Чем вредна отработка масла
Чем опасна отработка масла
Отработанное масло можно отнести к опасным отходам второго или третьего класса. Таким образом, оно является умеренно- или высокоопасным.
Серьезная угроза со стороны отработанного масла экологии и человеческому здоровью очевидна. Данные отходы опаснее сырой нефти, потому что содержат в себе компоненты, измененные в ходе использования.
Опасность отработанного масла для экологической обстановки заключается с следующем:
Некоторое количество отработанных масел подлежит переработке. Правильно слитое масло собирается и перерабатывается, после чего используется повторно.
Как очистить масло?
В процессе восстановления отработанных масел из них удаляют кислоты, коллоидные вещества, механические частицы, химический осадок, битумные отложения, водный конденсат. В результате регенерированный продукт приобретает запах и цвет, присущий оригиналу.
Используются различные способы восстановления отработанного масла, которые имеют свои положительные и отрицательные стороны, так что отдать предпочтение какой-либо одной технологии невозможно.
При восстановлении масла посредством механических средств из него удаляют свободную воду и твердые частицы. На следующей, теплофизической фазе происходят выпаривание и вакуумная перегонка. После чего наступает пора физико-химической обработки, во время которой искусственно увеличиваются токсичные соединения – это необходимо для удобства их дальнейшей фильтрации.
Микрофильтрация осуществляется посредством пропускания масла сквозь большое количество мембран, отличных друг от друга по производительности и термической устойчивости. Это нужно, чтобы отработанные масла становились более жидкими во время нагревания – так их проще пропускать сквозь мембраны.
В идеале, в результате регенерации должно получиться масло, которое имеет значительно лучшие характеристики в сравнении с первоначальным продуктом. Для этого требуется очень тонкая, сложная, многоступенчатая работа, которая включает в себя различные химические способы восстановления, осуществляемые на сложном оборудовании.
Прошедшее очистку масло можно использовать в узлах и агрегатах машин, на которые выпадает меньшая нагрузка при эксплуатации.
Способы утилизации отработанного машинного масла
Главная / Утилизация и переработка отходов / Синтетические отходы
Время на чтение: 5 мин
Технических масел, по сравнению с другими органическими веществами, расходуется гораздо меньше, однако негативного влияния связанных с ними отходов на природу не следует преуменьшать, так как это наиболее распространенный источник техногенного загрязнения.
Достаточно сказать, что количество отработавших свой ресурс нефтепродуктов, выливаемых на грунт или в воду, на порядок больше того, что попадает в окружающую среду в результате аварий при добыче, транспортировке и переработке.
Кроме того, из-за дороговизны жидких минеральных смазок на повестке дня стоит вопрос о целесообразности их хотя бы частичной регенерации. Таким образом, дальнейшее использование вторичного масла расценивается как перспективная практика в процессе нашей жизнедеятельности.
Судите сами. В ходе воспроизводства масла тратится третья часть энергии, которая расходуется на первичное производство. А для синтезирования литра добротного технического масла необходимо 67,2 л нефти и всего 1,6 л испорченного масла. Причем литр такого масла, переработанного в горючее, дает примерно 40 МДж теплоты.
Почему нельзя просто слить отработанное масло?
Потерявшее свойства масло нуждается в замене. Но отработанный материал запрещено сливать в канализацию, водоемы или на землю. Образовавшаяся пленка, при попадании на природные поверхности, не пропускает воздух. Механические частицы дополнительно засоряют водное и подземное место обитания животных. В такой среде гибнут животные и растения.
Естественное обезвреживание непригодных масляных продуктов длится годами. Слив четырех литров масла загрязняет 3,5 тысячи литров чистой воды.
Для человека использованные нефтепродукты тоже опасны. Входящие в состав смолы, карбены, полиолефины признаны мутагенами. Их присутствие в природе становится причиной онкозаболеваний, бесплодия, плодных мутаций.
В России утилизация отработанного моторного масла не превышает 15%. Общемировой показатель составляет только 1/4 часть. В европейских странах переработка ГСМ — отлаженный процесс, регулируемый законодательством.
Способы регенерации
Этот метод позволяет получить продукт, предназначенный для повторного использования и практически не отличающийся по своим характеристикам от масла, произведенного из сырой нефти.
Таким образом жидкость, очищенная от продуктов окисления, грязи, иных примесей, которая является ценным сырьем, может быть использована по назначению снова.
Регенерация, то есть восстановление отработанного моторного масла, позволяет удалить из него химический осадок, механические включения, газы, водный конденсат, кислоты и другие примеси, а также придать очищенному продукту оригинальный цвет и запах.
Еще по теме: По каким причинам двигатель жрет масло, что делать
В результате получается базовое масло. Этот материал после компаундирования и добавления присадок может использоваться в качестве моторного, трансмиссионного, гидравлического масла и других видов смазок. Помимо этого, очищенную жидкость применяют при изготовлении асфальта.
Для получения продукта, имеющего необходимые физико-химические характеристики, используется несколько методов.
Что делать с отработанным маслом?
Моторные и индустриальные ГСМ причислены к 3 классу опасности, от которого нужно избавляться без нарушений закона. Владельцы техники и ответственные лица производственных объектов должны руководствоваться ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года.
Разрешить ситуацию с накопившимися отработками можно несколькими способами:
Условия хранения отработанного масла
Масляные отходы как токсичные загрязнители подлежат правильному хранению. Отработки собирают в отдельные емкости с плотно закрывающимися крышками. Канистры должны быть устойчивы к окислительным процессам, без повреждений и деформаций.
Существуют меры, которые предупреждают попадание непригодного масла в окружающую среду.
В производственных масштабах руководствуются инструкцией по сбору, учету отработанных ГСМ. Фиксирование образовавшихся отходов и их передвижение проходит в журнале.
При хранении масляных отходов их запрещено:
Куда сдать отработку?
Утратившее свойство масло признано ценным вторичным сырьем. Его закупают специализированные компании. Доставить отработку владелец может сам или при скоплении большого количества емкостей вызвать спецбригаду. За проданное масло выручают до 10 рублей за литр.
Советуем почитать: Утилизация покрышек: переработка резиновых старых автопокрышек
Сотрудники лицензированной фирмы в назначенное время оценивают и забирают масляные отходы. Скупщики перерабатывают отходные нефтепродукты на своих комплексах или перевозят крупным организациям, которые принимают ГСМ с большей выгодой.
На основе ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприятиям требуется профессиональная ликвидация отходов 3 класса опасности. Работники утилизирующей фирмы проводят откачку и погрузку на спецтранспорт. Процесс сопровождается документальным оформлением. Проведенная утилизация или переработка фиксируется в документации, которая передается владельцу.
Отработанное масло как защита для дерева и металла
Отработанное моторное масло может обеспечить долгосрочную эксплуатацию металлических и деревянных конструкций. Для этого стоит покрыть отработкой поверхность объекта или прогрунтовать его. Чтобы при использовании такого вещества не возникло проблем, нужно изучить все правила и нюансы применения. В таком случае работа будет выполнена быстро и качественно.
Как правильно обработать металлическую или деревянную основу:
1. Перед применением горючего вещества стоит продумать, в каких условиях будет использоваться конструкция в дальнейшем. Если это будет место возле горячей трубы или открытого огня, то может возникнуть пожар.
2. Отработанную моторную консистенцию нужно довести до однородности. Для этого можно слить остатки в одну емкость и тщательно перемешать. Проследите, чтобы в масле не было инородных мелких частиц: песка, металлической стружки, деревянных опилок и прочего.
3. Непосредственно перед обработкой нужно позаботиться о личной защите. В отработке содержится масса отравляющих компонентов, которые могут нанести вред здоровью. Если работа будет долгой, то следует использовать респиратор, плотные резиновые перчатки и спецодежду.
4. Древесина зачищается с помощью наждачной бумаги, а металл — жесткой щеткой. Нужно убрать все сколы, ржавчину и коррозию с поверхности.
5. По отработанному наждаком основанию стоит промести кисточкой, чтобы убрать пыль и мелкий мусор, после протереть еще раз тряпкой из натурального материала.
6. Если древесный материал уже подвержен гниению, то здесь потребуется еще и антисептическая пропитка. Для ее нанесения используется исключительно малярная кисть с жесткой щетиной.
Статья по теме: Технологии восстановления ванны своими руками
7. Для доски или ровной металлической поверхности подойдет валик как средство нанесения масла. Доска и металл также хорошо обрабатывается распылителем, если присутствуют неровности и декоративные элементы. Для использованных веществ маслянистого типа обычно достаточно одного слоя нанесения. Второй может быть лишним.
8. Промазанную доску моторным концентратом нужно оставить на свежем воздухе, чтобы она максимально впитала средство, а лишнее выветрилось.
После качественно выполненной работы, кисти, тряпки и весь сопутствующий инвентарь можно сжечь. Он не подлежит вторичному использованию. В итоге ни дерево, ни метал не гниет и не портится.
На видео: отработанное масло — бесплатная пропитка для дерева.
Способы переработки масел
По подсчетам зарубежных ученых слив отработанных нефтепродуктов превышает аварийные потери нефти при её добыче или утечке в море с нефтеналивных танкеров.
Для предотвращения опасного воздействия на экологию использованное масло утилизируют или перерабатывают. Переработка более выгодна, ведь за утилизацию придется платить, а за ценное вторсырье можно получить прибыль. Получение очищенного продукта нужно и для ресурсосбережения планеты.
При выборе способа утилизации моторного масла учитывается образование минимального количества отходных материалов на выходе и их не сложное обезвреживание. Обращается внимание на затратность метода, так как выделение базовых компонентов должно приносить прибыль и окупаться.
Удлинение срока годности непосредственно в месте эксплуатации
Загрязненное масло не выполняет для двигателей смазочных и защитных функций. Владельцы машин могут дать вторую жизнь отработанному продукту. На самостоятельно изготовленных установках с фильтрами отработанное масло рафинируют от засоряющих фракций.
Нефтеперерабатывающие заводы маслосодержащие отходы добавляют для перегонки к исходному сырью. На выходе получается пригодный товарный продукт (кокс, топливо).
Регенерация
Альтернативной методикой по восстановлению отработанного масла считается регенерация. В зависимости от технического метода получают до 80% регенерированного жидкого материала. Суть процесса заключается в удалении твердых загрязняющих примесей, продуктов окисления.
Технология очищения включает несколько этапов:
В образовавшийся очищенный продукт добавляют дополнительные присадки и в итоге получают товарные материалы. Такой способ утилизации отработанных масел отличается многократным воспроизводством.
Обезвоживание
Моторные, трансмиссионные и другие маслосодержащие продукты, отработавшие свой ресурс, обезвоживают разными способами:
Очищенное на центрифуге масло соответствует 13 классу чистоты по государственному стандарту 17216-71.
Крекинг
Термический процесс переработки непригодных к эксплуатации масел называется крекингом. С помощью эффективной методики получают ценный продукт — топливо (синтез-нефть). Это полноценный ресурс для коммунального хозяйства, применяемый в отоплении. Выход конечного продукта достигает 87% от исходного объёма. Полученное топливное сырьё путем дистилляции преобразуется в бензин, дизельное топливо, мазут.
При крекинге заранее обезвоженное масло в аэробных условиях нагревают до 380—420°С. В такой среде молекулы высококипящих углеводородов разрываются на легкие углеводородные фракции. Это компоненты будущих нефтепродуктов (бензина, печного топлива).
Доочистка проходит через адсорбционный фильтр на центрифуге. Технологический процесс завершается образованием небольшого количества кокса. Малоотходность и экологическая безопасность технологии – преимущества перед другими методиками.
Советуем почитать: Проблемы экологии и мировые катастрофы. Как вы считаете сможет ли человечество преодолеть глобальный экологический кризис?
Утилизация отработанного масла
Стоит упомянуть, что таких способов несколько.
Удлинение периода годности непосредственно в месте эксплуатации
В подобных случаях устраняются засоряющие масло компоненты. Срок службы продлевается, частично улучшаются его утраченные свойства.
Отработанное масло выступает как добавка к исходному сырью для перегонки на нефтеперерабатывающем предприятии с получением новой товарной продукции (кокса, масел, керосина).
Регенерация
Использованное масло восстанавливается путем очистки, служа основой для изготовления смазки.
Данный цикл, именуемый регенерацией, можно повторять многократно, и в этом заключается его преимущество.
В принципе, регенерация – идеальный вариант воспроизводства до первоначального состояния, при котором достигается максимальная экономия ресурсов.
Обезвоживание
Это очистка старого масла с последующим его использование исключительно как энергоносителя. Приготовленный в итоге материал сжигается, отапливая жилища или обеспечивая теплом промышленную деятельность. Эта операция разовая и не носит характер бесконечного воспроизводства, поэтому не такая прогрессивная. Вместе с тем она позволяет практически из ничего генерировать и сжигать ценное горючее вещество с низкой себестоимостью.
Крекинг
Самым распространенным признается последний из перечисленных методов – термического крекинга (от англ. to crack – «расщеплять»).
В ходе упомянутого выше технологического процесса бывшее в употреблении масло восстановить невозможно, зато его удается преобразовать в горючее, по свойствам сходное с соляровым маслом.
Оно идет на обогрев населения и иные бытовые нужды. Крекинг – одна из наиболее продуктивных перерабатывающих операций.
В результате изменения внутреннего строения вещества (а, следовательно, его физических характеристик) на выходе получаем 85 % первоначального количества сырья.
Происходит это так. Специальный сосуд заполняется «отработкой», которая затем нагревается и перемешивается. В результате однородная масса перемещается в испаритель, где она сепарируется, а также обезвоживается при помощи вакуума и температуры +110 градусов, избавляясь от посторонних примесей. Образующиеся легкие летучие вещества конденсируются, сжижаясь до состояния бензина.
Полученное масло в крекинговом котле в условиях вакуума и температуры +420 градусов разлагается с разрушением молекулярных структур и связей. Углеводородная субстанция облегчается, превращаясь в печное топливо. Одновременно из котла в виде отходов удаляют так и не распавшиеся высококипящие ингредиенты.
В центробежном аппарате производится завершающий этап с удалением нефтешламов и адсорбцией. Печное топливо становится фильтрованным и готовым к применению.
Утилизация моторного масла
Эксплуатация техники изменяет свойства автомобильного масла. К концу срока годности повышается его кислотность, образуются механические присадки и осадок. Природоохранное законодательство запрещает водителям выливать отработку на природные поверхности.
Если хозяин автосредства не предусматривает дальнейшее использование непригодного масляного состава в бытовых нуждах, то следует обратиться в утилизирующую компанию. С учетом степени загрязнения отработанных нефтепродуктов, их перерабатывают в основу для других масел (гидравлических, трансмиссионных). Более рациональной считается переработка в дизельное топливо, которое используется для двигателей сельскохозяйственного, железнодорожного, авиа- и морского транспорта.
Отработанные ГСМ проходят 4 стадии очистки. На 1 этапе загрязненную масляную субстанцию отстаивают и сепарируют. Механически очищенный продукт выпаривают от излишков воды. Полученное сырьё пропускают через адсорбционные материалы и коагулируют. В заключении его очищают кислотами и снова фильтруют.
Что представляет собой моторное масло, необходимость его применения
Эксплуатация силовых агрегатов невозможна без применения масла для смазки его движущихся деталей. Эта жидкость образует пленку, защищающую элементы двигателя от сухого трения и преждевременного износа.
Кроме этого, масло предохраняет металлические части ДВС от появления коррозии и воздействия вредных соединений, обычно образующихся при работе мотора.
Вне зависимости от вида конечного продукта (различают минеральные, синтетические или полусинтетические виды смазочных жидкостей) производится базовое масло путем перегонки сырой нефти. В дальнейшем полуфабрикат может отправляться на дальнейшую переработку, для улучшения характеристик вводятся различные присадки.
Количество масла, необходимого для заливки в двигатель, определяется техническими характеристиками транспортного средства. Наглядно зависимость объема смазочной жидкости от типа мотора представлена на фото.
Чтобы силовой агрегат надежно служил долгие годы, масло в нем необходимо периодически менять. Связано это с тем, что при эксплуатации мотора происходит изменение характеристик смазочной жидкости, приводящее к невозможности дальнейшего ее использования.
Частота замены зависит от рекомендаций производителя транспортного средства. Как правило, она определяется пробегом автомобиля. Обычно менять масло рекомендуется после 7,5, 10 или 15 тыс. километров пробега.
Но в любом случае эта операция проводится не реже, чем раз в год. Даже если машин весь год простояла без движения. Это обусловлено потерей свойств материала при контакте с воздухом, металлическими и резиновыми деталями мотора.
Отработанное масло остается не только в автопарках и гаражах, оно в большом количестве скапливается на различных производствах и электростанциях.
К слову, помимо непосредственно моторного масла, проводится периодическая замена и других жидкостей, необходимых для работы транспортных средств, а также промышленного оборудования: трансмиссионных и тормозных жидкостей, индустриальных смазочных материалов и т.д.
В результате после замены смазочной жидкости остается большое количество отработанного продукта, которое необходимо каким-то образом утилизировать. Мировое потребление масла составляет примерно 60 млн. тонн в год.
Еще по теме: Выбор аккумулятора для автомобиля
Утилизация масла из трансформаторов
Трансформаторные масла обеспечивают безостановочную работу трансформаторов, выключателей, реакторов. По типовой принадлежности их причисляют к минеральным горюче-смазочным материалам высокой очистки. Кроме функции смазки, они перераспределяют излишки тепла, что сказывается на сроке износа.
Утилизацию путем сжигания отработанных индустриальных масел проводят редко, чаще прибегают к переработке и вторичному использованию. Из отработки получают до 90% высокоочищенного продукта, только 10% не подлежит восстановлению.
Очистка проводится в несколько этапов:
Утилизация пищевого масла
Каждое предприятие общественного питания пользуется жирами для приготовления блюд во фритюре. В отличие от пищевых отходов, масла нуждаются в утилизации, так как жирные фракции растительного или животного происхождения губительны для природы. Слитые в канализацию фритюрные жиры засоряют трубы.
Санэпидемстанции контролируют наличие договоров у оргганизаций общепита с компаниями по утилизации. По действующим нормативам утилизировать пищевые жиры разрешено двумя способами:
Перерабатывающие заводы скупают пищевые жиры для переработки в хозяйственное мыло, олифу, лакокрасочные материалы. В европейских странах распространено перерабатывание масляных отходов в биодизельное топливо.
Переработка канистр
Тара, в которой хранилось моторное масло, подлежит утилизации. Маслосодержащие пластиковые ёмкости изготавливают из полиэтилена высокого давления (ПВД). На дне расположена маркировка буквами HDPE. Этот материал прочен и долговечен. Если выбросить канистру на свалку, её разложение будет происходить десятки лет, с выделением токсичных веществ в атмосферу и почву.
Отличным решением проблемы считается утилизация пластиковой тары. Вторичные полимеры пользуются спросом на перерабатывающих заводах. При переработке 1 кг пластика получается до 800 гр вторсырья. ПВД эффективно утилизируют для производства бутылок бытовой химии, пакетов, новых канистр.
Физико-химические методы утилизации автомасел
Топливно-энергетические ресурсы можно расширить путем регенерации отработанных нефтепродуктов. Восстановленное топливо не уступает качеству первично изготовленного. Интенсивное развитие получили физико-химические методы восстановления (коагуляция, адсорбционная и ионно-обменная очистки).
Даже в отработанном масле доля содержания ценных углеводородов достаточно высока. Из отработок удаляются механические примеси, продукты окисления. Глубина очистки дает максимальный выход базового масла. Добавление присадок позволяет изготавливать маслосодержащие товары с разными свойствами.
Коагуляция
Коагуляция — не самостоятельный процесс очистки, а подготовительный для отстаивания и фильтрации. Для этого с помощью коагулянтов (электролиты естественного и искусственного происхождения, ПАВы, гидрофильные соединения) мелкодисперсные частицы масляных загрязнителей укрупняются. В таком состоянии их можно отфильтровать. Коагуляционная эффективность зависит от объёма вводимого коагулянта, температуры смеси, времени контактирования.
Советуем почитать: Методы и способы обработки отходов
Адсорбционная очистка
Вещества-адсорбенты способны связывать на своей поверхности загрязняющие элементы использованных масел.
По происхождению адсорбирующее сырье встречается двух видов:
Адсорбция осуществляется разными методами:
Ионно-обменная очистка
Для очистки отработанных масел применяется способность ионитов фильтровать загрязнения. Это гигроскопические гели в твердом агрегатном состоянии, полученные путем полимеризации органических веществ и обладающие устойчивостью к водным и углеводородным растворам. Последовательные манипуляции по промывке, сушке и активации восстанавливают функцию ионитов.
Очистку проводят двумя методами:
В ионообменной реакции ионы загрязнителей остаются в ионитной решетке. Ионно-обменная очистка задерживает продукты окисления, но не смолистые фракции.
Преимущества и недостатки
Обработка древесины просто необходима. Естественно, для этого существуют специальные химические средства – краски. Но стоят они дорого, цвет сохраняют недолго, качество не всегда радует, а срок эксплуатации такого покрытия короткий. Использовать отработанное масло в таких целях намного лучше, но у такого чудо-средства существуют как преимущества, так и недостатки.
Плюсы | Минусы |
Для древесины и металла вещество становится не только защитой от дальнейших разложений и порчи, но оперативным способом остановить уже имеющиеся проблемы. | Древесину и металл, покрытые таким веществом, используют исключительно при внешней отделке дома. Обработанный отработкой материал является токсичным и выделяет канцерогены в окружающую среду. |
Для дерева и метала это уникальная пропитка, которая заполняет все микротрещины и сколы. | Еще одним недостатком может стать то, что переизбыток отработанных масел на конструкции дает неприятный запах. |
Деревянный и металлический предмет получит новый цвет, который будет сохраняться долгое время. | Отработанное масло выделяет отравляющие элементы в почву и воздух при разложении материала. |
С помощью небольшого количества вещества можно обработать огромную площадь. | Легко воспламеняется любой предмет, если для покрытия использовано данное средство. |
Статья по теме: Защита бетона на улице от влаги и разрушений: варианты покрытий
Моторному маслу приписывают огромное количество положительных и отрицательных характеристик. Сделать мгновенный вывод относительно целесообразности вторичного использования не получится, все зависит от ситуации.
Отработка и чистое масло — как отличить? (2 видео)
Использованное моторное масло (17 фото)
Народные методы использования отработанного масла
Если владелец не желает искать компании по утилизации, можно дать вторую жизнь непригодному маслу в хозяйстве.
Сфера возможного применения:
Советы пользователям
Любая переработка технических жидкостей осуществляется только на специальных заводах. Они заинтересованы в приеме материала. Для этого нужны пункты приема масел для утилизации. Для стимулирования они должны работать на коммерческой основе. Их клиентами будут автосервисы, фермерские хозяйства, порты, цехи по переработке металла и другие.
Только в специальных пунктах приема соблюдаются правила хранения материалов. Они переливаются в баки или цистерны. Они должны быть защищены от случайного возгорания.
Приобретают популярность специальные фирмы, которые занимаются сбором отработанных масел. Они используют специальные грузовые авто для сбора сырья, емкости для обмена. Такие фирмы обслуживают предприятия на постоянной основе и позволяют не беспокоиться о способах утилизации.
Рекомендуем: Способы утилизации химических отходов