Чем вредна профессия стюардессы для здоровья
5 мрачноватых фактов о работе стюардесс
С земли их профессия кажется сплошным удовольствием: они порхают по миру, наслаждаются бесплатными путешествиями и никогда не скучают. А на самом деле небесным феям приходится поднимать тяжести, разнимать дерущихся мужчин и даже принимать роды. Аварийные ситуации, неадекватные пассажиры, стрессы и перегрузки — чем еще опасна работа мечты?
1. Жесткие рамки
Еще на этапе отбора к стюардессам предъявляют массу требований, порой близких к абсурдным. Раньше, правда, было еще круче: рост ровно 160 см, вес не более 60 кг, никаких мужей и детей — именно таким параметрам должны были отвечать первые бортпроводницы. Сегодня у каждой авиакомпании свои стандарты, подчас оговаривается каждая мелочь — от длины юбки до цвета нижнего белья.
Соответствовать этим нормам придется на протяжении всей карьеры: по словам бортпроводниц «Аэрофлота», их снимали с зарубежных рейсов за размер одежды больше 46-го, а британскую стюардессу уволили за ношение нательного крестика.
2. Проблемы со здоровьем
Работа в небе не проходит бесследно: из-за постоянного шума ухудшается слух, ночные перелеты и частая смена часовых поясов приводят к нарушениям сна и депрессиям, физические нагрузки — к проблемам с суставами, давлением и сердцем.
Самое распространенное профессиональное заболевание — варикозное расширение вен: весь полет стюардессы проводят на ногах. А с воздействием ионизирующего излучения, которое на высоте заметно жестче, чем на земной поверхности, медики связывают повышенный риск возникновения онкологий.
3. Одиночество
Некоторые авиакомпании по-прежнему принимают на работу только свободных женщин: бортпроводницы Lufthansa должны быть не замужем, British Airways — не иметь детей. Из-за сложного графика на знакомства, романы и семейную жизнь у них не остается ни времени, ни сил. Перерывов между рейсами хватает только на то, чтобы выспаться и немного отдохнуть, а на работе обычно не до флирта.
4. Никаких планов
С ненормированным рабочим днем жизнь становится непредсказуемой и превращается в хронический стресс: график полетов меняется каждый месяц, в экстренных случаях на работу могут вызвать в любое время дня и ночи. То же самое касается отдыха и путешествий в перерывах между полетами — даже если бортпроводников отпускают на пару дней, ситуация может измениться, и возвращаться на борт самолета придется через несколько часов.
5. Дополнительные обязанности
Главная обязанность стюардесс — обеспечивать безопасность, а вовсе не обслуживать пассажиров, но последние часто забывают об этом, донимая их своими просьбами и капризами. До кучи с начала 2020 г. российские перевозчики отказались от услуг клининговых компаний, и теперь после коротких рейсов бортпроводницы должны еще и убираться в салоне самолета и мыть туалеты.
Профессиональные заболевания стюардесс
Стюардессы помогают обеспечить безопасность и комфорт пассажиров авиакомпаний. Работа стюардессы даёт возможность увидеть весь мир и познакомиться с разными людьми. В то же время, бортпроводники проводят дни и недели вдали от дома, работают днями и ночами, в выходные и в праздники. И при этом мы привыкли к их улыбкам, вежливому отношению и профессионализму.
Рабочая среда и образ жизни негативно отражаются на состоянии здоровья стюардесс. В этом материале мы рассмотрим основные профессиональные проблемы со здоровьем бортпроводников, которые требуют внимания.
Новообразования молочной железы и меланома
Некоторые исследования показывают, что у стюардесс несколько выше риск развития рака молочной железы. Учёные связывают это с работой ночью (эта вероятность также увеличивается у женщин, которые трудятся в ночную смену). Вероятно, дело в том, что приходится работать при искусственном освещении, это подавляет выработку гормона мелатонина, что повышает риски. Также, возможно, дело в ионизирующем излучении, которое на высоте немного выше, чем на земле.
За год члены экипажа подвергаются облучению в 1,5 раза большему, чем люди, работающие в ядерной энергетике.
По всей видимости, у бортпроводников выше риск развития рака кожи. Ионизирующее излучение, работа ночью, возможно, имеют значение в этом случае, но взаимосвязь до сих пор точно не установлена.
Как снизить свои риски развития рака?
Чтобы защититься от рака кожи, не загорайте, используйте солнцезащитный крем с защитой не меньше 15. В часы, когда солнце светит особенно сильно, оставайтесь в тени, надевайте одежду, которая прикрывает руки и ноги, носите шляпы с широкими полями, а также очки, которые блокируют ультрафиолет.
Раз в год проводите самоосмотр на предмет подозрительных родинок: асимметричных, больше 6 мм в диаметре, разноцветных, растущих, с неровными краями.
Как защититься от радиации?
Чтобы защититься от радиации, реже летайте на дальних рейсах, так как они проходят на большей высоте. Постарайтесь избегать и рейсов, маршруты которых пролегают через полюсы.
Нарушения сна
Работа ночью грозит не только раком, но и нарушениями сна. Между тем, сон и режим дня очень важны для нормального функционирования организма (иммунной системы, обмена веществ, работы мозга и т. п.).
Если при соблюдении этих правил есть трудности с засыпанием, обратитесь к терапевту или сомнологу. Хроническое нарушение циркадных (суточных) ритмов приводит к усталости, изменениям настроения, депрессии, травмам на работе.
Депрессия и алкоголизм
Отсутствие режима дня, нарушения сна, чувство тревоги по поводу опасных для жизни ситуаций, конфликтные пассажиры или коллеги, непредсказуемые изменения в графике работе, разлука с близкими — всё это способствует хроническому стрессу и как следствие депрессии или алкоголизму. Поэтому крайне рекомендуется не забывать о себе, найти поддержку, как можно больше общаться с близкими и заниматься любимыми делами, а также спортом, хорошо питаться и спать достаточно. Если какой-то раздражающий фактор на работе можно изменить, то не стоит терпеть, а лучше обратиться к начальнику и всё с ним обсудить: от этого зависит ваше психическое здоровье.
Вот некоторые симптомы алкогольной зависимости:
Нормой для мужчин считается не больше 28 г чистого спирта в день, у женщин это 14 г. Зачастую справиться с алкоголизмом можно и самостоятельно, но всегда проще обратиться к наркологу, который облегчит борьбу с зависимостью.
Если вы часто думаете о смерти, это может быть тревожным признаком. Чувство беспомощности, безнадёжности, разрыв контактов с друзьями и семьёй, рискованные поступки, потеря интереса к вещам, которые раньше были значимыми, подавленность — всё это серьёзный повод обратиться к врачу.
Потеря слуха
Работа в авиации связана с воздействием шума и, соответственно, риском ухудшения слуха. По приблизительным оценкам, на взлёте шум достигает 65 децибел, во время полёта — 80–85 дБ, при приземлении — 75–80 дБ. Опасным считается воздействие 85 дБ в течение 8 часов или больше.
Постарайтесь реже находиться в самых шумных зонах самолёта: в хвосте, около и позади двигателей. Больше узнать о вреде шума и способах защиты вы можете в отдельной статье.
Инфекции
Во время полёта бортпроводникам приходится общаться с большим количеством людей. Это может привести к заражению различными инфекциями — через предметы или воздух. Поэтому старайтесь чаще мыть или дезинфицировать руки, особенно после контакта с пассажирами. Не прикасайтесь грязными руками к лицу.
Заболевания костно-мышечной системы
Боль в спине, шее, руках и ногах бывает у большинства бортпроводников. К таким симптомам приводит большое количество однотипных повторяющихся движений и продолжительное нахождение в неудобной позе. Старайтесь разнообразить свои действия, делать перерывы и не перенапрягаться. Это будет хорошей профилактикой заболеваний костно-мышечной системы.
Репродуктивные проблемы
У стюардесс могут быть проблемы с зачатием из-за нарушения режима дня: сбивается менструальный цикл и овуляция. У бортпроводниц также несколько повышен риск выкидыша. Но не во всех случаях, а если женщина в первом триместре:
Раньше к профессиональным заболеваниям стюардесс и стюардов относили хронический бронхит и другие респираторные заболевания. Это было связано с тем, что на борту разрешалось курить, и пассивное курение приводило к различным заболеваниям. Однако сейчас такой проблемы уже нет.
Для записи на консультацию к врачу в медицинский центр «ПрофМедЛаб» звоните по телефону +7 (495) 120-08-07.
Одиночество, ранняя пенсия и потерянное здоровье. Вся правда о работе стюардесс
Многие считают, что работа бортпроводников и стюардесс – это романтика в небе, путешествия за счет компании, хорошая зарплата и ранняя пенсия. Однако за этой профессией стоит опасность, серьезная нагрузка на организм, а зачастую даже одиночество. Корреспондент сайта «Медиазавод» побеседовал со стюардессами, которые рассказали о закулисье своей деятельности.
«Вы знаете, в нашей работе нет ничего хорошего. Даже если ты попал в бизнес-класс. Постоянная трата нервов, ответственность за жизнь пассажиров и угробленное здоровье. В перерывах между полетами, мы просто спим или стараемся проводить время с близкими. Иногда можно позволить себе выпить бокал вина. Есть и свои плюсы, конечно. Если знаешь английский, будешь летать в другие страны, если не знаешь, то по стране. Однако сейчас сложно устроиться без языка, на собеседовании жестко спрашивают. Плюс нужно хорошее здоровье, иначе ВЛЭК (врачебно – летняя экспертная комиссия – примечание редакции) просто не пройдешь. Но своя романтика есть. Если ты попал в ряды стюардесс, вряд ли ты будешь счастлива где-то на другой работе. Все минусы перекрываются плюсами», — рассказала журналисту сайта «Медиазавод» стюардесса авиакомпании «Уральские авиалинии.
«Я не знаю, кто пускает эти слухи, что мы практически вешаемся на каждого пассажира. Нет, конечно. Нас за этого могут просто уволить. В авиацию надо приходить, когда уже есть семья. У меня, например, ее, просто нет. Да и когда? Между полетами я отдыхаю. В нашей компании все более организованно, чем у других, но и ответственности гораздо больше. Нужно держать бренд, марку компании. Когда выйду на пенсию, наверное тогда и буду думать о детях», — поделилась стюардесса авиакомпании «Аэрофлот».
Работа в воздухе – далеко не сахар, утверждают девушки. Практически весь полет они проводят на ногах, что зачастую в дальнейшем приводит к проблемам со здоровьем. Поэтому на пенсию женщины уходят в 45, а мужчины в 50 лет. Но любовь к профессии настолько сильна, что стюардессы и стюарды готовы жертвовать здоровьем, отношениями и отсутствием детей ради дела всей своей жизни.
Фото: Елена Плотникова; открытые интернет-источники
Семейный круг
Летайте, но знайте… (01.11.13)
-Я очень люблю летать еще с детства, с тех пор, когда родители постоянно брали меня с собой отдыхать. Неудивительно, что пошла работать в авиацию. Увидела объявление, решила попробовать и понеслось, как по накатанной, влилась и подсела, другой работы пока не представляю.
Профессия бортпроводника очень интересна, но и очень вредна для здоровья, особенно для девушек. Постоянные перепады давления, смена часовых поясов, недостаток кислорода, вибрации. Именно поэтому пенсия у нас наступает в 45 лет и каждые полгода, в процессе работы, мы проходим летную медкомиссию.
По поводу спорта. Конечно, нам необходимо быть в хорошей форме. Правда, лично я не хожу в фитнес-клубы, занимаюсь дома, но многие мои коллеги счастливые обладатели абонементов и активно занимаются в залах. Для стюардессы крайне важно следить за женским здоровьем, перелеты очень сильно сказываются.
Ни в коем случае нельзя летать с насморком или зубной болью, невозможно работать, и могут быть серьезные осложнения. В полете необходимо использовать термальную воду, так как сухой воздух очень портит кожу. И крем от варикозного расширения вен, это одно из слабых мест бортпроводников. Если соблюдать эти правила, то, возможно, удастся свести вред здоровью к минимуму. В остальном помогает медкомиссия, определяет все на ранних сроках развития и не допускает к полетам до полного выздоровления.
Работа эмоционально и физически сложная, но зато очень много бонусов. Я пролетала 2 года на регулярных рейсах, сейчас летаю в бизнес-авиации, на борту только я и пилоты. Абсолютно вся работа в салоне только на мне, также заказ питания, взаимодействие с наземными службами, встреча и проводы пассажиров, уборка. Но это часть работы, и мне это нравится.
И еще один из больших бонусов моей работы, в частности, это очень хорошая заработная плата и соблазнительный график 15/15. Абсолютно каждый месяц я могу свободно отдыхать 2 недели, не здорово ли?
От каких болезней страдают стюардессы
Романтическая профессия стюардессы манит многих девушек. Красивая форма, небо, другие города и страны, новые знакомства, иностранные языки, путешествия, несложные, казалось бы, обязанности… В бортпроводники охотно идут и юноши, возможно, не реализовавшие свою мечту стать летчиками.
Но за внешней привлекательностью кроются довольно неприятные подробности, которые могли бы заставить отказаться от выбора такой профессии многих стюардесс, знай они о подобных «подводных камнях» заранее.
Онкологические заболевания
Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провели ряд исследований с участием 270 тысяч добровольцев из числа стюардесс и стюардов и выяснили, что у представителей этой профессии в два с лишним раза выше риск заболеть онкологическими заболеваниями, в частности меланомой, которая является самым опасным видом рака. Причина проста: при регулярном нахождении человека на высоте его организм подвергается ультрафиолетовому и космическому излучению. Смертность в результате этих заболеваний очень высока, а меланома вообще очень плохо поддается лечению. У стюардесс чаще диагностируется развитие рака молочных желез.
Помимо облучения, провоцирующим фактором является и отсутствие нормированного рабочего дня, ночные смены, сменный график работы, частое нахождение в условиях искусственного освещения, которое значительно снижает выработку необходимого человеку гормона мелатонина. Медики установили, что ежегодное облучение стюардесс и бортпроводников в полтора раза превышает облучение, которому за тот же период подвергаются работники ядерной отрасли!
Суициды, алкоголизм и психические заболевания
Ученые из нейрофизиологической лаборатории Вашингтонского университета установили, что риск суицидов и психических расстройств у персонала, обслуживающего авиапассажиров, превышает аналогичные показатели «земных» профессий в полтора-два раза. В два с половиной раза чаще у стюардов наблюдается алкоголизм с тяжелыми последствиями, вплоть до летального исхода. Причины – постоянные тревожные состояния, возникновение конфликтных ситуаций на борту самолета в условиях замкнутого пространства, регулярная смена часовых и климатических поясов.
Потеря слуха
Сотрудники Российского центра оториноларингологии предостерегают: постоянное воздействие шума разрушает слух стюардов, которые постоянно находятся в критических условиях по этому показателю. При взлете самолета шум его моторов достигает значения в 60–65 децибел, во время полета – до 85 децибел, при посадке – 75–80 децибел. Это те значения, которые считаются очень опасными, если длятся в течение 8 часов – что и происходит зачастую в работе бортпроводников.
Нарушения опорно-двигательных функций и заболевания костно-мышечной системы
Постоянное нахождение на высоте, повторяющиеся однотипные движения, перепад атмосферного давления вызывает у стюардесс частые боли в суставах, мышцах и приводят к раннему остеохондрозу, болях в мышцах, сколиозу, головным болям, сужению сосудов.
Репродуктивные проблемы
Исследования клинической лаборатории Института репродукции во Флориде показали, что проблемы зачатия, вынашивания ребенка и рождения здорового малыша в два-три раза чаще выявляются у стюардесс и связаны почти в 70 процентах случаев с особенностями и условиями их работы. Нарушенный режим дня вызывает нерегулярность менструального цикла, сбой овуляции, сложности при течении беременности, выкидыши на ранних сроках.
Нарушения сна
Нет ничего удивительного, к сожалению, что при сбитом режиме дня у бортпроводников очень часто выявляются проблемы со сном. Медикаментозное лечение не оказывает должного воздействия, поскольку при возвращении к работе проблемы возвращаются. И чем дольше такие нарушения воздействуют на здоровье человека, тем труднее справиться с их последствиями даже после ухода с такой работы.
Инфекционные заболевания
Риск заразиться какой-то инфекцией у бортпроводников выше в 4-5 раз, чем у человека, работающего на земле, даже если его окружает большой коллектив, где часто кто-то болеет. Распространение вирусов в условиях закрытого помещения, которым является салон самолета, постоянный контакт с пассажирами, некачественная дезинфекция салона и отсутствие возможности проветрить рабочее место во время полета приводит ко многим заболеваниям, передающимся контактным способом или воздушно-капельным путем.
Кроме того, отсутствие режима питания и сбалансированного рациона вызывает у стюардесс и стюардов частые гастриты, язву желудка, расстройство пищеварительной системы. Нередко встречается нарушение кровообращения, развитие геморроя, а бортпроводники мужского пола подвержены риску воспаления простаты.