Чем выше частота оперативной памяти тем лучше
Что нужно знать при выборе оперативной памяти для компьютера
Оперативная память (ОЗУ) является одним из важнейших компонентов компьютера, который напрямую влияет на эффективность его работы. В данной публикации мы рассмотрим, какая бывает оперативная память и на какие основные характеристики ОЗУ стоит обратить внимание при выборе. А также рассмотрим, какие бывают типы оперативной памяти, что такое частота, и на что влияют тайминги, но обо всем по порядку ниже.
Основные параметры ОЗУ
Форм-фактор
На сегодняшний день существует два основных форм-фактора ОЗУ. Первый имеет маркировку DIMM – это более габаритная память в основном применяется в стационарных ПК. Второй стандарт называется SO-DIMM – это более компактная память, обычно она применяется в ноутбуках, в редких случаях в моделях ПК в компактном корпусе.
Стандарты оперативной памяти
На сегодняшний день в данном разделе следует упомянуть о двух последних стандартах. Это более старая память стандарта DDR 3 и, соответственно, более новый стандарт DDR 4. Конечно, если вы выбираете память на уже существующую платформу, то нужно исходить из поддерживаемых стандартов материнской платы. Но если вы находитесь на этапе выбора ПК, то конечно следует отдать предпочтение памяти DDR4, она обладает более высокими скоростными характеристиками, а также является более энергоэффективной, к примеру, по сравнению с DDR 3 она эффективнее на 20-30 процентов. Кстати, благодаря новым технологиям на одной планке DDR 4 могут разместиться чипы с общим объемом памяти до 128 ГБ (конечно в бытовом использовании таких планок не встретить). Что касается стандарта DDR 3, он в основном сейчас используется для увеличения производительного потенциала устаревающих ПК. DDR3 и DDR4 отличаются между собой размещением контактов.
Объем памяти и ОС
Ранее на компьютерах устанавливалась 32-разрядные операционные системы, которые неспособны распознать и использовать более 4 Гб оперативной памяти в независимости, сколько физически мы установим памяти в ПК. В современных 64-разрядных операционных системах есть возможность установить в разы больше памяти, к примеру, Windows 10 имеет поддержку до 512 Гб ОЗУ, что на практике в бытовых задачах еще не используется, и дает нам огромный своего рода потенциальный запас.
Объем памяти и материнская плата
Также не маловажным моментом при желании приобрести максимальный объем памяти для вашего ПК, является возможность совместимости с вашей материнской платой. Эти данные можно найти на самой материнской плате или в ее спецификации. Если спецификация утеряна ее электронный вариант можно найти в интернете. Еще одним способом узнать все характеристики вашего ПК и материнской платы в частности являются использование специальных утилитов, к примеру программы AIDA64.
Частота
Частота ОЗУ условно отображает, сколько происходит операций по пересылке данных за одну секунду. Соответственно чем выше частота, тем лучше. К примеру, максимальная частота на ОЗУ DDR 3 составляла 1866 MHz (в крайне редких отдельных случаях достигала 2133 MHz). А вот рабочая частота памяти DDR 4 составляет 2133–3200 MHz. Также при выборе следует помнить и учитывать какую частоту поддерживает ваш процессор и материнская плата. Если приобрести более скоростную память и установить на материнскую плату с поддержкой более низкой частоты, память не сможет реализовать свой потенциал, и автоматически будет работать с более низкой частотой. Поэтому при выборе обязательно обращайте внимание на этот момент, чтобы не переплатить деньги в пустую.
Пропускная способность
Пропускания способность ОЗУ, по сути, является комплексной характеристикой, которая рассчитывается как произведение объема данных, передаваемых за один такт, на частоту системной шины. Для наглядности ниже я добавил небольшую таблицу. К примеру, возьмем чип из таблицы DDR4-3200, он соответствует модулю PC4-25600. Таким образом, получается, что пропускная способность данной ОЗУ равна 25600. Чем выше пропускная способность, тем лучше.
Тайминги
В процессе работы ОЗУ, системе приходится выполнять своего рода подготовку к последующему обмену данными, как раз количество циклов для завершения этого процесса и характеризует показатель таймингов. Процесс подготовки данных делится на четыре этапа, задержка на каждом из которых и отображается в характеристиках таймингов. Углубляться в этих этапах я не буду, да и особого смысла в этом нет. Главное здесь нужно понимать, чем меньше тайминги, тем быстрее будет работать память. Стоит также добавить, что если вы приобретаете дополнительную планку памяти в ваш ПК, желательно подобрать аналогичные тайминги и частоту. Для примера, ниже на фото изображена планка ОЗУ с таймингами 9-9-9-24. Однако при выборе помните, что это далеко не самая главная характеристика и, на мой взгляд, не стоит сильно заострять на ней внимание.
Режимы подключения ОЗУ
Подключить ОЗУ к материнской плате можно одноканальным и многоканальным способами. Соответственно, чем больше каналов подключения, тем выше скорость работы ОЗУ, память как бы реализует весь свой потенциал. На данный момент в основном все используют двухканальный тип подключения. Для реализации этого режима нужно заведомо приобрести две одинаковые по характеристикам планки памяти, желательно от одного производителя, и подключить их в разные по цвету слоты. Если посмотреть на фото ниже, то первый слот будет осуществлять двухканальный режим с третьим, а второй слот соответственно с четвертым.
Охлаждение
Здесь мнения немного разделяются, некоторые считают, что чипы памяти рассчитаны на высокие температуры и если планки памяти изначально не комплектуются системами охлаждения, то они не требуются. Я считаю, что лишним охлаждение никогда не будет, и желательно сразу приобрести память со специальными алюминиевыми радиаторами для отвода лишнего тепла. При желании такие радиаторы можно приобрести отдельно. Также следует добавить, что радиаторы охлаждения могут быть оснащены декоративным освещением.
Какой объем памяти обычно используется в ПК
Сейчас еще можно встретить компьютеры с объемом оперативной памяти от 2 ГБ, но современные модели уже оснащены планками с общим объемом на 16 или 32 Гб.
Вывод
Подводя итог, скажу, что главное при выборе ОЗУ определится с задачами, которые вы будете выполнять на вашем компьютере. Исходя из этого, подбираем объем памяти, обращая внимание на частоту, пропускную способность и тайминги. Также нужно не забывать о совместимости вашей материнской палаты и ОЗУ. Ну, а на этом все, спасибо, что дочитали публикацию до конца. Больше интересных публикаций вы сможете найти в моем блоге на сайте.
Влияние тактовой частоты оперативной памяти в компьютере
Приветствую вас всех, уважаемые друзья и гости. В этой публикации разберем, на что влияет частота оперативной памяти в ПК, что дает высокая частота и дает ли вообще, на какой стандарт ориентироваться, если вы собираете компьютер самостоятельно.
Немного матчасти
ОЗУ, как называют оперативку в информатике, предназначена для хранения программного кода запущенных приложений, а также входных, промежуточных и выходных данных.
Без этого компонента компьютер попросту не запустится, так как не сможет «запомнить» даже простейшую операционную систему – даже такого «мамонта» как MS DOS.
Фактически, чем больше объем оперативки, тем больше программ одновременно может запустить пользователь (или одну ресурсоемкую, которая не будет работать на слабом компе).
В качестве примера могу привести свежие версии Adobe Photoshop, в числе минимальных системных требований которых, наличие 4 Гб оперативки. И это к слову, сегодня не самый большой объем ОЗУ, как и не самая «жадная до ресурсов» программа.
Среди «условно-нейтральных» особо хочу отметить браузер Google Chrome и почти все прочие браузеры на движке Chromium. Они, хотя и не выдвигают к компьютеру каких-либо особых требований по поводу объема оперативки, фактически «отжирают» солидный кусок, ущемляя тем самым все прочие программы.
Особенно это заметно при запущенном проигрывателе YouTube, даже если видеоролик не воспроизводится.
Теоретически, тактовая частота ОЗУ влияет на производительность компьютера в целом – чем она выше, тем быстрее обрабатываются данные, и соответственно, выполняются команды пользователя.
На практике же, производительность системы зависит в том числе и от всех прочих компонентов – пропускной способности системной шины, видеокарты, процессора и т.д. Поэтому не факт, что оперативка будет работать на максимальных частотах, которые указаны в ее характеристиках, хотя и может это делать.
Впрочем, если правильно подобрать все детали, чтобы они соответствовали друг другу по параметрам, проблем с понижением частоты не возникнет. Поэтому если вы решили купить или собрать самостоятельно новый комп, советую ориентироваться на стандарт DDR4, как на самый современный и мощный.
Конечно, комплектующие, рассчитанные на работу с DDR3, как и сами модули памяти, обойдутся дешевле. Но так как у разных поколений оперативки разная тактовая частота, предыдущее поколение уже не соответствует запросам многих игр и программ.
Впрочем, для рабочего компьютера и ДДР3 достаточно – запросы офисных приложений существенно скромнее. Детальнее про то, что такое ОЗУ и как оно работает, можно почитать здесь.
Как влияет частота ОЗУ на производительность в играх
Закономерный вопрос: влияет ли частота памяти в играх и настолько сильно?
Для начала – немного теории: как именно компьютер обрабатывает «сферическую в вакууме» видеоигру. Если вкратце, то отрисовка всех 3D объектов (например, персонажей), выполняется видеокартой, а их взаимодействие и прочие игровые события просчитывает процессор (траектория полета пули, нанесенный урон, крит-ролл, сопутствующие повреждения).
Оперативка же хранит динамические данные – взаимное положение этих объектов (кто где находится на карте), информацию об их состоянии (уровень здоровья, износ снаряжения, наличие увечий), а также саму локацию.
Нагляднее всего это демонстрирует игра с открытым миром и бесшовными локациями, запущенная на слабом компьютере: при переходе между областями – условными квадратами площади, новый кусок карты при недостатке частоты оперативки, не успевает загрузиться. То есть, в теории при высокой частоте ОЗУ фризов и лагов быть не должно.
На практике же очень многое зависит от самой игры, а точнее от того, как она оптимизирована разработчиками.
Также стоит отметить, что на ФПС влияет не только тактовая частота оперативки, но и ее объем: при недостатке оперативной памяти придется постоянно перезаписывать отдельные части одной и той же локации, замедляя работу компьютера в целом и отрисовку окружающей обстановки в частности.
Принимая во внимание постоянное увеличение системных требований современными игроделами, при сборке компа рекомендую думать на перспективу – частоты и объема, которых сегодня покажется много, может оказаться недостаточно уже через год, во время релиза какого-нибудь Cyberpunk 2077.Впрочем, в этом случае, пожалуй, можно сделать и исключение. CD Projekt Red – одна из немногих компаний, не утративших «человеческое лицо» и думающих в первую очередь о геймерах, а не о собственном кошельке. Поэтому очень сомневаюсь, что для этой игры системные требования будут слишком завышены.
Любителям же «сериалов» типа Tomb Raider или Far Cry приходится постоянно апгрейдить компы, чтобы играть на максималках.
И если вы уже выбираете товар, то рекомендую статью о Яндекс.Маркет – что это за сервис и как им удобно пользоваться? Полезно будут при поиске комплектующих, гарантирую. Также рекомендую почитать про кэшбэк сервис Letyshops: что это такое и какая там выгода. А на сегодня все. Не забывайте поделиться этой публикацией в социальных сетях – этим вы поможете продвижению моего блога. До завтра!
Объем или частота, сколько нужно оперативной памяти в 2020 году?
На что влияет объем и частота оперативной памяти, какая конфигурация выгоднее для игр, для приложений и одновременной работы и того и другого – самый распространенный вопрос пользователей. Сколько же памяти нужно для различных задач. Чаще всего мы прибегаем к покупке стандартного набора из пары модулей DIMM частотой от 2666 МГц и выше. Устанавливают их в свой ПК и в 2-3 случаях из 10 немного их разгоняют до 3200-3800 МГц. Энтузиасты сразу выбирают комплекты с частотами более 4000 МГц. Для платформы AM4 разумный предел разгона находится в диапазоне между 3600-4000 МГц. LGA1151 разгоняется проще и лучше, позволяя достичь частоты памяти свыше 4000 МГц.
Для нашего теста мы будем использовать 2 диаметрально противоположных по свойствам комплекта памяти HyperX.
HyperX Predator DDR4 HX430C15PB3K4/64
Комплект состоит из 4 модулей по 16 ГБ каждый. В сумме 64 ГБ памяти на частоте 3000 МГц с таймингами 15-17-17, и напряжении 1.35В. Набор весьма привлекательный по цене. Купить его можно за 22-23 тысячи рублей. Частота не высокая и легко достижимая для любой платформы и процессора. В профилях для разгона содержится 2 XMP и один стандартный JEDEC:
HyperX Predator DDR4 HX446C19PB3K2/16
Комплект состоит из 2 модулей по 8 ГБ каждый. В сумме 16 ГБ памяти на частоте 4600 МГц с таймингами 19-26-26, и напряжении 1.5В. Для работы такого комплекта на заявленной частоте вам понадобится хорошая материнская плата, процессор Intel и удача. Дело в том, что память спокойно разгоняется до 4 ГГц без видимых осложнений с подбором правильных напряжений. Дальнейший разгон будет сдерживаться возможностями BIOS, разводки DIMM, способностями контроллера памяти в процессоре! Не все процессоры могут держать частоту памяти выше 4…4,2ГГц даже с поднятием напряжений Vccio и Vsa. Цены начинаются от 31-32 тысяч рублей.
В профилях для разгона содержится 2 XMP и один стандартный JEDEC:
4,2 ГГц с оптимизированными первичными/вторичными и третичными таймингами в сумме дадут большую пропускную способность и меньше суммарную задержку. На это способны только хорошие комплекты памяти, позволяющие с понижением частоты снижать время отклика с таймингами. Для тестов использовался XMP Profile #2: с ручными настройками DDR4-4200 CL19-21-21 @1.35В, а более низкие тайминги в итоге оказали больше влияния на результаты.
Впрочем, именно этот комплект памяти был ограничен способностями платы ASUS Hero XI, и финальной частотой стало число 4300 МГц с заводскими таймингами. На платформе Z390/B550/X570 частоту в 4,6 ГГц можно достичь без особых затруднений.
Используя подготовленные производителем для разгона материнские платы, например, серия ASUS Apex или модифицированная Gene, данный комплект не только достигает заявленных характеристик, но и может выдавать 4600 МГц на гораздо более агрессивных таймингах.
Объем используемой памяти в играх
Для проверки возьмем несколько популярных и свежих игр и понаблюдаем, сколько же памяти они используют?
Как видите, за редким исключением все помещаются в стандартные 16 ГБ и беспокоиться о недостатке памяти не нужно. Возможно, что-то поменяется, если мы попробуем провести аналогичный эксперимент, но в системе с 16 ГБ памяти, а не 64 ГБ? И снова мы увидим похожие цифры. А ответ в таких случаях кроется в разработчиках, прекрасно понимающих «среднюю конфигурацию» игроков. Но учтите, что тест проводился в идеально «чистых» условиях, без лишних приложений. В реальной жизни пользователи привыкли все ярлыки держать на рабочем столе, а число запущенных приложений редко бывает меньше 5-10. Плюс открытые вкладки в браузере и вот уже 16 Гб быстро исчерпались. Поэтому пока 16 Гб бывает достаточно, но запас свободной памяти с каждым годом будет уменьшаться. Покупая новую систему, стоит уже смотреть в сторону 32 Гб — скоро это «станет нормой» (с). Значит ли это, что памяти никоим образом не влияет на игровую производительность?
Игры, разрешения и частота памяти
Для понимания происходящего обратимся к сухим фактам. Более половины игроков все еще используют FullHD разрешение мониторов. Большая часть сидит на 4-ядерных процессорах. Усредненный объем оперативной памяти находится в промежутке между 8 и 16 ГБ. Если вы хотите ощутить влияние памяти на количество кадров в играх, то придется постараться.
Есть прямая зависимость: производительность процессора/видеокарты от разрешения/качества в игре. Ограничимся самым популярным FullHD, в нем влияние видеокарты и процессора распределяется в равной степени. Чем мощнее видеокарту вы используете, тем сильнее проявляется зависимость от связки процессор/память.
Сколько кадров мы получим с высокочастотной памятью?
Нужно сразу пояснить, что максимальный и средний фремрейт из-за повышения частоты памяти меняются линейно и медленно. Наилучшая динамика наблюдается в регистре минимальных кадров в секунду. Там, при переходе со стандартных 2133-2400 МГц с распущенными таймингами на частоты 3600-4200 МГц и агрессивными таймингами повышается 1% мин. FPS. 1% мин. FPS – это один процент минимальных кадров и считается их среднее число. А насколько сильно он подрастает, зависит от игры. В более требовательных к графике играх ожидайте прибавки до 2-4%, в старых – до 15%. Естественно, максимальная польза от высокочастотной, настроенной памяти (тайминги первичные и вторичные) будет видна в низких разрешениях (FullHD) и с наиболее производительными процессорами и видеокартами.
Покупать ли дорогую память в ПК средней мощности?
Отбросим конфигурации с 6-12 ядерными процессорами, видеокартами Nvidia 20х0/Super, Radeon 5700/X и рассмотрим массовый сегмент игроков. Отбрасываем мы их потому, что большой объем видеопамяти видеокарт редко расходуется полностью. Поэтому в играх на топовых сборках ПК редко проявляется нехватка памяти. С другой стороны, именно для игр полезно устанавливать высокочастотную память, чтобы добавить совсем нелишние FPS. К массовому сегменту принято относить конфигурации с 4-ядерными процессорами и видеокартами уровня 1660 Super-GTX 2060 или Radeon 5600 (XT). Для них востребованным остается используемое разрешение FullHD. Переход от 2133-2400 МГц памяти на 3600-4200 МГц всегда сопровождается увеличением производительности в играх. Но она не столь выражена, как на более мощных конфигурациях. И снова мы возвращаемся к выбору игр для примера. Microsoft Flight Simulator (2020), Battlefield 1 (V) практически никак не отреагировали на память, в более «легкие» в плане графики отозвались 2-14% ростом минимального и среднего значения FPS. Не стоит забывать о принципах работы видеобуфера при нехватке Vmem. ОС создаст файл подкачки и выделит «виртуальное пространство» на HDD…со скоростью работы HDD. Рассматривать этот объем как полноценная замена памяти не стоит, ведь скорость обмена данными с ним очень низкая в сравнении с полноценной оперативной памятью. В результате для массовых конфигураций не стоит устанавливать DIMM совокупной емкостью менее 16 Гб, сейчас! А если вы параллельно с играми любите оставлять открытыми другие приложения, в том числе работающие в фоновом режиме и загружающие комплектующие, то пора смотреть в сторону 32 Гб.
Для «печатных машинок», заточенных для серфинга и просмотра видео/фото и 8 Гб бывает недостаточно. Постепенно сайты толстеют и потребляют все больше памяти и ресурсов. «Офисы» и другие прикладные программы также не стоят на месте, задействуют и видеокарту, и память. Относительно распространенный Lightroom с легкостью съест 8-12 Гб на средней папке с фотографиями.
Программы и память – все неоднозначно!
Лучшее применение большого объема памяти – это сервера. БД, бухгалтерские сервисы и т.п. потребляют уйму памяти, но на рынке присутствует масса комплектов для простых пользователей ПК. Минимальный объем актуальный на данный момент – 8 ГБ. Акцент постепенно сместился в сторону 16 ГБ и сейчас рекомендовать меньше просто опасно. Но что же с программами, неужели они, как и игры легко укладываются в типичные 16 ГБ?
Браузеры и интернет – растут быстрее всех! Всем нам известна вечная проблема раздувания в объемах интернет страниц с кучей рекламы и интерактивностью. Даже десяток окон в Google Chrome легко затормозит среднюю офисную машинку до состояния Spectrum’а. Не будем жаловаться на тенденции развития интернета и сайтов, а оценим, сколько влезет страниц в 16 ГБ систему…
Первая сотня страниц уместилась в 8 Гб и последующие 200 никак не превысили 12 ГБ включая работающие сервисы Windows 10. По мере закрывания страниц высвобождалась и память. Переключение между закладками происходило плавно и быстро. Так что 16 ГБ памяти хватает с избытком.
Соответственно в конфигурации с 64 Гб памяти ровно такое же поведение системы – быстрый отклик и гигабайты пустого пространства в памяти.
В популярном редакторе видео наличие 16 ГБ памяти сначала устраивает, но позже при работе операционная система начинает создавать файл подкачки и отзывчивость программы снижается: дольше применяются изменение в предпросмотре, интерфейс становится задумчивым. А представьте себе, что файл подкачки лежит не на быстром SSD, а на стандартном магнитном HDD! Постоянные подтормаживания растягиваются на неопределенное время!
В системе с 64 Гб памяти всегда остается запас, но Windows продолжает генерировать файл подкачки. Впрочем, сам Premiere чувствует себя прекрасно, как и его пользователь. А что на выходе? Работать комфортнее с 64 Гб памяти, но при рендере видео система с быстрой памятью и объемом в 16 ГБ сделала это быстрее на несколько минут. Вместо 1:05 мин мы получили готовое видео через 57 минут.
Проведем тест на выживаемость в Photoshop, открыв максимальное количество фотографий NEF, каждая размером 72-76 Мб, полученная с фотоаппарата Nikon D800. Сам по себе тест абсурден, т.к. не отражает реальную необходимость пользователей, но интересен своим результатом.
За 4 минуты 40 секунд открылось 150 фотографий и Photoshop их обработал. Нет ни зависаний, ни ошибок. А теперь по аналогии переходим к 16 Гб системе…
Через 4 минуты и 12 секунд программа автоматически закрылась, так как произошло следующее: как только израсходовалась пустая память в дело вступила система подкачки. Свап-файл постепенно рос, потом Windows попыталась сжать его и в результате закрылся Photoshop на 70 фотографии.
Компьютер — многозадачная система, если рассматривать каждый типичный процесс по отдельности, конечно, будет задействовано мало памяти. Попробуем открыть несколько фотографий, посмотреть и скачать архив с камер видеонаблюдения, а пока эти процессы происходят на заднем фоне, поработаем с нашими видео с телефона… Видно, что 16 Гб для этих задач УЖЕ не годятся. Какой бы частотой память не обладала, операционная система запихивает в 2 раза больше в свап-файл, который существенно тормозить отклик системы.
Спустя несколько минут сокращаем объем задач и запускаем игру. Фактически, все программы остаются в фоне и «архивируются» в свап-файл, не производя никаких вычислений внутри них. В играх все будет отлично с числом кадров. Стоит нам задействовать автоматический скрипт для пакетной обработки фото параллельно с игрой, и время выполнения задачи увеличивается в разы! 15 фото + игра на 16 Гб – 140-145 секунд. 15 фото + игра на 64 Гб – 90 секунд. А с ростом объема работ на заднем плане разница только будет увеличиваться.
В программах тестирования памяти разница между 3 ГГц и 4 ГГц не столь существенна и укладывается в несколько процентов. Тоже самое происходит и в 3DMark в тесте Time Spy (тест процессора, как наиболее зависимый результат от памяти).
Выводы
Что же важнее, объем или частота? Для игр – частота, при условии установленных не менее 16 Гб памяти в систему. А также не менее важно настроить у памяти и первичные и вторичные тайминги. В прикладных программах, а не синтетических бенчмарках, высокая частота памяти тоже оказывает свое влияние на результат. Сокращается время рендеринга, архивации и т.п., в любом программном обеспечении, где проявляется высокая зависимость от пропускной способности памяти. А для чего тогда нужен объем? Прежде всего, для комфортной работы с большими задачами. Это касается дизайнеров, монтажеров, редакторов. Особенно комфортно себя чувствуешь при работе с 4К видеоконтентом. Система практически не создает свап-файл для подкачки и редактор молниеносно отзывается на применение эффектов и фильтров. Наш тест с открытием более 100 NEF файлов средствами Photoshop скорее искусственный. Никто в здравом уме не будет открывать такое количество файлов в редакторе, но если возникнет необходимость, то 64 ГБ позволят это сделать. Поэтому, осмысленный подход к требуемому объему оперативной памяти – залог успеха.
Нетребовательные пользователи с минимальным числом вкладок, простые документы, просмотр фото/видео без редактуры – пока достаточно 8 Гб любой памяти на любой частоте.