Категории населения России 15-16 века складывались исходя из реалий окончания татаро-монгольского ига. Страна по-прежнему оставалась сельскохозяйственной, но активное развитие получило ремесло в городах. Если говорить про категории, то все население России на протяжении на рубеже 15-16 веков можно отнести к четырем большим группам:
Привилегированные
К привилегированным слоям населения относились все князья и их семьи, бояре и их семьи, дворяне и их семьи, а также духовенство. В 15 и 16 веках в России и черное и белое духовенство относились к привилегированной категории населения. В основном привилегии заключались в том, что они не либо полностью избавлялись от уплаты налогов, либо оплачивали их в минимальной форме, но куда важнее, что эти слои населения имели право владения крестьянами.
Приказные и служилые
Приказные люди были государственными чиновниками. Их называют приказными людьми, поскольку в России 15-16 века сформировалась приказная система управления. Всех приказных людей России этой эпохи можно разделить на 2 большие категории:
Служилые люди это военные, которые несли службу «по прибору». Выражаясь современным языком, это были контрактники. К данной категории относились стрельцы, казаки и пушкари. Все они находились на государевой службе, имели некоторые льготы, а некоторые даже имели права владеть крестьянами.
Посадские
Единственной категорией посадских людей, освобожденной от уплаты налогов, были «беломестцы». Под этим термином подразумеваются жители, так называемых, белых посадов, которые принадлежали крупным феодалам. Считалось, что поскольку посад принадлежит крупному феодалу, который является привилегированным человеком, то и его собственность также не должен выплачивать налогов.
Крестьяне и другие зависимые
Минимальными правами и свободами на Руси 15-16 века, как категория населения, обладали крестьяне и холопы. О каждой из этих категорий нужно поговорить в отдельности, в частности описать, какие люди к данным категориям относились. Начнём с крестьян. В 15-16 веках на Руси и все крестьянство делилось на категории:
К холопам относятся целой группы населения Руси, которые по своим правам были близки к рабам. Фактически это была бесправная категория населения, но справедливости ради нужно отметить, что этот статус мог быть временным. Для понимания этого рассмотрим какие были категории холопов на Руси в 15-16 веков:
Очевидно, что к холопам часто относились люди, которые брали деньги в долг. Поэтому как только этот долг был уплачен человек вновь становился свободным. В этом принципиальная разница между холопами и рабами.
Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.
Кто такие крестьяне
Ассоциация со словом «крестьянин», твердо осевшая в головах еще со школьной скамьи, представляет нам помещика и его угнетенного и бесправного крепостного крестьянина.
В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.
Само слово «крестьянин» переводится с греческого, как человек. Есть версия религиозного происхождения – от «христианин». Есть так же и другие версии появления этого слова «крест» или от древнерусского выражения «высекать огонь»: чтобы расчистить пашни крестьяне уничтожали леса, выжигая их огнем.
Основная деятельность
Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.
Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.
Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.
Налогообложение
Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.
Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.
Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).
Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.
Категории крестьян и их отличия
В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).
В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.
Государственные черносошные
Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.
К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)
Выделяли два вида крестьян, принадлежавших непосредственно государю и его семье. Дворцовые крестьяне – люди, проживавшие во дворце. Удельные крестьяне — люди, проживавшие на территориях, являющихся источниками доходов императорской семьи, на та называемых «удельных землях». Они несли повинности, так же как и государственные.
Лашманы. Сословие, появившееся по указу Петра Первого, когда остро встал вопрос о заготовке корабельного леса и последующего строения Российского флота. Для неоплачиваемых лесозаготовок набирали малые народности (татары, чуваши, мордва), причем если они проживали удаленно от леса, то должны были платить налоги (с которых потом набирали работников за плату). Из всех губерний было набрано по 300 человек специалистов (плотников, кузнецов и проч.). Они были зачислены в рекруты, их задачей было заготавливать корабельный лес. Рубили подходящие для строительства кораблей сосны и дубы, сплавляли их по рекам к нужной верфи. В 1750-х годах труд лашманов оплачивался следующим образом: для пеших 5 копеек, для конных 8-10 копеек в сутки. В 1770-х годах оплата выросла вдвое. Ежегодно количество лашманов увеличилось. В итоге к началу 19 века достигло 900 тысяч, что было очень много. Поэтому основную часть людей уволили, вернув в сословие государственных крестьян.
Церковные крестьяне
Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).
После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.
Лично несвободные
Помещичьи крестьяне — наиболее известная широкому кругу современников категория крестьян. Помещичьи крестьяне были зависимы от помещиков, не имели личной свободы. По решению помещика могли быть проданы или переданы. Подушевой налог ежегодно платили владельцы. Причем за умерших после ревизии крестьян нужно было платить до следующих ревизских сказок. Именно такие «мертвые души» и скупал известные авантюрист Чичиков в произведении Гоголя. (Подробнее о ревизских сказках)
После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.
Иногда в литературе встречается словосочетание «вольные хлебопашцы». Этот термин применялся к крепостным крестьянам, которые выкупили у помещика личную свободу, при этом они обязательно должны были владеть землей. Это могли быть как одиночки, так и целые деревни. В 1848 году термин перестал использоваться, а крестьяне перешли в категорию государственных.
Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.
Такие крестьяне могли стать «безземельными», этот термин использовался в законодательстве Российской империи. Лично свободные крестьяне, никогда прежде не являвшиеся пользователями земли, до утверждения уставной грамоты решившие переселиться, не воспользовавшись своим правовом на земельный надел. В течении полугода они обязаны были приписаться в другое сельское сообщество или город. Им были определены льготы: отсрочка от рекрутства и налоговых платежей.
После отмены крепостного права некоторые крестьяне получили дарственные земельные наделы, в основном на южных и центральных черноземных территориях России. В отношении таких людей употреблялся термин «дарственники». Кстати, именно этот слой крестьян был наиболее активным участником революционных освободительных движений конца 19 – начала 20 века.
«Задушные люди» — крепостные крестьяне, которые были безвозмездно отпущены на волю по завещанию своего помещика. Чаще всего таких освобожденных людей брала под опеку церковь, таким образом, бывший крепостной переходил в разряд церковных крестьян. После указа Екатерины Второй 1764 года эти крестьяне перешли в ведение Экономколегии.
Однодворческие крестьяне
Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.
Промышленные
Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.
Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.
К этой же категории относились, так называемые, «посессионные крестьяне». Они появились после открытия во времена Петра Первого посессионных мануфактур. К таким крестьянам относились казенные мастеровые, бывшие помещичьи крестьяне (купленные специально для обслуживания предприятий, вечноотданные).
Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.
Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.
Как жил обычный крепостной крестьянин в Российской Империи?
В далеком 1497 году на Руси начался процесс закрепощения крестьян. Полностью оформилось крепостное право в 1649 году и просуществовало долгих 212 лет до отмены в 1861 году. Как жили крестьяне в то время? Насколько тяжёлой была их жизнь?
Крестьянская жизнь отличался крайней неразвитостью. Подавляющее число крепостных проживало в простых избах-пятистенках, иногда даже полуразрушенных. В редких домах были собственноручно сделанные бани, а также немногочисленные хозяйственные постройки.
Еда была простой и зачастую достаточно скудной: хлеб, различные приварки, например, травяные щи. Также на столе иногда появлялись соленья. О недостатке еды упоминается во многих источниках, эту тему также затрагивал Лев Толстой в своих очерках.
Говорить о законодательно оформленных правах крестьян во время существования крепостничества не приходится. Даже разрешение на переход к другому помещику просуществовало недолго.
Крепостные люди полностью вверялись воле владеющего ими помещика. Он мог их наказывать, продавать или обменивать. Показательным примером является дворянка Дарья Салтыкова, которая замучила более 139 душ и при этом долгое время оставалась безнаказанной.
Единственное, что разрешалось крепостным – жаловаться на помещика. Однако подобные обращения за помощью часто оставались неуслышанными. В большинстве случаев дело даже не доходило до суда.
Чтобы получить права, присущие свободным гражданам Российской Империи, крестьянину необходимо было получить особый документ – «вольную». Однако помещики не желали лишаться имущества (именно так они воспринимали крестьян), поэтому свободу давали редко.
Основная обязанность крепостных – отработка барщины. 3-5 дней в неделю они выполняли различные работы для своих хозяев: возделывали поля, строили дома, исполняли роль прислуги. Остальное время они тратили на собственное хозяйство.
Вторая обязанность – уплата оброка, то есть дани. Крестьяне отдавали его либо в натуральной форме (урожаем), либо деньгами. Количество дней барщины и величину оброка устанавливал помещик на свое усмотрение. Неотработка барщины жестоко каралась: в ходу были как физические наказания, так и различные штрафы.
С весны по осень, когда наступало время полевых работ, свободного времени у крепостных практически не оставалось. По сути у крестьян был только один выходной в неделю, воскресенье. В этот день помещику законодательно запрещалось привлекать крестьянина к работе.
Жизнь крепостного в Российской Империи была сложной. В ней было обилие повинностей, выбраться из бедности было фактически невозможно. Но несмотря на это, крестьяне находили время для посещения церковных служб и для веселых гуляний.
Со второй половины XV в. в жизни русского крестьянства происходили важные перемены. Феодалы увеличивали барщину и оброк, чтобы получить больше доходов, и старались укрепить свою власть над крестьянами.
Прежде крестьяне могли уходить от своих господ в течение всего года. Изданные в 1497 и 1550 гг. новые Судебники (сборники законов) ограничивали это право крестьян по всему государству. Теперь крестьянин мог уйти от своего господина, только окончив полевые работы, — в неделю до Юрьева дня, 26 ноября (по ст. ст.), и неделю после него.
При этом он должен был еще получить от господина «отказ» — разрешение на выход, предварительно рассчитавшись с ним и выплатив «пожилое» — особую плату за пользование жильем и другими постройками. После введения «Юрьева дня» крестьянам стало намного труднее уходить от одного господина к другому, что поставило их в большую зависимость от феодалов.
Особенно усилился процесс закрепощения во второй половине XVI в. В это время быстро росла барская запашка, и для обработки ее землевладельцам нужно было все больше рабочих рук. Теперь феодалы намеревались лишить крестьян права перехода даже в Юрьев день, т.е. окончательно закрепостить, чтобы произвольно распоряжаться их трудом, имуществом подвергать суровым наказаниям и даже продавать.
В XVI в. русские крестьяне подразделялись на частновладельческих, живших на земле феодалов — бояр и дворян; черносошных, живших на государственных землях, и монастырских. Монастыри владели обширными землями, на которых трудились тысячи крепостных крестьян. О хозяйстве одного из этих монастырей — Иосифо-Волоколамского — сохранилось довольно много документов.
Он был основан в 1479 г. близ г. Волоколамска (к северо-западу от Москвы). Едва возникнув, этот монастырь начал расширять свои владения и вскоре превратился в большое феодальное хозяйство. Окруженный каменными стенами с грозными башнями, монастырь представлял собой укрепленный замок, господствовавший над окружающими селами.
Сбор натурального оброка с монастырских крестьян.
В вотчинах Иосифо-Волоколамского монастыря, расположенных в пяти центральных уездах Русского государства, монастырская пашня обрабатывалась руками крепостных. Крестьяне молотили хлеб, возили его в монастырские кладовые и на рынок, ловили рыбу для монахов, косили сено для монастырского скота. Кроме того, они платили денежный оброк, т. е. вносили ежегодно определенную сумму денег и доставляли для монастырского стола яйца, сыр, мясо, масло и т. п.
Руководили монастырским хозяйством монахи. Во главе их стоял келарь — заведующий хозяйством. В каждом селе были его помощники (приказчики), которые учитывали, сколько хлеба высевалось и убиралось, как он расходовался, в каком количестве поступали доходы от крестьян. Они собирали подати и чинили суд и расправу над крестьянами по своему усмотрению: сажали непокорных в тюрьму, заковывали в цепи, накладывали на них тяжелые штрафы («пени»).
Каждую осень приказчики получали из монастырской казны деньги для «отказа» крестьян в Юрьев день.
В монастырской приходо-расходной книге 22 ноября 1579 г. записано, что в этот день из монастырской казны было «дано старцу Данилу на крестьянские выходы 2 рубля 15 алтын 2 деньги».
Подобных записей много.
Во время крестьянских «отказов» происходили острые столкновения между крестьянами и феодалами, последние под разными предлогами не хотели отпускать от себя крестьян. Феодалы старались переманить крестьян друг у друга.
Богатый Иосифо-Волоколамский монастырь был опасным соперником для светских феодалов — дворян-помещиков. Монастырские старцы давали крестьянам деньги взаймы для оплаты «пожилого» старым хозяевам и, пообещав различные льготы, свозили их с прежних мест и переселяли в монастырскую вотчину. Впоследствии крестьянам было очень трудно, а для многих и совсем невозможно возвратить долг и покинуть монастырь.
Поэтому большинство из них, попадая в долговую кабалу, навсегда оставались монастырскими, несмотря на тяжелые работы и оброки.
Своз крестьян (картина К. В. Лебедева).
Долгое время историки стараются выяснить, каким образом было отнято у крестьян право выхода в Юрьев день. Ведь большинство документов и законов конца XVI в. до нас не дошло: одни были уничтожены иноземными интервентами в начале XVII в., другие погибли при большом московском пожаре 1626 г. Неутомимые исследователи ищут в архивах документы, содержащие хотя бы ссылки на законы о крестьянах.
В 1909 г. удалось обнаружить семь грамот-документов о новгородских поместьях в 80-х гг. XVI в. В грамотах указывалось, что из поместий некоторые крестьяне ушли в «заповедные годы», они должны быть разысканы и возвращены их прежним помещикам. Отсюда историки сделали заключение, что в 80-х гг. правительством Ивана IV были введены «заповедные годы» (от слова «заповедь» — запрещение), когда крестьянам в Юрьев день запрещалось переходить от одного господина к другому. Много сделал для изучения русского крестьянства выдающийся советский историк акад. Б. Д. Греков, написавший большую книгу «Крестьяне на Руси с древнейших времен до середины XVII в.».
Недавно в Центральном государственном архиве древних актов были найдены ссылки на указ царя Федора Ивановича, изданный по инициативе Бориса Годунова около 1592— 1593 гг. Этим указом право крестьянского выхода в Юрьев день было отменено по всей России.
Свое горькое сожаление по поводу утраченных прав русский народ выразил в известной поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» В жизни русского крестьянства наступил мрачный период. По всему Русскому государству устанавливалось крепостное право.
Правительство пыталось бороться с крестьянскими побегами и организовало государственный сыск беглых. По указу 1597 г. крестьяне могли быть разысканы и возвращены владельцам в течение 5 так называемых «урочных лет». Если же в течение «урочных лет» помещик не сумел найти своего крестьянина и не подал челобитную о его возвращении, он терял на него право и беглый закреплялся за новым владельцем.
Рост барщины и усиление крепостничества испытали на себе, и крестьяне Иосифо-Волоколамского монастыря, хозяина рачительного, не упускавшего случая приумножить свои богатства. В начале 90-х гг. XVI в. монастырские власти перевели своих крестьян с оброка на барщину. Кроме того, они принуждали крестьян брать у монастыря деньги взаймы и платить высокие проценты в монастырскую казну.
Крестьяне заволновались. В конце 1594 г. они перестали повиноваться монастырским приказчикам и ключникам, отказались работать на барщине и платить оброки. Монастырских приказчиков, которые пытались организовать барщинные работы, крестьяне избивали. Обстановка в монастыре приняла такой угрожающий характер, что сюда выехала из Москвы специальная комиссия. Но и вмешательство царской администрации не помогло. Монастырским властям в январе 1595 г. пришлось временно пойти на некоторые уступки, чтобы успокоить крестьян. Волнения в Иосифо-Волоколамском монастыре были одним из предвестников большой крестьянской войны под предводительством И. И. Болотникова, которая разразилась в начале XVII в.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Крестьянство как один из важнейших классов общества пережило длительную эволюцию, полностью изменив статус земледельца к концу Средневековья. Оно оказало огромное значение на развитие экономики и общества в целом.
Становление крестьянства
Крестьянство представляет собой одну из ранних социальных групп, занятую производством натуральной сельскохозяйственной продукции. Возникновение крестьянства пришлось на пору неолита – первобытного общества, когда древний человек от собирательства и охоты перешел к выращиванию культурных растений и одомашниванию диких животных.
К причинам крестьянства относят, прежде всего, разделение труда, отделение ремесел от земледелия, появление и усиление контраста между городскими поселениями и селом.
Главными признаками крестьян считаются:
Понятие «крестьянство» впервые было использовано в конце 14 века, и с тех пор стало общим определением сельского населения. Изначально класс крестьян был представлен свободными земледельцами, которым пришлось пережить непростой период зависимости от землевладельца и прикрепления к земле. Данный процесс захватил промежуток времени от средневековья вплоть до конца 18 века, и был распространен повсеместно в европейских странах и на Руси.
Рис. 1. Средневековый крестьянин.
Начало закрепощения крестьян
Закрепощение крестьянства пришлось на 15-17 века, и происходило в несколько этапов. Предпосылками этого явления послужило:
Заселяясь на новом месте, крестьяне поначалу брали у землевладельца в долг семена для посева, орудия труда. В результате они оказывались в зависимом положении от помещика, но еще могли его покинуть, полностью погасив все долги.
которые читают вместе с этой
Положение крестьянства в 16 веке было относительно стабильным. Ежегодно крестьяне платили своему хозяину оброк – заранее оговоренное количество сельскохозяйственной продукции. Подобные натуральные платежи стимулировали крестьян больше работать на своем хозяйстве, чтобы получать больше продукции и иметь возможность прокормить свою семью и рассчитаться с помещиком.
Рис. 2. Сельскохозяйственные работы.
Долгое время размер натурального взноса не менялся, но с ростом запросов феодалов он начал повсеместно увеличиваться. Так со временем изменился вид обязательств крестьян перед помещиками: на смену натуральным оброкам пришли денежные, а затем все большее распространение получила работа крестьян непосредственно на помещичьем поле.
Поначалу работы на помещичьих землях не были изнурительны, но с увеличением размеров хозяйских пашен крестьяне были вынуждены работать в ущерб собственному хозяйству. Так не только ухудшалось общее экономическое положение сельского населения и ущемление прав сословия, но и происходило их закабаление.
Крепостное крестьянство в России существовало вплоть до 1861 года. Однако такое положение было осуждено передовой частью русского дворянства и крепостничество было отменено государственным указом.
Категории крестьян
Крестьянство никогда не было однородным классом: во все времена оно делилось на множество групп и категорий.
Крестьяне делились на четыре основные группы:
Что мы узнали?
При изучении темы «Крестьянство» мы узнали, что послужило предпосылками для появления такого общественного класса как крестьянство. Мы выяснили его отличительные особенности, узнали, как происходило закрепощение крестьян, на какие группы они были поделены.