Чем вы можете объяснить первостепенный интерес петра
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
Обсуждение вопроса:
Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.
Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.
Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.
Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.
После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера. Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.
Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.
Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.
Развитие кораблестроения позволяло обеспечить создание флота, а следовательно, и обороноспособность государства, гарантировало успехи во внешней политике. Корабль для эпохи Петра – это как космическая станция для нашего времени, показатель силы и могущества государства. А кораблестроение – это наиболее передовая отрасль, локомотив экономического развития, которая «тянет» за собой развитие металлургии, парусного дела, транспорта и т.д.
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
Ответ
Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.
Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.
Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.
Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.
После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера. Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.
Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.
Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.
Развитие кораблестроения позволяло обеспечить создание флота, а следовательно, и обороноспособность государства, гарантировало успехи во внешней политике. Корабль для эпохи Петра – это как космическая станция для нашего времени, показатель силы и могущества государства. А кораблестроение – это наиболее передовая отрасль, локомотив экономического развития, которая «тянет» за собой развитие металлургии, парусного дела, транспорта и т.д.
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес петра
Подробное решение параграф §5 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Торкунова А.В. 2016
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чём заключалась реформа органов центрального управления?
У Петра I поначалу отсутствовала чёткая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.
С первых лет в политике Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия[1], и в её помещении позже собирались Консилии (Совет) министров, в которые входило до 15 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе (точнее о «съездах бояр») относятся к 1708 году: в это время участники заседаний «конзилиумов» могли называться и «боярами», и «министрами»[2]. В Консилии с 1708 г. был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчётность и протоколы заседаний.
В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учреждён Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всём государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»
Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.
Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717—1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате которой параллельно системе приказов с их расплывчатыми функциями были созданы по шведскому образцу 13 коллегий — предшественники будущих министерств. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены:
С 28 февраля (10 марта) 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате. Согласно регламенту коллегия состояла из президента, 4-5 советников и 4 асессоров. Центральное место в системе управления занимала тайная полиция: Преображенский приказ (ведал делами о государственных преступлениях) и Тайная канцелярия. Эти учреждения находились в ведении самого императора. Кроме того действовали Соляная контора, Медный департамент, Межевая канцелярия. «Первейшими» коллегиями называли Военную, Адмиралтейскую и Иностранных дел. На правах коллегий находились два учреждения: Синод и Главный магистрат.
Коллегии подчинялись Сенату, а им — губернская, провинциальная и уездная администрация. Результаты реформы управления Петра I неоднозначно рассматриваются историками.
2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?
В. О. Ключевский так разъясняет причины принятия указа: «Вам известно юридическое различие между основными видами древнерусского служилого землевладения, между вотчиной, наследственной собственностью, и поместьем, владением условным, временным, обыкновенно пожизненным. Но задолго до Петра оба эти вида землевладения стали сближаться друг с другом: во владение вотчинное проникали черты поместного, а поместное усвояло юридические особенности вотчинного. В самой природе поместья, как земельного владения, заключались условия его сближения с вотчиной».
Таким образом, сама жизнь, социально-экономические реалии, подтолкнули Петра к принятию этого нормативного акта: «Так к началу XVIII века поместье приблизилось к вотчине на незаметное для нас расстояние и готово было исчезнуть как особый вид служилого землевладения. Тремя признаками обозначилось это сближение: поместья становились родовыми, как и вотчины; они дробились в порядке разверстки между нисходящими или боковыми, как дробились вотчины в порядке наследования; поместное верстание вытеснялось вотчинным пожалованием».
3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?
В 1708—1711 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.
Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.
В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.
4. Что нового было введено в управление городами?
С 1718 года, когда начались преобразования в области центрального и местного управления и суда, произошли изменения и в устройстве городов. На Коммерц-коллегию по данному ей регламенту возлагались не только заботы о развитии торговли и промышленности, но и о чисто-сословных интересах торгово-промышленного населения России и о полицейском благоустройстве городов. По регламенту Коммерц-коллегия должна была смотреть «за всеми торгами и торговыми действиями и иметь попечения о путях сообщения, корабельном хождении и о всём том, что к способному учреждению, споспешеству и порядку купечества служить может».
16 января 1721 года был издан регламент Главного магистрата, определяющий состав и назначение нового учреждения. По этому регламенту Главный магистрат должен был состоять из назначенных царём обер-президента и президента и выборных бурмистров и ратманов, из которых половина «от иностранцев», знающих русский язык. В отличие от членов ратуши, члены Главного магистрата и подведомственных ему городских магистратов были бессменны, и звание их соответствовало известной чиновной степени по Табелю о рангах — президент Главного магистрата считался в VIII классе, а бургомистры в IX. Тому из магистратских чинов, который покажет «тщательное радение и во всём будет содержать себя честно», обещалось даже шляхетство. «Для смотрения за тем, чтобы магистрат должность свою хранил», на его заседаниях присутствовал прокурор.
5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего ещё Петру I».
Прапорщик – это 14 класс согласно «Табели о рангах», а право на потомственное дворянство давали с 8 класса. Прапорщик – это армейский, а не флотский чин.
Работаем с картой
1. Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 г.
В 1708 году были образованы Московская, Ингерманландская (центр – Санкт-Петербург), Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская (центр – Тобольск) губернии.
Изучаем документы
Рабочая неделя Петра I.
1. Составьте по первому документу рассказ о рабочей неделе Петра.
Вставал он в пятом часу утра, полчаса прохаживался по комнате, затем принимал о докладом кабинет-секретаря Макарова, после чего завтракал. В шесть утра по улицам столицы мчалась двуколка: Петр отправлялся осматривать строительные работы, проверять выполнение указаний предшествующего дня.
За осмотром строительных работ следовало посещение Сената и Адмиралтейства. За обеденный стол Петр садился в час дня.
Петр не принадлежал к числу гурманов и довольствовался скромными блюдами: на стол подавались щи, каши, жареное мясо с солеными огурцами или лимонами, студень, солонина, ветчина. Рыба исключалась из царского меню. Не любил он и сладких блюд.
Послеобеденный отдых длился часа два, затем Петр в рабочем кабинете читал донесения, составлял инструкции, указы, регламенты, редактировал сочинение по истории собственного царствования — «Историю Северной войны».
Вечера царь проводил либо в гостях, либо в токарной мастерской.
Сохранилось три составленных им расписания занятий по дням недели. По расписанию 1721 года дни с понедельника по четверг включительно посвящались сочинению Адмиралтейского регламента, пятница предназначалась присутствию в Сенате, утренние часы субботы отводились редактированию «Истории Северной войны», а утро воскресенья — дипломатическим делам. Здесь же помета о возможных отклонениях от принятого распорядка: «А когда река станет, тогда ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».
В январе 1724 года Петр составил новое расписание. Обстоятельства к этому времени изменились: Адмиралтейский регламент уже был готов, работа по написанию «Истории Северной войны» тоже приближалась к концу, и в распорядке появились новые пункты. Присутствию в Сенате Петр отводил вечер понедельника и утро вторника. Новым в распорядке было участие в работе суда в среду и четверг. Утро пятницы предназначалось рассмотрению дел в Адмиралтействе.
В третьем расписании, полностью не сохранившемся» которым царь намеревался руководствоваться с 10 ноября 1724 года, преимущественное внимание уделялось Сенату. О делах, «которые время терпят», надлежало докладывать накануне дня заседания Сената, а по неотложным делам — «всегда время».
Из Указа о единонаследии
2. В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
Согласно положениям указа, происходило юридическое слияние поместного и вотчинного землевладения (на практике это сближение произошло гораздо раньше, однако, получило легитимацию только теперь). Возникло новое понятие — недвижимость. «Понеже разделением имений после отцов детям недвижимых великой есть вред в государстве нашем, как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение». Указ запрещал отчуждать недвижимость, кроме случаев «нужды».
Указ давал право наследовать неделимую недвижимость только одному сыну (как правило — старшему). Однако это не был принцип майората. Вот как об этом пишет В. О. Ключевский: «Это — не закон о майорате или „о первенстве“, навеянный будто бы порядками западноевропейского феодального наследования, как его иногда характеризуют, хотя Пётр и наводил справки о правилах наследования в Англии, Франции, Венеции… Мартовский указ не утверждал исключительного права за старшим сыном; майорат был случайностью, наступавшей только при отсутствии духовной: отец мог завещать недвижимое и младшему сыну мимо старшего. Указ установлял не майорат, а единонаследие, неделимость недвижимых имений»
Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном, вынуждало его братьев исправно служить на государственной службе — «искать чинов».
Пётр I, как отмечает большинство историков, все свои преобразования совершал «впопыхах», не всегда задумываясь о последствиях. Новый указ, имевший многие прогрессивные черты, вызвал недовольство. К тому же, как и многие нормативные акты петровской эпохи, он не был достаточно хорошо разработан с точки зрения юридической техники. Неопределённость формулировок порождала сложность в исполнении указа.
В. О. Ключевский: «Он плохо обработан, не предвидит многих случаев, даёт неясные определения, допускающие разноречивые толкования: в 1-м пункте решительно запрещает отчуждение недвижимости, а в 12-м предусматривает и нормирует их продажу по нужде; устанавливая резкую разницу в порядке наследования движимых и недвижимых имуществ, не указывает, что разуметь под теми и другими, а это порождало недоразумения и злоупотребления». Эти недостатки вызывали неоднократные разъяснения в последующих указах Петра. К 1725 году указ был подвергнут значительной доработке, допускавшей значительные отступления от первоначальной редакции.
По мнению В. О. Ключевского: «Закон 1714 года, не достигнув предположенных целей, только внёс в землевладельческую среду путаницу отношений и хозяйственное расстройство. Итак, подготовленный и обеспеченный неделимой недвижимостью офицер армейского полка или секретарь коллегиального учреждения — таково служебное назначение рядового дворянина по мысли Петра».
Современник о Петре I.
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
Благодаря живому и пытливому уму, Петр I отлично понимал необходимость создания в России боеспособного морского флота. Поэтому кораблестроение и навигация стали одним из наиболее страстных его увлечений.
Еще до того, как он стал реальным правителем страны, Петр увлекся навигационной наукой и стал интересоваться кораблестроением. Первым его кораблем стал старенький бот, обнаруженный им в одной и кладовых среди вещей деда. Следующим шагом стала организация верфи на Переяславском озере. Совместно с голландскими мастерами Петр построил и спустил здесь на воду два небольших фрегата и три яхты.
Перестав быть чисто номинальным правителем, и получив полную власть, будущий император решает заняться постройкой корабельной флотилии всерьез. Оставив Переяславское озеро, он перебирается в портовый Архангельск, где лично участвует в закладке верфи, на которой впоследствии строятся современные корабли. Третье судно он заказывает в Голландии.
Спустя несколько месяцев все три корабля были спущены на воды Белого моря. Под руководством царя этот небольшой флот провожает иностранные корабли.
После этого Петр обращает свой взор в сторону Азова – именно здесь он планирует выстроить и разместить свой флот. Для осады крепости со стороны моря, взяв за основу голландскую галеру, в России строят 22 галеры и 4 брандера. Подготовкой деталей и сборкой судов занимались московские, архангельские плотники, иностранные специалисты и простые солдаты. Все работы, несмотря на то, что большая часть задействованных в них работников была далека от кораблестроения, заняли 3 месяца. Параллельно на воронежской верфи были заложены два корабля с 36 пушками, а в окрестных городах строились плоскодонные баржи и плоты.
Для наиболее продуктивной работы, по велению царя повсеместно образовывались кумпанства – союзы помещиков, в ведомости которых было не меньше 100 крестьянских подворий. Каждое такое объединение должно было выстроить один корабль. Такие же обязательства были возложены и на духовенство, и на купечество. Всего с стране было создано 18 помещичьих кумпанств, 14 купеческих и 17 у духовенства.
Лес для постройки выделялся государством, которое также предоставляло и корабельных мастеров, выписанный специально для этой цели из многих стран Европы.
Развитие кораблестроения позволяло обеспечить создание флота, а следовательно, и обороноспособность государства, гарантировало успехи во внешней политике. Корабль для эпохи Петра – это как космическая станция для нашего времени, показатель силы и могущества государства. А кораблестроение – это наиболее передовая отрасль, локомотив экономического развития, которая «тянет» за собой развитие металлургии, парусного дела, транспорта и т.д.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.
2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.
Появление вещественных мер (в виде линеек, гирь и т.п.) сделало возможным воспроизведение большого количества одинаковых мер (в том числе дольных и кратных), что открывало путь к использованию математических действий и создавало необходимые предпосылки для выделения метрологии как науки из наличной совокупности знаний.
Осуществление поставленной Петром I задачи «прорубить окно в Европу», повлекшее за собой чрезвычайное расширение культурных, научных, производственных и торговых связей с Западом, отразилось на метрологии как петровской, так и послепетровской эпохи.
Процесс технического перевооружения России Петр I связывал с получением точных количественных сведений, касавшихся обороны, строительства, промышленности, картографии, торговли, и пр. Для выполнения этой работы, требовавшей многочисленных измерений, следовало подготовить новые квалифицированные кадры, для чего необходимо было учредить различные учебные заведения и издать соответствующие руководства, а также следовало оснастить страну мерами и измерительными приборами, улучшить измерительную базу.
В первой четверти ХVII века появились ремонтно-юстировочные мастерские, а затем и мастерские для изготовления некоторых приборов: при «навигацкой» школе, при дворе Петра I, при Морской академии и др. В конце ХVII века Петром I был организован ввоз различных измерительных приборов (угломерных, оптических и др.), требовавшихся для армии и флота. Решительный характер Петра 1 проявился в его Наказе «О сборе в Московской Большой таможне пошлин» (1698 г.): «за найденные непрямые, воровские весы лавки опечатать, товары отобрать и семьей сослать».
3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.
Петр I за годы Северной войны создал достаточно эффективную систему центрального и местного управления, которая позволяла обеспечивать управление государством от столицы до окраин страны.
Работа коллегий строилась на принципе централизованного отраслевого управления, при котором четко были определены их обязанности и чиновники отвечавшие за их исполнение.
Эффективность созданной управленческой системы вынудила европейские страны признать Россию империей, а Петра I императором.
Учебник «История России», 8 класс. Параграф 5
Параграф 5. РЕФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ ПРИ ПЕТРЕ I.
Вопросы в тексте параграфа
Могла ли Россия добиться успехов в экономическом, политическом, культурном развитии без реформ в сфере управления? Что изменилось в системе управления Российским государством при Петре Великом?
Каждой реформе должно быть в свое время. Они должны отвечать духу времени и обеспечивать реализуемость и эффективность решения тех или иных задач. Естественно, не все реформы устраняли несовершенства в различных сферах в нашей стране, а некоторые существенно ухудшали жизнь людей. Но в то время, в условиях абсолютизма царской власти проведенные Петром реформы были необходимы и своевременны. Реформы Петра стали важным шагом для перехода России на новый виток развития. Без них развитие пошло бы по другому пути.
Итак, в чем заключалась реформа органов центрального управления. Во-первых, Боярская дума была заменена на Правительствующий Сенат. Этот орган был наделен широкими полномочиями и в отсутствии царя мог заменить его. Сенат полностью подчинялся царю и выполнял его поручения, т.е. был главным органом исполнительной власти. Во-вторых, вместо сложной и неэффективной системы приказов, были созданы коллегии – центральные органы отраслевого управления. Они стали прообразом современных министерств. По задумке Петра коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и решить следующие управленческие задачи: избавиться от дублирования функций и централизовать управление определенной отраслью, а также ввести принципы совещательности и коллегиальности в процедуру решения дел. В-третьих, если высшим управленческим государственным органам даны такие широкие полномочия в принятии решений, то государству требовались и контролирующие органы. Так, Пётр создал прокуратуру и фискальные органы, которые следили за различными нарушениями законности в государственных учреждениях.
Многое было сделано и для повышения эффективности управления обширными территориями России. С целью укрупнения и усиления централизованной власти территория России сначала была разделена на 8 губерний, а потом на 50 провинций, а провинции – на дистрикты. Губернии стали выполнять роль лишь военных округов. Во главе провинции стоял воевода, во главе дистрикта – земский комиссар. Провинциальные воеводы находились в подчинении губернаторов только в военных вопросах, а во всем остальном подчинялись Сенату.
Что такое Боярская дума? Кто в нее входил?
Боярская дума – это высший совет Русского царства, состоявший из представителей феодальной аристократии. Этот совет стал преемником княжеской думы в новых условиях существования Русского государства в конце XIV века. Самостоятельной роли боярская дума не играла и действовала всегда вместе с царем, составляя таким образом единую верховную власть. Боярская дума просуществовала до начала XVIII века, когда Пётр I заменил ее новым органом государственного управления – Сенатом.
Что такое приказы? Когда они появились?
Приказы – это орган управления в Русском царстве. Приказы заведовали определенным направлением государственных дел. Первые приказы появились на рубеже XV-XVI веков при Иване III. При Василии III слово «приказ» как орган управления впервые встречается в исторических документах. А при Иване Грозном к середине XVI века устанавливается целая система приказного управления с более чем 80 приказами, основной каркас которой сохранился до начала XVIII века. В 1718-1721 годах громоздкая и неэффективная система приказов была преобразована в систему коллегий (прообразом министерств).
Почему на Украине существовал особый порядок управления?
Украина всегда была проблемной территорией с высокоактивным населением, сильным казацким войском и непредсказуемыми гетманами. В памяти еще были предательства гетманов и метания то под крыло Польши, то Османской империи, то Швеции, то России. Тем не менее контроль за этой территорией был важен для России, поэтому все взаимоотношения строились на условиях договора с гетманским казачеством. При вступлении Украины под защиту России казакам были предоставлены отличные условия, мало ограничивавшие их свободы и дающие большие выгоды. Однако, Украина оставалась как бы самостоятельным государством в государстве. Для вхождения в состав России полноправной территориальной единицей требовалось введение системных элементов централизованного управления. Но это нельзя было сделать сразу без волнений со стороны украинского казачества. Поэтому до 1722 года на Украине имел место особый режим местного самоуправления.
Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. В чем заключалась реформа органов центрального управления?
Как мы знаем с середины XVII века в России сословно-представительская монархия постепенно меняется на абсолютную монархию. Земские Соборы перестали созываться в полном составе с 1653 года. Боярская дума утратила свою значимость, поскольку Пётр I не доверял боярам. Приказная система управления была плохо слажена, громоздка и неэффективна – целые сферы жизни государства не имели единого органа управления. Отсутствие такого единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так стремился Пётр I.
Таким образом, мы видим, что боярство утратило свои позиции, но начало набирать силу дворянство, которое видело укрепление своих позиций в усилении самодержавия. Кроме того, руководящая аристократия оказалась неспособна к решению проблем, стоявших перед страной. Эти обстоятельства стали одной из главных причин реформы государственного аппарата.
Итак, в чем заключалась реформа органов центрального управления. Во-первых, Боярская дума была заменена на Правительствующий Сенат. Этот орган был наделен широкими полномочиями и в отсутствии царя мог заменить его. Сенат полностью подчинялся царю и выполнял его поручения, т.е. был главным органом исполнительной власти. Сенат комплектовался не по принципу знатности, а по принципу компетентности, заслуг и близости к царю. В отличие от Боярской думы Сенат занимался не только законодательством, но распределением поручений, контролем их исполнения, а также разрешением споров и установлением наказаний. Он фактически служил для помощи государю в управлении страной, поскольку совмещал в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти.
Во-вторых, вместо сложной и неэффективной системы приказов, были созданы коллегии – центральные органы отраслевого управления. Они стали прообразом современных министерств. По задумке Петра коллегии должны были заменить неповоротливую систему приказов и решить следующие управленческие задачи: избавиться от дублирования функций и централизовать управление определенной отраслью, а также ввести принципы совещательности и коллегиальности в процедуру решения дел. Несмотря на кажущуюся большую свободу в принятии управленческих решений, деятельность коллегий строго регламентировалась. Да и подчинялись они Сенату. Основой для регламента коллегий послужило шведское законодательство.
В-третьих, если высшим управленческим государственным органам даны такие широкие полномочия в принятии решений, то государству требовались и контролирующие органы. Так, Пётр создал прокуратуру и фискальные органы. Глава прокуратуры (генерал-прокурор) руководил Сенатом и осуществлял контроль за деятельностью Сената. Фискалам же вменялось в обязанность доносить о всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в других государственных учреждениях.
2. Почему возникла необходимость принятия Указа о единонаследии?
Для понимания ответа на этот вопрос вспомним, чем поместье отличается от вотчины. Поместье – земельное владение, предоставлявшееся за воинскую или государственную службу с конца XV века. Владельцев поместий называли помещиками или дворянами. Поместье давалось только при условии службы дворянина государю, это владение было временным, обыкновенно пожизненным, и не передавалось по наследству. Вотчина же являлась наследственным владением и принадлежала боярам.
Но такие различия меду поместьями и вотчинами не могли быть вечными. Дети дворян обычно шли по стопам отцов и служили государству. Со временем это стало чуть ли не их обязанностью. А если сын дворянина служат государству, как и его отец, то и поместье, данное отцу целесообразнее оставить сыну дворянина. Получается, что появление у поместий признаков вотчин в части передачи их по наследству, было неизбежно. И Указ о единонаследии только юридически закрепил то, что уже произошло. С тех пор боярство и дворянство были уравнены в правах.
Данным указом Пётр I не только узаконил передачу поместных владений по наследству, но и постановил, что поместье нельзя отчуждать или делить между наследниками. Таким образом, Пётр добивался следующих результатов: землевладения ограждались от бесконечного дробления, а дворянское сословие — от обнищания. Запрет на отчуждение не позволял дворянину проиграть в карты или каким-либо другим образом «разбазарить» драгоценную землю. Кроме того, право на наследство, закреплённое только за одним сыном (не обязательно старшим), вынуждало других его братьев исправно служить на государственной службе, а именно «искать чинов и рангов».
3. С какой целью Пётр I предпринял реформу местного самоуправления?
Главными целями реформы местного самоуправления было создание необходимых условий:
4. Что нового было введено в управление городами?
Первоначально в соответствии с реформой самоуправления города могли выйти из подчинения воевод и провести выборы собственных представителей в органы управления. При этом горожане должны были согласиться на двойные налоги. Далеко не все города с энтузиазмом восприняли такие нововведения. Поэтому, условие о повышении сборов в два раза было отменено, а выборы становились обязательными для всех городов. Реформа проходила хаотично и бессистемно, а другие реформы зачастую просто сводили на нет уже введенные изменения. Так, например, начало губернской реформы в 1708 году положило конец значению ратуши, как центрального городского органа управления. Губернаторы стали заведовать всеми налоговые сборами и организацией военных поставок, заменив собой ратушу.
Лишь после окончания Северной войны Петру I получилось уделить внимание реформам местного самоуправления. В 1720 году он издает указ о создании Главного магистрата. По этому указу во всех городах должны были быть созданы выборные магистраты с определенными регламентами их работы. Города были разделены на разряды, а горожане – на категории и гильдии.
5. Найдите исторические ошибки в предложении: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего еще Петру I»
Прапорщик – это звание в сухопутных войсках. На флоте ему соответствует звание мичмана (низший обер-офицерский чин), оно появилось в 1716 году, а в табель о рангах попало в 1732 году уже после смерти Петра I. Поэтому, даже служа в звании мичмана при Петре I, нельзя было получить наследственное дворянство.
Думаем, дополнительно следует уточнить вопрос получения наследственного дворянства в соответствии с табелем о рангах при Петре I, потому что в учебнике допущены недосказанности. При Петре I все военные чины, входящие в табель о рангах (даже самый низкий – 14-й) получали личное и наследственное дворянство.
Вот выдержка из указа Петра I 1722 года: «Воинским чинам, которые дослужатся до Обер-офицерства не из Дворян; то когда кто получит вышеописанной чин, оной суть Дворянин и его дети, которые родятся в Обер-офицерстве; а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда Дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские так и придворные, которые в Рангах не из Дворян, оных дети не суть Дворяне».
Гражданские и придворные чины получали личное дворянство с 14-го ранга, а наследственное – с 8-го. В дальнейшем табель о рангах менялся и получение наследственного дворянства с 1845 года (при Николае I) стало возможно только с 8-го ранга у военных, и с 5-го – у гражданских.
Покажите на карте центры губерний, созданных в России в 1708 году.
В 1708 году территория России была разделена на 8 губерний:
Составьте по данному документу рассказ о рабочей неделе царя Петра I.
Глупо было бы полагать, что Петр I всю жизнь придерживался одного и того же недельного графика. Но из исторических документов известно о трех составленных Петром I расписаний занятий по дням недели. Так, по расписанию 1721 года, по завершению Северной войны, Пётр большую часть своего времени посвящал сочинению Адмиралтейского регламента. Этому занятию отводилось время с понедельника по четверг. Естественно, нельзя сказать, что Пётр весь день корпел за регламентом. Его дневной распорядок дня был довольно насыщен и разнообразен для государя. Подъем в пятом часу утра, ранний утренний доклад кабинет-секретаря, завтрак. Уже в шесть утра Пётр отправлялся осматривать ход строительных работ города или в Адмиралтейство, проверяя выполнение указаний предшествующего дня. Время после обеда и дневного сна отводилось как раз работе над документами. А вечера Пётр любил проводить либо в гостях, либо в личной токарной мастерской.
Итак, продолжая рассматривать первый недельный график, отметим, что пятницу Пётр отводил для работы в Сенате. Несмотря на то, что Сенат фактически мог заменить самодержца по текущим вопросам, присутствие Петра требовали множество вопросов. Утренние часы субботы отводились редактированию «Истории Северной войны», которую Пётр собственноручно писал, так сказать, по «горячим следам». Утро воскресенья посвящалось дипломатическим делам. В этом же графике мы можем увидеть пометку о возможных отклонениях от принятого распорядка: «А когда река станет, тогда ежели много дел будет, четверг прибавить к сенатским делам».
В январе 1724 года Петр составил новое расписание. Обстоятельства к этому времени изменились: Адмиралтейский регламент уже был готов, работа по написанию «Истории Северной войны» тоже приближалась к концу, и в распорядке появились новые пункты. Присутствию в Сенате Петр отводил вечер понедельника и утро вторника. Новым в распорядке было участие в работе суда в среду и четверг. Утро пятницы предназначалось рассмотрению дел в Адмиралтействе.
В третьем расписании, полностью не сохранившемся, которым царь намеревался руководствоваться с 10 ноября 1724 года, преимущественное внимание уделялось Сенату. О делах, «которые время терпят», надлежало докладывать накануне дня заседания Сената, а по неотложным делам — «всегда время».
В чьих интересах был издан Указ о единонаследии? Кто и почему имел основания быть недовольным его положениями?
Единственным выгодоприобретателем данного Указа о единонаследии было государство. Конечно, этим указом Пётр заботился о том, чтобы охранить знатные дворянские фамилии от обнищания и разорения, но мы то понимаем, что, если у дворянина есть голова на плечах, он не «разбазарит» свое поместье. Поэтому для дворян этот указ был лишь еще одним ограничением, но не должен был вызвать особого недовольства. Вот дети дворян имели все основания быть недовольными таким указом. Теперь только один из братьев и сестер помещика мог вступить в наследство недвижимым имуществом, а все остальные лишались сытой и спокойной жизни, поскольку, чтобы добиться влияния и богатства им теперь приходилось учиться и служить, причем служить с самых низших должностей, своим трудом и умениями добиваясь почета.
Теперь объясним, почему выгодоприобретателем было государство. Во-первых, крупные, нераздробленные поместья обеспечивали регулярные отчисления налогов. Если дворянин разорялся, то налогов с его поместья взять уже было нельзя. Во-вторых, как мы уже упомянули выше, Пётр хотел заставить дворян служить государству. И этот Указ подталкивал дворян к службе.
Чем вы можете объяснить первостепенный интерес Петра к вопросам кораблестроения?
Как можно объяснить интерес кого-то к чему-то, кроме как словом «нравится»? Петру с детства нравились корабли. Они олицетворяли личную свободу в бескрайнем просторе моря. Конечно, можно сказать, что Пётр I стремился сделать Россию великой морской державой, а для этого нужен мощный флот, и это была бы правдой. Но никакие государственные интересы не могут объяснить заинтересованности Петра в самоличном проектировании кораблей. Достаточно ведь было дать указание тысячам подчиненных построить флот, но Пётр хотел все делать сам. Поэтому мы склоняемся к личной заинтересованности Петра в кораблестроении.
Думаем, сравниваем, размышляем
1. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.
Мы несколько расширили таблицу, не ограничиваясь перечисленными в параграфе реформами.
Реформа государственного управления | Вместо Боярской думы и приказов создан Сенат и Коллегии. За деятельностью этих органов следил сам царь с помощью фискалов и генерал-прокурора. |
Военная реформа | Армия становится регулярной на основе рекрутского набора. Все солдаты должны получить подготовку в специальных школах. Обеспечение единообразным вооружением и амуницией. Созданы оружейные заводы и учреждения снабжения. Создан военный флот. |
Табель о рангах | Документ, в соответствии с которым все государственные (светские, придворные и военные должности) разделялись на ранги. Документом обуславливались правила обращения, правила перехода от одного ранга к другому, правила присвоения личного и наследственного дворянства. |
Налоговая реформа | Введены целевые налоги и налоги на продажу соли, алкоголя, дёгтя, на наличие бани, на ношение бороды, на дубовые гробы и т.д. Проведена ревизия населения. На основании этой ревизии введена подушная подать. |
Образовательная реформа | Открывались инженерные, математические, горные, медицинские и навигационные школы. С 1714 года открывались бесплатные цифирные школы для всего населения. Также создавались гимназии и Академия наук. Дети дворян обязательно должны были получать образование. При Петре I Россия перешла к новой письменности. Вместо старославянских букв и цифр были приняты гражданский шрифт и арабские цифры. |
Реформа административно-территориального устройства и городская реформа | Изменилось административно-территориальное деление государства. Сначала были выделены 8 губерний, затем 50 провинций. Реформа должна была централизовать власть в регионах. В управлении городами также произошли изменения. Был создан такой орган как Ратуша, а потом и Главный магистрат, а также выборные городские магистраты. |
Промышленная и торговая реформа | Был принят комплекс законов и преобразований в сфере промышленности с целью развития мануфактурного и добывающего производства. Для промышленной и торговой реформы Петра I были свойственны меркантилизм (накопление капитала внутри страны для повышения ее благосостояния, сокращение экспорта сырья и увеличение экспорта готовой продукции) и протекционизм (высокие импортные пошлины на конкурирующие с отечественными товарами, государственные субсидии внутренним производителям, помощь с рабочими силами в виде приписных крестьян). |
Религиозная реформа | Упразднено патриаршество и введен государственный орган церковного управления – Синод. Теперь всеми делами церкви заведовал светский чиновник – обер-прокурор, а главой церкви стал сам император. Кроме того, Пётр I разрешил иностранцам открыто исповедовать свою веру, а также вступать в брак лицам разных религиозных конфессий. |
Указ о престолонаследии | Указ отменял все предыдущие правила наследования трона России. Теперь монарх сам решал, кому отдать престол. Самое удивительное, что Пётр так сам и не решил, кому отдать престол. |
Указ о единонаследии | Указ запрещал дробить недвижимое имущество дворянских поместий, а также отчуждать его. Таким образом Пётр хотел добиться сохранения дворянских поместий сильными и богатыми для регулярных налоговых поступлений. Также вынудил дворянских детей, не получивших недвижимого наследства, добиваться богатства и славы путем учебы и службы. |
2. Используя Интернет, соберите информацию и напишите о метрологической реформе Петра I. Определите её цель и задачи, которые она должна была решить.
Именно поэтому Пётр I озаботился метрологической реформой. Для облегчения вычислений были изданы таблицы мер и соотношений между русскими и иностранными мерами. Кроме того, метрологической реформой Петра были допущены английские меры, получившие особенно широкое распространение на флоте и в кораблестроении – футы и дюймы. Это позволяло, к примеру, самим строить корабли по иностранным чертежам, а также заказывать строительство своих кораблей за рубежом.
Метрологическая реформа Петра I положила начало дальнейшему развитию метрологии в России. Так, основанная в 1725 году Петербургская академия наук занялась воспроизведением эталонных угловых единиц, единиц времени и температуры. В 1736 году созданная Комиссия весов и мер изготовила эталонный медный аршин, деревянную сажень, и русский эталонный фунт в виде бронзовой золоченой гири, узаконенной в качестве первичного образца русских мер веса. Этот фунт почти 100 лет оставался единственным эталоном в стране.
3. Сравните систему государственного управления в России после реформ Петра I с подобной системой в европейских странах. Сделайте выводы.
Итак, для сравнения нам необходимо определить параметры, которые мы будем сопоставлять. Для рассмотрения системы государственного управления мы возьмем:
Для сравнения предлагаем взять Великобританию начала XVIII века.
Россия XVIII века после реформ Петра I:
Великобритания XVIII века (после 1707 года произошло объединение Англии и Шотландии и появилось новое название – Великобритания):
Запоминаем новые слова