Чем в средние века был бестиарий

Бестиарии: средневековые заблуждения о животных

Жителям средневековья довелось существовать в такое время, когда суеверие было равноценно факту, а многие неправдоподобные вещи легко принимались на веру. Конечно же, Интернета и Википедии тогда ещё и в помине не было – да что там, даже более-менее доступных библиотек и заслуживающих доверия источников информации было по пальцам пересчитать. Да и вообще мало кто умел читать. Вот такие были суровые времена.

В общем, животные, конечно, не избежали участи быть предметом анализа средневекового человека, напичканного всеми его предрассудками, как религиозными, так и бытовыми, а также очаровательным средневековым менталитетом, который мог сподвигнуть толпы сжигать еретиков и ведьм на кострах инквизиции.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Путешествия тоже были непозволительной роскошью в то время. В общем, грубо говоря, люди находились в перманентном состоянии информационной блокады по всем фронтам. Но истории о животных любили все.

Основными источниками информации о братьях наших меньших служили бестиарии – что-то вроде энциклопедии о животных, но, конечно, с тяжёлым отпечатком своего времени. Правда, они не содержали оригинальных исследований – часто в бестиариях излагались «факты», которые являлись общепринятыми задолго до средних веков.

В общем, не самый точный источник на свете, но, за неимением других, люди считали бестиарии хранилищем точнейшей информации о животных на сегодняшний средневековый день.

Предлагаем вашему вниманию 10 фактов, которым бы обучили вашего ребёнка в средневековой школе, если бы тогда были школы.

Пчёлам средневековые обыватели отказывали в праве быть рождёнными«нормальным» путём. Считалось, что они образуются из разлагающихся туш рогатого скота, а также из скоплений червей, которые СЛУЧАЙНО принимают форму такой туши.

Также считалось, что пчёлы выбирают короля и проводят свою короткую жизнь в войнах и междоусобицах. Еще в пчелином обществе существовали законы, нарушение которых каралось по всей строгости. В качестве наказания нарушитель должен быть совершить самоубийство, ужалив самого себя, но до суда дело обычно не доходило – нарушитель убивал себя просто от невыносимого чувства вины

Кстати говоря, согласно бестиариям, пчёлы – это птицы. Самые маленькие на планете. И, надо сказать, довольно странные.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Мышей было много уже в средневековье. Настолько много, что средневековые эксперты решили, что мышь произошла из вездесущей первобытной грязи.

Однако, не все «учёные» придерживались такого мнения, то еcть не все считали мышей просто маленькими кусочками земли, решившими отрастить себе ушки, лапки и хвост: Плиний Старший говорил, что египетская и альпийская мышь способны ходить на двух лапах, как люди.

Если вы боитесь мышей, представьте, как маленькая земляная мышка приближается к вам на двух задних лапках. Ну, или передних.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Ах, эти прелестные пушистые создания, строящие плотины везде, где только можно, и злящие этим всех хозяев рек и озёр, которым приходится разбираться с непрошеными гостями.

Скорее всего вам известно, что за бобрами охотятся по причине того, что они являются обладателями ценных меха и кожи. Но, согласно средневековым исследователям, последнее, за чем стоит охотиться – это шкура бобра. По их мнению, куда важнее другое: его гениталии!

Гениталии бобра действительно широко использовались в средневековой медицине. Но это не самое плохое.

Видите ли, бобры – очень жизнелюбивые животные. Потому, когда они понимают, что находятся в западне и им уже не выбраться, они жертвуют своими гениталиями для того, чтобы выжить. Как? Очень просто. С помощью своих характерных зубов, крошащих дерево. Идеальный инструмент для самокастрации. Так вот, они отгрызают свои гениталии и бросают их преследователям.

Да, наши предки были уверены в этом.

Эта птичка выпрыгивает из часов каждый час, чтобы оповестить нас о том, что время не стоит на месте. Согласно средневековым тщательным научным исследованиям, у кукушки есть странные привычки.

Например, кукушки слабые и крылья у них короткие, поэтому перелёт на длинные дистанции – не для них. Поэтому, вместо того, чтобы махать крыльями и натужно пыхтеть, они просто цепляются на спину коршуну. Как конкретно это происходит, пояснений не даётся.

Но это не единственное проявление кукушкиной лени. Они ещё и абсолютно не склонны к труду – до такой степени, что иногда не заботятся даже о собственных отпрысках. Они просто подкидывают свои яйца в гнездо к другой птице и наслаждаются своей беззаботной жизнью дальше, не мучаясь угрызениями совести.

А ещё из их слюны создаются цикады, те маленькие надоедливые насекомые, не дающие вам спать летними ночами.

Надо отметить, что некоторые птицы действительно оставляют свои яйца в чужих гнёздах, в том числе и некоторые виды кукушек, так что в этом случае средневековые исследователи оказались правы. Но цикады…Вы серьезно, ребят?

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Козлы были весьма распространенными животными в Средневековье, но, как ни странно, это не останавливало людей от попыток строить сомнительной научной ценности предположения вместо того, чтобы исследовать то, что было у них под носом в огромном количестве.

Хотя средневековые изображения и описания козла на самом-то деле не вызывают особенных подозрений, пока не звучит такой вот тезис: самцы козлов очень любвеобильны, потому их кровь невероятно горяча. Настолько горяча, что способна расплавить бриллиант – самую твёрдую субстанцию на свете.

Говоря точнее, кровь неудовлетворённого козла растворит даже «камень, который неспособны уничтожить ни железо, ни огонь». О проводившихся опытах, правда, нигде не упоминается.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Каменный козёл – близкий родственник простого козла, ещё его зовут «горным козлом», так как чаще всего его можно встретить бодро скачущим по горам.

Головы этих отчаянных прыгунов оснащены двумя увесистыми, круто закрученными рогами, способными убрать с дороги всякого, кто мешает козлу беззаботно прыгать дальше.

Но для средневековых жителей всё не могло объясняться так просто. По их мнению, козёл не стал бы прыгать по скалам, не будь у него иммунитета к падению: то есть,чего-то встроенного в его организм, что на 100% препятствует падению.

Они верили, что, даже если козлик свалится, то он просто приземлится на свои классные рога, и всё будет хорошо. Рога, кстати, очень крепкие, поэтому от такого удара они не разобьются. Целый и невредимый козёл просто встанет, потрясёт головой и… поскачет дальше. Обыкновенный день обыкновенного козла-ниндзя.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Пеликаны, на первый взгляд, безобидные создания. Но в Средневековье они были известны как ужаснейшие и опаснейшие животные. У пеликанов бывают птенцы, что абсолютно нормально. Но, согласно средневековым представлениям, стоит только птенчикам легонько клюнуть своего родителя, как пеликан срывает свою злость на малыше, убивая его.

Но у истории счастливый конец: после содеянного, через 3 дня траура, мать заклёвывает сама себя до крови. Как только кровь матери падает на тушки детёнышей, они оживают.

Но это не единственное заблуждение о пеликанах, пришедшее из далёких веков: также считалось, что пеликаны ЕДЯТ КРОКОДИЛОВ. Крокодилов! это правда самая суровая птица на свете!

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Старый добрый четвероногий друг человека. Собаки стали неотъемлемой частью человеческой жизни – мы впускаем их в свой дом, берём на охоту, делим с ними пищу… Мы полюбили этих ребят с тех пор, как кто-то бросил кусок мяса волку.

Но в представлении человека из Средневековья они даже круче, чем в нашем. Во-первых, считалось, что собака не существовала без человека, а значит, создана для него и многофункциональна в быту. Считалось, что своей слюной собаки способны заживлять даже самые суровые раны.

Собачьи верность и храбрость воспевались в легендах. Например, существует такая: король гарамантов был взят в плен своими врагами. И спасли его не верная армия и не рыцари, а 200 личных псов. После освобождения хозяина верные четверолапые сопровождали короля в его земли, бесстрашно сражаясь с любым, кто пытался встать у них на пути и снова пленить короля.

Ещё есть легенда о человеке, который был убит, и его собака верно сторожила его хладный труп. Целая толпа зевак не могла оттащить её от тела хозяина.

Убийца, не успевший скрыться, решил, что менее подозрительно будет присоединиться к толпе зевак. Как только собака увидела его, она атаковала. Киллер мгновенно признался в убийстве, и тогда толпа оттащила от преступника разъярённое животное.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Ласка – маленькое животное. Большинство из нас хотя бы отдаленно представляет себе, как она выглядит. Но жители средних веков знали значительно меньше. Точнее, они довольствовались очень смутными догадками.

Во-первых, ласка считалась грязным животным, употреблять которое в пищу крайне не советовалось. Ещё полагали, будто ласка испражняется через ухо (!) и рожает через рот.

Некоторые, правда, говорили, что всё ровно наоборот: рожает ласка через ухо, а испражняется через рот. В средневековье этот факт, должно быть, вызывал ожесточённые научные споры, но вот что было известно точно, так это то, что зверёныш, родившийся из правого уха – мужского пола, а из левого – женского.

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Когда-нибудь слышали о пантере? Животное на картинке не очень-то на неё похоже, правда? Вы не поверите, но это ещё относительно достоверное изображение пантеры, дошедшее до нас из средневековья.

Тогда её описывали как «ласковое разноцветное животное, чей единственный враг – дракон». В общем, по мнению наших предков, пантеры охотились на драконов.

После того, как охота увенчалась успехом, и пантера наелась драконьим мясом вдоволь, она находит себе уютную нору и спит там 3-4 дня. Когда же она просыпается, она сотрясает округу громовым рыком.

Пока животное рычит, из его пасти распространяется сладкий запах, за которым безропотно следуют все загипнотизированные им животные. Кроме дракона. Драконы, по какой-то неведомой причине, до смерти боятся пантер.

Никто толком не говорил о том, что случается с животными, которые «приходят на зов», так как подразумевалось, что главное – это то, что пантера охотится на драконов, а всё остальное уже не так интересно.

Источник

Фантастические твари Средних веков: бестиарий и его чудесные животные

Из всех средневековых рукописей бестиарий, безусловно, самый веселый. Средневековый бестиарий — книга о животных. Он полон необычной информации и очаровательных иллюстраций о самых разных существах.

Бестиарии основывались на раннехристианском тексте под названием «Физиолог» и работах Геродота, Плиния Старшего, Исидора Севильского, Эзопа и других. Все эти тексты содержали морализированные аллегории о животных и других представителях мира природы. Так, средневековый бестиарий приписывал животным некоторые черты, а также позволял извлечь христианские нравственные уроки.

Животные могут иметь положительные или отрицательные признаки. Например, считалось, что пеликан клевал собственную грудь, чтобы воскресить своих мертвых детей благодаря своей крови. Для средневекового сознания это было символом, аллегорией Воскресения Христова.

Отрицательную сторону представляла обезьяна. Отсутствие у нее хвоста сравнивалось с тем, что эта часть тела отсутствует у животного так же, как и Писание у дьявола.

Полистайте страницы средневекового бестиария, вы столкнетесь с существами, иллюстрациями и утверждениями, которые определенно удивят любого зоолога сегодня. Все потому, что бестиарии не были основаны на научных наблюдениях. Концепция научного миропонимания отсутствовала в Средние века. Легенды, народные верования и рассказы о путешествиях были основными источниками информации о мире и жизни. Такие рассказы не проверялись на достоверность, и, скорее всего, именно поэтому в разряд существующего попало такое животное как бонакон, который в целях самозащиты использовал пылающие экскременты.

Большинство средневековых европейцев, включая создателей бестиариев, никогда не сталкивалось с существами, обитавшими в других странах, поэтому они понятия не имели, как будут выглядеть или действовать такие животные. Неудивительно, что средневековые изображения крокодилов больше похожи на волков или львов, чем на настоящих рептилий.

Средневековые бестиарии также включают в себя множество существ, которые являются просто выдумкой, потому что у людей не было возможности отличить мифическое от экзотического. Если может существовать слон с огромными ушами, длинным хоботом и массивным туловищем, то почему бы не быть на свете и птице феникс, которая воскрешает себя из собственного пепла, тем более когда это прекрасная христианская аллегория?

Современным зрителям средневековый бестиарий может показаться чем-то наивным, но его создателям нельзя отказать в богатом воображении и выразить свое восхищение.

Одним из примеров мифологического миропонимания является «Книга чудес» римского автора Флегонта из Тралл. Она была опубликована между 117- 138 годами и содержала серию анекдотов и необычных случаев, собранных из таких источников, как труды Гесиода и Плиния Старшего, в общем, авторитетных авторов того времени.

Каждый раздел рассказывал о невероятном событии, фактах и животных. Все они подавались автором как реальные. Читатель из книги мог узнать, например, как ему вести себя в том случае, если неожиданно встретил призрак умершей прекрасной девушки, или если на свет появился младенец с головой древнеегипетского бога Анубиса, или если на свет появилась девочка, причем сразу восьмилетняя, на худой конец, что делать, если ему удалось поймать кентавра.

Черт не шутит, может быть, действительно в то время по земле бродили дикие кентавры?

Источник

Чем в средние века был бестиарий

Средневековые бестиарии.

Бестиарии, получившие особенное распространение с XII по XVI в., — одни из самых любопытных рукописей Средневековой Европы. На страницах таких книг, как в огромном зоопарке, уживаются обыкновенные лисы и волки, экзотические львы и слоны, воистину фантастические драконы, единороги и страшные мантикоры с телом льва, головой человека и хвостом скорпиона. Все эти иллюстрации были сделаны не с развлекательной целью, как можно было бы подумать, а с дидактической: средневековая эпоха прошла под знаком религии, и бестиарии, как и многие другие книги этого времени, должны были поучать людей и объяснять им смысл Священного Писания. Кроме того, бестиарии сами по себе чрезвычайно интересны и неоценимы в изучении Средних веков.

Классические бестиарии назывались Bestiarum vocabulum, что буквально означает «Слово о животных». Однако их реальное содержание было самым разным, зачастую даже не связанным с животными. В одной и той же книге встречались описания как вымышленных, так и реальных тварей. Там же попадались тексты о птицах, камнях и даже рецепты целительных зелий. Трактаты по естественной истории обычно сопровождались какой-либо поучительной христианской притчей. Все имена и названия обязательно имели некий священный смысл. Таким образом, бестиарии были еще и словарями символического «языка животных». Еще одной интересной особенностью бестиариев было то, что иллюстрации рисовались художниками, большинство из которых ни разу в жизни не видело таких животных.

В большинстве случаев облик представителей волшебной фауны воссоздавался по их смутному текстовому описанию. Следовательно, у художников имелась прекрасная возможность пофантазировать. Если все рисованные короли, епископы и крестьяне выглядели примерно одинаково, то мантикора из одной книги часто оказывалась cовершенно непохожей на мантикору из другой. С течением времени у иллюстраторов выработался определенный канон. Изображения животных слегка «стандартизировались», однако от разнообразия их внешнего вида избавиться уже не удалось. Произнося слово «бестиарий», мы представляем себе солидный средневековый фолиант в потрескавшемся кожаном переплете. Бестиарии такого вида появились в 12 веке (Франция, Англия) и быстро завоевали популярность благодаря богатым иллюстрациям и интересным статьям. Однако по своей сути они являлись компиляцией древних текстов. Из чего составлялись бестиарии? Первоначальный материал брался из греческого сборника «Физиолог» (автор неизвестен, 2—3 век нашей эры). Этот труд в свою очередь основывался на более ранних книгах.

Прежде всего — на Historia Animalium («История животных») Аристотеля, написанной им во время визита на остров Лесбос в 343 году до нашей эры. Местные рыбаки регулярно приносили великому ученому всякую морскую живность, которая и вдохновила его на создание зоологического справочника Немалый вклад в содержание бестиариев был сделан крупными церковными деятелями — архиепископом Исидором Севильским и епископом Амбросом. Приблизительно с 13 века основной функцией «Слова о животных» стало нравоучение. На правдивость излагаемых сведений уже никто не обращал внимания, ведь ценность христианских притч заключается отнюдь не в достоверности. Подавляющее большинство читателей искренне верило в то, что где-то на юге живет единорог, теряющий волю при виде обнаженной женской груди. Но зерно истины в бестиариях все же было. Чисто научные наблюдения, попавшие в эти тексты (например, исследование сезонной миграции птиц), затерялись среди выдумок и были заново «открыты» лишь сотни лет спустя.

Самым преклонным возрастом может похвастаться бестиарий из шотландского города Абердин (предположительно 12 век, возможно, даже старше), впервые упомянутый в книжной описи 1542 года. Парадная разукрашенность бестиариев и изысканные посвящения, сохранившиеся на первых страницах, свидетельствуют о том, что это чтиво предназначалось для высших слоев знати и духовенства. Лишь они были образованы в достаточной степени, чтобы оценить предлагаемые им «звериные» аллегории. Ниже представлено краткое описание свойств некоторых обитателей бестиариев 12—15 века (большинство книг доступно для изучения лишь ограниченному кругу лиц, так что массовому читателю эта информация неизвестна). О морали этих басен вы можете судить сами.

птица вроде орла, только крупнее, ярко-огненного цвета и с крыльями острыми, как бритвы. В мире существуют только два алериона — самец и самка. В возрасте 66 лет они производят два яйца, а когда птенцы вылупляются, родители топятся в море. Их потомство воспитывают другие птицы.

то человек потеряет голос. Если человек увидит волка раньше, то волк никогда не нападет. Чтобы отпугнуть волка, нужно снять с себя одежду и бить камнем об камень.

Англия, конец XII в.; хранится в библиотеке Абердинского университета в Шотландии

Английский иллюминированный бестиарий XII века. Впервые был упомянут в 1542 году в описи Старой королевской библиотеки в Вестминстерском дворце. Информация о его происхождении и покровителе существует лишь косвенная.

Английский иллюминированный бестиарий XII века. Впервые был упомянут в 1542 году в описи Старой королевской библиотеки в Вестминстерском дворце. Информация о его происхождении и покровителе существует лишь косвенная.

Бодлеанский бестиарий (MS Douce 88)​‌​​​‌

Средневековый сборник зоологических статей, в которых подробно описывались различные животные в прозе и стихах, главным образом, с аллегорическими и нравоучительными целями.

XV в., Англия (Копенгаген, Королевская библиотека Дании)

Эшмолский бестиарий. Бодлеянская библиотека (MS Ashmole 1511, Folio 86v)​​‌‌​​ ​​‌​‌​ ​‌​​‌‌ ​‌​‌​‌​

Бестиарий Филиппа де Таона (Philippe de Thaon) (GKS 3466 8º)​‌‌​‌‌​

Англия, XIV век; хранится в Национальной библиотеке Дании Kongelige Bibliotek

Рукописи Библиотеки и музеЯ Моргана:

Моргановский бестиарий (Morgan Library, MS M.81)

Бестиарий, Англия, начало XII в., хранится в Библиотеке Моргана, Нью-Йорк.

Рукопись создана в XII веке в Англии, предположительно в Линкольне. Согласно пометке на 4 листе в 1187 году рукопись подарена августинскому монастырю в Рэдфорде каноником Линкольна Филиппом. В XVII-XIX веках принадлежал герцогам Хэмильтонским (Шотландия), в 1883 приобретена прусским правительством и хранилась в Берлине, в 1889 году.

Рукопись Моргановской библиотеки (Fountains Abbey Bestiary, Manuscript M.890)

Место создания: вероятно, Фаунтинское аббатство, южний Йоркшир, Северная Англия.
Датировка: Вторая четверть XIV века.
Краткое описание рукописи: пергамен, 22 листа, текст написан в два ряда по 44-45 строк, 103 рисунка, написана курсивом
Состав: 1r-18 v — бестиарий Второго семейства по классификации Маккьюлох (113: p.37)
История рукописи: имеется запись почерком XVI века на листе 18v. «Мистер Меркенфилд должен эту книгу». Некий Томас Меркенфилд, живущий всего в миле от Фаунтинского аббатства, женился на третьей дочери сэра Уильяма Инглби. С тех пор книга находилась в семье Инглби. В 1920 году сэр Уильям Инглби IV баронет продал эту книгу Сиднею Кокерелу. В 1956 году эта рукопись попадает в собственность Алистера Брэдли Мартина. Подарена Мартином Моргановской библиотеке в 1959 году.​​‌‌‌‌ ​‌‌​‌‌​

Место создания: Пикардия.
Датировка: около 1325 года.
Краткое описание рукописи: пергамен и бумага, 208 листов, текст написан в два ряда по 37 строк, множество рисунков на полях, написана готическим письмом.
Состав: энциклопедия «Книга сокровищ» Брунетто Латтини.
История рукописи: имеется надпись на листе 208 о том, что книга принадлежит Гийому де Насту, врачу из Лилля. Приобретена библиотекой на аукционе Сотби Хэдрила Г.К. (Hadrill H.C.) 29 июля 1941 года.​‌‌​‌‌​

Место создания: Северная Италия. Возможно, Ломбардия.
Датировка: конец XIII века.
Краткое описание рукописи: пергамен, 32 листа, текст написан в один ряд 34 строки, 3 больших миниатюр в половину листа, 113 миниатюр, шрифт готический, язык — старофранцузский.
Состав: 1r-1v — предисловие Ришара Фурниваля; 2r-29v — «Бестиарий любви»​‌‌​‌‌​ ​‌​‌‌‌‌

Место создания: Бельгия, Турне (?)
Датировка: ок. 1350 года.
Краткое описание рукописи: Пергамен. 141 лист. Размер листа: 245 x 175 мм. 22 миниатюр, множество перьевых, раскрашенных маргиналий. Язык: латинский. Шрифт: текстура. В рукописи не хватает несколько листов, отчего она была перенумерована. Старая нумерация
Состав: 1r-102v: Жеста «Обет павлина» Жака Лонгийона; 102v-141v: — Жеста Les vœux du paon Бризебара. Оба сочинения неполные.
История рукописи: Входила в коллекции: барона Йозефа фон Лассберга из Меерсбурга, Fürstlich Fürstenbergische Hofbibliothek в Донауэшингене, Андрэ Хашетту. продана последним в библиотеку Жиро-Бодена в Париже 16 декабря 1953 года. Приобретена артуром Рау для Уильяма Глезиера, Нью-Йорк. После смерти Глезиера передана в Моргановскую библиотеку в 1963 году.​​​‌​‌ ​​‌‌‌​

Бестиарий Британской библиотеки (Harley MS 3244)​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Англия, XIII в., хранится в Британской библиотеке (The British Library) ​‌​‌‌‌‌ ​​​‌​

Бестиарий-Авиариум (Ms. Ludwig xv 4)​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌‌

Франция, XIII в.; хранится в Музее Поля Гетти в Лос-Анджелесе

Бестиарий (Sloane 3544)​‌‌‌​‌‌

Англия-Северная Франция, XIII в.; хранится в Британской библиотеке (The British Library) ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌

Фламандский рукописный бестиарий (Den Haag, MMW, 10 B 25)​‌‌‌​‌‌

Западная Франция, XV в.; хранится в Музее Меермано (Meseum Meermanno)

Бестиарий Энн Уолш (GkS. 1633 4º)

Англия, XV в.; хранится в Национальной библиотеке Дании Kongelige Bibliotek

Liber de naturis bestiarum (Bodley 533)

Англия, XIII в. хранитс Бодлеанской библиотеке Оксфордского университета​​​‌‌‌

Рочестерский бестиарий (Royal MS 12) ​‌​​​

Англия, начало XIII в., хранится в Британской библиотеке (The British Library)​​​‌​‌ ​​‌‌‌​ ​​‌‌‌‌ ​​​‌‌‌ ​‌​​​‌

Богато иллюминированный средневековый бестиарий, книга с описанием внешнего вида и поведения большого числа обычных и экзотических животных, как реальных, так и мифических. Характеристики животных часто аллегоризируются с добавлением христианской морали.

Небольшие Бестиарии:

Англия, третья четверть XIII в., хранится во Французской национальной библиотеке

Английский бестиарий, 1-ая половина XII в.; хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Бестиарий «De natura animalium» (Burney 97)

Франция XVI в. хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Бестиарий (lat. 6838B)​‌‌‌​‌‌ ​​‌‌‌

Северная Франция, XIII в.; хранится во Французской национальной библиотеке

Liber Floridus

Средневековая энциклопедия, которая была составлена ​​между 1090 и 1120 годами Ламбертом, каноном Сен-Омера. В тексте собраны выдержки из примерно 192 разных работ. Средневековая энциклопедия Ламберта содержит универсальную историю, хронологическую запись событий до 1119 года.

Hortus sanitatis (Gart der Gesundheit или «Сад здравия»)

Harley MS 1585

Сборник по фармакопее; 3-я четверть 12-го века; хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Sloane 4016

Гербарий-травник, Ломбардия, XV в., хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Sloane 1975

Псевдо-Апулей «Herbarius»; Псевдо-Диоскурид «De herbis femininis» (ff. 49v-73); Секстус Плацитус «De medicina ex animalibus»
Англия или Франция, последняя четверть XII в; хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Sloane 1171

Collectanea de Lapide Philosophiae, Англия, вторая половина XVI в. хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Egerton 747

Коллективный травник, Италия, XIII-XIV в.; хранится в Британской библиотеке (The British Library)

Иллюстрированная рукопись 12-го века, содержащая бестиарий и другие средневековые латинские тексты по естественной истории, в основном составленные из Physiologus, Imago mundi of Honorius Augustodunensis, Etymologiae св. Исидора Севильского и выдержки из Книги Бытия. В нем также содержится текст проповеди о святом Иосифе, ошибочно приписанный святому Августину.

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова

Приписываемое византийскому купцу Косме Индикоплову произведение, написанное в VI веке и представляющее одно из первых известных христианских описаний мира. В этом своеобразном произведении, не укладывающемся в обычные рамки византийской литературы VI века, соединены воедино записки путешественника, естественнонаучный труд по географии, биологии, астрономии и философско-богословский трактат, затрагивающий религиозные споры той эпохи.

«Христианская топография» Козьмы Индикоплова представляет собой литературный памятник византийского происхождения. Книга была написана в VI веке монахом Козьмой, в прошлом купцом и путешественником, что нашло отражение в его прозвище — Индикоплов. Перевод «Христианской топографии» получил широкое распространение на Руси, где имел долгую рукописную традицию, читался и переписывался на протяжении нескольких столетий. Среди старообрядцев (раскольников, не признавших реформ, проведенныx в Русской Православной Церкви в середине XVII века) эта работа до сих пор пользуется популярностью. Данное сочинение представляет собой не имеющую аналогов средневековую энциклопедию. В нем содержатся сведения богословского и натурфилософского, или научного, характера, а также изложенное с позиций христианского вероучения представление об окружающем мире: устройстве вселенной, всемирной географии, природе человека, животного мира и так далее. Как правило, списки этой работы были иллюстрированы.

Бестиарий конца XII в., хранящегося в Кембриджской университетской библиотеке под шифром Ii.4.26

Бестиарий Национальной библиотеки Дании

В сети представлен на сайте Национальной библиотеки Дании (в которой и хранится сам манускрипт):
Конгелиге Библиотек — Натионал Либрары оф Денмарк​​‌‌‌‌ ​​​‌‌‌

​‌​​​‌ ​​‌​​Арнштайнская библия

Чем в средние века был бестиарий. Смотреть фото Чем в средние века был бестиарий. Смотреть картинку Чем в средние века был бестиарий. Картинка про Чем в средние века был бестиарий. Фото Чем в средние века был бестиарий

Чудовищные племена. Иллюстрация из Арнштайнской библии:
Блемии — в средневековых бестиариях племя безголовых людей с лицами на груди
Донестры — в средневековых европейских рукописях чудовищное племя каннибалов-полиглотов
Иопод — человек с лошадиными копытами, упрощенная версия кентавра
Панотии — в средневековых бестиариях люди с огромными ушами
Скиапод — в средневековых бестиариях племя одноногих людей с огромной ступней
Циклопы — в древнегреческой мифологии, средневековых бестиариях и в фэнтези одноглазые великаны ​‌‌​‌‌​

Сайт посвящён средневековым бестиариям в целом. В первую очередь это великолепный справочный ресурс, автором обработано гигантское количество материала, особенно в плане самих манускриптов и содержания манускриптов. Есть разделы «Библиотека» и «Галерея». Статьи по животным небольшие, в основном они описывают облик того или иного зверя и цитируют один-два источника (обычно это Плиний или Исидор).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *