Чем важнее содержание тем речь более
Решить тест по юридической риторике!
1. речевое событие (обмен идеями при слов) включает:
а) речевое поведение;
в) речевую конструкцию;
2. смысловое поле темы устного выступления определяется:
а) общей целью выступления;
б) конкретной целью выступления;
в) содержанием темы;
г) речевой ситуацией;
д) эрудицией оратора;
е) запросами аудитории.
3. ранжирование элементов речевого материала – это:
а) определение их подлинного смысла;
б) определение порядка их изложения в выступлении;
в) оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;
г) оценка их эмоционального воздействия на слушателей;
д) оценка их достоверности.
а) перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;
б) предварительный план выступления;
в) структурно-смысловой каркас темы;
г) набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и во взаимную связь.
5. завершающий этап построения, на котором ритор создает текст
6. какая форма концовки выступления соответствует дедуктивному методу доказательства?
а) призыв к аудитории;
б) повторение основных тезисов выступления;
в) вывод на основе логики умозаключений;
г) приглашение аудитории к дискуссии.
7. что из перечисленного не является формой произнесения речи?
б) воспроизводства текста по памяти;
г) внутренний монолог.
8. чем важнее содержание, тем речь более:
а) сдержанна; б) напряженна; в) эмоциональна; г) тороплива.
9. изображение состояния предмета речи посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющих позиции участников общения – это:
10. расположение членов предложения в особом порядке, изменяющем прямой порядок слов, с целью усилить их выразительность – это:
11. топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:
а) троп, с которого одно выражение заменяется другим;
б) намеренное преувеличение свойств объекта речи;
в) преувеличение каких-либо свойств или качеств описываемого предмета;
г) сопоставление двух явлений для пояснения одного при другого.
13. тропы количества подразделяются на две противоположные разновидности:
а) метафора и ирония;
б) метафора и гипербола;
в) гипербола и метонимия;
г) гипербола и мейозис.
14. внутренние топы подразделяются на три группы:
а) определения, соположения, обстоятельства;
б) определения, сопоставления, обстоятельства;
в) определения, сравнения, сопоставления.
15. к функциям риторических фигур относятся:
а) создание образов;
б) усиление образов, созданных иными речевыми средствами;
в) ценностное ранжирование идей;
г) логическая стыковка смысловых квантов и блоков.
16. элокуция – это создание высказывания на уровне:
Тема 7. Акцио в составе риторики. Культура речи оратора. Оратор и аудитория. Техника речи
Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять
Последний этап риторики – акцио (гипокризис; греч. hypocrites – актер) – это актерское, театральное исполнение речи, этап, на котором речь не только произносится, но и разыгрывается с соответствующим использованием жеста, мимики, голосовых данных оратора. В некоторых курсах риторики был еще один раздел – меморио (запоминание), в нем содержались рекомендации не только для заучивания подготовленного текста, но и для тренировки памяти; рекомендовались приемы подготовки тезисов, карточек, которые служат оратору опорой для импровизации речи. Для современных условий последнее имеет немаловажное значение, так как слушатели не любят выступлений ораторов по написанному тексту. Все подготовительные этапы должны быть тщательно замаскированы. Вышеизложенные правила и приемы – это лишь подготовка к решающему моменту, к выступлению, от которого зависит результат: возникнет ли контакт между оратором и его слушателями, донесет ли он до аудитории свою идею, поймут ли его, заинтересуются ли, удастся ли ему убедить людей.
Успех зависит от многих факторов :
1)от личности оратора, компетентности, культуры, умения держаться;
2)от качества всех ступеней подготовки – содержательной, композиционной и языковой;
3)от артистизма, от исполнительной готовности.
Внешне контакт проявляется в том, как ведет себя аудитория, а также в поведении самого оратора. Нередко во время выступления оратора в зале царит тишина. Но какой разной бывает эта тишина. Выделяют следующие виды тишины : а) тишина, регулируемая оратором; б) вежливая тишина; в) рабочая тишина. Контакт – величина переменная. Следует учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. К таким особенностям относятся:
1) Однородность аудитории (возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы).
2) Количественный состав слушателей. Чем больше слушателей, тем легче они становятся массой. Существует два принципа, которые определяют поведение людей в массе: а) масса легче реагирует на эмоции; б) у массы ослаблены умственные способности. Чем больше количество слушателей, тем проще должен быть стиль речи (за исключением докладов перед специалистами). Чем больше слушателей, тем нагляднее и образнее следует говорить. И помните, что говорить перед 40 слушателями в заполненной гостиной доставит больше удовольствия, чем выступать перед 400 в зале на 2000 мест. Кроме того, в большой аудитории может возникнуть ораторская лихорадка. Её не следует путать с творческим волнением. Если вы почувствовали его симптомы, то попробуйте усилием воли заставить себя успокоиться. Для этого может подойти аутотренинг.
3) Ещё одна немаловажная особенность – чувство общности.
4) Особенности психологии слушателей. Особенностью психологии аудитории является то, что слушатели – это одновременно и зрители. Оратор только появляется на трибуне, а слушатели уже оценивают его, обмениваются друг с другом критическими замечаниями.
Полезно учитывать и случайные обстоятельства: возможно, люди устали, поэтому надо выступить кратко. Оратор должен быть готов и к некоторым поправкам. Походка оратора не должна выдавать его нерешительность, страх перед аудиторией, и тем более – безразличие к ней. Входя на сцену, расправьте плечи, поднимите голову, слегка откиньте корпус назад. Идите уверенно, не косолапьте, не торопитесь.
Зрительское внимание слушателей в первую очередь привлекает внешний вид оратора. Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф. Кони советовал лекторам: «Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего… Психологическое действие начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой». Аудитория внимательно следит также за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения выступающего отвлекают слушателей, становятся предметом обсуждения аудитории. Обращают внимание слушатели и на позу лектора. Некоторые ораторы, добравшись до трибуны, ложатся на неё, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте. Все это отрицательно действует на слушателей.
В обыденной жизни человек редко задумывается, как ему встать. Нужно встать так, как удобно, но обязательно устойчиво. Можно чуть вперед вытянуть ногу, перенести центр тяжести на другую. Изредка менять позу. Руки согнуты в локтях, так, что ладони находятся чуть выше уровня талии, пальцы расположены так, как будто в руках – грейпфрукт.
Слушатели присматриваются к внешнему облику оратора, к его позе, одежде, движениям, чертам лица, манерам. Они проникаются к нему симпатией, доверием, – или, увы, наоборот. Зарождается контакт. Контакт может быть неполным, с частью аудитории. Возможен, например, такой вариант: слушатели ничего не знали об ораторе или слышали недоброе, но вот появляется статный мужчина, лет 45. Он умеет владеть собой. Окинув взором зал и поприветствовав собравшихся легким поклоном, он помедлил секунды 3 и заговорил легко, свободно, постепенно увлекаясь.
Надо учитывать психологию общения. Есть такой афоризм: «Мы слушаем не речь, мы слушаем человека, который говорит с нами. И говорим не ему, не им, но с ними». Это позволяет сделать вывод, что ораторский монолог диалогичен.
Никакой искусственности, манерности, эксцентричности. Надо быть самим собой и не забывать, что многие признанные ораторы и артисты не были красавцами атлетического сложения, но это не мешало им завоевывать, покорять аудиторию: таковы Талейран, Наполеон, Суворов, актеры Мочалов, Р.Быков, Грибов и др.
Перед Вами советы из практики опытных ораторов :
1. Заранее ознакомьтесь с залом, его акустикой, местом, где будете стоять, обеспечьте хорошую слышимость.
2. Не читайте по написанному тексту, не ройтесь в своих бумажках.
3. Не поправляйте галстук, воротничок, не крутите пуговицу, не проверяйте, в порядке ли Ваша прическа. Это манеризмы. Они выдают волнение оратора.
4. Не смотрите в окно, на потолок, себе под ноги, дорожите вниманием своих собеседников.
5. Следите за своими слушателями, замечайте малейшие признаки усталости, невнимания, разочарования, безразличия, скуки. Заметили – улыбнитесь, введите в речь шутку, восстановите контакт.
6. Стойте так, чтобы не было затруднено дыхание. Будьте сдержанны в жестах и мимике.
Невербальные средства общения – жесты и мимика – входят в понятие «артистизм». Кинемика – наука, изучающая роль жестикуляции и мимики, как составных частей этикета и как фактора эффективности речи. Надо хорошо знать язык телодвижений, его основные средства всем известны: кивок, наклон головы в знак согласия; покачивание головой при отрицании; разведение рук в знак удивления; нахмуренные брови в знак неудовольствия. Улыбка обычно выражает добрые чувства, но она может иметь множество оттенков: может выражать доверие и недоверие, радость или смущение, похвалу или иронию. Жесты должны быть оправданными и органичными, соответствуя вашему внутреннему состоянию, темпераменту и теме выступления. Естественности жестов нельзя научить никакими инструкциями. Жестикуляция – обязательная принадлежность любой устной речи, кроме официальных ситуаций, оговоренных протоколом.
Мимика также оказывает значительное влияние на аудиторию. Она передает внутреннее состояние лектора, его эмоциональный настрой. Выражение лица оратора должно соответствовать характеру речи. Плохо, когда лектор говорит с брезгливой гримасой. Не лучше, когда он улыбается, рассказывая о катастрофе или национальной розни. Мимика во многом непроизвольна и очень индивидуальна. Давать советы здесь бессмысленно. Оратор не должен придумывать жесты, но контролировать их обязан.
Воздействуя на аудиторию в процессе выступления, оратор прибегает к целому комплексу лингвистических, паралингвистических и кинетических средств. При этом главным было и остаётся слово. Но риторика – наука о живом, звучащем слове, и как бы ни была важна мысль, заключённая в слове, она может быть воспринята слушателями лишь тогда, когда оратор произнесёт это слово чётко, ясно, членораздельно. Главная цель техники речи – научить оратора владеть своим голосом во всей совокупности его качеств и возможностей.
Звучность (сила, громкость) голоса имеет две цели : донести до всех слушателей речь оратора и обеспечить средства выразительности: словесное и фразовое ударение, возможность выделения некоторых блоков фразы более сильным голосом, отчётливо артикулировать звуки.
Темп речи зависит и от индивидуальности, и от содержания говоримого, и от моды; в последнее время речь дикторов радио и телевидения ускорилась. Темп речи имеет большое значение для успеха выступления. Нормальный темп речи около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2- 2,5 минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации и особенностей самого оратора. (– Скорей бежим к лесу! – Ползёт как черепаха. – Какой долгий и пасмурный день сегодня).
Плохо воспринимается как медленный темп речи, так и слишком быстрый. Важно, чтобы оратор умел управлять темпом и имел резерв скорости, чтобы излишне скорая речь не приводила к ошибкам, неясностям, оговоркам. Слишком быстрая частная речь собеседников – явление нормальное, если они хорошо понимают друг друга. Замедленная речь воспринимается слушателями более негативно, чем быстрая. Теряется внимание слушателей.
Если аудитория возбуждена, хочется повысить голос. Лучше понизить, уменьшить звучание. Это заставит прислушаться. «Чем важнее содержание, тем более сдержанна речь» (П.Сопер).
Чем важнее содержание тем речь более
Сущность предметов, явлений, понятий, процессов
Готовим информационную речь согласно требованиям,
т.е. она должна быть для слушателей
· доступной для восприятия и понимания;
· актуальной и интересной (должна быть связана с насущными проблемами);
· полной (рассматривать все необходимые стороны предмета, явления, процесса);
· краткой (содержать самое главное; конкретное для данной ситуации общения; не более 2-3 фактов, аспектов сообщаемого);
· логичной (излагать мысли последовательно; плавно и четко переходить от одного аспекта к другому);
· эмоционально умеренной на вербальном (ограниченность изобразительно-выразительных средств) и невербальном (ограниченность жестов и мимики, спокойный интонационный рисунок) уровнях.
При создании информационной речи используем:
Следует избегать речевых штампов, например, на сегодняшний день, в данный момент (правильно: сегодня, сейчас).
Аргументирующая и убеждающая речи
Аргументирующая речь применяется при необходимости доказать правильность точки зрения оратора, изменить или укрепить мнение аудитории по обсуждаемой проблеме. В ней доказываются или опровергаются какие-либо положения. В основе – законы формальной логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.
Аргументирующая речь имеет два основных элемента:
Кроме того, аргументация может включать и контраргумент, т.е. положение, которое не только не поддерживает тезис или аргумент, но и противоречит им. Приведя контраргумент, необходимо его оспорить или признать допустимым, если он не значим для опровержения вашей точки зрения. Высказывание контраргумента усиливает позицию, т.к. свидетельствует о широком знакомстве с проблемой.
тезис + аргумент + контраргумент.
Аргументирующая часть отвечает на вопрос «Почему?».
Слова-связки, показатели аргументирующей части:
потому что; так как; поскольку; это следует из; при условии, что; как показывает; по причине; как можно заключить из; ввиду того, что; предполагая, что.
Слова-связки, показатели тезиса:
поэтому; значит; так что; таким образом; следовательно; тогда; указывает на то, что; соответственно; отсюда следует; в результате; можно заключить, что.
Аргументацию выстраиваем следующим образом:
Я считаю…(тезис) + потому что…(аргументы).+ Однако некоторые/другие утверждают (тезис оппонента или контраргумент) + т.к. …(аргумент оппонента).+ С этим можно частично согласиться или трудно с этим согласиться илиэто позиция спорна или я все-таки утверждаю…(позиция поповоду контраргумента) + поскольку…(аргумент к выбранной позиции).
Аргументирующую речь выстраиваем следующим образом:
1. Обозначаем тему выступления (Сегодня актуальной является проблема…, Перед каждым из нас сегодня стоит выбор…).
2. Позиция/тезис (Я утверждаю/считаю/думаю…).
3. Расположенные в определенном порядке аргументы (потому что, во-первых, …; во-вторых, …; в-третьих…).
4. Контраргумент и частичное согласие с ним/опровержение (Но некоторые утверждают…, полагая, что… С этим трудно не согласиться, но лишь частично, поскольку…).
5. Вывод (Таким образом,….).
Убеждающая речь применяется в ситуации, когда партнеру нужно не только доказать истинность суждения, но и вызвать определенные чувства, чтобы партнер стал единомышленником. Убедить – значит создать впечатление у партнера, что вы правы.
В основе убеждающей речи – аргументирующая речь, ее структура. Для убеждения в истинности позиции оратору необходимо: активно использовать невербальные средства, показывающие уверенность (жесты, мимика, голос и др.); часто обращаться по имени-отчеству к партнеру; использовать комплименты и другие приемы эмоционального давления (Это действительно так! Многие так считают… Ты же сам прекрасно знаешь…). Как утверждают специалисты, убеждающая речь чаще помогает доказать истинность утверждения, чем аргументирующая.
Побудительная (побуждающая) речь
призывает (побуждает) слушателей к совершению определенного действия во имя общественного блага (в деловой риторике);
воздействует на их поступки, волю.
Разновидностями побудительной речи являются: агитационная, митинговая, политическая и воинская речи.
По степени интенсивности побуждения выделяют жанры:
Прежде чем обратиться с побудительной речью, выясняем, способны ли слушатели к предполагаемому действию: могут ли это сделать – физически, духовно, материально; не сделали ли они этого раньше.
Создавая побудительную речь, мы:
Формулируем проблему (что произошло?). Для этого:
· доказываем, что это очень важная проблема, подлежащая немедленному решению. Например:
В последнее время наше предприятие стало почти убыточным. Предприятия, работающие на новом оборудовании, выпускают продукцию, которая значительно превосходит нашу по качеству и имеет меньшую стоимость. Если мы не установим новое оборудование, не освоим его, то наше предприятие не сможет конкурировать на рынке сбыта;
· подчеркиваем, что эта проблема важна именно для этой аудитории. Например:
В вашем отделе оборудование уже не может выпускать конкурентоспособную продукцию, она залеживается годами на складах, а вы теряете в зарплате;
· демонстрируем выгоду и преимущества, которые получит аудитория от решения данной проблемы. Например:
Если мы закупим новое оборудование, то понизится физическая нагрузка и повысится заработная плата.
Специалисты советуют: чем меньше аудитория раньше задумывалась над вопросом, по которому выступает оратор, тем более яркими красками должна быть нарисована безвыходность ситуации, показана крайняя необходимость разрешения этой назревшей проблемы.
· определяем, что нужно делать. Например:
Руководство предприятия идет на материальные затраты, закупая новое оборудование. Вам же необходимо освоить его в кратчайшие сроки;
· используем формулы согласия с проблемами и сложностями аудитории:
«Я понимаю, что вы самые занятые, но…», «Конечно, вам будет нелегко перестроиться, но…», «Разумеется, это будет сложно, но.…»;
2. Выдвигаем тезис (утверждение, предложение) и аргументируем его. Почему мы должны это сделать? Как это сделать? Для этого:
ориентируем на конкретные прагматические действия;
предлагаем реальный и конкретный путь или способ, дающий возможность проконтролировать выполнение. Например:
Но осваивать будем без отрыва от производства, в свободное от работы время, поскольку предприятие не должно снижать обороты производства, а вы потерять в зарплате. Курсы будут действовать на территории предприятия с 1 марта 2015г. по 1 июня 2015 г. Желающие могут записаться и приступить к обучению. Чем раньше вы перейдете на новое оборудование, тем выше будет производительность труда, а значит и выше ваша заработная плата.
Торжественная речь – собственно эпидейктическая речь, цель которой доставить удовольствие адресату.
Обличительная речь направлена на формирование у слушателей эмоционального отрицательного отношения; чувства презрения к человеку, явлению, событию;заставляет адресата испытывать отрицательные эмоции.
Может быть составной частью речи-порицания, критики, протеста, назидания и оскорбления.
Разновидности торжественной эпидейктической речи:
краткое информационно-эмоциональное выступление, которое не является центром события, а обозначает его начало и конец; произносится официальным лицом или официально назначенным ведущим.
обращение + приветствие (в начале) + сообщение о начале (суть мероприятия, похвала собравшимся, настрой на определенный тон) или о конце (краткие выводы, значимость проведенного мероприятия) события + благодарность (обосновать ее)+ слова прощания (в конце).
Обращение + повод для речи (по какому случаю) + похвала + пожелания.
Составляя поздравление, мы:
1. Наставление вместо пожелания («тебе нужно…», «хорошо бы тебе..»).
2. Критика вместо похвалы («это, конечно, хорошо, но…»).
3. Отсутствие связи между похвалой и пожеланиями.
4. Использование в пожеланиях банальных выражений.
5. Произнесение поздравления по «бумажке».
В деловой риторике в зависимости от формы делового общения могут взаимодействовать разные виды монологической речи. Например: информационная, убеждающая и побудительная (деловая беседа); информационная, аргументирующая и эпидейктическая (презентация).
3.3. Диалогическая речь: как ее эффективно организовать
Древнегреческий философ Сократ, задавая вопросы, не только искал истину, но и убеждал своих оппонентов. «Сократовский метод» задавания вопросов облегчает партнеру принять положительное решение. Попробуйте задать собеседнику два несложных вопроса, на которые он легко может ответить «да», а затем задайте важный для вас вопрос, который будет направлен на получение согласия. Важно помнить, что в последнем вопросе не должно быть отрицания («Не могли бы..», «Не поможете…», «Не подскажите…»); не следует использовать и «ли-вопросы», т.к. в них заложено два противоположных ответа. Например: Не могли бы Вы предоставить мне…? или Нужно ли выполнять работу…? Вопросы должны быть взаимосвязаны и приближать к получению согласия.
Речь-диалог активно используется в деловой риторике для выяснения истины, уточнения факта, выявления проблемы и т.д. Диалогическая речь представляет собой совокупность вопросов и ответов. Владение диалогической речью включает два основных умения: задавать вопросы и отвечать на них. Образно об этом сказал И. Кант: « Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето».
В деловом общении важно правильно и целесообразно задавать вопросы, т. к. именно они направляют поиск. Структура вопроса предполагает 2 элемента: вопросительное слово (или словосочетание) и ключевые слова темы или проблемы (содержательная часть). Например: Почему деловые переговоры будем проводить на нейтральной территории? В вопросе речь идет о месте проведения деловых переговоров (содержательная часть); вопросительное слово (почему?) уточняет причину проведения деловых переговоров на нейтральной территории. Следует помнить значение основных вопросительных слов в деловом общении:
ЗАЧЕМ? – цель; ПОЧЕМУ – причина; КАК? (Каким образом?) – способ действия; ЧТО? – объект действия; КТО? – субъект действия.
Вопрос = вопросительное слово/словосочетание + ключевые слова темы/проблемы.
1. По составу (или структуре) выделяют простые и сложные вопросы. Простые вопросы состоят из одного вопроса (Какова повестка совещания?); сложные вопросы – из нескольких (В котором часу начнется совещание, кто его будет вести и какова повестка?).
2.По характеру (отношению к адресату) – благожелательные, нейтральные и неблагожелательные. Благожелательные и нейтральные вопросы задаются в ситуациях, когда необходимо что-то узнать, уточнить, цель вопросов прозрачна. Благожелательные вопросы предполагают уважительное отношение к собеседнику. Например: Почему Вы думаете, что нам необходимо сотрудничать? Как Вы думаете, может ли продукт вашей фирмы занять 1-е место? Цель неблагожелательных вопросов (враждебных и провокационных) не всегда прозрачна. Они направлены не столько на выявление истины или уточнение, сколько на дискредитацию, уничижение собеседника. Например: С чего Вы вдруг решили, что я буду сотрудничать с Вами? И почему это Вы думаете, что продукт вашей фирмы займет 1-е место? Благожелательность/неблагожелательность определяется и по тону голоса. Попробуйте произнести благожелательно и неблагожелательно следующий вопрос: Кто Вам сказал, что я могу подписать этот документ?
4. По цели общения выделяют следующие вопросы:
— уточняющие («ли-вопросы») – позволяют выявить истину (Нужно ли иметь письменное разрешение на строительство детской площадки?);
— восполняющие – предоставляют возможность получить новую информацию. Их можно разделить на закрытые (выявление фактических данных: В каком году открылось ваше предприятие? Кто руководитель вашего предприятия?) и открытые (концептуальные, направленные на выявление мнений, позиций, интересов, предпочтений, ценностей. Например: Почему именно в 2006 году закрылось ваше предприятие? С какой целью вы решили провести переговоры с предприятием «Заря»? Как получить прибыль в кратчайшие сроки?);
— контролирующие – позволяют узнать, слушает ли вас собеседник, адекватно ли понимает (Что Вы об этом скажите?);
— подтверждающие – помогают партнеру согласиться с предложением (Вы считаете, что необходимо выполнить заказ в установленный срок?).
Чтобы вопросы были целесообразны, необходимо их планировать: когда, где, у кого и что вы спросите, а главное – с какой целью.
1) сформулированы грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка, в соответствии с коммуникативными качествами речи);
2) имеют в основе истинные суждения;
3) не вторгаются в коммерческие тайны, личное жизненное пространство партнера;
4) не оскорбляют достоинство партнера. Вопрос должен «сохранять лицо» партнера, а значит не испортить с ним отношения.
Если хотя бы одно из этих требований нарушается, то вопросы будут некорректными. Например: 1. Чьи это апельсины? (Корректно: Кто поставщик этих апельсинов?); 2. Из-за чего Вы чаще всего ссоритесь с коллегами? (Факта ссоры не было); 3. Сколько у Вас на счету, позвольте узнать? 4. Можете Вы, хотя бы в этот раз вести себя прилично?
Качество диалога в профессиональной деятельности зависит не только от умения задавать вопросы, но и от умения отвечать на них.
Как отвечать на вопросы:
— отвечайте на вопрос с учетом его структуры: используйте ключевые слова вопроса и учитывайте смысл вопросительного слова. Например:
— Почему ваша продукция в последнее время стала более конкурентоспособной?
— Причиной конкурентоспособности нашей продукции в последнее время является …
— разделите сложные по составу вопросы на простые и начните с того вопроса, на который сможете ответить, или он выгоден для вас;
— уточняйте формулировку вопроса партнера (либо просите партнера об этом, либо сами переформулируйте);
— отвечайте на вопрос не сразу (всегда есть несколько секунд на раздумье);
— уточняйте, переформулируйте свой ответ, если его не поняли партнеры;
— возвращайтесь к обсуждаемому вопросу, если вопрос партнера уводит в сторону от проблемы;
— используйте при ответе на некорректные вопросы такие приемы, как: ответ вопросом на вопрос; уход от вопросов; ирония; юмор; «подхват реплики». Выбор приема ответов на вопросы зависит от конкретной ситуации общения, заданного вопроса и от вашей цели.
Участвуя в диалоге, помним народную мудрость: каков вопрос – таков ответ.