Чем внешняя звуковая карта лучше встроенной
Сравниваем внутреннюю звуковую карту и внешнюю | Определяем лучшую
На самом деле все отличия внутренней звуковой карты от внешней заключаются в месте размещения устройства. Первые либо распаиваются на материнской плате, либо подключаются к ней по интерфейсу PCIe. Вторые – размещаются снаружи компьютера или ноутбука (не зря же они носят своё название) и подключаются по USB.
На этом можно было закончить материал, но есть пара крайне важных моментов в вопросах работы внутренних и внешних звуковых карт, которые было бы неплохо обсудить.
Интегрированные и дискретные звуковые карты
Первое, что стоит отметить – «внутренние» аудиокарты бывают двух типов: интегрированные и дискретные. Первые распаяны непосредственно на материнской плате и обычно отличаются сравнительно малой производительностью. Их хватит на то, чтобы подключить к компьютеру динамики или наушники – ну, чтобы не оставлять его «немым».
С дискретными решениями всё немного интереснее. Они крайне разнообразны. Есть как очень простенькие решения, которые можно использовать разве что в качестве замены сломавшейся или вообще отсутствующей встроенной; так и профессиональные конфигурации, способные справиться с объёмным аудио 5.1 или 7.1, специальными технологиями обратной связи или записью вокала либо музыки.
И, более того, поскольку дискретные платы расширения подсоединяются по интерфейсу PCIe, отличающимся высокой пропускной способностью, профессиональные аудиопродюсеры и музыканты предпочитают именно их, а не «наружные». Такие модели также понравятся и геймерам. Например, компания Asus выпускает специальные версии из игровой серии ROG, которые обеспечивают объёмное аудиопространство для глубокого погружения в виртуальный мир.
«Внешние» — не значит «хорошо», «Внутренние» не значит «плохо»
Как понятно из пары абзацев выше, существуют как простые, так и высокопрофессиональные дискретные внутренние «звуковухи». А чем внешние-то хуже?
Существуют крайне простые звуковые USB-карты. Они килограммами продаются в интернет-магазинах, стоят сущие копейки и предлагают просто аудиовыходы. То есть если встроенная аудиокарта сломалась – можно купить подключающуюся по USB за пару сотен рублей и пользоваться.
Профессиональные внешние «звуковухи» также существуют. И в некоторых случаях они даже удобнее интегрированных. Так, на них могут размещаться физические контролирующие элементы, через которые можно настроить работу устройства (кнопки, «крутилки» и прочие «колёсики»). Это поможет быстро отрегулировать качество воспроизведения либо записи.
К подключающимся по USB аудиокартам профессионального класса предъявляется множество требований по производительности. Интерфейс, по которому они присоединяются, не может обеспечить такой пропускной способности, как PCIe. Поэтому «наружные» «звуковухи» должны кодировать сигнал таким образом, чтобы обеспечить его высокое качество – но при этом малые объёмы.
Заключение
Выбирая аудиокарту, стоит ориентироваться не на тип её размещения, а на планируемое использование. Если вы хотите установить дома акустику 5.1 или 7.1 с объёмным аудио – подойдёт и встроенная, и внешняя. Для записи звука с электрогитары, которую то и дело перегружают, лучше использовать выносную с управляющими элементами. А если просто интегрированная «звуковуха» сломалась – будет достаточно самой дешёвой, независимо от типа.
И только при выборе звуковой карты для ноутбука вопрос «Выносная или встроенная?» не встаёт. Только присоединяющаяся через разъём USB. Встроенную установить в него просто не получится.
Нужна ли в компьютере отдельная звуковая карта?
Даже в дорогих игровых сборках далеко не всегда звуку уделяют должное внимание и ограничиваются встроенным кодеком от Realtek. И здесь как раз кроется одна из причин низкой популярности дискретных карт — встроенный звук стал более качественным. Особенно если речь идет о топовых материнских платах. Но все ли так гладко?
В этой статье мы не будем рассматривать профессиональное или аудиофильское (есть мнение, что на ПК это и вовсе недостижимо) применение звуковых карт. Остановимся только на повседневном использовании.
Качество звучания
Это, пожалуй, самый неоднозначный момент. Все дело в том, что люди воспринимают звук по-разному. Кто-то слышит разницу между MP3 и FLAC, а кто-то нет. А если нет разницы, то зачем платить больше?
В целом все верно, но не всегда это обусловлено только слухом. Если звук встроенной звуковой карты вас устраивает, возможно, вы просто не сравнивали его с нормальной дискретной. Либо ваша аудиосистема или наушники просто не позволяют услышать разницу. В любом случае задумываться об источниках звука стоит только, если в наличии есть и достойное аудиооборудование.
По сравнению со встроенным звуком разница может быть существенная. На старых или недорогих современных материнских платах звук, как правило, ставят бюджетный. И дело не только в младших версиях кодеков Realtek, но и в других параметрах, например, использовании дешевой элементной базы. Если добротные колонки или наушники не играют: низким частотам не хватает мощности, музыка смазанная и совсем нет детальности, возможно, причина как раз во встройке.
А вот в материнках подороже ставят старшие кодеки, качественные цифро-аналоговые преобразователи Sabre, усилители для наушников и т.п. В этом случае услышать разницу между встройкой и отдельной звуковой картой может быть тяжело, если вообще возможно.
Впрочем, для улучшения качества звучания совершенно необязательно покупать именно звуковую карту. Внешний ЦАП будет гораздо более универсальным устройством.
Многоканальный и пространственный звук
Что касается многоканального звука, то почти все материнские платы поддерживают формат 7.1. При этом если на задней панели выведено только три аудиоконнектора, дополнительно используется разъем на фронтальной панели. Это не очень удобно, но тем не менее работать будет. И, разумеется, это актуально для аналогового подключения многоканальной акустики, а не AV-ресивера по цифре.
С окружающим звуком все еще проще. Такие технологии для наушников, как Dolby Atmos и Windows Sonic работают на любом оборудовании. Так как это программная обработка звука, достаточно установить пространственный звук в настройках Windows (для Atmos нужно скачать приложение из MS Store) и совместимой игры. Например, поддержка окружающего звука есть в Shadow of the Tomb Raider.
Основное преимущество заключается в том, что у дискретной звуковой карты есть свои алгоритмы обработки звука. Это могут быть как относительно простые функции вроде более четкого выделения шагов противника в онлайн-играх, так и более сложное визуальное отображение источника звука. Все это легко настраивается и переключается в фирменном программном обеспечении. Также звуковая карта обычно точнее позиционирует звук даже на обычных стереонаушниках или колонках.
Звуковая карта Creative также необходима, если вы хотите использовать все преимущества EAX в старых играх. Сейчас технология уже не используется, поэтому список игр, которые поддерживают технологию невелик. Тем не менее если вы любите периодически пройти что-то из классики вроде старых частей Grand Theft Auto, то это может послужить дополнительным аргументом в пользу дискретного звука. Впрочем, на современной Windows 10 это работает через костыли в виде Creative Alchemy и не всегда корректно.
Стоит отметить, что в геймерском сегменте звуковым картам приходится конкурировать не только со встройкой, но и с USB-гарнитурами. У такого устройства уже есть встроенный аудиочип, который и отвечает за обработку звука. То есть, по сути, представляет собой внешнюю аудиокарту. В комплекте также, как правило, идет и фирменное программное обеспечение, которое отвечает за многоканальный звук и другие геймерские функции. Причем несмотря на многоканальный звук, чаще всего это простая эмуляция объема на обычных стереодинамиках. Хотя есть и модели, выдающие реальный звук 7.1, благодаря множеству отдельных динамиков.
Дополнительные разъемы
Покупка звуковой карты — неплохой способ оснастить ПК дополнительными аудиоразъемами. Так, на многих материнских платах нет оптического выхода, а это удобный способ подключения домашней акустики или ресивера.
Но вывести цифровой звук можно не только по оптике. Самый простой способ — HDMI, так как он есть почти на каждой видеокарте. Таким способом звук можно передать на ресивер или телевизор, а уже оттуда на акустику. Также можно купить адаптер с HDMI на оптику и подключить комплект акустики с соответствующим входом. Стоит отметить, что если вы выводите звук по цифре (HDMI, оптика, USB и т.п.), то качество звуковой карты значения не имеет. Обработка звука происходит уже на стороне приемника.
Звуковые карты могут иметь и другие дополнительные профессиональные разъемы, но в бытовом применении это нужно далеко не каждому.
Наводки и помехи
Покупка отдельной звуковой карты может помочь, если колонки фонят. Но, разумеется, это не единственная возможная причина и если такая проблема имеет место, то начинать надо с другого. Фон и наводки могут возникать по причине плохого кабеля, например.
Также на встройке могут возникать проблемы и со звукозаписью. Даже за пределами профессионального применения это может доставить немало проблем — хотя бы в сетевых играх.
Если встроенный звук не работает
Звуковая карта, очевидно, будет как нельзя кстати, если встроенный звук не работает. Едва ли это можно назвать частой проблемой, но поломки все же случаются. В таких случаях можно взять даже самую дешевую карту в пределах 500 рублей — с задачей вывода звука справится.
Зачем нужны внешние звуковые карты и что в них особенного
Содержание
Содержание
Ассортимент внешних звуковых карт растет с каждым годом. Постоянно появляются новые узкоспециализированные модели для разных категорий покупателей. В чем преимущества таких устройств по сравнению с обычными картами, встроенными в материнскую плату?
Аудиокарты без профессионального адаптера
Это недорогие USB-карты, по виду напоминающие пухлую флешку. Позволяют получить звук из компьютера без встроенной звуковой карты, либо если таковая сломалась. Если такие девайсы и превосходят по качеству звучания встроенные модели, то незначительно — в них нет профессионального цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Рарядность их ЦАП в основном 16 бит, что хватает для просмотра фильмов и сериалов, но недостаточно для прослушивания музыки в высоком качестве (в профессиональных картах используется разрядность от 24 бит).
Производители некоторых моделей (например, Espada USB 2.0) заявляют, что они поддерживают форматы объемного звучания типа 5.0 или 7.1. Однако это достигается на виртуальном уровне и нельзя назвать настоящим объемным звуком. Такие карты также позволяют записать аудио сносного качества — подойдет, например, для разговоров по скайпу, стриминга и даже домашней записи речи. Но именно речи — эти устройства, как правило, не поддерживают стандарт ASIO, снижающий время задержки при преобразовании аналогового сигнала в нули и единицы. Поэтому музыку лучше писать на звуковые карты более высокого уровня.
Отсутствует в них и усилитель для наушников. Поэтому высокоомные «лопухи» типа Beyerdynamic DT 880 такая аудиокарта не «раскачает» — звук будет негромким, тусклым и с провалами по АЧХ. Тем не менее, для своих целей эти устройства более чем подходят.
Звуковые карты для геймеров и аудиофилов
Например, ASUS Xonar U7 MKII или Creative Sound Blaster X7. Такие устройства созданы, в первую очередь, чтобы слушать музыку, а не записывать ее. Поэтому особое внимание здесь уделяется разрядности и частоте ЦАП (до 24 бит/192 кГц), отличному соотношению сигнал/шум, низкому уровню искажений цифро-аналогового преобразователя и т.п. Эти девайсы часто оборудованы всеми возможными аналоговыми и цифровыми выходами, вплоть до оптического TOSLINK, который позволяет подключить внешний проигрыватель компакт-дисков и передавать сигнал без какой-либо потери в качестве. Часто имеется неплохой усилитель для наушников, позволяющий «раскачать» даже самые высокоомные и требовательные модели.
Неудивительно, что с такими техническими характеристиками подобные карты оказываются популярны у аудиофилов. Но зачем они нужны геймерам? Во-первых, потому что звук в играх иногда важен не меньше, чем изображение на мониторе. Некоторые умельцы по звуку выстрела противника могут угадать его примерное местоположение на карте, а иногда и попасть собственным «слепым» выстрелом в цель. Поэтому звуковые карты для игроков часто имеют формат объемного звучания 5.7, 7.1 и подобные — чтобы еще точнее воспринимать звуковое окружение игры. Приятным бонусом является и возможность смотреть фильмы с объемным звуком. Но есть и другие факторы — так, не секрет, что любители видеоигр обожают красивую и высокотехнологичную компьютерную периферию. А дизайн у некоторых устройств и правда выдающийся.
Чего эта категория карт не умеет — так это запись. В них почти всегда отсутствует высокоомный инструментальный вход, нет аналоговых XLR разъемов, и, в лучшем случае, найдется только пара RCA линейных входов и 3,5 мм jack — например, чтобы подключить старенький CD-плеер через переходник. При этом карты вполне могут поддерживать ASIO, но этот стандарт тут лишь для галочки и написан через запятую с целой плеядой собственных стандартов производителя (CrystalVoice, DirectSound 3D, Scout Mode и т.п.) призванных улучшить или подкорректировать звучание аудиосистемы.
Аудиоинтерфейсы для музыкантов
Особая категория внешних аудиокарт, заточенных специально под нужды гитаристов, басистов и вокалистов. Таков, например, девайс от LINE 6 POD STUDIO GX. С виду в нем все по-минимуму: компактный дизайн, инструментальный вход, регулировка уровня, выход на наушники. А вот внутри дополнительно спрятан гитарный процессор POD FARM с симуляторами знаменитых в музыкальной индустрии усилителей, кабинетов и педалей эффектов. Также он поддерживает ASIO и позволяет записывать аудио в формате до 24 бит/96 кГц.
Таким образом, подобные интерфейсы оказываются незаменимыми помощниками гастролирующих музыкантов — они позволяют, например, за секунды подключить гитару к ноутбуку и записать пару риффов, пока вдохновение не улетучилось. А для такой штуки, как APOGEE JAM 96K, не нужен даже ноутбук — достаточно подключить ее к Айфону или Айпаду — и готово! Или есть еще IK MULTIMEDIA iRig Acoustic Stage, который преподносится как инструмент для записи акустической гитары где угодно — устройство работает от батареек и даже поставляется с удобным чехольчиком для переноски.
Звуковые карты для домашней студии
Представляют собой мини-комбайны для записи живых и электронных инструментов, вокала, сведения и мастеринга. Характеристики от модели к модели почти не меняются — стандартом стала возможность записи в 24 бит/96 кгц, соотношение сигнал/шум от 100 дБ, наличие фантомного питания для подключения конденсаторных микрофонов, поддержка ASIO и встроенный усилитель для наушников. Отличаются разные модели друг от друга, как правило, количеством входов и выходов — у девайсов начального уровня их будет по-минимуму, более профессиональные модели же позволят записать несколько инструментов одновременно и проверить микс на двух парах студийных мониторов с возможностью быстро переключаться между ними. Также у старших моделей могут быть цифровые входы (MIDI, S/PDIF), несколько выходов на наушники и т.п.
В дизайне часто присутствует большое колесо регулировки общей громкости, и в целом элементы управления нередко располагаются наверху интерфейса, чтобы с ним было удобно работать на компьютерном столе. Таков, например, Native Instruments Komplete Audio 1. Именно за эргономику, хорошие характеристики и наличие всех необходимых входов и выходов такие карты ценятся у владельцев домашних студий звукозаписи.
Профессиональные аудиоинтерфейсы
Одной из главных отличительных черт профессионального аудиоинтерфейса будет железный рэковый корпус. Благодаря ему карту можно встроить в рэковую стойку, и с ней ничего не случится на студии звукозаписи, во время концерта или тура. Большой корпус позволяет разместить до десятка аналоговых входов и выходов — с лихвой хватит, чтобы записать барабанную установку или даже целую группу. По техническим характеристикам тут тоже все на уровне — стандартом является запись в формате до 24 бит/192 кГц, отношение сигнал/шум до 128 дБ, наличие высокоомных инструментальных входов, нескольких независимых выходов на наушники и всех возможных цифровых интерфейсов, от MIDI до S/PDIF и оптических. Как правило, есть небольшой экран, позволяющий отслеживать уровни сигнала всех входов. Такой есть, например, у FOCUSRITE Scarlett 18i20 3nd Gen. Словом, все сделано профессионалами для профессионалов.
Отдельно стоит сказать про программный интерфейс таких устройств и наличие DSP-процессора. Последний позволяет ставить на каналы эффекты, не нагружая ЦП компьютера — обработкой занимается сама карта. Встроенный микшер же не только обладает кучей функций, но и дает возможность сохранять и загружать пресеты, чтобы не выстраивать заново микс для знакомых ситуаций. Например, можно за секунду загрузить заранее подготовленный пресет для записи барабанов и сэкономить много времени на копошении в настройках. Незаменимая функция для любой профессиональной студии звукозаписи. Также иногда в комплекте с картой производитель дарит целый букет полезных плагинов, что тоже является приятным бонусом.
Качественный звук становится привычной вещью не только для музыкантов, звукоинженеров и аудиофилов, но и для рядовых покупателей. Эффект погружения от красиво нарисованного звукового полотна в игре или фильме не меньше, а то и больше, чем от телевизора на полстены. Поэтому внешние звуковые карты в сочетании с хорошими колонками позволяют получить совершенно новые эмоции и впечатления от казалось бы привычных фильмов и открывают целое новое измерение при прослушивании музыки.
Забудьте о дискретных аудиокартах. Интегрированной хватит для всех
Разбираемся, стоит ли покупать дискретные или внешние звуковые карты. Для Mac и Win-платформ.
Мы часто пишем о качественном звуке. В портативной обертке, а вот настольные интерфейсы обходим стороной. Почему?
Стационарная домашняя акустика — предмет жутких холиваров. Особенно в случаях использования компьютеров в качестве источника звука.
Большинство пользователей каких-либо ПК считают дискретную или внешнюю аудиокарту залогом качественного звука. Всему виной “добросовестный ” маркетинг, упорно убеждающий нас в необходимости приобретения дополнительного девайса.
Что используется в ПК для вывода аудиопотока
Встроенный звук современных материнских плат и ноутбуков заметно превосходит возможности слухового анализа среднего психически здорового, технически грамотного слушателя. Платформа роли не играет.
Некоторые материнские платы имеют достаточно качественный интегрированный звук. При этом в их основе лежат те же средства, что и в бюджетных платах. Улучшение достигается за счет отделения звуковой части от прочих элементов, использования более качественной элементной базы.
И всё же в большинстве плат используется один и тот же кодек от Realtek. Настольные компьютеры Apple— не исключение. По-крайней мере, приличная часть из них оснащена Realtek A8xx.
Этот кодек (набор логики, заключенный в микросхему) и его модификации характерны практически для всех материнских плат, разработанных под процессоры Intel. Маркетологи называют его Intel HD Audio.
Замеры качества аудиотракта Realtek
Реализация аудиоинтерфейсов в значительной мере зависит от производителя материнской платы. Качественные экземпляры показывают очень хорошие цифры. Например, тест RMAA для звукового тракта Gigabyte G33M-DS2R:
Все полученные цифры заслуживают оценок «Очень хорошо» и «Отлично». Не всякая внешняя карта может показать такие результаты.
Результаты сравнительных тестов
К сожалению, время и оборудование не позволяют провести собственное сравнительное тестирование различных встроенных и внешних решений.
Поэтому возьмём то, что уже сделано за нас. На просторах сети, например, можно найти данные о двойном внутреннем ресемплинге наиболее популярных дискретных карт серии Creative X-Fi. Поскольку они касаются схемотехники — оставим проверку на ваши плечи.
А вот материалы, опубликованные одним крупным хардварным проектом позволяют разобраться во многом. В проведенном тестировании нескольких систем от встроенного кодека за 2 доллара до аудиофильского решения за 2000 получились очень интересные результаты.
Выяснилось, что Realtek ALC889 показывает не самую ровную АЧХ, и дает приличную разницу тона — 1,4 дБ при 100 Гц. Правда, на деле эта цифра не является критичной.
А в некоторых реализациях (то есть моделях материнских плат) и вовсе отсутствует — смотрите рисунок выше. Ее можно заметить только при прослушивании одной частоты. В музыкальной композиции, после правильной настройки эквалайзера даже заядлый аудиофил не сможет найти отличие между дискретной картой и встроенным решением.
Мнение экспертов
Во всех наших слепых тестах мы не смогли выявить отличия между 44,1 и 176,4 кГц или 16- и 24-битными записями. Исходя из нашего опыта, соотношение 16 бит/44,1 кГц обеспечивает лучшее качество звучания, которое вы сможете прочувствовать. Форматы выше просто зря съедают место и деньги.
Понижение дискретизации трека с 176,4 кГц до 44,1 кГц с помощью высококачественного ресемплера предотвращает потерю детализации. Если в ваши руки попала такая запись — смените частоту на 44,1 кГц и наслаждайтесь.
Основное преимущество формата 24 бит перед 16 бит заключается в большем динамическом диапазоне (144 дБ против 98), но оно практически не имеет значения. Многие современные треки ведут битву за громкость, в которой динамический диапазон искусственно сокращается еще в стадии производства ДО 8-10 бит.
Моя карта плохо звучит. Что делать?
Все это очень убедительно. За время работы с железом я успел протестировать массу устройств — настольных и портативных. Не смотря на это, в качестве домашнего плеера я использую компьютер со встроенным чипом Realtek.
Рекомендую и вам не заморачиваться — в Mac он реализован очень неплохо. Для сборных платформ стоит почитать тесты на тему качества реализации аудиотракта.
А если звук обладает артефактами и проблемами? Следуйте инструкции:
1) Отключаем все эффекты в панели управления, ставим на зеленую дырку “линейный выход” в режиме “2 канала (стерео)”.
2) В микшере ОС отключаем все лишние входы, ползунки громкости — на максимум. Регулировки выполнять только регулятором на АС/усилителе.
3) Устанавливаем правильный проигрыватель. Для Windows — foobar2000.
4) В нем выставляем “Kernel Streaming Output” (нужно скачать дополнительный плагин), 24 бита, программный ресемплинг (через PPHS или SSRC) в 48 кГц. Для вывода используем WASAPI Output. Регулятор громкости в отключаем.
Все остальное — работа вашей аудиосистемы (колонок или наушников). Ведь звуковая карта, прежде всего — ЦАП.
Что в итоге?
Реальность такова, что в общем случае дискретная карта не даёт существенного выигрыша в качестве воспроизведения музыки (это как минимум). Ее преимущества — только в удобстве, функциональности, и, быть может, стабильности.
Почему все издания все же рекомендуют дорогие решения? Простая психология – люди считают, что для изменения качества работы компьютерной системы необходимо купить что-то продвинутое, дорогое. На деле — ко всему нужно прилагать голову. И результат может оказаться удивительным.
Николай Маслов
Kanban-инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.