Чем важно искусство для человека

Какую роль играет искусство в жизни людей? Какие функции выполняет?

Содержание:

Роль искусства в обществе прослеживается на протяжении тысячелетий. Посредством него люди отражают свои творческие способности, запечатлевают и воспроизводят собственные думы, фантазируют и описывают происходящие события. Оно требует мастерского подхода. О том, какова роль искусства в жизни общества, пишут многие обществоведы и философы. Это возможность самореализации, проявления себя, как личности. Человек говорит о своем внутреннем мире, духовных ценностях и переживаниях. Через литературу, картины и скульптуры люди повествуют о своих чувствах, эмоциях, процессах развития и достижения целей.

Искусство – это духовная деятельность людей, которая зарождалась и развивалась вместе с человечеством. Первые проявления творчества – это наскальная живопись. Тогда роль искусства в жизни человека заключалась в краткой передачи информации. Люди общались между собой, используя рисунки и символы.

Искусство – способ отобразить пространство, мысли, переживания через художественные образы. Это синтетический контакт между внешним и внутренним миром, который базируется на восприятии одного человека, создающего шедевр. В обществознании различают три разновидности творчества:

Роль искусства в жизни человека и общества определяет уровень развития социума. В развитых государствах творчеству уделяют большое внимание. Люди ценят произведения предков, знакомятся с историей через их шедевры. Менее развитые государства характеризуются меньшим интересом к искусству. Какая роль искусства в современном обществе:

Доказано, что каждый предмет искусства вызывает у человека определенные эмоции на уровне сознания. С помощью творчества эксперты психологии и психотерапии восстанавливают душевного равновесие человека, вселяют уверенность и спокойствие.

Какую роль играет искусство в жизни людей: функции

Говоря о том, какие функции выполняет искусство в обществе, следует отметить:

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Какое значение имеет искусство в жизни человека

Любой вид творчества – это значимая ступень в развитии социума, которую сегодня мы можем изучать. Через призму искусства появляется возможность взглянуть на жизнь под разными ракурсами, оценить ситуацию со стороны другого лица. Человек знакомится с миром на протяжении всей жизни, это активный, бесконечный процесс. Есть несколько способов изучения окружающей реальности:

В глобальном понимании основная функция искусства заключается в преобразовании реальности в соответствии с законами эстетики и красоты. Художественные образы, созданные творцами, позволяют изучить важнейшие в жизни вещи без использования теоретических или практических методов. Роль искусства в жизни общества объясняется его спецификой:

Какую роль играет искусство в жизни общества

С течением времени мнение о значимости и важности искусства в жизни человека постоянно трансформировалось. В античности люди признавали важность творчества. По мнению Аристотеля, Платона, именно произведения способны очистить душу человека, возвысить ее. Как далее изменялось отношение к шедеврам:

Источник

Чем важно искусство для человека

В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.

1. Действует на тело

Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.

2. Уменьшает стресс

Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.

3. Помогает понять реальность

Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.

4. Развивает эмпатию

Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.

Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.

5. Учит видеть

Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

6. Заставляет думать

Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.

7. Пробуждает наслаждение

Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.

Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.

Источник

Почему важно изучать искусство

На первый взгляд кажется, что искусство — это нечто вроде глазури на кексе. И о нем можно подумать только, когда разобрались со всеми другими делами. Большинство разделяет эту точку зрения. В качестве рождественского подарка люди скорее купят iPhone, чем альбом с картинами мастеров Ренессанса. Дополнительные занятия по иностранному языку или физике кажутся многим родителям более удачным выбором, чем художественный, музыкальный или театральный кружок. Однако научно доказанно, что погружение в сферу прекрасного полезно для здоровья, карьеры и личной жизни.

В этой статье Вы узнаёте, какой прок в изучении искусства для взрослых и детей.

Как искусство влияет на мозг и мышление

Нейробиологи утверждают, что общение с искусством подстегивает работу мозга и прекрасно готовит его к занятию точными науками, в первую очередь развивая необходимую для познания концентрацию. «Центр прекрасного» располагается в префронтальной коре головного мозга — самой молодой в эволюционном отношении его части, которая отвечает также за аналитическое мышление.

Способность творить и чувствовать эмоции от созерцания арт-объектов — это то, что отличает человека от животного.

Изучение и занятие искусством питает сенсорные, когнитивные, эмоциональные и двигательные способности — то есть фактически является «движущей силой любого другого обучения».

Связь искусства и здоровья

Психиатры и психоаналитики ещё в прошлом веке установили, что творческая деятельность обеспечивает здоровье человека. Современные ученые это подтверждают.

Исследовательский центр по искусству и культуре при американском Национальном центре творческого старения определил, что люди, которые занимаются искусством, живут дольше, меньше страдают от одиночества и депрессии.

В 1938 году художником Адрианом Хиллом был придуман термин «арт-терапия». Во время работы с больными туберкулезом он заметил, что во время занятий живописью пациенты начинают чувствовать себя лучше. С тех пор арт-терапия нашла повсеместное применение.

Также была выявлена интересная связь: когда человек смотрит на какой-либо предмет искусства, активизируется деятельность мозга и художника, и зрителя.

Изучение искусства способствует развитию вкуса и стиля

Невозможно оценить произведения Бетховена, если всю жизнь слушать исключительно посредственную игру на баяне. Чтобы полюбить классическую музыку, необходимо ее слушать систематически, и желательно с нужным объяснением. Только в этом случае можно будет с уверенностью утверждать о предпочтении игры на баяне — с уверенностью, потому что знакома и другая музыка.

Не существует определённой парадигмы узнавания шедевров, и нереально за пару занятий стать искусствоведом, но познакомиться с историей искусств нужно, чтобы понимать, что действительно нравится, чтобы неожиданно открыть в себе любовь к Палладио и Беллини, хотя казалось, что всегда были по душе только «мишки» Шишкина.

Приобретённый вкус постепенно начнет помогать в обустройстве дома, при выборе ресторана и во время шоппинга.

Поэтому, если у Вас есть мечта стать стилистом либо собирать стильные образы для повседневной жизни, то необходимо изучать историю искусств для развития художественного вкуса.

Если же Вы задумываетесь о будущем своего ребенка, то не имеет значения, кем он станет — юристом, художником, программистом или музыкантом. Живопись, архитектуру, скульптуру необходимо изучать, чтобы иметь понимание, что действительно нравится. Мир искусства очень разнообразен, невозможно судить о нем, зная только Шишкина и Васнецова.

Искусство и высший свет

Каждый, кто входит в светское высшее общество, понимает важность глубоких знаний в искусстве. Если вы занимаетесь нетворкингом и готовы выйти на уровень самых успешных и знаменитых, то вам необходимо уметь поддержать светскую беседу об архитектуре, живописи, музыке. И если у Вас нет познаний в данной сфере, и Вы не можете даже отличить Моне от Мане, то Вы рискуете быть восприняты как совершенно необразованный человек, с которым никто не хочет иметь дел.

Люди, которые достигли определенного финансового и жизненного уровня, обязательно начинают интересоваться искусством — это закон.

Поэтому, если хотите иметь бизнес или найти партнёра среди людей высшего общества, изучайте искусство и всесторонне развивайтесь.

Зачем предпринимателю изучать современное искусство

Конечно, деньги можно заработать, совершенно не разбираясь в искусстве. Подобных примеров множество. Но для предпринимателя определенного уровня изучение искусства — это вопрос расширения человеческого потенциала. Необходимо понимать целевую аудиторию своего бизнеса, разбираться в трендах современного общества, чтобы успешно вести дела.

Я не верю в возможность понимать классическое искусство, не разбираясь в искусстве своего времени. Такое просто невозможно. Если у человека нет интереса к современному искусству, он очень мало понимает в современности. Такой человек проживает где-то на обочине жизни, и нерв происходящего пульсирует от него далеко.

Современное искусство предоставляет возможность вращаться в совершенно разных сферах и заводить неожиданные контакты. Мой давний друг — очень серьёзный бизнесмен. Он владеет огромной IT-компанией с офисами по всему миру. В своё время он налаживал дела в Силиконовой долине, и отношение к нему сперва было такое: если из России, значит, ты нечестный человек или вовсе бандит. Хотя он является владельцем современного высокотехнологичного бизнеса. Через несколько лет он стал представлять себя как коллекционер современного искусства. И отношение к нему кардинально изменилось.

В Лондоне есть закрытый клуб, куда вхожи только покровители искусства. Ваше состояние не имеет значения: если Вы не являетесь меценатом и не имеете отношения к сфере прекрасного, Вас туда просто не пустят. Отсутствие дизайна, помещение с деревянными столами, простой посудой и изрисованным лифтом. Но в этом месте Вы можете удачно встретить определенных людей. И подобных мест множество. Например, часто проводятся закрытые вернисажи, где присутствуют и художники в ободранных джинсах и мятых футболках, и люди, входящие в список «Форбс». Поэтому, если говорить про пользу современного искусства, то оно еще и очень хорошо расширяет диапазон контактов.

На искусстве можно хорошо заработать

Стоимость произведений искусства стабильно увеличивается на 25% ежегодно, только последние 40 лет показали ее рост на 1 000%.

Кроме большой потенциальной доходности от покупки арт-объектов (последние 10 лет она составляет 226%), инвестиции в сферу прекрасного имеют ряд дополнительных преимуществ:

Существует множество способов зарабатывать на искусстве: аукционы, онлайн-галереи, создание школы искусств или онлайн-сервиса. Многим людям знания об искусстве в своё время позволили сменить профессию и открыть успешный бизнес.

Изучая искусство, Вы сможете лучше развить воображение, креативность, найти новых друзей и единомышленников.

Подписывайтесь на клуб искусств в Инстаграм artclub.oliaraoulia

Там уже в январе стартует мой новый авторский курс «Искусство для светской жизни».

И помните — искусство делает людей счастливыми!

Источник

Фундаментальная необходимость: почему изучать искусство — важно и нужно

Рассказывают преподаватели творческих мастерских Новой Третьяковки

В октябре Новая Третьяковка запустила третий образовательный сезон для детей и взрослых с интерактивными занятиями по истории и теории искусства. У учеников есть возможность получить практические навыки по традиционным дисциплинам, от живописи и графики до скульптуры, а также попробовать себя в качестве аниматора, фотохудожника или видеографа. Преподаватели «Новых творческих мастерских» рассказали BURO. о том, почему в современном мире важно понимать искусство и как научиться это делать.

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Дарья Пыркина

Кандидат искусствоведения, заведующая отделом образовательных программ Государственной Третьяковской галереи

Я очень люблю давать студентам задание, которое в свое время поставило меня в тупик. Когда я училась на первом курсе отделения истории искусства в МГУ, нас попросили выбрать любимое произведение из экспозиции ГМИИ имени А. С. Пушкина и профессиональным языком объяснить, почему нам нравится именно оно. Оказалось невероятно трудно совместить холодный профессиональный анализ композиции, колорита, сюжета и личные переживания. Для меня это стало очень важным уроком на всю жизнь. Все, что в конечном счете мы делаем, мы делаем из любви к искусству. И для меня, как преподавателя, важно, чтобы студенты за освоением «профессиональных компетенций» не утратили этого чувства.

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Мария Булатова

Изобразительное искусство — язык, с помощью которого мы учимся говорить о своих эмоциях и чувствах, выражать собственные позицию и мнение. Например, искусство XX века, которое находится в Новой Третьяковке, близко и понятно детям и подросткам. Открытость, внутренний бунт, творческая энергия, присущие искусству русского авангарда, созвучны юношескому ощущению мира. Разговаривая о картинах и изучая истории жизни художников, молодые люди находят в них отражение собственных взглядов. Со студентами любых возрастов лучше всего работают игры и квесты. Самые маленькие участники программ отлично озвучивают картины и придумывают диалоги персонажам. Дети постарше «знакомят» картины между собой и «водят в гости» персонажей из одной картины в другую, тем самым находя сходства и различия, проводя аналогии. Старшие с большим удовольствием сами придумывают квесты и создают интерактивные путеводители для своих ровесников.

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Марина Коурдакова

Важно ли изучать искусство? Мой ответ: детям важно не просто изучать искусство, а учиться понимать и чувствовать его через знакомство с подлинниками в музейном пространстве, проживать моменты встречи с неизведанным и непонятным, а встретившись, стараться подружиться с новым понятием, визуально и эмоционально восхититься произведением.

Мы не учим детей рисовать, не заставляем делать правильные рисунки, чтобы передавать объем, свет, тень — на занятиях знакомятся со стилями и направлениями, характерными для разных художников. В экспозиции Третьяковской галереи мы учим всматриваться в детали картин, делимся эмоциями от увиденного и делаем скетчи, а еще выполняем творческое задание, по завершении которого дети презентуют работы, стараясь рассказать о них, объяснить, что нарисовано, какие мысли легли в основу рисунка. Важно не бояться экспериментов, чтобы желание заниматься творчеством было не только в мастерских, но и в свободное время дома.

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Владимир Потапов

Художник, куратор, исследователь художественных возможностей живописи в современном искусстве

Искусство важно изучать, потому что оно всегда отражает время. Это еще один способ понимания истории человечества и отдельных культур. Искусство одухотворяет человека, несет в себе огромный сакральный смысл. Оно способно менять окружающий мир, что ставит его в один ряд с наукой. Изучать искусство — такая же фундаментальная необходимость, как петь, танцевать и даже любить. На практических занятиях мы рассматриваем произведения художников, изучаем их живописный язык и ключевые особенности творческого метода. Это дает возможность не только глубже понять каждого автора, но и буквально прочувствовать его метод, «побывать в его шкуре».

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Дарья Котлярова

Художник, член Московского союза художников

Мир вокруг нас меняется и преобразуется каждую секунду. Судьба современного человека — преследовать бесконечно отступающие горизонты, заменяя границы знакомых мест на пределы беспредельного. В этой вечной погоне неизбежно возникает необходимость некой константы, «культурного кода», не только для сохранения исторической идентификации культурного наследия, но и адаптации его для будущих поколений. Крайне важно ходить в музеи и изучать художественные работы, пробовать интерпретировать их по-своему. Музей является не только хранилищем культурного наследия, но и некой дискуссионной средой прошлых и будущих поколений, где изучение искусства является необходимой дисциплиной для формирования будущего страны и сохранения национальных традиций.

Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.

Источник

Что такое искусство и зачем оно нужно людям?

Чем важно искусство для человека. Смотреть фото Чем важно искусство для человека. Смотреть картинку Чем важно искусство для человека. Картинка про Чем важно искусство для человека. Фото Чем важно искусство для человека

Что такое искусство? Мы попытались разобраться с этим в нашем курсе «История искусства», и можем сказать, что этот вопрос так же вечен, как и само искусство, и существует с тех самых пор, когда человек начал отделять искусство от прочей своей деятельности.

Это принципиальный момент. Вряд ли первобытный человек, украшавший резьбой и орнаментом орудия труда, оперировал какими-то абстрактными понятиями наподобие искусства. И вряд ли кто-то сможет в точности воссоздать ход его первобытных мыслей. Однако мысль о том, что же такое искусство, не отпускает людей на протяжении многих тысячелетий.

Исторический экскурс

Даже с учетом того, что язык и письменность сложились намного позже, в первобытном обществе попросту не было возможности содержать за счет других отдельную когорту соплеменников, которая занималась бы исключительно украшательством. Тем не менее в полном лишений и опасностей первобытном мире человек уже испытывал потребность выйти за рамки простого обеспечения насущных потребностей и как-то украсить свою жизнь.

Все изменилось, главным образом, в период Античности. Появился запрос на возведение дворцовых и культовых архитектурных сооружений, визуализацию образов мифических существ и божеств. Появилась потребность в организации массового досуга населения, что стало предвестником развития различных форматов зрелищных мероприятий.

Соответственно, появились и люди, занятые узкоспециальной деятельностью по проектированию сооружений, изготовлению статуй, росписи стен культовых учреждений. В Древнем Риме представители знати создавали собственные оркестры, в которых на музыкальных инструментах играли рабы.

Далеко не всегда принадлежность к творческой профессии считалась престижной и элитарной. Достаточно долго актерская деятельность и участие в театральных постановках были уделом рабов и крепостных. Да и бродячие артисты европейского Средневековья, которых часто называют вагантами, были из числа не слишком обеспеченных слоев населения.

Собственно, многие и начинали заниматься певческой и сценической деятельностью потому, что оказались «не у дел» в рамках социума и изначально отведенной им роли в социальной структуре общества. Так, среди вагантов часто встречались клирики – представители духовенства, почему-либо проживавшие вне прихода, и рыцари, в силу разных причин не имевшие земельного надела и поместья.

В принципе, и сам термин «искусство» достаточно долго не предполагал никакого налета элитарности, а просто служил для обозначения какого-либо типа деятельности. Так, в период Античности к искусствам причислялась любая деятельность. Например, любое ремесло, будь то ткачество, шитье, кулинария, гончарное или кузнечное дело, считалось прикладным искусством.

В свою очередь, занятия, не требующие физических усилий, именовались свободными искусствами. В системе обучения появилось такое понятие, как «7 свободных искусств», которые должен был освоить любой получавший образование человек. Это были грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. В современном понимании из этого перечня к искусству можно отнести только музыку и, с некоторой натяжкой, риторику как искусство публичных выступлений, декламации стихов, прочих текстов.

В более поздние исторические периоды неоднократно предпринимались попытки конкретизировать понятие искусства. В этом плане весьма интересна статья бельгийского художника-модерниста Анри Ван де Велде «Одушевление материала как принцип красоты», написанная им в 1910 году и вошедшая в многотомник Récit de ma vie («История моей жизни») [H. Velde, 1992].

Основным признаком отнесения к искусству в его понимании является работа над материалом, которая ведет к преображению свойств данного материала и обретению качеств, которых ранее этот материал не имел. Видение достаточно интересное, однако не отвечающее на вопрос «Что такое искусство?» по существу.

Далеко не каждое видоизменение материала можно считать искусством. Именно поэтому достаточно долго продержалось определение искусства как чего-то такого, что способно вызвать эмоциональный отклик у других людей. Впрочем, и это определение нельзя считать исчерпывающим, потому что далеко не каждое действо, вызывающее эмоции, можно отнести к искусству в привычном для нас сегодня понимании.

Культурологи 20 столетия пытались разложить эти интуитивно воспринимаемые критерии на понятные составляющие определения искусства. Одна из таких попыток предпринята в книге «Человеческая деятельность: опыт системного анализа» [М. Каган, 1974]. Так, автор предлагает рассматривать искусство и художественное творчество как синкретизм четырех составляющих человеческой деятельности:

Кроме того, многие искусствоведы считают необходимым дополнить это определение несколькими важными признаками, по которым возможно отнести произведение искусства к таковому [А. Свешников, 2001]. К примеру, автор книги «Композиционное мышление в изобразительном искусстве» выделяет следующие критерии:

Тут речь идет об изобразительном искусстве, однако и для других видов творчества многое тоже верно. Например, образность, композиция, эстетическая составляющая.

Как видим, любые попытки подогнать определение искусства под какие-то рамки весьма сложны и небесспорны. Поэтому часто предлагается достаточно узкое, зато не вызывающее особых возражений по существу определение искусства как художественной деятельности, а определение произведения искусства как ее результата.

В общем-то, в современном мире можно найти немало определений термина «искусство». Мы предлагаем остановиться на понимании искусства как образного переосмысления действительности и передачи смыслов художественными средствами, такими как живопись, архитектура, скульптура, музыка и т.д.

Более подробно мы рассматриваем эту тему в нашем курсе «История искусства». Кроме того, в рамках этого краткого курса мы рассматриваем историю и хронологию развития основных его видов.

Виды искусства

Итак, мы определились, что считать искусством в самом общем понимании. Но, разумеется, искусство не может существовать вне какой-либо формы и вида. Какие же виды искусства существуют? Или в каком виде может существовать искусство?

Основные виды искусства:

Классификацию можно встретить самую разную, и принципы отнесения искусства к тому или другому виду могут у разных экспертов отличаться. Более того, и видов искусства при желании можно насчитать гораздо больше, ведь при желании под определение искусства попадает и бумажная аппликация, и настенное граффити, и макраме, и многое другое.

Наша цель – показать, что искусство не может существовать вне какой-либо формы и вида, и оно всегда должно принять какую-либо художественную форму, которую можно оценить при помощи органов чувств: зрения, слуха и прочих.

Весьма распространенным подходом является классификация искусства по историческим эпохам: искусство Античности, Средневековья, Ренессанса, Нового времени, современное искусство. Аналогично распространена классификация по неким эпохальным культурным трендам: искусство модернизма и постмодернизма, барокко и рококо, импрессионизма и постимпрессионизма, романтизма и классицизма.

Смысл такого подхода, думается, ясен. Искусство не может существовать вне времени или эпохи. И даже если искусство опережает свое время, является более прогрессивным и не всегда понятным современникам, оно все равно является характеристикой эпохи, предтечей будущих изменений.

Эксперты могут оценить, если можно так сказать, «процент заимствования» в том или ином стиле той или другой эпохи. И зачастую сам факт наличия таких заимствований и смешения стилей становится определяющей характеристикой искусства того или иного периода. Так, искусство постмодернизма – это, по сути, совмещение и смешение множества стилей, культур и направлений.

И, пожалуй, самым главным и самым непонятным остается следующий вопрос: зачем? Зачем человеку искусство? Что заставило нашего далекого предка, страдающего от голода и холода, в перерывах между охотой на мамонта сделать узор на рукоятке топора и украсить копье? В этом направлении дискуссий ведется ничуть не меньше, чем в направлении попыток дать определение искусству или как-то классифицировать его по видам. Что логично, ведь тема на самом деле очень интересная.

Цели искусства

Итак, зачем человеку искусство? Какие цели, осознаваемые и неосознаваемые, преследуют люди, занимающиеся искусством? Попытки найти и обозначить цели, которые преследуют люди, занимаясь искусством, прослеживаются со времен Античности. Древнегреческий философ Аристотель в своем труде «Поэтика» выделял так называемые «немотивированные цели искусства» [Аристотель, 1998]. Под этим определением Аристотель понимал природный инстинкт и стремление человека к гармонии, равновесию и ритму. Проще говоря, стремление к красоте, которое существует независимо от степени полезности красоты.

Далее, искусство позволяет подключить воображение и воспринимать этот мир без посредничества вербальных форм: видеть картину, слышать музыку, чувствовать вдохновение. На эту составляющую искусства указывал немецкий философ Иммануил Кант в своей работе «Критика способности суждения» [И. Кант, 1994]. Стремление к воображению свойственно любому человеку, что можно легко заметить, наблюдая за детьми. Они играют, фантазируют, наделяют предметы несуществующими свойствами, сами изображают животных, машины, самолеты…

Где-то рядом с воображением находится человеческое стремление к загадочности и таинственности. Тут опять можно вспомнить детей и их любовь к сказкам. И даже если взрослые не уделяют достаточного внимания чтению сказок детям, последние очень быстро начинают придумывать сказочные сюжеты самостоятельно. Интересно, что на такой составляющей целей искусства как стремление к загадочности, акцентировал внимание известный ученый Альберт Эйнштейн, автор теории относительности. В частности, он писал об этом в своей работе The World as I See It («Мир, каким я его вижу») [А. Эйнштейн, 2015].

Непосредственно связана с воображением и символическая функция искусства. С момента, когда человеческое воображение начало рисовать некую потустороннюю картину мира с мифическими существами, возникла необходимость как-то визуализировать подобные фантазии и донести их до окружающих.

К слову, возможность обратиться к неограниченному кругу лиц, с которыми человек незнаком лично, но хотел бы поделиться своими эмоциями или видением чего-либо – это тоже одна из целей, которую преследуют люди, занимаясь искусством. Таким образом, искусство может стать средством коммуникации, рекламы и пропаганды, средством психотерапии и способом выражения протеста, вариантом оформления собственных воззрений и просто развлечением.

Все вышесказанное вовсе не означает, что цели искусства всегда и всем были понятны. Или хотя бы становились понятными по мере оформления в четкие формулировки с указанием причинно-следственных связей. Тема целей искусства постоянно становилась источником дискуссий, а рассуждения на тему «зачем нужно искусство» не всегда приводили к какому-то внятному ответу на поставленный вопрос.

В качестве примера можно привести известный труд писателя Льва Толстого «Что такое искусство», написанный в далеком 1897 году [Л. Толстой, 1897]. Значительная часть работы посвящена сомнениям в пользе искусства как таковой и адекватности трудовых и финансовых затрат на создание произведений искусства.

Поводом к подобного рода рассуждениям послужила вполне себе рядовая для творческой среды ситуация, когда Льву Толстому довелось присутствовать на репетиции масштабного представления, где было задействовано около сотни музыкантов и примерно столько же актеров, не считая технического персонала и художественных руководителей. Людям, когда-то принимавшим участие хотя бы в художественной самодеятельности, не нужно объяснять, что скоординировать такое количество людей непросто, и сбоев может быть очень много, а за ними последует множество выяснений отношений, взаимного недовольства и бесчисленного повторения отрабатываемого действия.

Лев Толстой задался сакраментальным вопросом: зачем. Или, как написал сам Толстой, «что же здесь делается и для чего и для кого?» [Л. Толстой, 1897]. Чтобы пояснить свою мысль, Толстой приводит пример, как ему довелось наблюдать за погрузо-разгрузочными работами и выражением чьего-то недовольства по поводу нескоординированности действий, из-за чего упал выгружаемый тяжелый предмет. В ситуации погрузки-выгрузки для Толстого причина недовольства понятна, потому что нескоординированность действий и падение выгружаемого предмета могут привести к поломке. А вот что такого ужасного случится, если актеры выйдут не достаточно синхронно, или музыканты сыграют чуть быстрее, чем требуется, писатель Лев Толстой не понимает.

Следующий десяток страниц посвящен анализу того, что сказали об искусстве в разное время различные ученые, философы и представители прочих творческих профессий. Лев Толстой приходит к выводу, что, даже если согласиться, что цель искусства – это стремление к прекрасному, то однозначного определения, что же такое красота, все равно нет [Л. Толстой, 1897].

Более того, Лев Толстой считает, что нельзя ограничивать понимание искусства стремлением к прекрасному, и дает свое определение искусства: как только зрители, слушатели заражаются тем же чувством, которое испытывал сочинитель, это и есть искусство [Л. Толстой, 1897]. Чувства могут быть самыми разными, и не всегда они красивы и прекрасны. Эмоции тоже могут быть разными, и не всегда положительными. Тут вполне можно согласиться с подобным пониманием искусства.

Каковы же основные «претензии» Толстого к искусству? Если кратко, писатель считает, что искусство отдаляет людей от природы, так называемых естественных условий жизни. И даже не само искусство, а те формы, которые оно обрело в современном Льву Толстому обществе. Толстой считает, что в современном ему мире произошло замещение «идеала нравственности идеалом красоты», а искусство в существующем виде развращает людей [Л. Толстой, 1897]. Еще раз обратим ваше внимание, что эссе было написано Львом Толстым в 1897 году, и что бы он написал, увидев образцы искусства 21 столетия, остается лишь догадываться…

В то же время Толстой считает, что, цитируем: «искусство есть один из двух органов прогресса человечества. Через слово человек общается мыслью, через образы искусства он общается чувством со всеми людьми не только настоящего, но прошедшего и будущего». Проблема, в его понимании, заключается лишь в том, что формы искусства обрели извращенный вид.

К извращениям он относит, в частности, огромные трудозатраты на создание произведений искусства – печатанье «мнимохудожественных» книг, подготовку низкосортных театральных постановок. К этой мысли Толстой возвращается несколько раз на протяжении всего своего эссе «Что такое искусство». Правда, кому доверить и как определять художественную ценность произведения искусства, у Толстого внятного ответа мы не найдем.

И самое главное, любые претензии к искусству или к формам, в которых оно существует, лишь подтверждает ранее приведенные тезисы: люди не могут обойтись без искусства, а искусство не может существовать вне какой-либо формы или вида. А значит, людям остается лишь совершенствовать формы искусства и изобретать новые, которые, возможно, когда-нибудь станут лучше, чем то, что мы видели до сих пор.

И еще один вывод, который напрашивается после знакомства со всем массивом размышлений великих людей об искусстве: искусство невозможно свести исключительно к полезности. Изначально прав был Аристотель в своем труде «Поэтика», когда выделял так называемые «немотивированные цели искусства» и объяснял, что стремление к красоте у человека существует, независимо от степени полезности красоты [Аристотель, 1998].

Данный постулат актуален и в наступившем третьем тысячелетии. В качестве подтверждения приведем лекцию британского музыканта и композитора Брайана Ино «Что такое искусство», прочитанную им в рамках ежегодного цикла лекций имени Джона Пила в 2015 году [Б. Ино, 2015].

Для справки: Джон Пил – британский радиоведущий, записавший радиоконцерты многих когда-то неизвестных музыкантов и музыкальных групп 60-х, 70-х, 80-х годов, что способствовало взлету их популярности. Ныне Джон Пил является признанным экспертом в мире современной музыки, умеющим «балансировать между вещами, о которых известно, что они нравятся публике, и вещами, о которых можно думать, что они могут понравиться людям».

Так вот, при подготовке лекции Брайан Ино задумался, откуда взялось понятие «творческая индустрия». А появилось оно по причине стремления многих творческих проектов получить государственное финансирование. Государственное финансирование проще получить, если есть возможность показать полезность проекта в цифрах, в том числе оперируя экономическими терминами, такими как «индустрия».

В понимании Брайана Ино, такой подход – это «начало конца для искусства, потому что это позволяет думать, будто то, что нельзя выразить в цифрах, является бесполезным» [Б. Ино, 2015]. Однако сводить искусство к сиюминутным текущим цифрам, по сути, неверно, потому что искусство и творчество развивают человеческое воображение, без которого человек не смог бы совершать научные открытия, представлять будущие технические и дизайнерские проекты. Да даже просто понимать других людей, потому что для этого нужно уметь вообразить себя, что называется, «в их шкуре».

Последнее, кстати, очень важно и актуально. Человек – существо социальное, и эмоции для полноценной жизни ему нужны ничуть не меньше, чем наука, знания и достижения научно-технического прогресса. Так вот искусство в самом широком смысле слова – музыка, театр, книги, телесериалы и т.д.– дает возможность переживать самые разные эмоции в безопасных обстоятельствах.

Это общее свойство всего искусства, независимо от его «национальности». Применительно к нашей субкультуре можно сказать, что нам необязательно бросаться под поезд, как Анна Каренина, или топить беззащитную собачку, как Герасим. Мы можем пережить эмоции, которые переживали герои, просто почитав художественные произведения.

Но для этого в нашей субкультуре должны быть художественные произведения такого уровня, которые вызывают мощные эмоции. А это было бы невозможно, если бы искусство и культура развивались исключительно из соображений полезности, выраженной в доходе, прибыли или количестве созданных рабочих мест. Искусство нам нужно независимо от всего этого перечня «полезностей».

Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок статьи: что же все-таки такое искусство? Да, мы попытались ответить на него в нашем курсе «История искусства», но при этом мы можем согласиться с определением, предложенным Брайаном Ино. Он считает, что искусство – это то, чего человек не должен делать, но все равно делает.

Человек должен кушать, чтобы получать питательные вещества, но для получения питательных веществ не нужны изысканные блюда и сервировка стола. Человек должен одеваться, чтобы не замерзнуть, но от холода защищает любая одежда, и не обязательно она должна быть модной и красивой. И топор первобытного человека – это всегда топор, независимо от того, потрудился ли человек нанести на ручку топора какой-то узор.

И как определить, сколько и каких эмоций нужно каждому из нас для полноценной жизни? И в каком формате нам нужны эти эмоции? В виде концерта классической музыки или рок-концерта, в виде картин импрессионистов или фотоотчета о путешествии в Гималаи, в виде экранизации романа «Война и мир» или очередного телесериала?

Для каждого ответ будет свой, и именно поэтому обществу нужно искусство, даже если на каком-то этапе развития оно не вполне четко осознает, что следует понимать под искусством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *