Чем вреден катализатор для человека

Чем вреден катализатор для человека

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человека

Отработанные смазочно-охлаждающие технологические средства (СОТС) являются опасными загрязнителями практически всех компонентов природной среды – поверхностных и подземных вод, почвенно-растительного покрова, атмосферного воздуха. Опасным свойством масел является их токсичность – свойство вещества при попадании в определённых количествах в организм человека, животного или растения вызывать их отравление или гибель [5].

Опасными компонентами маслосодержащих отходов являются углеводороды. Доказано, что все углеводороды обладают выраженным действием на сердечно-сосудистую систему и на показатели крови (снижение содержания гемоглобина и эритроцитов), могут поражать печень, вызывают нарушение деятельности эндокринных желез, поражают центральную нервную систему, вызывают острые и хронические отравления, иногда со смертельным исходом.

При оценке СОТС учитывают канцерогенные свойства веществ, входящих в состав продукта [3]. Все характеристики, на основании которых делается вывод о безопасности СОТС, должны отображаться в паспорте безопасности, данные которого учитывают при составлении санитарно-эпидемиологического заключения, выдаваемого в установленном законном порядке [3, 5]. В таблице представлены значения токсичности приоритетных компонентов СОТС и продуктов их термоокислительной деструкции, содержащихся в воздухе рабочей зоны [8].

Результаты ряда исследований показывают, что средний срок использования СОТС варьирует от двух недель до полутора месяцев. Наибольшую опасность представляют отработанные СОТС, в состав которых входят индустриальное масло, щелочь, полигликоли, асидол и ряд других веществ. Показано, что отработанные СОТС в 15–30 раз токсичнее свежих [1].

Токсичность приоритетных компонентов СОТС и продуктов их термоокислительной деструкции

Органы и системы, поражаемые при воздействии в концентрациях, превышающих ПДК и RFC

Печень, почки, ЦНС, кровь

Печень, почки, ЦНС, КП

ЦНС, кровь, почки, КП, репродуктивная функция, ГС

Печень, почки, ЦНС, КП

Печень, почки, ЦНС, КП

ССС, почки, печень, ЦНС, ОД

ОД, СОГ, сенсибилиз. действие, КП

ОД, печень, почки, слизистые оболочки

ОД, печень, почки, КП

Примечание. Обозначения: СAS – уникальный идентификационный номер химических соединений и некоторых смесей; ЕРА – оценка канцерогенной опасности по классификации агентства по охране окружающей среды США; REC – референтная концентрация, установленная по ЕРА в качестве предела ингаляционного воздействия на человека опасных уровней химических веществ; МАИР – классификация международного агентства по изучению рака; ОД – органы дыхания; ЦНС – центральная нервная система; СОГ – слизистая оболочка глаза; ССС – сердечно-сосудистая система; ГС – гормональная система; КП – канцерогенная патология; РД – разнонаправленное воздействие на многие органы и системы организма.

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человека

Рис. 1. Основные пути поступления вредных веществ СОТС в организм рабочих и вызываемые профессиональные заболевания

Отработанные смазочно-охлаждающие вещества оказывают свое негативное воздействие не только на организм, но и на окружающую среду.

Загрязнение поверхности и недр территории промплощадки предприятия нефтепродуктами потенциально имеет ряд опасных и трудно ликвидируемых последствий. При попадании нефтепродуктов в почву формируется несколько видов загрязнения геологической среды:

– загрязнение грунтов зоны аэрации;

– загрязнение горизонта грунтовых вод.

Загрязнения почвогрунтов формируются в основном в местах пролива продуктов отработанных СОТС – первичное загрязнение. При этом наиболее сильно почвы загрязняются тяжелыми и вязкими нефтепродуктами, не способными к глубокому проникновению в недра. В некоторых случаях происходит вторичное загрязнение в результате подъема уровня грунтовых вод.

Под влиянием нефтепродуктов увеличивается количество водопрочных частиц почвы размером больше 10 мм, происходит агрегирование почвенных частиц, содержание глыбистых частиц увеличивается, а содержание агрономически ценных мелких частиц уменьшается. Почвы, насыщенные нефтепродуктами, теряют способность впитывать и удерживать влагу [9].

Срок восстановления, саморекультивации почв, загрязненных нефтепродуктами, составляет от 1–2 до 10–15 лет.

Наличие 2 г нефтепродуктов в 1 кг почвы делают ее непригодной для жизни растений и почвенной микрофлоры. Нефтепродукты оказывают влияние почти на все группы почвенных беспозвоночных. Быстрее всего погибают крупные виды (насекомые, черви). Понижение концентрации кислорода в почве способствует развитию анаэробных микроорганизмов, развитие аэробной микрофлоры затормаживается. Первоначально даже слабое загрязнение почвы нефтепродуктами приводит к снижению количества почвенных микроорганизмов. Восстановление численности наблюдается через несколько месяцев после загрязнения, в дальнейшем возможен даже некоторый рост численности микроорганизмов за счет использования углерода нефтепродуктов в качестве питательного вещества. Однако интенсивный рост микроорганизмов, усваивающих растворимые соединения, сильно обедняет почву соединениями азота и фосфора. Загрязнения почв нефтепродуктами создают новую экологическую обстановку с соответствующим числом организмов в почве. Общая особенность всех нефтезагрязненных почв – ограниченность видового и экологического разнообразия педобионтов [9].

В процессе механической обработки с применением СОТС под действием высоких температур в зоне обработки могут образовываться аэродисперсные системы на основе аэрозолей СОТС, что дополнительно, помимо проливов отработанных СОТС, повышает их миграционную способность в окружающей среде [6]. На рис. 2 показан анализ путей возможной миграции аэрозолей СОЖ.

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человека

Рис. 2. Возможные пути миграции продуктов СОТС

Исходя из вышесказанного, в целях экологической безвредности и ожидаемого попутного экономического эффекта в случае внедрения «сухой» (без традиционных СОТС) механической обработки многие зарубежные фирмы совместно с институтами активно занимаются разработкой теоретических основ и практических способов реализации обработки резанием без применения СОТС [1, 7].

Как показывает опыт западного и отечественного машиностроения [1], по мере усиления законодательства и налоговых санкций, направленных на защиту окружающей среды, технологии, позволяющие минимизировать использование СОТС, становятся все более востребованными.

Проведение научно-исследовательской работы осуществляется при поддержке гранта Президента Российской Федерации МК-6076.2013.8.

Рецензенты:

Бобровский Н.М., д.т.н., доцент, профессор кафедры «Оборудование и технологии машиностроительного производства», ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти;

Горшков Б.М., д.т.н., доцент, зав. кафедрой «Электротехнические комплексы и системы», ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», г. Тольятти.

Источник

Правда или миф – вред электронных сигарет

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человекаПравда или миф – вред электронных сигарет 31.05.2018 14:57

Электронные сигареты (ЭСДН- электронные системы доставки никотина)– это изделия, разработанные с целью доставки никотина или других веществ в виде аэрозоля в организм потребителя. Использование электронных сигарет – это по сути своей имитация курения обычных сигарет без горения табака.

Устройство электронной сигареты, как правило, включает перезаряжаемый аккумуляторный блок, заменяемый картридж с жидкостью и электронный испаритель (распылитель), при нагревании превращающий содержимое картриджа в аэрозоль, который затем вдыхается курящим. Жидкость содержит четыре основных ингредиента: пропилен гликоль и/или глицерин как основу для выработки аэрозоля, ароматизаторы и, как возможный вариант, никотин.

Электронным сигаретам зачастую придается форма, которая делает их похожими на традиционные табачные аналоги (например, сигареты, сигары, сигариллы, трубки и кальяны). Иногда их производят в форме предметов повседневного использования, таких как ручки или флеш-карты, или же в виде более крупных цилиндрических или прямоугольных устройств.

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человека

Значит, электронные сигареты содержат никотин?

Что именно человек вдыхает, когда использую электронные сигареты?

В настоящее время существует около 500 марок электронных сигарет, но при этом всего лишь несколько из них подвергались анализу. В связи с недостатком знаний о составе вдыхаемой смеси возникает проблема с обеспечением стандартов качества. Тем не менее, существует достаточно фактов, указывающих на то, что аэрозоль в электронных сигаретах – это не просто «водяной пар», как его обычно называют компании-производители. Специальная литература демонстрирует большое разнообразие данных о количестве токсичных веществ и никотина, вырабатываемых электронными сигаретами.

Во вдыхаемом аэрозоле обычно содержатся канцерогенные соединения (такие как формальдегид). Однако их содержание на 1–2 порядка ниже, чем в табачном дыму. Соответственно, существует вероятность, что электронные сигареты менее токсичны, чем традиционные сигареты. Тем не менее, в некоторых подвергнутых анализу марках обнаруживается такое же высокое содержание вызывающих рак веществ, как и в дыму некоторых сигарет.

Кроме того, на степень всасывания никотина могут влиять свойственные курильщику привычки: значение будут иметь и длительность затяжек, и глубина вдыхания, и частота употребления. Некоторые пользователи модифицируют электронные сигареты в домашних условиях, чтобы изменить количество доставляемого ими никотина и/или других наркотиков. Легкость, с которой изделия могут модифицироваться или наполняться другими веществами помимо никотинового раствора, в значительной мере разнится от изделия к изделию.

Являются ли электронные сигареты менее опасными, чем обычные сигареты и другая табачная продукция?

Нет, употребление электронных сигарет несет определенные риски для здоровья.

Эти приспособления стали популярными в течение последних 4–5 лет. Мало что известно о воздействии электронных сигарет на здоровье. Поскольку они содержат меньше токсичных веществ и в меньших количествах, чем традиционные сигареты, электронные сигареты, вероятно, являются менее токсичными. Однако никто не знает, насколько они менее токсичны.

При этом никотин может оказывать негативное воздействие на развитие головного мозга во внутриутробном и подростковом периодах, а также способствовать развитию сердечно-сосудистых заболеваний и стимулировать опухолевый рост, играя определенную роль в развитии злокачественных заболеваний. Кроме того, данные из Соединенного Королевства и Соединенных Штатов Америки говорят о значительном росте частоты случаев отравления никотином по мере увеличения использования электронных сигарет.

Помимо этого, есть данные о рисках для здоровья, связанных с токсичными веществами в вырабатываемом электронными сигаретами аэрозоле. Хотя в ближайшие несколько лет у нас еще не будет окончательных данных о долгосрочном воздействии этих токсичных веществ на здоровье, например, об их связи с развитием онкологических и других заболеваний, уже есть достаточно данных, указывающих на опасность этих токсинов для беременных женщин, которые сами используют электронные сигареты или пассивно подвергаются их воздействию.

Какие риски для здоровья несет в себе использование электронных сигарет?

По данным доклада ВОЗ 2014 г. «Электронные системы доставки никотина», основные риски для здоровья, связанные с использованием электронных сигарет, обусловлены вдыханием – в том числе пассивным – никотина и других выделяемых ими токсичных продуктов.

Существующие научные данные показывают, что использование электронных сигарет несет в себе серьезные угрозы для детей во внутриутробном и подростковом периодах и увеличивает количество никотина и целого ряда токсичных веществ, воздействию которых подвергаются некурящие и любые пассивно вдыхающие их лица. Тем не менее, пониженное воздействие токсичных веществ, которому будет подвергаться заядлый взрослый курильщик, используя надлежащим образом регулируемые электронные сигареты в качестве полной замены обычных сигарет, вероятно, будет менее вредным для организма, чем дальнейшее использование традиционных сигарет или других изделий, предполагающих вдыхание продуктов горения табака. Однако неизвестно, насколько именно это позволит снизить риск.

Могут ли электронные сигареты вызвать привыкание?

Электронные сигареты могут нести с собой риск развития зависимости от никотина и табачных изделий у молодых людей и некурящих. Их использование может приводить к промедлению с отказом от курения или препятствовать ему.

По мнению ВОЗ, электронные сигареты полезны или вредны?

Имеется достаточно данных, демонстрирующих, что электронные сигареты опасны для молодых людей, беременных женщин и лиц, не употребляющих никотин. В то же время электронные сигареты, вероятно, менее токсичны для взрослых курильщиков, чем обычные сигареты, при условии, что их состав надлежащим образом регулируется и что курильщик использует их как полную замену обычных сигарет. Не существует достаточного объема научных данных, позволяющих это доказать, что электронные сигареты могли бы стать относительно эффективным средством, помогающим отказу от курения.

Могут ли электронные сигареты помочь бросить курить?

Учитывая имеющиеся сомнения в отношении безопасности и эффективности электронных сигарет как средства, помогающего бросить курить, существует необходимость в тщательном изучении этого вопроса независимыми исследовательскими организациями, которые не связаны с производителями электронных сигарет и табачной продукции. Ожидается, что в ближайшие годы будет накоплен значительный массив фактических данных, который позволит прийти к окончательному выводу по этому вопросу.

На сегодняшний день ни один государственный орган пока не проводил оценку эффективности электронных сигарет как средства, помогающего отказу от курения, и официально не одобрял их использования для этой цели.

Какими изделиями следует пользоваться, чтобы бросить курить?

Взрослым ВОЗ рекомендует использовать официально одобренные виды никотинзаместительной терапии (НЗТ) с применением терапевтических систем доставки никотина, изготовленных в соответствии со строгими правилами производства изделий медицинского назначения, с целью полного отказа от курения при соблюдении четких инструкций в отношении дозировки, продолжительности и методов использования этих систем. НЗТ (к примеру, никотиновая жвачка и никотиновый пластырь) доставляет никотин в организм человека через кожу или слизистую оболочку ротовой полости, но в меньшем количестве и значительно более медленно, чем в процессе курения, когда никотин вдыхается в легкие.

Вредит ли использование электронных сигарет другим людям?

Учитывая тот факт, что в аэрозоле электронных сигарет содержатся никотин и твердые частицы, в состав которых входят некоторые токсичные вещества, то, когда потребитель выдыхает этот аэрозоль в помещении, фоновый уровень содержания твердых частиц и никотина в воздухе повышается.

Вдыхание никотина некурящими, подростками и беременными женщинами не только приводит к формированию у них никотиновой зависимости, но также, по некоторым данным, связано с развитием ряда сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых. Кроме того, воздействие никотина на организм во внутриутробном и подростковом периодах может иметь долгосрочные последствия для развития головного мозга ребенка.

ВОЗ давно настаивает на том, что безопасного уровня концентрации в воздухе твердых частиц не существует, поэтому необходимо, насколько это возможно, сводить их содержание в окружающем воздухе к минимуму вне зависимости от источника загрязнения.

Может ли использование электронных сигарет молодыми людьми стать отправной точкой для начала курения?

Поскольку процент молодых людей, пользующихся электронными сигаретами, продолжает расти, эксперты по вопросам борьбы с табаком беспокоятся о том, что электронные сигареты могут стать для них отправной точкой формирования никотиновой зависимости и дальнейшего втягивания в курение. В специальной литературе имеются данные, показывающие, что за период с 2008 по 2012 годы число подростков, экспериментирующих с электронными сигаретами, выросло в два раза. Одна из предполагаемых причин этого явления может заключаться в наличии широкого ассортимента ароматических добавок для электронных сигарет (до 8000 тысяч предлагаемых вариантов), включая, например, ароматы фруктов, конфет и алкогольных напитков. Это может подталкивать молодых людей к экспериментированию с электронными сигаретами и затем привести к формированию у них никотиновой зависимости.

В настоящее время законодательством Российской Федерации распространение, употребление, использование электронных сигарет никак не регламентировано, что позволяет осуществлять продажу, использование и рекламу электронных систем доставки никотина без каких-либо ограничений.

В настоящее время проводится широкая пропаганда здорового образа в жизни в части отказа от употребления электронных сигарет в том числе. Медицинскими работниками проводится профилактическая работа с подростками, а также их родителями, педагогами о вреде использования электронных сигарет, так как электронные сигареты широко распространены среди подростков и зачастую родители, не понимая вреда, самостоятельно покупают электронные сигареты своим детям.

Материал подготовила: Егорова Кристина Александровна

Врач психиатр-нарколог кабинета профилактики ГБУЗ РК «КРНД»

Источник

Воздействие выхлопных газов на здоровье человека

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человека

Дизельные двигатели широко используются в транспортных средствах и электрогенераторах, и поэтому часто встречаются случаи профессионального воздействия выхлопных газов дизельных двигателей. В 2012 году Международное агентство по изучению рака (МАИР) классифицировало дизельные выхлопные газы как канцерогенные для человека, главным образом, исходя из повышенного риска заболевания раком легких.

В последние годы значительное развитие технологий дизельных двигателей, что привело к изменению уровня выбросов и состава выхлопных газов. В настоящей статье рассматриваются последствия воздействия выхлопных газов дизельных двигателей на здоровье человека, воздействие на рабочем месте, а также доступные средства снижения воздействия.

Выхлопные газы на рабочем месте представляют опасность для самочувствия и здоровья работнико. Мероприятия по охране труда, такие как измерения вредных факторов и аттестация рабочих мест, позволят избежать вреда для здоровья.

Состав выхлопных газов дизельных двигателей

Выхлопные газы дизельных двигателей представляют собой сложную смесь газообразных и твердых частиц, образующихся при сгорании дизельного топлива. Количество выбросов и состав выхлопных газов зависят, например, от типа, состояния и наличия технического обслуживания двигателя, состава и свойств топлива, а также применяемых методов последующей обработки выхлопных газов. Основными газообразными компонентами отработанных газов дизельного топлива являются диоксид углерода, кислород, азот, водяной пар, окиси азота и окись углерода. Кроме того, в газовой фазе могут выделяться диоксид серы и различные органические соединения, такие как низкомолекулярные карбонилы, карбоновые кислоты, алканы, алкены и ароматические вещества.

Помимо газов и паров, выхлопные газы содержат мельчайшие частицы, которые образуются в процессе сгорания и последующей конденсации соединений газовой фазы. Эти частицы состоят из элементарного углерода, адсорбированных органических соединений, сульфатов, нитратов и следов других элементов. Выхлопные частицы дизельного топлива легко вдыхаются. Благодаря небольшому размеру частицы могут достигать легочных альвеол, чувствительной газообменной области легких.

Известно, что использование биодизеля вместо или в смеси с ископаемым топливом может умеренно снизить выбросы частиц, суммарных углеводородов и окиси углерода, но в то же время выбросы оксидов азота часто увеличиваются. В целом, выхлопные газы биодизеля содержат меньше генотоксичных полициклических ароматических углеводородов, но больше раздражающих альдегидов и кетонов.

Влияние на легкие и сердечно-сосудистую систему

Воздействие выхлопных газов дизельного двигателя может вызвать раздражение глаз, носа и горла, а также неприятные запахи. У добровольцев, подвергшихся относительно высокому уровню выхлопных газов дизельного топлива, обнаружена легкая воспалительная реакция и раздражение дыхательных путей. Помимо респираторного эффекта, в исследованиях наблюдались изменения в функции кровеносных сосудов. Кроме того, исследования связывают загрязнение окружающего воздуха, особенно твердыми частицами, с развитием хронических сердечно-сосудистых заболеваний. Однако основополагающие механизмы и относительная важность различных составляющих дизельных выхлопных газов по отношению к наблюдаемым эффектам изучены не в полной мере.

В исследованиях на животных воздействие выхлопных газов дизельных двигателей было связано с повышенной реакцией на аллергены и снижением устойчивости к вирусным и бактериальным инфекциям в легких. Длительное воздействие высокого уровня выхлопных газов дизельного топлива может вызвать профессиональные заболевания легких. При очень высоких уровнях воздействия были также обнаружены опухоли легких.

Канцерогенность выхлопных газов дизельного топлива

В июне 2012 года Международное агентство по изучению рака (МАИР) обновило свою оценку канцерогенности дизельных выхлопных газов и переклассификации дизельных выхлопных газов как канцерогенных для человека (Группа 1). Обновленная оценка основана главным образом на недавно опубликованных эпидемиологических исследованиях риска заболевания раком легких, связанного с воздействием дизельных выхлопных газов, среди шахтеров, железнодорожников и работников автотранспортной отрасли. В частности, крупное исследование среди шахтеров показало повышенный риск заболевания раком легких при повышенном воздействии выхлопных газов дизельных двигателей.

Риск профессионального рака среди рабочих с наибольшим воздействием был почти в три раза выше по сравнению с группой с наименьшим воздействием. Шахтеры, подвергаются воздействию дизельных выхлопных газов во время таких работ, как добыча руды, транспортировка, техническое обслуживание и использование транспортных средств. Широкое использование дизельного оборудования в подземных шахтах и тот факт, что подземные работы увеличивают возможность накопления выхлопных газов, затрудняет контроль воздействия на рабочих.

Имеются также ограниченные эпидемиологические данные, связывающие облучение выхлопными газами дизельных двигателей с повышенной заболеваемостью раком мочевого пузыря. Поскольку выхлопные газы дизельного топлива являются генотоксичными для бактерий и клеток млекопитающих, МАИР пришла к выводу, что выхлопные газы дизельного топлива могут вызывать рак из-за его генотоксичности.

Влияние современных двигателей на здоровье

До сих пор очень мало данных о воздействии на здоровье выхлопных газов двигателей с новой технологией. Так как выбросы твердых частиц от новых дизельных двигателей значительно ниже, чем у старых дизельных двигателей, ожидается снижение риска заболевания раком при использовании новой технологии дизельных двигателей. Немногие имеющиеся исследования на животных указывают на то, что применение передовых методов последующей обработки выхлопных газов может значительно снизить вред от выхлопов дизельных двигателей.

Исследования, позволяющие сравнить старую и новую технологии выхлопных двигателей в отношении различных последствий для здоровья, включая генотоксичность и воспалительные эффекты, будут представлять особый интерес в будущем. Необходима также дополнительная информация о фактических уровнях воздействия на рабочих местах, где используются новые технологии дизельных двигателей.

Источник

Зачем нужен катализатор в автомобиле и можно ли его удалять

Я ехал по трассе, и у машины пропала тяга. Хорошо, что это не случилось при обгоне.

Я добрался до ближайшего автосервиса и удалил катализатор. Потом заплатил за работу и оставил все, что от этого катализатора осталось, ребятам из автосервиса. Тогда я еще не знал, что эта деталь содержит драгоценные металлы и за все, что от него осталось, дают хорошие деньги. В следующий раз буду умнее: проезжу на машине до 100 000 км, потом удалю, а катализатор оставлю себе или расплачусь им за работу.

Я попытался разобраться, насколько катализатор лишняя деталь в автомобиле и можно ли его удалять. Из этой статьи вы узнаете, как работает катализатор, какие типы катализаторов бывают, из-за чего они выходят из строя и какие есть признаки неисправного катализатора.

Что такое катализатор и зачем он нужен

Технически это огнеупорный керамический или металлический цилиндр с сотами, через которые проходят отработавшие газы, в составе которых есть вредные вещества: углеводород, оксид азота, окись углерода. На стенках этих сот есть микрослой веществ-катализаторов: это может быть платина, палладий или родий. Они ускоряют химические процессы, и выхлопные газы после окислительно-восстановительных реакций с этими металлами становятся менее токсичными.

В основном катализаторы ставят в выхлопной системе автомобилей с бензиновыми двигателями. Их может быть несколько: например, если из двигателя идет две отдельные выхлопные трубы, ставят по одному на каждую. Бывает, что катализаторы ставят последовательно на одной выхлопной трубе.

Еще катализатор снижает температуру газов. Например, на входе в катализатор температура газов около +390 °C, а на выходе — уже +260 °C. Примерно в таком температурном режиме и проходят химические реакции, поэтому какое-то время после запуска двигателя катализатор не работает.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Виды катализаторов и их заменители

Обычно такую замену делают на гарантийных машинах, если по каким-то причинам он вышел из строя или его украли. Срок службы оригинального катализатора обычно не меньше гарантийного срока автомобиля.

Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>

При выборе универсального катализатора важно правильно определить его объем, который не должен быть меньше оригинального. Корпус катализатора не всегда круглой формы, у него разная длина и ширина. Отработавший катализатор вырезают из корпуса болгаркой, а новый вваривают на его место. Лучше, чтобы эти работы проводил опытный сварщик, который сделает качественный сварной шов.

Установка универсального катализатора — это компромисс для тех, кто не хочет или не может купить оригинальный катализатор, но заботится об экологии или хотя бы хочет пройти техосмотр.

Пламегаситель в английских руководствах по ремонту выхлопных систем — это «предварительный глушитель». Он смешивает потоки отработавших газов из разных цилиндров, снижает их температуру, а также сводит уровень шума и вибрацию до приемлемого уровня. Его устанавливают вместо катализатора, но он никак не влияет на токсичность отработавших газов.

Между корпусом и трубой пламегасителя проложен огнеупорный наполнитель. Обычно это базальт, синтетическое волокно или минеральная вата. Корпус пламегасителей может быть однослойным или двухслойным. Двухслойные также называют реактивными. Они более долговечны и хорошо гасят колебания звуковой волны. Внутренний слой должен выдерживать воздействие высоких температур, а внешний — коррозии.

Для каждого автомобиля нужно рассчитать оптимальный объем пламегасителя. Если объема пламегасителя будет недостаточно, то звук на выходе будет неприятным, дребезжащим. Те элементы глушителя, которые находятся после пламегасителя, подвергаются повышенному износу и быстрее выходят из строя.

Можно ли удалить катализатор

Катализатор по умолчанию рассчитан на весь срок службы автомобиля. Но качество топлива и тяжелые условия эксплуатации разрушают его значительно раньше: например, при пробеге 100 000 км.

Нет универсального или регламентированного срока удаления катализатора — каждый случай индивидуален. Неисправный катализатор доставляет множество проблем: от назойливой лампочки Check engine до попадания керамической пыли в цилиндры двигателя. Поэтому у большинства автомобилей старше десяти лет катализатор уже удален.

Есть такие выхлопные системы, при которых катализатор расположен очень близко к двигателю. В случае когда он начинает разрушаться, дисперсионная пыль от него летит в сторону двигателя. Она очень мелкая и твердая, ее можно сравнить с мелким песком. Она царапает цилиндры двигателя при работе поршней. Из-за этих царапин двигатель начинает потреблять масло или его расход увеличивается — это в случае, если двигатель потребляет его с первых дней эксплуатации автомобиля.

Рано или поздно это приводит к капитальному ремонту двигателя. Некоторые автовладельцы хотят избежать таких неприятных последствий и удаляют катализатор еще до того, как он начнет разрушаться.

Можно обойтись без обманки. Для этого нужно перепрошить электронный блок управления и настроить его так, чтобы лямбда-зонд воспринимал новые «вредные» показания датчиков как норму. В объявлениях эту процедуру называют перепрошивкой под Евро-2 и обещают, что машина будет ехать бодрее, двигатель будет выдавать на 20—30 лошадиных сил больше.

Установка обманок, пламегасителей вместо нового оригинального катализатора может привести к неожиданным последствиям: ошибкам двигателя, неприятному запаху выхлопных газов или излишнему расходу топлива и масла.

Из-за того что количество вредных выбросов при таком ремонте не соответствует заявленным нормам, автомобиль может не пройти техосмотр. По российскому законодательству катализатор — компонент транспортного средства, поэтому автовладелец удаляет его на свой страх и риск. Если по каким-то причинам нужно заменить оригинальный катализатор, то установка универсального — оптимальное решение.

Не советую удалять катализатор на гарантийных автомобилях на пробеге до 100 000 км без необходимости. Двигатель автомобиля, скорее всего, снимут с гарантии из-за вмешательства в выхлопную систему. На гарантийных авто проблема с катализаторами возникает редко, менее 1% случаев от общего объема продаж.

Почему катализаторы воруют

От краж катализатора часто страдают автомобили каршеринга и такси. Но были случаи, когда оригинальный катализатор вырезали на улице, когда автомобиль припаркован на ночь во дворе. Достаточно поднять машину домкратом и вырезать часть глушителя болгаркой.

В автомобилях с высоким клиренсом можно добраться до катализатора даже без домкрата. Кража катализатора занимает около минуты. Но если сигнализация оборудована датчиком наклона, то она сообщит, что автомобиль пытаются приподнять.

Обычно за удаление катализатора, установку пламегасителя, обманки или перепрошивки электронного блока управления автосервисы не берут никакой оплаты, а просто оставляют отработавший катализатор себе.

Но немало и тех, кто просто забирает молча, без всяких скидок и выплат, как лом черного металла. А потом сдают его, ведь оригинальный катализатор содержит драгоценные металлы, которые стоят дороже золота.

В среднем драгметаллы — это 0,08—0,17% от общей массы катализатора. Со временем он вырабатывает свой ресурс и драгметаллов становится меньше. Точное количество платины, палладия и родия в конкретном катализаторе определяют анализатором драгоценных металлов.

Чем вреден катализатор для человека. Смотреть фото Чем вреден катализатор для человека. Смотреть картинку Чем вреден катализатор для человека. Картинка про Чем вреден катализатор для человека. Фото Чем вреден катализатор для человека

Из-за чего катализатор выходит из строя

Износ напыления из драгоценных металлов. Драгоценные металлы на стенках ячеек катализатора выгорают — это естественный процесс. Поэтому при приеме катализатора на переработку проводят его химический анализ. Может оказаться так, что в катализаторе совсем не осталось драгметаллов. Когда это происходит, выхлопные газы перестают очищаться, кислородные датчики это фиксируют, и на панели приборов возникает ошибка.

Некачественное топливо. Иногда, чтобы увеличить октановое число топлива, недобросовестные владельцы заправок добавляют в него присадки, которые содержат свинец. Это увеличивает нагрузку на катализатор, соты забиваются продуктами горения топлива, и он раньше выходит из строя. Для дизельных двигателей повышенный износ сажевого фильтра происходит зимой, когда в топливо добавляют антигель.

Неисправности зажигания. Если свечи дают искру с перебоями, то несгоревшие остатки топливно-воздушной смеси сгорают в катализаторе, что уменьшает срок его службы. Соты катализатора при этом оплавляются, и его пропускная способность уменьшается.

Неисправности двигателя. Если в цилиндрах двигателя есть царапины или задиры, то смесь, которая получается при работе двигателя внутреннего сгорания, перестает быть двухкомпонентной — то есть теперь состоит не только из воздуха и топлива. В ней есть еще и моторное масло. Это неизбежно засоряет катализатор, и он вскоре выходит из строя. Часто в проблемах с двигателем обвиняют разрушившийся катализатор. Но в этом случае скорее двигатель провоцирует проблемы с катализатором.

Как обнаружить проблему

Катализатор редко разрушается внезапно, в один момент. Обычно этому предшествуют типичные симптомы работы двигателя, выхлопной системы и посторонние звуки. Если внимательно анализировать все изменения, можно вовремя вмешаться и исправить ситуацию.

Лампочка «чек энджин» на панели приборов загорается по разным причинам. Если считать код специальным сканером, то он покажет, где конкретно возникла проблема. Ошибка воздушных датчиков катализатора говорит о том, что с катализатором что-то не так.

Снижение мощности двигателя. По ощущениям за рулем это похоже на прицеп или машину на буксире. Автомобиль трогается с места, ускоряется, но ему как будто что-то мешает — ускорение недостаточно энергичное. Иногда двигатель машины при этом вибрирует, а сама машина дергается.

Посторонние звуки под днищем. Если катализатор уже начал разрушаться, то его частички при высоких оборотах двигателя или при запуске бьются о корпус выхлопной системы. При этом водитель слышит посторонние звуки под днищем автомобиля. Они похожи на звенящий звук в пустой металлической банке.

Нестабильный напор газов из глушителя. Для такой проверки нужно поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать такт выхода газов. При нормальной работе газы выходят через равные промежутки времени, похожие на биение сердца. Если поток газов ровный и слабый, значит, катализатор, скорее всего, неисправен.

Запах выхлопных газов. Если катализатор не очищает выхлопные газы от токсичных выбросов, то это можно почувствовать без специальных замеров уровня углекислого газа. Рядом с машиной, особенно в момент ее прогрева, будет неприятно пахнуть продуктами сгорания топливно-воздушной смеси. Иногда запах проникает в салон автомобиля, когда двигатель работает на холостых оборотах.

Задиры на цилиндрах. Если катализатор уже начал разрушаться и его частицы попали в камеру сгорания топливно-воздушной смеси, то на цилиндрах образуются задиры и царапины. Проверку их состояния можно провести в автосервисе специальным устройством — эндоскопом. Если с цилиндрами все в порядке и нет других признаков, то удалять катализатор не нужно.

Диагностика датчиков. С помощью автосканера, например ELM 327, можно подключиться к электронному блоку управления автомобилем. В приложениях для смартфона нужно выбрать показания кислородных датчиков катализатора и сравнить их фактические значения с эталонными.

Проверять датчики нужно на прогретом, работающем на холостых оборотах двигателе. Отклонения от нормы будут означать, что катализатор неисправен. Хотя бывает и так, что дело во втором кислородном датчике — они со временем прогорают и перестают работать, так что нелишним будет совместить этот способ с проверкой эндоскопом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *