Чем важны части речи

Части речи – что это такое и в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи

Морфологические классы слов.

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Чтобы в языке не было путаницы, все его слова надо было упорядочить. Поэтому было введено такое понятие как часть речи. Это группа «одинаковых» слов, то есть таких, у которых абсолютно одинаковые морфологические признаки: один вопрос, схожее значение, часто похожая роль в предложении.

Самостоятельные и служебные части речи – в чем разница

Все части речи в языках делятся на два типа: самостоятельные и служебные.

«Самостоятельные» – то есть они могут употребляться сами по себе, им не нужно какое-то еще слово. Например, мы можем по отдельности употреблять существительные: дом, машина, совесть; прилагательные: красивый, быстрый, чистый; глаголы: читать, танцевать, грустить.

А вот предлоги сами по себе употребляться не могут. Вы не будете просто так говорить «на», «около», «вдоль» – рядом с ними обязательно будет какое-то другое слово: на колокольню, около пруда, вдоль берега. То же касается частиц (не, же, ли), союзов (и, да, вследствие). Эти части речи – «служебные».

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

У самостоятельных слов есть три признака, которых нет у служебных, вот они:

Сравните со служебными словами:

8 самостоятельных частей речи

Я их перечислю и кратко охарактеризую.

Начнем с имен. Их три:

Есть часть речи, которая употребляется «вместо имени», чтобы постоянно не повторять одни и те же имена. Это местоимение. Оно отвечает на те же вопросы, что и три имени, например: (кто?) я, он, они, (какой?) такой, тот, этот, (сколько?) столько.

Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.

От глагола произошли две другие части речи:

Чтобы сказать, как происходит действие, нужны наречия. Они обозначают признаки, но не предметов, как прилагательные, а именно действий. Поэтому в предложении всегда зависят от глаголов: рисовать (как?) красиво, смотреть (куда?) наверх, гулять (когда?) вечером.

На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.

3 служебные части речи

Предлоги нужны для того, чтобы поставить существительное в какой-то падеж. Например: иду в школу – винительный падеж, иду из школы – родительный.

Вот моя статья про косвенные падежи. Я в ней рассказываю, как легко и быстро их запомнить: как запомнить порядок, вопросы, не путать именительный падеж с винительным. Наслаждайтесь.

Союзы связывают самые разные части речи: читаю и пишу, медленно, но без перерывов, грамотный, а считать не умеет.

Частицы нужны для более тонкой передачи смыслов. Сравните: «Я сказал» – «Я же сказал!» – «Лебедей и уток нет» – «Нет ни лебедей, ни уток».

Слова, которые не являются частями речи

Они как бы вне всей этой классификации. Их три:

Я постепенно постараюсь написать статьи про все эти части речи, поставлю сюда недостающие ссылочки.

Если у вас есть вопросы, пожелания, сомнения в чем-то – не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, я обязательно отвечу.

Источник

Урок русского языка по теме «Части речи все важны!» 3-й класс

Класс: 3

Тип урока: Обобщение полученных знаний.

Цель урока: помочь обучающимся, понять назначение в речи слов для каждого грамматического класса,т.е. довести до сознания обучающихся мысль о том, что все части речи важны в языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.

Задачи:

Оборудование: запись на доске, проектор, компьютер, презентация (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти

2. Проверка домашнего задания.

(Со) скочил …гонь (с) полена, перед печ?кой выжег пол,

(В) ле(з,с) (по) скатерти (на) стол, (по) б…жал (по) стул?ям (с) треском

И (по) пол(с,з) (по) занаве…кам.

(Трое учащихся по-очереди выходят к доске, решают орфографические задачи и определяют части речи. Параллельно 4 ученика выполняют работу по карточкам)

3. Оформление тетради.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

4. Минутка чистописания.

В каких слияниях р обозначает мягкий звук р? (Рри)

Какие ещё гласные также обозначают мягкость согласных звуков?( и, ё, ю, я)

5.Словарная работа.

Запись слова – природа

В словарном слове нужно поставить ударение и подчеркнуть « опасные места».

К какой части речи относится слово природа? (им.сущ.)

6. Постановка учебной задачи.

Вчера 3А закончили изучать тему «Части речи» и поспорили. Слова, какой части речи самые нужные и самые важные. А вы как считаете? ( запишите свой ответ, но не говорите, что написали)

Если мы начали урок с такого вопроса, то о чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить?

7. Знакомство с темой.

(Демонстрируется 4 пейзажа различных времён года слайд презентации)

— Назовите времена года.

-Почему происходит смена времён года?

-А сейчас какое время года?

— Назовите осенние месяцы?

[ о с и н ] – осень

— Выделим в слове ударный слог, объясним орфограммы, посчитаем количество букв и звуков.

А теперь, давайте определим, к какой части речи относится это слово, и образуем от него однокоренное прилагательное.

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…

Словарь С.И. Ожегова «Толковый словарь»

Хлад – то же что и холод, лишенный тепла.

— Как вы поняли смысл этих строчек? Перескажите своими словами.

Учитель: Мы изучаем части речи и не все ещё прошли, другие вы будите изучать в старших классах. Поэтому мы определим, к какой части речи относятся эти слова с галочкой.

Текст записан на доске:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча, ещё бежит за мельницу ручей…

— Понятен ли вам текст? Почему?

— А теперь прочтём этот текст, исключая все глаголы (читает один ученик).

— Получается ли понятный текст?

Учитель:Если убрать в предложении слово, выраженное существительным, то текст будет не понятным. Части речи все нужны! Части речи все важны! (слайд презентации)

8. Составьте предложение из слов.(Желтеть, листья, осень)

Дети записывают: Осенью желтеют листья. (Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы, отмечает части речи и, пытается читать данное предложение, исключая различные части речи).

Учитель:

-Прочитаем без существительного.

-Прочитаем без глагола.

Вывод: Все части речи нужны и важны в русском языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.

Физминутка:

Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.

(Дети выполняют сначала обычные движения, затем имитирующие движения балерины, военного)

9. Работа над развитием речи.

— Осенью часто идут дожди, но они не всегда одинаковы, подберите синонимы к глаголу идет

— Какие слова мы называем синонимы?( близкие по значению)

Дождь идет, моросит, льет, капает, хлещет.

10. Работа по учебнику.

Откроем учебник с 55 упр.143.

Прочитайте стихотворение А.Барто.

— Что делает стихотворение шуточным?

Дождь пошёл и не проходит.

Дождь идёт, хотя не ходит.

-Одно ли значение выражены глаголы этого отрывка. Проверили по словарю.

— Сколько приставок в этих словах? В какой части речи есть приставка?

— Как пишутся приставки со словами? Докажите. ( нельзя поставить слово)

— Кто согласен подними- зелёный кружок.

— Кто не согласен подними- красный кружок.

— Из этих строк уберём им сущ., прочитаем, понятен текст или нет?

— Уберём глаголы. Понятен текст или нет?

11. Обобщение.

Посмотрите, как много частей речи. Две большие группы: самостоятельные, служебные. С некоторыми мы уже познакомились, а с остальными ваше знакомство произойдёт в старших классах. Одно вы должны помнить, если какая-то часть речи исчезнет, то наш язык станет непонятным и некрасивым. Значит, как мы ответим на эти вопросы?

Вывод: Все части речи нужны! Все части речи важны!

12. Домашнее задание.

Дома вы выполните упражнение.144.

Малыши решили списать строчки стихотворения. Вот что получилось.

Тетрадь задачник упр144.

13. Выставление отметок.

14. Рефлексия.

— Осенью бывает самое красивое явление – это листопад, листья окрашиваются, в разные цвета.

Берём лист зелёный – вам было интересно.

Красный – вам ничего непонятно.

Наше дерево – зелёное. В каком месяце оно бывает таким?

Источник

Части речи в русском языке

Части речи в рус­ском язы­ке — это клас­сы, по кото­рым рас­пре­де­ля­ют­ся сло­ва в соот­вет­ствии с их общим зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми свойствами.

Общее значение слов одной части речи

У каж­до­го сло­ва име­ет­ся лек­си­че­ское зна­че­ние, кото­рое явля­ет­ся его инди­ви­ду­аль­ным опо­зна­ва­тель­ным свой­ством сре­ди дру­гих слов рус­ско­го язы­ка, например:

Кроме лек­си­че­ско­го зна­че­ния, каж­дое сло­во обла­да­ет набо­ром опре­де­лен­ных грам­ма­ти­че­ским свойств, отвле­чен­ных от кон­крет­ной семан­ти­ки лек­се­мы. Например, сло­ва «бежать», «бро­сить­ся», «нестись», «лететь» обо­зна­ча­ют пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, сло­ва «ска­зать», «гово­рить», «выска­зать­ся» — про­цесс речи; сло­ва «сер­дить­ся», «радо­вать­ся», «сочув­ство­вать» — состо­я­ние. Всех их объ­еди­ня­ет общее зна­че­ние дей­ствия или состо­я­ния.

Слова «наив­ный», «сме­лый», «застен­чи­вый» обо­зна­ча­ют пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства чело­ве­ка; «ноч­ной», «вечер­ний», предут­рен­ний» — вре­мен­ные отно­ше­ния, «верх­ний», «ниж­ний» — про­стран­ствен­ные отно­ше­ния. Наряду с этим все ука­зан­ные лек­се­мы име­ют нечто общее, объ­еди­ня­ю­щее их: они обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та.

Слова «быст­ро» (отве­тить как? быст­ро), «гром­ко» (спеть как? гром­ко), «весе­ло» (пры­гать как? весе­ло) обо­зна­ча­ют образ действия.

В соот­вет­ствии с этой спо­соб­но­стью лек­сем обо­зна­чать что-то общее, а так­же сооб­раз­но с их грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми и син­так­си­че­ской ролью все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Что такое части речи?

Каждая часть речи харак­те­ри­зу­ет­ся общ­но­стью зна­че­ния и харак­тер­ным набо­ром грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков. Тип обще­го зна­че­ния поз­во­ля­ет выде­лить само­сто­я­тель­ные, или зна­ме­на­тель­ные, части речи и слу­жеб­ные, а так­же ука­зать осо­бую часть речи междометие.

Таблица с примерами

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Посмотреть таб­ли­цу «Части речи в рус­ском язы­ке» с при­ме­ра­ми для 2, 3, 4, 5, 6, 7 клас­сов мож­но здесь ( ссыл­ка откро­ет­ся в новой вклад­ке ).

Самостоятельные части речи

Имя существительное

Например:

Имена суще­стви­тель­ные име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию одушевленности/неодушевленности и ряд мор­фо­ло­ги­че­ских признаков.

Существительные изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам, что назы­ва­ет­ся скло­не­ни­ем, и име­ют кате­го­рию рода:

В зави­си­мо­сти от кате­го­рии рода суще­стви­тель­ные отно­сят­ся к опре­де­лен­но­му типу скло­не­ния. Склонение явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком суще­стви­тель­но­го.

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи чаще все­го высту­па­ют в роли под­ле­жа­ще­го и допол­не­ния. Существительные могут выпол­нять син­так­си­че­скую роль опре­де­ле­ния, обсто­я­тель­ства и быть в соста­ве имен­но­го ска­зу­е­мо­го.

Имя прилагательное

По лексико-грамматическому зна­че­нию име­на при­ла­га­тель­ные делят­ся на разряды:

Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния:

Прилагательные изме­ня­ют­ся по паде­жам, родам и числам:

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные высту­па­ют в роли опре­де­ле­ния, согла­су­ясь с опре­де­ля­е­мым сло­вом в роде, чис­ле и паде­же, а так­же могут упо­треб­лять­ся в роли ска­зу­е­мо­го.

Числительное

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем различают:

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Местоимение

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Глагол

Грамматические при­зна­ки гла­го­ла выра­жа­ют­ся с помо­щью кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица, например:

Категории вида, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица состав­ля­ют спе­ци­фи­ку гла­го­ла как само­сто­я­тель­ной части речи. Каждая гла­голь­ная фор­ма обла­да­ет эти­ми грам­ма­ти­че­ски­ми при­зна­ка­ми или их частью. Например, началь­ная фор­ма гла­го­ла, инфи­ни­тив, не име­ет грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица, рода и числа:

Глагол име­ет так­же непо­сто­ян­ные кате­го­рии чис­ла и рода, но они неспе­ци­фич­ны для гла­го­ла, так как свой­ствен­ны мно­гим частям речи.

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Оригинал изоб­ра­же­ния: drofa-ventana.ru

Глагол выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го в предложении.

Причастие

Различают виды причастий:

1. дей­стви­тель­ные, если при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый сам выпол­ня­ет действие:

2. стра­да­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие извне:

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Признаки при­ла­га­тель­но­го у причастий:

В пред­ло­же­нии при­ча­стие и при­част­ный обо­рот явля­ют­ся определениями.

Деепричастие

Деепричастие — осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет доба­воч­ное дей­ствие по отно­ше­нию к основ­но­му дей­ствию, выра­жен­но­му глаголом-сказуемым и отве­ча­ет на вопро­сы что делая? что сде­лав? (отве­чая, сбежав).

Деепричастие име­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла (вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность) и наре­чия (неиз­ме­ня­е­мая форма).

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Наречие

Наречие — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия (слу­шать вни­ма­тель­но), дру­го­го при­зна­ка (крайне невни­ма­тель­ный) или при­знак пред­ме­та (паль­то на вырост) и отве­ча­ет на вопро­сы как? где? куда? отку­да? поче­му? сколь­ко? зачем?

Различают зна­ме­на­тель­ные (быст­ро, пол­но­стью, впе­ре­вал­ку) и место­имен­ные наре­чия (зачем, отку­да, здесь, там, почему-то).

Основным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком наре­чия явля­ет­ся его неиз­ме­ня­е­мость. Качественно-определительное наре­чие может обра­зо­вать сте­пе­ни сравнения:

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

В пред­ло­же­нии сло­ва этой части речи высту­па­ют в роли обсто­я­тельств, опре­де­ле­ний, части имен­но­го сказуемого.

Категория состояния

Мне надо решить это вопрос сегодня.

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же безлично-предикативными словами.

Служебные части речи

Служебные сло­ва не явля­ют­ся наиме­но­ва­ни­я­ми пред­ме­тов, их качеств и свойств, дей­ствий или состо­я­ний, поэто­му их назы­ва­ют незна­ме­на­тель­ны­ми. Они слу­жат для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду явле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми дей­стви­тель­но­сти, назван­ны­ми зна­ме­на­тель­ны­ми сло­ва­ми, и упо­треб­ля­ют­ся толь­ко вме­сте с ними.

К слу­жеб­ным частям речи относятся:

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Все слу­жеб­ные сло­ва не изме­ня­ют­ся, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. К ним нель­зя задать син­так­си­че­ский вопрос. Они исполь­зу­ют­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии как формально-грамматические средства.

Предлог

Например:

По про­ис­хож­де­нию пред­ло­ги раз­ли­ча­ют пер­во­об­раз­ные, непро­из­вод­ные, и производные:

Над лесом и полем зали­ва­ет­ся голо­си­стый жаворонок.

Союз в отли­чие от пред­ло­га и части­цы исполь­зу­ет­ся толь­ко в син­так­си­се рус­ско­го язы­ка как свя­зу­ю­щее зве­но меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и сами­ми предложениями.

Но вот при­хо­дит вре­мя, и на усадь­бе зацве­та­ют огром­ные древ­ние липы (С. Гейченко)

Бытует пове­рье, что аисты при­но­сят сча­стье (В. Алешко).

Частица

По зна­че­нию и роли в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют модаль­ные части­цы, при­да­ю­щие раз­лич­ные оттенки:

Укажем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие частицы:

Междометие

— Ой-ой-ой! — ужас­нул­ся Павлик.- Семьсот мет­ров! Неужели море замер­за­ет на такую глу­би­ну? (Адамов Г. Б.)

Эта часть речи нахо­дит­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка, не явля­ясь ни зна­ме­на­тель­ной, ни служебной.

Междометия суще­ству­ют непро­из­вод­ные и производные:

Видеоурок

Источник

«Части речи все нужны! Части речи все важны!»

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК Гармония. Тема: Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Содержимое разработки

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Брусникина В.В.

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи

(«Части речи все нужны!» Части речи все важны!»)

Развитие умения учащихся работать с учебником.

Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка.

Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.

Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.

Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения.

— Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.

Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи.

Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании слов разных частей речи, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями.

— Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи.

— Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Части речи, самостоятельные и служебные части речи, существительное, прилагательное, глагол.

Русский язык, литературное чтение

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 1ч.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.1

Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре

Источник

Самостоятельные и служебные части речи

Чем важны части речи. Смотреть фото Чем важны части речи. Смотреть картинку Чем важны части речи. Картинка про Чем важны части речи. Фото Чем важны части речи

Понятие части речи

Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяют слова по значениям и грамматическими свойствам.

Чтобы узнать к какой части речи относится слово, нужно определить:

семантическое или общее грамматическое значение (что называет слово);

морфологический признак (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени)

какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.

В русском языке 10 частей речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия.

Части речи можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.

Сейчас узнаем, какие части речи самостоятельные, а какие служебные.

Самостоятельные части речи

Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.

В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие.

К самостоятельным частям речи относятся:

Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы: кто? что?

Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы: какой? чей?

Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы: сколько? который?

количественные: (сколько?) один, миллион;

собирательные: (сколько?) оба, пятеро;

порядковые: (который?) первый, десятый.

Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.

личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;

притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;

относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;

отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;

определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;

указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.

Глагол — обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?

деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?

Наречие — обозначает признак действия (слушать внимательно), признак другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто навырост) и отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?

Категория состояния — обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко).

Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос и обладает определенным грамматическим значением. Покажем это в таблице самостоятельных частей речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *