Чем вертолет тушит пожар
Тушение пожаров на открытых пространствах (местностях) с воздуха
Возгорание лесных угодий, особенно в жаркую и душную погоду способно привести к крайне плачевным последствиям: уничтожение большого количества посадок, деревень, а также к человеческим жертвам. Поэтому большое значение имеет быстрое обнаружение очага возгорания и предотвращение его распространения. Тушение лесных пожаров самолетом наиболее действенный способ справиться с возгоранием, и не дать распространиться огню на рядом расположенные важные объекты.
Созданная 10 мая 1995 года, пожарная авиация МЧС России по сей день является действенной и высокоэффективной службой при тушении возгораний с воздуха.
Тушение лесного пожара с воздуха
К основным направлениям, где применяется авиационная техника МЧС России, относятся:
Виды и характеристика авиационной техники
Парк пожарной авиации насчитывает большое количество воздушных судов. Большую часть составляют вертолеты, оставшаяся часть – это самолеты различных видов.
Вертолеты
Тушение пожара вертолетом осуществляется с помощью водной бомбардировки места, которое необходимо затушить.
Пожарные вертолеты представлены 2 видами:
Для тушения пожаров с вертолета чаще всего устанавливаются: напорные рукава с ручными стволами на 240 м, баки для воды емкостью на 5000 литров, 2-4 насоса для подачи воды, поворот-штанги, переносные огнетушители (не более 10), бак с пенообразователем на 200 литров.
Однако с помощью только пожарных вертолетов не всегда возможно справиться с возгоранием, особенно, если поблизости нет водных объектов. Поэтому при больших площадях возгорания происходит тушением пожаров самолетом.
Самолеты
Самолеты практически всегда применяются для тушения степных, лесных пожаров и на нефтекомбинатах.
К таким самолетам относятся:
Пожарная авиация показала свою высокую эффективность в тушении пожаров с воздуха.
Недостатки
Однако есть и некоторые недостатки в применении пожарных самолетов:
Системы горизонтального пожаротушения для вертолетов: виды и действие
В настоящее время во многих городах мира остро стоит проблема защиты высотных зданий от пожара. Для решения этой проблемы может быть использован вертолет, оснащенный пожарной системой. Вертолет способен быстро, минуя дорожные заторы, прибыть к месту пожара и сразу же приступить к тушению. Но действуя традиционным способом – сбрасывая воду на крышу здания, можно причинить ущерб больший, чем нанесет сам пожар (происходящий в одной из квартир). Поэтому конструктора пытаются создавать различные типы систем горизонтальное тушения для размещения их на вертолете. Реализация этой идеи привлекает, как возможностью пустить водяную струю в окно горящей квартиры, так и экономным расходом тушащего вещества. Кроме того, зависнув рядом с источником открытого огня (что намного безопаснее) можно заливать его навесной струей.
В связи с чисто техническими ограничениями применять такую водяную пушку предпочтительнее на соосных вертолетах ввиду необходимости вынесения сопла за радиус несущего винта (у соосных вертолетов он меньше).
Пожарный вертолет Ка-32А1 с системой горизонтального тушения в работе
В случае использования подобной системы на вертолете с хвостовым винтом струя воды будет либо разбиваться потоком воздуха, либо необходимо будет создавать пушку с необычайно длинным стволом. Хотя такие попытки предпринимались. Еще в 1971 году был создан вертолет Ми-6 ПЖ2 с водометом размещенным в носовой части фюзеляжа. Но эта установка использовалась для тушения лесных пожаров.
В первом случае предполагалось подавать огнетушащую жидкость по пожарному рукаву к вертолету от водяного насоса высокого давления. Главный недостаток проекта – низкая оперативность: автомобиль со специальной насосной станцией и рукавом необходимо было доставлять к месту пожара по земле.
Пример совместной работы вертолета и пожарного автомобиля
Во втором проекте – «СПВ» (система пожаротушения высотная) – два сменных пластиковых бака с водой крепились на внешней грузовой подвеске и соединялись шлангами с системой горизонтального пожаротушения. Давление, необходимое для подачи тушащей жидкости, создавалось подрывом специальных пиропатронов внутри баков. Но ввиду быстрого падения давления так и не удалось достичь равномерности и дальности. Кроме того, перезарядка баков или их замена создавали дополнительные сложности.
Система горизонтального пожаротушения «Игла-В»
Система Игла-В
Третий вариант – совместная разработка с российской фирмой «Темперо» установки горизонтального пожаротушения «Игла-В». Это вододисперсионная система, основанная на газодинамической технологии, при которой осуществляется разгон частиц или капель огнегасящего компонента сжатым воздухом. Распыленная до дисперсного состояния вода под большим давлением выстреливается короткими импульсами. Объем воды в баках под полом вертолета составлял 740 л. С внешней стороны фюзеляжа по левому борту крепилась батарея баллонов со сжатым воздухом. Заявляемая разработчиком дальность «выстрела» – около 50 м. Длина струи позволяет вертолету держаться на безопасном расстоянии от стены здания, а её высокая скорость и, как следствие, отсутствие сильного искривления траектории струи облегчает прицеливание и позволяет направить струю далеко вглубь горящего помещения. Кроме того предлагаемая система обеспечивает значительно более эффективное тушение, чем традиционные пожарные средства. Размер капель в струе составляет около 100 мкм.
При попадании в зону горения происходит их интенсивное испарение, образующийся при этом пар вытесняет воздух, а благодаря высокой скорости происходит срыв пламени. Воздействие одновременно трех факторов тушения позволяет ликвидировать пожары намного меньшим количеством воды, чем при использовании традиционных средств. При этом зданию практически не наносится дополнительного ущерба, связанного с попаданием воды на расположенные ниже этажи.
Кроме бытовых пожаров с помощью системы может производиться тушение нефтепродуктов. Вертолет, оснащенный системой также может использоваться при тушении пожаров на промышленных предприятиях, автозаправочных станциях, лесных пожаров, а также пожаров в труднодоступных местах (например в горах). Кроме того на вертолете может монтироваться другое спасательное оборудование, что позволяет использовать его как средство спасения при различных чрезвычайных ситуациях.
Пожарный вертолет Ка-32А1 с установкой «Игла-В»
В настоящее время система «Игла-В» предназначена для вертолета Ка-32А фирмы «Камов», но может быть установлена на любой другой. Соответственно его грузоподъемностью будет определяться длительность работы установки. На 49-м Всемирном салоне «БРЮССЕЛЬ-ЭВРИКА – 2000» «Игла-В» получила золотую медаль.
Технические характеристики
Огнетушащее вещество | Вода, вода с пенообразующими добавками |
Расход ОТВ, кг/с | 10 |
Дальность, м | 50* |
Размер капель, мкм | 100 |
Скорость капель, м/с | 110 |
Запас ОТВ, л | 700 |
*Дальность при размещении на базе вертолета Ка-32. При размещении на наземных средствах доставки дальность системы может достигать 80 м и более.
Газодинамическая технология пожаротушения
Преимущества
Недостатки
Водяная пушка IFEX 3000
Водяная пушка IFEX 3000
Голландская компания IFEX разработала собственную вододисперсионную установку, которая размещается на различных типах вертолетов, в частности, на EUROCOPTER Ecureuil AS-350 B2/B3, с установкой внешнего топливного бака воды на 300 л и двойной пушки 2х18 л, и на Kaman K-MAX, со встроенным резервуаром для воды до 2000 л и двойной пушки 2х25 л.
Производитель утверждает, что 100 л выпущенных из их водяных IFEX пушек по эффективности приравниваются к 1000 л сброшенным с вертолета обычным способом. Эффективная «стрельба» ведется импульсами водяной пыли на расстояние от 10 до 100 м. К воде могут добавляться присадки. Система может пополняться из окрестных водоемов в режиме висения.
Недостатком данного устройства является малый запас воды и время «перезарядки», составляющее 2-3 с. А поскольку при ликвидации масштабных очагов горения важен разовый массовый выброс тушащего вещества, то ее использование достаточно ограничено. На вертолете S-64F Helitanker также может устанавливаться горизонтальная водяная пушка, управляемая в вертикальной плоскости. Ее использование ограничено дальностью стрельбы, стоимостью и громоздкостью самого носителя.
Система Fire Attack
На вертолетном заводе ФГУП «КумАПП» в Кумертау адаптировали вертолеты Ка-32 к сертифицированным образцам западного спецоборудования – системе борьбы с огнем Fire Attack разработанной американской фирмой Simplex. Она позволяет вертолету сбрасывать до 3140 л воды (раствора), что больше, чем у других аналогичных вертолетных систем. Первоначально разработанная Simplex в 1993 году система борьбы с огнем для Ка-32 также пользовалась повышенной популярностью среди азиатских и восточноевропейских операторов. К началу 2009 года Simplex было поставлено 48 различных систем борьбы с огнем для вертолетов Ка-32, что сделало компанию ведущим производителем противопожарной техники для этой модели вертолетов. Однако нужно отметить, что успехи вертолета Ка-32 в качестве платформы для Fire Attack Simplex делит с корейской LG Int., которая разработала для Ка-32 бак, вмещающий 5000 л. Система Fire Attack Simplex может быть установлена и демонтирована без особых инструментов за 15 минут.
Пожарно-спасательный вертолет Ка-32А с установкой пожаротушения Fire Attack от американской фирмы Simplex
У всех вышеперечисленных систем горизонтального пожаротушения главным недостатком является то, что наведение на цель (в одной плоскости, а то и в обеих) осуществляется пилотом. При расходе тушащего вещества (снижении массы), порывах ветра, изменении движения огня ему крайне сложно не только удерживать машину, но еще и отслеживать процесс тушения. Впрочем, это вопрос опыта пилота.
Гидравлические клешни и водосливные устройства. Как работают вертолеты Московского авиационного центра
В Москве подвели итоги регионального этапа фестиваля «Созвездие мужества», посвященного технике безопасности и спасения людей. Ежегодно в нем участвуют сотрудники МЧС России и связанных с ним министерств и ведомств, а также журналисты и граждане, проявившие героизм и мужество в чрезвычайных ситуациях.
Лучшим пилотом пожарного вертолета в 2019 году стал инструктор-методист Московского авиационного центра (МАЦ) Алексей Паршиков. Победитель конкурса продемонстрировал свое мастерство во время шоу в небе, а после рассказал mos.ru о своей профессии и принципах работы пожарной авиации.
Пожары, завалы, аварии
В 2019 году вертолеты МАЦ приняли участие в тушении более 12 крупных пожаров в Москве и области.
В распоряжении МАЦ четыре пожарных вертолета — 28-тонный гигант Ми-26Т и три Ка-32А. Последние, более маневренные, применяют не только для тушения пожаров, но и для разбора завалов, транспортировки грузов и эвакуации людей. Для этих целей к вертолету цепляют водосливные устройства, гидравлические захваты или спасательные лебедки. Кроме того, специально для Ка-32А разработали уникальную систему горизонтального, бокового и вертикального пожаротушения, которая успешно показала себя в 2012 году во время тушения пожара в башне «Федерация» в «Москва-Сити». Вертолет способен провести в воздухе более трех часов, взять на борт до 13 человек и поднять груз весом до пяти тонн.
«Ка-32А — один из лучших вертолетов, на которых я летал, — рассказывает Алексей Паршиков. — Именно для своих задач. Он компактный, не сильно реагирует на ветер. Это большой плюс, особенно в условиях плотной застройки города».
На вертолетном шоу в селе Песье Алексей Паршкиков продемонстрировал, как работает водосливное устройство (ВСУ) на внешней подвеске. Мягкое «ведерко» состоит из технической полиамидной ткани, каркаса из двух металлических колец и сливного клапана. Модификация ВСУ-5А вмещает в себя до пяти кубометров жидкости. Набирать воду можно из любого водоема глубиной около двух метров. Верхнее кольцо каркаса частично наполнено свинцовой дробью — она быстро топит ВСУ, поэтому для забора пяти тонн воды достаточно нескольких секунд. На шоу вертолет Алексея зависал над озером, погружая емкость, после чего делал круг над лесом и сбрасывал вниз мощный поток воды.
«Слив выполняет бортовой механик, — поясняет Алексей Паршиков. — Либо сам прицеливается, либо по команде экипажа. Он сидит у задней двери вертолета, у него тоже выпуклый блистер (иллюминатор из прочной прозрачной пластмассы. — Прим. Mos.ru), он за всем наблюдает. Но, как правило, они летают с открытой дверью. Не принято у нас летать в одиночку — команда должна работать».
После показательного «тушения пожара» Алексей увел машину на вертолетную площадку в поселение Щапово. Там он продемонстрировал, как работает гидравлический захват ГРАПЛ, который применяют для растаскивания завалов, расчистки мест ДТП и других задач, когда нужно быстро и точно поднять в воздух груз.
ГРАПЛ похож на огромную металлическую клешню: два зазубренных «клыка», соединенных мощной втулкой, висят на 30-метровом тросе. Они способны раскрываться на 2,2 метра, сжиматься за восемь секунд и удерживать в захвате груз весом до пяти тонн. В гражданской авиации использование гидравлических захватов считается высшим пилотажем, поскольку пилоту необходимо почти неподвижно зафиксировать вертолет над грузом, который нужно поднять, а оператор должен дистанционно захватить предмет.
«ГРАПЛом управляю я, но механик мне подсказывает, потому что конструкция сложная: сверху клапан стоит, желательно его не ударить, чтобы не разрушить. Плюс мне не всегда из кабины все видно. Самое сложное — во время больших аварий, когда нужно эвакуировать машину, точно зависнуть над ней и не повредить рядом стоящие. Я могу чуть влево сместиться, и вертолет закроет мне объект. Тогда я поднимаю вертолет только по команде. Случаи бывают всякие, бортмеханик всегда подсказывает. Он лучше видит, ему удобнее и у него свободные руки», — рассказал Алексей Паршиков.
В рамках шоу пилот поднял ГРАПЛом в воздух старый автомобиль, сделал несколько кругов над поселением и бережно опустил его обратно. После этого Алексей посадил вертолет на площадку. Через мгновение под фюзеляж, в пространство между шасси, нырнул техник МАЦ и за минуту отсоединил крепление подвески и гидравлику.
Тысячи часов в воздухе
Алексей Паршиков работает в Московском авиационном центре с 2017 года, однако за штурвалом вертолета он провел уже 28 лет — с тех пор как поступил в Сызранское высшее военно-авиационное училище. После выпуска он продолжил учебу в Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова и служил летчиком на Балтике.
В авиацию он пошел по стопам отца, который тоже был пилотом вертолета. Теперь у Алексея четверо детей, и его старший сын поступил в авиационное училище.
«Отговорить не пытался — профессия хорошая, — говорит Алексей Паршиков. — Будучи пилотом, можно попасть как в Вооруженные силы, так и в другие структуры. Главное, чтобы работа нравилась. Пока не жалуется».
За время летной работы Алексей провел в воздухе около двух тысяч часов и освоил пять типов воздушных судов: Ми-8, Ми-24, Ми-26, Ка-27, Ка-32А.
В ближайшее время пилоту предстоит познакомиться с еще одной машиной. У вертолета Ка-32А 1989 года выпуска, который в авиационном центре называют ветераном, закончился нормативный срок службы. Его заменит более новая модификация — Ка-32А11ВС. По словам директора МАЦ Кирилла Святенко, вертолет уже готов, и сейчас на заводе-изготовителе его проверяет комиссия Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы, а также инженеры авиационного центра.
Совершить первый полет на новичке и перегнать его с завода на аэродром Остафьево, где базируется МАЦ, доверили Алексею Паршикову как лучшему пилоту Москвы. Переучиваться ему для этого не придется: класс вертолета пилоту уже знаком. «Это как пересесть с одной машины на другую: принцип работы тот же, просто поменялось положение кнопок, рычагов, дисплеев», — комментирует Кирилл Святенко.
Новый вертолет будет мощнее предшественника. При тех же габаритах его максимальная взлетная масса — 12,7 тонны. Это на 1,7 тонны больше, чем у Ка-32А. Максимальная дальность его полета — 670 километров, что почти в два раза больше, чем у старой модели. Кроме того, Ка-32А11ВС отличается обновленной рулевой системой, в которую добавили гидроусилители, электронным оборудованием и увеличенным сроком эксплуатации: вертолет рассчитан на 32 тысячи летных часов.
«Перед вылетом вертолет обязательно надо потрогать, погладить. С ним же вместе в воздух подниматься. Вылеты не рутина, но и волнения особого нет. Это работа. Те, кто водит машину, волнуются, подходя к ней? Здесь примерно то же самое. Но каждый вылет — особенный», — утверждает Алексей Паршиков.
Московский авиационный центр был создан в 2003 году. Сейчас в его распоряжении 10 воздушных судов: тяжеловес Ми-26Т, три вертолета среднего класса Ка-32А, пять многоцелевых ВК117 С-2 и легкий вертолет Bell-429. Вертолеты Ка-32А и Ми-26Т в основном применяют для тушения пожаров с воздуха. Вертолеты ВК117 С-2 оснащены современным медицинским оборудованием и чаще всего используются для санитарных перевозок. Bell-429 используют для мониторинга, воздушной разведки и обеспечения работ комиссии по чрезвычайным ситуациям Москвы.
Вертолеты для тушения пожаров
Пожарно-спасательная техника применяется вместе с другими техническими средствами для устранения ЧС и проведения спасательной операции. Вертолеты – это неотъемлемая часть авиационного парка МЧС, так как именно они способны выполнять сложные разведывательные и спасательные маневры.
Пожарно-спасательные вертолеты МЧС России
Пожарные вертолеты используются для тушения возгораний в местах, до которых добраться наземным путем невозможно. Для того чтобы обычный вертолет перешел в разряд спасательных, его оснащают подвесными устройствами для подъема воды или добавляют в конструкцию дополнительные баки (в сети много фото и видео о таких летательных аппаратах).
Предназначение
Вертолеты используются в разных областях, но их спасательная функция при пожаре несет особенно большое значение.
Задачами пожарно-спасательной авиации являются:
Вертолеты обеспечивают эффективное решение проблем, возникающих в чрезвычайных условиях. Вся спасательно-пожарная техника выполнена с учетом современных технологий в авиастроении и выступает в качестве незаменимого помощника при осуществлении работ по обнаружению и ликвидации возгораний.
История применения
Пожарный вертолет впервые был задействован в СССР в 1956 году. Вертолеты для тушения лесных пожаров использовали в разведывательных целях и для перевозки людей и припасов. Это были легкие представители серии Ми.
Уже тогда первый грузоподъемный вертолет Ми-4 вмещал в себя мотопомпу и баки в одну тонну, которые могли сбросить воду на расстояние до 30 метров. Однако способ был неэффективным, и пламя просто раздувало в стороны.
Спасательно-пожарные вертолеты XX века использовались для того, чтобы набирать воду, подымать ее на внешней подвеске и нести в очаг возгорания. Самыми известными сериями таких вертолетов являлись КА-32А и МИ-8.
В 1967 году емкость баков в вертолетах повысилась и стала составлять уже 12000 литров. Ми-6ПЖ был оснащен дополнительной емкостью с противопожарными пенообразующими добавками. Вертолет работал с помощью насосов, которые спускались к водоему во время наполнения баков.
У следующей модели Ми-6ПЖ2 уже появилась водяная пушка, с помощью которой получалось скорее потушить возгорание.
Современные пожарно-спасательные самолеты оснащены по последним технологиям авиационного строения и сочетают в себе только лучшие устройства для тушения возгораний.
Сколько воды берет пожарный вертолет? Например, Ми-8 ЛТ обладает баками с емкостью в 4 тонны, а также предельно точно сбрасывает воду на очаг возгорания с помощью водосливных средств.
Модели вертолетов
Все модели выполнены с учетом современных авиастроительных технологий. Выбор техники происходит с учетом того, сколько тонн воды поднимает пожарный вертолет, какая у него максимальная скорость и прочих технических характеристик.
Название | БК-117 | БО-105 | Ми-26Т | Ми-8МТВ-1 | Ка-32А |
Пассажировместимость, человек | 9 | 4 (+2 носилок) | 82 | 24 (+12 носилок) | 13 |
Максимальная скорость, км/ч | 278 | 268 | 275 | 250 | 250 |
Расстояние, км | 450 | 574 | 800 | 590 | 800 |
Продолжительность полета, часы | 6 | 5 | 6 | 3 | 5–6 |
Бк-117
Бк-117 помогает при транспортировке пассажиров и оборудования.
Он задействуется в пожарно-спасательных операциях. БК-117 оснащен следующими устройствами:
Бо-105
Эта модель несет пользу как в военной сфере, так и в гражданской.
Она справляется с такими задачами, как:
Ми-26Т
Является усовершенствованным вариантов Ми-26. Используется повсеместно для перевозки крупногабаритных грузов.
Задачи данной модели:
Ми-8МТВ-1
Ми-8МТВ-1 отличается от других моделей наличием метеорадиолокационной системы, которая помогает при выполнении гражданских и военных задач (в том числе и ликвидация пожаров).
Модель эффективна в ночное и дневное время суток, используется даже при плохих погодных условиях. Разработчики добавили в устройство вертолета громкоговори-тели, световые сигнализации и лебедки.
Ка-32А
Эта модель пожарно-спасательных вертолетов выступает в качестве эффективного средства при работе с чрезвычайными ситуациями. Ка-32А используется для создания пенных полос, которые препятствуют распространению возгорания.
Водопенные пушки способны создать струю до 50 метров в длину. Объем сбрасываемого вещества составляет 3200 литров. Добавление пенообразо-вателя в воду помогает увеличить количество огнетушащего вещества до 300000 литров.
Преимущества и недостатки пожарных вертолетов
Активное применение пожарно-спасательной техники в режиме ликвидации ЧС рассматривается экспертами с двух сторон – положительной и отрицательной.
Плюсы использования вертолетов во время пожаротушения заключаются в следующем:
Минусами использования вертолетной техники для тушения возгорания являются:
Вертолеты заслуженно занимают почетное место в рейтинге самых эффективных средств для тушения пожаров. Нельзя отрицать, что без данного вида техники многие возгорания было бы невозможно потушить в связи с недоступностью и большим охватом территории. Спасатели и пожарные доверяют этим летательным аппаратам задачи, которые физически не способны выполнить сами.