Чем выше экологический класс бензина тем что
Как определить качество бензина?
Качество работы двигателя вашего автомобиля напрямую зависит от качества используемого топлива. Качественное топливо может значительно продлить срок службы двигателя. И наоборот, использование бензина, не соответствующего требованиям автопроизводителя, грозит поломкой двигателя.
Сегодня мы поговорим о том, как же научиться выбирать качественный бензин и не попасть на «удочку» недобросовестных производителей и продавцов.
Что такое экологическое топливо?
Наверняка многие из вас слышали, что российские производители автомобильного топлива переходят на производство экологических стандартов, так называемые европейские стандарты: Евро 3, Евро 4 и впоследствии планируется переход на Евро 5. Но не все, наверно, понимают, что стандарты «Евро» относятся только к автомобилям. Они регулируют количество вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей. А топливо различается по уровню качества в соответствии
с экологическими классами и подразделяется на 4 класса в зависимости от количества содержания в нем серы. Чем меньше в топливе содержится серы, тем оно экологичнее, безопаснее для окружающей среды и для вашего автомобиля. Самый низкий экологический класс топлива – это 2-й класс с наибольшим содержанием серы (до 500 ppm (в частях на миллион, мг/кг). С начала 2013 года в России запрещена продажа топлива 2-го класса. Самый высокий класс – это пятый с наименьшим содержанием серы (не более 10 ppm). Это топливо является наиболее качественным.
Мы же с вами больше привыкли различать качество бензина по его марке: Аи-80, Аи-92, Аи-95, т.е. по октановому числу. Чем оно выше, тем бензин качественнее. С одной стороны здесь есть логика. Но с другой стороны, октановое число обозначает только детонационную стойкость топлива, т.е его способность к самовоспламенению при сжатии в двигателе. И не более того. Понятно, что лучше использовать бензин, который меньше подвержен самовозгоранию. Но даже высокооктановое топливо не всегда экологично.
И Аи-98 может содержать разные запрещенные вещества и примеси.
Как же определить качественный бензин и тем самым обезопасить свой автомобиль от преждевременных поломок.
Основные советы при покупке топлива
При заправке автомобиля на автозаправочных станциях обязательно поинтересуйтесь у продавца об экологическом классе бензина, который вы собираетесь залить в бензобак своего автомобиля.
Такая информация должна размещаться на видном месте: на информационных щитах, вывесках или в кассе, а также на выдаваемом чеке при оплате. Если вам откажут в предоставлении такой информации, лучше на этой заправке не заправляться. Кроме этого в чеке должна содержаться полная информация о названии компании, марке топлива, количестве и стоимости (за один литр и за весь объем вашей покупки).
Некоторые недобросовестные продавцы специально завышают октановое число с помощью специальных химических веществ, таких как ферроцен. Это металлосодержащая присадка, производство которой в России запрещено.
Не помешает также ознакомиться и с датой производства топлива. Если бензин или дизтопливо произведены давно, то от него лучше отказаться.
Способы проверки качества топлива
Как мы уже говорили, проверить качество топлива можно по указанию в чеке его экологического класса. Если он не проставлен в чеке, скорее всего этот бензин не соответствует требованиям стандарта.
Проверить качество топлива можно еще одним способом. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина разработал экспресс-метод для определения металлосодержащих присадок в топливе. Оценка качества бензина производится с помощью специальных одноразовых тест-полосок и любой автовладелец может провести его самостоятельно. Для этого на тест-полоску нужно капнуть несколько капель топлива из «пистолета» на заправке на участок полоски с нанесенным индикатором. Если цвет индикатора изменился, значит топливо содержит присадки.
И напоследок: совет от бывалых. Если вы хотите, чтобы двигатель вашего автомобиля всегда был в исправном состоянии, заправляйте бензобак только топливом с экологичным классом не ниже 4-го.
Экологический класс автомобиля Евро 1 2 3 4 5 6 их нормы выхлопа (Таблица)
Экологический класс ЕВРО — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортынх средств, а также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива стандарта ЕВРО 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Таблица экологический класс автомобилей Евро 1 2 3 4 5 6
Экологический класс Евро
Экологический класс был введён в большинстве стран Европы в 1988г. В 1992г. был заменен стандартом Евро-1.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не больше 11,2г/(кВт·ч) (грамм на киловатт·час)
— углеводородов (СН) — не более 2,4 г/(кВт·ч)
— оксидов азота (NOх) — не более 14,4 г/(кВт·ч)
— твёрдые частицы — не определено
— дымность — не определено.
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Был введен в Евросоюзе в 1992г., а в 1995г. был заменен стандартом Euro-2.
Регламентирует выброс бензиновыми двигателями:
— оксида углерода (CO) — не более 2,72г/км (грамм на километр пути)
— углеводородов (СН) — не более 0,72 г/км
— оксидов азота (NOх) — не более 0,27 г/км
По выбросу дизельными двигателями регламента нет.
Экологический класс был введён в Евросоюзе в качестве замены Евро-1 в 1995г., а затем был заменён стандартом Евро-3 в 1999г.
Стандарт Евро-2 был принят правительством России осенью 2005г.. Продажи бензина АИ-95 Евро-2 в России запрещены с 01.01.2011г. С 01.01.2013г. года любое топливо класса Евро-2 и ниже запрещено к обороту в РФ.
Евро-3 — это экологический стандарт, который регулирует содержание вредных веществ в выхлопных газах транспортных средств с дизельными и бензиновыми двигателями. Был введён в Евросоюзе в 1999г. и заменён на стандарт Euro-4 в 2005г..
Все ТС, произведённые в России или ввезённые в Россию, начиная с 01.01.2008 года должны соответствовать стандарту Евро-3.
Экологический стандарт Евро-4 был ведён в Евросоюзе в 2005г. в замен предыдущему стандарту Евро-3. В 2009г. заменён на новый стандарт — Euro-5.
В России с 01.01.2013г. все производимые и ввозимые на территорию автомобили должны соответствовать классу Евро-4, но возможно использовать шасси и базовые транспортные средства с сертификатами Евро-3, выпущенные до 31.12.2012г.
С 01.01.2013г. все производимое топливо в России обязали иметь стандарт не ниже Евро-3. Оборот топлива Евро-3 запрещен в России с 01.01.2016г., в связи с этим, начиная с этого дня началось поэтапное списание техники с двигателями Евро-3.
Евро-5 стандарт обязателен для всех новых грузовых авто, продаваемых в Евросоюзе с октября 2008г. Для легковых авто — с 01.09.2009г. В РФ стандарт Евро-5 действует на все автомобили с 01.01.2016г.
Нормы по выбросам: СН — до 0,05 г/км, CO — до 0,80 г/км и NOy — до 0,06 г/км.
Тех. регламент также предусматривает выпуск в обращение автомобильных бензинов и дизельного топлива класса не ниже Euro-2 до 31.12.2012г., Euro-3 — до 31.12.2014г., Euro-4 — до 30.06.2016г., Euro-5 — с 01.07.2016г.
Сначало предполагалось, что данный экологический клас Евро-6 вступит в силу в Европе 31.12.2013г., но потом его введение было отложено на 2015г.
По своим требованиям Евро-6 близок к действующему с 2010г. экол-му стандарту EPA10 в США и японскому Post NLT. Новый европейский стандарт облегчит согласованную разработку будущих единых норм.
Согласно нормам Евро-6, выбросы CO2 новыми легковыми авто должны составлять не более 130 г/км.
Экологический класс по годам производства автомобилей и странам производителям
Содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей по экологическим классам Евро
В таблице ниже приведено содержание вредных веществ в выхлопных газах легковых автомобилей (категория М*) для каждого экологического стандарта Евро (в единицах г/км):
Виды бензина для двигателей (и масел) – Классификация и состав
Виды бензинов и чем они отличаются, классификация масел и бензинов. Из чего состоит бензин, экологические классы, технологии и октановые числа.
Есть немало вариантов классификации бензина, его делят на виды по самым разным показателям.
Далее будут рассмотрены основные варианты, принципы, по которым происходит выделение, а также связанные с этими вопросы.
Требования к качеству бензина
Бензин для автомобиля должен:
Работать надёжно и долго двигатель будет только в случае, если с ним используется качественный и подходящий бензин. Отсюда и целый ряд требований, например, к детонационной стойкости – для её повышения в состав добавляются присадки.
Также необходимо, чтобы теплота сгорания была достаточно высокой. Есть требования и к содержанию разного рода примесей, из-за которых на выпускной и топливной системах появляются отложения – чем их меньше, тем дольше прослужит мотор.
Необходимо, чтобы продукты сгорания не были коррозионно-агрессивными и токсичными. При любой температуре эксплуатации мотора должна возникать однородная горючая смесь: для этого нужно, чтобы испаряемость была на достаточном уровне. Кроме перечисленных есть и другие требования: например, к стабильности и экологичности – далее они ещё будут рассмотрены подробнее.
Виды бензина по октановому числу
Эта классификация бензина используется наиболее часто. Она отражена и в стандартной маркировке: так, в АИ-92 «А» означает «автомобильный», «И» – что октановое число было установлено исследовательским методом, 92 же здесь – само октановое число.
Выделяются следующие основные виды бензина:
Это многим знакомые виды бензина – на заправках именно они встречаются чаще всего.
Но классификация бензинов по классам на основе октанового числа не исчерпывается перечисленными вариантами, существуют и другие.
Например: А-76 – бензин низкого качества, чаще всего его используют для сельскохозяйственных машин.
Недавно в продаже появился АИ-100, подходящий для форсированных двигателей, он позволяет более эффективно использовать их мощность, при этом его расход ниже. Некоторые виды вообще практически не выпускаются: так, уже почти не применяется техника, работающая на А-72.
Стоит отметить: если бензин маркируется как «А» вместо «АИ», это означает, что для определения октанового числа использовался моторный метод – он даёт цифры ниже исследовательского.
Равно, как обычно мало смысла заливать в бак более дорогой бензин, чем тот, что рекомендован производителем, так не стоит на постоянной основе пользоваться и более дешёвыми.
Если все системы рассчитаны на АИ-95, его замена на АИ-92 может вызвать самые разные явления: например, повышенный расход топлива и ускоренное разрушение отдельных элементов.
Классификация по фракционному составу
Ещё одна классификация автомобильных бензинов. В ней выделяется десять классов, и все можно разделить на три категории:
У бензина класса A давление насыщенных паров (ДНП) самое низкое, а у F, соответственно, самое высокое.
В зимнем бензине больше лёгких фракций, так, в него специально добавляют бутан. В результате его ДНП выше, а потому и пусковые качества лучше – он хорошо закипает, что позволяет без проблем завести мотор в холода. Однако, вместе с повышением ДНП возрастает и вероятность появления паровых пробок.
К тому же лёгкие фракции склонны улетучиваться, поэтому, если в бензине их много, потери даже при хранении на складе или непосредственно в баке будут высокими. ДНП в бензине, предназначенном для использования в тёплый период (с начала апреля до конца сентября), не должно превышать 500 мм ртутного столба (или примерно 67 кПа), а в зимнем – 700 мм (93 кПа).
Поскольку хранить летний бензин легче, его нередко используют на АЗС и зимой. Двигателю это не вредит, но стоит иметь в виду, что в холода на бензине класса A или B он может просто не завестись.
Классификация по испаряемости
Испаряемость напрямую зависит от того, из чего состоит бензин, то есть его фракционного состава. Если она оптимальна, в цилиндры поступает равномерная смесь с достаточной концентрацией топлива. Если плохая, часть топлива вообще не сгорит.
Классификация бензинов по испаряемости производится в зависимости от уровня ДНП и температуры выкипания. Устанавливается, при какой температуре выкипает определённый процент бензина, в стандартной классификации это 10%, 50%, 90%. Также определяется, сколько бензина выкипает при 70 °C.
Называются классы очень просто: первый, второй и так далее до пятого. У первого самое высокое ДНП и самая низкая температура выкипания. Далее вплоть до пятого класса первый показатель снижается, а второй растёт.
10% бензина, что выкипают первыми – лёгкие фракции. Именно за их счёт обеспечивается запуск мотора. После них выкипать начинают средние, составляющие до 50% объёма. Если температура их выкипания окажется слишком высокой, то двигатель будет долго греться, а разгон происходить слишком медленно.
Следом в дело вступают конечные фракции: чтобы они выкипели, температура должна подняться примерно до 190 °C. После этого израсходовано должно быть 90% объёма бензина. Если температура, при которой испаряются эти фракции, будет чересчур высока, испарение может оказаться неполным, в результате чего выше будет расход топлива, а двигатель не сможет выдавать полную мощность.
Кроме того, часть оставшихся несгоревшими фракций топлива осядет на стенки цилиндра и смоет с них масло, другая часть стечёт в картер, из-за чего масло будет разжижено и его эффективность снизится.
Чтобы описанного не происходило, класс топлива по испаряемости должен быть подобран в соответствии с рекомендациями производителя и по сезону.
Экологические классы бензинов
Ещё одна классификация автомобильных бензинов – экологическая. В соответствии с ней выделяется четыре вида:
Действует эта классификация бензина в России. Экологический класс может указываться сразу после октанового числа, например, АИ-95-4. Но это касается только бензина, соответствующего стандартам ГОСТ. Помимо него, продаётся также и изготовленный по ТУ – он не дотягивает до этих стандартов по некоторым параметрам.
И всегда есть риск наткнуться на суррогатный бензин: его объём на рынке по разным оценкам составляет 20-30%. Он никаким экологическим нормам не соответствует и может быть опасен не только для окружающей среды в долгосрочной перспективе, но и для самого автовладельца в ближайшей. Стоит отметить, какие виды бензина бывают суррогатными чаще всего: это АИ-92 и в меньшей степени АИ-95, а больше всего подделок среди дизельного топлива.
Часто можно встретить другое обозначение экологического класса: Евро-2, Евро-3 и так далее. Это европейский вариант маркировки, но действует он и в России. Экологические классы вводились постепенно: так, Евро-1 появился в 1992 году и теперь уже не используется; Евро-2 был утверждён в 1995 году, требования по выбросам оксида углерода стали втрое жёстче.
В Евро-3 они ужесточились ещё на 40%, как и в Евро-4. Стандарт Евро-5 начал вводиться в Европе с 2008 года, а в России с 2014. Существует также Евро-6, но в России он пока что не принят, хотя отдельные производители уже начали выпускать соответствующий ему бензин.
В Евро-5 и Евро-6 нормы по выбросам углерода не изменились в сравнении с предшествующим стандартом, но ужесточились требования относительно выброса других вредных веществ. Экологический класс бензина должен соответствовать ему же у автомобиля или быть выше.
Экологические требования
Продукты сгорания сильно загрязняют окружающую среду. С каждым годом эта проблема становится всё заметнее, и одновременно ужесточаются требования к топливу. Если бы такое количество техники, что используется человечеством сейчас, работало на бензине, изготовленном по технологиям середины прошлого века, от его сгорания в окружающую среду выделялось бы на порядки больше вредных веществ.
Настолько, что это могло бы привести к вымиранию большей части фауны и сильно повлиять на здоровье людей.
Поэтому содержание таких веществ в современном бензине жёстко ограничено. Он должен сгорать полностью и образовывать при этом как можно меньше канцерогенных и токсичных веществ. Законодательством регламентируется содержание в составе серы, бензола, свинца, ароматических углеводородов и некоторых других элементов.
Содержание присадок и соединений
Хотя по объёму присадки могут показаться не слишком значительными компонентами, они серьёзно влияют на свойства бензина. Их используют для:
Присадок существует очень много, а производители топлива всячески изощряются с подбором и дозировкой компонентов, из которых те состоят.
Каждый известный производитель стремится подать свой состав как особенный и наиболее эффективный; сделать это можно в первую очередь за счёт присадок.
При всём многообразии, по назначению их можно разделить на несколько основных категорий:
Не все присадки одинаково полезны, входящие в них вещества могут оказывать вредное влияние и быть токсичными. Какие-то из них вышли из употребления или даже запрещены, другие по-прежнему применяются. Вот некоторые из подобных веществ:
Тетраэтилсвинец. Позволяет увеличить мощность, вместе с тем делает работу мотора менее шумной и снижает дымность. С ним повышается качество топлива: его стойкость к самовоспламенению становится выше, а детонация ниже.
Но вещество очень ядовито и с лёгкостью просачивается в любые отверстия. Оно отравляет даже при прикосновении, так что при использовании бензина с ним возникает немалый риск.
Марганец повышает классность, но его применение приводит к преждевременным поломкам свечей и нейтрализатора.
Присадки, направленные на повышение октанового числа:
Большая часть этих присадок или вовсе не применяется производителями топлива, или применяется со строгими ограничениями, но в контрафактном бензине они могут содержаться в больших количествах.
Иногда автовладельцы добавляют их самостоятельно, желая повысить эффективность бензина низкого качества.
С перечисленными добавками стоит быть особенно осторожными, и тем более не добавлять сразу много: при чрезмерном повышении электропроводности бензина возможны проблемы вплоть до самовозгорания.
Обычный бензин в хорошем состоянии может быть почти бесцветным, иметь голубоватый или желтоватый оттенок, но он не должен быть ярко выраженным. Если он красноватый, это может говорить о том, что в него введены содержащие металл присадки. Если в нём чрезмерно много повышающих октановое число присадок, то он может быть ярко-жёлтым и сильно пахнуть, к тому же от запаха начинается головная боль.
Химическая стабильность бензина
Путь бензина от места производства до бака автомобиля обычно оказывается очень долгим. Всё время путешествия и хранения продолжается автоокисление: нестабильные элементы при контакте с кислородом образуют соединения. В результате этого процесса возникают органические кислоты и смолистые вещества.
Некоторые из них оседают на дно, другие так и остаются в растворённом виде. Осадок только ускоряет окисление, также на него влияет контакт с металлами, например, с медью. Зависит скорость окисления и от того, сколько в составе содержится предельных углеводородов: чем их больше, тем быстрее оно идёт.
Различают два её вида: физическую и химическую. Первая относится к структуре: стабильный физически бензин остаётся однородным и медленно испаряется.
Стабильным химически называют бензин, состав которого в течение длительного времени может оставаться близким к исходному. Чем выше в нём содержание веществ, подверженных окислению, тем ниже будет стабильность.
Те виды бензинов для двигателей, что производятся методами прямой перегонки или риформинга, отличаются более высокой стабильностью по сравнению с изготовленными методом крекинга.
Об окислении бензина может говорить изменение его цвета и запаха: он желтеет и начинает пахнуть резче. Растёт его кислотность, на дне становится заметен маслянистый слой.
Технологии производства бензина
Самая простая технология, которую начали применять первой – прямая перегонка нефти. Она основана на том, что разные фракции переходят в летучее состояние при разной температуре нагрева.
Соответственно, их можно отделять друг от друга по мере нагревания, в результате чего нефть будет разделена на фракции, в том числе бензин.
После разделения останется только охладить конденсат и получить топливо. Процесс несложный, но экономическая эффективность метода невысока: бензина получается в лучшем случае 10-15%.
Из-за этого на смену прямой перегонке быстро пришли другие методы, в первую очередь каталитический крекинг – его использовали уже в начале прошлого века. Сырьё в его ходе доводится до кипения и тяжёлые углеводороды расщепляются, что приводит к улучшению качества горючего. Помимо температурного воздействия, применяются также катализаторы, ускоряющие реакцию.
На выходе получается около 70% бензина с довольно высоким октановым числом (87-91) и небольшим содержанием вредных примесей. Второй по объёму получаемый продукт – газойль, также полезными могут быть получаемые предельные углеводороды, как полипропилен. Потери при использовании этого метода составляют всего около 1.5%, благодаря чему он продолжает широко использоваться.
Рекомендуем посты по теме:
Термический крекинг отличается тем, что сырьё нагревается до более высоких температур (вплоть до 550 °С), а ещё подвергается воздействию давления (2-7 МПа). В результате, при мазуте в качестве исходного сырья, получается около 35% бензина невысокого качества.
Применяется термический метод очень ограниченно. При повышении до 650-750 °С температуры, при которой проходит реакция, можно получить такие полезные соединения, как этилен и пропилен, но этот процесс обычно называют пиролизом.
Ещё один широко применяемый метод – риформинг. С его помощью из прямогонного бензина можно получить типы бензина высокого качества. Помимо высокоокотанового топлива продуктами будут ароматические углеводороды.
Различают термический и каталитический реформинг – во втором случае получается бензин лучше, но сам процесс производства обходится дороже.
Бензиновые масла
Насколько хорошо будет работать двигатель определяется не только используемым горючим, но и маслом. В моторе у него несколько функций: снижение трения, охлаждение паров от него, очищение от продуктов износа.
Есть целый ряд свойств, по которым определяют, насколько масло качественное. Среди них:
Классификация бензиновых масел может базироваться на разных параметрах, но в первую очередь на основе их происхождения.
Минеральное масло
Поначалу как масло использовались некоторые из тяжёлых нефтяных фракций, и лишь со временем началось производство настоящего минерального масла. Технология постепенно совершенствовалась, начали применяться присадки.
Тем не менее, минеральное масло не обладает стабильностью вязкости: при низкой температуре становится чрезмерно густым, из-за чего двигатель заводится с трудом. Ещё один его недостаток: малый срок службы из-за выгорания присадок.
Минеральное масло имеет неоднородную структуру, так что на отдельных его участках заметно разжижение или кристаллизация, оно образует больше отложений, чем «синтетика».
Из плюсов стоит отметить доступную стоимость, а также то, что оно хорошо подходит для моторов с пробегом: благодаря густоте хорошо заполняет любые зазоры. Менее агрессивно по отношению к резине.
Синтетическое масло
Основные сложности при работе с минеральным маслом возникают из-за сложности его состава. Синтетическое масло куда однороднее и дольше сохраняет свои параметры. Встречаются разные подтипы, отличающиеся по используемому сырью и технологии производства. Например:
У синтетических масел большой диапазон рабочих температур, они могут работать в условиях высокого давления, имеют высокую моющую способность и мало испаряются. Главный недостаток – цена.
Полусинтетическое масло
Промежуточное решение: в минеральное масло вводится синтетическое, за счёт чего улучшаются его свойства, но при этом цена сохраняется относительно невысокой. Чистой «синтетике» такое масло всё равно проигрывает, но, в отличие от минерального масла, которое редко используется в современных моторах, применяется повсеместно.
Заключение
Классификация автомобильных бензинов довольно сложна, поскольку может опираться на разные параметры и свойства. К тому же она постоянно меняется и дополняется вместе с развитием промышленности и появлением новых технологий с одной стороны, и ужесточением экологических требований – с другой.