых разных интонаций — именно это делает нашу речь живой. Текст требует того же подхода — помните об интонационном разнообразии.
Интонация
Всего получено оценок: 80.
Всего получено оценок: 80.
Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения синтаксических значений и эмоциональной окраски. Данное фонетическое средство языковой выразительности позволяет выражать настроение говорящего и его отношение к собственному высказыванию.
Место интонации в речи
Интонация играет важную роль в устной форме языка. Интонация отличает устную форму от письменной своей выразительностью и неповторимостью.
В письменной форме речи интонация передается с помощью знаков препинания.
С помощью интонации человек может выражать конкретные эмоции, а также воздействовать на слушателя.
Во многом интонация характеризует самого говорящего. С помощью интонации в различных ситуациях общения можно определить отношение говорящего к высказыванию, обозначить его настроение.
Одно и то же выражение с помощью интонации можно произнести по-разному: с настроением грусти, радости, неудовлетворенности и др.
Основные элементы
Ударение (выделение слога в слове и слова в предложении), пауза (перерыв в звучании голоса), тембр (звуковая окраска) и темп речи (скорость произнесения) – основные компоненты интонации, способные придать высказыванию разнообразие, яркость и выразительность. Именно эти элементы позволяют с наибольшей точностью сказать, что такое интонация.
Типы интонации
Существует несколько типологий интонации:
Что мы узнали?
Интонация – фонетическое средство выразительности языка, которое может разнообразить речь говорящего, передать его настроение и отношение к произносимому. К основным компонентам интонации относятся ударение, пауза, тембр и темп речи. Интонации бывают восклицательные и невосклицательные; выражающими законченность или незаконченность; передающими сообщение, побуждение или вопрос; перечисляющими, сопоставляющими и поясняющими.
Интонация как средство оформления письменного текста
В настоящее время письменная речь рассматривается как сложная речевая деятельность, осуществляющая изложение связного высказывания, законченной мысли в письменной форме, как более позднее появление в психической сфере человека по сравнению с другими высшими психическими функциями как в историческом, так и в генетическом аспекте (Л.С. Цветкова). Л.С. Выготский понимает ее как особую систему символов и знаков, владение которой означает критический, поворотный момент во всем культурном развитии ребенка.
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных составляющих входит чтение и письмо.
Письмо определяется как знаковая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию с помощью графических элементов. Как двигательный акт, в котором различают его двигательный состав и смысловую структуру. Письмо определяется и как сложная речевая деятельность, многоуровневый процесс, в котором принимают участие различные тесно связанные и взаимообусловленные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный и общедвигательный.
Структура этого процесса формируется поэтапно и состоит из ряда операционных компонентов, образующих целостную функциональную самоорганизующуюся систему: анализ звукового состава слова, перевод четких обобщенных речевых звуков в графемы, перешифровка зрительных схем графических знаков в кинетическую систему последовательных движений (А.А. Леонтьев). «Особенность письма как комплексного навыка заключается в том, что оно требует интеграции и координации всех трех перечисленных операций» (А.Н. Корнев).
В зависимости от степени овладения навыком операции могут «сворачиваться» не нарушая эффективность, а повышая ее при условии тщательной проработки всех компонентов (Е.Ю. Балашова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Д. Слобин).
Письмо формируется на особом мотивационном уровне, обеспечивающим замысел, который удерживается в памяти посредством внутренней речи (И.Н. Садовникова). Условием мотивированного усвоения детьми письменной речи является «разведение в их сознании» процесса создания письменного высказывания на два этапа: порождение смыслового содержания и его выражение (Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Т.Н. Ушакова).
В процессуальном отношении письмо является продуктивным, чтение – рецептивным. Чтобы записать мысль, необходимо вычленить ее в законченной форме, разбить на лексемы и затем каждую из них посредством письма отразить материально. Вместе с тем пишущий имеет возможность каждую последующую часть своего письма базировать на чтении того, что написано раньше (Д.Б. Эльконин). Завершающей операцией процесса письма является контрольное прочтение, на базе которого осуществляется последующий контроль и редактирование, то, что для чтения является началом работы, для письма является его концом (Н.И. Жинкин).
Письменная речь имеет несколько различное значение в зависимости от понятийного контекста, в котором она используется.
В психологическом аспекте она определяется как компонент других видов деятельности, внутри которых ей отводится определенное структурное место и функциональное назначение. Это осознанный и произвольный монолог (Л.С. Цветкова), «алгебра речи», наиболее трудная и сложная форма намеренной речевой деятельности (Л.С. Выготский) которая мыслится, а не произносится, что представляет одну из существенных трудностей в ее формировании.
С психолингвистической точки зрения сущность письменной речи рассматривается как система порождения связного письменного высказывания (А.Н. Леонтьев, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович). Письмо и чтение реализуют письменную, «опосредованную временем и расстоянием форму общения» и представляют собой сложные виды речевой деятельности, требующие специального целенаправленного обучения (И.А. Зимняя).
Всовременной лингвистике письменная речь определяется как речь, предназначенная для изображения на бумаге с помощью специальных графических знаков; одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи по времени возникновения и способам выражения. Как лингвистические коды (лексико-грамматические и синтаксические единицы), построенные по существующим кодифицированным нормам. Материальным продуктом письменной речи является сложное смысловое целое – письменный текст (дискурс).
В психофизиологическом аспекте письменная речь рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения продуктивных речевых сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями. Психофизиологическую основу письменной речи составляет сохранное и полноценное функционирование отделов мозга (центрального и периферического) и проводящих путей анализаторных систем.
Структура письменной речи является весьма сложной (В.Я. Ляудис). Она состоит из четырех основных уровней и множества звеньев в каждом из них. Психологический уровень решает задачи формирования мотивов, интереса к письменной речи, смыслового содержания информации, регулирует и контролирует деятельность письма. Лингвистический уровень обеспечивает письмо лингвистическими средствами реализации процесса, реализует перевод внутреннего смысла и содержания в лингвистические коды (лексико-морфологические и синтаксические единицы). Психолингвистический уровень обеспечивает операциональную сторону реализации программы – процесс акустического восприятия и звукоразличения, актуализация образов-представлений графемы и моторного образа буквы, написание. Последний психофизиологический уровень обеспечивает реализацию всех указанных выше операций, осуществляет совместную работу нескольких анализаторных систем, лежащих в основе письменной речи.
Письменная речь формируется сознательно в процессе целенаправленного обучения ребенка на 5–7 годах жизни и требует, по сравнению с устной речью, более развитого самоконтроля, умения оценивать и управлять ею. В начале обучения способы возникновения письменной речи осознаны, позже они автоматизируются и превращаются в сенсомоторный навык.
Речевая деятельность возможна при условии владения языковой, в частности интонационной системой, которая отражает национальную специфику передачи смысла при помощи просодических средств. Процессы речевосприятия и речепроизводства характеризуются «настройкой» на интонационный «ключ» (В.Б. Касевич), которая определяется семантикой высказывания и реализуется в виде интонационного контура (В.С. Нефедьева).
Интонация коррелирует со всеми аспектами минимального речевого акта – высказывания (локуса): в локутивном аспекте интонация оформляет мысль в соответствии с целями общения, в связи с иллокутивным аспектом реализует намерения говорящего, в перлокутивном аспекте отражает фактор адресата. Письменный текст, как высказывание в широком понимании этого термина, в полной мере реализует интеллектуальную и волевую стороны сознания и выражает характер эмоционального восприятия действительности. В зависимости от характера адресации, целеустановки, экспрессии и эмоциональной доминанты определяется манера интонационной реализации письменного текста, стиль его интонирования (Е.Г. Сафронова).
Решение вопроса о декодировании интонации письменного текста в смысловом, эмоциональном, логическом аспектах лежит в области существующих связей между синтаксисом и интонацией (Г.Н. Иванова-Лукьянова). Синтаксический подход к интонации оформился в классических трудах лингвистов (А.В. Добиаш, А.М. Пешковский, А.А. Шахматов) и нашел развитие в исследованиях современных интонологов (Г.Н. Иванова-Лукьянова, Т.М. Николаева, И.Г. Торсуева, Н.В. Черемисина).
Г.В. Артоболевский, Е.А. Брызгунова, Л.С. Выготский, В.М. Жирмунский, Л.В. Щерба указывали, что интонация присуща устному и письменному тексту. А.Р. Лурия отмечал только «частичную закодированность» интонации в письменных знаках. По мнению Н.И. Жинкина, «читающий должен вычитать ту интонацию, которая вписана в текст сочинителем. Без этого невозможно верное прочтение и понимание текста». Для практического озвучивания интонации, «вписанной» в текст, Г.В. Артоболевский рекомендовал при чтении «определить все авторские указания, которые заключаются как в содержании, так и в форме произведения». В.М. Жирмунский отмечал, что манера интонирования текста зависит, от общей смысловой окраски и психологического тона речи, от художественно-психологического задания, осуществляемого в единстве приемов стиля. На необходимость перевода письменного текста в устную речь указывал Л.В. Щерба и отмечал, «чтобы текст был понят, он должен быть переведенным на произносимый язык».
Синтаксическая функция интонации трактуется как реальное языковое явление и в лингвистических теориях носит характер постулата (Л.К. Цеплитис). Интонации участвует в «определении членов предложений, в указании коммуникативных типов и видов предложений, в систематическом членении, в выяснении в предложении его коммуникативной, синтаксической и модальной стороны» (З.И. Клычникова).
Теоретическая основа связи между синтаксисом и интонацией разработана в монографиях и статьях А.А. Абдуазизова, В.А. Артемова, А.В. Бельского, С.Н. Бернштейн, Е.А. Брызгуновой, В.А. Васильева, В.В. Виноградова, Н.В. Витт, Н.И. Жинкина, Л.А. Кантер, И.И. Ковтуновой, Т.М. Королевой, О.А. Крыловой, Э.А. Макаева, В. Матезиуса, Е.И. Мурашова, А.М. Мухина, Т.М. Николаевой, О.А. Норк, В.И. Петрянкиной, А.М. Пешковского, Е.М. Пыж, Г.Г. Полищук, И.П. Распова, Н.Д. Светозаровой, Л.А. Тиханович, Р.М. Уроева, Н.В. Черемисиной. Все они придерживаются мнения о том, что интонация входит в синтаксическую структуру предложения как ее обязательный компонент, элементы интонации находят свое выражение на письме благодаря «системе интонационных фиксаторов»,в роли которых выступают знаки препинания, строчное и ступенчатое членение стиха, «ритмические фигуры» для указания границ синтагм, позиции синтагматического ударения, движения мелодики (Н.В. Черемисина).
Остановимся на ключевых лингвистических понятиях «синтаксис» и «пунктуация». В энциклопедическом словаре «пунктуация» определяется как система графических неалфавитных знаков, образующих вместе с графикой и орфографией основные средства письменной речи. Или, правила, кодифицирующие нормы пунктуационного оформления письменного текста, исторически сложившиеся для конкретного языка. Главное назначение пунктуации – членение и графическая организация письменного текста (С.И. Абакумов, А.М. Александров, И.К. Ганн).
Выделены три принципа пунктуации: С.И. Абакумов, А.Б. Шапиро обозначают ее роль в понимании письменного текста и выделяют смысловой принцип. Я.К. Грот указывает на роль пунктуации в выявлении синтаксической стороны письменного текста и определяет грамматический принцип. Л.В. Щерба, А.М. Пешковский называют интонационный принцип как показатель ритмики и мелодики речи.
Знаки препинания разнородны, это и пунктуационные (одиночные – парные знаки), орфографические (прописное – строчное написание), графические (абзац). Под пунктуационной грамотностью А.Ф. Ломизов понимает умение выразительно «читать» знаки препинания на письме, т.е. с помощью знаков препинания устанавливать смысл.
На современном этапе для отечественного языкознания характерна смена приоритетов, отход от традиционных методик изучения синтаксиса как замкнутой на себе системе (И.В. Архипова). Синтаксис – это «своего рода коррекция способов реализации той или иной коммуникативной задачи» (Л.В. Газаева), с психолингвистической позиции – учение о принципах и способах построения предложений (Н. Хомский). Синтаксис изучает строение, структурные и модальные типы предложений, рассматривает языковые средства, служащие для выражения заключенного в предложении смыслового содержания: отдельные формы слов, служебные слова, порядок слов, интонацию и ее компоненты (Г.П. Фирсов). Коммуникативный синтаксис русского языка конструктивен, функционален, семантичен и коммуникативен (И.В. Архипова).
Первостепенное внимание в настоящее время уделяется вопросам лингвистики текста, которому присуща собственная, качественно специфическая интонация, регламентированная регулярностями – конкретно-языковыми и типологическим характеристиками (Ю.А. Дубовский). Под текстом понимается продукт целенаправленной речевой деятельности, обладающий характеристиками связности, цельности и относительной законченности, центром которого является содержательно-концептуальная информация.
Система текста создается взаимодействием семантических и структурных признаков текстовой организации (И.Р. Гальперин). Фоностилистика и специальный раздел лингвистики – фонетика текста изучает вопросы на границе этих двух областей: анализ текстообразующей функции просодии, участие ее в реализации стоящей перед текстом коммуникативной задачи, анализ сегментных и супрасегментных характеристик текста, роль просодических единиц в формировании основных категорий текста в различных стилях. Признается универсальность интонации как языковой категории (И.В. Юрова). Лингвисты определяет большую или меньшую взаимообусловленность стилистической маркированности текста просодическим уровнем. Просодика понимается как «необязательная разметка» уже готовой записи письменного текста, при возможности неоднозначного толкования синтаксической структуры предложения она актуализирует грамматические связи, исходя из смысла высказывания (Г.И. Бубнова, В.Б. Красевич, Е.Г. Сафронова, Л.В. Щерба). Опора «на наблюдение над интонацией» способствуют правильному, легкому осмыслению синтаксических понятий и конструкций, пунктуационных правил, актуализирует смысл высказывания, формирует навыки выразительного чтения и развивает речевой слух (Т.И. Зиновьева, А.Ф. Ломизов, Г.П. Фирсов).
Таким образом, интонация является средством оформления письменного текста, она обеспечивает овладение пунктуацией и синтаксисом, наряду и во взаимодействии с синтаксисом служит для выражения смысловых отношений между синтагмами и предложениями в структуре связного (устного и письменного) текста, участвует в определении членов предложения, систематическом членении и указании коммуникативных типов предложений. Исходя из вышеизложенного, признается неоспоримым факт зависимости возможности усвоения письма от сформированности интонационной стороны речи.
Интонация как важный элемент высказывания
Пименова Юлия
Интонация как важный элемент высказывания
Лингвистическое изучение интонации.
Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.
Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.
Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.
Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.
Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.
Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».
Выделяют три основных вида речевого темпа: медленный, нормальный и быстрый. Являясь индивидуальной характеристикой говорящего, темп речи не постоянен. У одного и того же человека он может быть как стабильным, так и изменяющимся. Причем, стабильный темп речи может реализоваться только на коротких сообщениях. Ускорение или замедление темпа речи, характеризующееся резким отклонением от средних величин, мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.
Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.
Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.
К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.
С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.
Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.
Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.
Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.
Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.
Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.
Особенности интонационной выразительности речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.
Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.
Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.
Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).
В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.
Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.
У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.
Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.
Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.
Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.
Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.
Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.
Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.