Чем важна психолого педагогическая культура юриста

Чем важна психолого педагогическая культура юриста

Педагогическая культура юриста как одно из условий становления педагогического мастерства.

Магомедов Д.Б. – доцент кафедры трудового права и основ правоведения ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет».

Каргишиев Ю. аспирант каф уголовного права и криминологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет».

Зачастую вся юридическая деятельность сводится к ликвидации последствий, а не устранение причин правонарушения.

Юрист по своей сути должен иметь хотя бы элементарные педагогические знания, способности и навыки правовоспитательной работы. Это задача отдельных видов культур (субкультур), особенно педагогической культуры юриста, основной смысл которой определяют структурные элементы.

В юридической практике внутренняя и внешняя педагогические техники приобретают, специализированный характер, т.к. юрист имеет дело с широкой условной аудиторией, в которую входят все слои населения. Кроме правового воспитания, юрист осуществляет комплекс задач государственного характера для регулирования общественных отношений. Это требует организационно-педагогических способностей, широкого кругозора и специальных подходов. Поэтому к педагогической технике юриста можно отнести такие виды культур, как: культуру целеполагания, культуру педагогических знаний, мировоззренческую культуру, культуру мышления, культуру чувств, культуру общения, организационную культуру. Задача педагогической техники заключается в умении юриста управлять своим поведением и влиять на граждан.

Значимым составным элементом педагогической культуры юриста является его профессиональный такт. По форме эта категория ничем особенным не отличается от обычной человеческой вежливости, тактичности, внимательности и т.д. Эти общечеловеческие качества нужны юристу, потому что он имеет дело преимущественно с людьми не высокого морального качества, с испорченной психикой. Поэтому профессионализация юристу нужна для общения не только с коллегами, друзьями, знакомыми, но и со всеми гражданами, которые посещают юридическое учреждение (даже с правонарушителями).

Педагогическая культура юриста предполагает его внутреннюю собранность при выборе линии поведения. Ведь первое впечатление гражданина о юристе довольно часто бывает окончательным. С первых минут встречи юрист активно или пассивно подвергается проверке на выдержку, находчивость, остроумие, интеллектуальность. Его осанка, выражение глаз, тон беседы непосредственно влияют на смысл сказанного.

Выделяются следующие основные принципы педагогической культуры юриста: педагогические способности, эвристичность, внутренняя собранность во время выбора линии поведения, речевой этикет, чувство меры, принципиальность, уступчивость, чувство юмора.

Педагогические способности имеют несколько видов. Считаем, что успешную юридическую практику обеспечивают дидактические способности (готовность юриста воспитывать граждан, творчески развивать юридическое мышление, приучать их самостоятельному овладению элементарными правовыми знаниями), коммуникативные способности (умение легко вступать в контакт с населением, устанавливать с ним правильные деловые взаимоотношения), конструктивные способности (способность предвидеть результаты своей работы, а также ошибки и возможные неурядицы, проектировать качество юридических знаний граждан), гностические способности (умение познавать содержание правового явления, закономерности поведения граждан, а также собственно самопознание), перцептивные способности (способность понимать психическое состояние гражданина, уметь фиксировать детали его поведения, а по выражению лица судить о виновности в каждом конкретном случае), интеллектуальные способности (понимание собственного назначения, правовых явлений, принципов, законов природы, теорий, проблем и т.д.), а также некоторые организаторские способности, которых требует определенная ситуация.

Важное значение для развития педагогико-юридического мастерства имеет социализация. Отметим, что перерыв в педагогической деятельности отрицательно сказывается на профессиональном уровне юриста, ведь его педагогические навыки развиваются в практическом воспитательном процессе. Все должностные лица (в том числе народные депутаты, судьи Конституционного Суда) имеют право заниматься педагогической деятельностью, работать по совместительству.

Важным принципом педагогической культуры является чувство меры. При этом рост требовательности юриста к членам общества не обязательно приведет к большому уважению со стороны последних. Здесь необходимо чувство меры, критерии которого установить довольно трудно. Чувство меры должно сказываться в индивидуальном подходе ко всему юридическому процессу, или на отдельных его стадиях. Не менее важным является налаживание делового партнерства, что позволяет юристу обращаться с преступником как с равным. Так или иначе чувство меры достаточно точно характеризует степень педагогической культуры юриста.

Такой принцип педагогической культуры юриста, как эвристичность, проявляет творческий подход в правовом воспитании граждан, побуждает юриста к наполнению традиционного правового воздействия новыми формами, которые соответствуют современному социальному и экономическому развитию государства. Создание проблемной ситуации, привлечение собеседников к ее решению свидетельствуют о высокой педагогической культуре юриста. Здесь важны деликатность и важность поставленных вопросов, реплик, отсутствие иронии или пренебрежения к другим участникам правовой ситуации. Эвристичность педагогической культуры наиболее заметно проявляется в вопросах юриста.

Логика юридической деятельности требует как принципиальности, так и уступчивости в некоторых вопросах. Этот принцип педагогической культуры обусловлен тем, что служебная деятельность сотрудников построена на справедливой принципиальности, на установлении истины и принятии правильных решений. Важным для профессии юриста является умение выделить главное и второстепенное. Педагогическое мастерство побуждает юриста быть принципиальным в значительном и покладистым в малом. Юрист в отдельных случаях может проявлять податливость (особенно тогда, когда его уверенность необоснованная) или больше ориентироваться на компромисс. Такое поведение не означает пренебрежение некоторыми правонарушениями или всепрощения. Просто профессиональная тактика требует отступов для решения основных правовых задач.

Сущность педагогической культуры юриста реализуется через ряд функций, главными из которых являются следующие:

— формирование способности педагогической наблюдательности и предусмотрительности;

— умение аргументировать юридические доказательства, в тактике и этике допроса;

— повышение культуры юридического диалога;

— повышение качества юридических консультаций;

— предостережение от педагогического произвола;

— воспитание юридического активности населения, юридического просвещения.

Особенность такой функции педагогической культуры юриста как обретение умения аргументировать юридические доказательства тактики и этики допроса, объясняется тем, что это задачу не всегда получается решить только профессиональными методами. Нужно прибегать к педагогическим приемам (в том числе и математическим методам доказывания), этике юридической деятельности, чтобы доказать гражданину его не правоту. Эта своеобразная тактика поведения специалиста права требует педагогического осмысления для того, чтобы успешно решить правовое задачи, дать правовую оценку, принять правовое решение.

Источник

Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности юриста. Роль этических предписаний в деятельности юриста.

Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста

Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста

Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста

Учебные материалы к теме лекции 7.1.

Нравственные основы деятельности юриста

1. Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности юриста. Роль этических предписаний в деятельности юриста.

2. Требования к служебному поведению государственных гражданских служащих.

Психолого-педагогические аспекты профессиональной деятельности юриста. Роль этических предписаний в деятельности юриста.

По мнению исследователей, деятельность юриста весьма разнообразна и имеет ряд черт отличающих ее от других профессий, прежде всего разнообразием решаемых задач (Чуфаровский Ю.В.).

Деятельность является объектом изучения многих наук. Общепризнанной в отечественной психологии является теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым (Иванова Л.Н., Носков В.А.). Деятельность, как психологическое понятие, объясняет возникновение и развитие психики человека. По определению, деятельность – процесс, побуждаемый потребностями, мотивами и направляемый осознаваемой целью.

Известны несколько подходов к выделению видов деятельности. Виды деятельности по принципу развития: игра, учеба, труд. Для задач расследования и раскрытия преступлений выделяют такие виды деятельности: познавательная, коммуникативная, познание с целью общения, общение с целью познания, поисковая, организаторская, воспитательная (Носков В.А.). К основным видам деятельности юриста В.В.Романов относит деятельность общения, познания, организаторскую и воспитательную.

Правила психологического анализа деятельности людей (по раб. Иванова Л.Н., Носков В.А.).

1. Анализируя строение деятельности, важно помнить, что деятельность не тождественна внешне наблюдаемому поведению человека. Она включает и явления внутреннего мира, так называемую внутреннюю, умственную деятельность человека. Самым сложным в анализе деятельности является определение ее предмета, т.е. того, на что направлена активность человека. Это может быть некоторая вещь, мысль или чувство.

2. Психологическая теория деятельности утверждает, что внешняя (внешне наблюдаемое поведение) и внутренняя (умственная) деятельности имеют общее строение. Особенная деятельность реализуется в действиях – процессах, подчиненных сознательному представлению о результате, который должен быть достигнут. Деятельность может осуществляться разными действиями. Также одно действие может быть включено в разные деятельности. Способ осуществления действия в теории деятельности назван операцией. Чтобы проанализировать строение деятельности какого-либо человека, необходимо ответить на следующие вопросы:

· Что является внутренней (скрытой, мало осознаваемой) причиной ненаправленной, поисковой активности человека? Ответить на этот вопрос, значит, определить его потребности;

· Что является предметом активности, что может объяснить не просто беспорядочную активность человека, но конкретное направление и содержание этой активности?

Ответ на этот вопрос раскрывает мотивы человека;

· Что именно человек осознает как причину и результат своего поведения? В анализе деятельности выявляются цели человека и индивидуальные особенности целеобразования.

· Как конкретизируются цели с учетом условий деятельности, т.е. какие задачи ставит перед собой человек;

· Какие средства деятельности (внешние, внутренние, умственные) использует для достижения целей и решения задач;

· Каковы приемы, способы, технологии работы – в целом, процедуры деятельности;

· Определить объект деятельности, различив его с предметом деятельности;

· Следует проанализировать результаты деятельности – прямой и побочный продукты деятельности.

Данная схема анализа деятельности может быть использована, в том числе, для анализа своей деятельности, повышения ее эффективности, выявления ошибок в работе.

3. Правило скооперированности. В анализе строения деятельности следует учитывать, что в целостной системе жизнедеятельности человека отдельные виды деятельности (акты индивидуальной деятельности) находятся во взаимном согласовании. Например, цель деятельности может стать средством достижения цели в следующем (после достижения цели) акте деятельности. Продукт деятельности может стать предметом другой деятельности.

Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Смотреть картинку Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Картинка про Чем важна психолого педагогическая культура юриста. Фото Чем важна психолого педагогическая культура юриста

Анализируя строение деятельности, важно определить мотивы и цели деятельности, принимая во внимание, что если цели – это осознаваемые человеком причины своего поведения, то мотивы – более глубокие и не всегда явные основания его поведения, мышления и переживаний. Анализируя цели, необходимо оценить, как они соотносятся с условиями их достижения, как проходят проверку на реализуемость. Выявляя продукт деятельности, следует рассматривать не только прямые результаты деятельности, но и отдаленные последствия (как желательные, так и нет).

Специалисты особое внимание уделяют вопросам педагогики юридической деятельности и практического использования педагогических закономерностей в юридической деятельности. Педагогика – наука о закономерностях развития личности, т.е. о закономерностях воспитания, образования, обучения человека; наука о закономерностях формирования и развития личности на всех этапах жизни. К основным категориям педагогики относятся, в том числе самовоспитание; самообразование; Самовоспитание – это осознанная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование у себя необходимых черт характера, профессионально-деловых качеств и норм поведения, которые определяются собственными интересами и потребностями общества. Самообразование – это целенаправленная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в определенной интересующей его области. По оценке исследователей, основные функции педагогики: теоретико-познавательная и прикладная. Теоретико-познавательная функция – к ней относятся усвоение системы знаний науки, основных закономерностей и связей, сущности педагогических явлений. Прикладная функция – формирование навыков и умений, необходимых для решения педагогических задач в профессиональной деятельности юриста; развитие педагогической культуры. Педагогическая культура определяется как свойство личности специалиста, выражающее меру развития и соответствия профессиональной подготовленности педагогическому содержанию его профессиональной деятельности. Структуру педагогической культуры образуют: педагогическая направленность личности, педагогические качества и способности, специальная педагогическая подготовленность, педагогическое мастерство и культура профессиональной деятельности. Специалисты так определяют принципы воспитания: целенаправленность; связь с жизнью общества; единство сознания и поведения, воспитание в деятельности; воспитание в коллективе; уважение и требовательность; преемственность и систематичность педагогического воздействия.

Структурная схема педагогического мастерства юриста выглядит следующим образом (Мариновская И.Д.):

· Умение использовать свои знания и навыки в практической работе.

· Психолого-педагогические знания и навыки.

· Личностные качества юриста.

Специалисты, анализируя профессиональную деятельность юриста

особо выделили следующие стороны этой деятельности: социальная, познавательная, коммуникативная, реконструктивная, организационная, удостоверительная, воспитательная (Чуфаровский Ю.В.). При осуществлении следственной или судебной деятельности данные стороны могут выступать как самостоятельно, так и во взаимосвязи, а также в качестве вспомогательной обеспечивающей другой вид деятельности.

Профессиограммы юридических профессий – комплексное отражение основных сторон юридической деятельности и качеств, которые в ней реализуются.

Итак, профессиональная деятельность юриста включает в себя социальную, поисковую, реконструктивную, коммуникативную, организационную, удостоверительную стороны.

1. Социальная деятельность – включает профилактические мероприятия (участие в работе с правонарушителем, с целью возвращения его к социальной норме поведения).

2. Поисковая деятельность – сбор исходной информации, необходимой для решения профессиональных задач. Подобная деятельность выражена в профессиограммах следователей, судей.

3. Реконструктивная деятельность – анализ всей полученной информации и на базе ее анализа и профессиональных знаний выдвижение версий. Планирование работы также характерно для данного вида деятельности.

5. Организационная деятельность – волевые действия по реализации рабочих планов. Характерно 2 аспекта: самоорганизованность; организация людей с целью решения профессиональных задач.

6. Удостоверительная деятельность – приведение полученной информации в специальную, предусмотренную законом форму: постановление, протокол, приговор и пр.

По мнению исследователей, в различных юридических профессиях проявляются, в т.ч. вышеперечисленные стороны деятельности. Важно учесть, что в зависимости от личностных качеств конкретной личности, включенной в профессиональную юридическую деятельность, может наблюдаться доминирование какой-либо из сторон.

В учебной литературе рассматриваются профессиограммы юридических профессий (Чуфаровский Ю.В.). Остановимся на некоторых из них.

Профессиограмма судьи. Профессиональная деятельность судьи многообразна, реализует ряд специальных качеств, входящих в структуру личности судьи, определяя его индивидуальный стиль деятельности. Профессиональная деятельность судьи регламентирована законом. Судья наделен властными полномочиями, применяет их от имени государства. Это развивает профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий, на основе высоких моральных качеств, правосознания.

Задача суда – принятие решения на основании всестороннего анализа доказательств в соответствии с действующим законодательством. Судебный процесс оказывает воспитательное воздействие на всех участников процесса и присутствующих. В коммуникативных качествах судьи должны присутствовать: тактичность, вежливость, сдержанность в поведении, эмоциях. Не допускается раздражительность, грубость, насмешка. Судью отличает беспристрастность и выдержка. Судья не может навязывать свое мнение участникам процесса, будучи убежденным в том, что свободно выраженное мнение каждого участника процесса приведет к принятию правильного решения.

В реконструктивной деятельности реализуются интеллект, память, воображение, мышление, интуиция. При осуществлении функций организации судебного процесса судья демонстрирует присущие ему качества – целеустремленности, настойчивости, дисциплинированности, структурирования своей деятельности. Наличие психологических знаний позволяет судье выяснить психологические особенности личности, понять мотивы его деятельности.

Профессиограмма сотрудника прокуратуры. Деятельность работников прокуратуры связана с защитой законных прав и интересов граждан. Обостренная чуткость, тонкость различения истины и заблуждений служит условием предвидения дальнейшего хода событий и поведения людей.

Особенности мышления: глубина, широта, мобильность, самостоятельность, критичность, гибкость. Сотрудник прокуратуры должен обладать волевыми качествами, личной инициативой, целеустремленностью, настойчивостью, организаторскими способностями.

Профессиональная зрелость, высокая степень нравственности, понимание значимости профессиональной деятельности помогают сотруднику прокуратуры эффективно выполнять требования профессии, получать результат и ориентироваться в т.ч. новой обстановке.

Профессиограмма адвоката. Профессиональный долг адвоката – оказывать юридическую помощь гражданам и организациям, осуществлять защиту прав и интересов подсудимого. Деятельность зависит от установления психологических контактов с людьми, от надлежащего взаимодействия с судом, следователем, прокурором. Адвокат отстаивает интересы граждан, подзащитного, воспитывает и укрепляет чувство законности. Для адвоката важна самостоятельность, принципиальность, волевые качества, настойчивость, решительность. Оценивая действия людей и их психологическое содержание, адвокат должен иметь на это нравственное право: принципиальность, честность, непримиримость к нарушению прав и законных интересов подзащитного. В коммуникативной деятельности адвоката проявляются: психологический контакт с подзащитным; психологический контакт с составом суда и другими участниками процесса, проявляя профессиональную культуру. Профессиональная деятельность адвоката включает формирование правосознания граждан и профилактику предупреждения правонарушений.

· Поисковая сторона деятельности – заключается в собирании исходной информации для решения профессиональных задач; вычленение криминалистически значимой информации, которая дает возможность представить событие преступления с такой степенью точности, как этого требует закон. Большую роль играет профессиональная подготовленность и личностные особенности сотрудника.

· Коммуникативная сторона деятельности (речь) – система сложных взаимоотношений и взаимодействий следователя с участвующими в процессе профессиональной деятельности лицами. В процессе общения специалист получает информацию от людей. Важное значение имеют научные знания, знания в области психологии и профессиональное мастерство специалиста.

· Организационная деятельность – следователь работает в обстановке возможного противодействия заинтересованных лиц, в условиях перегрузки и напряжения психических состояний. Важно уметь осуществлять управление своей волевой и эмоциональной сферой; при необходимости удерживать в сознании определенную цель, мобилизовать свои силы для ее достижения.

· В результате поисковой и коммуникативной деятельности полученная специалистом информация в процессе удостоверительной деятельности преобразуется в специальную, предусмотренную законом форму: постановление, протокол, приговор и пр. Следователю важно владеть на высоком уровне письменной и устной речью.

· Следователь выступает как организатор расследования. Добивается реализации принятых им решений. Выступает в качестве координатора деятельности людей, проявляя собранность и организованность.

· Реконструктивная сторона деятельности – проявляется в принятии решений. Следователь обладает знаниями в разных областях: уголовное право, психология, криминалистика и пр.

· Работа следователя требует внимания, наблюдательности, личностных качеств и навыков, обеспечивающих выделение криминалистически значимых объектов.

По мнениюисследователей в следственной работе значимы следующие организационные качества:

— Самоорганизованность, настойчивость, целенаправленность в расследовании.

— Ответственность, требовательность, находчивость в ходе расследования.

— Дисциплинированность, самокритичность, выдержка.

В реконструктивной деятельности реализуются интеллектуальные качества следователя: воображение, память, мышление, интуиция.

Формируя профессионально значимые качества, будущий юрист:

— в области социальной деятельности развивает стремление к гуманизму, честность, принципиальность;

— в коммуникативной деятельности проявляет эмоциональную устойчивость, выдержку, такт;

— в организаторской деятельности стремится к целеустремленности, настойчивости, организованности;

— в конструктивной и реконструктивной деятельности проявляет принципиальность.

В учебной литературе (Васильева Г.А.) содержится подробная информация, касающаяся профессиональной этики, морали, нравственности и правовой культуры юриста.

Юридическая этика обусловлена особенностями и спецификой профессиональной деятельности. По мнению специалистов, особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, как должностных лиц, существенно затрагивают права и интересы людей; деятельность носит государственный характер, т.к. осуществляется представителями власти, осуществляющими властные полномочия. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Действия прокурора, следователя и решения суда должны соответствовать нормам морали. Деятельность по выполнению государственных обязанностей требует повышенного чувства долга, чувства ответственности за принятые решения и действия. Профессиональная деятельность судьи, следователя, прокурора детально урегулирована законом, их действия должны соответствовать закону. Профессиональная этика юриста тесно связана с правовыми и моральными нормами, регулирующими профессиональную деятельность.

Профессиональная деятельность юриста требует строгого соблюдения правовых и нравственных норм, основывается на принципах гуманизма, верховенства права, гласности. Качество моральной деятельности юриста – это результат его самосовершенствования, саморазвития в профессиональной деятельности и развития нравственной культуры. Принципы морали составляют сущность нравственных качеств деятельности, являются основой нравственного поведения личности.

В справочной литературе дано понятие этики и моральных норм (М.Кордуэлл). Этика – представление о приемлемом или правильном поведении при достижении конкретной цели. Моральные нормы – стандарты поведения, принятые в данном обществе.

Этика – научное обоснование определенной моральной системы, понимания добра, справедливости, долга, совести, смысла жизни.

Мораль – форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей в обществе.

Профессиональная этика – кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер взаимоотношений между людьми, в т.ч. при осуществлении профессиональной деятельности.

В работах специалистов рассматриваются вопросы, касающиеся юридической этики. Юридическая этика – учение о нравственных идеалах, принципах, правилах осуществления юридической деятельности. Одной из разновидностей профессиональной этики юриста является судебная этика. Судебная этика – это наука, изучающая нравственные принципы судопроизводства. Судебная этика требует от юриста честности, справедливости.

Адвокатская этика предполагает защищать на законных основаниях интересы человека, обратившегося за помощью, соблюдать конфиденциальность в отношении клиентов.

Принципами юридической этики специалисты называют: справедливость, беспристрастность, объективность, независимость, выражающие нравственные требования обязательные для юриста.

В учебной литературе содержится информация о структуре профессиональной этики юриста, включающей в себя следующие элементы:

— нравственная деятельность юриста;

— нравственные отношения в сфере права и правоприменения;

— особенности профессионально-этического сознания работников юридической сферы.

Задачами юристов являются: решение вопросов и конфликтов путем правомерных действий, в рамках законодательства; умение творчески подойти к решению задачи и обеспечить соблюдение правовых и нравственных норм. Морально-этические нормы играют значимую роль в юридической сфере.

По мнению специалистов профессиональная нравственность является конкретизацией общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности в том числе в рамках юридической профессии.

Главными понятиями профессиональной этики являются понятия профессионального долга, фиксирующие служебные обязанности человека; профессиональной чести, указывающие место и роль данной профессии в жизни общества. Профессиональная деятельность юриста социально ориентирована, в ее основе лежит принцип гуманизма.

По мнению исследователей, профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Задачами профессиональной этики являются выявление нравственных норм и оценок, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, требования, характерные для определенных видов деятельности. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере юридической деятельности. В основе профессиональной этики лежат определенные нормы, требования и принципы. В учебной литературе находим определение: принципы – обобщенные представления, дающие возможность правильно формировать свое поведение, свои действия в профессиональной деятельности. Принципы дают сотруднику, включенному в конкретную деятельность, концептуальную платформу для решений, поступков, действий, взаимодействий.

В учебной литературе в содержание профессиональной этики включаются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает в т.ч. нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают качественное выполнение профессиональных задач, взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии. К профессиональной деятельности юриста общество проявляет повышенные моральные требования. Профессиональная деятельность юриста предельно регламентирована, при этом взаимодействия с людьми предполагают высокую моральную и нравственную ответственность специалиста. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, а также профессиональная честь и достоинство.

В учебной литературе особенное внимание обращается на нравственное значение профессиональной деятельности юриста (Кобликов А.С.). Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают права и интересы граждан, поэтому профессиональная деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали. Выполнение государственных обязанностей требует от юристов повышенного чувства долга, развитого чувства ответственности за принятые решения, действия, поступки. Для профессиональной этики юриста связь правовых и моральных норм, регулирующих профессиональную деятельность очень значима. Осуществляя профессиональную деятельность, юрист руководствуется законом и нравственными принципами. К специалистам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, поскольку характер выполняемых функций чрезвычайно ответственный. По мнению исследователей, юристы, решающие судьбы людей, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это формальное, служебное и моральное право. Юридическая этика определена в учебной литературе как вид профессиональной этики, представляющей собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их деятельности и внеслужебного поведения. Юридическая этика рассматривается и как научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области, предмет которой составляет проявление морали в правосудии и правоохранительной деятельности. Юридическую этику называют нравственным кодексом юристов различных специальностей.

В учебной литературе дается следующее понимание судебной этики (Кобликов А.С.): судебная этика – совокупность правил поведения судей и других профессиональных участников уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, обеспечивающих нравственный характер их профессиональной деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику проявления требований морали в этой области. Правомерно, по мнению специалистов, отдельно говорить об этике судьи, прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката и т.д. Значение юридической этики в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе и другим видам деятельности юристов. Нравственные нормы наполняют юридическую деятельность гуманистическим содержанием. Юридическая этика оказывает позитивное воздействие на законодательство, на правоприменение, способствует правильному формированию сознания юристов, ориентируя на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *