Чем вредны меловые карьеры
Смертельная утопия, или Опасная красота белорусских Мальдив
Смертельно красивые белорусские Мальдивы
Наш корреспондент побывала на меловых карьерах, пообщалась с отдыхающими, спасателями и представителем органов власти, чтобы узнать, для кого разрешен отдых в этих местах и насколько он безопасен.
Экскурсия в «рай»
К красносельским карьерам в Волковысском районе близко не подходила, смотрела на них лишь с расстояния, а вот оценить необычную красоту возле деревни Хотилово в Любанском районе смогла лично. Наивно полагая, что буду находиться практически в безлюдном месте чуть ли не наедине с природой, оторопела, когда на гравийной лесной дороге из-за большого количества посетителей пришлось искать место для парковки. Обратила внимание на номера авто — со всего света, как говорится, включая российские регионы. Пока шла по лесной тропинке к карьеру, искала глазами информационные щиты и знаки, либо разрешающие купание и отдых, либо запрещающие. Ни тех, ни других не увидела. Ну не может же быть, чтобы их не ставили! Или отдых разрешен? Сомневаюсь.
Специально оборудованного пляжа и мест для купания тоже не нашла. Соответственно, нет и площадок с мусорными контейнерами. А кто мусор будет убирать, леший, что ли? Имея достаточный опыт палаточного отдыха на берегах водоемов, могу заверить: к сожалению, далеко не каждый дикарь увезет с собой свои же пакеты с бумагой, банками-склянками и пластиковыми бутылками. Чтобы где-то осесть, часто сначала приходилось разгребать то, что оставили в «наследство» предшественники.
Все цвета калия
Водоем только внешне похож на красивое озеро среди леса с бирюзовой водой. На самом деле это затопленные меловые карьеры, технические водоемы, образовавшиеся после выработки отложений. Как пояснила заместитель председателя Любанского райисполкома Тамара Домашевич, мел отсюда брали очень давно комбинат строительных материалов и блочный для производства силикатных блоков. Много лет назад выработки прекратились, карьеры должны были рекультивировать, но не успели — огромные ямы заполнились грунтовыми водами. Водная гладь передана иностранной фирме, она предлагала инвестиционный проект, но пока ничего не делается. А бирюзовый цвет дает большая концентрация солей калия. И цвет воды может меняться от зеленого до синего в зависимости от погодных условий. Вероятно, эта красота и привлекает заезжих.
Это карьеры. Здесь смертельно опасно не только купаться, но и просто находиться рядом
Купальный сезон еще не начался, а меловые карьеры уже принесли беду.
Скользкое дно и оползни
Всего на территории области находится более 200 меловых карьеров – все они технические водоемы, подчеркивают в областной организации ОСВОД. Так они обозначены во всех документах, и плавать в них запрещено. Поэтому и спасательные станции там не предусмотрены. Более того, купание и нахождение на их берегах административно наказуемо. За нарушение предусмотрены штрафы в размере до 3 базовых величин.
– Опасны все карьеры, но наибольшую угрозу представляют меловые. Намокший грунт очень скользкий и, если человек сорвется, ухватиться за что-либо почти нереально. Глубина таких водоемов может достигать 40 метров, а дно в карьерах с большими перепадами. Идет человек и воды ему по колено, а потом – резкий обрывы глубиной 20 метров. Опасно даже сидеть на берегу. В любой момент может произойти обвал породы. Тонны грунта начинают оползать и выбраться почти невозможно. Особое внимание необходимо уделить детям. Родителям стоит проявить бдительность и не допустить, чтобы дети даже гуляли вблизи карьеров, – отметил председатель областной организации ОСВОД Сергей Виноградов.
За порядком на гродненских карьерах, в народе именуемых «Синька» и «Зеленка», следит УЖРЭП Ленинского района, также под присмотром и другие карьеры на территории района. В ведении Гродненского КСМ находится лишь один меловой водоем в Старовино.
– Близи карьера установлены все необходимые предупредительные знаки и плакаты. Сделаны насыпи и другие препятствия, которые затрудняют подъезд,– рассказали на предприятии.
Интернет пестрит фотографиями меловых карьеров в Красносельске, на некоторых сайтах их даже презентуют как туристические объекты. Но ОАО «Красносельскстройматериалы» ведет постоянную борьбу с нарушителями. Теперь контроль усилится, ведь именно под Красносельском в карьере возле деревни Зенчики утонул 18-летний парень.
Большая площадь карьеров не позволяет огородить их по всему периметру, поэтому люди там все равно периодически появляются. По данным ОСВОДа, только за последние годы на карьерах в Волковысском районе утонули 10 человек.
– Для того чтобы ограничить доступ к водоемам, предприятие устанавливает предупреждающие знаки и щиты, подъезды перекрываются бетонными блоками. Работники предприятия организованы в рейдовые группы, которые патрулируют карьеры. Они разъясняют туристам, что пребывание на территории карьеров запрещено и крайне опасно. Кстати, местные жители на этих карьерах не купаются и не ловят рыбу, – подчеркивают на предприятии.
Также предприятие ведет рекультивацию карьеров, которая предполагает выравнивание и ополаживание берегов.
– Основная часть людей приезжает к карьерам на автомобилях. Их паркуют вдоль технологической дороги, а это мешает работе большегрузного транспорта, что крайне аварийно-опасно. Для борьбы с нарушителями мы даже закупили эвакуатор, который отправляет авто на штрафстоянку, – отметили на предприятии.
Под контролем милиции
Чтобы не допустить нахождения людей на территории карьеров и предотвратить летальные исходы, сотрудники милиции патрулируют их берега по всей области. К слову, административно наказуемо купание не только в технических водоемах, но в реках и озерах, которые обозначены табличками «Купание запрещено».
– Плавать лучше всего в специально оборудованных водоемах с чистой водой, ровным песчаным или гравийным дном и глубиной до 2 метров. В воде следует находиться не больше 10–15 минут. Опасно нырять в неизвестном месте и ни в коем случае не стоит заплывать за буйки: там могут быть резкий обрыв дна, холодный ключ, заросли водорослей. Алкоголь и отдых на воде несовместимы, – предупредили в областной организации ОСВОД.
«Белорусские Мальдивы»: чем так опасны меловые карьеры?
Новости Беларуси. «Белорусские Мальдивы» закроют для туристов. Живописные меловые карьеры в посёлке Красносельский Гродненской области уже несколько лет пользуются популярностью среди отдыхающих со всей республики. И это при том, что здесь за сезон гибнет несколько человек. Отныне патрулировать акваторию при всем при том технического водоема будут дружинники.
Название «белорусские Мальдивы» Красносельские меловые карьеры получили не случайно. Необычные для нашей страны пейзажи и бирюзовая вода ежегодно притягивают сюда сотни туристов со всей республики. Отдыхающие фотографируются, устраивают пикники, а в жаркую погоду купаются в этих водоёмах. Вряд ли кто задумывается о безопасности.
Вячеслав Круглей, заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности предприятия по производству строительных материалов:
Крутые берега, есть возможность их обвала. Также большая глубина — здесь до 50 метров и большая высота навалов — до 40 метров. В составе воды имеется большое количество бактерий, которые могут привести к развитию разного рода заболеваний.
Сотрудники красносельского завода, а именно ему принадлежат технологические карьеры, уже устали объяснять туристам возможные последствия такого отдыха. Ведь кажущиеся горные пейзажи, ни что иное, как пески, которые после дождей могут легко обвалиться. Да и вода даже в самые жаркие дни прогревается всего на полтора метра. И такой перепад температур легко может привести к гибели.
Чтобы исключить возможные трагедии, в этом году на «белорусских Мальдивах» появились свои «рейнджеры». С началом туристического сезона добровольные дружины работников предприятия патрулируют опасные карьеры. Их главная задача — не допустить посторонних, по сути, на технологическую территорию своего завода.
Владимир Мойса, главный инженер предприятия по производству строительных материалов:
Каждый день в выходные и праздничные дни силами работников дружины нашего предприятия, три человека постоянно дежурят здесь на карьерах. Их функция — подойти к человеку, объяснить и постараться доказать ему, что он должен убраться отсюда, потому что его поджидает опасность.
Более того, на всех подъездах к карьерам установили предупреждающие таблицы и запрещающие знаки. Нарушители правил будут иметь дело уже с правоохранительными органами и сотрудниками ГАИ, которые также патрулируют опасные участки. Для несговорчивых приобрели эвакуатор.
Юрий Карнелович, СТВ:
Чтобы остановить самых отчаянных туристов, которые не боятся штрафных санкций, на предприятии пошли на крайние меры. В этом году подъезды к карьерам перекрыли искусственными препятствиями в виде рвов, глубиной в несколько метров.
Такие меры предосторожности, считают на предприятии, не лишние. Только за последние годы здесь утонули 10 человек. Однако, прежде всего, каждый сам для себя должен решить, стоит ли ради красивой фотосессии или пейзажа рисковать собственной жизнью, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Туристы осваивают замену «белорусским Мальдивам». Там толпы людей, изумрудная вода и жуткая глубина
В этом году многие белорусы нашли альтернативу «белорусским Мальдивам», которые всегда были альтернативой Мальдивам настоящим. Не закрывайте текст, сейчас объясним — все даже проще, чем в фильмах Нолана. Под Волковыском есть известная на всю страну достопримечательность — меловые карьеры, которые в народе называют «белорусскими Мальдивами». Раньше народ ехал туда сотнями, но в последние годы руководство завода, которому повезло иметь в арсенале инопланетного вида водоемы, ввело принцип стриптиз-клуба: можно смотреть, но не трогать. То есть людей пускают, но только группками и под присмотром — ни о каких шашлыках и купаниях речи не идет. С этого момента белорусы, падкие на природные красоты, все чаще стали рассматривать альтернативный вариант, до которого от Минска всего два часа езды. Пока страну не начало знобить от осенних дождей, приехали на любанские меловые карьеры с инспекцией.
Что с цветом?
На карте эти карьеры называются Голубыми озерами, но они совсем не голубые. Вода здесь скорее изумрудная — цвет густой и насыщенный, как в пузырьке с зеленкой.
Когда-то эти карьеры принадлежали Любанскому комбинату строительных материалов. Лет двадцать пять назад предприятие прекратило добычу извести, а землю вместе с водоемами передали лесхозу. В этот момент Беларусь и получила еще одну яркую достопримечательность.
Водоема здесь всего два. Романтики говорят, что один из них похож на сердце. Мы же скажем, что на сердце он похож не больше, чем на половину колечка «Краковской».
В этом сезоне подъезды к «озерам» перекопали, но некоторые все равно умудрились подъехать к берегу на машине. А может, они просто сидят здесь с февраля и никак не могут вырваться из объятий беленьких берегов.
Генералы меловых карьеров
Сегодня каждый уважающий себя “дикий” турист считает едва ли не своим долгом отметиться на меловых карьерах Волковысского района, которые с легкой руки романтично настроенных путешественников стали называть “белорусскими Мальдивами и Сейшелами”. Но так ли привлекательна на самом деле эта “туристическая Мекка”?
Карьеры находятся на балансе цементного завода ОАО “Красносельскстройматериалы”, считаются технологическими и далеко не безопасными. Будь это территория, например, МТЗ, ее непременно окружал бы неприступный забор с контрольно-пропускными пунктами. Но эти “дикие” места — не тот случай. Более 300 гектаров “китайской стеной” не обнесешь. И вряд ли кого-то остановят запрещающие знаки и бетонные блоки, которыми пытаются перекрывать проезды.
Заместитель генерального директора ОАО “Красносельскстройматериалы” Геннадий Найдюк хорошо знаком с этой проблемой:
— На территории меловых карьеров мы организовали ежедневное дежурство. Карьерные водоемы имеют большую глубину и не приспособлены для купания. В любой момент может произойти обрушение какого-нибудь крутого склона, и оказать экстренную помощь будет крайне сложно.
Мимо карьеров проложена хорошая асфальтированная дорога, по которой 50-тонные “БелАЗы” вывозят мел на предприятие. Проехать по ней на своем автомобиле — удовольствие не из приятных: вскоре машина “перекрашивается” в белый цвет, причем восстановить ее первозданный вид крайне сложно — с первого раза не поможет даже профессиональная мойка (проверено на практике).
Затопленные карьеры действительно впечатляют: отвесные склоны высотой до 30 метров, необычного цвета вода — “космический” пейзаж. Вот только воздух пропитан мелом, который оседает на одежде, скрипит на зубах, попадает в глаза. Обувь через полчаса превращается в килограммовые колодки. Неподалеку от выработанных и затопленных карьеров стоят десятки “залетных” автомобилей. Некоторые путешественники приехали всего на пару часов, чтобы сделать красивые фотографии, но большинство — на несколько дней. Над обрывами виднеются палатки, поменявшие свой цвет на грязно-белый. Возле одной из них суетятся люди, пытаясь сберечь чахлый огонек костра. Деревьев, которые можно пустить на дрова, вокруг нет.
Другая компания понуро сидит возле палатки — попав под небольшой дождь, горе-туристы не могут высушить одежду и ломают голову над вопросом: что вообще они здесь забыли?
Спускаемся к такой манящей издалека воде. Создается впечатление, будто каждый посетитель карьеров решил для себя, что больше никогда в жизни сюда не приедет, поэтому старается оставить как можно больше мусора. При этом на каждом шагу натыкаемся на плакаты: “Опасная зона. Нахождение людей, въезд автотранспорта, свалка мусора строго запрещены!”
Горы мусора, которые вопреки всем запретам весело растут, становятся проблемой для предприятия. Наводить порядок ему приходится только своими силами.
На мелководье с гоготом бегает не совсем трезвая компания. В зоне ее активности синь (изумруд, лазурь!) мгновенно мутнеет, белеет. На сушу туристы выходят в разводах мела — грязнее, чем были до купания. Выяснилось, что приехали они издалека. У местных жителей карьеры не в чести.
Концентрация предупреждающих знаков в районе меловых карьеров впечатляет. На одном из них читаем недвусмысленное: “Внимание! Уважаемые граждане! Находясь на территории меловых карьеров, вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Только за последние годы на карьерах Волковысского района утонули 10 человек”.
Кто-то может возразить, что и в мелких речушках тонут люди. Но здесь предупреждения дежурными не назовешь. Во-первых, отсутствуют спасательные станции. Во-вторых, территория абсолютно не приспособлена к отдыху. Тело одного туриста сотрудники местного ОСВОД нашли на подводном уступе в одежде и ботинках. Видимо, парень оступился и сорвался с обрыва. Если бы не уступ, его вообще вряд ли нашли бы: глубина в этих местах достигает 20—50 метров.
Еще один молодой человек нырнул в лазурную воду с 12-метровой высоты. То ли сильно ударился об воду, то ли сказался резкий перепад температур (вода в карьерах всегда очень холодная), но на поверхности пловец больше не показался. А несколько лет назад под воду вместе с оползнем ушел автомобиль с водителем. Погребенного под пятиметровым слоем вязкого мела человека спасти не удалось.
Несмотря ни на что, с каждым годом меловые карьеры вызывают все больший ажиотаж среди туристов. В погожие деньки здесь собираются сотни человек. По самым скромным подсчетам, за весенне-осенний сезон сюда приезжает около 10 тысяч автомобилей. Огромное количество туристов добирается на общественном транспорте.
Невольно возникает вопрос: почему бы не легализовать туризм на меловых карьерах, которые давно не нуждаются в рекламе и являются одним из самых “брендовых” туристических объектов страны? Казалось бы, десятки тысяч отдыхающих — лакомый кусок для любого организатора агроусадьбы и даже самого примитивного кемпинга. Руководители ОАО “Красносельскстройматериалы” категоричны: пока карьеры находятся на балансе профильного завода, туризму здесь не бывать! Такая позиция вполне обоснованна, ведь именно они несут полную ответственность за все происшествия на карьерах. Да и странно было бы организовывать туристическую индустрию на территории промышленного предприятия.
Поставим вопрос по-другому: можно ли передать выработанные карьеры какому-нибудь предприятию туристического профиля? Не все так просто. ОАО “Красносельскстройматериалы” арендует меловые залежи у государства, и в земельный фонд выработанное месторождение должно быть возвращено только после рекультивации, которая предполагает выравнивание берегов под уклон не более 30 градусов. Стало быть, все эти удивительные пейзажи утратят свою привлекательность.
В Израиле любой турист может посетить пещеру Харитон, уходящую на 4,5 километра в толщу меловой залежи. Сравнительно недавно во время разработки карьера одной из израильских цементных компаний была вскрыта еще одна уникальная меловая пещера — Аялон. Работы в карьере сразу были приостановлены, а ученые не только постарались сохранить этот уникальный объект, но и открыли его для свободного посещения.
Несколько лет назад представители Национальной академии наук предложили придать меловым карьерам статус гидрологических памятников природы республиканского значения и легализовать их в качестве туристических объектов. Ученые аргументировали это тем, что стандартная рекультивация выработанных меловых карьеров с последующим внесением в почву удобрений и посадкой лесных культур ничего, кроме вреда, принести не может.
Удобрения быстро окажутся в воде, убивая в ней все живое и нанося невосполнимый вред биологическому разнообразию. А ведь в карьерах уже сложилась своя устойчивая экосистема, помимо растений там обнаружено более 60 видов живых организмов. Однако теоретические аргументы ученых практики, видимо, сочли неубедительными.
Впрочем, есть и альтернативный вариант. Местная инициативная группа “ЭкоТур-Рось” всерьез рассматривает вариант использования карьеров для создания рекреационной зоны. Более того, группа уже получила грант в размере 15 тысяч долларов по проекту USAID “Местное предпринимательство и экономическое развитие”, реализуемому ПРООН.
Координатор туристской дестинации “По следам древних шахтеров” (именно так поэтично инициативная группа решила назвать свою кампанию) Роман Волчок утверждает, что международная финансовая помощь используется для подготовки бизнес-плана и эскизного проекта кемпинга “Белорусские Мальдивы”, а также для создания музейно-гостиничного комплекса “Деревня каменного века”. Причем кемпинг будет расположен на берегу мелового карьера с его удивительной бирюзовой водой и крутыми склонами. Вот только карьер этот был передан в земельный фонд лет двадцать назад, когда рекультивация не требовалась.
— Чем отличаются “наши” карьеры, а их всего пять, от принадлежащих цементному заводу?
— Роман Волчок не первый раз отвечает на этот вопрос. — Они находятся за пределами технологической зоны, а значит, посещать их можно без проблем. Кроме того, эти карьеры намного безопаснее: здесь уже сформировалась растительность, укрепившая берега.
Через несколько лет инициативная группа планирует создать на карьерах не только кемпинг, но и зону отдыха с пунктом проката, где туристам будут предоставляться палатки, байдарки и велосипеды. В сезонной “Деревне каменного века” будут работать сувенирная лавка и мастерская по обработке кремня. Неподалеку планируется выкопать кремневую шахту, чтобы показывать туристам, как работали первобытные горняки. А вдоль “правильных” карьеров протянется туристическая тропа. Будут проводиться экскурсии на обнаруженные несколько лет назад и временно законсервированные шахты, в которых наши предки более четырех тысяч лет назад добывали кремень.
Роман Волчок верит в успех проекта, хотя пополнения “карьерного фонда” для развития туризма не предвидится. Территории, которые в последние годы отчуждаются цементным заводом, интереса для туристов представлять не будут. Да и нужны ли они? Зачем рисковать жизнью ради сомнительного удовольствия измазаться в меле и потоптаться по мусору? Не лучше ли насладиться красотами и чистотой легальных, пусть и слегка “причесанных”, карьеров? Разве что вести себя здесь придется цивилизованнее.
Недавно в меловом карьере возле деревни Пышки Гродненского района утонула шестиклассница. В четырех метрах от берега девочка оступилась и скрылась под водой. Сотрудники ОСВОД обнаружили ее тело на одном из уступов карьера на глубине 13 метров. А в карьере Осочники в этом же районе на днях утонул девятнадцатилетний парень.
Кстати, в Гродненской области начали штрафовать за купание в меловых карьерах. К административной ответственности уже привлечены более двух десятков человек. Штраф немаленький — от 150 до 450 тысяч рублей, но и это не останавливает желающих рисковать своей жизнью.
Мнение
Заместитель директора Института природопользования
НАН Беларуси Валерий Хомич:
— Я убежден, что развивать туризм в этих местах не только можно, но и нужно. Нельзя рекультивировать уникальные объекты. Лучше передавать их на баланс туристических организаций в их естественном виде. Но для развития туризма на карьерах как минимум придется привлекать инвесторов, которые пока не горят желанием “взять и сделать”. Причина ясна: слишком велика ответственность за жизнь людей, а обеспечить их безопасность с учетом глубины карьеров и крутизны склонов не представляется возможным. Во всяком случае это потребует колоссальных средств.
Где еще можно такое увидеть
Помимо Волковысского района меловые карьеры есть также в Солигорском районе, возле Любани, неподалеку от Березы и под Гродно (туристы называют их Синькой и Зеленкой).