Чем важно воспитание у себя отрицательного отношения к вредным привычкам
Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам.
Формы и методы профилактической работы по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам.
В сознании ребёнка возникает одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно эти противоречия являются основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Чем раньше знакомится ребёнок с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению. В младшем школьном возрасте ребёнок проходит через так называемый кризис 7 лет. Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определённого отношения к алкоголю, курению. Ребёнок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Нужно позаботиться о том, чтобы у ребёнка не сформировался комплекс неполноценности. Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является подражание. Чаще всего образцом для младшего школьника являются его родители. Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.
Основным направлением работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма должно стать обоснование необходимости сохранения и поддержания здоровья в любом возрасте, условием чего является отказ от вредных привычек.
Такая постановка вопроса создает основу для формирования здорового образа жизни в целом. А в от запугивание последствиями курения не только перестает со временем восприниматься детьми, но и формирует у них неосознанный страх за здоровье курящих родителей.
Наиболее эффективные направления деятельности ранней профилактики вредных привычек у младших школьников являются:
— профилактика причин и последствий табакокурения и наркомании (используя все средства: беседы, лекции, видеофильмы, плакаты; проведение дискуссий, ролевых игр, экскурсий);
— организация свободного времени школьников (деятельность кружков, секций, клубов);
— антикурительное просвещение педагогического просвещения школы (включить элементы антикурительного воспитания во все предметы школы);
интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов;
— наблюдение (даёт возможность педагогу выяснить социальную подструктуру направленности личности учащегося);
— подключение к профилактической работе родителей, учащихся, сотрудников милиции, работников близлежащих предприятий, общественности;
— преодоление социально-педагогической запущенности школьника, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире (в процессе социального воспитания раскрыть безнравственность употребления табака);
— основные формы занятий: игра, заочное путешествие, сообщение доктора Айболита, комбинированный урок, памятки, театрализованные представления;
Статья «Вредные привычки у подростков. Роль семьи в воспитании отрицательного отношения детей к ним»
Вредные привычки у подростков. Роль семьи в воспитании отрицательного отношения детей к ним.
Матвеева Н.И. классный руководитель
«Здоровье есть величайшее сокровище, перед которым всё остальное ничто!»
Здравствуйте! Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, т. е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворённо. Жить качественно.
Все начинается с семьи. Первое слово, первый шаг, полезные и вредные привычки ребенок увидит впервые в семье, среди людей, которые любят его не за что-то, а за то, что он просто есть, такой красивый, смышленый, с хорошим аппетитом, и не всегда с хорошим здоровьем.
«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с образом жизни семьи ребенка. К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека.
Многие родители не могут этим похвастаться и не служат для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Даже младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни, ведь нужно не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности.
С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запоминающиеся герои кинофильмов с дымящейся сигаретой. В сознании ребёнка возникает так называемый когнитивный диссонанс, который является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю.
Сегодня мы поговорим о возрастных особенностях, способных спровоцировать риск раннего приобщения детей к одурманивающим веществам, о роли семьи в профилактике вредных привычек, а так же о способах по устранению вредных привычек у своих детей.
Привычка — это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью и без которого он уже не может обойтись. Психологами доказано, что привычки формируются за 21 день.
Вредные привычки обладают рядом особенностей, среди которых особенно следует отметить:
Употребление алкоголя, наркотиков и курение. Они вредны как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей.
Вредные привычки в конечном итоге обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.
Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.
Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.
Наиболее распространенными среди вредных привычек являются курение и употребление алкоголя и наркотиков.
Начало приобщения к вредным привычкам, как правило, относится к подростковому возрасту.
Поэтому для родительского собрания был проведен анонимный опрос среди учащихся 6-11 классов. Результаты показали, что из ______ человек
— знают марок сигарет: 1-3 5-7 более
— знают марок алкоголя: 1-3 5-7 более
— пробовали сигареты электронные сигареты другое
— пробовали энергит. напитки пиво шампанское другое
— какой вред здоровью наносят никотин, алкоголь:
Можно выделить следующие группы основных причин приобщения молодежи к вредным привычкам:
Отсутствие внутренней дисциплины и чувства ответственности. Из-за этого молодые люди часто вступают в конфликт с теми, от кого они находятся в определенной зависимости. Но при этом они имеют достаточно высокие запросы, хотя сами не в состоянии их удовлетворить, потому что не обладают для этого ни соответствующей подготовкой, ни социальными, ни материальными возможностями. В этом случае вредные привычка становятся своеобразным бунтарством, протестом против исповедуемых взрослыми или обществом ценностей.
За компанию, чтобы не выделяться из толпы, быть в компании своим
Наличие большого количества неконтролируемого свободного времени, ребенок ничем не занят или предоставлен сам себе
Вам, уважаемые родители, необходимо быть очень внимательными к своему ребёнку. Если у него возникают проблемы с учёбой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать, не откладывая на завтра.
Так что же делать родителям, если они узнали, что ребёнок пробовал курить?
Психологи советуют не делать необдуманных поступков, не паниковать. Некоторые родители предпочитают дать ребёнку несколько некачественных сигарет: «Пусть сразу выкурит столько, сколько сможет». Только вот за последствия такого «учения» никто не отвечает.
Чтобы максимально минимизировать влияние курения на ребёнка.
— В семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка.
— Квартиру нужно часто и регулярно проветривать.
— Нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма.
— у многих детей есть карманные деньги, но так же есть поговорка «Доверяй, но проверяй». Наверное стоит контролировать расходы детей.
«Семья собралась за праздничным столом. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами, и…
Так вот, многие школьники попробовали первый раз алкоголь у себя дома, а также сделали это с разрешения взрослых. Родители считают, что если ребёнок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит своё любопытство и алкоголь перестанет для него быть чем-то таинственным. Другая точка зрения родителей состоит в том, что если ребёнок постепенно осваивает традиции питья, это, якобы, поможет предотвратить в дальнейшем неумеренное потребление алкоголя. «Пусть лучше попробует алкогольный напиток дома, под моим контролем, чем где-то на улице»- такое мнение бытует часто среди родителей.
Эти взгляды родителей чреваты далеко идущими последствиями. Вы должны осознавать, что даже самая незначительная, доза спиртного может вызвать у ребёнка рвоту, тошноту, головную боль и другие негативные реакции. Он представляет опасность для здоровья ребёнка и в значительной степени способен спровоцировать интерес к алкоголю в дальнейшем.
Нервная система детей и подростков имеет ряд особенностей, которые обуславливают чрезвычайно вредное воздействие алкоголя на формирующий мозг ребёнка и подростка:
Большая масса мозга и крови относительно веса тела;
Большой просвет сосудов, несущих кровь к мозгу, а также большая скорость кровотока;
Период роста и совершенствования структуры мозга приходиться на подростковый возраст;
Бедность мозга фосфором, богатство водой, облегчающее проникновение алкоголя.
Большая скорость всасывания, а следовательно высокая токсичность вредных веществ.
Ребёнок может получить отравление даже от паров алкоголя. если для взрослого человека требуется 5-10 лет систематического употребления алкоголя для развития заболевания хроническим алкоголизмом, то для подростка бывает достаточно года.
Совместные праздники с участием детей ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения, да ещё близкий знакомый – совершенно недопустимое зрелище для ребёнка
Многие родители считают, что в школе ещё рано говорить с детьми на такую «острую» тему, как наркомания.
А между тем факты свидетельствуют о том, что возраст первых проб наркотиков детьми отмечается уже в 8-10 лет, зафиксированы и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет. Подростки злоупотребляют в 7, 5 раза чаще, чем взрослые.
— Следы от уколов, порезы, синяки.
— Бумажки и денежные купюры, свёрнутые в трубочки.
— Закопченные ложки, фольга.
— Капсулы, пузырьки, жестяные банки.
— Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия.
Установлено, что чем раньше произошло приобщение к наркотику, тем быстрее формируется зависимость, тяжелее течение наркомании как болезни, больше выраженность её негативных личностных, социальных и медицинских последствий (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний)
Самая лучшая тактика в борьбе с вредными привычками — держаться подальше от людей, страдающими ими. Но не стоит категорически запрещать, этим вы только подтолкнете к протестному поведению. Объясните своим детям, что если вам предлагают попробовать сигареты, алкогольные напитки, наркотики, попытайтесь уклониться под любым предлогом. Варианты могут быть разными:
Нет, я не хочу и вам не советую.
Нет, это помещает моим тренировкам.
Нет, я должен идти — у меня дела.
Нет, это вредно для меня.
Нет, я знаю, что мне это может понравиться, а я не хочу стать зависимым.
В каждой индивидуальной ситуации можно придумать свой вариант. Если предложение поступает от близкого друга, который сам только начинает пробовать никотин, алкоголь или наркотики, то можно сделать попытку объяснить ему вред и опасность этого занятия. Но если он не хочет слушать, то лучше оставить его, спорить с ним бесполезно. Помочь ему можно, только если он сам захочет бросить эти вредные занятия.
Говорите, что есть те, кому выгодно, чтобы вы страдали вредными привычками. Это люди, для которых табак, алкоголь, наркотики — средство обогащения.
Не впадайте в панику! Сообщите ему о своем беспокойстве, не пытаясь кричать на него или обвинять в чем-либо. Не читайте мораль и не начинайте с угроз. Постарайтесь объяснить ему всю опасность этого занятия.
Чем раньше ваш ребенок осознает необходимость остановиться, тем больше шансов достичь положительного результата.
Обратитесь за помощью к специалистам, которые помогут сделать жизнь интересной и наполненной без вредных привычек, открыть в ней смысл и цель.
Выберите замену для вредной привычки.
Будьте хорошим стратегом. Один из способов выбрать замену – написать список приятных и интересных дел для ребенка. Вместе обсудите, что можно делать в свободное время.
Объедините усилия. Найдите того, кто вместе с вами захочет начать новую жизнь. Вдвоем или втроем любое дело становится легче и веселее.
Не ругайте ребенка за неудачи, пробуйте снова и снова. Чаще хвалите, говорите о том, как вы его любите.
Беседа Как не дать вредным привычкам одолеть себя
« Как не дать вредным привычкам одолеть себя »
Как победить дракона, или удержись от вредной привычки!
Цели: углубить представление детей о вредных привычках; способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку, алкоголю, наркомании; побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников; воспитывать активную жизненную позицию.
Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек.
Умение противостоять давлению сверстников.
I. Вступительное слово
Воспитатель: Что бы вы сделали, ребята, если бы вам попался дракон о трех головах?
Каждая голова – это вредная привычка, которая превращается в смертельно опасную болезнь. Мы попросили врачей рассказать нам об этих вредных привычках.
Итак, друзья, мы начинаем
Пороки смело обличать.
Поговорим о сигарете,
О том, как рано не начать.
Ну что сегодня мы имеем?
Об этом стоит рассказать.
Сюжеты явно всем знакомы-
Несложно будет все понять!
Мы далеко ходить не будем-
Пример наглядный всем вокруг.
Давно об этом говорят все-
Не сразу все случилось вдруг.
За школу выйдя, ясно видно,
Мальчишки, спрятавшись, «пыхтят»,
Ведь быть похожими на взрослых
Мальчишки наши так хотят!
Купцы выкрикивали: Божественный лист! Покупайте божественный лист! Чудесное средство! Исцеляет от всех болезней! Подошел к ним Мудрый Старец и сказал: этот «божественный лист» приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него. «Ты прав, о мудрый старец!»
И вот что сказал мудрец: вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять, а вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабнет, и будет ходить с палкой. А как собака укусит человека, если он с палкой! И наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости.
Отошли крестьяне от купцов, призадумались.
— К счастью, многие, даже длительное время курившие люди, сознательно приходят к благоразумному выводу о необходимости бросить курить и совершенно безболезненно делают это по собственному желанию.
— А что представляет собой алкоголь?
Да, не зря предостерегал Владимир Маяковский:
Это точно, ведь в России на одного мужчину в год в среднем приходится 160-180 бутылок водки. Значительная часть населения умирает от регулярного пьянства в 30-35 лет.
Если человек пьет регулярно, то возникает язва желудка, рак.
Настораживает и тот факт, что свыше 96% пьющих людей приобщаются к спиртному в возрасте до 15 лет, а около трети – и вовсе до 10 лет. Важно уберечь от пьянства детей и еще не рожденных младенцев.
Да, к наркотикам люди привыкают быстро, а ведет это к сложнейшим нарушениям в организме и возникновению социальных, нравственных проблем, к конфликтам дома и в школе.
Согласно статистике, человек, пристрастившийся к наркотикам, после этого не живет дольше пяти лет.
Сегодня каждый десятый школьник хотя бы раз пробовал наркотики. Печально, но это факт.
III. Интерактивная беседа « Что толкает людей в пасть дракона?»
Вот такие три головы у дракона. Одна другой страшнее!
Чтобы сохранить свою жизнь, дать жизнь здоровому потомству, нужно говорить об этой проблеме как можно больше и всерьез, как взрослые.
— Давайте вспомним, какая вредная привычка может появиться буквально с одного раза? ( Наркомания )
— От какой вредной привычки появляются 25 болезней? ( Курение)
— Какие вредные привычки отравляют человека, разрушают его организм? ( Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм)
-Какие вредные привычки начинаются с невинных забав, а заканчиваются нищетой, болезнями, смертью. ( Токсикомания, наркомания, курение, алкоголизм ).
И сто, и тысячу лет назад были люди, которые попадали в плен к вредным привычкам. И бесследно исчезали в пасти страшного дракона. Но сказочные времена давно прошли. За окном XXI век и столько интересного вокруг: спорт, кино, музыка, природа, книги, верные и хорошие друзья. Но сидит где-то на грязном, заросшем бурьяном пустыре вот такое трехголовое чудовище и дожидается очередной жертвы.
Как вы считаете, почему же люди попадают в пасть этого дракона? Почему они становятся рабами вредных привычек?
Да , ученые назвали именно такие причины приобщения людей к вредным привычкам: любопытство, влияние родителей, снятие напряжения, слабохарактерность, желание подражать красивым героям рекламы, кино и телевидения. А как же не попасть в пасть дракону? Ведь большинство людей не курит, не пьет, не употребляет наркотики. Что нужно делать, чтобы устоять?
И если после нашего разговора кто-то не захочет начинать курить, а кто-то захочет бросить – мы будем счастливы!
IV. Тест «Сможешь ли ты устоять?»
Надеюсь, что никто из вас не попадет в пасть трехглавого дракона и не станет очередной жертвой страшной «мании». Как вы думаете, сможете ли вы дать отпор этим вредным привычкам, устоите перед их натиском? Сейчас мы проведем тест, который поможет вам оценить свои силы.
Перед вами лежат листки бумаги. Вам нужно будет ответить на 10 вопросов. Напишите числа от 1 до 10 сверху вниз. Я буду задавать вам вопросы. На каждый вопрос нужно дать ответ « да» или «нет». Отвечать нужно честно, иначе вы ничего о себе не узнаете.
Воспитатель читает вопросы. Дети пишут напротив каждого пункта «да» или «нет».
Любишь ли ты смотреть телевизор?
Хотелось ли тебе играть в компьютерные игры больше 3 часов ежедневно?
Хотелось ли тебе попробовать закурить?
Можешь ли ты весь выходной просидеть перед телевизором, оставив все дела?
Пробовал ли ты алкогольные напитки?
Любишь ли ты уроки физкультуры?
Если друзья предложат тебе сбежать с уроков, согласишься ли ты?
Умеешь ли ты не повторять своих ошибок?
Если бы тебе прямо на улице незнакомый предложил коробку конфет, взял бы ты ее?
Друзья зовут тебя в игровые автоматы, а ты еще не сделал уроки. Сможешь отказаться?
Теперь подсчитайте, сколько раз вы ответили на вопросы «да». За каждый такой ответ вам положено 5 баллов, значит, умножьте полученное число на 5. Что у вас получилось?
V. Проблемные ситуации. «Умей сказать «нет»»
Воспитатель: Те, кто уже попал в пасть дракона, могут оттуда уже и не выбраться. Давайте поговорим о том, как туда не попасть. Психологи утверждают, что самое лучшее – это научиться говорить «нет».
Воспитатель: Ребята, многие вредные привычки часто начинаются с подобных невинных предложений. Мнимые друзья под видом развлечения затягивают слабых духом людей в пасть дракона. Очень важно в этом случае правильно оценить ситуацию и сказать твёрдое и решительное «нет». Я очень рада за ребят, которым удалось отстоять себя и не поддаться на уговоры. Умение сказать «нет» всегда пригодится, когда вас будут заставлять или упрашивать сделать то, чего вы не хотите.
VI. Заключительное слово
Воспитатель: Мы сегодня говорили о вредных привычках, которые убивают человека.
Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно выполнять три правила:
— не скучать, найти себе занятие по душе;
— узнавать мир и интересных людей;
— ни в коем случае не пробовать спиртные напитки и наркотики.
VII. Подведем итогов (рефлексия)
Воспитатель: Что нового узнали вы во время классного часа? Чему научились? Какие выводы для себя сделали?
Примерные ответы учащихся:
— Научился говорить «нет». В игре это легко, а в жизни труднее.
— Нельзя допускать, чтобы на тебя влиял, кто попало.
— Главный вывод, что нужно жить своим умом и не искать дешевых удовольствий.
— Решил, что нужно записаться в какую-нибудь секцию.
Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им против
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять
Здоровье – главная ценность человека. Его невозможно купить. Мы получаем его при рождении и можем лишь беречь и укреплять его или нанести непоправимый вред. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми и задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.
В связи с этим вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».
От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка.
Кто из вас, уважаемые родители, не задумывался над судьбой своего ребёнка, кто не размышлял, в какой мир вы выпускаете свое дитя, как этот мир воздействует на него и как сложится его жизнь? И главное – что мы можем сделать, чтобы уберечь свое дитя от опасностей, подстерегающих его в период взросления. Одна из таких опасностей – подверженность вредным привычкам, разрушающим здоровье и подчас жизнь главного человека в нашей жизни…
Многие специалисты считают, что здоровье человека определяется в значительной мере «доминантой» здоровья, закладываемой с детства. Сначала в результате механического повторения правильно организованных гигиенических процедур вырабатывается динамический стереотип «здорового» поведения. Постепенно на его основе приобретаются соответствующие знания, и формируется осознанное отношение к собственному здоровью, «настрой» на здоровье. В этом и заключается специфическая «работа» мозга в управлении здоровьем.
Одним из факторов, влияющих на крепкое здоровье подростков, является отсутствие вредных привычек.
Каждый человек имеет либо сталкивался с наличием вредных привычек. Одни пытаются от них избавиться, другие сумели приучить себя к полноценной жизни и без вредных привычек, третьи не предпринимают никаких либо мер и живут спокойно дальше, но не дольше. Общая задача родителей и педагогов – вырастить здоровое поколение без вредных привычек и зависимостей.
К разряду вредных привычек относятся те привычки, которые как приносят вред для здоровья человека, так и ограничивают человека от полного использования своих возможностей в течении жизни. Вредные привычки, приобретенные еще в молодом возрасте, избавиться от которых человек не способен, критично опасные. Такие привычки наносят серьезный ущерб существованию человека – потеря потенциала и мотивации, преждевременное старение человеческого организма и приобретение болезней разного вида. Они включают в себя курение, употребление спиртных напитков, наркотиков, токсических и психотропных веществ. Так же существуют менее опасные вредные привычки людей, такие как зависимость от компьютера или смартфона, вредное питание, включая в себя диеты и употребление жирной пищи, обжорство, привычка не высыпаться, не давать своему организму отдохнуть хотя бы 8 часов в сутки, игромания …
Причины появления у детей пагубных привычек могут быть совершенно различными, но часто это обусловлено сильными или длительными стрессовыми воздействиями. В подростковом возрасте часто появляются такие привычки, как курение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость и интернет-серфинг. Именно на них мы и остановим наше внимание.
Наркомания. Тяжелейшее заболевание и смертельно пагубная привычка. К наркотикам человек может пристраститься буквально за несколько приемов, а некоторые из них вызывают моментальное привыкание. Под воздействие наркотиков подпадают прежде всего:
1. Люди с повышенной возбудимостью – они эмоциональны, легко теряют над собой контроль, кричат, агрессивны и эгоистичны, обычно обидчивы, непостоянны, непоследовательны, быстро подпадают под чужое влияние.
2. Лица с психической неустойчивостью – у них слабая воля, отсутствие интересов и стремлений, повышенная внушаемость, они не имеют своей постоянной линии поведения. Любят удовольствия, общительны, контактны, непостоянны, имеют поверхностные суждения, они часто не способны к плановому труду, ленивы, попадают под воздействие других.
3. Лица, склонные к гневу, ярости, беспричинным колебаниям настроения. Они угрюмы, подозрительны и недоброжелательны, мало интересуются внешним миром, имеют узкий кругозор, ограничены, педантичны к мелочам и пренебрежительны к интересам других, мало контактны.
4. Лица с истерическими чертами. Для них характерны жажда признания, стремление быть в центре внимания, играть первую роль, и этой цели они подчиняют все. Свое неудовольствие они выражают досадой или ненавистью. Легко идут на поводу у тех, кто, как они считают, их оценил.
5. Лица, обладающие чертами аутизма. Они замкнуты, холодны, отгорожены; их отвлеченные интересы доминируют над чувствами. Очень избирательны в контактах, предпочитают игры в одиночестве, склонны философствовать, слабо ориентируются в простых жизненных вопросах, упрямы.
Табакокурение. Формирование этой привычки у многих начинается еще в подростковом возрасте как следствие стремления доказать свою взрослость. Мозг быстро привыкает к курению, в итоге требуя регулярных доз. Снижение уровня потребления никотина ведет к появлению чувства тревоги и беспокойства, «погасить» которые возможно только очередной сигаретой. Курение наносит существенный вред организму, так как постепенно и неуклонно оказывает негативное влияние в первую очередь на дыхательную систему, а также на сосуды, сердце, иммунитет и эндокринную систему. Регулярное употребление сигарет и других табачных изделий приводит к преждевременному старению организма, а также может стать причиной развития рака легких.
Злоупотребление алкоголем. Если начальную стадию привыкания к алкоголю еще можно назвать вредной привычкой, то со временем это приобретает характер болезни. Алкоголизм оказывает негативное влияние как на состояние здоровья, так и на социальную сферу человека. Привычка к алкоголю начинается с небольших доз, при этом многие спиртные напитки кажутся невкусными, а крепкие и вовсе вызывают рвотный рефлекс. Привыкание происходит постепенно, и для одного и того же эффекта опьянения человеку требуется все большая и большая доза алкоголя. Если не остановить этот патологический процесс, человек доходит до последней стадии алкоголизма, когда уже не может существовать без спиртного.
Игровая зависимость также признана одной из тяжелых вредных привычек, которая способна прогрессировать, ухудшая состояние человека. Существуют разные формы игровой зависимости, начиная от всевозможных азартных игр и заканчивая многопользовательскими компьютерными играми, часто заменяющие игрокам реальный мир. При переходе игровой зависимости данного типа в тяжелые формы игра становится основным приоритетом в жизни, отодвигая на задний план не только взаимодействие с людьми в реальном мире, но и обеспечение собственных базовых потребностей (гигиена, еда, сон). В крайних случаях это может стать причиной летального исхода.
Интернет-серфинг является разновидностью психологической зависимости, которая проявляется в привычке проводить время за просмотром разнообразной информации в интернете. Доступность данных в форме текста, аудио, видео, инфографики обеспечивает возможность выбора любого способа их получения, даже если человек в этом не нуждается. Привычка бездумно поглощать весь попадающийся контент может привести к перенасыщению, что в конечном итоге приведет к желанию вновь и вновь погружаться в интернет. При этом невозможность выполнить привычные действия (например, в случае отключения интернета) может вызвать агрессию или повышенную тревогу, поскольку зависимость уже сформирована.
Профилактика вредных привычек у подростков
Подростковая наркомания, курение и алкоголизм стали существенно «моложе». Например, если еще 10 лет назад средний возраст начала приема наркотиков составлял 16 лет, то сегодня это губительное пристрастие не редкость у 12-летних детей. Эта статистика должна заставить пересмотреть подход родителей и педагогов к их профилактике. Чем в более юном возрасте дети могут пристраститься к вредной привычке, тем раньше следует предпринимать меры по их защите. Какие же профилактические меры следует предпринимать родителям, чтобы исключить возможность появления у ребенка вредных привычек?
Первое и главное условие – это доверительные отношения с ребенком. Чем они сложнее, тем выше вероятность того, что при возникновении каких-либо проблем он обратится за помощью к приятелям. И что именно они ему предложат в качестве «успокоительного» – глоток пива или таблетку экстази – спрогнозировать невозможно. Задача родителей – сформировать максимально доверительные отношения с ребенком. Это позволит ему при необходимости обратиться за помощью к отцу и матери – людям, для которых его здоровье и благополучие по-настоящему важны.
Разъяснение последствий. Беседы с ребенком на тему вредной привычки не должны проводиться по какому-либо графику. Этот вопрос должен подниматься каждый раз, когда для этого есть основания. Так, сюжет из теленовостей, история звезды шоу-бизнеса, пример человека, которого знает ребенок, должны становиться основой для разговора о том, к чему может привести зависимость. Подобная наглядность примеров, когда негативную роль исполняет знакомый человек, гораздо важнее сухих фактов, которые не пробуждают в ребенке эмоций.
Установка на здоровый образ жизни. Негативные примеры должны быть уравновешены другими, позитивными примерами здорового образа жизни. В ребенке следует формировать отношение к здоровому образу жизни, как к единственно правильной модели. Для этого крайне важно, чтобы сами родители соответствовали принципам, которые они прививают ребенку. Курящая мать или выпивающий отец сводят к нулю ценность любых «здоровых» установок, поскольку опровергают собственным примером.
Реалистичность примеров. Принято считать, что детская психика слишком ранима для того, чтобы ее обременять реалиями, например, наркотической зависимости. Но это не так: в большинстве случаев вовлечение в наркоманию происходит только потому, что ребенок не осознает последствий зависимости, и для него это не больше, чем страшная сказка, которой пугают малышей. Покажите подростку истинное лицо курения или наркомании. Для подростков, которые уже состоят в романтических отношениях, будет полезно узнать о том, каким горем оборачивается наркотическая зависимость отца или матери для их детей.
Исключение сомнительных контактов. Поведение подростка во многом подчиняется законам, принятым в референтной группе, поэтому его общение с асоциальными элементами и сомнительными приятелями – серьезный фактор риска. Но при решении устранить такие контакты родителям следует учитывать сложный возраст, в котором находится ребенок, и присущий ему дух противоречия. Идти на конфликт и оперировать запретами на общение с друзьями – это значит расширить их сферу влияния на подростка. Будет лучше найти ребенку занятие. Это могут быть любой вид спорта, туризм, творчество и все, к чему тяготеет ребенок. При участии родителей и их вовлеченности в занятие сына или дочери хобби может очень быстро заменить и вытеснить общение в нездоровом коллективе.
Но самое главное – профилактика подростковой зависимости должна начинаться задолго до вступления ребенка в этот сложный возрастной период. Потому что вредная зависимость способна создать почву для своего появления намного раньше, чем вы будете готовы.
Уважаемые родители! Вредные привычки у подростков не стоит воспринимать как какое-то отклонение. Если та или иная привычка представляют опасность для подростка, либо может серьезно укорениться, приведя к проблемам со здоровьем и даже разрушив жизнь, необходимо срочно вмешаться и постараться направить ребенка на максимально правильный путь. Ведь все люди во всем нашем мире когда-то были подростками, все когда-то делали что-то, о чем в дальнейшем жалели. Так что нужно хотя бы с необходимым пониманием отнестись к возникновению вредных привычек – и постараться способствовать их прекращению. И если подростку требуется помощь – а ведь он наверняка будет стесняться или будет слишком гордым, чтобы напрямую об этом попросить, – то необходимо постараться ее обеспечить. Всем наверняка бы хотелось, чтобы точно так же помогли и вам в свое время. И пусть он оценит это, наверное, только лишь годы спустя, в этом случае главное – это результат, ну а все ведущие к нему пути – совершенно другой вопрос.
«Здоровье – не всё, но без здоровья всё – ничто» когда-то сказал Сократ, эти слова актуальны как никогда в наше время.
Чтобы помочь ребёнку быть здоровым, нужны родительская любовь, желание помочь детям, их разумная требовательность и повседневный здоровый образ жизни как образец для детского подражания. Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!
Здоровья Вам и Вашим детям.