Чем вреден тик так для детей

Нервный тик у ребенка: причины, особенности и что делать?

Чем вреден тик так для детей. Смотреть фото Чем вреден тик так для детей. Смотреть картинку Чем вреден тик так для детей. Картинка про Чем вреден тик так для детей. Фото Чем вреден тик так для детей

Родители могут очень тревожиться, когда видят или слышат, как ребенок демонстрирует эти неожиданные движения или звуки. Вероятно, в голове возникает масса вопросов: у моего ребенка проблемы? Чем это вызвано? Стоит ли немедленно идти к врачу? Будет ли этот тик всегда?

Что такое тик?

Детские тики и двигательные расстройства бывают самых разных форм и размеров. Тики могут различаться от легкого сопения носом или прочистки горла до более выраженных действий: сильных покачивающих движений головой или резких вскриков, резких звуков.

Несмотря на то, что они являются непроизвольными, дети ощущают предупреждающие «побуждения», желание сделать тик, и чувствуют снятие напряжения, когда действие будет сделано.

Если ребенок может сосредоточиться на движении, он может подавить его на короткий период времени; однако напряжение нужно будет выпустить позже. Вот почему многие родители видят эти движения после того, как забирают своего ребенка из школы.

Большинство тиков проходят сами по себе. Тики, которые проходят менее чем через год – это временные явления. Но когда у пациента наблюдаются как вокальные, так и моторные тики более года, это идентифицируется как синдром Туретта.

Механизм возникновения тика

Чтобы понять, как выявляются и корректируются детские тики, полезно сначала понять, как они возникают. Как правило, непосредственно перед симптомом тика у ребенка возникают сенсорные позывы. Это чувство, что с телом что-то не так, и ребенок должен двигаться или должен шуметь, чтобы избавиться от этого позыва.

Что вызывает тик? Есть ли профилактические меры?

К несчастью, невозможно предугадать или предотвратить тик. Они обычно начинают появляться в возрасте от 5 до 10 лет, и мы не до конца понимаем причину. Однако считается, что происходят нейрохимические изменения в нейронах, вырабатывающих дофамин и серотонин, влияющие на несколько частей мозга, включая таламус, кору головного мозга и полосатое тело.

Лучшей профилактикой тика будут разговоры с ребенком о его эмоциях, состоянии. Если заметили, что ребенка что-то тревожит, и он не хочет вам говорить, лучше обратиться за помощью к детскому психологу. Он найдет подход к малышу и поможет предотвратить тревогу.

Как я могу помочь своему ребенку справиться с тиками?

Специалисты рекомендуют попробовать с ребенком дыхательные упражнения, чтобы уменьшить беспокойство или стресс. Родители также должны осознавать, какое эмоциональное воздействие это может оказать на самооценку ребенка.

Важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку, особенно когда он находится в школьном возрасте. Убедите его, что все в порядке – это не тяжелая патология, и что не нужно стесняться.

Когда следует обратиться к врачу?

Родителям всегда стоит сообщать о своих проблемах неврологу, который может провести дальнейшую оценку, чтобы определить, является ли тревожащий родителей симптом нервным тиком или чем-то другим.

Тики обычно диагностируются на основании симптомов, которые описывает родитель или ребенок, и врач, как правило, может определить тик только клинически. Обычно никаких других анализов не требуется. Если диагноз неясен, тики начинают беспокоить ребенка, вызывают боль или существенное нарушение обучения, мы рекомендуем обследовать ребенка у психоневролога.

У детей с тиками, особенно тех, у кого синдром Туретта, могут возникать синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), тревожность и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). В случае этого диагноза обязательно должен быть задействован врач, потому что лечение этих расстройств так же важно, если даже не более, чем лечение самих тиков.

Какие варианты лечения возможны?

Подавляющее большинство детей в конечном итоге перерастают свои тики или тики становятся менее частыми или менее серьезными по мере того, как человек вступает во взрослую жизнь.

В большинстве случаев в серьезном медикаментозном или оперативном лечении нет необходимости.

Существуют эффективные варианты терапии, основанные на поведении и его коррекции. Врачи рассматривают лечение только в том случае, если тик мешает повседневной деятельности, например, вызывает боль или трудности в обучении.

Существует вариант лечения, называемый терапией обращения с привычками, который учит ребенка бороться с тиками. По сути, это тренирует ребенка выполнять конкурирующие реакции, которые в конечном итоге могут компенсировать тиковое движение.

Нужно ли лечить тик?

Первым делом врачи предлагают родителям искать признаки того, что тик негативно влияет на повседневную жизнь их ребенка. Если ребенок жалуется на головную боль или боль в шее из-за частых движений головой, или если ему трудно заводить друзей или над ним издеваются из-за тика, нужно лечение.

В новых рекомендациях, выпущенных Американской академией неврологии в 2019 году, описан курс лечения пациентов с хроническими тиками.

Специалисты предлагают использовать новую поведенческую терапию под названием «Комплексное поведенческое вмешательство при тиках» (CBIT), заменяющую фармакологические методы лечения.

CBIT предназначено для гашения нежелательных импульсов и тиков за счет обучения пациентов распознавать проблемные побуждения и противодействовать им.

Исследования показали, что CBIT так же эффективен в борьбе с тиками, как и лекарства, что помогает избавиться от потенциальных побочных эффектов лекарства и обеспечить ребенку нужный эффект.

Советы родителям

Некоторые тики похожи на симптомы простуды или аллергии. Но тики не вызываются каким-либо явным аллергеном и не провоцируют покраснения или воспаления при осмотре уха, носа и горла.

Тикозные движения не возникают во время сна, поэтому, если родители наблюдают симптомы тиков, пока их ребенок спит, стоит исключать другие возможные причины.

Перед визитом к врачу зафиксируйте симптомы тика с помощью смартфона, поскольку пока вы находитесь в кабинете врача, у ребенка может не быть приступов. Будьте осторожны, чтобы не привлекать внимание к тикам.

Сосредоточение внимания на детских тиках может на самом деле усугубить их симптомы. Поэтому не нужно задавать своему ребенку много вопросов о тиках или просить его контролировать свои движения.

Несмотря на то, что тики являются неврологической проблемой, на них сильно влияют повседневные вещи. Вероятно, вы быстро сможете определить, когда тики вашего ребенка станут хуже или лучше, исходя из того, что он делает или где находится. Эксперты разработали набор принципов, которым вы можете следовать, чтобы помочь своему ребенку с его тиками.

1. Не реагируйте на тики ребенка

Если вы чувствуете, что хотите утешить своего ребенка после того, как возникли движения, говорите очень мало. Вместо этого подождите, пока тик не прекратится, и спросите, как у него дела.

Если дети дразнят своего брата / сестру из-за тиков, четко и твердо скажите им, что они не должны этого делать.

Если сверстники или родственники вашего ребенка комментируют тики, пожалуйста, отведите их в сторону и попросите не реагировать на движения.

Иногда тики могут быть забавными, но не смейтесь, когда они случаются. Сделайте вид, будто их не было.

2. Обсуждайте состояние ребенка только тогда, когда его нет рядом с вами

Как родитель вы хотите помочь своему ребенку, когда он страдает, и даже можете чувствовать, что это ваша вина.

Родители детей с тиками часто переживают множество эмоций: вину, печаль, разочарование и даже гнев. Это естественно, но важно, чтобы ребенок не видел этого в ваших глазах и не слышал в вашем голосе.

В противном случае он почувствует себя очень плохо, а плохое самочувствие может усугубить тики.

Когда вы расстраиваетесь из-за своего ребенка, спокойно выйдите из комнаты, пока не почувствуете, что можете спокойно общаться.

Если у вас и вашего супруга возникает спор о состоянии ребенка, идите в другую комнату, вне поля зрения и слышимости ребенка. Спокойно обсудите свои разногласия, пока не придете к соглашению.

Когда члены семьи спрашивают вас или вашего ребенка о тиках, спокойно объясните им, что тики не являются преднамеренными, но есть вещи, которым вы и ваш ребенок учитесь, что может помочь справиться с симптомами. Ваш ребенок должен чувствовать поддержку в его усилиях по борьбе с симптомами.

3. Расскажите ребенку о его сильных сторонах, а не о проблемах

Не нужно постоянно напоминать о проблеме. Ребенок должен четко и ясно знать, что его любят независимо от того, есть тик или его нет.

4. Создайте четкий режим

Тики обычно ухудшаются, когда ситуация непредсказуема. Установление предсказуемого распорядка отхода ко сну и расписания в течение дня помогает в борьбе с проблемой.

Убедитесь, что ваш ребенок высыпается. Вы, наверное, заметили, что тики усиливаются, когда дети устают. Части мозга, которые создают тики, тоже могут устать, и когда это происходит, тики усиливаются.

5. Помогите ребенку расслабиться, когда он находится в состоянии стресса

Вы могли заметить, что тики вашего ребенка усиливаются, когда он расстроен, находится в стрессе или тревоге. Научите вашего ребенка дышать так, чтобы он расслабился. Когда вы замечаете, что ваш ребенок нервничает или расстраивается, рекомендую отвести его в тихое место и позволить ему попрактиковаться в расслабленном дыхании.

National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NIH)

Источник

Интервью с неврологом

Чем вреден тик так для детей. Смотреть фото Чем вреден тик так для детей. Смотреть картинку Чем вреден тик так для детей. Картинка про Чем вреден тик так для детей. Фото Чем вреден тик так для детей

Чем вреден тик так для детей. Смотреть фото Чем вреден тик так для детей. Смотреть картинку Чем вреден тик так для детей. Картинка про Чем вреден тик так для детей. Фото Чем вреден тик так для детей

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *