Чем важны географические карты
Статья «Роль географической карты в обучении географии
Реферат по дисциплине:
«Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии»
Роль географической карты в обучении географии
Озонова Евгения Борисовна
Роль географической карты в обучении географии 3
Особенности школьных карт 6
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
«Упор на карту» – это положение выдвинул известный русский географ Николай Николаевич Баранский ещё в предвоенные годы. Это положение остаётся актуальным и для современного преподавания школьной географии. Современному учителю очень трудно из огромного потока разнообразной информации выбрать самое важное, наиболее интересное и доступное для восприятия. Это относится и к умению читать карту и «снимать» с неё необходимую информацию. Понятие «чтение карт» приобрело новый смысл в связи с внедрением компьютерных технологий в различные области знаний, в том числе и в географию. Однако до сих пор карта на бумажном носителе остаётся одной из основных для школьной географии. В преподавании географии в школе карты имеют не меньшее значение, чем учебники. Это одна из отличительных черт данного школьного предмета от других дисциплин школьной программы. Карты наглядно иллюстрируют содержание учебника, создавая у учащихся пространственное представление об изучаемой территории. Изучение карты – интереснейшее занятие. К. Паустовский писал, что «изучение незнакомого края всегда начинается с карты… По карте можно странствовать так же, как по земле». Даже если человек в дальнейшей жизни не будет связан с географией, карта поможет ему почувствовать свою причастность к огромному миру, даст возможность ощутить счастье познания пространства.
Роль географической карты в обучении географии
В учебном процессе карта выполняет разнообразные образовательные функции.
1. Карта служит главным средством наглядности в географии. На ней можно обозреть сразу огромные пространства земной поверхности и весь земной шар. Особое значение этого факта становится понятным, если учесть, что даже на ровной и открытой местности обозреваемый горизонт имеет радиус 5 км, что составляет примерно одну семимиллионную часть земной поверхности. Зрительный образ недоступного для непосредственного обозрения пространства, создаваемый с помощью карты, служит основой для формирования представлений о нем.
2. Главная функция карты — отражение сведений о размещении предметов на земной поверхности. В этом отношении она служит особым незаменимым средством познания, так как никакие другие средства — ни слово, ни картина, ни даже личное знакомство с местностью — не дают ясных и точных представлений о размещении предметов в пространстве, о направлениях, очертаниях и сочетаниях. Такие знания необходимы людям почти во всех сферах человеческой деятельности — вот почему карта приобрела важное значение в жизни людей. Особенно важна карта в географии. «Являясь отправным пунктом всякого географического исследования, сопровождая его во всех стадиях работы, карта вместе с тем есть и конечный его итог. Ее с полным правом можно назвать альфой и омегой географии»,— такими словами оценивает роль карты в научной географии академик-географ Л. С. Берг. Как же используется в школе эта основная функция карты?
Уже простое зрительное обозрение карты дает известное представление о размещении предметов. Так, по карте можно «на глаз» оценить формы, взаимное расположение и размеры площадей, расстояния между изображенными на ней географическими объектами. Учителя широко используют карту для этих целей, например приучают учеников на основе простого рассмотрения ее отвечать на вопросы о географическом положении, относительных размерах объектов, расстояниях между предметами и т. п.
3. Карта отражает языком условных символов не только размещение, но и характеристику самих изображенных на ней предметов, не только состояние, но и движение, развитие и изменение их. Пример — исторические, некоторые экономические и другие специальные карты.
Возможности карты в указанном отношении значительно увеличиваются при сопоставлении предметов друг с другом и установлении пространственных связей и взаимодействия между ними. В этом случае можно делать заключения даже о таких свойствах предметов, которые на карте не отражены, но обусловлены тем, что на карте показано. Например, определяя по карте географическое положение, ученик может достаточно обоснованно характеризовать климат страны, ее растительность. Сопоставляя эти данные с изображением на карте рельефа и гидрографии может делать заключения о водном режиме рек, характере почв, возможно, даже об особенностях хозяйственной деятельности людей в данной природной обстановке и т. п. Однако из приведенного примера нельзя делать вывод, что карта сама говорит обо всех свойствах предметов. Она раскрывает свое богатое содержание лишь тому, кто имеет знания и картографические и географические и умеет ими пользоваться, т. е. умеет читать карту. Сама же карта, при умелом ее чтении, выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития школьников. Чтение карты развивает способности учащихся к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.
4. Карта в процессе обучения географии выполняет очень важную психолого-педагогическую роль — способствует упорядочению знаний, облегчает их усвоение и запоминание.
Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т. п. При хорошем знании карты запас географических знаний будет все время увеличиваться, наращиваясь на приобретенную ранее пространственную основу. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, работа с немыми картами и др.
Работа с картами способствует развитию воображения, памяти, логического мышления и речи учеников, умений анализировать, сравнивать, сопоставлять и делать заключения. Она является самым доступным и очень действенным средством активизации обучения в смысле развития самостоятельности учеников, возбуждения у них интереса к предмету и установления связей школьной географии с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Например, с картами могут проводиться разнообразные по содержанию и форме фронтальные и индивидуальные практические работы на любых уроках географии, решаться всевозможные задачи, связанные с изучением и хозяйственным освоением территории, прилегающей к школе, принадлежащей родному колхозу, промышленному предприятию.
Учебные политические, экономические карты — важное средство идейно-политического воспитания учащихся. Они дают возможность наглядно показать успешное решение задач построения коммунизма в нашей стране, новый тип географического разделения труда между социалистическими странами, успехи национально-освободительной борьбы народов и крах колониальной системы империализма и т. д.
Таким образом, перед нами вырисовывается очень важное значение карты в преподавании географии. Его трудно переоценить. Крылатая формула «без карты нет географии» заключает глубокий смысл.
Как сама географическая наука не может существовать без карты, так и обучение географии без нее невозможно. Но из этого вытекает еще одно положение: нельзя рассчитывать на улучшение преподавания географии без серьезного внимания к вопросам картографической культуры. Последняя же определяется не столько качеством и количеством карт и других картографических пособий, какими обеспечивается школа, сколько уровнем использования карты в обучении, общей постановкой работы с картой в школе.
Особенности школьных карт
Четкость, выразительность и привлекательность являются важными свойствами всех школьных карт. Большое значение в этом отношении имеет фоновая раскраска, которая широко применяется для передачи качественных и количественных характеристик территорий и вместе с тем служит существенным оформительским фактором для усиления выразительности и привлекательности карты в целом.
Специфика школьных карт в первую очередь заключается в том, что они обязательно должны быть тщательно согласованы с программой курса географии, истории и др. школьных дисциплин, в которых карты используются.
Школьные карты должны иметь минимальную необходимую нагрузку. Это обусловлено тем, что чрезмерное заполнение карт подробностями может затруднить обозрение изучаемой территории, выявление на картах нужных объектов. И при этом чем младше возраст учащихся, тем карта проще и обобщеннее по содержанию, меньше ее нагрузка.
Наглядность — важнейшая особенность школьных карт , которая позволяет учащимся легко ассоциировать данные на этих картах обозначения с соответствующими объектами в натуре и получать о них образные представления.
Здесь следует выделить изображения с повышенной наглядностью. Это прежде всего обозначения, рисунок которых сохраняет масштабное подобие с соответствующим объектом натуры. Таковы на картах изображения очертаний морей, озер, островов, контуров лесов, болот и других природных ареалов.
Элементы математической основы школьных карт
Масштаб Важнейшим элементом математической основы школьных карт, как и карт вообще, является их масштаб.
Картографическая проекция важный элемент математической основы школьных карт. Чтобы облегчить учащимся пользование картами, их математической основой, целесообразно школьные карты давать в одной или нескольких проекциях.
Карта в обучении географии выполняет еще очень важную задачу — она служит основным критерием географичности изучаемых явлений.
Школьные карты в учебной литературе отражают природную и социально-экономическую тематику.
Они дают возможность наглядно показать рельеф, природные зоны, климат, размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий, объектов культуры и т. д.
Карта является самым доступным средством активизации обучения учащихся, развития у них самостоятельности, интереса и творческого отношения к предмету географии.
Выделяют три основные цели (задачи) , которые достигаются в процессе изучения карты и работы с ней: научить понимать, читать и знать карту.
Понимать карту — это значит усвоить основные свойства карты (и других картографических произведений), особенности различных видов карт, их условные обозначения, приемы пользования.
Для грамотного применения таких источников информации, какими являются современные карты следует, прежде всего достаточно хорошо их понимать, иметь для этого определенный запас специальных картографических знаний и умений, пользоваться полученными знаниями. Работа по усвоению таких знаний и умений начинается еще в начальной школе и затем продолжается на всем протяжении обучения географии.
Читать карту — значит уметь выяснять географическую действительность по ее картографическому изображению, иначе говоря, уметь по сочетанию условных знаков выявлять размещение и взаимосвязи явлений природы и человеческой деятельности.
Чтение карты — это умение, которое приобретается в результате упражнений.
Глубина чтения карты может быть различной в зависимости от подготовленности учащихся и особенностей самой карты.
Знать карту — это значит четко представлять по памяти взаимное расположение, относительные размеры, форму и собственные названия объектов, изучаемых в курсах географии. Обучение знанию карты обычно называют изучением географической номенклатуры.
При любом использовании нужно прежде всего понимать карту, ее язык и возможности. Отсюда вытекает особая специфическая значимость в школьной географии картографических знаний и умений.
В качестве объекта она обладает рядом свойств:
— геодезической основой (полюса, меридианы, экватор, параллели, градусная сетка, тропики, полярные круги и др.);
— математической основой (именованный, численный или линейный масштаб);
— набором условных знаков и цветов (в зависимости от вида и назначения карты).
Карта также является средством наглядности и источником получения знаний.
Работа с картой развивает пространственное воображение и зрительную память.
По способу использования :
2. Настольные (в том числе и атласы для школьников)
По охвату территории:
1. Карта мира и полушарий
2. Карты материков и океанов
3. Карты государств и регионов
4. Топографические карты (города, местности…)
Школьные географические атласы — это важнейшие картографические пособия для всесторонней самостоятельной работы учащихся во время занятий в школе и дома.
В настоящее время все школьные курсы географии обеспечены стабильными географическими атласами, которые наряду с учебниками являются обязательными пособиями по соответствующим темам географии. Кроме школьных атласов, издаются атласы, предназначенные для внеклассной работы по географии (например, Учебный атлас мира, Географический атлас «Мир и человек»).
Кроме того, издаются и используются в работе учащихся учебно-краеведческие атласы (областей, краев, республик).
Контурные карты — это одноцветные изображения картографической сетки и элементов общегеографической карты — береговой линии морей и озер, рек, населенных пунктов, политико-административных границ и иногда — отдельных элементов тематических карт.
Они предназначаются для нанесения знаков и надписей названий изучаемых географических объектов с целью закрепления в памяти учащихся размещения, очертаний и площадей этих объектов и создания на их основе рукописных тематических картосхем.
Сами контурные карты в основном выпускаются в виде сброшюрованных наборов применительно к школьным курсам географии по классам.
Географические карты закономерно рассматривать как наглядные образно-знаковые модели. Им присущи основные черты моделей вообще:
-отвлечение от целого для исследования части – конкретной территории, конкретных явлений и процессов;
— упрощение, состоящее в отказе от учёта множества характеристик и связей и в сохранении некоторых, наиболее существенных;
— обобщение, имеющее в виду выделение общих признаков и свойств, и др.
Эти абстракции способствуют более глубокому познанию явлений, изображаемых на картах.
Географические карты – незаменимое по своей наглядности и лаконичности средство для хранения, передачи и получения новой информации о нашей планете и её отдельных частях – суше и океанах, об их географических условиях и естественных богатствах, о населении, экономике.
Преображенский А. И., Экономические карты в преподавании географии, М., 1980;
Методика обучения географии в ср. школе, под ред. Л. М. Панчешниковой, М., 1983;
Использование средств обучения в преподавании географии, под ред. Ю. Г. Барышевой, М., 1989;
Картография с основами топографии, под ред. Г. Ю. Грюнберга, М., 1991. Я. А. Лапкина.
Реферат по теме :«Географическая карта: определение, свойства, элементы, применение»
Реферат по дисциплине:
«Картография с основами топографии. ГИС. ИКТ на уроках географии»
«Географическая карта: определение, свойства, элементы, применение»
Кирюхина Татьяна Васильевна
Введение
— общее ознакомление с местностью, районом, страной и т. д., их изучение по картам без посещения в натуре;
— применение карт в школе и внешкольном обучении, для пропаганды научных знаний и подъема общей культуры, а также для ознакомления народных масс с родной страной и другими государствами мира.
Цель работы – подробное изучение географической карты, ее определения, свойств, основных элементов и области применения.
1. Определение и свойства географической карты
В международном многоязычном словаре технических терминов картографии (1973) карта определяется как «уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы, построенное по математическому закону на плоскости и показывающее посредством условных знаков размещение и свойства объектов, связанными с этими поверхностями».
Энциклопедические издания, государственные стандарты, учебники по картографии дают различные определения карты, хотя в большинстве своем они отличаются лишь редакцией, выделяя те или иные свойства картографического изображения.
В большинстве изданий, в т.ч. и в учебниках К.А. Салищева, определение таково: географическая карта есть уменьшенное, обобщенное, математически определенное, образно-знаковое изображение земной поверхности на плоскости, показывающее размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением каждой конкретной карты. 1 В данном определении нашли отражение практически все признаки карты: размещение (сопоставление в пространстве местоположения объектов и явлений и их свойств), уменьшенность изображения (масштаб), математическая определенность (определенные математические законы построения карты, которые обусловлены проектированием физической поверхности Земли на поверхность эллипсоида, а затем переходом от этой последней к плоскости), условный (образно-знаковый, посредством символов) способ отображения действительности и, наконец, генерализованный (обобщенный) способ изображения содержания. Географические карты являются образно-знаковыми моделями действительности, обладающими (по определению К.А.Салищева) функциями коммуникативности (передачи информации), оперативности (решения с их помощью различных практических задач), познавательности (приобретения знаний), прогностичности (выявление будущего развития изучаемых по ним явлений).
На карте изображаются объекты и явления природы и общества. Отдельные из них мы можем наблюдать на местности и провести топографическую съемку их контуров (например, гидрографию, рельеф, почвенно-растительный покров, различные сооружения и т.д.). Другие объекты, такие как климатические явления, магнитные склонения и т.п. получаются в результате наблюдений при помощи специальных приборов. Определенные явления связаны с изучением жизни и деятельности людей и исторических событий. На карте могут показываться не только объекты и явления местности, но и различные явления, происходящие над земной поверхностью (ветры, температуры воздуха и др.) или внутри ее (эпицентры землетрясений). Карты могут показывать изменение явлений во времени (разливы рек и озер), перемещение явлений (маршруты путешествий, пассажиро- и грузопотоки, морские течения), реальные и прогнозные явления, давать оценку явлениям (оценочные карты) и т.д.
Одним из важнейших свойств географических карт является их обзорность и наглядность. Обзорность позволяет читателю охватить единым взглядом всю отображенную на ней земную поверхность или ее часть. Этот процесс облегчается тем, что на карте объекты и явления действительности отображены с отбором и обобщением их качественных характеристик, т.е. в результате чтения карты у читателя возникает обобщенный, но адекватный действительности «образ местности». Одновременно перечисленными свойствами не обладает никакое другое картографическое произведение (аэро- и космические снимки, рисунки, математические модели и др.). Если снимки дают копию местности, ее «портрет», то на картах посредством условных знаков можно передать количественные и качественные характеристики объектов, показать объекты не воспринимаемые органами чувств (магнитные склонения), недоступные взору человека объекты (строение земной коры на больших глубинах), представить научные понятия, обобщения, абстракции. 2
На карте может быть показано размещение явления, его состояние, связь различных явлений природы и общества. Особенностью географической карты является то, что все ее элементы изображаются в плане. Другой особенностью географической карты, как уже отмечалось, является применение специальных условных знаков для отображения содержания карты. Некоторые условные знаки по своему рисунку напоминают изображаемый объект. Применение различных условных знаков позволяет составлять карты, которые отображают несколько явлений (например, рельеф, почвенно-растительный покров, грунты и другие характеристики).
При изображении многих объектов дают их контуры, а внутри контуров помещают принятые обозначения. Так, поверхность морей, озер и рек окрашивают голубым цветом, почвенно-растительный покров отображают цветом, штриховкой или различными значками.
Если какой-либо объект не выражается в масштабе карты, то применяют условные знаки произвольного размера, но всегда необходимо стремиться к их правильной локализации. Например, знак автострады, вычерченный на карте, если его ширину измерить с учетом масштаба, значительно превышает ширину этой дороги на местности, но располагаться он должен так, чтобы его ось совпадала с действительным положением оси дороги. Для других объектов (указатель дорог, отдельно стоящее дерево, труба) условные знаки наносятся так, что их основание совпадает с действительным положением объекта.
Подписи на карте также могут играть роль особых условных знаков, указывая не только название того или иного объекта, но зачастую давая качественную, а порой и количественную его характеристику. Например, применяя разные шрифты, отображают тип поселений: города – прямой заглавный шрифт, городские поселки – наклонный заглавный, сельские поселения – прямой строчный; судоходную часть реки подписывают прописными буквами, а несудоходную – строчными.
Условные знаки должны хорошо читаться, быть легкими для исполнения, убористыми (компактными), быть удобными для печатания, не перегружать карту и т.д. 3
2. Основные элементы географической карты
Общегеографические карты состоят из следующих элементов:
1. Математическая основа, куда входит картографическая проекция, выражающая аналитическую зависимость между координатами точек поверхности земного эллипсоида и его плоского изображения, масштаб, геодезическая основа (на крупномасштабных картах) и компоновка. С картографической проекцией связана координатная сетка, которая на некоторых картах отсутствует, если карта является схемой или изображает небольшую территорию и эта карта не предназначена для измерений. С математической основой связана и компоновка карты.
2. Картографическое изображение, т.е. содержание карты – основной элемент любой географической карты. Оно состоит из физико-географических элементов (гидрография, рельеф, растительность и грунты) и социально-экономических (населенные пункты, пути сообщения и средства связи, объекты экономики и культуры, политического и административного деления). На тематических и специальных картах комплекс элементов содержания иной. На них выделяется общегеографическая часть содержания, которая является географической основой, служащей для ориентирования по карте и привязки содержание (например, характеристика почв или геологического строения территории).
3. Вспомогательное оснащение – легенда (условные обозначения и текстовые пояснения к ним), картографические графики для измерений по картам, справочные данные (название карты, автор, редактор, использованные источники, издательство, место и год издания и др.).
4. Дополнительные данные – карты-врезки, профили, текстовые и цифровые данные, диаграммы, графики, фотографии, таблицы, которые поясняют, дополняют и обогащают картографическое изображение.
3. Область применения географических карт
Если в начале развития человеческой цивилизации карты использовались преимущественно географами и путешественниками, то в настоящее время картография используется практически в любой области социальной, экономической, научной, военной, политической жизни общества. Так например, чтобы построить производственный объект, необходимо изучить распределение и плотность населения в конкретной местности и его потребности, обеспеченности региона минеральными ресурсами, возможности транспортировки готовой продукции /карта размещения населения мира, карта минеральных ресурсов мира, карта добывающей промышленности мира, карта электроэнергетики мира и карта мирового транспорта. Развитие политических отношений между странами или отдельными субъектами одного государства невозможно без учета языковой, национальной и религиозной принадлежности народов их населяющих политическая карта мира, карта размещения населения мира, карта языковые семьи и народы мира, карта религии мира, уровень экономического развития стран мира. 4
Успешное развитие сельского хозяйства требует учета природных зон, климатических условий, характеристики почв /карта агроклиматические ресурсы мира, карта природных зон, карта сельское хозяйство мира и другие.
Военно-промышленный комплекс использует карты и для планирования, и для ведения активных военных действий /карта размещения населения мира, карта минеральных ресурсов мира, карта добывающей промышленности мира, карта электроэнергетики мира, карта мирового транспорта, физическая карта, политическая карта мира, карта языковые семьи и народы мира, карта религии мира, уровень экономического развития стран мира, космические технологии в картографии.
Заключение
Значение карт огромно в жизни и деятельности человека. Карты позволяют знакомиться с местностью без непосредственного ее посещения, быть путеводителями в туристских походах, при движении транспорта и т.п. Карты широко используются в аэро- и космонавтике, кораблевождении, планировании, проектировании и строительстве различных сооружений; разработке полезных ископаемых; организации промышленного и сельскохозяйственного производства, мелиорации, в дорожном деле, для районных планировок и охраны окружающей среды и т.п. Трудно найти такую отрасль народного хозяйства, которая бы не использовала карту.
Велико значение карт в военном деле. Как для наступления, так и обороны необходимо иметь крупномасштабные карты.
Исключительно большое значение карт в научных исследованиях. Практически каждое географическое научное исследование начинается с изучения карт и кончается их пополнением и совершенствованием. Посредством карт изучаются процессы развития и прогнозирования различных явлений и процессов, их взаимосвязи. Выдающийся российский географ Д.Н.Анучин писал, что «степень географического познания страны определяется степенью совершенства имеющейся для нее карты». Разработка методов использования карт для целей исследования является одной из важнейших задач современной картографии.
Карты служат незаменимым пособием в учебных целях в школах, в средних и высших учебных заведениях, в культурно-просветительской деятельности.
Список литературы
2. Берлянт А.М. Картографический метод исследования. М., 1978
3. Кучер Т. География для любознательных. – М., 2006.
4. Малов В. Географические карты. – М., 2011.
5. Салищев К.А. Картоведение. М., 1976
6. Энциклопедия для детей. Т. 3. География. – М., 2014.
1 Салищев К.А. Картоведение. М., 1976
2 Малов В. Географические карты. – М., 2011.
3 Малов В. Географические карты. – М., 2011.
4 Кучер Т. География для любознательных. – М., 2006.