Чем вредна рамка металлоискателя
Влияние рамок металлодетектора на здоровье человека
Металлодетекторы сейчас везде – в аэропортах, школах, вокзалах и учреждениях. Но безопасны ли они для здоровья людей? Информационный материал подготовлен Ассоциацией врачей Общенародного Союза Возрождения России.
Авторы Учебно-методического комплекса «Безопасность жизнедеятельности» – Новиков С.Г., доцент, зам. зав.кафедрой «Инженерной экологии и охраны» Московского энергетического университета по учебной работе; Маслова Т.Н., канд.тех.наук, доцент кафедры; Копылова Л.Н., старший преподаватель кафедры – в своих исследованиях пишут о влиянии электромагнитных полей (ЭМП) на организм человека. Наиболее чувствительны к электромагнитному излучению нервная, иммунная, эндокринная и половая системы организма. То есть критические системы. Реакции этих систем должны обязательно учитываться при оценке риска воздействия ЭМП на население.
Биологический эффект ЭМП в условиях длительного многолетнего воздействия накапливается. В результате возможно развитие отдаленных последствий, таких как дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания. Особо опасны ЭМП могут быть для детей, беременных женщин (эмбрионы), людей с заболеваниями центральной нервной системы, гормональной, сердечно-сосудистой, аллергиков, для людей с ослабленным иммунитетом. Лица, длительное время находившиеся в зоне электромагнитного излучения, предъявляют жалобы на слабость, раздражительность, быструю утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна, нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы. Отмечаются также фазовые изменения состава периферической крови (лабильность показателей) с последующим развитием умеренной лейкопении, эритроцитопении. Изменения костного мозга носят характер реактивного компенсаторного напряжения регенерации. Обычно эти изменения возникают у лиц, по роду своей работы постоянно находившихся под действием ЭМП с достаточно большой интенсивностью.
Работающие с магнитными и электромагнитными полями, а также люди, живущие в зоне действия ЭМП, жалуются на раздражительность, нетерпеливость. Через 1-3 года у некоторых появляется чувство внутренней напряженности, суетливость. Нарушаются внимание и память. Возникают жалобы на малую эффективность сна и на утомляемость. Учитывая важную роль коры больших полушарий и гипоталамуса в осуществлении психических функций человека, можно ожидать, что длительное повторное воздействие предельно допустимых электромагнитных излучений (особенно в дециметровом диапазоне волн) может привести к психическим расстройствам.
В последних публикациях ученых разных стран выражена обеспокоенность возможным влиянием микроволновых сканеров на образование опухолей и мутаций в ДНК. Одна из немецких медицинских компаний рассказывает о локальном электро-гипертермическом методе лечения рака: «Celsius TCS (Термо-селекция рака = TCS) – гипертермическая система, которая включает в себя целенаправленное разрушение опухолевых клеток с использованием частоты 13.56 МГц». «Частота передачи 13.56 МГц не только напрямую влияет на внеклеточную жидкость (ECF), но и вносит целый каскад других последствий». В зависимости от модели рамочного металлодетектора и его даты выпуска мы получаем дозу облучения в 420 и более раз превышающую вышеуказанные предельно допустимые нормы! Кроме того, на сегодняшний день в металлодетекторах используются частоты, совпадающие с частотой, которая в медицине применяется для активации межклеточной жидкости онкоклеток. А за счет активации метаболизма в опухолевых клетках возможна стимуляция процесса перехода клетки от «предрака» в рак.
В статье под названием «Роспотребнадзор: «Рентген-cканирование в аэропортах вредно для здоровья» (Источник: РИА Новости, https://rg.ru/2011/03/05/rentgen-anons.html) сообщается:
«Роспотребнадзор, в связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра, предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения России. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения. Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкр/в час, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства.
Кроме критерия “дозы”, согласно закону “О радиационной безопасности населения”, при работе сканера должен быть обеспечен “принцип обоснования”, то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества, гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением. Кроме того, считает экс-глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, недопустимо скрытое от человека (то есть недобровольное) просвечивание рентгеновским устройством, так как это не обеспечивает радиационной безопасности окружающих людей, в том числе детей и беременных женщин. “Такое сканирование людей приведет к значительному увеличению коллективной дозы техногенного облучения населения Российской Федерации и в несколько раз увеличит риск возникновения стохастических эффектов – вредных биологических эффектов, в первую очередь – онкологических заболеваний, вызванных ионизирующим излучением”, – говорится в документе ведомства.
Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, “являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека”. До проведения исследований необходимо предоставить человеку информацию о дозе облучения, последствиях облучения для здоровья и получить его согласие на проведение исследования.
А ведь конституционная обязанность граждан проходить досмотр с использованием металлоискателя и других технических средств – отсутствует. Каждый гражданин имеет право знать, какое техническое устройство может негативно повлиять на его здоровье, и соответствует ли это устройство установленным нормативам.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”, деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения, осуществляется только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
В соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, на юридических лиц возложены обязанности:
– выполнять требования санитарного законодательства;
– разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
– обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ;
– осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г.). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона). «За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).
На основании п. 2.3. СанПиН 2.6.1.3488-17 ЛДУ (лучевые досмотровые установки) допускаются при наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
На основании всего вышесказанного делаем вывод, что проход через рамки не является обязательным! Всегда должен быть альтернативный способ прохода на объекты, где положено использование рамок металлодетектора. В зависимости от модели рамочного металлодетектора и его возраста выпуска мы получаем дозу облучения, в разы превышающую допустимые показатели! Рамки опасны для здоровья человека, если проходить через них более 20 раз в год. А ведь если суммарно сложить, то человек, проживающий в городе, проходит через рамки металлодетекторов в день, учитывая метро (минимум 4 раза – 2 раза вход, 2 раза выход), магазин (минимум 2 раза, если это один магазин), место работы (2 раза), место учёбы (2 раза – минимум), различные инстанции (МФЦ, Пенсионный фонд, аэропорт и прочие). Итого минимум: 10 раз в день, в год – 3650 раз! Плюс добавим медицинские исследования (УЗИ, МРТ и другие), использование мобильного телефона, компьютера и прочих умных гаджетов, которые также воздействуют электромагнитными полями! Предлагаем всем желающим беречь своё здоровье, здоровье своих детей и обходить рамки металлодетекторов, минуя это вредоносное препятствие.
Если вас вынуждают проходить через рамки – используйте инструкцию для защиты своих прав (можно скачать и распечатать отдельным файлом).
Также родителям необходимо обратиться в учебные заведения, в Управление Роспотребнадзора, Управление МВД России, Следственного Комитета РФ, Министерство Просвещения РФ с требованием (можно скачать отдельным файлом) убрать рамки, подрывающие здоровье детей, из учебных заведений! Изучайте Федеральные Законы, СанПиНы, Конституцию, становитесь юридически грамотными. Никто, кроме самих граждан, не заинтересован в нашем здоровье! Исходя из ситуации, сложившейся в стране, можно сделать вывод, что государство самоустранилось от накопившихся проблем граждан. Объединяйтесь в группы единомышленников в своём населённом пункте, самоорганизовывайтесь! Вступайте в ряды ОСВР! Действуйте!
Желаем всем успеха в защите своих конституционных прав!
Опасные лучи: какой вред наносят ростовским школьникам рамки металлодетекторов
В образовательных учреждениях Ростова представители общественных организаций проверили установленные устройства и подтвердили экстремально высокий уровень излучения.
Как реализована безопасность установленных в школах металлодетекторов, и что думают по этому вопросу врачи, разбирался корреспондент RostovGazeta .
Оружие замедленного действия
Два года назад, по просьбам жителей Ростовской области, обеспокоенных вопросами безопасности антикражных систем и стационарных арочных металлодетекторов, полковник внутренней службы, военный связист Владимир Харсеев выполнил проверку рамочного оборудования металлодетекторов и антикражных систем «Барьер», предназначенных для предотвращения несанкционированного выноса товаров, которые установлены в торговых центрах и магазинах Ростова.
«Где-то такие рамки стоят открыто, где-то их камуфлируют рекламными материалами. Исследование безопасности мы проводим специальным прибором с сертификатом соответствия, который измеряет уровни частотного, электрического и магнитного излучений. По моим замерам, в зависимости от типа арочного устройства и его настройки, уровень электромагнитных излучений везде превышал от 30 до 2000 предельно допустимых норм, безопасных для здоровья человека», — сообщает Владимир Харсеев.
Он отмечает, что сегодня такие системы установлены повсеместно: в зданиях администрации, судах, аэропортах, школах.
«Сертификатов безопасности на эти устройства нет. Их производят за рубежом. Мы видим, что на территорию России ввозится оборудование, в документации к которому отсутствует информация о превышении предельно допустимых границ электромагнитного излучения. А между тем, в соответствии с федеральным законом № 155 об оружии, предметы и устройства, превышающие уровни электромагнитных, световых, ультразвуковых и прочих излучений запрещены к ввозу и обороту на территории России, и, соответственно, признаются устройствами, используемыми в качестве оружия», — подчеркивает Харсеев.
Опасная мебель
Рамки металлодетекторов установлены сегодня во всех ростовских школах. Активисты отмечают, что безопасность этих устройств находится под большим вопросом. Родители ростовских школьников бьют тревогу.
Корреспондент RostovGazeta попытался самостоятельно опровергнуть опасения ростовчан, но тоже столкнулся с тем, что конкретная информация о безопасности арочных металлодетекторов отсутствует. Продавцы высокопарно заявляют о том, что данный товар «не оказывает вредного влияния на окружающую среду, здоровье человека». Но предоставить доказательные документы, подтверждающие их слова, они не могут — их попросту нет.
«Безопасность стационарных арочных металлодетекторов не подтверждена никакими официальными экспертными организациями. Нет результатов исследования НИИ об измерении уровня излучения. Чаще всего, эти рамки организации устанавливают по требованию свыше, как мебель. Но, к сожалению, такую мебель нельзя отнести к безопасным изделиям, и ни в коем случае, не следует использовать в тех местах, где пребывают наши дети — самое дорогое, что у нас есть», — делится мнением председатель Ростовской региональной организации по защите прав потребителей «Донской Союз» Леонид Шепилов.
Для проверки арочных рамок, установленных в школах Ростова, была создана комиссия. Люди попытались донести до руководства школ полученную в ходе исследования информацию. Но существенных результатов добиться пока не удалось.
Провокация в ростовской школе
Комиссия проверила безопасность рамок установленных на входе в трех школах Ростова: № 99, № 103 и № 4.
«В школе № 99 от родительского комитета мы получили информацию о том, что у ученика старших классов выявлено онкологическое заболевание, которое, в числе разных причин, возникает и при превышении предельных уровней излучения, как ионизирующих радиаций, так и не ионизирующих электромагнитных излучений. Для того, чтобы привлечь внимание руководства школы к существующей проблеме, мы записались на прием к директору. В назначенное время пришли, измерили уровни излучения. Прибор показал превышение допустимых норм. Однако конструктивного диалога с директором не получилось», — рассказывает Владимир Харсеев.
Похожая ситуация возникла и в школе № 103. Однако, по словам военного связиста, со стороны руководства образовательного учреждения здесь была организована еще и провокация.
По этому инциденту члены комиссии обратились с заявлением в прокуратуру. Они сообщили, что замеры уровня электромагнитных излучений на арочных металлодетекторах показали превышение допустимых норм более, чем в 300 раз. А директор школы отказалась предоставить информацию по установке и эксплуатации устройств, вела себя вызывающе и агрессивно.
Полковник добавляет, что в отличии от школ № 99 и № 103, в гимназии № 4 с руководством состоялся конструктивный диалог.
Доказательств нет
Полковник тщательно изучал вопрос, кто же в Ростовской области может официально подтвердить безопасность использования установленных в школах металлодетекторов, если на эти устройства отсутствуют сертификаты безопасности.
«Я разослал запросы во все существующие административные инстанции, всех структур и уровней. О данной проблеме лично поставил в известность депутатов. Был на приеме у председателя Заксобрания региона Александра Ищенко. И, получив ответы на свои запросы, пришел к неутешительному выводу. В Ростовской области нет специалистов, готовых официально подтвердить безопасность установленных в школах конструкций», — сообщает спикер.
Так, в Министерстве образования Ростовской области в феврале 2020 года активистам пояснили, что металлодетекторы «не входят в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации». Принцип их работы основан на действии электромагнитного поля, и, исходя из выборочного рассмотрения технической документации (а именно, паспорта и руководства по эксплуатации) устройства являются безопасными для здоровья человека. Однако уже в октябре 2020 года, на повторное обращение, был получен ответ о том, что «в министерстве отсутствует необходимое оборудование и специалисты, обладающие требуемой квалификацией по определению опасности металлодетекторов для окружающих». В Роспотребнадзоре Ростовской области на запрос сообщили, что «трактовка данных показаний не представляется возможным», поскольку они зафиксированы прибором личного пользования. А инструментальный контроль надо осуществлять средствами измерения, прошедшими государственную аттестацию. И только при наличии документа с объективными данными измерений, которые проводятся специализированными лабораторными центрами, можно будет сделать заключение об уровне воздействия электромагнитных полей. Однако «специализированных лабораторий» в регионе, готовых подтвердить полученные показатели излучений металлодетекторами, Владимир Харсеев не обнаружил.
В чём опасность рамок металлодетектора, и как себя уберечь
В текущих реалиях, почти везде в местах большого скопления людей на входе устанавливаются рамки – рамочные металлодетекторы. Ежедневно миллионы россиян проходят через электромагнитные рамки, не задумываясь об их угрозе.
Еще в 2011 году Роспотребнадзор забил тревогу в связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра в аэропортах, вокзалах, метрополитене (а теперь и в крупных магазинах, торговых центрах). Об этом, и как минимум дважды, сообщала Российская газета (официальный печатный орган Правительства Российской Федерации). Роспотребнадзор: Рентген-cканирование в аэропортах вредно для здоровья и Роспотребнадзор предупреждает: сканирование в аэропортах вредно.
Роспотребнадзор, в связи с широким применением установок по рентгеновскому сканированию людей для досмотра, предупреждает, что частое их использование может привести к лучевым и онкологическим заболеваниям населения. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, учитывая распространение лучевых установок для персонального досмотра людей, считает необходимым усилить надзор за их использованием в части обеспечения радиационной безопасности населения. Роспотребнадзор напоминает, что если за одно исследование человек получает 0,3-0,4 мкр/в час, то для каждого отдельного человека таких исследований не должно быть более 20 в год. При этом контроль доз и идентификация гражданина при повторных сканированиях должны обеспечиваться, согласно документу Роспотребнадзора, специальными программами, которыми оснащаются сканирующие людей устройства. Кроме критерия “дозы”, согласно закону “О радиационной безопасности населения”, при работе сканера должен быть обеспечен “принцип обоснования”, то есть польза для человека, подвергающегося облучению, или для общества, гарантированно должна превышать риск возможного вреда, связанного с облучением. Кроме того, экс-глава санитарного ведомства Геннадий Онищенко, заявлял: «Спорным является использование этих установок в метрополитене. Если будет сплошное сканирование, то оно, во-первых, не даст никакого результата, потому что при движении человека нельзя просканировать нормально. Он получит ненужную дозу, а результата не будет. Мы считаем, что в метро нужно использовать выборочное сканирование. Геннадий Онищенко высказался против того, чтобы на вокзалах и в аэропортах устанавливали рентгеновские рамки для досмотра пассажиров. Он сообщил, что выборочная и добровольная проверка ранее касалась только авиапассажиров, при этом проходивший эту процедуру знал, какую дозу облучения он получает и не превышена ли годовая норма. Специалисты Роспотребнадзора подчеркивают, что испытанные лучевые сканеры, которые предназначаются для предполетного досмотра авиапассажиров, “являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека”.
Об опасности металлодетекторов заявляли и зарубежные ученые. Аналогичное мнение с представителем Роспотребнадзора, высказывал и глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета доктор Дэвид Бреннер: «Особенно тревожно становится от мысли, что рентгеновские рамки появились не только в аэропортах, но и на вокзалах, в метро, магазинах… Если, допустим, несколько раз в день входить в метро, посещать концерты и торговые центры хотя бы через день, да еще летать в командировки и ездить на электричке, то набрать опасную дозу можно всего за год!»
О том что, такие рамки представляют опасность для людей использующих импланты, свидетельствует случай в аэропорту Улан-Удэ. Девушка с кардиоимплантом умерла после того, как прошла через рамку металлодетектора.
Не лишним будет упомянуть, что в научном медицинском издании NCBI, издаваемым Национальным Институтом Здоровья США говорится: «Остается неясным, приводит ли лечение с применением радиочастотных волн только к гипертермии, или происходят какие-либо еще биологические воздействия на клетки организма».
Сопредседатель Союза экологических организаций Москвы Андрей Фролов считает, что дело не столько в самих рамках, сколько в сбоях их эксплуатации. Оборудование, настраивают единожды, и оно работает без проверок и тестов несколько лет подряд. «Но залог безопасности влияния на человека этих рамок заключается в правильной настройке частоты, мощности. А у наших рамок эти настройки зачастую сбиты. Поэтому они нередко пребывают в аварийном состоянии. И здесь уже может быть причинен вред не только детям и людям с кардиостимуляторами, но и иным категориям граждан. Кроме того, большая опасность существует для людей, работающих в непосредственной близости от этих объектов, или же обслуживающих их. Более того, помимо магнитных, на отдельных объектах уже введены рентгеновские рамки. А это опасный вид излучения даже в условиях работы при правильной настройке».
Более того, многих наверное удивит, но у рамок-металлодетекторов нет медицинских заключений о том, что они не вредны для здоровья человека. Я провел небольшое «расследование», после которого вопросов больше, чем ответов. Ознакомиться можно тут.
А для чего нам рамки? Устраняют угрозу или это неэффективное использование бюджетных средств?
В ходе создания комплексной системы безопасности на транспорте начался «рамочный бум», в результате которого стоимость этого досмотрового оборудования за пару лет удивительным образом выросла в три-четыре раза! Как пример, в Санкт-Петербурге, в 2013 году, «город» приобретал рамку за 63 000 рублей, а уже в 2015 году за 183 000 рублей. В Москве стоимость одного стационарного рамочного металлодетектора выросла с 50 тысяч рублей до 200 тысяч. Кроме того, обслуживание рамок требует значительных затрат. Только в метро Москвы в этом задействованы 3000 сотрудников. Более того, производители рамок считают, что этого не достаточно и требуется еще 5000. Получается, что для укомплектования штата, по статье «Транспортная безопасность», необходимо дополнительно выделять из бюджета около 2 миллиардов рублей в год, чтобы в каждом вестибюле метро был не один-два инспектора, как сейчас, а пять, как положено по штату.
О весьма низкой эффективности рамок, свидетельствует и специальная проверка спецслужб. При осуществлении проверки метрополитена, 50 раз сотрудники свободно пронесли пояса шахидов, и только четыре раза это было пресечено.
Подобный эксперимент проводили и журналисты. Павел Лобков свободно пронес в метро несколько килограммов железа, а также селитру.
Проход через рамки не является обязательным.
Тут можно начать с международного права, которое в Росси так же действует, и не просто действует, а является приоритетным (Конституция РФ Статья 15 часть 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора). Всеобщая декларация прав человека Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, Статья 13, 1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. 2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Конвенция о защите прав человека и основных свобод Протокол N 4 от 16.09.1963 Статья 2, 1. Каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства. 2. Каждый свободен покидать любую страну, включая свою собственную. 3. Пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. 4. Права, признанные в пункте 1, могут также, в определенных районах, подлежать ограничениям, вводимым в соответствии с законом и обоснованным общественными интересами в демократическом обществе. В Конституции РФ. Право СВОБОДНО передвигаться отражено в Статье 27, 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Важно знать, что согласно Конституции РФ, Статьи 55 части 3, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ТОЛЬКО федеральным законом.
Не существует федерального закона, который позволил бы сотрудникам охраны не пропустить вас в какое-то административное здание или торговое помещение, даже в случае отказа пройти через рамку. А сотрудники, осуществляющие транспортную безопасность, в лучшем случае, могут сослаться на Федеральный закон № 16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007, однако там нет ни одного пункта, где говорится об обязанности человека и гражданина, проходить через эти рамки, для того чтобы воспользоваться услугами перевозчика, а для некоторых даже прописано, что они могут досматриваться ручным (контактным) способом.
В Статье 12.2, прописаны общие действия сотрудника службы безопасности, в связи с которыми он может просить пассажира, пройти через рамку. Но и в этом случае это не обязательно, так как можно отказаться от прохождения рамки, хотя в случае получения услуги, нельзя отказаться от досмотра, который можно провести и альтернативными методами (ручной сканер, газоанализатор и т.п). Отказ от досмотра, это пожалуй единственная причина по которой вам могут отказать в предоставлении услуги (Статья 12.2 пункт 11. Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются). ГК РФ Статья 426 часть 3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Согласно пункту 13. Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 58. Физические лица, имеющие имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, а также лица с ограниченными возможностями здоровья, при наличии медицинских документов, и (ИЛИ) информировании ими работников досмотра о противопоказаниях к обследованию таких лиц с применением средств досмотра, досматриваются ручным (контактным) способом. Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. N 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».
Следует учитывать, что согласно пункту 57, ручной контактный способ досмотра для выявления предметов и веществ, приведенных в Перечнях, сокрытых в одежде или под одеждой физических лиц, может применяться только при получении согласия досматриваемого лица, работником досмотра одного пола с досматриваемым.
Как вы заметили, согласно пункту 58, наличие медицинских документов не обязательно, достаточно проинформировать сотрудника о противопоказаниях обследования с применением средств досмотра.
На руках у членов Союза православных юристов есть официальный ответ Роспотребнадзора (№09-14930-14-16 от 11.09.2014 г.), в котором сказано: «Если пассажир отказывается от досмотра на установке с использованием рентгеновского излучения, досмотр может быть проведен альтернативными методами». Существуют и другие ответы.
Также имеются десятки ответов образовательных и муниципальных учреждений, где шаблонно констатируется: «Прохождение через металлодетектор является добровольным. Досмотр может быть произведен также альтернативными методами». То есть в школах, госучреждениях и коммерческих предприятиях обязаны предоставить проход вне рамок, и при необходимости осматривать альтернативными методами.
Более того вы можете запросить ряд документов к этим средствам досмотра, на основании:
Всеобщая декларация прав человека, Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Конституция РФ, Статья 24 часть 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 29 часть 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
ФЗ №149 от 27.07.2006 Статья 8 часть 1. Граждане в праве осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников; часть 2. Гражданин имеет право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» Статья 7 часть 1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. часть 2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы). Статья 10. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
Федеральный закон № 16 «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 Статья 12.2, пункт 8. Технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) подлежит лицензированию.
В соответствии со Статьей 10 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ “О радиационной безопасности населения”, деятельность, связанная с источниками ионизирующего излучения, осуществляется только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
В соответствии с требованиями Статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, на юридических лиц возложены обязанности: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Перечень документов, которые вы можете запросить, при принуждении вас к досмотру с применением средств досмотра:
1. Санитарно-эпидемиологическое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, у ССРУ (стационарная сканирующая рентгеновская установка) должно быть, к примеру в аэропортах, согласно ГОСТ Р 55249-2012 п. 7.8.7; нормативную документацию на металлодетекторы с указанием области и условия применения; гигиенически значимые показатели и характеристики (виды и допустимые уровни воздействия на человека источника ЭМП), правила и методы контроля гигиенически значимых показателей и характеристик; правила приемки, обеспечивающие достоверное установление соответствия фактических уровней вредных факторов допустимым; эксплуатационную документацию на металлодетекторы с указанием области и условий применения; гигиенически значимые показатели и характеристики (фактические уровни воздействия на человека); меры безопасности при применении, обеспечивающие безопасность металлодетекторов для человека; меры первой помощи в случае острого заболевания (при необходимости); номер гигиенического сертификата (заключения), дата его выдачи и срок действия; Согласно СанПиН 2.6.1.3106-13 (Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при использовании рентгеновских сканеров для персонального досмотра людей) пункт 3.1. Деятельность, связанная с проектированием или конструированием РСЧ, осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления данного вида деятельности в области использования ИИИ. СанПиН 2.6.1.3488-17 ЛДУ пункт 2.3 Изготовление, реализация, испытания, монтаж, эксплуатация, радиационный контроль, техническое обслуживание (в том числе ремонт и наладка), транспортирование, хранение и утилизация ЛДУ осуществляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий работы с источниками ионизирующего излучения Санитарным правилам. Проектирование, конструирование, изготовление, реализация, испытания, монтаж, эксплуатация, радиационный контроль, техническое обслуживание (в том числе ремонт и наладка), транспортирование, хранение и утилизация ЛДУ допускается при наличии лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих);
2. Нормативно-правовые акты, на основании которых был установлен металлодетектор;
3. Договор с организациями-поставщиками и их лицензию на деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, акты приема-передачи; проект на установку металлодетекторов; акты ввода в эксплуатацию металлодетекторов;
4. Лицензию на деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (до начала работ организация, эксплуатирующая РУДБТ, должна пройти процедуру государственной санитарно-гигиенической экспертизы и получить официальное разрешение на проведение рентгеновского досмотра. Это определяет радиационную безопасность). СанПиН 2.6.1.3488-17 ЛДУ пункт 2.3;
6. Ответственное лицо за техническое обслуживание и безопасность металлодетекторов; Штатное расписание сотрудников по обслуживанию и техническому надзору металлодетекторов;
7. Инструкции по технике безопасности работы с металлодетекторами;
8. Заключение службы пожарной безопасности по установке металлодетекторов;
9. Для импортных металлообнаружителей гарантия изготовителя (поставщика) при инспекционном контроле производства. Согласно ГОСТ Р 53705-2009 п. 8.14.2;
10. Разрешение родителей на установку металлодетекторов (в образовательных учреждениях).
Вполне допускаю, что и вещи, проходящие через рентген-аппарат накапливают фон. А это, опять же, воздействие на организм. Особенно, если в багаже находятся одежда и еда. Постоянное, пусть и незначительное излучение, может вызвать рост раковых клеток или разрастание уже существующих. Если это не так, физики, поправьте меня, и подтвердите это реальными исследованиями, где это доказано. Тут можно предоставить свою сумку к визуальному досмотру, а в случае отказа осматривать визуально, и настойчивости что бы ваши вещи прошли рентген, так же запросить сертификат на рамку – детектор, где написано, что фон не накапливается и он не сможет повредить здоровью человека никоим образом, а так же «здоровью» ноутбука, диктофона, телефона, фена и т.д.
Кроме того, в этом случае, могут быть полезны и применимы статьи Конституции РФ. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 21 часть 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. часть 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Еще может быть полезным Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Статья 16 часть 1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Ну а тот, кто нарушает ваши права, вполне может ответить и по закону. УК РФ Статья 330 (Самоуправство), КоАП РФ Статья 5.63 (Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг), Статья 14.8 часть 1 (Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы) и часть 5 (Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом), 19.1 (Самоуправство).
Информация к размышлению…
Санитарно-эпидемиологические заключения, лицензий и прочих документов, подтверждающих безопасность этих устройств у производителей и продавцов нет. Обычно их производят за рубежом (в России только сборка комплектующих). Получается, что на территорию России ввозится оборудование, в документации к которому отсутствует информация о превышении предельно допустимых границ электромагнитного излучения. А как известно, в соответствии с Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии», предметы и устройства, превышающие уровни электромагнитных, световых, ультразвуковых и прочих излучений запрещены к ввозу и обороту на территории России, и признаются в качестве «гражданского и служебного оружия». Продавцы могут сколько угодно заявлять о том, что этот товар не оказывает вредного влияния на окружающую среду и не вредит здоровью человека, но предоставить документы с подтверждением этих слов, они не могут — их попросту нет. Безопасность стационарных арочных металлодетекторов не подтверждается никакими официальными экспертными организациями. Нет результатов исследования НИИ об измерении уровня излучения.
И в завершение, статистика по онкологии 2020-2021 годах предоставляет новые данные по заболеваемости раком в 185 странах. Ее представили специалисты Международного агентства по изучению рака: число новых случаев достигло 19,3 млн человек и число смертельных исходов достигло 10 млн. Каждый пятый житель планеты в течение жизни раком заболеет; каждая 11 женщина и каждый восьмой мужчина от этого заболевания умрут. По прогнозам ученых, ожидается, что в 2040 году врачи будут диагностировать уже 28,4 миллиона новых случаев онкологии. Это на 47 процентов больше, чем в 2020 году.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.