Чем вырезать по дереву в домашних условиях
Какие инструменты нужны для резьбы по дереву: набор для начинающих
Искусство резьбы по дереву имеет многовековую историю, подарившую миру уникальные произведения искусства. Работать с деревом и создавать красивые вещи просто. Достаточно иметь терпение, усидчивость и хороший инструмент. Опыт и знания придут со временем.
Начало начал
Деревянных дел мастер начинается с деревянного бруска, который по неожиданной и непонятной причине привлек его внимание, и острого кухонного ножа. Ситуации могут быть самые разные:
Главный инструмент
Стамески и киянка
Набор стамесок и хорошая киянка увеличивают возможности начинающего мастера. При выборе набора нужно обращать внимание на материал лезвия и качество ручки. Это важные инструменты для резьбы по дереву для начинающих и профессионалов.
Ручка стамески не обязательно должна хорошо лежать в руке. Но рука при работе со стамеской должна быть защищена, а новичку не будет лишним иметь халат из прочной ткани с защитой тела от острого предмета. Например, кожаный фартук или обычный халат с инкрустацией кожаными, пластиковыми или иными вставками.
При работе с деревом движения часто направлены на себя или на вспомогательную руку. Чтобы избежать царапин и колотых ран, желательно защититься.
Уроки признанного мастера
Деревянная поверхность и шлифовка
В зависимости от изготавливаемого предмета требуется та или иная обработка поверхности. Полка или стеллаж на кухню, столик или тумбочка в спальню требуют идеально ровной и гладкой поверхности. Фигурка игрушки, панно или шкатулка не нуждаются в шлифовке, а рисунок, сделанный стамеской, шлифовать вовсе невозможно.
Резка дерева ножом и формирование поверхности стамеской не требуют предварительного шлифования, а по завершении работ поверхность просто невозможно шлифовать.
В творческом процессе резки по дереву часто возникает идея: не вырезать желаемое, а уточнить природное решение. Когда в руки мастера попадает причудливая деревянная заготовка (ветка, пенек, ствол) возникает идея дополнить, а не вырезать.
Рабочая поверхность и тиски
Инструменты для резьбы по дереву должны находится в пределах непосредственной доступности. Рабочий стол должен иметь идеально ровную горизонтально выровненную поверхность. Как минимум одни тиски должны быть жестко закреплены на рабочем столе.
Металлический уголок, уровень, струбцины, клей по дереву нужно приобрести сразу, и они должны быть всегда под рукой.
Дополнительное оборудование и инструмент не связаны с резкой по дереву, но без этого придется тратить время на выполнение вспомогательных работ где-либо еще.
У хорошего мастера все должно быть под рукой.
Разновидности лезвий ножей
Нож может иметь различные варианты заточки, плавные или острые формы режущей кромки. Понимание, какое именно лезвие необходимо, зависит от конкретного вида работ, исполняемого рисунка и опыта мастера.
Вариантов изготовления богородского ножа много. На рынке представлено много вариантов вплоть до складного изделия. Лучшим всегда будет собственный.
Бытовой орнамент и «кухонная» резка
Для оформления полочки, стеллажа или разделочной доски нет необходимости выполнять фигурную резку. Бытовой орнамент должен быть красив, прост и доступен для быстрого приведения в чистое состояние. Здесь необходимо и достаточно иметь простой набор инструментов для резьбы по дереву.
Детская комната и спальня
Резная ручка к дверце шкафчика, резная ножка к столику или стульчик-лошадка для ребенка потребуют простого инструмента. Например, набором стамесок различной формы можно обозначить гриву лошадки или сделать хвост.
Мастерская начинающего резчика
Опытный резчик может вырезать шедевр на коленках одним богородским ножом, находясь в лесу, совершенно неожиданно для самого себя, на удивление другим. Но его мастерская будет заполнена сотней инструментов для работы по дереву.
Далеко не всегда он будет знать, как называется инструмент для резьбы по дереву, но он всегда будет знать, как им пользоваться, он будет помнить, когда он его изготовил и ради какой задачи.
Есть две вещи, на которые следует обратить особое внимание: верстак и инструменты для создания плавных форм. Эти моменты редко упоминаются в рекомендациях для начинающего резчика, но, прежде чем говорить о резьбе по дереву и какой инструмент для этого нужен, следует поговорить о рабочем месте и рабочей поверхности.
Инструменты для художественной резьбы по дереву. Разбираемся в их особенностях и формируем универсальный резчицкий комплект
В этом руководстве мы будем говорить о том, какие инструменты используются для разных видов резьбы по дереву – опишем особенности резцов, ножей и стамесок, которые должны быть у начинающих мастеров, осваивающих тот или иной стиль резьбы.
Виды резьбы по дереву
Чтобы правильно выбрать первый комплект инструментов для резьбы по дереву, а также вспомогательное оборудование, нужно определиться, какой художественный стиль вы будете осваивать. В этом случае логичнее всего действовать от простого к сложному. Большинство резчиков сначала учатся геометрической и контурной резьбе, после чего переходят к более сложным стилям – плоскорельефной и скульптурной. Для каждой из техник рабочими лошадками является свой набор инструментов. Поэтому для начала кратко рассмотрим основные художественные направления и опишем стартовый набор оборудования и инструментов для каждого из них.
Геометрическая резьба
Такая техника самая простая в плане освоения, но это никак не преуменьшает ее художественной ценности. Суть этой резьбы сводится к повторению в определенной последовательности клинорезных выемок (врезок), отличающихся размером, глубиной, геометрией углов. Разновидностей таких врезок не очень много, но с их помощью можно получить неограниченное количество самых разнообразных узоров, не похожих друг на друга. Как отдельный подвид геометрической резьбы выделяют скобчатую технику. Здесь узор выполняют не ромбовидными и квадратными выемками, а скобчатыми углублениями, которые обычно делают полукруглой стамеской.
Контурная резьба
По своей сути такая техника – это тот же рисунок, только вместо листа бумаги здесь используют деревянную доску, а вместо карандашей – тонкие резцы. При помощи линий различной глубины и ширины мастер прорисовывает композиционный сюжет. Принципиальное отличие контурной резьбы от других стилей – отсутствие выраженного рельефа и объема.
Прорезная (ажурная) резьба
Главная особенность такой резьбы – наличие в изделии сквозных пропилов. По сути, это стиль, в котором встречаются два вида декоративно-прикладного искусства – резьба по дереву и выпиливание лобзиком. Прорезную резьбу делают как на плоскости, так и на объемных скульптурах.
Рельефная резьба
В рельефной резьбе рисунок или узор создают за счет выборки фона вокруг основной фигуры. Если художественная композиция имеет низкий рельеф, это так называемая барельефная резьба. Если рисунок или узор имеют выраженный объем и почти оторваны от плоскости – это горельефная резьба.
Барельефной резьбе свойственна своего рода приглаженность, в то время как горельефы – это целые скульптурные панно, с тонкой проработкой рельефа и объемными композициями. Освоение этой техники начинают с отработки плоскорельефных сюжетов, постепенно двигаясь в сторону увеличения выразительности объема.
Больше об этом – читайте в отдельном материале:
Одной из разновидностей плоскорельефной техники является резьба «Татьянка», которая успела выделиться в отдельный стиль.
Скульптурная резьба
В резчицкой иерархии это самый высокий и сложный стиль. Работа с трехмерными композициями требует объемного видения фигуры, умения работать с пропорциями и чувствовать перспективу. Для создания деревянных скульптур нужно безупречно владеть техниками контурной и рельефной резьбы, а также уметь задействовать весь арсенал резчицких инструментов.
Пошаговое изготовление этой резной скульптуры – смотрите здесь.
После краткого описания основных видов резьбы по дереву перейдем к более подробному разговору о самих инструментах.
Нож-косяк
Назначение
Ножи-косяки – основной инструмент для геометрической и контурной резьбы по дереву. С их помощью создают подрезки (выемки) геометрического орнамента и тонкие линии контурных рисунков.
Особенности клинка
Ножи имеют прямое металлическое полотно со скошенной режущей кромкой. Угол скоса варьируется от 30° до 80°. Косяки с пологим скосом используют для создания треугольно-выемчатых углублений в геометрической резьбе. Остроугольными ножами (30-45°) прорабатывают мелкие узоры и криволинейные линии на плоскости.
Ножи-косяки имеют небольшую длину лезвия – клинок выступает из ручки на 30-50 мм, что обеспечивает максимально точный контроль инструмента во время реза.
Особенности заточки
Нож-косяк чаще затачивают на одну сторону: на правую (для правшей) или на левую (для левшей). На две фаски этот тип клинка затачивают редко, по крайней мере для геометрической резьбы.
Угол заточки колеблется от 20 до 40°. Для работы с мягкими породами (липой, осиной, ольхой, березой) используют минимальный угол заточки. При резьбе по дереву твердых пород, заточку увеличивают до 35-40°, это делает режущую кромку прочнее, что важно при силовой резьбе.
Рукоятка
Рукоятки отличаются по способу крепления клинка: они бывают всадными или пластинчатыми. Первые состоят из цельного куска дерева (лезвие ножа имеет острый хвостовик, который вставляется вовнутрь), вторые – сделаны в виде двух накладок. Длина ручек варьируется в пределах 100-120 мм.
Удержание инструмента
Нож-резак
Назначение
Ножи-резаки – вспомогательные инструменты для геометрической и рельефной техники, реже – контурной и объемной. В геометрической резьбе их используют для создания розеток и других криволинейных врезок. В контурной – ими удобно выполнять разнообразные закругления и кривые линии. В плоскорельефной и скульптурной резьбе – это инструмент второго плана, используемый для выборки фона и проработки выпуклых элементов.
Особенности клинка
Отличительная особенность резаков – фигурный клинок с криволинейной режущей кромкой. Формы клинка, которые наиболее часто используют резчики по дереву, представлены на схеме. В остальном эти инструменты схожи с ножами-косяками: у них такая же длина, вылет лезвия, ручка.
Заточка
В большинстве случаев используют однофасковую заточку. Для мягких пород древесины ее делают под углом 20°, для твердых – 35-40°. Реже используют двустороннюю заточку.
Нож-флажок
Особенности клинка
Нож имеет характерный треугольный клинок со скошенной режущей частью. Такая геометрия позволяет значительно увеличить длину острой кромки, что очень удобно для создания длинных прорезей и больших геометрических углублений.
Заточка
Для флажков используют стандартную схему заточки под геометрическую резьбу. Как правило, она односторонняя – от 20° до 40°, в зависимости от твердости древесины, с которой приходится работать.
Некоторые резчики затачивают не только основную кромку, но и боковые стороны (одну или две) – получается многофункциональный резец, с двумя или тремя режущими сторонами. Это расширяет его возможности при геометрической резьбе, например, позволяет выполнять тонкую подрезку. В то же время работа с таким обоюдоострым ножом требует осторожности и хорошо поставленной техники.
Богородский нож
Рукоятка
В богородских ножах используют рукоятку простой прямолинейной формы для удобства строгания в разных направлениях. Длину ручки выбирают «под ладонь», в среднем это 80-120 см.
Прямые стамески
Назначение
В отличие от столяров, у резчиков по дереву прямым стамескам отведена роль второго плана. Их основная функция – зачистка фона в плоскорельефной резьбе. В геометрической технике эти стамески используют для снятия фасок, прорубки контуров и орнаментов. При создании средних и крупных скульптурных композиций широкими стамесками срезают большой объем отходной древесины.
Особенности клинка
Данный вид стамесок имеет клинок прямоугольной формы с прямой режущей кромкой. Спинка может быть ровной или с двумя фасками, для лучшего подступа к труднодоступным местам. Длина лезвия – 100-150 мм; она меньше, чем у классических столярных стамесок, что позволяет лучше контролировать инструмент во время подрезки. Для резьбы на плоскости чаще всего используют стамески с шириной клинка 6, 10, 20 и 30 мм. Для создания крупноформатных скульптур задействуют более широкие стамески.
Заточка
Прямые резчицкие стамески затачивают под углом 18-25°. Для ударных стамесок, рассчитанных на подстукивание киянкой, угол заточки должен быть от 25 до 30°. Ширина фаски равняется 2-2.5 толщины клинка.
Рукоятка
Ударные стамески имеют специальный затыльник в виде накладки или обсадочного кольца на торце ручки. Стамески, рассчитанные на работу только усилием руки, затыльника не имеют.
Заточка и правка инструмента – это те навыки, которые неизбежно придется освоить, если вы решили заняться резчицким ремеслом. О том, как правильно затачивать стамески на водных камнях, точиле и обычной наждачке – читайте в отдельной статье.
Косые стамески
Назначение
Этот подвид традиционных стамесок обычно используют для геометрической резьбы как альтернативу ножам-косякам при выполнении некоторых операций. Также их задействуют в плоскорельефной и скульптурной резьбе – здесь скошенные кромки обеспечивают удобную подрезку материала в труднодоступных местах. Как правило, косяки не рассчитаны на вспомогательный инструмент в виде киянки.
Особенности клинка
Рабочее тело стамески имеет плоскую спинку (без боковых фасок) и скошенную режущую кромку. Угол скоса лезвия варьируется от 45 до 70°. Наиболее ходовыми вариантами являются стамески шириной от 10 до 30 мм.
Полукруглые (радиусные) стамески
Назначение
В отличие от прямых стамесок, с полукруглыми резцами все наоборот: они очень редко используются для столярных нужд, но являются рабочей лошадкой во всех видах резьбы.
Особенности клинка
Рабочее тело таких стамесок имеет характерный полукруглый профиль. При этом сам клинок может быть прямым или слегка изогнутым (в отличие от клюкарз, у них выгнуто все полотно). Легкая кривизна обеспечивает больше удобства при выборке фона.
Определяющими характеристиками таких стамесок являются ширина и радиус кривизны в поперечном сечении. Варианты с высокими бортами – это и есть классические полукруглые стамески. У резцов с большим радиусом бортики фактически отсутствуют – такие стамески еще называют отлогими. Их используют для завершения обработки объемных поверхностей и для создания скобчатых прорезей.
Профиль режущей кромки
Радиусные стамески также отличаются профилем режущей кромки: он может быть прямым, вогнутым или выпуклым. Наиболее универсальным для резчика является прямой профиль. Более вытянутые кромки хороши для скобчатой резьбы, а сильно выгнутые – для токарных работ. Форма лезвий вогнутых кромок позволяет работать краями бортов, используя уголки как тонкие резцы.
Чаще всего резчики по дереву используют радиусные стамески шириной от 5 до 30 мм.
Церазики
Назначение
Церазики — это небольшие резцы, которыми прорезают тонкие линии, глубокие канавки и выполняют другие деликатные работы. Их используют в качестве основного инструмента в контурной резьбе. Помимо этого их не менее активно задействуют в плоскорельефной и геометрической технике: для выборки фона труднодоступных местах, проработки мелких деталей и орнаментальных узоров. В объемной резьбе церазики привлекают по большей части для проработки фактуры, например, шерсти на скульптурах животных. Для лучшего удержания и контроля реза инструмент имеет грибовидную ручку.
Особенности клинка
Рабочее тело инструмента приближено к профилю полукруглых стамесок. Клинок имеет небольшой радиус и высокие бортики. Ширина режущей кромки церазиков варьируется от 1 до 5 мм, но для резчицких нужд оптимальны узкие резцы – до 3 мм.
Уголковые стамески (гейсмусы)
Назначение
Угловые стамески представляют собой резцы с V-образным профилем. Их используют при создании обводок, для прорезания контуров, проработки орнаментов и других резчицких задач, требующих формирования относительно толстых линий. Крупные уголки, с большим углом и высокими бортиками, используют для глубоких прорезов в работах крупного формата, а также при снятии отходного материала в скульптурной резьбе.
Особенности клинка
Размер гейсмусов определяется высотой бортиков и величиной угла. Для большинства резчицких задач оптимальны резцы с углом от 40 до 90°. По типу профиля уголковые стамески бывают: острыми (1), радиусными (2) и вогнутыми (3). Режущая кромка затачивается с внешней стороны лезвия.
Клюкарзы
Назначение
Клюкарзы — это стамески с резким дугообразным изгибом, расположенным ближе к концу клинка. Они незаменимы главным образом в плоскорельефной резьбе — здесь их используют для удаления фона и создания разного рода углублений. Помимо этого клюкарзы применяют для выборки полостей при изготовлении посуды, а также для зачистки разного рода углублений в скульптурной резьбе.
Особенности клинка
В поперечном сечении большинство клюкарз имеет полукруглый профиль. Радиус и высота бортов определяют назначение инструмента. Реже встречаются плоские и уголковые клюкарзы. Ширина режущей кромки стандартных полукруглых клюкарз варьируется от 5 до 50 мм.
Наравне с классическими конструкциями существуют т.н. ступенчатые клюкарзы. Они имеют короткий клинок и ступенчатую шейку. Их используют для удаления фона и зачистки второго плана в плоскорельефной резьбе.
Ложкорезы
Разговор об инструментах для резьбы по дереву был бы неполным без упоминания ложкорезов – специальных резцов для изготовления деревянных ложек, ковшей и прочей самодельной посуды.
Дорога ложка не только к обеду. Как вырезать ложку своими руками – узнайте из этой статьи.
Ложкорезы имеют сферическую режущую кромку, что позволяет производить выборку внутренних полостей в резной посуде. По форме лезвий ложечные ножи бывают: кольцевыми, полукруглыми, разъемными. По типу заточки – односторонними и обоюдоострыми.
Резьба по дереву своими руками
Уход за инструментами
Следует периодически осматривать ваши инструменты, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, потраченное на заточку.
ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ
Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанавливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему правки; каждый нашел свою процедуру, удобную лично для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспособления.
Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если останется ровный след, то лезвие острое. Если волокна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.
Инструменты для работы
Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.
Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.
Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:
Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.
Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.
К мягким породам относятся:
Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:
Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.
Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.
Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.
Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.
Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.
Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.
Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.
Резьба по дереву для начинающих от опытных резчиков по дереву
Теперь детально рассмотрим мастер-класс для начинающих по геометрической резьбе. Будем делать интересный бортик на сосновой, заранее прогрунтованной доске. Делать это необязательно, но желательно, если не хотите, чтобы в процессе работы образовывались неаккуратные надломы.
Этапы работы вырезания по дереву
Итак, для начала приготовим необходимые инструменты и оборудование. После этого можно приступать к работе.
Иллюстрация | Описание действия |
Для этого делаем разметку по 2 см по всей длине доски сбоку и с торца, используя обычную линейку. | |
Берём вырезной флажок, устанавливаем его вовнутрь разметки под уклоном, как показано на фото, и делаем неглубокую прорезь по всей длине. | |
Проделываем тоже самое только с торцевой стороны. | |
Берём другой флажок и снимаем уголок, но не до конца, а чуть больше, чем на половину квадратика. | |
Переворачиваем доску набок и также под наклоном делаем надрезы, убирая части древесины полностью. Получаются ромбовидные выемки. | |
Берём полукруглый инструмент и делаем надрезы от боковых носиков к центру разметки, как показано на фото. Чтобы не оставалось серединных остатков при резьбе, попробуйте использовать резчик большего диаметра. | |
Как вариант, эти неприглядные остатки можно быстро удалить флажком, просто откалывая их. | |
Переворачиваем на торцевую часть и проделываем тоже самое. При этом давить необязательно. Работаем нежно и аккуратно. При обладании хорошим инструментом древесина будет поддаваться легко обработке. | |
Берм ровный уголок и выполняем очень аккуратно скос вовнутрь. Делаем поворотный элемент на торцевой стороне подобным образом. | |
Чтобы не появлялось таких дефектов, можно при работе использовать скошенный уголок. Или же после им просто аккуратно убрать получившиеся несовершенства. | |
Берём прямой флажок и подчищаем узор по контуру. | |
Когда узор окончен, берём мелкозернистый наждак и зачищаем его. |
Более подробно мастер расскажет о резке подобного узора в приведённом ниже видео.
Watch this video on YouTube
Резка по дереву – это, безусловно, сложное, требующее внимательности и аккуратности ремесло. Но нет ничего невозможного. При должном старании можно стать настоящим мастером этого дела.
Предыдущая Своими рукамиКогда ошибки исключены! Спланируйте идеальный ремонт с помощью программы для дизайна квартиры
Следующая Своими рукамиМожно ли перевозить холодильник лёжа: нюансы правильной транспортировки в разрез требованиям производителей
Советы по выбору древесины
Далеко не каждое сырье подходит для резки, ведь именно от его выбора зависит конечный результат. Существуют как твердые, так и мягкие сорта. Каждый сорт имеет свои преимущества и недостатки, предполагается особая технология обработки.
Среди мягких пород можно выделить следующие:
Твердые сорта, которые используются в процессе творчества:
Цена на древесину твердых сортов достаточно высокая. Несмотря же на это, резчики предпочитают использовать именно их, так как изделия из них получаются не только красивые, но и долговечные.
Древесина
Главными требованиями к материалу являются его сухость и качество. Немало заготовок есть в специализированных магазинах, посвященных ручной работе. Подходящая древесина бывает в строительных магазинах и на лесопилках.
Кроме того, можно неплохо «поживиться» на мебельных предприятиях, где всегда в наличии большое количество ненужных обрезков. Еще один возможный вариант – ящики и поддоны, бывшие в употреблении.
Качество работы зависит не только от мастера, но и от породы и сорта древесины
Каждая имеет уникальные свойства, что немаловажно при наличии конкретных творческих целей. Рассмотрим вкратце некоторые варианты материала.
Сосна является самой доступной и недорогой породой. Однако подходит она лишь в редких случаях. Причин несколько: смолистость, разная плотность слоев, заметная текстура, мешающая при создании мелкого рисунка.
Осина считается мягким материалом и для новичка малоподходящим. Ее легко резать, древесина мнется и нужен большой опыт для работы с ней.
Слива превосходна ввиду своей податливости в обработке, в то же время она обладает нужной твердостью. Мелкий рисунок и женские украшения из сливы станут превосходным изделием в руках мастера. Новичкам тоже стоит попробовать себя на этом материале.
Во избежание последующего растрескивания и искривления прорезного изделия важно помнить о сухости материала. Произвольная сушка в тепле и с хорошей вентиляцией помещения станет самым оптимальным способом
Доски ставятся на торец и на плашки для обеспечения доступа воздуха ко всем сторонам.
Деревянные изделия из на продажу
Мастера, в чьих руках обычные доски или пеньки приобретают идеальную форму, пользуются большим уважением в обществе. В советские времена на уроках труда все мальчишки в обязательном порядке учились делать табуретку.
А сейчас с 5 класса предмет «Технология» прививает ребятам элементарные бытовые навыки. Если у парня есть тяга к столярному делу, то он обязательно найдет дома инструменты, ненужные доски и сколотит скворечник, кормушку для маленьких пернатых друзей.
Если у ребенка с детства пробиваются способности к столярному ремеслу, не нужно его готовить в медицинский институт. Хороший столяр – это человек с природным талантом, который может создавать полезные вещи и зарабатывать как практикующий хирург.
Посмотрите, как выглядят современные столяры. Почти как известные актеры или рок-звезды, а дело, которым они занимаются можно сравнить с высоким искусством. Заметно, что эти ребята хорошо зарабатывают в реальной жизни, а на канале YouTube их мастер-классы собирают миллионные просмотры.
Какие изделия из дерева на продажу пользуются повышенным спросом?
Список довольно обширный и составлен по степени популярности:
Большинство столярной продукции делается на заказ, а доход у опытных столяров – 100-150% от вложенных средств. Производство погонажных изделия (предметов из досок, бруса, вагонки) на продажу имеет больше плюсов, чем минусов.
Столяру нужны большое помещение, технические приспособления, качественный материал для работы. Процесс производства пыльный и вредный для здоровья. Но удовольствие и финансовую выгоду, которые получает мастер от творчества, с лихвой покрывают технические трудности.
Посмотрим, как работают настоящие мастера? Давайте! Столяр высшего разряда из массива создает простую, модную и удобную мебель. Когда будете смотреть пошаговые фото творческого процесса, подумайте, столько заработает мастер, когда продаст такое кресло.
А теперь предлагаю отдохнуть и полюбоваться на работу настоящего художника. Смотреть, как трудится умелый столяр приятно, познавательно и интересно!
Особенно полезно просматривать такие видео-ролики подросткам, которые на распутье и находятся в поисках себя.
Изделия из дерева своими руками для детей
Не секрет, что подросткам полезны творческие занятия. Они развивают креативное мышление, фантазию, усидчивость. Давайте вместе с детьми научимся создавать небольшие поделки из корней, веточек и прочих мелочей, а красивые предметы, созданные своими руками, обязательно украсят интерьер подростковой комнаты.
Мастер-класс №1 — сказочная беседка
Для симпатичной беседки понадобились пластиковый стаканчик, картон, веточки, камушки и горячий клей. А как ее собрать? Очень просто, смотрите наглядные фотографии.
Мастер-класс №2 — гараж для машинки
Мальчикам понравится следующий увлекательный урок. Из всяких веточек и палочек юный мастер собирает гараж для крутой машины. Дорогие ребята, смотрите фото, вникайте в пошаговый процесс и тоже создавайте красоту из бросового материала.
Мастер-класс №3 — мебель для кукольного домика
Маленьким принцессам посвящается третий интересный урок. Из веток, картона, кусочков ткани созданы предметы для кукольного обихода. Папы или мамы, глядя на фото, смогут вместе с ребенком создать замечательные вещицы из мелких деревяшек.
Уловили идею? Она гениальна в своей простоте! Собирайте вместе с детьми на прогулке всякие корешки, веточки, соломинки и с помощью горячего клея создавайте креативные вещи.
Стамески
Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кривизна, тем цифра больше. Так, стамеска с номером 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древесины, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, характеризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стамески с углом от 60 до 70 градусов.
При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам постоянно придётся чинить лезвие
Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески размером с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.
Резные изделия из дерева с применением резьбы разных видов
Как уже говорилось, резка по дереву пришла к нам «по наследству» от наших предков. Но мало кто знает, что зародилось такое ремесло в глубокой древности недалеко от Свердловской области. Здесь, на восточном склоне Уральских гор, при разработке золотого прииска в XIX веке был найден Большой Шигирский идол из лиственницы.
Большой Шигирский идол
Лицо идола – примитивная, но резка по дереву
Его возраст археологи датируют IX веком до н.э. На сегодня это самый древний памятник истории из дерева в мире. Да что там из дерева, он старше египетских пирамид, которые ежегодно привлекают миллионы туристов. А о нашем чуде мало кто знает. Так и хочется повторить слова Павла Верещагина из киноленты «Белое солнце пустыни»: «Эх, за державу обидно!».
С домовой резьбой
Резьба по дереву домовая – её название говорит само за себя. Изделия, выполненные в этой технике, предназначаются для декорирования фасадов деревянных домов, лестниц и ограждений. Смотришь на такие, и как будто переносишься во время существования Древней Руси. Некоторые элементы напоминают бабушкин дом в деревне…эх, было время…
Характеризуют такую резьбу два фактора:
Основные элементы – геометрические фигуры разного типа, завитки и орнаменты. Выполнить подобные изделия под силу любому начинающему. Главное – запастись набором ножей для резки по дереву.
Инструменты для резки
А вот выполнение целых картин – это уже удел настоящих мастеров. Чтобы делать множество одинаковых изделий, сначала рисуют желанный узор на листке бумаги, после чего переносят его на кальку.
Когда масштабирование достигнет нужных параметров, разрежьте подготовленное изображение на квадраты и перенесите на деревянную заготовку. Поздравляем, с помощью небольших усилий создали шаблон для дальнейших работ.
Резной декор по дереву с объёмной резьбой
Техника объёмной резьбы позволяет создавать не просто узоры, а целые 3Д-изображения, картины, изделия, мебель и предметы утвари. Резные столбы из дерева чаще всего делаются с применением именно такого вида резьбы. Хотя из обычного бревна можно создать настоящий шедевр, сочетая разные техники резьбы.
Объёмная резьба по дереву или же скульптурная − наиболее сложная, так как требует от мастера не только опыта, сноровки, усидчивости, аккуратности и терпения, а также художественного воображения и определённых навыков в этой области. Здесь уже не сделаешь шаблон, его рисует воображение, а воплощают руки.
С геометрической резьбой по дереву
Геометрическая резьба представляет собой художественное исполнение рисунков, состоящих из различных геометрических фигур. При этом могут быть не только квадраты, ромбы и круги. Изящные линии, овалы, угловатые и замысловатые фигуры − всё это, приплетаясь, создаёт причудливые орнаменты для резьбы по дереву.
Кстати, именно такой резьбой советуют изначально заняться новичком, чтобы отточить свою технику и «набить руку». Разлинуй себе дощечку на квадратики и вырезай разные геометрические фигуры, пока не достигнешь совершенства. Как раз при выполнении такой монотонной работы становится ясно, «твоё или не твоё» это хобби.
С прорезной
Прорезная резьба по дереву может включать в себя все вышеперечисленные виды, выполняться в свободной технике, с единственной поправкой – основание не остаётся, а полностью вырезается, превращая обычный узор в ажурный.
Если раньше мастера выполняли такую тонкую работу вручную ножами, то с появлением современных инструментов работа намного упростилась. Электролобзик настолько упрощает процесс резки, что он становится доступный любому новичку. Перенёс изображение с шаблона на дощечку, аккуратно поработал лобзиком, и ажурный узор готов.
Конечно, обычный электролобзик для выполнения такой тонкой работы не подойдёт. Необходимо приобретать специальный электроинструмент. Например, в кругах резчиков славится электролобзик Bosch PST 650. Модель не самая дорогая, но практичная и позволяет вырезать даже самые мелкие и замысловатые.
Абразивы
Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты плоской, полукруглой или круглой формы всегда используйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообразную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких щепок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.
Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилиндры в составе ручной дрели или пресса незаменимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхности и характером материала, отвечая самым разным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструменты быстро затупятся.
Разбираем техники резьбы по дереву фрезером своими руками
Популярное ныне искусство, резьба по дереву, может также выполняться с использованием этого инструмента. Существует множество фрез, то есть рабочих головок, для различных целей. Продвинутые мастера даже изготавливают фрезы или детали самостоятельно. Главная задача при работе с ручным фрезером – научиться правильно им работать. При освоении этого инструмента можно выполнить любой вид художественной резьбы.
Как научиться резать по дереву ручным фрезером: советы и идеи для начинающих
Для того, чтобы научиться резьбе по заранее подготовленному дереву при помощи фрезера своими руками, можно записаться на тематические курсы. Однако не у каждого найдется время и желание на то, чтобы посещать их. Для таких людей есть множество видео-уроков, при просмотре которых появится представление об этом мастерстве.
Даже раньше, чем смотреть видео, для начинающих важно внимательно прочесть инструкцию по применению своего электрического помощника. Там можно найти очень много дельных советов о том, как собрать инструмент, настроить глубину выреза, для чего нужна каждая фреза, прочитать о комплектности своей модели фрезера, а также узнать, какие насадки можно купить дополнительно для достижения именно своих целей
Не забудьте посмотреть раздел техники безопасности и технических характеристик прибора.
После этого можно приступить к первым маленьким шагам развития мастерства резьбы фрезой по дереву. Эти тренировочные действия описаны ниже.
Сквозная или прорезная резьба по дереву.
Чтобы иметь общее представление о процессе обучения, достаточно сказать, что большинство мастеров начинает с вырезания простых узоров по шаблону. Для этого нужно взять кусок дерева и нанести на него эскиз. Большой выбор есть в интернете и в художественных книгах, кроме того, глядя на фото готовых работ с абстрактными орнаментами, несложно скопировать эти рисунки карандашом.
После того, как эскиз нанесен на бревно, следует настроить фрезер так, чтобы он делал сквозные прорези. Начинать работу с внешних частей, а когда форма будет готова, необходимо прорезать отверстия, придать узору ажурность. Если вырезаете наличники или другие элементы фасада дома, то нужно взять полотно из твердых сортов дерева. Хорошо подойдут хвойные породы, а также дуб. Для более мелких, интерьерных изделий лучше взять более мягкую липу или березу.
Фигурная резьба по дереву ручным фрезером.
После освоения техники сквозной резьбы можно приступать к более сложным элементам. Например, отрегулировав глубину выреза, добавить на готовые наличники узор, используя V-образные или другие фрезы. Красиво смотрятся не просто плоские фигуры, а дополненные выемчатой резьбой или выполненной в других техниках. Фаски на ровных или округлых поверхностях больших диаметров будут смотреться очень кстати.
Различные виды фасок.
После тренировки в этих техниках можно приниматься за более сложные. С помощью настроенного фрезера не составит труда выполнить свое первое изделие в плоскорельефной технике. Такие рисунки смотрятся удивительно красиво на настенных панно, шкатулках, а кроме того, фотографии мебели с резными элементами заставляют приглядываться и рассматривать весь узор.
Оттачиваем мастерство владения фрезером и резьбы по дереву
Для достижения мастерства в абсолютно любом деле важна постоянная практика. Даже если с первого раза изделия получатся немного топорными или вовсе ничего не выйдет, не стоит опускать руки. Ведь с каждым разом вырез будет получаться ровнее, отделка тоньше, а изделия красивее.
Резьба по дереву фрезером – фото для вдохновения.
Когда начинается творчество
Если человек интересуется резьбой по дереву, это говорит о том, что у него творческая натура. Овладев навыками резьбы геометрических рисунков, он на этом не остановится. Дерево — материал пластичный и позволяет экспериментировать. Но, разрабатывая эскизы будущих шедевров, нужно учитывать, что древесина разных пород отличается.
Конечно, липа, береза или бук имеет одно направление волокон. Однако эти породы отличаются твердостью. Новичкам рекомендуют использовать липу и только потом переходить к обработке изделий из березы и других твердых пород.
В процессе работы становится понятно, что одинаковые приемы работы не всегда уместны. Каждое дерево требует индивидуального подхода. Это тот момент, когда новичок начинает самостоятельно и творчески осмысливать процесс. Резчик, когда создает свои композиции, понимает, что процесс этот доставляет радость.
Этапы работы
Когда эскиз перенесен на основу, начинается самый интересный процесс – непосредственной обработки дерева.
Если вы работаете в технике сквозной резьбы, первым делом необходимо нанести стартовые отверстия в каждом элементе. Выполняется это, как правило, при помощи электрической дрели. После в отверстия вставляется пила, и часть дерева выпиливается. Далее края выравниваются и начинается художественное оформление.
Плоскорельефная и объемная резьба выполняются немного иначе.
В начале ножом проделываются контуры будущих узоров. Далее резаком выполняется прорезка самой глубокой центральной части. От нее формируются все остальные углубления.
Мелкие детали выполняются при помощи стамески.
Глубокий рельеф проделывается стамеской с изогнутым лезвием. По завершении работы все края обрабатываются с целью устранения шероховатостей и сколов.
Разбираем рисунки для резьбы по дереву: эскизы для геометрии
Для начинающих мастеров хорошо подойдут чертежи для геометрической резьбы. Это легкий и эффектный вид вырезания из дерева. Для этого нужно лишь определить для себя, какие участки выпуклые, а какие – вогнутые, в таком случае выйдет правильная картинка на дереве.
Доски в геометрической и плоскорельефной технике.
Трафареты можно менять – например, уменьшать количество элементов, или, напротив, добавлять детали для более интересного результата.
Трафареты для прорезной резьбы.
Художественная резьба бывает и других видов. Одной из несложных техник резки при наличии подходящего инструмента, например, фрезера, является прорезная резьба. Ее еще называют ажурной за то, что готовое изделие, выполненное точно и аккуратно, внешне похоже на кружево. Оно не имеет фона – он вырезан из узора. Отсюда и название. Для занятий таким видом резьбы по дереву нужно иметь твердую руку и вырезать четко по контуру трафарета. Под изделие, изготовленное в такой технике фрезером или лобзиком, подкладывают контрастного цвета ткань или фольгу. На фото видны примеры готовых работ, а также эскизы, подходящие для этой техники.
Техника контурной резьбы по дереву: примеры, эскизы для работы.
Контурная резьба отличается тем, что на дереве выпиливается контурный рисунок. В этой технике можно сделать очень много различных картин, для нее необязательно брать готовый трафарет для резьбы. Для декора детской можно обвести раскраску и использовать ее в качестве эскиза. Также, если Вы не умеете рисовать, можно взять любой набросок, выполненный карандашом, и перенести его на дерево. В этой технике хорошо получаются изображения животных, птиц, а также пейзажей и натюрмортов. На изображениях хорошо видны примеры того, что можно вырезать по дереву в этой технике.
Чернолаковая резьба – разновидность контурной, где по крашеному дереву вырезается светлый контур.
Примеры и трафареты для плоскорельефной резьбы по дереву.
Этот вид отличается тем, что рисунок находится над фоном. При этом узор имеет одинаковую высоту. Фон бывает текстурным, а бывает гладким. Края, вырезанного узора, как правило, заоваливаются, то есть тщательно зашкуривается, чтобы они были плавными, как бы овальными. Эта техника требует чуть большего мастерства, чем другие, но изделия, выполненные таким образом, выглядят потрясающе. На фото – примеры и эскизы для резьбы в этом стиле.
Оформление шкатулок в различных техниках резьбы.
Особым видом можно выделить рисунки для шкатулок. Их можно выполнить в различных техниках: прорезной резьбой, подкладывая под рисунок основу из ткани, фольги или благородных сортов дерева подходящего цвета; плосковыемчатой резьбой, к которой относятся геометрическая и контурная, или другим подвидом. Отличается она тем, что в плоском фоне проделываются углубления на одинаковую глубину. В случае с геометрической техникой углубления, как правило, имеют форму треугольников или четырехугольников. Кроме этого, есть еще скобчатая резьба, которая тоже является разновидностью плосковыемчатой и хорошо подходит для оформления шкатулок. На изображениях можно видеть шкатулки, выполненные в различных стилях.
Шкатулка с прорезной резьбой и подложкой.
Пример изделия с трехгранной геометрической резьбой.
Шкатулка, выполненная в технике контурной резьбы.
Эскизы для узоров: инструкция
Начинающим резчикам рекомендуются перед началом работы определиться с тем, в какой технике планируется гравировка и правильно подобрать орнамент или узор.
Тем мастерам, которые не так давно взяли в руки инструменты, опытные мастера рекомендуют учитывать следующие нюансы при подготовке к работе:
Не следует приступать к работе без предварительного создания эскиза
Декупаж шкатулки в разных стилях: идеи и мастер-классыМодель солнечной системы своими руками из бумаги и картона, фотоСкрапбукинг открытки на день рождения мастер классКак сделать кровать для кукол своими руками: руководство для любящих мам
Выбирая рисунок для последующего перенесения его на материал, стоит учитывать ряд тонкостей, которые помогут изготовить изделие профессионально и мастерски.
Плосковыемчатый узор
Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.
Как подвиды этой технологии выделяют:
Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.
Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.