Чем водит по струнам скрипач

Смычок

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Содержание

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента.
Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры. [2]

Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.

Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошей сцепляемости между ними и малой распыляемости последней при игре на инструменте.

Параметры смычка

К регулируемым параметрам относятся:

Скрипичный смычок

Имеет размеры: 1/16, 1/8, 1/4, 1/2, 3/4, 4/4

Источник

Чем водит по струнам скрипач

На смычковых инструментах существуют три способа извлечения звука: 1) движением смычка по струне; 2) щипком пальца и 3) ударом трости (древком) смычка по струне.

Смычком по струне (прием игры, называемый агсо). Во время движения смычка струна непрерывно вибрирует и издает певучий тон. Чем сильнее нажим смычка и чем быстрее его движение (в какой-то мере оба эти фактора взаимозависимы), тем сильнее и звучание струны. Однако чрезмерно сильный нажим смычка может помешать струне свободно вибрировать, и в этом случае форсированный звук переходит в скрип наканифоленного конского волоса о струну.
Гибкость и экспрессивность звука смычковых инструментов основана на том, что исполнитель все время может непосредственно влиять на звукоизвлечение и давать бесконечное количество нюансов от piano к forte.

Щипком (прием игры, называемый pizzicato). При этом способе получается однократное выведение струны из состояния равновесия. После щипка звук быстро гаснет и на его последующее звучание влиять невозможно. Поэтому бессмысленно записывать pizzicato иначе как четвертями или, в случае необходимости, более мелкими длительностями.
Щипок, как правило, осуществляется пальцем правой руки, хотя на практике встречаются приемы игры pizzicato пальцами левой руки (главным образом, на открытых струнах).
При переходе от pizzicato к исполнению смычком ставится слово агсо. Смена приемов агсо и pizzicato подразумевает хотя бы минимальный перерыв звучания, особенно если при агсо смычок был направлен в своем движении вниз, в силу чего правая рука сильно удалилась от струны.

Постукивание тростью (древком) смычка по струне (прием игры, называемый col legno) является эффектом скорее ударного порядка, так как в полученном звучании стук преобладает над интонацией (определенностью высоты и тембра звучания).

Место ведения смычка по струне. Обычным местом ведения смычка является середина расстояния между подставкой и концом грифа. В этом месте извлекается самый полный и экспрессивный звук.

Иногда ради особого эффекта звук извлекается ведением смычка у подставки (такой прием называется sul ponti-cello). Получаемый таким образом звук негромок, но резок и имеет характерную окраску, схожую с звучанием губной гармоники. Звук может быть извлечен также и на самом грифе (такой прием называется sul tasto). При этом приеме получается звук нежно-холодноватого тона, несколько флейтового характера.
Своеобразный характер звука, получаемый при игре смычком sul tasto или sul ponticello, объясняется тем, что при ведении смычка sul tasto уничтожаются низкие натуральные звуки (4-й и 5-й), имеющие узлы в месте ведения смычка, а при ведении смычка sul ponticello частично выключается основной тон. Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

При игре forte смычок движется по струне быстрее, чем при игре piano, поэтому ноты большой длительности или большое количество нот на один смычок возможны только при piano.

Источник

Чем водит по струнам скрипач

Оксана Александровна Каменская

Беседы о музыкальных инструментах с детьми дошкольного возраста: из опыта работы

© О. А. Каменская, 2018

© Оформление. ООО «Бук», 2018

Уважаемые родители, педагоги, сегодня в российском дошкольном образовании установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, где на первое место выдвигается всесторонне развитая творческая личность ребёнка. Заложить фундамент такой личности важно именно в дошкольный период, так как именно это время считается наиболее благоприятным для роста и развития будущего человека. Ребёнок является не объектом, как это было в советское время, а субъектом образования. В связи с этим мы должны ориентироваться на его потребности и интересы.

Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. В художественно-эстетическое развитие входит понимание словесного, музыкального, изобразительного искусства. Для полноценного музыкального развития дошкольников в настоящее время музыкальный руководитель строит свои занятия во взаимодействии искусств.

Данное пособие разработано на собственном педагогическом опыте, которое позволяет педагогу, родителю творчески подходить к занятию музыкой, а ребёнку даёт возможность войти в мир искусства средством музыки, понять художественный образ, ненавязчиво получать основные знания о музыкальных инструментах в ходе беседы, а также получить удовольствие о соприкосновения с искусством, азы творческого начала.

Желаю Вам успехов в формировании основ музыкальной культуры и художественного творчества вашим воспитанникам!

Балалайка – душа народа

Балалайка – русский народный струнный музыкальный инструмент. Её очень любили в народе. Лихой, весёлый голос украшал праздники и гулянья.

Первым, кто понял, что на балалайке можно исполнять не только плясовую музыку, был Василий Васильевич Андреев, замечательный музыкант, виртуоз-балалаечник. Он очень любил этот музыкальный инструмент, поэтому основал великорусский оркестр в Санкт-Петербурге, собрав воедино балалайки разной величины, добавил баян, гусли и другие русские народные музыкальные инструменты, стал выступать с этим оркестром даже в концертных залах.

Благодаря В. В. Андрееву балалайку знают не только в России, ее голос по всему свету звенит, поёт, веселит людские сердца. Балалайка пользуется большой популярностью в Европе, Австралии, Казахстане, Украине, Белоруссии, США.

23 июня народные песенники и музыканты отмечают праздник – День балалайки. Ежегодно в Крыму 23 июня с 2010 года собираются музыканты-народники и проводят фестиваль в честь этого праздника, на котором выступают лучшие балалаечники всего мира. Грандиозное торжество собирает тысяча зрителей, сердца которых покорила балалайка.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением балалайки (приложение 1) и познакомьте детей с портретом балалаечника В. В. Андреева (приложение 2). После рассказа о балалайке предложите детям прослушать игру на балалайке в исполнении В. В. Андреева. Поговорите о музыке. Какая музыка по характеру? Как звучит балалайка? (приложение 28). Имитируйте игру на балалайке вместе с детьми. Попросите под звуки балалайки нарисовать рисунок, русский народный образ.

Гитара относится к группе струнно-щипковых музыкальных инструментов. К этой группе также относятся, например, арфа и балалайка. Все эти музыкальные инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком. Гитара состоит из корпуса, грифа и шести струн.

Появилась гитара очень давно. На ней играли ещё греки, но называлась она кифара. Есть такая легенда: музыкант по имени Орфей потерял свою жену Эвридику. Она умерла от укуса змеи. Тогда он забросил музыку из‐за тоски к любимой жене. Боги сжалились над ним и разрешили музыканту войти в царство мёртвых и вывести оттуда любимую жену.

Считается, что современная гитара пришла к нам из Испании, но тогда она выглядела иначе. У неё было другое количество струн, и форма инструмента была немного другая.

На гитаре можно не только играть, под неё можно исполнять песни. Когда люди ходят в поход, они очень любят брать с собой гитару, и исполнять под неё различные песни.

Но гитара не всегда была такой, как мы привыкли её видеть. Раньше в нашей стране, была популярна семиструнная гитара, которая называлась русская и цыганская. На ней очень любили исполнять романсы и цыганские песни. Сегодня на гитаре можно исполнять очень разную музыку, и старинную, и русскую народную, и современную.

Русский гитарист-исполнитель и педагог, лауреат международных конкурсов Леонид Владимирович Карпов является известным виртуозом-гитаристом в России.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением гитары (приложение 3) и познакомьте детей с портретом гитариста Л. В. Карпова (приложение 4). После рассказа о гитаре предложите детям прослушать игру на гитаре в исполнении Л. В. Карпова. Поговорите о том, какая была музыка? Как звучала гитара? (приложение 28) Имитируйте вместе с детьми игру на гитаре. Попросите детей под звуки гитары нарисовать любой художественный образ.

Согласно былине, в стародавние времена жил в Новгороде купец и музыкант Садко. Играл он на гуслях звончатых, да так, что его игра полюбилась морскому царю. И повелел царь доставить к себе Садко, чтобы он своей музыкой веселил подводных жителей. Пришлось Садко спуститься к царю морскому и там играть на гуслях. Так продолжалось десять лет. За это время полюбила Садко дочь морского царя Волхова, сжалилась над музыкантом и помогла ему вернуться домой.

С тех пор гусли везде зазвучали по русской земле, музыкантов гуслярами звали. Ходили они из селения в селение, под перебор струн пели былины, в том числе о Садко. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу, в которой рассказывается о любви дочери морского царя Волховы к Садко.

Гусли представляют собой плоский ящик с натянутыми струнами в форме трапеции. Количество струн – 13. Этот многострунный щипковый музыкальный инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья. Называли его по‐разному. Эстонцы «каннель», финны – «кантеле». «Гудение струнное» у многих народов считалось способным творить чудеса. Гусли могут выразить любое настроение: грустное и весёлое. Играют на них, перебирая струны, как и на арфе. Гусли звучат в оркестре русских народных инструментов. Для них даже пишут специальные партии, чтобы они свой голос показали, украсили выступление.

Прежде чем поговорить о гуслях, предложите детям посмотреть художественный фильм-сказку «Садко» или его отрывок. Во время рассказа показывайте детям иллюстрации гуслей (приложение 5), образ Садко (приложение 6), познакомьте с портретом композитора Н. А. Римским-Корсаковым (приложение 7). После рассказа предложите послушать игру на гуслях самого Садко, либо известного музыканта-гусляра. Поговорите о музыке. Какая она была по характеру. (приложение 28). Предложите детям нарисовать гусли или любой другой художественный образ.

Источник

Чем водит по струнам скрипач

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего.

От прижима пальцем длина колеблющейся области струны уменьшается, за счет чего повышается частота, то есть получается более высокий звук. Струны, не прижатые пальцем, называются открытыми и обозначаются при указании аппликатуры нулём.

От касания струны почти без нажима в точках кратного деления получаются флажолеты. Многие флажолеты по высоте далеко выходят из стандартного диапазона скрипки.

Расположение пальцев левой руки на грифе называется аппликатурой (от слова аппликата). Указательный палец руки называется первым, средний — вторым, безымянный — третьим, мизинец — четвёртым. Позицией называется аппликатура четырёх соседних пальцев, отстоящих один от другого на тон или полутон. На каждой струне можно иметь семь и более позиций. Чем выше позиция, тем сложнее в ней чисто играть. На каждой струне, исключая квинты, идут преимущественно только до пятой позиции включительно; но на квинте или первой струне, а иногда и на второй, пользуются более высокими позициями — вплоть до двенадцатой.

Существует как минимум три способа держания смычка:

Ведение смычка имеет большое влияние на характер, силу, тембр звука, и вообще на фразировку. На скрипке в норме можно брать одновременно на соседних струнах две ноты (двойные ноты), в исключительных случаях — три (требуется сильное давление смычка), а не одновременно, но очень быстро — три (тройные ноты) и четыре. Такие сочетания, преимущественно гармонические, легче исполнять на открытых струнах, и используются как правило в сольных произведениях.

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

1) Многие педагоги по игре на скрипке утверждают, что рука, держащая смычок, должна быть опущена, а именно, когда вы берете в руки смычок, позвольте кисти упасть, а ваши пальцы сами примут необходимое положение.

2) Многие всемирно известные скрипачи, такие как, к примеру, Сарасате, Иоахим и Венявский, имели свою собственную манеру держать смычок, ведь у каждого рука была особой формы, пальцы и мускулы на руках также индивидуальны. К примеру, Иоахим держал смычок при помощи второго, третьего и четвертого пальцев (не считая большого), поднимая при этом первый палец. А Изаи, например, держит смычок при помощи первых трех пальцев, приподнимая мизинец. Сарасате же держал смычок сразу всеми пальцами и умел при этом придать своим пассажам легкость и воздушность, а тону исключительную певучесть. Однако, истории известно, что все эти великие мастера использовали только давление кисти на струны инструмента (это значит, что не стоит использовать для этого всю руку). Конечно, узнать, какое именно давление выбирали эти известные скрипачи для каждого отдельного момента, нам не дано.

4) Возьмите смычок так, как удобно вам, поставьте пальцы в рабочее положение (домиком) и освободите мизинец. Проведите смычком сначала по воздуху, а потом по струнам. Если руке не комфортно, положите и вновь возьмите смычок.

Источник

Скрипка

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

«Королева музыки» – так называют скрипку за ее выразительный, чарующий тембр и особенности звучания. История ее создания насчитывает несколько веков, изысканный вид создает ощущение богемности, а сочный, проникновенный звук становится основным в произведениях великих композиторов классической музыки.

Устройство скрипки

Струнный смычковый инструмент имеет узнаваемую конструкцию, состоит из корпуса, грифа и четырех струн. Скрипка устроена довольно сложно. Чтобы она могла звучать, подобно «человеческому голосу», передавать мысли и настроение композитора, вызывать эмоции у слушателя, важны все детали скрипки.

Корпус

Характер звучания зависит от величины устройства и качества древесины. Обычно используется ель, которая лучше резонирует и проводит вибрацию струн, чем клен. Состоит из двух дек – задней и передней, соединенных между собой полосой древесины, названной обечайкой. В качестве резонаторных отверстий на верхней деке вырезаются два проема в виде латинской буквы «f», их называют эфами. Форма корпуса напоминает трапецию, верхняя и нижняя грань которой округлена, а в середине сужена. Талия и округлости создают удобство для скрипача во время игры.

На силу звука и тембр влияют толщина древесины, высота обечайки. Чем больше эти показатели, тем звучание ниже, чем меньше – тем звонче «поет» инструмент. Характер звучания определяют и другие детали корпуса:

Еще одна важная деталь скрипки – подставка. Это не закрепленная часть приподнимает струны над грифом. Малейшее изменение положения подставки приводит к изменению строя инструмента. Корпус покрывают лаком, за счет которого скрипка получает элегантный, прозрачный золотистый или коричневый цвет. Лаковое покрытие на характеристики звучания не влияют.

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Еще одна деталь, сделанная из дерева. Представляет собой пластину из дерева, которая крепится к корпусу. Гриф имеет головку и шейку. В отличие от других струнных, он не имеет накладки ладов, поэтому музыканту нужно точно знать, где находится определенная нота. В месте перехода грифа в головку накладывается порожек, фиксирующий и приподнимающий струны.

Еще одно отличие от группы струнных – колки колковой коробки, не имеющие шестерней, как, например, у гитары. Они просто вставляются в корпус коробки и фиксируются натяжением струн.

Самая эффектная часть музыкального инструмента – шейка, за которую скрипач удерживает скрипку. Она может выглядеть просто, как отогнутый конец грифа. Нередко бывает в форме головы какого-нибудь животного. Такая шейка будет являться настоящим украшением «королевы музыки».

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Струны

Тембр скрипки зависит от качества изготовления струн. Количество их – четыре, каждая настраивается на определенную ноту: «ми», «ля», «ре», «соль». Во времена возникновения в качестве струн выступали жилы животных. Сегодня их изготавливают из высокоуглеродистой стали или полимерных материалов, оформляя алюминиевой, стальной или серебряной оплеткой. Диапазон скрипки – «соль» малой октавы – ля четвертой и выше.

История происхождения скрипки

Возникновению «королевы музыки» предшествовало появление различных струнных щипковых. Изобрести инструмент по разным данным могли Гаспаро да Сало и Андреа Амати. Древнейшие подобия скрипки были у разных народов. Ученые считают, что ее предшественниками могли стать ребаб, фидель, кротта. Но главный предок – виола, которая была очень распространенным аристократическим инструментом в средневековой Европе.

XVI век ознаменовался разделением двух основных струнных смычковых. В аристократических семьях играли на виолончели, а на улицах звучала скрипка. Эти два представителя одного семейства имели главное различие в звучании. Первый издавал низкий, тихий звук, подходил для раздумий, второй – визжащий, резки, под который простолюдины любили танцевать. Русское название происходит от слова «скрыпати», которое может относиться к старо-славянской группе.

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Разница между виолончелью и скрипкой еще и в разных размерах. Первый массивный устанавливали на полу, а второй можно было везде носить с собой и играть, удерживая в руках. Конкуренция между двумя инструментами привела к победе «королевы музыки». Кто первый ее изобретатель установить трудно. Но история скрипки помнит имена таких знаменитых мастеров, как Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. Также известно, что родная страна инструмента – Италия. Точный год, когда могли придумать первую скрипку, не определен.

В большинстве стран Европы инструмент обрел огромную популярность в 18 веке. Он стал звучать в оркестрах, его использовали в своих произведениях Никола Маттейс, Джузеппе Торелли, Джузеппе Тартини. На родине величайших мастеров появились различные виды скрипок.

Техника игры и звукоизвлечения

Игра происходит при помощи смычка, который скрипач держит правой рукой. От того, как он водится, зависит тембр, сила, характер звука. Левой рукой музыкант удерживает инструмент, четыре пальца зажимают струны. Большой палец в аппликатуре не участвует. Зажимая струну, музыкант повышает высоту звука.

Скрипка позволяет использовать в музыке большое количество штрихов, проводя по струнам «волнами» или ударяя по ним коротким ударом смычка, двигаясь им короткими отрывистыми движениями или меняя длину затухания.

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Какие бывают скрипки

Несмотря на общепринятые стандарты, существует несколько видов инструмента, которые отличаются по размерам, акустическим свойствам, методу изготовления. Дополнительные части скрипки могут быть признаком того, что устройство имеет определенные свойства. Например, для сольных выступлений могут использоваться экземпляры, оснащенные звукоснимателями. На такой электроскрипке любила играть Ванесса Мэй.

По методу изготовления

Это могут быть три категории, которые принято называть по способу производства:

Интересный факт: самой дорого признана скрипка работы Гварнери. В 2010 году ее продали за 18 миллионов долларов.

По размеру

С момента начала обучения игре и в процессе профессиональной деятельности скрипач может поменять не один инструмент. Это зависит от того, что человек растет, меняется длина руки, кисти. Взрослые музыканты обычно играют на скрипке 4/4 «четыре четверти». Вес и размеры скрипок для взрослых – 300-400 г, 60 см.

Могут существовать и другие виды по размеру. Самые маленькие – это «шестнадцатая», «восьмушка» и «четвертинка». На них учатся музицировать дети в возрасте трех лет. В средних и старших классах используются 1/2 («половинка») и 3/4 (трехчетвертная).

Отдельного внимания заслуживает альт. Его легко перепутать с «королевой музыки», решив, что это просто большая скрипка, ведь альт отличается от нее размером. Но у «большого брата» отличается и звучание – оно на квинту ниже. Другое и написание партитур, они обозначаются альтовым ключом.

Чем водит по струнам скрипач. Смотреть фото Чем водит по струнам скрипач. Смотреть картинку Чем водит по струнам скрипач. Картинка про Чем водит по струнам скрипач. Фото Чем водит по струнам скрипач

Знаменитые скрипачи

Происхождение скрипки и внедрение ее в академическую музыку произошло в эпоху барокко. В 17 веке известнейшим скрипачом был Антонио Вивальди. Сегодня его «Времена года» входят в большинство концертов на самых разных сценах мира.

В 18 веке появились свои виртуозы. Европейцы восхищались мастерством Джованни Баттиста Виотти, а среди русских исполнителей первой знаменитостью стал Иван Хандошкин.

Среди известнейших скрипачей музыканты и композиторы разных времен: Николо Паганини, Генрик Венявский, Леонид Коган, Ванесса Мэй, Вадим Репин. Им удавалось создать уникальный музыкальный текст для скрипки, наполненный эмоцией и душевными переживаниями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *