Чем вы видите ограниченность возможностей рынка
Ограниченность возможностей рынка
Раздел II. Экономика.
Тема 12. Экономика и экономическая наука.
Экономика – это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путём создания и использования необходимых жизненных благ.
Экономика – наука о способах рационального ведения хозяйства, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить блага.
Экономическую науку разделяют на
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.
Основные измерители экономической деятельности:
1. Валовый национальный продукт (ВНП)– общаярыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых факторами производства данной страны как в пределах её границ, так и в других странах в течение года.
2. Валовый внутренний продукт (ВВП)– общая рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.
3. Национальный доход –часть ВНП за вычетом амортизационных отчислений и косвенных налогов.
4. Уровень благосостояния – степень обеспеченности граждан страны товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.
Тема 13. Факторы производства и факторные доходы.
Условием жизни любого человека и общества является удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, а также духовных потребностей.
Потребности – недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности, фирмы, общества в целом.
Для удовлетворения потребностей производят блага.
Блага– всё то, что удовлетворяет потребности людей.
свободные – созданы природой, экономические – созданы людьми,
безграничны, бесплатны ограничены, платны
(воздух, вода) (дома, одежда)
Экономические блага
(вещи, товары) (услуги – процесс производства и
Для создания экономических благ необходимы ресурсы: времени, трудовые, природные, финансовые, материальные.
Основные факторы производства:
— труд (трудовые ресурсы, рабочая сила),
— капитал (станки, оборудования, производственные здания, транспортные средства),
— информация (знания, сведения, технология),
— предпринимательские способности управления.
земля капитал труд предпринимательство
рента процент заработная плата прибыль
Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей постоянно возрастают и становятся безграничными. А реальные ресурсы (факторы производства), которые общество может направить на удовлетворении потребностей, всегда ограничены. Проблему выбора и решает экономика.
Тема14. Экономические системы и собственность.
Развитие общества показало возможность существования различных вариантов организации экономической жизни (экономических систем).
Экономическая система – совокупность форм и методов ведения хозяйства отдельной страны. Её определяют по следующим признакам:
а) кому принадлежит собственность
б) каков уровень экономической свободы
в) каковы способы производства
г) кто осуществляет распределение.
Типы экономических систем:
1. Традиционная экономическая система:
а) общинная собственность
б) натуральное хозяйство (нет обмена)
в) ручные орудия труда
г) распределение на основе традиций
2. Командная (плановая) экономическая система:
а) государственная собственность
б) централизованное планирование производства товаров и услуг
в) нет конкуренции, отсутствие мотивов к труду
г) административное (из центра) распределение и ценообразование.
3. Рыночная экономическая система:
а) частная собственность
б) свобода предпринимательства
в) рыночное распределение (в соответствии с законами спроса и предложения)
г) государство обеспечивает экономический порядок, но не вмешивается в производство и распределение
д) есть конкуренция и свободное ценообразование
4. Смешанная экономическая система:
а) сочетание признаков рыночной и командной экономики
б) собственность государства и частных лиц
в) планирование и рыночное распределение
г) государство ограничивает конкуренцию, осуществляет инвестирование в фундаментальные науки и производство, оказывает социальную помощь незащищённым слоям населения
Определяющим признаком является вопрос о собственности.
Собственность – правовое обладание каким-либо имуществом, материальными и духовными ценностями определёнными лицами.
Права собственника: владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
1. Частная собственность
2. Общественная собственность: государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная
Тема 15. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Предпринимательство – это самостоятельная инициативная экономическая деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на получение прибыли.
— принцип свободной экономической деятельности, не запрещённой законом
— принцип поддержки добросовестной конкуренции
— недопустимость предпринимательства, направленного на монополизацию рынка
— принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и защиты.
Субъекты предпринимательского права:
1. Граждане (индивидуальные предприниматели без образования юридического лица –ИПБОЮЛ и фермеры).
2. Фирмы– коммерческие организации, осуществляющие затраты факторов производства для создания жизненных благ и их продажи с целью получения прибыли, зарегистрированные как юридические лица.
3. Государство (государственные и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества).
Формы правовой организации юридических лиц (фирм):
1. Хозяйственные товарищества:
— полное (отвечают по обязательствам фирмы всем своим имуществом)
— товарищество на вере – коммандитное (организаторы, т.е. полные товарищи – отвечают всем своим имуществом, коммандисты – только собственным вкладом).
2. Хозяйственные общества:
— общества с ограниченной ответственностью (ООО) (все участники не отвечают своим личным имуществом по обязательствам фирмы, а только внесённым вкладом).
— общества с дополнительной ответственностью (ОДО) (участники несут ответственность по обязательствам фирмы своим личным имуществом в одинаковом для всех размере, кратном стоимости их вкладов).
3. Государственные унитарные предприятия (коммерческие организации, не наделённые правом собственности на имущество, закреплённое за ними, а принадлежащее государству или муниципалитету).
4. Производственный кооператив(добровольное объединение граждан на основе членства для совместной личной хозяйственной деятельности, созданное на паевых имущественных взносах; прибыль кооператива распределяется в соответствии с их трудовым участием).
Порядок создания своего дела:
· Обоснование предпринимательских идей
· Определить состав учредителей
· Выбрать организационно-правовую форму
· Оформление учредительных документов
· Составление учредительного договора
· Государственная регистрация (для отдельных видов деятельности требуется лицензия – специальное разрешение).
Тема16. Рынок и рыночный механизм.
Рынок – это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты.
1. Информационная (через цены рынок сообщает производителям, какой продукции не хватает и где избыток).
2. Регулирующая («невидимая рука» рынка устанавливает пропорциональность в развитии экономики в соответствии со спросом и предложением).
3. Стимулирующая (рынок стимулирует технический прогресс и выпуск качественной продукции)
4. Санирующая (жёстко очищает от экономически слабых, нежизнеспособных фирм, заменяя их эффективными предприятиями).
ü По экономическому назначению:
— рынок товаров и услуг
— рынок ценных бумаг
ü По географическому положению:
Ограниченность возможностей рынка
1. Функционирование рынка порождает внешние эффекты:
— положительный внешний эффект – эффект, когда выгоду от рыночной сделки двух сторон получает третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (выгода третьего лица);
— отрицательный внешний эффект – эффект, когда часть затрат рыночной сделки между двумя сторонами, несёт третья сторона, непосредственно в этой сделке не участвующая (издержки третьего лица).
2. Рынку не выгодно создание общественных благ.
3. Рынок создаёт неравенство в распределении доходов.
4. Рынок не финансирует исследований фундаментальных наук.
5. Рынок порождает образование монополий, разрушающих рыночный механизм, препятствующих научно-техническому прогрессу.
6. Рынок создаёт нестабильность в экономике, так как развивается циклично, порождает инфляцию.
Все недостатки рынка должна компенсировать деятельность государства. Именно поэтому лучшей экономической системой является смешанная экономика.
Тема 17. Спрос и предложение.
Спрос – это потребность покупателей в данном товаре(услуге), выраженная в их покупательской способности.
Закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от цены этого товара, т.е. если P (цена) увеличивается, то D (спрос) уменьшается и наоборот.
Факторы, влияющие на спрос:
(приводят к сдвигу кривой спроса, вызывают увеличение или уменьшение спроса):
· Изменение доходов покупателей
· Вкусы и предпочтения потребителей
· Изменение цен на сопряжённые товары (взаимозаменяемые или дополняющие товары)
· Ожидание изменения доходов и цен
· Изменение числа покупателей.
Предложение – это количество товаров (услуг), которое производители готовы поставить
на рынок в зависимости от их цены.
Величина предложения – количество товаров (услуг), которое продавцы способны и
готовы продать по определённой цене в заданном месте и в заданное время.
Закон предложения: при прочих равных условиях изменение величины предложения
товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара
(услуги), т.е. если Р(цена) увеличивается, то и S(предложение) увеличивается.
Факторы, влияющие на предложение:
(приводят к сдвигу кривой предложения, вызывая увеличение или уменьшение предложения)
· Изменения в технологии производства
· Цены на другие сопряжённые товары
· Ожидания изменения цен
· Рост числа производителей
Рыночное равновесие наступает, когда спрос(D) равен предложению(S), когда товар продаётся по равновесной цене.
Равновесная цена – цена, при которой количество товара (услуг), предлагаемого продавцами, совпадает с количеством товара (услуг), которое готовы купить покупатели.
Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка
Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:
Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из них:
Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:
Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка
1. Монополизация рынка
Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.
Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.
И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.
Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).
2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе
Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.
Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.
Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.
В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.
Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.
3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат
Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.
Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.
В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.
Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).
Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.
Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.
4. Смягчение неравенства доходов и богатства
Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:
1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.
Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.
Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.
Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.
Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».
2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.
Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.
Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)
Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.
Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?
Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.
В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.
Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.
Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Ограниченность возможностей рынка.
Рынок в целом ряде случаев не эффективно распределяет ресурсы, следствием этого становятся внешние эффекты.
Внешние эффекты – это рыночные ситуации, когда 3-е лицо не участвующее в рыночной операции получает выгоду или ущерб.
Примером отрицательного внешнего эффекта является ущерб населению в связи с загрязнением окружающей среды, вследствие чего граждане имеют дополнительные расходы на лекарства, а предприятия не учитывают издержки загрязнения в себестоимость производимой продукции. Было бы иначе, если бы предприятия устанавливали фильтры и очистные сооружения. Следовательно, цена производства не учитывает всех затрат. Следствием внешнего эффекта является не только дополнительные расходы на лекарства, но и заниженная цена производства и производство чрезмерного объёма продукции, и направление на использование чрезмерного объёма ресурсов.
В случае отрицательного эффекта рынок не эффективно распределяет ресурсы.
При положительном внешнем эффекте рынок направляет не достаточное количество ресурсов на производство данных благ. При этом цена производства завышена рынком.
Но это не единственный недостаток рынка. Рынок не производит общественных благ, так как это производство не принесёт дохода предприятию, поэтому общественные блага вынуждено производить государство. Приведем примеры общественных благ:
— дошкольное и среднее образование
— медицинское обслуживание (в частности относится к нашей стране)
— места культурного отдыха
Таким образом, общественные блага уравнивают людей, то есть ставят их в равные стартовые условия.
Ещё одним недостатком является то что рынок гарантирует получение доходов только тем, кто осуществляет вложения ресурсов, то есть те у которых нет ресурсов не получат доходов. Например, инвалид не способный работать, без вмешательства государства не будет получать деньги, ни от кого. Аналогичная ситуация с пенсионерами. Это ограничение рынка одно из самых значимых, которое должно очень чётко регулироваться рынком.
Рынок так же не гарантирует права на экономическую деятельность. Это право завоевывается в конкуренции. Примером этого может служить банкротство предприятий, не выдержавших конкуренции.
Циклическое развитие рыночной экономики тоже нуждается в государственном регулировании. Для экономического цикла характерны спады и подъёмы вследствие чего отсутствие стабильности.
Рынок стихийно стремится к монополизму, и чем выше степень монополизма в экономике, тем больше проблем появляется у средних и малых предприятий, следовательно, отсутствует конкуренция и тормозится экономическое развитие.
Рыночный механизм распределения доходов очень жёсткий, поэтому возникает необходимость социально защиты.
13. Спрос и закон спроса.
СПРОС — фундаментальное понятие рыночной экономики, означающее подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар.
Спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течении определенного периода времени.
Закон спроса объясняется следующими основными причинами:
1) Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Высокая цена снижает у потребителей желание совершить покупку, а низкая цена стимулирует к совершению покупки.
2) Потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности, т.е. принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения – потребители покупают дополнительные единица продукта лишь при условии, что цена его снижается.
объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон окончательно сформулирован в 1890 году Альфредом Маршаллом.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
Закон предложения — экономический закон, согласно которому величина предложения товара на рынке увеличивается с ростом его цены при прочих равных условиях (издержки производства, инфляционные ожидания, качество товара).
По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения.
Аналогично, закон спроса означает то, что по низкой цене покупатели готовы приобрести больше товара, чем при высокой. Функция спроса как функция цены от количества покупаемого товара убывает на всей области определения
Рыночное равновесие. Реакция рынка на изменение спроса и предложения.
Рыночное равновесие — такое состояние экономики, когда количество товара, на который есть устойчивый спрос при определенной цене, равно количеству товара предлагаемого к реализации по востребованной цене.
Рыночное равновесие будет сохраняться, пока стабильными остаются неценовые факторы, влияющие на сдвиги графиков спроса и предложения. В нормальной экономике колебания равновесия носят временный характера. В результате колебания цен в итоге должна быть установлена новая равновесная цена. Это главный принцип функционирования рынка.
На микроуровне выделяют равновесие двух видов: частное и общее рыночное равновесие.
Частное рыночное равновесие – это ситуация, когда общественное совокупное производство состоит из отдельных групп товаров, которые производят отдельные производители, а реализуются они отдельным группам населения.
Общее рыночное равновесие – это ситуация, когда существует соответствие между общественным совокупным производством и общей величиной национального дохода, который предназначается для потребления населением, то есть это равновесие между покупательной способностью населения и предлагаемым им количеством товаров и услуг.