Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Подробное решение параграф 19-20 по истории для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Алексашкина, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Базовый уровень 2013

Из декламации социал — демократической фракции германского рейхстага по поводу военных кредитов (с. 117)

Проанализируйте документ. Какие аргументы приводят авторы декларации для обоснования своего отказа от принципов интернациональной солидарности? Исходя из каких критериев вы оцените их позицию? (с. 117)

Ответ: Напрасность усилий в данном вопросе; угроза войны; возможность победы русского деспотизма; необходимость защиты своего отечества.

Их позицию можно оценить исходя из критериев, озвученных в документе: «право каждого народа на национальную самостоятельность и самозащиту и войну. ».

Вспомните, каковы были главные лозунги антивоенной программы В. И. Ленина. (с. 119)

Ответ: Ленин выдвинул тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и необходимости использования рабочими войны для свержения «своих» правительств.

Вспомните, как повели себя в этой ситуации либералы. Какие шаги предприняли монархисты? (с. 125)

Ответ: Либералы печатали про Распутина нелицеприятные статьи в газетах, монархисты организовали его убийство.

1. Чем вы объясните то обстоятельство, что в начале войны националистические настроения взяли верх над всеми иными идейными и нравственными принципами? Считаете ли вы такое положение закономерным? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Ответ: Это было связано с отношением самих стран друг к другу. Известно давнее соперничество западных государств и России, Германии и Франции, Франции и Англии, России и Австро — Венгрии в восточном вопросе. В обществе царили те настроения, которые пропагандировались. В условиях нарастающего противостояния между ведущими державами люди отчетливо понимали, что им придется защищать себя. Однако те, кто развязывал войну, были уверены, что они также защищают свои интересы. Это представляется весьма закономерным. Примером в данном случае может служить Россия. Большинство населения России считало себя обязанным внести свой вклад в защиту Отечества. На мобилизационные пункты в первые дни войны явилось 96% подлежащих призыву, в основном это были крестьяне. Добровольцами на фронт отправлялись известные поэты, артисты, художники. Многие девушки, в том числе из аристократических семей, работали в госпиталях и санитарных поездах. На личные средства императорской семьи в царскосельских дворцах были открыты лазареты, в которых императрица Александра Федоровна и ее старшие дочери Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия. Крупные пожертвования от населения стали поступать в Красный Крест, на счета обороны и военного займа, на поддержку семей фронтовиков. Для помощи фронту создавались различные общественные организации — Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Союз георгиевских кавалеров, Общество помощи жертвам войны и др.

Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма».

2. Сопоставьте отношение людей к войне в ее начале и на завершающем этапе. Чем оно определялось? Было ли оно одинаковым в разных слоях общества?

Ответ: В первые дни и месяцы войны значительная часть населения вовлеченных в нее стран была охвачена националистическими настроениями. Попытки пацифистов и некоторых социалистов высказаться против войны заглушались волной ура — патриотизма. Руководители рабочего и социалистического движения в Германии, Австро — Венгрии, во Франции выдвинули лозунги «гражданского мира» в своих странах и проголосовали за военные кредиты. Лидеры австрийской социал — демократии призывали своих сторонников «на бой с царизмом», а британские социалисты решили прежде всего «бороться против германского империализма». Идеи классовой борьбы и интернациональной солидарности рабочих оказались отодвинутыми на задний план. Лишь отдельные группы социал — демократов осудили начавшуюся войну как империалистическую и призвали трудящихся отказать в поддержке своим правительствам.

Призывы к единству всех политических сил воплотились в создании во многих странах коалиционных правительств. В Великобритании в правительствах военного времени были представлены либералы, консерваторы и набиравшие политический вес лейбористы. Во Франции в правительствах «национального единения» наряду с деятелями правых, консервативных партий участвовали социалисты.

На завершающем этапе войны люди были не довольны сложившимся положением. Затянувшаяся война, ухудшение жизни людей в тылу, нежелание правительств идти на уступки привели к тому, что люди, не зависимо от их политической принадлежности, объединились с единым требованием о прекращении войны. Данное положение привело к революциям в России, Австро — Венгрии и Германии.

3. Объясните, в чем заключались причины и результаты государственного регулирования экономики.

Ответ: Это было необходимо для бесперебойного снабжения фронта вооружением, медикаментами и продуктами. Результаты государственного регулирования – переустройство экономики на нужды войны. Главными партнерами власти считали крупные монополии, а интересы мелких предприятий игнорировались. Так, в Германии в 1914—1917 гг. закрылось свыше 10 тыс. небольших предприятий, а стоимость заводов Круппа возросла в 4 раза. В России было предложении милитаризировать и средние и мелкие предприятия, что было успешно сделано.

4. Что было общего в экономической политике России и европейских стран? Почему установление так называемого «бюрократического социализма» таило особую опасность для России?

Ответ: Все государства перестраивали свою экономику на нужды войны. Крупная промышленность милитаризировалась и перешла под государственный контроль. Создавались специальные органы, которые контролировали эти предприятия, распределяли военные заказы и сырье, регулировали трудовые отношения.

«Бюрократический социализм» таил опасность для России, так как это могло привести к свертыванию политических и социальных реформ и попытке возврата прежним порядкам. Следовательно, это приведет к взрыву в обществе в виде революции.

5. Что подразумевает понятие «гражданский мир»? В каких исторических ситуациях к нему прибегают? От чего зависит прочность этого мира? Приведите примеры.

Ответ: «Гражданский мир» подразумевает собой то состояние общества, когда люди, объединенные одной идеей и целью, стремятся реализовать ее; когда политические силы находят консенсус. К «гражданскому миру» прибегают в наиболее критические моменты жизни общества: период войны, беззаконие по отношению к отдельным категориям граждан. Прочность этого мира зависит от внешних обстоятельств и результатов, которые были достигнуты.

Примером может служить нарастание кризисных проявлений в период Первой мировой войны. С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Сначала они требовали главным образом повышения зарплаты, которая все время обесценивалась из — за роста цен. В Великобритании, например, в этом направлении активно действовали представители профсоюзов на местах — так называемые цеховые старосты. Затем все чаще стали звучать антивоенные лозунги. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.

6. Определите и охарактеризуйте основные слагаемые кризиса, в котором оказалось к концу войны большинство воевавших стран.

Ответ: Продолжавшаяся война, увеличение потерь на фронтах, ужесточение жизни в тылу – основные слагаемые кризиса.

С 1915 г. во многих странах развернулась стачечная борьба рабочих. Идеи борьбы против империалистической войны выдвигались революционными социал — демократами в России, Германии. 1 мая 1916 г. во время демонстрации в Берлине лидер левых социал — демократов Карл Либкнехт выступил с призывами «Долой войну!», «Долой правительство!». В Австро — Венгрии начались также выступления под антиавстрийскими национально — освободительными лозунгами.

На завершающем этапе войны солдаты на фронтах нередко отказывались идти на передовую. Еще весной 1915 г. на Восточном фронте произошло несколько случаев массового перехода чешских солдат на сторону русских войск. А весной 1917 г. дело дошло уже до «братаний» русских и немецких солдат. Осенью того же года отказались повиноваться матросы на кораблях германского военного флота в Вильгельмсхафене. Руководители этого выступления были казнены, 50 матросов приговорены к каторжным работам.

Во всех европейских странах так или иначе сказалось революционизирующее влияние событий 1917 г. в России.

7. Как вы думаете, почему маргинализация населения неизбежно приводит к его радикализации?

Ответ: Человек, оказавшийся в сложной, безвыходной ситуации, подвержен влиянию различных течений. Как правило, выбираются те пути, что принесут более быстрый результат.

8*. Как, по вашему мнению, соотносятся война и революция? Есть ли закономерные связи между этими понятиями?

Ответ: Во время войны проблемы имеющиеся в обществе, вскрываются с еще большей силой. Неспособность правительства решать проблемы в новой обстановке старыми методами приводит к революции. Хлебные очереди в Петрограде сделали то, чего не дано было представителям левых партий, — привести в движение механизм революции.

9. Проанализируйте поведение Николая П. Как вам кажется, какие ошибки он допустил?

Ответ: Николай II слишком сильно понадеялся на патерналистскую систему. Он не пошел на встречу обществу в решении назревших проблем. В частности, в сентябре 1915 г. Николай II приостановил работу Думы, уволил министров, поддерживавших «Прогрессивный блок», и объявил, что берет на себя командование армией. Он объяснял эту меру крайностью положения и исторической ответственностью монархии.

Таким образом, император в очередной раз предпочел опереться не на гражданское общество, а на патерналистскую традицию, согласно которой он лично должен был вести войска к победе. Но в сложившихся условиях это был весьма опасный шаг. Николай пытался собственной фигурой заслонить традиционную в России неавторитетность начальства, взяв на себя всю ответственность и за ход военных действий, и за состояние транспорта, и за положение населения, что неизбежно вело к десакрализации (падению божественного ореола) образа самодержца.

И тем не менее еще можно было до определенной степени исправить положение. Однако близость к царскому трону фигуры Григория Распутина способствовала окончательной дискредитации императорской семьи.

10. Какие изменения произошли в национальном вопросе во время войны?

Ответ: 1 августа 1914 г. в своем воззвании Верховный главнокомандующий пообещал воссоединить польские земли под властью царя при сохранении польской веры, языка и самоуправления. По отношению к немецкому населению Российской империи были применены дискриминационные меры. Немецкие школы и союзы были закрыты, затем последовало запрещение пользоваться немецким языком в публичных местах.

Евреев тоже подозревали в шпионаже в пользу стран центральноевропейской оси, и в 1915 г. вместе с немцами и поляками сотни тысяч евреев были насильственно выселены из пограничной зоны. Чтобы обустроить всех этих людей и придать новый импульс развитию российской экономики, в августе 1915 г. была расширена территория, входящая в еврейскую черту оседлости, и евреям было разрешено селиться также во всех городах России.

Воззвание Верховного главнокомандующего к полякам вызвало надежды и у финнов. Однако 2 августа 1914 г. в Финляндии было введено военное положение, финляндский генерал — губернатор подчинен российским военным властям. Была значительно ограничена деятельность сейма, введена цензура, запрещено проведение публичных собраний, ограничено передвижение по стране. Был поднят вопрос о призыве финнов на военную службу.

Подобная политика привела к тому, что свой взор Финляндия обратила в сторону Германской империи, а многочисленные финляндские добровольцы составили 27 — й прусский егерский батальон, который сражался в составе германской армии.

В 1916 г. национальные волнения охватили значительную часть Средней Азии. Причина их крылась в усилившихся противоречиях между скотоводами — кочевниками и оседлыми переселенцами, основавшимися на немногочисленных плодородных землях среднеазиатского региона, которые использовались местными жителями в качестве летних пастбищ.

Источник

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Подробное решение параграф § 2 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Какова была роль Восточного фронта в военной кампании 1914-1916 гг.?

Восточный фронт стал одним из ключевых театров военных действий в Первой мировой войне, сражения которого во многом определили ход всей войны.

Когда русские войска брали Эрзерум ранее?

Русские войска взяли Эрзерум в 1878 г. в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

1. Продолжите заполнение в тетради синхронистической таблицы «Первая мировая война».

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

2. Используя интернет-ресурсы, дополнительную литературу, подберите к тексту параграфа иллюстрации, раскрывающие примеры массового героизма российских солдат и офицеров в годы Первой мировой войны.

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Воздушный таран штабс-капитан П.Н. Нестеров

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Крепость Осовец. «Атака мертвецов»

3. Выберите из текста параграфа факты, объясняющие причины поражений русской армии в 1915 г.

— германское командование сосредоточило основные усилия на Восточном фронте с целью разгрома русской армии и вывода России из войны

— недостаток в снабжении русской армии вооружением и боеприпасами

— союзники не спешили помогать России.

4. Как России удалось перестроить экономику на военный лад?

России удалось перестроить экономику на военный лад посредством создания в 1915 г. по инициативе крупных промышленников были созданы специальные органы по централизации и мобилизации всех имеющихся в стране ресурсов для нужд фронта — Особое совещание по обороне и подконтрольные ему Совещания по снабжению топливом, продовольствием, по перевозкам, артиллерийскому снабжению и т. д. Также создавались общественные организации — Военно-промышленные комитеты, Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам, Всероссийский союз городов, Комитет научно-технической помощи.

5. С помощью словаря объясните термины «позиционная война», «военно-стратегическая инициатива».

позиционная война – война, в которой вооружённая борьба ведётся, в основном, на сплошных, относительно стабильных фронтах (позициях) с глубокоэшелонированной обороной.

6. Как изменилось отношение к войне российского общества к 1916 г.? Почему?

Неудачи на фронте в 1915 г. негативно сказались на настроениях в обществе, которое начинало испытать усталость от затяжной и кровопролитной войны.

1. Опираясь на карту, назовите важнейшие военные операции войск стран Антанты.

Битва на Марне 1914 г.

Восточно-Прусская операция 1914 г.

Сарыкамышская операция 1914 г.

Галицийская битва 1914 г.

Варшавско-Ивангородская операция 1914 г.

Верденская битва 1916 г.

Брусиловский прорыв 1916 г.

Ютландское сражение 1916 г.

Эрзурумское сражение 1916 г.

2. Покажите на карте территории, занятые русской армией в 1914—1916 гг., потерянные в 1915 г.

В 1914-1916 гг. заняты Галиция (Австро-Венгрия), часть Вост.Пруссии (Германия)

В 1915 г. потеряны территории Галиции, Польши, части Прибалтики, Белоруссии, Украины.

1. Какая из частушек, по вашему мнению, появилась раньше других?

Раньше появилась первая частушка, т.к. в ней слышна удаль и силу русской армии («кулаки у нас большие») в победу («мы нигде не пропадем»). В двух последующих, наоборот, слышна усталость о войны («горюшко», «прослезил»).

2. Проследите изменение отношения народа к войне по частушкам. В чём причины таких настроений?

По частушкам видно, что оптимистическое настроения народа (вера в скорую победу, в силу русской армии), сменилось на негативное. Причиной стало затягивание войны, ухудшение условий жизни, большие военные потери. Из последней частушки видно, что народ также разочаровался в царе и в его политике.

Сравните данные о военных потерях держав — участниц Первой мировой войны и объясните полученные результаты анализа.

Из таблицы видно, что самые большие потери понесла Русская армия. Это связано с тем, что Россия мобилизовала самую большую армию, боевые действия вела одновременно с Германией, Австро-Венгрией, Османской империей. Значительные потери Россия понесла в ходе Великого отступления1915 г. Также Значительные потери связаны с общим превосходством Германии в количестве артиллерии и боеприпасов. Однако в процентном отношении видно, что число потерь от количества мобилизованных для России не отличались от потерь других участников войны. Так безвозвратные потери России от числа мобилизованных составило 60%, а аналогичный процент для Германии будет 56%, Для Франции 57%.

1. Почему оказались неверными расчёты всех участников Первой мировой войны о том, что она закончится достаточно быстро? Напишите аналитическую записку на данную тему.

Расчеты участников Первой мировой войны оказались неверными из-за того, что все страны верили в быстротечность современных войн благодаря новыми видам вооружения (скорострельная артиллерия, пулеметы и т.д.), однако не учли, что появились и совершенно новые средства для обороны, что в войне теперь участвует население всей страны через военную и трудовую мобилизацию. Эпоха небольших армий XIX века ушла, а им на смену пришли многомиллионные армии, опиравшиеся на индустриальные возможности страны вооружить и обеспечить боеприпасами огромные людские силы. Генералы всех стран надеялись на быстрые приграничные сражения, не учитывая, что военная мобилизация может обеспечить значительные людские резервы, что неизбежно приведет к затягиванию войны. Ни политики, ни военные не учитывали этих новых факторов, ставших следствием перехода к индустриальному обществу, а значит и новым способам ведения воин.

2. Найдите в Интернете плакаты времён Первой мировой войны. Сравните ведущие идеи, призывы, выразительные средства, которые использовали воюющие стороны.

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Смотреть картинку Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Картинка про Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения. Фото Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

3. Генерал А.А. Брусилов считал, что наступление Юго-Западного фронта в 1916 г. «превзошло все ожидания» и фронт «выполнил данную ему задачу». Подтвердите данный вывод командующего.

Вывод Брусилова А.А. о том, что наступление «Юго-Западного фронта превзошло все ожидания» прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы подтверждается тем, что прорыв поставил Австро-Венгрию на грань катастрофы, заставил Германию спешно перебрасывать войска с Запада для поддержки своего союзника.

4. Существует мнение, что Россия к 1917 г. превратилась в «узел противоречий» в первую очередь из-за неудач и поражений на фронте. Приведите аргументы за и против данного суждения и изложите их в форме диалога.

Аргументы за: неудачи на фронте (Великое отступление в 1915 г.) привело к распространению пессимистических настроений. Затягивание войны вело к усталости и к увеличивавшемуся экономическому напряжению. В обществе падал авторитет правительства под влиянием деятельности оппозиционных партий, а также

Аргументы против: Несмотря на все тяготы войны общество сохраняло стабильность. Поражения не привели к дестабилизации армии. К 1916 г. Россия во многом перевела экономику на военные рельсы, что привело к улучшению снабжения армии вооружением и боеприпасами, что позволило стабилизировать фронт и провести успешное наступление Юго-Западного фронта. На 1917 г. Россия планировала совместное наступление с союзниками.

5. Используя дополнительные материалы, напишите сочинение об одном из героев Первой мировой войны.

Козьма́ Фи́рсович Крючко́в (1890—18 августа 1919) — донской казак. Был первым награждённым Георгиевским крестом в Первую мировую войну. В августе 1914 года снискал славу героя всей воюющей России.

Донской казак хутора Нижне-Калмыкова (Нижний Калмыкос) Усть-Хопёрской станицы Войска Донского. Учился в станичной школе. В 1911 году был призван на действительную службу в 3-й Донской казачий полк имени атамана Ермака Тимофеева, входивший в состав 3-й кавалерийской дивизии. К началу войны он уже имел чин приказного (соответствовал ефрейтору в армии).

Во время Первой мировой войны стал первым георгиевским кавалером Русской армии: был награждён георгиевским крестом, получив крест 4-й степени за номером 5501 за уничтожение в бою на границе российского Царства Польского и Восточной Пруссии одиннадцати немцев. Его разъезд в составе четырёх казаков (Астахова, Иванкова, Щеголькова) атаковал из засады пару германских кавалерийских дозоров. Лишь 3 германца сумели ускакать к своим, 11 были уничтожены лично Козьмой Крючковым, получившим при этом 16 колотых ран от пик и сабель врагов. Все донцы, участвовавшие с Крючковым в этом бою были также награждены Георгиевскими крестами.

Сам подвиг был описан в журнале «Искра» за 24 августа 1914 г.

За Первую мировую войну также еще был награждён Георгиевскими крестами других степеней.

Был смертельно ранен в 1919 году во время Гражданской войны: погиб в бою близ деревни Лопуховки Саратовской губернии, воюя на стороне белых, во время Вешенского восстания:

Источник

Чем вы объясните то обстоятельство что в начале войны националистические настроения

Подробное решение параграф § 12 по истории для учащихся 10 класса, авторов Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. 2016

Какие политические процессы в СССР оказывали негативное влияние на осуществление нэпа?

Борьба за власть между высшими партийными руководителями во время болезни и после смерти Ленина, а также последовавшая за этим борьба с оппозицией в партии оказывали негативное влияние на осуществление нэпа

1. Какие меры принимались для усиления влияния партии в среде крестьянства?

Для усиления влияния партии в среде крестьянства в 1925 г. проводилась кампания перевыборов местных Советов. Многие крестьяне, которые ранее были лишены избирательных прав как кулаки, теперь могли участвовать в выборах.

2. Покажите на примерах, как в проводимой большевиками политике 1920-х гг. проявлялись колебания между демократизацией общественной жизни и усилением репрессивного курса.

Колебания между демократизацией общественной жизни и усилением репрессивного курса можно продемонстрировать на двух примерах:

С одной стороны: зажиточным крестьянам возвращали избирательные права.

С другой стороны: зажиточных крестьян после 1925 г. вновь лишили избирательных прав, запрет на фракционную деятельность внутри партии.

3. Назовите и кратко охарактеризуйте основные этапы внутрипартийной борьбы. Каковы её итоги? Назовите лидеров противоборствующих сторон.

1-й этап (1923-1924 гг.). Сталин, Зиновьев и Каменев против Троцкого. На этом этапе единомышленников связывает общая ненависть к Троцкому, стремление не допустить его лидерства после смерти Ленина.

2-й этап (1925-1926 гг.). Сталин и Бухарин против Зиновьева и Каменева («новая оппозиция»).

3-й этап (1926-1927 гг.). Сталин и Бухарин против Троцкого, Зиновьева, Каменева («объединенная оппозиция»). Эта группа выступала за ускорение темпов индустриализации («сверхиндустриализацию»), против набирающего силу бюрократизма внутри партии.

4-й этап (1928-1929 гг.). Сталин против Бухарина, Рыкова и Томского («правая оппозиция»). «Правая оппозиция» выступила против политики чрезвычайных мер по отношению к кулачеству, против политики коллективизации и создания колхозов. Сталин занял позиции разгромленной «объединенной оппозиции».

В результате внутрипартийной борьбы высшая власть в стране оказалась в руках Сталина. Сталин для достижения личной власти использовал партийный аппарат.

4. Какое воздействие оказывала внутрипартийная борьба на политическое развитие страны?

Внутрипартийная борьба оказала существенное воздействие на политическое развитие страны. Была подорвана система коллективного руководства и относительной внутрипартийной демократии. Широкое распространение получило выдвижение кадров по принципу личной преданности лидерам партии. Для подавления оппозиции всё активнее использовались органы государственной безопасности В политическом развитии страна смещалась в сторону однопартийной диктатуры во главе с единоличным правителем – лидером партии.

5. Какие события называют «военной тревогой» 1927 г.? Почему?

«Военной тревогой» 1927 г. называют обострение международной обстановки для СССР (разрыв Великобританией дипломатических отношений с СССР, взрывы в Москве и убийство советского посла в Польше П.Л. Войкова, высылка гоминдановским правительством советских советников из Китая). В стране принимались меры по подготовке к войне. Проводились учебные мобилизации в армию

1. Согласны ли вы с мнением авторов листовки о том, что «коммунистическая утопия лопнула»?

Отчасти с автором листовки можно согласиться, т.к. большевикам не удалось достичь обещанного и даже пришлось корректировать свой курс в ущерб своей идеологии. Однако следует учесть, что НЭП был введен лишь за 3 года до написания данной листовки, а значит еще не мог показать своего потенциала для развития экономики.

2. Какие взгляды на дальнейший путь развития страны защищали меньшевики?

Восстановление многопартийности, ликвидация однопартийной диктатуры большевиков. Свобода совести, печати и собраний. Возвращение к капиталистическим принципам экономики.

1. Насколько новая экономическая политика соответствовала ранее провозглашаемым большевистским революционным лозунгам? Приведите примеры в доказательство своего мнения.

Новая экономическая политика не соответствовала ранее провозглашаемым большевистским революционным лозунгам. В частности НЭП допускал возврат к частной собственности и рыночным, товарно-денежным отношениям, которые отвергали большевики. Вместо ожидаемого всеобщего равенства, социализма, в котором не было рынка и денег, в стране появились мелкие предприниматели и торговцы, а крестьяне получили возможность свободно продавать свою продукцию.

2. Почему в СССР нарастали антинэповские настроения? В чём они выражались?

Потому что в советском обществе, которое строилось на идеях равноправия и уравнения, возникало социальное расслоение. Нэпманы, как называли новоявленную буржуазию в городе, и зажиточные крестьяне (кулаки) не имели политической власти, но могли при помощи денег подкупать чиновников. Многие большевики чувствовали себя обманутыми и не находили места в новой жизни

3. Обсудите, оставался ли в 1920-е гг. Советский Союз государством диктатуры пролетариата или характер власти в стране изменился?

В 1920-е гг. СССР сложно назвать государством диктатуры пролетариата, несмотря на то, что это оставалось в лозунгах, характер власти изменился. Возрастало влияния партийной бюрократии и партийных лидеров, между которым шла борьба за власть, в ходе которой страна смещалась в сторону единоличной диктатуры.

4. Какие проблемы обсуждались участниками внутрипартийной борьбы? Напишите в тетради их список.

Участниками внутрипартийной борьбы обсуждались следующие проблемы:

— Проблема коллективного руководства внутри партии;

— Мировая революция (Троцкий) или построение социализма в отдельной стране (Сталин);

— Продолжение НЭПа или его свертывание и переход к плановой экономике;

— Поддержка индивидуальных крестьянских хозяйств или создание колхозов (коллективизация сельского хозяйства);

— Постепенная или ускоренная индустриализация за счет давления на сельское хозяйство;

— Преимущественное развитие легкой (Бухарин) или тяжелой (Сталин) промышленности;

— Проблема бюрократизации партии и партийного руководства.

5. Используя дополнительную литературу, краеведческие сведения, подготовьте сообщение о повседневной жизни советских людей в 1920-е гг. Создайте презентацию на тему «Фотофакт: 1920-е годы в СССР».

План сообщения и презентации: Повседневная жизнь и общественные настроения в годы НЭПа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. «Коммунистическое чванство». Падение трудовой дисциплины. Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Наступление на религию. Советские обряды и праздники. «Союз воинствующих безбожников». Обновленческое движение в церкви. Положение нехристианских конфессий. Изъятие церковных ценностей.

6. Используя Интернет, подготовьте подборку изображений советских плакатов, посвящённых важнейшим событиям 1920-х гг. в мире и в СССР.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *