Чем важно поэтическое слово
Роза Мира и новое религиозное сознание
Воздушный Замок
Культурный поиск
Библиотека и фонотека
Последние поступления
Поиск в Замке
Поэтическое слово как время внутреннего мира
В Интернете публикуется впервые.
Поэтическое слово как время внутреннего мира
Подзолкова Н.А.
Озёрский технологический институт – филиал НИЯУ МИФИ
г. Озёрск, Челябинская область
В статье поэтическое слово представлено как путь к новой онтологии живого, в которой время является активным творческим началом. Такая онтология даёт возможность говорить о непосредственном взаимодействии внутренних миров, закладывая основу для более глубокого понимания жизни не через единичное обособленное Я, но через обращённое друг на друга двуединство Я и Ты.
Ключевые слова: отношение Я-Ты, внутренний мир, континуум, живое, время, поэзия.
Poetic word as a time of inner world
OTI NRNU MEPhI, Ozersk
The article presents the poetic word as a way to a new ontology of the living, in which time is an active creative beginning. Such ontology makes it possible to speak about the direct interaction of inner worlds, laying the foundation for a deeper understanding of life not through a single isolated I, but through the twofold unity of Me and You that is turned towards each other.
Key words: the attitude I-You, the inner world, the continuum, living, time, poetry.
Введение в проблему
«Жизнь есть сущность, обладающая внутренним миром» [3] — такая трактовка открывает возможность связать феномен жизни не только с систематически явленным нашим чувствам внешним миром, но также с сознанием — априорной невидимой сердцевиной нашего бытия. Но необходимо не только переживать непосредственно наличие внутреннего мира, но и уметь выражать это переживание. Но для кого мы хотим выразить свой внутренний мир, с кем собираемся делить жизнь своего сознания? Безусловно, с тем, у кого также предполагаем наличие внутреннего мира, то есть с другим живым.
Попытка выстроить антропологию в горизонте «Другого» была предпринята в начале ХХ века Мартином Бубером [1]. Он назвал этот новый горизонт отношением «Я-Ты», принципиально отличным от господствующего отношения «Я-Оно». По глубокому убеждению Бубера, познание мира не может быть адекватно выстроено из одной лишь точки «Я», наличие хотя бы двух равноценных точек обязательно. К своему Я можно прийти только через Мы, только исходя из реализованной взаимосвязи Я-Ты, которая и есть первичная клеточка самопознания. Суть в том, что «Ты» в этой новой антропологии — не теоретически выводимый конструкт, а живое существо, обладающее таким же ценным внутренним миром, доступным для «Я» непосредственно, априорно, хотя бы в какой-то своей части. Как это возможно?
Все попытки пересказать внутреннее средствами внешнего рано или поздно терпят фиаско — мы сталкиваемся с недосказанностью, искажениями, редукцией, многозначностью. Тем не менее, взаимодействие одного живого с другим живым по-прежнему осуществляется средствами внешнего опыта. Так происходит, потому что существует негласная «аксиома» об изолированности внутренних миров. А внешний мир, по мнению современной науки, есть пространственно-временной континуум, дающий возможность взаимодействовать различным его частями, в том числе, живым существам.
Но если предположить, что изолированность внутренних миров — это не базовое свойство их природы, а некоторая аберрация сознания, способ или ракурс видения себя изнутри, который по каким-то причинам сложился на доступном нашему обозрению участке человеческой истории? Что если это не единственно возможный способ видения, а внутренние миры всё же пересекаются и тоже имеют непрерывную континуальную природу?
Гипотеза (В.И. Моисеев, Н.А. Козырев, В.В. Налимов, М. Хайдеггер)
Предположим, что помимо внешнего пространственно-временного континуума, которым занимается сегодня наука, существует ещё внутренний континуум, не исследованный учёными. В отличие от внешнего пространственно-временного континуума, внутренний континуум является времённо-пространственным, то есть время в нём — активное начало. Это хорошо согласуется с философией мироподобия В.И. Моисеева [3], в которой постулируется материя жизни (материя внутренних миров), обратная по отношению к внешней материи. В этой материи стремление к единому преобладает над стремлением ко многому, в то время как в обычной материи многое преобладает над единым. Тогда логично предположить, что если для обычной материи активным началом континуума является пространство, то для обратной материи внутренних миров— время.
Ещё активность времени строго соответствует теории Времени Н.А. Козырева [2]: «Н.А. Козырев ввел понятие активных свойств Времени. Заглавной буквой он указывал, что речь идет не о метрическом свойстве времени, а об активном, творческом и субстанциональном начале». [2, с. 278] Тогда время внутреннего мира никак не противоречит времени внешнего мира, они дополняют друг друга: «Время не нарушает известных законов и не «конкурирует» с ними. В сложных системах, функционирующих по законам физики, всегда присутствуют случайности и неопределенности. Время организует эти неопределенности, управляет ими» [2, с. 278]. Активное время вносит во все процессы целесообразность и смысл, который берётся изнутри внутренней бесконечности, невидимой для внешних органов чувств: «Если в физических процессах причина лежит в прошлом по отношению к следствию, то Время словно меняет причину и следствие местами. Событие в будущем реализуется потому, что Время выстраивает цепочку неопределенностей таким образом, чтобы это событие смогло произойти» [2, с. 279].
Но что является тканью самого внутреннего континуума, если таковой существует. Что есть то первоначало («архэ»), из которого разворачивается внутреннее время-пространство. Таким первоначалом является слово. Конечно, не просто слово, которое стало «разменной монетой» для связности разрозненных вещей и существ во внешнем мире, но сущностное слово (подобное «сущностному числу» Пифагора и Плотина) — слово, способное вмещать миры («бесконечноподобные структуры» по В.И. Моисееву).
Если в свете всех этих постулатов вернуться к проблеме непосредственного взаимодействия внутренних миров, то можно выдвинуть предположение, что поэтическое слово — это время внутреннего мира человека, где время понимается в его активной субстанциональности, как творящая длительность и то начало, которое строит внутренний мир в его смысловой определённости.
В.В. Налимов — ещё один современный учёный, рискнувший ступить на зыбкую территорию освоения внутреннего пространства, — писал: «Мы живём во внутреннем пространстве меньше, чем во внешнем. Нам не хватает опыта бытия во внутреннем пространстве. Поэтому не хватает и языка. Он есть у поэтов. В большей степени, чем у философов» [4, с. 83]. Возможно, правильнее было бы сказать: «Потому что не хватает языка». Мы не можем быть во внутреннем пространстве, потому что не можем длить его в слове. «Поэтому поэзия никогда не воспринимает речь как наличный материал, напротив, поэзия сама впервые делает возможной речь. » — писал Мартин Хайдеггер — «Поэзия есть устанавливающее именование бытия и сущности всех вещей» [6, с. 43].
Время как поэзис, в котором сила слова становится творящей, побуждающей постоянно переходить от свершившегося к новому, двигаясь к полноте совершенства, отличается от физического времени. Их спутанность ведёт к тотальному непониманию. У внутреннего измерения время активно, оно творит историю. (Гёльдерлин: «Поэзия несущая основа истории» [6, с. 43]). Например, про Н.А. Козырева его ученик М.В. Воротков писал: «Возможно, сам Николай Александрович не до конца осознавал, что говорит с общественностью на своем «внутреннем языке», область действительности, рассматриваемая этой теорией, практически не находит отражения в терминологической и понятийной базе научного мировоззрения. Не удивительно, что при жизни Николая Александровича его идеи хорошо воспринимали люди искусства, сопричастные тайнам творчества (писатели, композиторы, художники и т.д.)» [2, с. 277-278].
Во внешнем мире мы не можем сказать в словах больше, чем они нам позволяют. Однако в поэзии слова не только говорят больше самих себя, но иногда сами ведут человека на неведомые внутренние территории. Поэт доверяет слову, можно даже сказать, доверяется ему как проводнику. Давайте присмотримся к поэтическим словам чуть пристальней, может быть, через них получится выйти на путь освоения внутреннего мира как поля непосредственной встречи Я и Ты.
Новое отношение к Слову
Конечно, когда мы говорим, что поэзия есть время внутреннего мира, не стоит понимать это буквально. Вообще ни одно слово языка, предназначенного для внешнего измерения реальности, нельзя использовать непосредственно для внутреннего измерения. Все слова здесь будут звучать фальшиво. Вообще сама речь — вторична для внешнего мира, здесь она только средство, а там, внутри, она — ткань бытия, его творящая временнáя канва. Поэтому чтобы осваивать внутренние миры и искать непосредственную связь Я и Ты, так необходимо новое отношение к слову.
Мы привыкли воспринимать слово с утилитарной точки зрения, относиться к нему как к средству передачи информации. Поэзия — и та рассматривается как приятная эстетическая добавка к повседневности. Такое положение дел — естественное следствие развития новоевропейской науки, корни которой уходят в средневековую магию. С одной стороны, магическое слово-заклинание — это ещё обращение к живому организму Природы, подразумевание в ней внутренней бесконечности, с другой стороны, заклинание — уже утилитарно, это средство для получения желаемого результата. Оно перестаёт быть творящим (как Божественное слово), поэтическим (как слово античных трагедий) или священным (как слово молитвы). С развитием классической науки слово-заклинание заменяется словом-описанием механизма Природы, вовсе лишённого какого-либо внутреннего измерения.
В самый мрачный период ХХ века во время Второй мировой войны в концлагере Виктор Фракл создал новую психотерапевтическую практику — логотерапию — терапию Словом. Что ещё могло спасти людей, оказавшихся внутри этого гигантского бездушного механизма? Только сущностное Слово, способное творить внутри человека спасительную опору для его потерявшего смысл бытия. У Варлама Шаламова есть удивительный рассказ «Сентенция» — о том, как со Слова начинается духовное возрождение человека, почти потерявшего своё человеческое Я в лагерях ГУЛАГа.
История хранит свидетельства о том, как иногда великие люди принимали обет молчания. Так молчали Фома Аквинский, Андрей Рублёв, многие годы раз в неделю в течение суток хранил молчание Мохандас Ганди. Через эту внешнюю тишину все они пытались сосредоточиться на внутреннем делании, вернуть словам утраченную силу. В фильме «Жертвоприношение» Андрея Тарковского главный герой жалуется, что он очень много болтает. Он не знает, как перейти от слов к делу. Но во внутреннем мире Слово и Дело спаяны воедино, здесь сущностное поэтическое Слово — это Время любого деяния, творящее Время перехода от небытия к бытию.
Некоторые выводы и следствия
Конечно, слова как описание внешнего мира и средство коммуникации в мире «Я-Оно» никуда не исчезнут. Привычная нам речь может претерпевать изменения: уточняться, упрощаться, наполняться вспомогательными средствами (эмодзи-смайлами и т. п.). Главное, чтобы такая речь не осталась единственной. Нужно дать времени Время, чтобы зазвучало творящее слово, в котором Я и Ты слышат друг друга непосредственно, в котором внутренние миры со-общаются друг с другом как сосуды с водой. Вообще, отношение к слову в мире — как отношение к воде на планете — является индикатором чистоты и верного направления эволюции. Если цивилизация загрязняет воду, значит, она движется к гибели — нужно переосмыслить направление движения. Если нивелируется ценность слова, значит, цивилизация вырождается, какие бы лозунги при этом ни звучали. Потому что для устойчивости мира нужны не лозунги, а настоящие стихи. Чистое как родниковая вода поэтическое слово.
Библиографический список
1. Бубер М. Я и Ты – М.: Высшая школа, 1993. – 175 с.
2. Воротков М.В. Идеи Козырева: 30 лет спустя / Время и звезды: к 100-летию Н.А. Козырева. – Спб.: Нестор-История, 2008. – С. 275-298. URL: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/kozyrev_vremja-i-zvjozdy
3. Моисеев В.И. Философия мироподобия / Курс лекция. Лекция 1 14.11.2019 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=oM3kF6r4Ffw (дата обращения: 23.03.2020).
4. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – Спб. – М.: Центр гуманит. инициатив, 2013. – 464 с.
5. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. – ТОО ТК «Петрополис», 1994. – 368 с.
6. Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // Логос – 1991. – №1. – С. 37-47.
Урок литературы в 8-м классе «Чудо поэтического слова»
Разделы: Литература
ЭПИГРАФ:
Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.
ХОД УРОКА
I. Ученикам дается задание:
1. Вспомнить определения эпитета, сравнения, олицетворения, метафоры.
2. Повторить и выучить понравившиеся стихотворения русских поэтов о Родине, русском языке, природе, труде или любимые стихотворения, где, где использованы эти средства языка.
II. Вступительное слово учителя:
Да, есть слова, что жгут, как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна
Одна из великих загадок поэзии – слово. Попадая в художественный контекст, слово преображается, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений.
Великое чудо русской поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но для того, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такой волшебной палочкой в руках поэта является слово, яркое, эмоциональное, необычное.
Об этом хорошо сказал С. Я. Маршак: “Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта”.
Что же это за слова, поэтические строки? Об этом, на наш взгляд, стоит поговорить особо. Мы видим, как важно, читая стихи, быть внимательным к слову. И не только слово, но даже отдельные звуки часто помогают поэту выразить свои мысли и чувства.
У поэзии свои законы, свой язык. Для того, чтобы понять фразу, сказанную в обыденной речи, достаточно знать значение каждого отдельного слова. Для понимания стихотворения этого мало. Некоторые поэтому и не любят стихи, что не умеют вдумываться в слово, фантазировать.
Вы, конечно, не раз слышали (читали) стихотворение С. А. Есенина “Отговорила роща золотая”
(Предлагается ученикам прочитать это стихотворение)
РЯБИНОВЫЙ КОСТЕР. С. ЕСЕНИН
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая.
Сгребает их все в один ненужный ком…
Скажите так… Что роща золотая
Отговорила милым языком.
“В саду горит костер рябины красной,
III. Вопросы к ученикам:
— А как вы понимаете эти строчки?
— Какой художественный прием употребляет поэт?
— Какие ещё изобразительные средства языка вы знаете?
(Ученики объясняют смысл есенинской метафоры, называют другие словесные образы и вспоминают определения названных понятий: эпитета, олицетворения, сравнения, метафоры)
Поучимся мастерству чтения: умению вслушиваться в стихотворение, вдумываться в слово, видеть его красоту и новизну и через слово открывать те мысли, которые вложил поэт в свои стихи.
(Ученикам предлагается прочитать стихотворение современного русского поэта А. К. Передреева “Работа”)
РАБОТА. А. К. ПЕРЕДРЕЕВ
Вопросы к ученикам:
— О чем это стихотворение?
(На первый взгляд, кажется, что стихотворение о железной дороге, о поездах, которые мчатся “по земным широтам”)
— Какие строчки, слова кажутся вам необычными?
(“Хрустят у рельс суставы”)
— Как вы объясните смысл этой метафоры?
(Стыки, места крепления рельсов напоминают поэту суставы человека. Когда поезд мчится по рельсам, колеса постукивают на стыках, рельсы словно хрустят под тяжестью состава)
— Обратим внимание на звукопись стиха. Какие звуки чаще всего повторяются?
(“р”, “с”, “т” словно помогают услышать стук колес, шум и свист поезда)
— Какой из видов звукописи применил автор?
— А как можно понять последнюю строчку стихотворения?
— Только ли о шпалах идет речь?
(Автор имеет в виду людей. Это об их согнутых спинах и трудовых каплях пота он пишет, об их неустанном повседневном труде. Недаром и стихотворение называется “Работа”)
Вот как много открывают нам поэтические строки, если вдуматься в них, разгадать метафоры и другие изобразительные средства языка.
Оказывается, у поэта особенное зрение. Он видит зорче. Ярче, глубже других. Он замечает неожиданное сходство предметов и явлений и создает метафоры, эпитеты, сравнения, которые помогают увидеть мир неожиданно. Значит, каждый предмет можно сравнить с массой других.
Вопросы к ученикам:
— Так почему же поэт так напряженно и кропотливо, порой в течение долгого времени. Ищет то единственное слово, которое встав в строку, заставит её звучать?
В. В. Маяковский в стихотворении “Разговор с фининспектором о поэзии” писал об этом так:
(ученикам предлагается найти прочитать эти строки)
Как о многом говорит читателю единственное, неповторимое, верно найденное слово!
Поэзии подвластно всё. В стихах могут быть выражены разные чувства: и радость, и гнев, и политический призыв, и раздумье, и восхищение красотой природы, человека, нежность и трепетность человеческого чувства.
(Ученикам предлагается прочитать отрывок из стихотворения В. Шефнера “Слова”)
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Родина, родная природа, родной язык, народ, человек – всё осмысляет русская поэзия, русское слово. Великое слово “Родина” стучало в сердцах великих людей, оно заставляло живописцев взяться за кисть, оно звучало в музыке композиторов, слове поэтов.
Родина… Вслушаемся в это родное для нас слово. Д. С. Лихачев писал, что в нем слышится отзвук слов “родной”, “народ”, “природа”, “малая и большая Родина”, но одинаково дорогих сердцу.
Пожалуй, лучше всего об этом сказал К. М. Симонов, который в тревожные дни 1941 года, когда под ударами немецкой армии отступали наши войска, написал стихотворение “Родина”
(Ученикам предлагается прочитать это стихотворение)
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал…
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годиться,
Чтоб видеть в ней предметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Родина – это и родной язык. Он рождался вместе с русским народом, мужал во время великих испытаний. Он омыт в светлом роднике народных песен, его оттачивали художники слова, классики великой русской литературы. Им восхищались великие мыслители, писатели, поэты: Лермонтов, Пушкин, Белинский, Гоголь, Тургенев… Сила и красота русского языка, русского слова заставляли верить в лучшее будущее народа и поэтому: “…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!”
Вот что в значении русского языка для народов нашей страны говорится в стихотворении Т. Зумакуловой “Два языка”
(Ученикам предлагается прочитать это стихотворение)
ДВА ЯЗЫКА. Т. ЗУМАКУЛОВА
Чувством великой гордости за русский язык, за наше русское слово проникнуто стихотворение А. Ахматовой “Мужество”, написанное в феврале 1942 года.
МУЖЕСТВО. А. АХМАТОВА
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, обостренно, всеми чувствами.
И пусть поэзия будет с каждым из нас всегда.
Через слово поэта мы открываем мир, окружающий нас. Открываем себя, свою душу.
Подведение итогов урока:
(Ученикам предлагается дать стихотворениям читательскую оценку, показать как яркие средства художественной выразительности помогают понять идейный смысл стихотворений)
Занятие 21. Алхимия стиха
Но из чего же складывается текст стихотворения?
Основными средствами поэтического текста являются:
1. Литературный образ.
2. Формула.
3. Стиль.
4. Фоника и фонетика.
5. Динамика.
6. Рифма, ритм.
Рассмотрим подробнее каждое из этих определений.
СТИЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ФОНИКА И ФОНЕТИКА СТИХА
Какой бывает финал? Финал бывает открытый и закрытый.
Динамикой в произведении искусства называют насыщенность действием, внутренним движением.
Динамикой песни, стиха и т. п. является сила, энергия их звучания.
Динамика стихотворения во многом определяется ритмом и размером.
РИФМА, РИТМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Что такое рифма?
Рифма – это повтор звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.
В самом широком смысле слова ритм есть упорядоченное чередование каких-либо относительно соизмеримых элементов во времени и пространстве.
Метр – наиболее сущностный (стержневой) признак, компонент ритмической системы.
Под метром с древнейших времен понимают правильное чередование идентичных ритмических элементов текста.
Иногда параллельно с термином «метр» употребляют его мнимый синоним «размер». В строгом смысле, однако, они должны дифференцироваться как общее и частное. Например, метр ямб включает в себя размеры: 4-стопный ямб, 5-стопный ямб, 6-стопный ямб и т.д.
Стихообразующая роль метра исключительно велика в классической поэзии; в неклассических ее модификациях она резко понижается и совсем сходит на нет в верлибре.
РИТМ В ПОЭЗИИ И ПРОЗЕ
МЕТРИКА – учение о внутренней соразмерности стихового ряда; представление о горизонтальном ритме стиха лежит в основе той или иной системы стихосложения.
Таким образом, предмет изучения метрики составляет метр как таковой, его частные подразделения – размеры и системы стихосложения.
РИТМИКА – учение о ритме отдельной строки или и ритмической системе в целом как средоточии всех регулярных, композиционно значимых повторов словесно-звукового материала (звуков, слогов, слов, словоразделов, синтагм, фраз, периодов, стоп, стихов, строф и пр.).
СТРОФИКА – учение об упорядоченном сочетании стихотворных строк, закономерно повторяющихся в тексте.
ФОНИКА – учение о закономерностях звуковой организации стихотворного текста, включающей в себя и рифму.
Подробнее о рифме и её разновидностях, а также о ритме можно прочитать в стихах. ру в разделах:
— учебник стихосложения;
— энциклопедия поэзии;
— помощник поэта.
Вперёд сыны отчизны милой!
Мгновенье славы настаёт!
Каждый поэт, приступая к работе над стихом, должен помнить, что есть поэзия душевного взлёта и поэзия искусственная. Больше ста лет назад Ян Парандовский писал:
Заканчивая статью о структуре литературного произведения, о средствах поэтического текста, хочется пожелать читателям найти своё понимание того прекрасного мира, который зовётся поэзией.