Чем вам запомнился рассказ легкое дыхание
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе И.А.Бунина «Легкое дыхание»
Главная героиня рассказа «Легкое дыхание» — гимназистка Оля Мещерская. Среди прочих учениц она заметно выделялась благодаря необыкновенному очарованию, которым ее щедро одарила природа. В то время, как сверстницы Оли были вынуждены тщательно следить за своей внешностью, чтобы выглядеть привлекательнее, Мещерскую эти проблемы совершенно не заботили. Даже с растрепанными волосами и пальцами, испачканными чернилами, она выглядела гораздо милее своих подруг.
В столь юном возрасте, в каком находилась Оля Мещерская, ей было присуще истинно женское обаяние. Она и одеваться старалась по-взрослому, и волосы у нее были уложены как у взрослой женщины. Вся гимназисты, от младших до старших классов, находились под властью ее обаяния. И Оле нравилось быть самой очаровательной, она осознанно стремилась к тому, чтобы нравиться представителям противоположного пола. Одной из своих подруг девушка рассказала, что в некой отцовской книге прочитала о критериях женской красоты. И главным критерием в этой книге указывалось легкое дыхание. По мнению Оли, у нее было то самое легкое дыхание.
В гимназии Мещерской неоднократно приходилось выслушивать замечания по поводу своего поведения и внешнего вида. Во время одного из таких разговоров в кабинете начальницы гимназии, Оле была высказана претензия, что она выглядит и ведет себя не как девушка, а как взрослая женщина. В ответ на это замечание начальницы, Мещерская ответила, что она имеет полное право на подобное поведение, поскольку прошлым летом стала женщиной. И виновником этого был ни кто иной, как брат начальницы гимназии и друг Олиного отца, Алексей Михайлович Малютин.
Главная мысль рассказа «Легкое дыхание» состоит в том, что всему свое время. Гимназистка Оля Мещерская, опередив ровесниц в развитии, решила, что она уже взрослая. Но у нее при этом сохранилась психология ребенка. Этот факт ярко иллюстрирует сцена в сборном зале, когда она самозабвенно играла в догонялки с первоклассницами. Несоответствие физического и психологического развития девушки привело к трагедии. Рассказ учит максимально внимательно относиться к подрастающему поколению, чтобы избежать негативных событий в их жизни. Дети зачастую спешат стать взрослыми и порой делают много ошибок в своем стремлении.
Рассказ Бунина «Лёгкое дыхание» убеждает: быть умной девушкой, мудрой женщиной непросто. Это особое искусство — уметь нравиться и быть благоразумной, не растерять себя на жизненных дорогах.
Какие пословицы подходят к рассказу «Легкое дыхание»?
Всякая молодость резвости полна.
Спеши, да не торопись.
От любви до ненависти — один шаг.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Легкое дыхание
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
Отзывы 25
Именно этот рассказ Бунина по сюжету актуален во все времена, хотя всё его творчество – о правде жизни.
Всегда были, есть и будут рано созревшие девочки, которым учебники и уроки уже неинтересны. Они притягивают взгляды и интерес мужского пола, чувствуют свою силу и власть над второй половиной человечества. И именно эта жизнь становится им интересна. Удержать, оградить – невозможно, матери таких девочек знают эту проблему. Вопрос только в том, сумеет ли такая девушка совладать со своей ранней взрослостью. Хорошо, если это заканчивается ранним материнством в 10-11 лет, о чём много сейчас рассказывается на TV, но бывает и так.
Тем не менее, рассказ короткий, что очень любит молодая компьютерная публика и очень информативен. Язык Бунина прелестен и поэтичен, как всегда, поэтому советую почитать.
Именно этот рассказ Бунина по сюжету актуален во все времена, хотя всё его творчество – о правде жизни.
Всегда были, есть и будут рано созревшие девочки, которым учебники и уроки уже неинтересны. Они притягивают взгляды и интерес мужского пола, чувствуют свою силу и власть над второй половиной человечества. И именно эта жизнь становится им интересна. Удержать, оградить – невозможно, матери таких девочек знают эту проблему. Вопрос только в том, сумеет ли такая девушка совладать со своей ранней взрослостью. Хорошо, если это заканчивается ранним материнством в 10-11 лет, о чём много сейчас рассказывается на TV, но бывает и так.
Тем не менее, рассказ короткий, что очень любит молодая компьютерная публика и очень информативен. Язык Бунина прелестен и поэтичен, как всегда, поэтому советую почитать.
Рецензии на книгу Легкое дыхание
Этот рассказ мне глубоко запомнился еще со школы. Не знаю, почему он тогда произвёл на меня такое впечатление. Наверное, последствия того, что мы его обсуждали в классе несколько дней и говорили о нём даже больше, чем о полноценном романе. Хотя, что и тогда, что и сейчас после прочтения ощущение как от романа. И не смотря на «лёгкое» поведение девушки по сюжету, помню, учительница по литературе совершенно не делала на этом акцента, хотя с поучительной точки зрения должна была.
Главная тема – красота девушки/женщины. Красота бывает разной и порой даже внешне красивые девушки почему-то не несут именно той привлекательности, которая всех завораживает. Получается мало быть просто красивой? Надо еще как-то это преподнести окружающим? В представлении Бунина этот эффект можно получить с помощью «легкого дыхания», которым обладает главная героиня Оля Мещёркина. Легкое дыхание – это походка, манера разговора, жесты, поведение, черта характера, возможно, даже аура. И именно об этом мы в школьные годы так много рассуждали, а не о поведении девушки.
Но шли годы, я взрослела. И теперь перечитывая рассказ, я подметила некие другие моменты. Первое, это как раз таки поведение)) Не то, что оно аморальное, совершенно не хочется его осуждать. Просто впечатление о девушке осталось такое же как о Лолите Набокова. И тут просто без комментариев. Второе, подметила, не то чтобы интересного персонажа, но примечательного. Эта безымянная женщина, которая была учительницей Ольги. Особо нечего о ней сказать, но очень понравилось как Иван Алексеевич точно описал этот типаж личности всего лишь одним абзацем.
Вывод: полезно оказывается порой перечитывать. То ли это старость наступает…
#адвенткалендарь
@rina_rot, помню, что мы у него много что читали и не только у него, но всё так смутно в школе было)) А вот этот рассказ очень запомнился, даже сюжетом!
@lerochka, а у меня просто крик души.
В 10 классе у нас были экзамены по выбору и я выбрала литературу, в билете вопрос о вашем любимом авторе, творчестве и рассказать любимый стих.
Самое обидное, все выбрали Тютчева, Фета и все нормально.
А я вот не вышла рожей, когда сказала, что это Бунин, на меня учителя из комиссии посмотрели как на психа и сказали, что я мала еще понимать такие вещи((( естественно когда начала читать стих (один из любимых «Деревенский нищий») занервничала, попутала. Итог 4, а желание читать и уж тем более делиться любимыми авторами пропало надолго(
вот так школа убивает желание читать)
@Yachmenka_magical, а я, наоборот, начала читать в 10 классе благодаря новой учительнице по литературе. И так зачиталась, что к экзаменам мне поставили литературу экстерном без экзаменов. И помню даже грамоту еще вручили по литературе))) Так что дело не в школе, а в людях))
@jasa_anya, мы его в школе проходили, и он мне тогда казался очень длинным) Вот только сейчас посмотрела сколько страниц и удивилась)
Мы читаем одни и те же рассказы?)))
А я вот, наоборот, прочитала этот рассказ и сижу сейчас пишу в рецензии, что не смотря на маленький объем впечатлений как от объемного романа)
@lerochka, видимо, нас разное впечатляет)))
вообще не поняла, почему такие восторги. Я, мне кажется, забуду его уже через неделю. )
Что отличает привлекательную женщину от женщины, по-настоящему красивой? Кипящие смолой глаза, черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи? Нет, всё не то! Главное должно быть не простоим и осязаемым. Оно должно быть другой, совсем не материальной природы, едва уловимым и возвышенным. И это – лёгкое дыхание!
Главная героиня рассказа Оля Мещерская как раз и отличается этим необыкновенным свойством. От неё без ума мужчины всех возрастов, и даже младшие школьники неосознанно обожают и боготворят. Но не зря в народе сказывают: не родись красивой, а родись счастливой. Вот с этим коварным счастьем у Оленьки и не заладилось. Красота сгубила её.
Я не вправе осуждать героиню рассказа. Хотя именно её поведение в итоге и привело к трагической развязке. Но ей можно найти оправдания. Осмелюсь предположить, что вся распущенность Оленьки была неким протестом против того, что с ней произошло. Связь между пятнадцатилетней девочкой и пятидесяти шестилетним мужчиной. В наши дни отношение к этому событию может быть только одно: совращение малолетней. Становится довольно мерзко и гадко от мысли, что какой-то престарелый ловелас осмелился сотворить такое с ещё совсем девочкой, исковеркав всю её дальнейшую жизнь.
Хотя в то время к этой ситуации могли отнестись иначе. Не следует забывать, что выдавать замуж шестнадцатилетних девочек было вполне обыденным явлением. Да и браки с мужчинами, которые не только в отцы, но и в деды годились, не были особой редкостью. О времена, о нравы.
Была молодая, полная сил и здоровья девушка, и ничего от неё не осталось. Только лёгкое дыхание рассеялось по свету.
Этот рассказ почему-то очень тронул меня за душу, хотя казалось бы банальный сюжет, присущий как русской так и зарубежной классике. Не буду долго рассказывать, каков он хорош, а кратенько опишу что же меня зацепило и удивило.
Во-вторых:
Очень интересно подали женскую черту характера именуемую в произведении лёгким дыханием. Действительно есть нечто такое в некоторых девушках, что делает их привлекательней остальных, но в тот же момент это их и губит. Ну не могут люди смирится с тем, что кто-то лучше, начинают подавлять и завидовать (как классная дама); либо ведутся на эту привлекательность не те люди (как Малютин).
Произведение очень стоящее, нужно только отпустить основную сюжетную линию и увидеть суть.
Внимание: данная рецензия содержит спойлеры. Показать?
— Простите, madame, вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин. Это случилось прошлым летом в деревне.
Не то, чтобы я испытала смешанные ощущения — я пришла в ужас от этого рассказа! У меня не укладывается в голове, как же, как можно быть настолько несчастной, чтобы обладая красотой и обаянием стать женщиной с братом классной дамы? Это знает главная героиня рассказа, Оля Мещерская, на тяжелую долю которой выпала такая судьба. Вся правда открылась тогда, когда классная дама вызвала ее в свой кабинет дабы напомнить, что гимназистке не пристало разорять родителей из–за туфелек за двадцать рублей и носить женскую прическу. «Ты еще гимназистка». Нет, она уже женщина, и это настоящий кошмар! Быть может, вам покажется, что мои эмоции на это слишком бурные, но я, если честно, просто не ожидала такого поворота событий, когда только начала читать диалог Оли и надменной, моложавой, но поседевшей женщины.
Сцена, пускай и короткая, в которой «схематично» обрисовывается процесс обращения Мещерской в женщину, мне просто отвратительна. сразу вспомнилась старая добрая «Лолита» В. Набокова. Хотя Ольге и пятнадцать, не будем забывать, что Алексею Михайловичу целых пятьдесят шесть лет!
И убийство гимназистки, как ни странно, уже не было для меня сильным потрясением, т.к. и в начале книги рассказывалось о надгробии, и походу становилось ясно об ее смерти, когда, например, использовалось прошедшее время там, где для живого человека использовалось бы настоящее(не мастер объяснять, ну и пусть).
При всем моем уважении к автору, я не могу сдержаться и не поставить четыре. Мне даже немного стыдно за прочтение этой книги. Классика, классика. Ольгу жалко. Алексея Михайловича — тоже, пускай у него явно с головой не все в порядке(иначе как объяснить соитие со столь юной особой?), он, вероятно, просто хотел любви. Но как бы там ни было — за убийство человека его вряд ли можно пожалеть.
Простите мне, пожалуйста, эти гневные строки.
Так Вы поставили 4 за непотребный сюжет?
@andres, Не из–за пошлости и непотребном и сюжета, а за то, что мне отвратителен этот рассказ, лично мне. не укладывается в голове связь еще девочки и мужчины в преклонном возрасте.
Также был бы в этом списке и открывающий сборник рассказ Танька. Но в нем что-то не доработано, как-то всё вскользь. Персонажи вводятся просто так и исчезают в никуда. Так не правильно. И таких недоделанных рассказов много. А еще больше историй в стиле «что вижу, то пою». Зачем такие публиковать? Или это я сухарь и не понимаю ранимую и гонимую душу великого писателя? Вполне возможно.
«Легкое дыхание» Бунина. Краткое содержание и анализ рассказа
Рассказ И.А. Бунина «Лёгкое дыхание»: читать полный текст и краткое содержание, слушать аудиоверсию. Суть произведения, анализ рассказа: тема и художественные особенности. Почему рассказ назван именно «Лёгкое дыхание»?
«Лёгкое дыхание» — рассказ Ивана Бунина, написанный весной 1916 года. Главная героиня — трагически погибшая гимназистка Оля Мещерская. По словам литературного критика Станислава Рассадина, «Лёгкое дыхание» — самый знаменитый рассказ Бунина.
Полный текст, аудиокнига и фильм
Аудиоверсию можно послушать на YouTube:
В 1994 году режиссер Лев Цуцульковский снял фильм «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина. Первая новелла — переложение рассказа «Лёгкое дыхание».
Краткое содержание
На кладбище стоит свежий дубовый крест, украшенный фотографией юной гимназистки «с радостными, поразительно живыми глазами». Это Оля Мещерская.
Девочкой Оля не выделялась среди подруг, но потом стала расцветать. Её красота, живость и непосредственность пленяли окружающих. Младшие девочки её обожали. Поговаривали, что влюблённый в Олю гимназист Шеншин покушался на самоубийство, измученный её изменчивым обращением.
Однажды девушку вызвала начальница гимназии и стала отчитывать за неподобающий внешний вид, в частности, за взрослую прическу: «Вы совершенно упускаете из виду, что вы пока только гимназистка…»
Оля Мещерская на это ответила с дерзкой прямотой: «Вы ошибаетесь: я женщина. И виноват в этом — знаете кто? Друг и сосед папы, а ваш брат Алексей Михайлович Малютин».
Кадр из фильма «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина
Следователю офицер признался, что состоял в связи с Олей Мещерской. Она обещала выйти за него замуж, но в тот день на вокзале призналась, что никогда его не любила, и дала прочесть страницу дневника о том, как Малютин лишил её девственности.
Приводится отрывок из дневника Оли. В нем рассказывается, что в тот день девушка осталась одна в родительском загородном имении. Днём приехал Алексей Михайлович Малютин — 56-летний друг отца, красивый мужчина с «совсем молодыми» глазами. Он делал Оле комплименты, целовал руку, потом губы через платок… В итоге он лишил девушку невинности. Той же ночью Мещерская записала в дневнике:
«Я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого. »
Кадр из фильма «Посвящение в любовь» по мотивам рассказов Бунина
Каждое воскресенье к могиле Оли приходит маленькая женщина в легких ботинках и сидит на ветру возле дубового креста, пока совсем не замёрзнет. Ей горько думать о погибшей гимназистке, но «в глубине души маленькая женщина счастлива, как все преданные какой-нибудь страстной мечте люди». Это классная дама Оли Мещерской. Она всегда жила не своей жизнью: сначала мыслями о брате, который погиб в Русско-японскую войну, теперь — мыслями о трагедии Оли.
Классная дама вспоминает однажды подслушанный разговор Оли с подругой. Мещерская тогда рассказывала, что в какой-то книге из библиотеки отца прочла, будто главный признак женской красоты — лёгкое дыхание. «А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?» — спрашивала Оля подругу.
Теперь это лёгкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.
Иллюстрация Ореста Верейского к рассказу «Лёгкое дыхание»
История рассказа
Произведение родилось легко и быстро, вспоминал сам Бунин:
Рассказ «Лёгкое дыхание» я написал в деревне, в Васильевском, в марте 1916 года: «Русское слово» Сытина просило дать что-нибудь для пасхального номера. Как было не дать? «Русское слово» платило мне в те годы два рубля за строку. Но что дать? Что выдумать? И вот вдруг вспомнилось, что забрёл я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства.
Иван Бунин. «Происхождение моих рассказов»
В разговоре с Г.Н. Кузнецовой Бунин объяснял, «что его всегда влекло изображение женщины, доведённой до предела своей “утробной сущности”. “Только мы называем это утробностью, а я там назвал это лёгким дыханием. Такая наивность и лёгкость во всём, и в дерзости, и в смерти, и есть “лёгкое дыхание”, недуманье”».
Некоторые литературоведы считают, что Кузнецова неверно передает суть разговора, потому что это объяснение противоречит их пониманию рассказа.
Анализ рассказа «Лёгкое дыхание»
Тема, проблема и трактовка
Тему рассказа можно определить по-разному: это и женская красота, и хрупкость человеческой жизни, и опасности юности.
Бунин поднимает проблему судьбы, пишет литературовед Вячеслав Влащенко в статье «Сто лет “Лёгкому дыханию” Бунина».
При этом трактовка рассказа может быть разной: социальной, нравственной и философской. В первом случае можно считать, что Олю Мещерскую сгубило общество в лице похотливого Малютина и ревнивого казачьего офицера. Во втором — что девушка фактически совершила скрытое самоубийство, не пережив нравственного падения. На философском уровне можно поразмышлять о том, что красота и молодость оказываются обречены на гибель, а любовь ведёт к трагедии.
Читать рассказ можно также на психологическом и духовном уровне: любви и красоте суждено погибнуть, если плотские инстинкты в человеке побеждают высшее, духовное начало, объясняет Влащенко.
Оценка героини
У читателей и литературных критиков Оля Мещерская всегда вызывала противоречивые чувства. Константин Паустовский писал о своей «внезапной любви к этой погибшей девушке». А Иван Ильин, наоборот, задумывался о грехопадении и порочности этой девушки, о превращении «мадонны» в «блудницу» и в «палача» — она погубила и себя, и любовника-офицера.
При этом сам Бунин принципиально отказывается от моральных оценок, отмечал литературовед Александр Жолковский. Автор не говорит, хороша или плоха Оля, правильно ли поступают другие герои рассказа.
Станислав Рассадин задавался вопросом: можно ли вообще у Бунина «отличить добро от зла, если последнее завораживает?» Как быть, «если магически очаровательна сама порочность девочки-гимназистки Оли Мещерской — или, во всяком случае, несущественна и простительна по сравнению с данным ей (кем? Дьяволом? Богом?) лёгким дыханием»?
Нелинейность сюжета
События в рассказе расположены не в хронологическом порядке: сюжет сильно отличается от фабулы. Сначала показана могила Оли Мещерской, затем рассказывается о её взрослении и разговоре с начальницей, после мы узнаем о гибели Оли, читаем отрывок из её дневника, вновь возвращаемся к могиле вместе с классной дамой.
«Рассказ прыгает то назад, то вперед», создавая особую «мелодию новеллы», писал психолог и литературовед Лев Выготский в книге «Психология искусства».
Л.С. Выготский. Диспозиция и композиция рассказа «Лёгкое дыхание»
В фабуле «нет решительно ни одной светлой черты»: недалёкая провинциальная гимназистка, соблазнённая пожилым соседом, считает себя взрослой женщиной и вступает в связь с «некрасивым и плебейского вида» казачьим офицером, а вскоре тот убивает её в порыве злости. Это «ничтожная» история, «житейская муть», поясняет Выготский.
Но Бунин выстраивает события так, что рассказ получается захватывающим, лиричным и оставляющим не гнетущее впечатление, а ощущение лёгкости. По словам Выготского, срабатывает «закон уничтожения формой содержания».
Это рассказ не об Оле Мещерской, а о лёгком дыхании; его основная черта — это то чувство освобождения, лёгкости, отрешённости и совершенной прозрачности жизни… Житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в лёгкое дыхание бунинского рассказа.
Лев Выготский. «Психология искусства»
В художественном произведении всегда заложено противоречие между содержанием и формой — автор нарочно выбирает «враждебный» материал, полагал Выготский. Рассказать об ужасных событиях, чтобы получился рассказ о «лёгком дыхании», «житейскую муть заставить звенеть и звенеть, как холодный весенний ветер» — вот подлинное литературное мастерство.