Чем вдохновлялся леонардо да винчи
В чем гениален да Винчи
Творчество Леонардо да Винчи невозможно описать в одной статье, ведь масштаб его интересов был очень велик. Легендарный итальянский гений вошел в историю, как самый универсальный человек, оставивший колоссальный вклад в самых разных сферах. Кто-то восхищается им, как изобретателем, который создал прототипы автомобилей, разработал костюм для подводного плавания и спроектировал подводное судно, а кто-то не перестает удивляться мистицизму и загадочности его картин. Один только взгляд и улыбка «Джоконды» чего стоит! В чем тайна такого ошеомляещего успеха? Как ему удалось одновременно развиваться во множестве сфер и стать одним из величайших личностей в истории человечества? Об этом мы поговорим в данной статье.
Леонардо да Винчи: биография
Гениальный ребенок родился в результате романтических отношений аристократа и простой крестьянки Катарины. Брак данной пары был невозможен по причине низкого социального происхождения женщины. Отец забрал себе сына на воспитание, когда ему было 3 года. Уже в этом возрасте было понятно, что мальчик очень любопытный и тянется к знаниям.
Леонардо учился у тосканского мастера. Юный художник очень любил помогать писать картины своему наставнику. И только в 1476 году у него появилась своя личная мастерская. В 1482 году гений отправляется в Милан, где получил должность инженера у герцога Л.Сфорца. Так он проработал 17 лет. В 1499 устроился на службу к герцогу Ч.Борджия, который надеялся на талант гения к изобретению военных устройств. Там он проработал семь лет, и вновь вернулся в Милан.
Пробыв шесть лет в Милане, гений отправляется в Рим. Свои последние годы жизни он провел во Франции. Умер да Винчи в 1519 году.
Талантливый человек талантлив во всем. Это утверждение можно смело отнести к да Винчи. Его творения впечатляют и вдохновляют самых разных представителей творчества. Есть множество теорий трактования его картин, которые несут в себе глубокий не до конца разгаданный смысл. Так, одна из самых популярных заключается в том, что мастер в своей работе использовал секретный графический код.
Применяя в исследованиях специальные зеркала ученые пришли к выводу, что загадочность «Моны Лизы» и «Иоанна Крестителя» состоит в том, что они смотрят на некую сущность в маске, похожую на инопланетного гостя. Шифр также был раскодирован с помощью данного приспособления.
Вся эта таинственность и мистицизм побудила писателя Дэна Брауна написать множество художественных произведений, которые впоследствии обрели колоссальную популярность. Так, в 2006 году на основе его романов вышел в свет шедевральный фильм под названием «Код да Винчи». Религиозные представители не смогли оставить без внимания данную ленту и бурно раскритиковали ее. Тем не менее, фильм стал рекордсменом по сборам уже в первый месяц своего проката.
Изобретения да Винчи
К сожалению, при жизни ни одно из изобретений великого деятеля так и не было реализовано. Тем не менее, вклад его трудов от этого факта не потерял свою значимость. Ознакомимся сосновными идеями, которые были использованы после смерти гения:
1. Велосипед. Модель транспортного средства, разработанная да Винчи, почти ничем не отличается от тех вариаций, которые мы используем сегодня.
2. Автомобиль. Концепция, созданная Леонардо, больше была похожа на телегу, однако она могла управляться сама и была экологичным средством передвижения.
3. Парашют. Несмотря на то, что во времена, когда жил мастер, не было летающих устройств, ему удалось создать эских парашюта, который имел пирамидальную конфигурацию.
4. Водолазный костюм, пожалуй, был единственным проектом, приближенным к тому, чтобы реализоваться во времена великого деятеля, но ситуация была такова, что особой потребности применения изделия не возникло. Никто не захотел профинансировать данную идею.
Далеко не все знают, что Леонардо был не только мастером живописи, но также и хорошо владел пером. Его книга «Суждения» содержит в себе заметки гения о его увлечениях. Все это в сумме составило семь тысяч страниц. Кроме того, да Винчи писал притчи для детей, которые учат морали и позволяют обратить внимание на вечные, актуальные во все времена проблемы.
Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения
2 мая 2019 года исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи – человека, имя которого знают все без исключения. Величайший представитель Итальянского Возрождения, Леонардо да Винчи скончался в 1519 году. Он прожил всего 67 лет – не так много по нынешним меркам, но тогда это был преклонный возраст.
Леонардо да Винчи был настоящим гением, причем одинаково талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. А занимался он очень многим. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи. Сегодня такой разброс интересов кажется удивительным. И действительно, такие гении как Леонардо рождаются даже не раз в столетие.
Сын нотариуса и подмастерье художника
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга. Но детей у них не было и Пьеро решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью.
Через десять лет умерла мачеха Леонардо. Отец, оставшись вдовцом, женился повторно. Он прожил 77 лет, имел 12 детей, был женат четыре раза. Что касается юного Леонардо, то Пьеро сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику.
Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию. В мастерской Верроккьо, кроме Леонардо, обучались Аньоло ди Поло, Лоренцо ди Креди, часто бывал Боттичелли. Пройдя курс обучения, в 1473 году 20-летний Леонардо да Винчи был принят мастером в Гильдию Святого Луки.
Таким образом, основной профессией Леонардо все же можно считать изобразительное искусство. Он занимался им всю жизнь и именно рисование было основным источником средств к существованию.
Жизнь в Милане: становление гения
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, Леонардо не нашлось места. Несмотря на таланты Леонардо, правивший в городе Лоренцо Медичи имел других любимых художников. И Леонардо да Винчи отправился в Милан.
Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Интересной работой была и скульптура, изображающая всадника – герцога Франческо Моро, отца Лодовико. Эта статуя, к сожалению, не сохранилась до настоящего времени. Но есть рисунок да Винчи, по которому можно представить себе, как она выглядела. В 1513 году да Винчи приехал в Рим, участвовал в росписи Бельведерского дворца, а затем перебрался во Флоренцию. Здесь он расписывал палаццо Веккио.
Изобретения да Винчи
Очень интересны революционные для своего времени идеи Леонардо да Винчи, каждую из которых можно назвать гениальным футуристическим проектом. Так, Леонардо да Винчи разработал концепцию витрувианского человека, опираясь на пропорции римского механика Витрувия. Эскиз да Винчи сегодня узнаваем во всем мире – он изображает серьезного мужчину с идеальной мускулатурой.
Еще одно гениальное изобретение Леонардо – самодвижущаяся повозка. Еще тогда, более пятисот лет назад, да Винчи задумывался о том, как создать транспортное средство, которое бы перемещалось самостоятельно, без помощи лошадей, мулов или ослов. И разработал конструкцию деревянного «протоавтомобиля», который двигался за счет взаимодействия пружин с колесами. Уже в наше время по чертежам Леонардо инженеры воссоздали точную копию повозки и увидели, что она действительно способна ехать самостоятельно.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Большой интерес Леонардо да Винчи проявлял и к строительству, к городской архитектуре. В частности, он разработал концепцию двухуровневого города, который должен был быть более удобным для жизни и чистым, чем современные художнику итальянские города. Кстати, когда да Винчи жил в Милане, Европу поразила эпидемия чумы. Страшная болезнь была вызвана, в том числе, и колоссальной антисанитарией в тогдашних европейских городах, поэтому да Винчи и задумался о проекте более совершенного города. Он решил создать два уровня города. Верхний предназначался бы для наземных и пешеходных дорог, а нижний – для грузового транспорта, который бы выгружал товары в подвалы домов и лавок.
Кстати, сейчас идея двухуровневого города актуальна как никогда. Можно представить себе, насколько удобными и безопасными для движения и транспорта, и пешеходов стали бы подобные города с подземными тоннелями. Так что да Винчи предвосхитил идеи многих современных урбанистов.
Танк, подлодка, пулемет
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды. Примечательно, что модель скафандра включала даже такую пикантную деталь как мешочек для сбора мочи – изобретатель заботился о максимальном комфорте ныряльщика и предусматривал даже самые тонкие нюансы погружения под воду.
Все мы пользуемся в жизни штопором. Но разработан этот безобидный предмет кухонной утвари был совершенно с другими целями. Леонардо да Винчи придумал некий прообраз торпеды, которая должна была вкручиваться в обшивку корабля и пробивать ее. Это специфическое изобретение да Винчи полагал использовать в целях подводных сражений.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Нельзя не вспомнить и эспрингаль – «попрыгун». Это – устройство, напоминающее катапульту, работающую по принципу скрученной резинки. Сначала натягивается веревкой рычаг, в специальный мешочек кладется камень, а затем натяжение обрывается и камень улетает к противнику. Но, в отличие от традиционного онагра эспрингаль не получил в армиях позднего Средневековья серьезного распространения. При всей гениальности да Винчи, это его изобретение серьезно уступало старинной римской катапульте.
Друг французского короля
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Леонардо да Винчи был назначен главным королевским художником, архитектором и инженером Франции и получил ежегодное жалование в тысячу экю.
Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, пусть и в другой стране. Наконец он получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны. И королю Леонардо да Винчи платил заботой о королевских празднествах, планированием нового королевского дворца с изменением речного русла. Он проектировал канал между Луарой и Сеной, спиральную лестницу в замке Шамбор.
Судя по всему, в 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался, окруженный своими учениками. Великого Леонардо похоронили в замке Амбуаз, а на могильной плите выбили надпись:
Гаджеты
Изобретения Леонардо да Винчи
Когда читаешь биографии некоторых исторических личностей, можно поверить в фантастические теории о путешествиях во времени. Эти люди настолько опередили свою эпоху, что, кажется, они были пришельцами из будущего. Самый яркий пример – Леонардо да Винчи. Художник, скульптор, инженер, ученый и изобретатель. Он уже в XV веке придумывал такие устройства, которые человек сможет построить только спустя несколько столетий. Ученый умер 496 лет назад, 2 мая 1519 года, не сумев реализовать большую часть своих гениальных задумок. Давайте посмотрим, какие современные гаджеты и устройства предсказал Леонардо да Винчи.
Летательные аппараты
Леонардо да Винчи был одержим идеей полетов. Он изучал крылья птиц и летучих мышей, чтобы понять, что заставляет этих животных держаться в воздухе. На основе этих исследований да Винчи разработал махолет – или «воздушный велосипед». Крылья этой машины должны были приводиться в движение с помощью педалей, которые крутил пилот. Потом Леонардо подкорректировал свой проект, нарисовав нечто вроде современного дельтаплана. Ученые подтвердили – этот концепт был вполне жизнеспособен. Более того, несколько лет назад чемпионка мира по дельтапланеризму поднялась в небо на аппарате, построенном по чертежам средневекового ученого.
Но самое впечатляющее изобретение Леонардо да Винчи – летательный аппарат с воздушным винтом. Многие считают его прообразом современного вертолета. По замыслу автора, приводить винт в движение должны были четыре человека. К сожалению, их сил не хватало, чтобы поднять аппарат в воздух. Но мысли ученого явно двигались в правильном направлении.
Парашют
Ученый раздумывал над тем, как человеку не разбиться при падении с высоты. В его рукописи 1495 года указывается, что затормозить падение могла бы «палатка» из накрахмаленного полотна размером 12 на 12 локтей. Что удивительно, эти цифры примерно совпадают с размерами современных парашютов. А в XXI веке исследователи успешно протестировали «парашют да Винчи».
Впрочем, подобные идеи существовали и раньше. В древности многие отчаянные экспериментаторы прыгали с башен и деревьев, используя для торможения что-то вроде зонтика. Успеха подобные опыты, конечно, не имели. Но да Винчи первым предложил правильные размеры парашюта.
Водолазный костюм
Леонардо да Винчи мечтал о том, что человек однажды покорит не только небо, но и подводное царство. Он разработал водолазный костюм из кожи со стеклянными линзами. Дышать водолаз должен был с помощью тростниковых трубок. По замыслу да Винчи, водолазов должны были использовать в военных целях. Если город атакует вражеский флот, подводные диверсанты должны были повреждать днища кораблей.
Танк
Леонардо да Винчи ненавидел войну… Но это парадоксальным образом не мешало ему разрабатывать машины убийства. Самый устрашающий его проект – предвестник современных танков.
Танк Леонарда да Винчи напоминал огромную бронированную черепаху, со всех сторон которой торчали огнестрельные орудия. Внутри машины находились восемь человек, которые приводили колеса в движение. По задумке ученого, эту конструкцию можно было направлять в самую гущу сражения, после чего она безжалостно расстреливала бы солдат противника.
Робот
Леонардо да Винчи всю свою жизнь изучал анатомию человека. Более того, он и сам пытался создать человекоподобный механизм, который будет двигаться по тем же принципам, что и живые люди. В середине прошлого века были обнаружены неизвестные раньше документы да Винчи, среди которых нашлись и чертежи робота-рыцаря. Механизм должен был имитировать человеческие движения: вставать, садиться, двигать руками, шеей и челюстями.
Неизвестно, был ли этот проект реализован. Но вот что интересно: в начале XXI века инженеры-робототехники построили рабочую модель робота по чертежам да Винчи и даже заявили, что некоторые идеи ученого можно использовать сегодня при создании планетарных роботов-разведчиков.
Кроме того, как известно, к вступлению на трон Франциска I Леонардо да Винчи создал робота-льва. Механическое животное подошло к королю, остановилось и открыло пасть, в которой оказался букет лилий. В наши дни конструкторы воссоздали и это изобретение Леонардо да Винчи.
А какие изобретения, сделанные в древности, поражают вас больше всего? Как вам кажется, почему великие ученые настолько опережают свое время?
Кстати.
Многие атрибуты современного мира имеют долгую и интересную историю. К примеру, обычай пользоваться духами вырос из благовоний, которые использовали в религиозных ритуалах древности.
13e Fée Парфюмерная вода, Les Contes
Невероятное творчество Да Винчи
В данной статье мы поговорим о потрясающем и великом итальянском художнике и живописце Леонардо да Винчи, и о его известных на весь мир творениях.
Помимо написания картин Леонардо был так-же скульптором, живописцем, архитектором, учёным, изобретателем да и просто хорошим человеком. Трудно назвать ту область деятельности, к которой он бы не приложил своей руки творца и не внёс бы в неё свой особенный вклад.
Акцент будет сделан в основном на творческую часть жизни Да Винчи, биографические данные будут освещены, но в малой информации.
Как и писалось ранее — Леонардо является итальянцем. Родился он 15 апреля 1452 года, в забытом богом месте под названием Акиано, селение что вблизи Винчи (Итальянский город в окрестностях Флоренции), в семье нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины. Как раз таки da Vinci в его «фамилии» происходит от названия места его рождения, т.к. в современном смысле как таковой фамилии он не имел.
Юный Леонардо прожил с матерью до 3-х лет, затем отец забрал его на воспитание и взял на себя заботу о нём. С ранних лет он проявлял тягу к живописи и искусству в целом, Леонардо был одержим идеями творить и писать свои собственные произведения.
В 14-ти летнем возрасте отец отдает его в мастерскую маэстро Андреа Верроккьо, великого скульптора и творца, где он учится и обучается мастерству написания картин, работе с металлом, гипсом и даже работе с кожей.
В годы ученичества он сильно увлёкся черчением, химией, и также освоил некоторые гуманитарные науки. Леонардо внёс свой вклад в написание одной из известнейших картин маэстро Андреа Верроккьо — Крещение Христа, великолепно изобразив лицо ангела (крайний левый).
По исполнению 20-ти лет Леонардо продолжил работу у маэстро Верроккьо, сам Андреа видя каким он был одарённым учеником который жаждет познать абсолютно все в этом мире — часто доверял ему дописывать на свои полотна какие-либо фрагменты, на усмотрение самого Да Винчи.
Одно из ранних произведений Леонардо да Винчи, созданное по заказу церкви Сан-Бартоломео в Монте-Оливето (Католический монастырь). Леонардо писал маслом и темперой по дереву, что было нетрадиционным выбором, поскольку масло обычно использовалось на холсте. Судя по прямоугольной форме и размеру, картина, вероятно, предназначалась для ризницы (комнаты, где священники готовятся к службе и хранятся предметы поклонения) недавно отремонтированной церкви.
На переднем плане Да Винчи изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией в левой руке и Деву Марию с библией.
Мадонна Бенуа была первой работой, написанной Леонардо независимо от маэстро Андреэ Верроккьо. В Британском музее хранятся два предварительных эскиза Леонардо к этому произведению. Изучение этих эскизов и самой картины позволяет предположить, что Леонардо концентрировался на идее зрения.
Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутёмной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно.
Центральным мотивом является молодая Дева Мария, сидящая с младенцем Иисусом на коленях. Изображенная в драгоценной одежде и украшениях, в левой руке Мария держит гвоздику (интерпретируется как символ исцеления).
В 1482 году Лоренцо Медичи (Глава Флорентийской республики) отправил Леонардо в столицу Ломбардии — Медиоланум, ныне Милан, к герцогу Лодовико Сфорца, который нуждался в талантливом инженере и конструкторе.
Добрых 17 лет Леонардо пробыл в Милане при дворе Сфорца, помогая и «конструируя» для герцога военную технику и революционные для того времени инженерные творения.
Так-же помимо конструирования он занимался написанием картин, самые известные из них вы сможете лицезреть ниже.
Подборка пяти зарисовок инженерных проектов Леонардо.
Танк должен был быть сооружен из деревянных балок и металлических частей. Механизм движения состоял из четырёх колёс, зубчатых шестерен и рукояток. Танк должен был перемещаться посредством физической силы находящегося внутри экипажа. Так-же танк имел 16 пушек по периметру. Наверху должна была быть сооружена смотровая башня.
Механизм колёс не позволял танку нормально перемещаться. Посредством данного механизма танк бы двигался по кругу. Есть теории что Да Винчи был пацифистом и не желал воплощения данного проекта из-за личных соображений, или же он не желал кражи и построения техники вне его ведомства.
Целью этого изобретения ставилось запугивание врага, т.е. роль тыквенного пугала на ферме. Только вместо пугала огромный 30-и метровый арбалет и вместо фермы поле сражения.
Этот винт должен был быть примерно 5 метров высотой, и радиусом в 2 метра. Его покрытие было бы сделано из железа. Аппарат должны были приводить в движение мускульные усилия четырех человек.
Леонардо первый инженер, которому приписывали первые проекты пилотируемого человеком полёта. Об этом можно и понять по его проекту вертолёта, описанного выше.
Для поднятия данных крылышек в воздух с человеком на борту необходимы птицеподобные крылья, длина которых достигает 12 метров. Вес самой конструкции вместе с человеком при этом должен был составлять около 136 килограмм.
Одна из незаконченных картин Леонардо. Человек изображенный на портрете неизвестен, но есть достоверная гипотеза о том что данным человеком является Франкино Гафури (Капельмейстер Миланского собора в конце 1480 года). Её выдвижением послужили слова, разобранные на бумаге которую держит человек, это начальные буквы слов Cantum Angelicum, или же «Ангельская песнь». Рядом можно разобрать ноты.
На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, которую Леонардо очень сильно любит изображать на своих картинах. Она покровительственно кладёт руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена в нежностях и покое, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал.
Портрет неизвестной Миланской дамы (предположительно Лукреции Кривелли, фаворитки герцога Лодовико Моро, либо же его жены Беатриче д’Эсте).
Около 1490 года сам Леонардо — либо же его ученик Бернардино деи Конти (по предположению Беренсона); либо Больтраффио (по мнению Герберта Кука); а может Франческо Мельци — возможно, при участии учителя, написал данный портрет маслом на дереве.
Кто бы ни был её автором, картина действительно происходит из мастерской маэстро Леонардо. Анализы картины показали, что «Дама с горностаем» и «Прекрасная Ферроньера» написаны на кусках дерева из одного и того же ствола. Рентген показал большие аналогии в наброске с подготовительным рисунком «Джоконды» (Моны Лизы), кроме того, имеются записи: волосы вначале не прикрывали уши, была переписана форма челюсти, украшения добавлены позже.
На картине изображена мать, кормящая своего ребёнка. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит птицу щегла.
Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к миланской аристократической семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.
Одна из известнейших работ Леонардо, прекрасная дама с белым горностаем. Моделью выступала любовница миланского герцога Сфорца — Чечилия Галлерани. Чечилия изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно.
Это впечатление разворота подчёркивается горностаем, белым и «милым» зверьком. Его присутствие на картине объясняется несколькими версиями: древнегреческого названия горностая и его этимологической связью с фамилией Галлерани; за свой белый мех горностай считался символом чистоты и целомудрия; герцог относился к Ордену Горностая.
Раньше старинная копия данной картины находилась в Амброзианской библиотеке. Также есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичино в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы.
На картине изображен Иисус в одежде эпохи Возрождения, благословляющий с поднятой правой рукой и двумя вытянутыми пальцами, держа в левой руке прозрачный шар из горного хрусталя, что свидетельствует о его роли спасителя мира и владыки космоса. и представляет собой «кристаллическую сферу» небес, как это было воспринято в эпоху Возрождения.
Картина, долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке.
Утраченная фреска Да Винчи. Фреска предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции.
Ныне утраченная картина Леонардо, на которой изображена леди с лебедем среди густой травы; на одном из них она ласкает голову птицы, на другом лебедь, приобняв возлюбленную крылом, «целует» её в ухо.
Картина изображает юную деву Марию и младенца Христа, держащего веретено в виде распятия. Веретено считается одновременно символом домашнего очага девы Марии и креста, напоминающего будущую судьбу Христа. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Картина является ныне утерянной, написанная по заказу Флоримона Роберте, секретаря короля Франции Людовика XII.
Неоконченная картина Леонардо в связи с его смертью в 1519 году, принадлежит к позднему периоду его творчества. Выставлена в галереи Лувра.
Было высказано предположение, что картина была заказана королем Франции Людовиком XII, чтобы отпраздновать рождение его единственной дочери Клода в 1499 году.
Второе по счёту известное творение Леонардо, расположенное в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие (Милан).
Размеры изображения — примерно 460×880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений.
Считается, что на работе изображён момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня»), и реакция каждого из них.
Мона Лиза или Джоконда — самая популярная работа Да Винчи и одна из самых популярных работ великого возрождения во всём мире. Что удивительно картина все ещё не является законченной.
От работы над ней Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, наоборот, отдавался ей со всей страстью. Потратит он на работу более четырёх лет, и покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса создания.
Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло.
Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. Поэтому глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски, которые поддаются изображению лишь при величайшей тонкости мастерства. Ресницы, сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, где гуще, а где реже, и расположенные соответственно порам кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. Рот, слегка приоткрытый, с краями, соединёнными алостью губ, с телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью. В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был.
Между прочим, Леонардо прибег к следующему приёму: так как мона Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал людей, которые играли на лире или пели, и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и удалявшие меланхолию, которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам. У Леонардо же в этом произведении улыбка дана столь приятной, что кажется, будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо; самый же портрет почитается произведением необычайным, ибо и сама жизнь не могла бы быть иной.