Чем воспринимается обонятельная информация

Информация вокруг нас

Урок 2. Информатика 5 класс ФГОС

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Конспект урока «Информация вокруг нас»

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно, без получения информации существование человека невозможно.

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.

Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей, просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации. Человека постоянно окружает информационное поле.

Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Визуальная информация – это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.

При помощи зрения человек получает основную часть всей информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве. Орган для получения визуальной информации – глаза.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Аудиальная или звуковая информация воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Тактильная информация воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации – кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Вкусовая информация воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Животные, так же, как и люди получают информацию с помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот, сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина – слух.

А у некоторых животных развиты чувства, которые и вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют определить местоположение этого предмета и расстояние до него.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду. Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с листочками она быстро опускает их.

Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Числовая информация указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений. Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век. Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.

Текстовая информация – это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из существующих языков мира.

К графической информации относятся различные изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.

К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.

Видеоинформация состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и мультфильмы.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить. Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями, записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения информации используются ещё и электронные носители.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

После изобретения письменности люди научились передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью сети Интернет.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре телепередач, в компьютерной сети Интернет.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст, который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем представил ее в виде текста.

В процессе обработки информации может измениться её содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.

Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи, поиска и обработки информации) называются информационными процессами.

Подведём итоги урока:

Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.

Информация по форме восприятия её человеком делится на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.

По форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.

Информационные процессы включают в себя процессы хранения, передачи, поиска и обработки информации.

Источник

ВОСПРИЯТИЕ ЗАПАХОВ

Доктор технических наук В. МАЙОРОВ.

Чуть более четверти века назад в журнале «Наука и жизнь» (№ 1, 1978 г.) была опубликована статья «Загадка запаха». Ее автор, кандидат химических наук Г. Шульпин, справедливо отмечал, что современное ему состояние науки о запахах примерно такое же, как состояние органической химии в 1835 году. Тогда один из зачинателей этой науки, Ф. Велер, писал, что органическая химия представляется ему дремучим лесом, из которого невозможно выбраться. Но уже через четверть века А. М. Бутлеров, создав теорию химического строения вещества, сумел «выбраться из чащи». Шульпин выражал уверенность, что загадка запаха будет решена едва ли не быстрее, чем в случае органической химии.

И он оказался прав на все 100%! В последнее время произошел настоящий прорыв в понимании молекулярных основ обоняния. Разберем основные стадии восприятия запахов в свете современных представлений.

КАК ВОСПРИНИМАЕТСЯ ЗАПАХ

При вдохе через нос воздух вместе с молекулами пахучего вещества (называемого обонятельным стимулом или одорантом) проходит в каждой из двух носовых полостей по щелевидному каналу сложной конфигурации, который образован продольной носовой перегородкой и тремя носовыми раковинами. Здесь воздух очищается от пыли, увлажняется и нагревается. Затем часть воздуха поступает в расположенную в верхней задней зоне канала обонятельную область, имеющую вид щели, покрытой обонятельным эпителием.

Как известно, нейрон состоит из тела и отростков: аксонов и дендритов. Нервный импульс с одной нервной клетки на другую передается с аксона на дендрит. Диаметр утолщенной центральной части обонятельного нейрона (сомы) 5-10 мкм. Дендритная часть в виде волокнистых отростков диаметром 1-2 мкм выходит к внешней поверхности эпителия. Здесь дендриты заканчиваются утолщением, от которого отходит пучок из 6-12 ресничек (цилий) диаметром 0,2-0,3 мкм и длиной до 200 мкм, погруженный внутрь слоя слизи (у кролика число ресничек в одном рецепторном нейроне составляет 30-60, а у собак достигает 100-150). Отходящее от сомы нервное волокно (аксон) имеет диаметр около 0,2 мкм и выходит к внутренней поверхности эпителия. Здесь аксоны от соседних нейронов объединяются в жгуты (филы), доходящие до обонятельной луковицы.

Каким образом рецепторы распределяются по нейронам: имеются ли отдельные представители этого семейства во всех обонятельных нейронах или каждый нейрон несет на своей мембране только один вид рецепторного белка? Как может мозг определить, какой из 1000 типов рецепторов подал сигнал? Имеющиеся данные позволяют сделать заключение о том, что на одном нейроне присутствует только обонятельный рецепторный белок одного вида. Нейроны с разными рецепторами обладают различной функциональностью, то есть в эпителии имеются тысячи различных типов нейронов. В этом случае проблема идентификации активированного запахом отдельного рецептора сводится к задаче выявления подавшего сигнал нейрона.

Принимая во внимание, что общее число обонятельных нейронов у человека около 10 млн, число обонятельных рецепторов одного типа исчисляется в среднем десятками тысяч.

Обонятельная система использует комбинаторную схему для идентификации одорантов и кодирования сигнала. Согласно ей один тип обонятельных рецепторов активируется множеством одорантов и один одорант активирует множество типов рецепторов. Различные одоранты кодируются различными комбинациями обонятельных рецепторов, причем увеличение концентрации стимула приводит к возрастанию числа активируемых рецепторов и к усложнению его рецепторного кода. В этой схеме каждый рецептор выступает в качестве одного из компонентов комбинаторного рецепторного кода для многих одорантов и как бы выполняет роль буквы своеобразного алфавита, из совокупности которых составляются соответствующие слова-запахи.

Минимальные структурные отличия молекул одорантов, например, по функциональной группе, по длине углеродной цепи, по пространственной структуре приводят к различному рецепторному коду. Для отличительного признака молекулы одоранта, способного изменить кодировку запаха, был предложен термин «одотоп» ( odotope ), или детерминант запаха. Различные обонятельные рецепторы, которые распознают один и тот же одорант, могут идентифицировать различные его признаки-одотопы. Одиночный обонятельный рецептор способен «различать» молекулы, отличающиеся длиной углеродной цепочки всего лишь на один атом углерода, или молекулы, имеющие одинаковую длину углеродной цепочки, но отличающиеся функциональной группой. Учитывая, что в эпителии млекопитающих имеется приблизительно 1000 видов обонятельных рецепторов, можно полагать, что такая комбинаторная схема позволяет различить громадное число одорантов (даже человек различает до 10 000 запахов).

Полученные в последнее время результаты экспериментальных исследований свойств обонятельных рецепторных белков позволили создать на молекулярном уровне структурную модель спиральной молекулы обонятельного белка. Обонятельные рецепторные белки принадлежат к суперсемейству мембранносвязанных рецепторов. Они пересекают двухслойную липидную мембрану реснички семь раз. У содержащей 300-350 аминокислот молекулы рецепторного белка три наружные петли соединяются с тремя внутриклеточными петлями семью пересекающими мембрану трансмембранными участками.

Находящиеся в потоке воздуха молекулы одоранта, перед тем как достичь обонятельных рецепторных нейронов, должны пересечь обволакива ющий поверхность обонятельного эпителия слой слизи. Физиологические функции слоя слизи полностью до сих пор не выяснены. Не вызывает сомнения, что она создает гидрофильную оболочку для чувствительных и хрупких обонятельных рецепторов, выполняя защитную функцию. Ведь систему восприятия сигнала нужно защитить от воздействия внешней среды, то есть от молекул одорантов, среди которых могут быть достаточно опасные и химически активные вещества.

Слой слизи содержит разнообразные растворимые в воде белки, значительную часть которых составляют так называемые гликопротеины. Благодаря разветвленной молекулярной структуре эти белки способны связывать и удерживать молекулы воды, образуя гель.

ОВР относятся к семейству белков, имеющих складчатую бочкообразную структуру с внутренней глубокой полостью, в которую попадают маленькие молекулы гидрофильных (жирорастворимых) одорантов. Разные подвиды этих белков отличаются высокой избирательностью взаимодействия с одорантами различных химических классов.

Полагают, что OBP способствуют растворению одоранта и транспортируют его молекулы сквозь слой слизи, действуют как фильтр для разделения одорантов, могут облегчать связывание одоранта с рецепторным белком и даже очищать околорецепторное пространство от ненужных компонентов.

Кроме одорант-связующих белков в слизи обонятельного эпителия вблизи рецепторных нейронов обнаружены несколько видов одорант-разрушающих ферментов. Все эти ферменты запускают реакции превращения молекул одорантов в другие соединения. Образующиеся в результате этих реакций продукты также вносят свой вклад в восприятие запаха. В конечном итоге все поступающие в слой слизи молекулы одорантов быстро, практически одновременно с завершением вдоха, теряют свою «запаховую» активность. Так что обонятельная система при каждом вдохе получает новую информацию от свежих порций одоранта.

ОБОНЯНИЕ НА УРОВНЕ МОЛЕКУЛ

Многие свойства системы восприятия запахов можно объяснить на молекулярном уровне. Молекула одоранта встречает на поверхности слизи, покрывающей обонятельный эпителий, молекулу одорант-связующего белка, которая связывает и переносит молекулу одоранта через слой слизи к поверхности реснички обонятельного нейрона. В ресничках осуществляется основной процесс передачи обонятельного сигнала. Его механизм достаточно типичен для многих видов взаимодействий физиологически активных веществ с рецепторами нервных клеток.

Несколько молекулярных стадий передачи внутриклеточного сигнала обеспечивают его усиление, в результате чего небольшого числа молекул одоранта становится достаточно для генерирования нейроном электрического импульса. Такие усилительные каскады обеспечивают большую чувствительность системы восприятия запахов.

Итак, активация рецепторного белка молекулой одоранта в конечном счете приводит к генерированию электрического тока в обонятельном рецепторном нейроне. Ток распространяется по дендриту нейрона в его соматическую часть, где возбуждает выходной электрический импульс. Этот импульс передается по нейрональному аксону в обонятельную луковицу.

Одиночный электрический сигнал-импульс на выходе имеет длительность не более 5 мс и пиковую амплитуду около 100 мкВ. Почти все нейроны генерируют импульсы и при отсутствии воздействия одоранта, то есть обладают спонтанной активностью, называемой биологическим шумом. Частота этих импульсов меняется в диапазоне от 0,07 до 1,8 импульса в секунду.

Обонятельные рецепторные нейроны распознают громадное число разнообразных молекул пахучих веществ и посылают информацию о них через аксоны в обонятельную луковицу, служащую первым центром обработки обонятельной информации в головном мозге. Парные обонятельные луковицы представляют собой продолговатые образования «на ножках». Отсюда начинается путь обонятельного сигнала к полушариям мозга. Аксоны обонятельных нейронов оканчиваются в обонятельной луковице разветвлениями в сферических концентраторах (диаметром 100-200 мкм), называемых гломерулами. В гломерулах осуществляется контакт между окончаниями аксонов обонятельных нейронов и дендритами нейронов второго порядка, которыми являются митральные и пучковые клетки.

Все аксоны одной популяции обонятельных нейронов сходятся на две гломерулы, зеркально расположенные по разные стороны двумерного поверхностного слоя обонятельной луковицы. В зависимости от содержания передаваемого сигнала гломерулы активируются различным образом. Совокупность активированных гломерул называется картой запаха и представляет своего рода «слепок» запаха, то есть она показывает, из каких пахучих веществ состоит воспринимаемый обонятельный объект.

От обонятельной луковицы аксоны митральных и пучковых клеток передают информацию в первичные обонятельные участки коры головного мозга, а затем в высшие ее участки, где формируется осознанное ощущение запаха, и в лимбическую систему, которая порождает эмоциональную и мотивационную реакцию на обонятельный сигнал.

Свойства обонятельных зон коры головного мозга позволяют формировать ассоциативную память, которая устанавливает связь нового аромата с отпечатками воспринятых ранее обонятельных стимулов. Полагают, что процесс идентификации одоранта включает сравнение получающегося отображения с его описанием в семантической памяти. В случае совпадения отпечатка и памяти о запахе происходит какой-либо ответ (эмоциональный, двигательный) организма. Процесс этот осуществляется очень быстро, в течение секунды, и информация о совпадении после ответа сразу сбрасывается, поскольку мозг готовит себя к решению следующей задачи восприятия запаха.

С молекулярной точки зрения пока непонятно, в каких единицах измерять интенсивность запаха и от чего она зависит, что такое качество запаха, его «букет», чем отличается один запах от другого и как охарактеризовать это отличие, что происходит с запахом при смешивании различных одорантов. Оказывается, что независимо от вида одорантов и уровня подготовленности даже опытный эксперт не может определить все составляющие смесь компоненты, если их больше трех. Если же смесь содержит более десяти одорантов, то человек не в состоянии идентифицировать ни одного из них.

Остается еще множество вопросов, касающихся механизмов и видов воздействия запахов на эмоциональное, психическое и физическое состояния человека. В последнее время на эту тему появилось немало спекуляций, чему поспособствовал вышедший в 1985 году роман П. Зюскинда «Парфюмер», более восьми лет прочно занимавший место в первой десятке бестселлеров на западном книжном рынке. Фантазии на тему чрезвычайной силы подсознательного воздействия ароматов на эмоциональное состояние человека обеспечили этому произведению огромный успех.

Лозовская Е., канд. физ.-мат. наук. Штрих-код запаха // Наука и жизнь, 2004, № 12.

Марголина А., канд. биол. наук. Сладкая власть феромонов // Наука и жизнь, 2005, № 7.

Шульпин Г., канд. хим. наук. Загадка запаха // Наука и жизнь, 1978, № 1.

Источник

Какая бывает информация

Урок 3. Информатика 2 класс ФГОС

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Конспект урока «Какая бывает информация»

Здравствуйте, мальчики и девочки.

Это снова я – ноутбук Самсоша.

На прошлом уроке вы с профессором Знатоковым изучили тему «Человек и информация». Узнали, что информатика – это наука о получении, хранении, обработке, передаче и использовании информации. А информация – это сведения об окружающем нас мире. Также вы узнали, что люди воспринимают разные сигналы из внешнего мира органами чувств: кожей, глазами, ушами, носом, языком.

Органы чувств, которые мы с вами перечислили, отличаются друг от друга, значит, и информация бывает разных видов.

И сегодня мы займёмся тем, что научимся определять и называть вид информации по способу восприятия её человеком.

Ребята, когда вы идёте в школу, какие звуки вы слышите?

Наверное, шум проезжающих машин. Разговор идущих мимо людей. Шелест листьев деревьев. Карканье ворон. Звук светофора. Такую информацию мы получаем с помощью органа чувств – ушей.

Уши – это органы слуха. Они служат для того, чтобы мы слышали. То, что мы слышим ушами – это слуховая (звуковая) информация.

Если вы не будете слушать учительницу на уроке, вы не получите новые знания. Уши – очень важный орган чувств. Ребята, вы знаете, что если громко и долго слушать музыку в наушниках, то слух может ухудшиться. Так что берегите свои ушки. А когда холодно, обязательно надевайте шапку, чтобы ушки были в тепле.

А вы помните, что появляется на небе после дождя?

Радуга. Красивая, с яркими цветами. Информацию о дожде, о радуге мы получаем с помощью глаз.

Глаза – это органы зрения. Они служат для того, чтобы мы видели. То, что мы видим глазами, – это зрительная информация.

Ребята, а вы знаете, сколько у радуги цветов?

Семь. А чтобы запомнить, какие цвета в каком порядке идут, запомните такую фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этой фразе первая буква каждого слова такая же, как первая буква названия цвета в радуге.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Давайте перечислим цвета.

Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Ребята, а ведь вы сейчас получили слуховую и зрительную информацию о радуге. Вы слушали, что я вам объяснял, и смотрели на экран на пояснение материла.

Глаза тоже важный орган чувств. Не сидите долго за компьютером, перед телевизором, с телефоном. Давайте глазам «отдохнуть». И не забывайте делать упражнения, которые мы с вами изучили по технике безопасности.

Знаете, однажды, я угостил профессора мороженым. Когда я спросил, понравилось ли оно ему. Профессор ответил, что мороженое очень вкусное, сладкое, цитрусовое.

Эту информацию профессор получил с помощью языка. Язык служит для того, чтобы получить информацию о вкусе, когда мы пьём или едим.

Язык – это орган вкуса. То, что мы ощущаем языком, – это вкусовая информация.

Но будьте осторожны! Слишком холодная или слишком горячая пища и напитки могут повредить язык, и тогда он на какое-то время перестанет ощущать вкус.

Вы замечали, что животные, например, кошки или собаки, прежде чем есть, нюхают?

Так они получают информацию о том, подходит ли им эта еда. Так и человек. Когда мы открываем холодильник и достаём, например молоко, мы тоже его нюхаем, проверяем – не испортилось ли оно.

Входя в магазин, мы чувствуем запах свежеиспечённого хлеба. Запах хлеба, булочки, духов, шампуня, какао мы воспринимаем с помощью носа.

Нос – это орган обоняния. «Обонять» – значит «ощущать запах». То, что мы ощущаем носом, – это обонятельная информация.

Носом мы ощущаем не только приятные ароматы, но и неприятные запахи. Также мы можем почувствовать запах опасности, например, газа, дыма. Так что, если вы простудитесь, у вас появится насморк и вы не сможете получить информацию о запахе. Поэтому не болейте и берегите нос!

Так-так-так… мы с вами вспомнили органы чувств: уши, глаза, язык и нос, что же я забыл… А-а-а, вспомнил. Кожа!

С помощью кожи мы ощущаем мягкий или твёрдый предмет, тёплый или холодный, гладкий или шершавый и так далее. Например, как только профессор Знатоков взял в руки мороженое, он сразу почувствовал кожей руки, что оно холодное. Когда мы гладим кота, мы чувствуем, какая у него мягкая шёрстка. Но если мы тронем кактус или ёжика, мы сразу почувствуем, что они колючие. Кстати, будьте осторожны, некоторые иголки от кактуса впиваются в кожу, и потом их очень неприятно доставать. Не стоит трогать кактусы.

Кожа – это орган осязания. «Осязать» значит «ощущать». Не путайте с обонять! Обонять – это ощущать запах, а осязать – ощущать холод, тепло и так далее.

То, что мы ощущаем кожей – это осязательная (тактильная) информация.

Кожу тоже надо беречь. Носите зимой перчатки, чтобы кожа рук была защищена от мороза и находилась в тепле. Берегитесь кипятка, горячих предметов. Они могут стать причиной ожога, а это очень больно и долго лечится.

Ребята, все органы чувств важны!

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Ведь если какой-то орган не «работает», то мы не получим информацию. Такой орган перестаёт воспринимать информацию.

Ну что же, пришло время для заданий.

Первое задание. Зачеркните ненужное.

Человек получает слуховую информацию, когда он:

Читает книгу, слушает музыку в наушниках, слушает радио, записывает решение задачи, ест конфету.

Правильный ответ: слушает музыку в наушниках и слушает радио.

Человек получает обонятельную информацию, когда он:

Чувствует запах булочек, читает книгу, нюхает розы, слушает радио, записывает решение задачи, берёт в руки мяч.

Правильный ответ: чувствует запах булочек и нюхает розы.

Человек получает осязательную информацию, когда он:

Трогает рукой чашку, читает книгу, нюхает розы, слушает радио, берёт в руки предмет, ест конфету.

Правильный ответ: трогает рукой чашку и берёт в руки предмет.

Второе задание. Распределите информацию по её видам.

Тепло, холодно, жарко, твёрдо, мягко, солёно, кисло, сладко, горько, вкусно, громко, тихо, красиво, тускло, ярко, синее, красное, запах дыма, приятный аромат духов, ужасный запах.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.

Осязательная (тактильная) информация: тепло, холодно, жарко, твёрдо, мягко.

Вкусовая информация: солёно, кисло, сладко, горько, вкусно.

Звуковая (слуховая) информация: громко, тихо.

Зрительная информация: красиво, тускло, ярко, синее, красное.

Обонятельная информация: запах дыма, приятный аромат духов, ужасный запах.

Ну что же, пришло время повторить изученное сегодня.

Давайте представим полученную сегодня информацию в таблицу.

Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть фото Чем воспринимается обонятельная информация. Смотреть картинку Чем воспринимается обонятельная информация. Картинка про Чем воспринимается обонятельная информация. Фото Чем воспринимается обонятельная информация

Зрительная информация – видим с помощью глаз.

Слуховая (звуковая) информация – слышим с помощью ушей.

Вкусовая информация – ощущаем вкус с помощью языка.

Обонятельная информация – обоняем, то есть ощущаем запах с помощью носа.

Осязательная (тактильная) информация – осязаем, то есть ощущаем с помощью кожи.

И, как всегда, в конце урока заполняем словарь.

Зрительная информация. Воспринимается органами зрения (глаза).

Слуховая (звуковая) информация. Воспринимается органами слуха (уши).

Вкусовая информация. Воспринимается органом вкуса (язык).

Осязательная (тактильная) информация. Воспринимается органом осязания (кожа).

Обонятельная информация. Воспринимается органом обоняния (нос).

Вот и закончился наш сегодняшний урок. Я надеюсь, вам было интересно и познавательно. А я прощаюсь с вами. До новых встреч, ребята.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *