Чем важны части речи
Части речи – что это такое и в чем разница между самостоятельными и служебными частями речи
Морфологические классы слов.
Чтобы в языке не было путаницы, все его слова надо было упорядочить. Поэтому было введено такое понятие как часть речи. Это группа «одинаковых» слов, то есть таких, у которых абсолютно одинаковые морфологические признаки: один вопрос, схожее значение, часто похожая роль в предложении.
Самостоятельные и служебные части речи – в чем разница
Все части речи в языках делятся на два типа: самостоятельные и служебные.
«Самостоятельные» – то есть они могут употребляться сами по себе, им не нужно какое-то еще слово. Например, мы можем по отдельности употреблять существительные: дом, машина, совесть; прилагательные: красивый, быстрый, чистый; глаголы: читать, танцевать, грустить.
А вот предлоги сами по себе употребляться не могут. Вы не будете просто так говорить «на», «около», «вдоль» – рядом с ними обязательно будет какое-то другое слово: на колокольню, около пруда, вдоль берега. То же касается частиц (не, же, ли), союзов (и, да, вследствие). Эти части речи – «служебные».
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
У самостоятельных слов есть три признака, которых нет у служебных, вот они:
Сравните со служебными словами:
8 самостоятельных частей речи
Я их перечислю и кратко охарактеризую.
Начнем с имен. Их три:
Есть часть речи, которая употребляется «вместо имени», чтобы постоянно не повторять одни и те же имена. Это местоимение. Оно отвечает на те же вопросы, что и три имени, например: (кто?) я, он, они, (какой?) такой, тот, этот, (сколько?) столько.
Чтобы назвать действия, которые выполняют предметы, или которые выполняются сами по себе, нужны глаголы. Они отвечают на два основных вопроса: (что делать?) писать, редактировать, учить, хихикать; (что сделать?) написать, отредактировать, выучить, похихикать. Недавно я опубликовал несколько статей про вид, времена, наклонения глагола, а также про инфинитив – его неопределенную форму. Читайте.
От глагола произошли две другие части речи:
Чтобы сказать, как происходит действие, нужны наречия. Они обозначают признаки, но не предметов, как прилагательные, а именно действий. Поэтому в предложении всегда зависят от глаголов: рисовать (как?) красиво, смотреть (куда?) наверх, гулять (когда?) вечером.
На наречие похожа еще одна часть речи – категория состояния. Это, по сути, наречие, но в таком предложении, где нет подлежащего (то есть в безличном): «Холодно. Одиноко. Грустно» – вроде бы наречие, отвечает на вопрос «как?», но глагола рядом нет. Поэтому обозначает не признак действия, а состояние природы или человека.
3 служебные части речи
Предлоги нужны для того, чтобы поставить существительное в какой-то падеж. Например: иду в школу – винительный падеж, иду из школы – родительный.
Вот моя статья про косвенные падежи. Я в ней рассказываю, как легко и быстро их запомнить: как запомнить порядок, вопросы, не путать именительный падеж с винительным. Наслаждайтесь.
Союзы связывают самые разные части речи: читаю и пишу, медленно, но без перерывов, грамотный, а считать не умеет.
Частицы нужны для более тонкой передачи смыслов. Сравните: «Я сказал» – «Я же сказал!» – «Лебедей и уток нет» – «Нет ни лебедей, ни уток».
Слова, которые не являются частями речи
Они как бы вне всей этой классификации. Их три:
Я постепенно постараюсь написать статьи про все эти части речи, поставлю сюда недостающие ссылочки.
Если у вас есть вопросы, пожелания, сомнения в чем-то – не стесняйтесь, спрашивайте в комментариях, я обязательно отвечу.
Урок русского языка по теме «Части речи все важны!» 3-й класс
Класс: 3
Тип урока: Обобщение полученных знаний.
Цель урока: помочь обучающимся, понять назначение в речи слов для каждого грамматического класса,т.е. довести до сознания обучающихся мысль о том, что все части речи важны в языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.
Задачи:
Оборудование: запись на доске, проектор, компьютер, презентация (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие детей.
Будем отвечать активно
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти
2. Проверка домашнего задания.
(Со) скочил …гонь (с) полена, перед печ?кой выжег пол,
(В) ле(з,с) (по) скатерти (на) стол, (по) б…жал (по) стул?ям (с) треском
И (по) пол(с,з) (по) занаве…кам.
(Трое учащихся по-очереди выходят к доске, решают орфографические задачи и определяют части речи. Параллельно 4 ученика выполняют работу по карточкам)
3. Оформление тетради.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
4. Минутка чистописания.
В каких слияниях р обозначает мягкий звук р? (Рри)
Какие ещё гласные также обозначают мягкость согласных звуков?( и, ё, ю, я)
5.Словарная работа.
Запись слова – природа
В словарном слове нужно поставить ударение и подчеркнуть « опасные места».
К какой части речи относится слово природа? (им.сущ.)
6. Постановка учебной задачи.
Вчера 3А закончили изучать тему «Части речи» и поспорили. Слова, какой части речи самые нужные и самые важные. А вы как считаете? ( запишите свой ответ, но не говорите, что написали)
Если мы начали урок с такого вопроса, то о чём, по вашему мнению, мы будем сегодня говорить?
7. Знакомство с темой.
(Демонстрируется 4 пейзажа различных времён года слайд презентации)
— Назовите времена года.
-Почему происходит смена времён года?
-А сейчас какое время года?
— Назовите осенние месяцы?
[ о с и н ] – осень
— Выделим в слове ударный слог, объясним орфограммы, посчитаем количество букв и звуков.
А теперь, давайте определим, к какой части речи относится это слово, и образуем от него однокоренное прилагательное.
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей…
Словарь С.И. Ожегова «Толковый словарь»
Хлад – то же что и холод, лишенный тепла.
— Как вы поняли смысл этих строчек? Перескажите своими словами.
Учитель: Мы изучаем части речи и не все ещё прошли, другие вы будите изучать в старших классах. Поэтому мы определим, к какой части речи относятся эти слова с галочкой.
Текст записан на доске:
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, ещё бежит за мельницу ручей…
— Понятен ли вам текст? Почему?
— А теперь прочтём этот текст, исключая все глаголы (читает один ученик).
— Получается ли понятный текст?
Учитель:Если убрать в предложении слово, выраженное существительным, то текст будет не понятным. Части речи все нужны! Части речи все важны! (слайд презентации)
8. Составьте предложение из слов.(Желтеть, листья, осень)
Дети записывают: Осенью желтеют листья. (Один ученик работает у доски, объясняет орфограммы, отмечает части речи и, пытается читать данное предложение, исключая различные части речи).
Учитель:
-Прочитаем без существительного.
-Прочитаем без глагола.
Вывод: Все части речи нужны и важны в русском языке, так как каждая часть речи выполняет свою работу.
Физминутка:
Падают, падают листья. В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
(Дети выполняют сначала обычные движения, затем имитирующие движения балерины, военного)
9. Работа над развитием речи.
— Осенью часто идут дожди, но они не всегда одинаковы, подберите синонимы к глаголу идет
— Какие слова мы называем синонимы?( близкие по значению)
Дождь идет, моросит, льет, капает, хлещет.
10. Работа по учебнику.
Откроем учебник с 55 упр.143.
Прочитайте стихотворение А.Барто.
— Что делает стихотворение шуточным?
Дождь пошёл и не проходит.
Дождь идёт, хотя не ходит.
-Одно ли значение выражены глаголы этого отрывка. Проверили по словарю.
— Сколько приставок в этих словах? В какой части речи есть приставка?
— Как пишутся приставки со словами? Докажите. ( нельзя поставить слово)
— Кто согласен подними- зелёный кружок.
— Кто не согласен подними- красный кружок.
— Из этих строк уберём им сущ., прочитаем, понятен текст или нет?
— Уберём глаголы. Понятен текст или нет?
11. Обобщение.
Посмотрите, как много частей речи. Две большие группы: самостоятельные, служебные. С некоторыми мы уже познакомились, а с остальными ваше знакомство произойдёт в старших классах. Одно вы должны помнить, если какая-то часть речи исчезнет, то наш язык станет непонятным и некрасивым. Значит, как мы ответим на эти вопросы?
Вывод: Все части речи нужны! Все части речи важны!
12. Домашнее задание.
Дома вы выполните упражнение.144.
Малыши решили списать строчки стихотворения. Вот что получилось.
Тетрадь задачник упр144.
13. Выставление отметок.
14. Рефлексия.
— Осенью бывает самое красивое явление – это листопад, листья окрашиваются, в разные цвета.
Берём лист зелёный – вам было интересно.
Красный – вам ничего непонятно.
Наше дерево – зелёное. В каком месяце оно бывает таким?
Части речи в русском языке
Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяются слова в соответствии с их общим значением и грамматическими свойствами.
Общее значение слов одной части речи
У каждого слова имеется лексическое значение, которое является его индивидуальным опознавательным свойством среди других слов русского языка, например:
Кроме лексического значения, каждое слово обладает набором определенных грамматическим свойств, отвлеченных от конкретной семантики лексемы. Например, слова «бежать», «броситься», «нестись», «лететь» обозначают перемещение в пространстве, слова «сказать», «говорить», «высказаться» — процесс речи; слова «сердиться», «радоваться», «сочувствовать» — состояние. Всех их объединяет общее значение действия или состояния.
Слова «наивный», «смелый», «застенчивый» обозначают психологические свойства человека; «ночной», «вечерний», предутренний» — временные отношения, «верхний», «нижний» — пространственные отношения. Наряду с этим все указанные лексемы имеют нечто общее, объединяющее их: они обозначают признак предмета.
Слова «быстро» (ответить как? быстро), «громко» (спеть как? громко), «весело» (прыгать как? весело) обозначают образ действия.
В соответствии с этой способностью лексем обозначать что-то общее, а также сообразно с их грамматическими признаками и синтаксической ролью все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Что такое части речи?
Каждая часть речи характеризуется общностью значения и характерным набором грамматических признаков. Тип общего значения позволяет выделить самостоятельные, или знаменательные, части речи и служебные, а также указать особую часть речи междометие.
Таблица с примерами
Посмотреть таблицу «Части речи в русском языке» с примерами для 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов можно здесь ( ссылка откроется в новой вкладке ).
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Например:
Имена существительные имеют грамматическую категорию одушевленности/неодушевленности и ряд морфологических признаков.
Существительные изменяются по падежам и числам, что называется склонением, и имеют категорию рода:
В зависимости от категории рода существительные относятся к определенному типу склонения. Склонение является постоянным грамматическим признаком существительного.
В предложении слова этой части речи чаще всего выступают в роли подлежащего и дополнения. Существительные могут выполнять синтаксическую роль определения, обстоятельства и быть в составе именного сказуемого.
Имя прилагательное
По лексико-грамматическому значению имена прилагательные делятся на разряды:
Качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения:
Прилагательные изменяются по падежам, родам и числам:
В предложении прилагательные выступают в роли определения, согласуясь с определяемым словом в роде, числе и падеже, а также могут употребляться в роли сказуемого.
Числительное
В соответствии со значением различают:
Местоимение
Глагол
Грамматические признаки глагола выражаются с помощью категорий вида, залога, наклонения, времени и лица, например:
Категории вида, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как самостоятельной части речи. Каждая глагольная форма обладает этими грамматическими признаками или их частью. Например, начальная форма глагола, инфинитив, не имеет грамматических признаков залога, наклонения, времени, лица, рода и числа:
Глагол имеет также непостоянные категории числа и рода, но они неспецифичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.
Оригинал изображения: drofa-ventana.ru
Глагол выполняет роль сказуемого в предложении.
Причастие
Различают виды причастий:
1. действительные, если причастия обозначают признак предмета, который сам выполняет действие:
2. страдательные, обозначающие признак предмета, на который направлено действие извне:
Признаки прилагательного у причастий:
В предложении причастие и причастный оборот являются определениями.
Деепричастие
Деепричастие — особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы что делая? что сделав? (отвечая, сбежав).
Деепричастие имеет грамматические признаки глагола (вид, переходность, возвратность) и наречия (неизменяемая форма).
Наречие
Наречие — это часть речи, которая обозначает признак действия (слушать внимательно), другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто на вырост) и отвечает на вопросы как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?
Различают знаменательные (быстро, полностью, вперевалку) и местоименные наречия (зачем, откуда, здесь, там, почему-то).
Основным грамматическим признаком наречия является его неизменяемость. Качественно-определительное наречие может образовать степени сравнения:
В предложении слова этой части речи выступают в роли обстоятельств, определений, части именного сказуемого.
Категория состояния
Мне надо решить это вопрос сегодня.
Слова категории состояния называют также безлично-предикативными словами.
Служебные части речи
Служебные слова не являются наименованиями предметов, их качеств и свойств, действий или состояний, поэтому их называют незнаменательными. Они служат для выражения отношений между явлениями и объектами действительности, названными знаменательными словами, и употребляются только вместе с ними.
К служебным частям речи относятся:
Все служебные слова не изменяются, не являются членами предложения. К ним нельзя задать синтаксический вопрос. Они используются в словосочетании и предложении как формально-грамматические средства.
Предлог
Например:
По происхождению предлоги различают первообразные, непроизводные, и производные:
Над лесом и полем заливается голосистый жаворонок.
Союз в отличие от предлога и частицы используется только в синтаксисе русского языка как связующее звено между членами предложения и самими предложениями.
Но вот приходит время, и на усадьбе зацветают огромные древние липы (С. Гейченко)
Бытует поверье, что аисты приносят счастье (В. Алешко).
Частица
По значению и роли в предложении различают модальные частицы, придающие различные оттенки:
Укажем формообразующие частицы:
Междометие
— Ой-ой-ой! — ужаснулся Павлик.- Семьсот метров! Неужели море замерзает на такую глубину? (Адамов Г. Б.)
Эта часть речи находится особняком в системе частей речи русского языка, не являясь ни знаменательной, ни служебной.
Междометия существуют непроизводные и производные:
Видеоурок
«Части речи все нужны! Части речи все важны!»
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК Гармония. Тема: Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи («Части речи все нужны! Части речи все важны!»
Содержимое разработки
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе ОС «Гармония», учитель Брусникина В.В.
Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи
(«Части речи все нужны!» Части речи все важны!»)
Развитие умения учащихся работать с учебником.
— Личностные УУД: Представление о богатых возможностях русского языка, о сознательном отношении к качеству своей речи, о способах предупреждения её недостатков. Становление коммуникативного мотива изучения русского языка.
— Регулятивные УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия. Действовать по намеченному плану, по известной памятке; выполнять учебные действия в речевой и умственной форме; использовать при выполнении действий известные модели. Осуществлять действия контроля и оценки применительно к «чужому продукту»; контролировать выполнение и результат своих действий.
— Коммуникативные УУД: Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
— Познавательные УУД: Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения.
— Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдая правила речевого поведения; говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников.
— Пользоваться освоенными признаками для определения части речи; выявлять принадлежность слова к той или иной части речи, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, понимать смысл разграничения, назначение и особенности употребления слов разных частей речи.
— Соблюдать освоенные нормы культуры речи при использовании слов разных частей речи, правила написания предлогов с другими словами, в том числе с местоимениями.
— Строить устные деловые сообщения, опираясь на различные (схематичные, табличные, словесные) средства помощи.
— Использовать все приобретённые орфографические умения в процессе письма.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).
Части речи, самостоятельные и служебные части речи, существительное, прилагательное, глагол.
Русский язык, литературное чтение
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» 3 класс, 1ч.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь-задачник ч.1
Фронтальная работа, индивидуальная работа, в паре
Самостоятельные и служебные части речи
Понятие части речи
Части речи в русском языке — это классы, по которым распределяют слова по значениям и грамматическими свойствам.
Чтобы узнать к какой части речи относится слово, нужно определить:
семантическое или общее грамматическое значение (что называет слово);
морфологический признак (грамматические значения рода, склонения, числа, падежа, лица, наклонения, времени)
какую синтаксическую роль выполняет слово в предложении.
В русском языке 10 частей речи: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия.
Части речи можно разделить на самостоятельные, служебные и междометия.
Сейчас узнаем, какие части речи самостоятельные, а какие служебные.
Самостоятельные части речи
Самостоятельные части речи — это слова, которые являются членами предложения и имеют лексическое значение: называют предметы, признаки, действия, количество.
В предложении самостоятельные части речи выполняют определенную синтаксическую роль: подлежащее, сказуемое, дополнение и другие.
К самостоятельным частям речи относятся:
Имя существительное — обозначает предмет, лицо, явление, понятие и отвечают на вопросы: кто? что?
Имя прилагательное — обозначает признак, свойство или принадлежность признака предмету и отвечает на вопросы: какой? чей?
Имя числительное — обозначает количество или порядок при счете предметов и отвечает на вопросы: сколько? который?
количественные: (сколько?) один, миллион;
собирательные: (сколько?) оба, пятеро;
порядковые: (который?) первый, десятый.
Местоимение — указывает на лицо, признак или количество, конкретно не обозначая их.
личные: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они;
притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;
относительные/вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько;
отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько;
определительные: сам, самый, любой, иной,каждый, целый, весь, другой;
указательные: этот, тот, таков, такой, тот-то, такой-то, столько, столько-то.
Глагол — обозначает действие или состояние предмета как процесс и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
причастие — обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию или состоянию и отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? какой? какая? какое?
деепричастие — обозначает добавочное действие по отношению к основному действию, выраженному глаголом-сказуемым и отвечает на вопросы: что делая? что сделав?
Наречие — обозначает признак действия (слушать внимательно), признак другого признака (крайне невнимательный) или признак предмета (пальто навырост) и отвечает на вопросы: как? где? куда? откуда? почему? сколько? зачем?
Категория состояния — обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды (холодно, жарко).
Слово каждой самостоятельной части речи отвечает на определенный вопрос и обладает определенным грамматическим значением. Покажем это в таблице самостоятельных частей речи.