Чем в самообразовании может помочь интернет сложный план
Доклад по теме Интернет как средство самообразования
Интернет как средство самообразования
Переход общества от индустриальной к информационной стадии развития приводит к качественному изменению образования, которое в полном смысле делается «точкой опоры», преобразующей мир.
Образование как процесс и человек как субъект оказываются тем более развитыми, чем интенсивнее и шире в его структуре представлено самообразование. При этом самообразование становится одним из перспективных видов деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества.
Современные информационные и коммуникационные технологии открывают новые возможности вхождения человека в информационное общество и предъявляют особые требования к процессу обучения и самообразования, заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методического обеспечения системы непрерывного образования и самообразования.
Интернет может стать очень мощным средством самообразования учителя, если учитель четко ставит перед собой цели, которых он собирается при этом достичь.
Итак, самообразование вообще включает в себя следующие направления:
1. Получение новых знаний в содержательной области;
2. Приобретение новых дидактических материалов;
3. Повышение уровня методического мастерства;
4. Повышение общепедагогической культуры;
5. Повышение квалификации как таковое (с получением соответствующего свидетельства).
Развитие всех этих направлений вполне возможно с использованием интернет-технологий.
Интернет предоставляет учителю возможность познакомиться с новыми учебниками и программами, пообщаться в чате с их авторами и задать им интересующие вопросы. Часто есть возможность получить информацию не только с сайта, но и по электронной почте, причем не только сами учебники, но и методические рекомендации по их использованию. Существует также очень большое количество тематических сайтов, содержащих интересную информацию по наиболее развивающимся областям знаний. Здесь возникает две проблемы: отбор действительно достоверной и качественной информации и методика ее использования на уроках, которой сайты этой группы обычно не занимаются.
Желающий может найти в интернете конспекты уроков и иные материалы почти по любой теме. Для этого достаточно посетить сайты «1сентября», «Учитель.ру», раздел «СОМ» на сайте Московского центра Федерации интернет-образования, предметные секции всероссийского августовского педсовета. Некоторые организации, например, Барнаульский государственный педагогический университет, проводят даже ежегодные конкурсы конспектов уроков. Также очень много интересной информации можно получить, принимая участие в различных сетевых предметных олимпиадах, например, ДООИ и ДООГ, Зеленогорских, Воронежских олимпиадах, олимпиаде по математике «Третье тысячелетие» и других. Активно развиваются также сетевые методические объединения, где часто рассматриваются вопросы не только дидактики, но и методики преподавания того или иного предмета. Единственная проблема, которая при этом возникает перед учителем – это проблема отбора, так как материалов очень много
Методические материалы в Интернете часто «перемешаны» с дидактическими и находятся на тех же сайтах. Методику приходится вычленять из большого объема информации. Известны на данный момент только два исключения из этого правила: проблемные секции августовского педсовета и проекты центра дистанционного образования «Эйдос». При этом только в последнем случае можно познакомиться с методикой не только теоретически, но и практически. Особенно это относится к известному конкурсу «Дистанционный учитель года», являющемуся замечательной школой для педагогов.
Повышение общепедагогической культуры. Эта цель наиболее трудно достижима при использовании сети Интернет. Отмечается явный недостаток материалов по педагогике и психологии, хотя есть отдельные интересные материалы. Специально посвященные этому сайты, рассылки и проекты пока не обнаружены.
Повышение квалификации как таковое (с получением соответствующего свидетельства). Эта область только начинает развиваться. Проблемы здесь в основном организационные, а именно официальное утверждение сертификатов, дипломов и иных документов, выдаваемых участникам дистанционных и сетевых мероприятий. Часто аттестационные комиссии не признают такие документы. Хотя есть и примеры получения официальных «корочек» о повышении квалификации, и их с каждым годом становится все больше.
Учителю, решившему повышать свой профессиональный уровень с помощью Интернета, необходимо помнить, что он может столкнуться с рядом серьезных проблем:
1. Проблема выбора (она имеет две стороны: постановка тактических целей и оценка качества предложенной информации).
2. Проблема технического обеспечения (кроме подключенного к Интернету компьютера, желательно, с качественным и не сильно лимитированным доступом, часто необходим принтер и большое количество бумаги, так как многие педагоги не воспринимают информацию с экрана, а только с печатного листа.)
3. Организационные проблемы (при большой загруженности учителей трудно выбрать время для работы с информацией, требующей оперативной обработки, часто сетевые, в том числе дистанционные, проекты очень жестко лимитированы по времени).
4. Психологические проблемы (обратная связь часто затруднена и во всяком случае опосредована, в случае отсутствия жестких временных лимитов трудно заставить себя выполнить работу в срок и качественно).
Однако все эти проблемы, как показывает практика, вполне преодолимы.
В заключение перечислим наиболее популярные сайты, посвященные дистанционному образованию:
Научно-
образовательный
портал IQ
Интернет станет главным помощником в деле самообразования
«Несмотря на бурное развитие интернета и его проникновение во все сферы жизни, нельзя сказать, что в России он считается решающим фактором в развитии самообразования, – подчеркнул завотделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ Константин Фурсов и младший научный сотрудник отдела аналитических исследований ИСИЭЗ Елена Чернович. – На фоне все большей популярности новых способов получения знаний наблюдается интенсивный рост традиционных форм, не уступающих по своей открытости ресурсам глобальной сети». Публичные лекции, мастер-классы, семинары и мастерские привлекают все более широкую аудиторию, отметили эксперты в статье «Тенденции непрерывного образования», опубликованной в журнале «Аккредитация в образовании».
Об этом свидетельствуют результаты Мониторинга инновационного поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года. В ходе исследования были опрошены 1575 россиян в возрасте от 16 до 74 лет.
Под непрерывным образованием при этом понималось как формальное образование с посещением учебных заведений, так и дополнительное, реализуемое вне обязательных образовательных программ. Особое внимание уделялось самообразованию, при котором расширение знаний не сопровождается официальной сертификацией.
Россияне стали больше заниматься самообразованием
Уровень активности россиян в непрерывном образовании в 2013 году увеличился. Это произошло, поясняют эксперты, прежде всего, за счет роста количества респондентов, занимающихся самообразованием: свыше четверти – 25,6% – в 2013 году против 17,4% в 2006 году (рис. 1).
Зарубежный опыт показывает, что такая тенденция во многом объясняется все большей компьютеризацией и интернетизацией населения. Что касается российской практики, то опрос выявил, что в 12% случаев получение новых знаний происходило с использованием хотя бы одной из возможностей интернета, отмечают авторы статьи. Эта цифра, казалось бы, незначительная на первый взгляд, все же выглядит весьма солидно на фоне 2006 года, когда таких респондентов было менее 1%. «Это подтверждает важность такого способа получения знаний, но все так же не доказывает утверждения об определяющей роли интернета в развитии непрерывного образования», – комментируют Константин Фурсов и Елена Чернович.
Рисунок 1. Участие население России в формальном, дополнительном и самообразовании, в процентах от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет
Самообразование с помощью интернета принимает разные формы: от консультаций на тематических форумах до прослушивания лекций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов и участия в вебинарах, уточняется в статье. К самообразованию без использования интернета относят прослушивание или просмотр учебных передач по радио и ТВ, учебных аудио- и видеозаписей, а также обучение под руководством наставников, коучей или коллег на рабочем месте.
Интернет – главный источник знаний
Свыше половины россиян, регулярно выходящих в сеть (как минимум раз в месяц), выбирают более привычные по сравнению с интернетом способы получения новых знаний. Как видно на рис. 2, за обучение исключительно оффлайн «проголосовали» 54% опрошенных.
«Несмотря на растущую популярность электронных форм обучения, лишь 9% жителей отдают предпочтение только интернету», – подчеркивают специалисты ИСИЭЗ.
Исследователи выделили и третью опцию, предполагающую своего рода «компромиссный» вариант – комбинирование обучения онлайн и оффлайн. В итоге его выбрали немногим более трети – (37%) респондентов.
Рисунок 2. Способы получения знаний, в процентах от пользователей интернета, вовлеченных в практику самообразования
Старшее поколение более консервативно в самообразовании
Разделение респондентов на группы по возрасту для сравнения их участия в разных формах непрерывного образования показало, что опрошенные в возрасте 24-34 лет и 35-44 лет примерно в равной степени выбирают как комбинированные формы самообразования (14% и 11%), так и чисто оффлайновые (18% и 16% случаев соответственно).
Старшее поколение придерживается более консервативных взглядов и «голосует» за традиционные формы получения знаний.
Казалось бы, это дает еще один аргумент в пользу решающей роли глобальной сети в распространении новых знаний, размышляют авторы, – ведь молодые выбирают интернет. «Однако полученные данные не позволяют утверждать, что мы имеем дело с критической массой пользователей, выбирающих дистанционные формы самообразования», – подчеркивают Фурсов и Чернович. Причиной может служить как отсутствие нужных навыков использования интернета, так и неполный доступ к нему всех слоев населения страны. Ясно, что это еще один барьер на пути распространения непрерывного образования.
Интернет – лишь одна из опций в самообразовании
Частота выхода в интернет в определенной степени влияет на распространение практики комбинированного образования, подчеркивают исследователи. Так, среди россиян, прибегающих к «комбинированным» формам самообразования, в сеть ежедневно выходят 81% респондентов. А среди предпочитающих оффлайн-образование их на 11% меньше, то есть 70%. При этом, уточняют исследователи, для обеих аудиторий использование интернета – регулярная практика.
Уровень компьютерных навыков и умение использовать ресурсы Всемирной паутины напрямую связаны с распространением комбинированных форм самообразования.
В российской и международной практике выделяют три уровня владения компьютером – в зависимости от количества наработанных навыков: высокий (5-6 навыков), средний (3-4 навыков) и низкий (1-2 навыка). Данные Мониторинга НИУ ВШЭ показали, что свыше половины респондентов (56%), вовлеченных в практику комбинированного самообразования, хорошо владеют компьютером.
Среди тех, кто выбирает традиционные способы обучения, их менее трети – 31%. Иными словами, «чем выше уровень владения компьютерными навыками, тем больше вероятность участия человека в различных формах онлайн-образования», подчеркивают авторы статьи.
Знание иностранных языков влияет на широту кругозора
Владение английским и другими иностранными языками в целом увеличивает возможность расширения кругозора, хотя заметно не влияет на распространение комбинированного самообразования, отмечается в статье.
Так, россияне, уверенно владеющие хотя бы одним иностранным языком (английским, французским, немецким или испанским), чаще совершенствуют свои знания (комбинированным способом или оффлайн), чем респонденты, не знающие языков (69% против 49%).
Непрерывное образование медленно, но верно превращается в базовую потребность, отмечают в заключение авторы работы. При этом люди все чаще учатся не «для школы, а для жизни», не ради «корочек», а ради более успешной работы и самореализации. Роль интернета, по мысли Константина Фурсова и Елены Чернович, здесь такова: он «открывает на этом пути еще одно окно возможностей».
Век живи — век учись. Часть 5. Самообразование: возьми себя в руки
А вам слабо в свои 25-30-35-40-45 сесть за обучение? Не корпоративное, не оплаченное по тарифу «контора платит», не вынужденное и когда-то недополученное высшее, а самостоятельное? Сесть за свой стол с выбранными вами книгами и учебниками, перед лицом строгого самого себя и освоить то, что вам нужно или так хотелось освоить, что вот уже просто сил нет жить без этих знаний? Это, пожалуй, один из самых сложных интеллектуальных процессов взрослой жизни: мозги скрипят, времени мало, всё отвлекает, да и мотивация не всегда однозначная. Самообразование — важный элемент жизни абсолютно любого профессионала, но оно сопряжено с определёнными трудностями. Давайте разбираться, как лучше организовать этот процесс, чтобы не загнать себя и получить результат.
Это последняя часть цикла «Век живи — век учись»:
Делитесь своим опытом в комментариях — может быть, благодаря стараниям команды RUVDS и читателей Хабра обучение окажется немного осознаннее, правильнее и плодотворнее.
Что такое самообразование?
Самообразование — это самостоятельное мотивированное обучение, в ходе которого вы сосредоточены на получении тех знаний, которые по вашему мнению больше всего нужны вам в данный момент. Мотивация может быть совершенно разной: карьерный рост, новая перспективная работа, желание освоить что-то интересное именно вам, стремление перейти в новую сферу и т.д.
Самообразование возможно на любом этапе жизни: школьник фанатично изучает географию и скупает все книги и карты, студент погружается в изучение программирования микроконтроллеров и наполняет квартиру невероятными DIY-штуками, взрослый человек пытается «войти в IT», ну или наконец выйти из него и стать крутым дизайнером, мультипликатором, фотографом и проч. К счастью, наш мир довольно открыт и самообразование без бумажки может принести не только удовольствие, но и доход.
Для целей нашей статьи мы рассмотрим самообразование взрослого работающего человека — ведь это очень круто: занятые работой, семьёй, друзьями и прочими атрибутами взрослой жизни люди находят время и начинают изучать JavaScript, Python, нейролингвистику, фотографию или теорию вероятностей. Зачем, как, что это даст? А не пора ли и вам засесть за книги (интернет и т.д.)?
Чёрная дыра
Самообразование, начавшись как увлечение, легко перерастает в чёрную дыру и поглощает время, силы, средства, занимает мысли, отвлекает от работы — потому что это мотивированное увлечение. Чтобы избежать этой ситуации, важно договориться с собой и своим образовательным импульсом ещё до начала занятий с самим собой.
Плюсы самообразования
Можно попробовать новые нестандартные методики обучения: совмещать их, тестировать, выбирать наиболее комфортную для себя (чтение, видеолекции, конспекты, обучение часами или интервалами и т.д.). К тому же, вы сможете легко сменить программу обучения, если изменилась технология (например, безжалостно бросить С# и пересесть на Swift). Вы всегда будете актуальны внутри процесса обучения.
Глубина обучения — поскольку нет ограничений временем аудиторной работы и знаниями преподавателя, вы можете изучать материал со всех сторон, останавливаясь на тех моментах, которые вам необходимы. Но будьте осторожны — вы може закопаться в информации и тем самым затормозить весь процесс (а то и бросить).
Самообразование — это недорого или вообще бесплатно. Вы платите за книги (самая дорогая часть), за курсы и лекции, за доступ к определённым ресурсам и т.д. В принципе, обучение можно сделать полностью бесплатным — в Интернете можно найти качественные бесплатные материалы, но без книг процесс потеряет в качестве.
Можно работать с информацией в своём темпе — записывать, рисовать схемы и графики, возвращаться к уже освоенному материалу, чтобы углубить его, уточнить неясные моменты и закрыть пробелы.
Развиваются навыки самодисциплины — вы учитесь организовывать своё рабочее и свободное время, договариваться с коллегами и семьёй. Как ни странно через месяц жёсткого тайм менеджмента наступает момент, когда вы понимаете, что времени-то стало больше.
Минусы самообразования
В российских реалиях самый главный минус — это отношение работодателей, которые требуют подтверждение вашей квалификации: реальные проекты или документы об образовании. Это не значит, что руководство компании плохое и нелояльное — это значит, что оно уже столкнулось с с такими «образованцами», сбежавшими с тренингов про то, как заработать миллион за сутки. Поэтому стоит обзавестись реальными отзывами по проектам (если вы дизайнер, рекламщик, копирайтер и т.д.) либо хорошим пет-проектом на GitHub, который наглядно продемонстрирует ваши навыки разработки. Но лучше всего по итогам самообразовательного процесса пойти на курсы или в вуз и получить сертификат/диплом — увы, пока ему больше веры, чем нашим знаниям.
Ограниченность сфер для самообразования. Их много, очень много, но есть группы специальностей, которые не могут быть освоены самостоятельно для работы, а не «для себя» и своего интереса. К ним относятся все отрасли медицины, автотранспортная и вообще транспортная сфера, как ни странно — продажи, многие рабочие специальности, инженерное дело и т.д. То есть вы можете освоить все учебники, стандарты, методички и т.д., но в момент, когда вы должны будете оказаться готовым к практическим действиям, вы окажетесь беспомощным дилетантом.
Например, вы можете знать всю анатомию, фармакологию, освоить все протоколы лечения, разобраться в методах диагностики, научиться распознавать заболевания, читать анализы и даже подбирать план лечения распространенных патологий, но как только вы, не дай бог, столкнётесь с инсультом у человека, с асцитом, с ТЭЛА — всё, единственное, на что вы будете способны, это мокрыми ручками набрать 03 и отогнать зевак. Вы даже поймёте, что случилось, но не сможете помочь. Если, конечно, вы здравомыслящий человек.
Мало мотивации. Да, самообразование поначалу — самый мотивированный вид обучения, но в дальнейшем ваша мотивация будет продолжать зависеть только от вас и вашего желания, а не от будильника. Это значит, что фактором вашей мотивации станут домашние дела, развлечения, переработки, настроение и т.д. Довольно быстро начинаются перерывы, пропущенные дни и недели, возможно, придётся пару раз начать учиться заново. Чтобы не отступать от намеченного плана, нужны железная воля и самодисциплина.
Трудно сосредоточиться. Вообще степень сосредоточенности сильно зависит от того места, где вы собрались заниматься. Если вы живёте с семьей и они не привыкли уважать ваше пространство и время, считайте, вам не повезло — порывы к обучению быстро съест совесть, которая заставит помогать родителям и играть с детьми. Для кого-то больше подойдёт мой вариант — учиться в офисе после работы, но для этого необходимо отсутствие болтливых сотрудников и разрешение руководства (впрочем, мне из 4-х раз ни разу не пришлось столкнуться с непониманием).
Обязательно организуйте своё рабочее место и время — обстановка должна быть учебной, деловой, ведь по сути это те же самые занятия, но с высоким уровнем доверия к самому себе. Вам же бы не пришло в голову на втором высшем внезапно открыть YouTube или посмотреть очередную часть хорошего сериала?
Самообразование не заканчивается — вас будет преследовать чувство незавершённости, недостаточности информации. С одной стороны, это будет вас стимулировать изучать вопрос ещё глубже и становиться прокачанным специалистом, с другой — может затормозить развитие за счёт сомнений в собственной компетенции.
Совет простой: как только поймёте основы, ищите способы применять знания на практике (стажировки, свои проекты, помощь компании и т.д. — вариантов достаточно). Таким образом, вы сможете оценить практическую ценность всего, что изучаете, поймёте, что востребовано рынком или реальным проектом, а что лишь красивая теория.
Есть у самообразования важный социальный нюанс: вы обучаетесь вне социальной среды и взаимодействие с другими сводится к минимуму, достижения не оцениваются, нет критики и нет поощрений, нет конкуренции. И если в математике и разработке это к лучшему, то в изучении языков «молчание» и изоляция — плохие союзники. К тому же, обучение наедине с самим собой откладывает сроки и снижает шансы заняться работой в той области, которую вы изучаете.
Источники для самообразования
Вообще самообразование может принимать любую форму — можно зубрить материал по вечерам, можно взаимодействовать с ним при первой возможности в каждую свободную минуту, можно ходить на курсы или получать второе высшее образование и непрерывно самостоятельно углублять полученные там знания. Но есть набор, без которого самообразование просто невозможно — что бы ни говорили онлайн-школы, скайп-преподы и коучи.
Книги. Не важно, изучаете вы психологию, анатомию, программирование или агротехнику томатов, книги вам не заменит ничего. Вам понадобятся три типа книг для изучения любой сферы:
Тетрадь, ручка. Пишите конспекты, даже если вы их ненавидите и компьютер ваш друг. Во-первых, вы лучше запомните материал, во-вторых, обратиться к по-своему оформленному материалу гораздо проще и быстрее, чем искать что-то в книге или видео. Старайтесь не просто катать текст как есть, а структурируйте информацию: рисуйте схемы, выработайте значки для списков, систему пометок разделов и проч.
Карандаш, стикеры. Делайте пометки на полях книг и приклеивайте стикеры на нужные страницы, приписывая описание того, почему к этой странице нужно обратиться. Здорово облегчает повторное обращение и улучшает запоминание.
Английский язык. Вы можете не говорить на нём, но читать очень желательно, особенно если вы занимаетесь самообучением в ИТ-сфере. Мне сейчас очень хочется быть патриотом, но очень многие книги написаны гораздо круче, чем российские — в ИТ-сфере, в биржевом и брокерском деле, в экономике и менеджменте, и даже в медицине, биологии и психологии. Если с языком совсем беда, ищите хороший перевод — как правило, это книги крупных издательств. Оригиналы можно покупать в электронном и печатном виде на Amazon.
Лекции в интернете — их много на сайтах университетов, на YouTube, в профильных группах в социальных сетях и т.д. Выбирайте, слушайте, конспектируйте, советуйте другим — выбрать адекватный курс очень сложно!
Если речь идёт о программировании, то ваши верные помощники это Хабр, Medium, Тостер, Stack Overflow, GitHub, а также различные проекты для обучения именно написанию кода типа Codecademy, freeCodeCamp, Udemy и проч.
Периодика — старайтесь находить в сети и читать профильные журналы, чтобы знать, чем живёт ваша отрасль, какие люди являются её лидерами (как правило, именно они пишут статьи).
Для самых упоротых упёртых есть ещё одна суперсила — свободное посещение вузовских занятий. Вы договариваетесь с нужным вам факультетом и спокойно сидите слушаете лекции, которые вам необходимы или интересны. Если честно, первый раз подойти страшновато, отрепетируйте свою мотивацию дома, но отказывают крайне редко. Но это требует большого количества свободного времени.
Общая схема самообразования
В нашем цикле уже не раз говорилось, что статьи довольно субъективные и автор не претендует быть истиной в последней инстанции. Поэтому поделюсь своей рабочей проверенной схемой работы над новой информацией для целей самообразования.
Составить учебный план — с помощью базового учебника(-ов) составить план и примерное расписание необходимых вам предметов. Дело в том, что иногда не удаётся обойтись одной дисциплиной, приходится сочетать 2 или 3, в параллели больше понимаешь их связность и логику взаимодействия.
Подобрать учебные материалы и записать их в план: книги, сайты, видео, периодику.
Перестать заниматься подготовкой примерно на неделю — очень важный период, за который у вас в голове укладывается полученная во время составления плана информация, в ходе пассивного мышления возникают новые идеи и потребности для целей обучения, таким образом, появляется когнитивная и мотивационная основа.
Начать самообучение по удобному графику — заниматься в установленное время и стараться не пропускать «самозанятия». Привычка, как правильно пишут в литературе, формируется за 21 день. Однако если у вас реальный перегруз на работе, простуда, проблемы, отложите учёбу на несколько дней — в стрессовой ситуации материал усваивается хуже, а фон нервозности и раздражения может закрепиться как ассоциация к процессу обучения.
Комбинировать материалы — не работайте с книгами, видео и другими средствами последовательно, работайте параллельно, закрепляйте одно другим, находите пересечения и общую логику. Это облегчит запоминание, сократит время на освоение и быстро покажет, где именно у вас пробелы и наиболее продвинутые успехи.
Конспектировать — обязательно составлять конспекты и пролистывать их по окончании работы над каждой частью материала.
Повторять пройденное — прокручивать в голове, сопоставлять и увязывать с новым материалом, пробовать на практике, если она есть (писать код, писать текст и т.д.).
Кстати, о практике. Это очень щепетильный вопрос для тех, кто взялся самообучаться не забавы ради, а работы для. Вы должны понимать, что, получая самообразование в новой сфере, которая не связана с вашей работой, но связана с мечтой или желанием сменить работу, вы становитесь не тем, кем читаете эту статью, а обычным джуниором, практически стажёром. И если вы реально хотите менять работу, то помните, что вы потеряете в деньгах и фактически начнёте с начала — для этого у вас должен быть ресурс. Но раз твёрдо решили — ищите работу по новому профилю как можно раньше, чтобы учиться и практиковаться. И знаете, что? Вас с удовольствием возьмут и даже не на самую низкую заработную плату, потому что у вас за плечами уже есть коммерческий опыт и те самые soft skills. Однако не забывайте — это риск.
А вообще самообразование должно быть постоянным — большими блоками или микрокурсами, потому что только так вы сможете стать глубоким профессионалом, а не просто офисным планктоном. Информация идёт вперёд, не отставайте.
Какой у вас опыт самообразования, какие советы вы можете дать хабровчанам?