Чем в старину занимался рында
И пошел отрок (НААР), слуга (НААР)
пророка, в Рамоф Галаадский
4-я Царств 9:4
1) Существующая этимология
Корень – нет. Значение: истор. оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей (в XV–XVII веках, упразднены Петром I в 1698 году). Этимология – нет.
б) Исторический словарь, http://enc-dic.com/history/Rynda-34918.html
Рында. Царский оруженосец, телохранитель, назначаемый из стольников и стряпчих, почетная стража у царского трона при приеме послов.
в) Этимологический словарь Макса Фасмера
Рында I рында I «оруженосец, телохранитель», др.-русск. рында (Никон. летоп. под 1380 г., также у Аввакума, Котошихина 68 и сл.). Трудное слово, явно иноязычного происхождения. Произведение из др.-исл. rond ж. «край (щита), щит» (Тернквист, ZfslPh 7, 409) ставится под сомнение самой Тернквист (197 и сл.) с фонетической точки зрения. Совершенно невероятны объяснения из датск. rinde, rende «бежать» (Маценауэр, LF 18, 245) и из нем. Ronde «дозор» (Круазе ван дер Коп, ИОРЯС 15, 4, 20; против см. Тернквист, там же, 198). Ср. ры;ндель.
«Рында (от др.-рус. «рыдель» или «рындель» — знаменосец, возможно, из сред.-ниж.-нем. ridder — рыцарь) — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XIV—XVII веков. …
2) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 1997;
Рында. Оруженосец (1380): «И то своё великое знамя черное повеле рынде своему над Михаилом Андревичем Бренком возите. Ник. Лет.».
б) О России в царствование Алексея Михайловича. Сочинение Григория Котошихина (1630-1667)
Глава 5, 2
«Да подле царя ж, по обе стороны, стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети.
И как им царь велит быти в и рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з другом быти не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все, и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, при всех людех, батогами, не ослушивайся царского указу».
«люди они первой и другой и третей статьи родов»
В XVI в. взаимоотношение знатных фамилий (местничество, «порода») было строго установлено, правительство при всех своих служебных назначениях соблюдает правила местнического распорядка. По «Государеву родословцу» определяли старшинство лиц одной фамилии, когда им приходилось отбывать службу по одному наряду.
* Сборник очерков из истории государства и права Руси //Allpravo.ru – 2004 г.
«в 1620 г. стольник Чихачов, назначенный стоять рындой в белом платье у царского места при аудиенции чужеземному послу ниже князя Афанасия Шаховского, обиделся, сказался больным и не поехал во дворец. Бояре послали за ним и велели его поставить перед собой. Чихачов предстал перед боярами в Золотой палате больным-разбольным, с костылем, да не одним, а с двумя зараз.
Для чего во дворец не приехал? – спросили бояре. Лошадь ногу мне сломала третьего дня на государевой охоте в Черкизове! – отвечал Чихачов. Больше, чай, отбаливаешься от князя Шаховского? – возразил на это думный разрядный дьяк Томило Юдич Луговской. Тогда Чихачев перестал притворяться и заговорил напрямик, что вот-де он бил челом государю и впредь станет бить челом и милости просить, чтобы государь пожаловал, велел дать ему, Чихачову, суд на князя Афанасия, а меньше ему князя Афанасия быть не вместно.
Можно тебе быть его меньше! – возразили бояре и приговорили бить Чихачова кнутом за бесчестие князя Шаховского. Долго того ждать, бояре! – сказал на это дьяк Томило Луговской и, вырвав у Чихачова один костыль, принялся бить неудачливого местника по спине и по ногам. Смотря на это, И.Н. Романов, дядя царя, не утерпел, схватил другой костыль у «больного» и присоединился к дьяку, работая также по спине и ногам Чихачова, причем оба приговаривали: «Не поделом бьешь челом, знай свою меру!». Побив Чихачова, велели ему стоять рындой в белом платье по прежнему распоряжению, а кнут, разумеется, «оставили».
3) Обобщение и вывод
а) Итак, из исторических повествований ясно, что на должность рынды назначались рослые, здоровые молодые люди из знатных дворянских (боярских) фамилий, они «служили ради чести». Из описания Григория Котошиха ясно, что должность «рынды» была малопривлекательной; требовала большой затраты времени и физических усилий, а материальных благ не приносила практически никаких. «Так как рынды не были чинами придворными, то они не получали жалованья. Состояли в ведении оружейничего» (Википедия/ Рында).
С другой стороны, рында участвовал в торжественных, деловых и военных мероприятиях и приёмах послов, т.е. получал дипломатический и административный и военный опыт. Через службу «рынд» прошли некоторые государственные деятели Московской Руси.
б) Мы выяснили, что этимологии древнерусского термина «рында» нет. Никто из исследователей не опирается на религиозную (иудеохристианскую) традицию, откуда на протяжении многих веков, черпались образцы социальной организации общества.
Целесообразно обратиться к оригинальным библейским текстам, вероятно в них мы сможем найти образ и термин соответствующий слову-понятию «рында».
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – РЫНДА = РЫН+ДА; прочитаем первое буквосочетание наоборот (как в иврите) – РЫН = НЫР. У нас сразу же выявляется термин иврита – НААР молодой человек, слуга, раб, слуга-оруженосец.
Произношение буквы АИН (в середине слова НААР) в иврите утеряно. В переводах, в русской транскрипции обозначалась как «А» (Овадия; в русской традиции Авдий), и как «И» (Илий, ивр.Эли).
Как произносилась русская буква «Ы» в XIV неизвестно, исследователи полагают как Ы и как И. В древних кириллических текстах «Ы» отсутствует, восходит к старославянскому (древнеболгарскому) кириллическому составному знаку ЪІ = Ъ+І (ер + и, откуда и древнее название её «еры»).
РЫНДА = термин прочитан наоборот – АД + НЫР = АДА надевать украшения, разодеться + НААР (НЫР) юноша, молодой человек, мужчина; слуга-оруженосец.
б) Библейский образ
* Судей 7:10,11: «если же ты боишься идти один, то пойди в стан ты и Фура, слуга (НААР) твой; и услышишь, что говорят, и тогда укрепятся руки твои, и пойдешь в стан. И сошел он и Фура, слуга (НААР; Фура оруженосец Гедеона) его, к самому полку вооруженных, которые были в стане».
* 1 Царств 14:1: «В один день сказал Ионафан, сын Саулов, слуге (НААР) оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду Филистимскому, что на той стороне. А отцу своему не сказал об этом».
* Иеремия 1:6, 7: «А я сказал: о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (НААР). Но Господь сказал мне: не говори: «я молод (НААР)»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь».
* 1 Царств 30:17: «и поражал их Давид от сумерек до вечера другого дня, и никто из них не спасся, кроме четырехсот юношей (НААР), которые сели на верблюдов и убежали».
* Иезекииль 16:11: «И нарядил (АДА) тебя в наряды, и положил на руки твои запястья и на шею твою ожерелье».
Таким образом, в сигнале (слове) необъясненном до сих пор, мы обнаружили логическую и лексическую связь с иудеохристианской доктриной (образами) и терминологией. Термин РЫН+ДА является транслитераций (передача слов другой письменностью) двух библейских терминов; согласные буквы и содержание слов – совпадают.
Что такое склянки и рында и зачем их бьют: традиции и термины русского флота
В Корабельном уставе Военно-морского флота до сих пор прописан Порядок отбития склянок на надводных кораблях 1 и 2 ранга. Склянки отбивают каждые полчаса, причем в 12:00 отбивается рында – три троекратных удара в морской колокол. Таким образом, «бить склянку» означает отмечать ударами морского колокола каждые полчаса.
Склянкой называют получасовой отрезок времени на корабле. Количество склянок показывало время, поэтому, к примеру, при счете с полудня восемь склянок означали четыре часа. Поскольку каждые четыре часа на корабле менялась вахта, отсчет начинался вновь. На немецких кораблях вахты менялись трижды – каждая смена составляла восемь часов.
Изначально же склянками звали песочные часы с получасовым ходом. Их использовали на парусных кораблях. Каждые полчаса вахтенный матрос переворачивал часы, что знаменовалось ударом корабельного колокола. Таким образом, в жизни моряков склянки играли очень важную роль, фактически определяя и быт, и службу корабля.
— писал еще в советское время О.П. Наумов в своей статье в журнале «Русская речь» (№ 1, 1986).
Слово «склянки» очень прочно вошло в лексикон матросов, да и офицеров русского флота. Например, вахтенному матросу у склянок часто оставляли на хранение какие-то вещи и этот процесс стали называть «сдать под склянки». Но раз в сутки отбивали не склянки, а рынду. Рында – слово вроде и русское, а на самом деле нет.
Сейчас, конечно, с развитием целой системы современных сигналов, средств связи и оповещения, наличием часов у личного состава отбивание склянок осталось славной традицией, напоминанием о боевом прошлом русского флота. Морской колокол – такой же символ флотской службы, причем как на русских кораблях, так и на флотах многих других государств.
Рынды государевы. Как служили стражники у трона великих князей московских?
Плечистые юноши в высоких шапках со сверкающими топорами производили сильное впечатление на иностранных послов. Иноземцы удивлялись русским обычаям и той деловитой серьезности, пышности, важности, с какой была организована придворная служба московских князей и царей. В XIV—XVII веках обычай привлекать к службе оруженосцами царя представителей древних боярских родов превратился в один из инструментов карьерного роста.
Стражников почетной охраны называли рындами. Это слово появилось в языке Московской Руси, возможно, путем трансформации древнерусского «рыдель», что означало «знаменосец, прапорщик». Впервые таких телохранителей велел содежржать при своей особе великий князь Москвы Дмитрий Донской. Есть запись в Никоновской летописи, которая говорит о Куликовской битве 1380 года. Рынды подбирались из молодых удальцов самых знатных и родовитых семей. Им обычно даровали чины стольника или стряпчего. Жалованья государь им не назначал. Считалось, что честь слишком велика, чтобы еще и деньги платить.
Рынды сопровождали царя во время церемоний
Впервые рынды у государева трона появились при правлении великого князя Василия Третьего. При нем должность казначея Московского государства исполнял грек Юрий Траханиот, который постарался ввести элементы византийского церемониала при дворе великого князя. В Византии охрана дворца базилевса поручалась отрядам придворной стражи из числа варяжской гвардии. Варяги с копьями или с секирами стояли по обе стороны золоченого трона на торжественных приемах.
У патриарха были свои охранники
«… в 1620 г. стольник Чихачов, назначенный стоять рындой в белом платье у царского места при аудиенции чужеземному послу ниже князя Афанасия Шаховского, обиделся, сказался больным и не поехал во дворец. Бояре послали за ним и велели его поставить перед собой. Чихачов предстал перед боярами в Золотой палате больным-разбольным, с костылем, да не одним, а с двумя зараз.
Стража московского патриарха: огненники. Были одеты в красные кафтаны и вооружались булавами.
Для чего во дворец не приехал? – спросили бояре. Лошадь ногу мне сломала третьего дня на государевой охоте в Черкизове! – отвечал Чихачов. Больше, чай, отбаливаешься от князя Шаховского? – возразил на это думный разрядный дьяк Томило Юдич Луговской. Тогда Чихачев перестал притворяться и заговорил напрямик, что вот-де он бил челом государю и впредь станет бить челом и милости просить, чтобы государь пожаловал, велел дать ему, Чихачову, суд на князя Афанасия, а меньше ему князя Афанасия быть не вместно.
Можно тебе быть его меньше! – возразили бояре и приговорили бить Чихачова кнутом за бесчестие князя Шаховского. Долго того ждать, бояре! – сказал на это дьяк Томило Луговской и, вырвав у Чихачова один костыль, принялся бить неудачливого местника по спине и по ногам. Смотря на это, И.Н. Романов, дядя царя, не утерпел, схватил другой костыль у «больного» и присоединился к дьяку, работая также по спине и ногам Чихачова, причем оба приговаривали: «Не поделом бьешь челом, знай свою меру!». Побив Чихачова, велели ему стоять рындой в белом платье по прежнему распоряжению, а кнут, разумеется, «оставили».
Без сопровождения рынд царь никогда не покидал своих палат. Они ехали рядом с государем на конях в его военных походах. На войне один рында у царского стремени вооружался секирой и мечом, другой нес шестопер.
Золоченые топоры рынд из Оружейной палаты Кремля
В собрании Оружейной палаты во второй половине XVII в. хранились два парадных комплекта посольских топоров по две пары в каждом, что полностью обеспечивало полное вооружение в случае почетного караула из шести рынд. В один парадный комплект входила пара булатных топоров с насеченными золотом двуглавыми орлами под тремя коронами, которые в описи 1687 г. записаны под No 1: «Два топора Турские, булат красной, каймы и обухи наведены золотом на обе стороны; под обухом по две мишени на обе стороны; под мишеньми в клеймах по орлу с корунами; топорища худые серебряные белые, да по два наконешника, да по две обоймицы чеканные золочены. … Цена тем топорам по сту по десяти рублев за топор».
При приемах иноземных послов выстраивались у трона с секирами наготове. Самым почетным было место стражника по правую от царя руку. Сюда назначали самых знатных рынд. Стражники царя имели слуг, которых бояре выбирали из знатных стольников.
Рынды в царской свите в конном строю
Французский наемник- авантюрист капитан Ж. Маржерет описывал прием шляхты в правление Годунова. Он указывал на «молодых вельмож, одетых в платья из белого бархата, снаружи кругом обшитые горностаем на ширину в полфута, в белых шапках, с двумя золотыми цепями крестообразно на шее и каждый с дорогим боевым топориком из дамасской стали».
Польский шляхтич Станислав Немоевский, ставший свидетелем свадьбы Лжедмитрия I и Марины Мнишек в мае 1606 г., оставил потомкам такое описание рынд: «За боярами шли четверо в белом бархате, в рысьих, из передних частей, шлыках, с широкими секирами на плечах, а перед самым великим князем мечник Михайло Шуйский, племянник нынешнего великого князя, с мечем наголо, долгим и широким, в парчовой шубе, подшитой неважными соболями, руки всунуты в выпуски; шуба имела вид реверенды, какую употребляют наши придворные ксендзы. Ношенья этого меча раньше у них не было в обычае; он только что введен, когда узнали, что такая церемония бывает у нашего короля in solennitatibus. Все они имели на себе немалые золотые цепи, а многие из них и по две, крестом».
Облачение рынды стоило очень дорого
Стражников для охраны царской особы перестали назначать только при царе Петре Алексеевиче в 1698 году. Царскими указами определялся гардероб рынд, который состоял из шуб меха горностая с серебром, белых терликов, рысьих и песцовых шапок белых, сафьяновых сапог белого цвета. При трауре рынды носили черные шубы и терлики, шапки, сапоги. Хорошо знавший московские порядки дворянин-диссидент Котошихин, бежавший в свое время в Швецию, писал, что среди аристократов должность рынды считалась слишком хлопотной. Опасно было находиться вблизи царя и терпеть его капризы и чудачества.
Рында (оруженосец)
Рында — оруженосец-телохранитель при великих князьях и царях России XVI-XVII веков.
История
Рында с большим саадаком — главный оруженосец царя. Так же были рынды с другим саадаком, с меньшим копьем, с рогатиной и т. д.
Должность рынды упразднена при Петре I в 1698.
Одежда рынд
Рынды одевались в одежду белого цвета, расшитую серебром. В описи казны Михаила Фёдоровича перечисляется «платье рындова»:
Смирная (траурная) одежда.
Одежда и топоры рынд хранились в составе Большого наряда.
Вместо терлика могла использоваться ферязь.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Рында (оруженосец)» в других словарях:
Рында (значения) — Рында: Рында (оруженосец). Рында корабельная. Рында (корвет). Рында (бронепалубный корвет) … Википедия
РЫНДА — РЫНДА, оруженосец телохранитель при великих князьях и царях в 15 17 вв. Набирались из юношей знатного происхождения. Во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона с бердышами на плечах, сопровождали царя в… … Русская история
Рында — Рында: Рында судовой колокол. Рында оруженосец телохранитель при великих князьях и царях России XVI XVII веков. «Рында»: «Рында» винтовой парусный корвет, построенный в 1856 году, участник Экспедиции русского флота к берегам… … Википедия
рында — 1. РЫНДА, ы; м. В старину: оруженосец, телохранитель московских царей. 2. РЫНДА, ы; ж. [от англ. ring the bell звони в колокол] 1. В парусном флоте: звон колокола, производимый в полдень. Бить, отбивать, звонить рынду (трижды ударять в колокол… … Энциклопедический словарь
оруженосец — джура, эсквайр, рында, спекулатор, воин Словарь русских синонимов. оруженосец сущ., кол во синонимов: 9 • армифер (1) • вои … Словарь синонимов
рында — воин, оруженосец, телохранитель; колокол, звон Словарь русских синонимов. рында сущ., кол во синонимов: 6 • воин (78) • звон … Словарь синонимов
Оруженосец — благородный (в этом случае обязательно конный) ученик рыцаря, сеньора, реже отца, если он являлся крупным сеньором, либо в случае отсутствия таковых учеников простолюдин сержант. В случае благородства ученичество обычно длилось с 14 лет до 21… … Википедия
РЫНДА — ·об., пенз., сар. нескладный верзила, долгая; сухопарая баба; | исхудалая кляча, одер. | Рында муж., ·стар. телохранитель, оруженосец. | мор. колокольный звон, означающий полдень: по три удара сряду. Бей рынду! Толковый словарь Даля. В.И. Даль.… … Толковый словарь Даля
РЫНДА — 1. РЫНДА1, рынды, муж. (ист.). Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей. 2. РЫНДА2, рынды, жен. В выражении: рынду бить (мор.) звонить в колокол для обозначения полдня (от англ. ring the bell звони в колокол). Толковый… … Толковый словарь Ушакова
РЫНДА — 1. РЫНДА1, рынды, муж. (ист.). Оруженосец или телохранитель придворной охраны московских царей. 2. РЫНДА2, рынды, жен. В выражении: рынду бить (мор.) звонить в колокол для обозначения полдня (от англ. ring the bell звони в колокол). Толковый… … Толковый словарь Ушакова
Судовой колокол – рында
Лингвисты до сих пор не достигли единства в происхождении слова «рында», но известно оно русскому народу ещё со средневековых времен. В те дремучие времена существовал забытый ныне глагол – рындать, то есть трясти.
Вполне логично: то, что трясли, имело название «рында», хотя прямых доказательств этому до сих пор нет.
Из истории судового колокола
В XVII веке всем известный реформатор Петр I отправил в Европу на прохождение морской практики русских моряков, а сам изложил обязанности всех чинов на судах военного флота в «Морском уставе» 1720 года. Согласно этому документу, все команды на судне должны были отдаваться на английском языке. К тому времени европейские морские державы использовали колокола на парусниках.
Команда «Бей в колокол» на языке оригинала звучала как «Ring a bell!» (ринг э бэлл). К сожалению, матросы времен Петра I понимали английский язык хуже, чем старославянский, и поэтому когда звучали команды, они знали, что нужно делать, но не всегда понимали, как это правильно перевести и воспроизвести.
Поэтому со временем непонятное «ринг э бэлл» трансформировалось в более понятное «рынду бей». Так и остался этот термин в пользовании моряков. Сам корабельный колокол тоже стали называть «рындой».
Нечисть и колокольный звон
Испокон веков люди верили, что звон колокола может помочь пережить напасть и отогнать злых духов. Всем известно применение церковных колоколов во время различных обрядов. Даже во время чумы, не прекращая, били в колокол, чтобы «выгнать хворь».
Поскольку моряки – люди чрезвычайно суеверные, они изначально брали на борт судна колокол, чтобы отпугивать злых духов. Считалось, что оглушительный звон рынды способен утихомирить бушующее море и прогнать беснующегося морского дьявола.
Со временем, моряки нашли колоколу более практичное применение и стали использовать его в качестве сигнального средства: в условиях плохой видимости он оповещал о приближении корабля.
Жизнь по склянкам
Рында стала такой же неотъемлемой частью корабля, как и штурвал. На ней была завязана вся жизнь экипажа судна, ее берегли, как зеницу ока. Колокольный звон служил сигналом общего сбора или тревоги и заменял морякам часы. Матросы по ударам рынды выходили на вахту.
Поскольку для измерения времени использовались песочные часы, называемые склянками, их приходилось переворачивать каждые полчаса. Этим занимался матрос на вахте. Каждый переворот отмечался определенным ударом в колокол.
Так и появилась существующая и в наши дни команда «Склянки бить!». Были еще и четырехчасовые склянки, которые делили сутки на 6 частей согласно вахтам. В полдень тремя троекратными ударами отбивали «рынду». С этого момента начинался новый отсчет времени.
Злато для голоса
Но вот интересная особенность: если добавить в ванну, где плавится металл для отливки, несколько серебряных монет или, скажем, пару золотых колечек, как голос колокола сразу станет мягким и приятным для слуха. Так, при отливке рынды для английского корабля «Малайя» для пущего благозвучия в металл добавили серебряные малайские доллары и даже золотые соверены.
Лысина боцмана и тысяча солнц
Корабельный колокол всегда являлся визитной карточкой корабля. Он не только сообщал название судна, но еще и передавал некоторую информацию об экипаже. Начищенная до блеска рында указывала на исправную службу моряков. Ответственный матрос должен был «надраить рынду до тысячи солнц». У моряков есть даже шуточная (а, может, и не очень шуточная) поговорка, что «рында должна блестеть, как лысина у боцмана».
Если беременная женщина отправлялась в морское путешествие, и срок родин застигал ее прямо на судне, новорождённого крестили в корабельном колоколе. Имя малыша даже могли выгравировать на рынде.
Если же на судне погибал кто-то из моряков, его почитали восемью ударами колокола, символически обозначавших конец его вахты. В английском языке есть выражение «Восемь ударов колокола» («Eight Bells»), обозначающее некролог.
У некоторых может сложиться ошибочное мнение, что в современном мире уже нет места былой романтике и корабельный колокол можно найти только в лавке сувениров яхтсменам. Конечно, ни один моряк не откажется от такого подарка, но есть правила, просто обязывающие иметь рынду. Согласно им, корабельным колоколом должно оснащаться любое судно, длина которого превышает 12 метров. Он, как и в прежние времена, должен служить морякам для подачи сигналов при плохой видимости.