Чем выше уровень жизни тем меньше рождаемость
Чем выше уровень жизни тем меньше рождаемость
Физиологический процесс воспроизводства
Почему всех так сильно заботят цифры? Государство делает всё, чтобы эти цифры увеличить, но никого не интересует, что за этими цифрами скрывается. Государство направляет колоссальные ресурсы на стимуляцию рождаемости второго и третьего ребёнка. Главная суть работы всей бюрократической машины сводится к банальному увеличению коэффициента рождаемости в итоговых отчётах. Никого абсолютно не интересует, что ребёнок после рождения требует новых дополнительных бюджетных вливаний на всех этапах развития вплоть до 18-летия. В конечном счете, получается, что государство стимулирует лишь физиологический процесс воспроизводства, а не сам путь длительного воспитания.
Государство не готово вкладываться в воспитателей детских садов, которые в регионах получают 10-15 тыс. рублей. Государство не готово вкладываться в школьных учителей, которые получают 15-20 тыс. рублей. Преподаватели государственных ВУЗов тоже не могут похвастаться хорошими цифрами. Из бюджета наука и образование финансируются по остаточному принципу. Медицина уже 10 лет находится в состоянии бесконечной оптимизации.
В этой череде бесконечных социальных проблем рождается здравый аргумент, который обычно используют молодые семьи: «Создайте все условия необходимые для рождения и тогда мы будем размножаться». Парадоксальность этой ситуации заключается в том, что на практике получается обратная ситуация.
В 1972 году американский ученый-этолог Джон Кэлхун провёл очень необычный эксперимент под названием «Вселенная-25». Кэлхун построил настоящий рай для мышей в условиях лаборатории. Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок.
Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Система обеспечения кормом и водой была настолько продумана, что 9500 мышей могли бы одновременно питаться, не испытывая никакого дискомфорта, и 6144 мышей потреблять воду, также не испытывая никаких проблем. Пространства для мышей было более чем достаточно, первые проблемы отсутствия укрытия могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мышей никогда в баке не было, максимальная численность популяции отмечена на уровне 2200 мышей.
Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А, однако с момента рождения первых детенышей началась вторая стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь.
Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок и исполнять любые социальные роли. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей.
Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.
Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.
Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм, девиантное и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали, на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».
Обилие возможностей рождает эгоизм
Как же так получилось, что идеальные условия, созданные для грызунов стали для них смертельными. «Мышиная модель» находит своё подтверждение и в реальной жизни на всех уровнях. Чем лучше живёт государство, чем выше в нём уровень жизни, тем меньше представители нации хотят размножаться, тем ниже становится общий коэффициент рождаемости.
Например, сейчас общемировой суммарный коэффициент рождаемости составляет 2.36, хотя ещё в середине XX века он равнялся 4.95. Что это значит? КЭ – показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода. Считается, что для воспроизводства поколений нужен минимальный порог 2.1, тогда отмечается естественная прибыль населения.
Данные ООН по изменению СКР в различных регионах Земли с 1950
Население Земли увеличивается главным счётом за счёт неблагополучных регионов – Азии и Африки. Самый высокий суммарный коэффициент рождаемости в мире — в Нигере — 7.03 (на 2015 год). Самый низкий — в Сингапуре — 0.81 (на 2015 год). Почему жители Сингапура не хотят размножаться, ведь это государство входит в ТОП-10 стран с самым высоким уровнем развития человеческого потенциала по данным ООН. Нигер – это беднейшая экономика мира, но там на одну женщину приходится 7 детей!
Карта мира по среднему количеству детей рожденных женщиной в течение жизни, с учётом средних показателей для женщин всех возрастов, данные 2016 года
Удивительно, но на территории России распределение очень схожее. Регионы с высоким качеством жизни имеют более низкий коэффициент рождаемости, чем менее развитые субъекты. Например, Республика Тыва занимает 85 место из 85 по качеству жизни, но здесь коэффициент 3.19 на 2017 года. В Москве этот показатель всего 1.38! Аналогичное распределение по федеральным округам. Чем ближе к Москве, тем ниже рождаемость. В ЦФО – 1.56, а в Сибирском федеральном округе – 1.9. Самый низкий коэффициент в Ленинградской области. Переезд в город тоже кардинально меняет ситуацию. В городе коэффициент равен – 1.59, а на селе – 2.34. Урбанизация снижает количество детей в семье.
Роль детей в современном обществе
Социолог Альберт Баранов утверждает, что в традиционном аграрном обществе дети рассматривались как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл. Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причём чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость. Наличие значительного числа детей было также единственной надёжной гарантией сколько-нибудь благополучной старости родителей в условиях отсутствия системы социального страхования/пенсионного обеспечения.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить своё время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, так как большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребёнка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путём.
Поздние роды и потребности
Действительно, цифры Росстата свидетельствуют, что женщины стараются откладывать роды на более поздний срок. В 2020 году средний возраст матери при рождении детей приблизился к отметке 30 лет. В 1995 году женщины в среднем рожали первого ребёнка в 24.8 лет. В Северной Америке и Европе этот показатель уже достиг 31-32 лет.
Средний возраст матери при рождении ребенка по основным регионам мира, 1950-2035 годы, лет. Данные ООН
Повышение общего уровня жизни привело современное общество в фазу более высокой осознанности процесса деторождения. Эмансипация женщин дала им большие возможности для саморазвития. Женщины получили доступ к высшему образованию, к выбору профессии, месту работы. Повышение независимости и образованности женщин является дополнительным фактором снижения рождаемости. В свою очередь повышение образованности женщин ведёт к росту их независимости. Поскольку главная нагрузка по выхаживанию и воспитанию детей ложится на женщин, они объективно не заинтересованы в многодетности.
К такому же выводу пришли учёные из Университетского колледжа Лондона (Великобритания). Они обнаружили, что повышение общего уровня образования вносит заметный вклад в снижение рождаемости: как только количество образованных женщин в обществе становится достаточно большим, их менее образованные соседки начинают перенимать их склонность к рождению меньшего числа детей. Статья вышла в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Исследователи полагают, что как только количество образованных женщин в обществе становится достаточно большим, их менее образованные соседки начинают перенимать стратегию, при которой женщина рожает меньше детей, но вкладывает в них больше ресурсов, стараясь дать им все возможное: от полноценного питания до качественного образования.
Схожим образом тенденция к снижению рождаемости может распространяться и между целыми сообществами, проживающими рядом. Преграду на ее пути могут создать языковые, религиозные или этнические, но не экономические различия между этими группами, отмечают авторы статьи.
Прогноз численности населения в разных частях света (по данным ООН).
По этой причине численность населения Земли не будет расти бесконечно. По прогнозам ООН, стабилизация наступит около 2100 года при численности в 11 млрд. человек. Это будет мир стариков, ведь в 1950 году средний возраст всего населения Земли составлял 24 года. К 2100 году этот показатель достигнет почти 42 лет! Ниже приведена возрастно-половая пирамида, которая показывает в динамике процесс старения человечества. Если в середине XX века пирамида была похожа на конус из-за небольшого числа пожилых людей, то к 2100 году конус превратится в трапецию. Затем численность населения начнёт падать.
Рост уровня жизни снижает рождаемость. В центре рождаемость ниже, чем на окраинах! Хорошо живём?
Давно подозревал, что люди не сильно отличаются в этом деле от животных или от растений.
Вот садоводы подтвердят, что если сделать жизнь яблони менее сладкой (прищипывание, микротравмирование как агрометод), то это увеличивает урожаи.
И сложился у меня такой поисковый запрос всеищущему Яндексу:
«взаимосвязь рождаемости и уровня».
И точно. Привожу выдержки, кратенько ).
. они обнаружили, что повышение общего уровня образования вносит заметный вклад в снижение рождаемости.
. МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Рождаемость падает с ростом уровня образования и этот процесс ускоряется благодаря.
. «В этом исследовании мы показываем, что средний уровень образования в сообществе существенно ускоряет падение рождаемости вне зависимости как от индивидуальных характеристик.
.
высказывание великого английского экономиста Адама Смита, сделанное им в знаменитой книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной в Лондоне в 1776 г., спустя 14 лет после труда Д. Граунта: «Бедность. как кажется, даже благоприятствует размножению. Истощенная голодом женщина в горной Шотландии часто имеет более двадцати детей, тогда как изнеженная пресыщенная дама часто неспособна произвести на свет и одного ребенка и обыкновенно оказывается совершенно истощенной после рождения двух или трех детей. Бесплодие, столь частое среди светских женщин, весьма редко встречается у женщин из низших слоев народа. Роскошь, может быть, порождает в прекрасном поле страсть к наслаждениям, но, по-видимому, всегда ослабляет и часто совершенно уничтожает способность к деторождению»
.
.
В 1928 г. он проанализировал различия общих коэффициентов рождаемости в Москве за 1925 и 1927 гг. по сравнительно мелким участкам города (отделениям милиции)[25]. Он обнаружил, что самые низкие коэффициенты были в участках, расположенных ближе к центру города, а самые высокие — в окраинных участках.
.
Опять лишь небольшие выдержки из результатов этого обследования были опубликованы в докладе начальника Отдела статистики населения и здравоохранения ЦСУ СССР Антонины Михайловны Востриковой (1904—1991), который был представлен на Всемирной конференции ООН по вопросам народонаселения 1965 г.
Обследование вновь показало обратную связь между условиями жизни и рождаемостью. В семьях с более высоким доходом показатели рождаемости во всех возрастных группах женщин были ниже, чем в семьях с меньшим доходом.
.
Обследование 1969 г. стало первым и наиболее представительным для территории СССР исследованием, в котором соединились традиционные методы сопоставления показателей рождаемости с показателями условий жизни и новые методы опроса мнений. Программы последующих обследований, регулярно проводившихся каждые три года, отличались друг от друга лишь в деталях. Надо учитывать, что главной целью этих обследований было не изучение мотивации, а уточнение методов прогноза рождаемости. Тем не менее все эти обследования подтвердили существование обратной зависимости между показателями благосостояния и рождаемости.
Конечно же, есть и исключения,
но «средняя температура вне стен больницы не так уж и хороша».
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Причины низкой рождаемости часто видят в «низком уровне жизни», «разрушении семейных ценностей», «бездуховности» и т.п. В качестве позитивного примера иногда приводят мусульманские страны, где «рождаемость растет». В действительности все это неверно.
Как показывают данные статистики, низкий уровень жизни к уменьшению рождаемости не имеет никакого отношения. Как раз наоборот, бедные страны, имеют более высокую рождаемость по сравнению с богатыми. Точно также внутри одного общества рождаемость среди богатых граждан в большинстве стран ниже, чем среди бедных. Обеспеченность жилищными условиями, как показывает статистика, также не влияет на рождаемость.
Все разговоры о бедности, как причине нежелания рожать детей, имеют чисто психологическую подоплеку. Человеку некомфортно признаться, что он не хочет заводить детей из эгоистических побуждений − поэтому в ход идут аргументы о материальном неблагополучии. К примеру, один из православных благотворительных фондов предлагал существенную материальную поддержку бедным семьям, в которых женщина решила сделать аборт. Подавляющее большинство женщин отказались.
Причины снижения рождаемости действительно имеют материальную подоплеку, однако дело совсем не в бедности.
«Кризис семьи» также не является причиной снижения рождаемости. Как известно, традиционные виды семейных отношений подверглись наибольшим изменениям в странах Скандинавии, где в настоящее время порядка 50% детей рождается вне брака. Тем не менее, рождаемость в скандинавских странах не ниже среднеевропейского уровня и существенно выше, чем в Японии, в которой семейные отношения подверглись трансформации лишь в слабой степени. К примеру, Исландия — одна из немногих развитых стран, где уровень рождаемости обеспечивает воспроизводство поколений (выше двух детей на женщину), но при этом почти две трети детей рождается вне брака.
С «упадком духовности» − аналогичная ситуация. К примеру, рождаемость в таких «высокодуховных» странах, как Иран и Тунис опустилась ниже уровня простого воспроизводства поколений. В Иране рождаемость сейчас ниже чем в «бездуховной» Америке и такая же, как в «антисемейной» Франции. Еще 30 лет назад высокую рождаемость в южных странах Европы связывали с более высокой религиозностью. Теперь же рождаемость в этих странах опустилась ниже среднеевропейского уровня. Аналогично, резкий спад рождаемости идет сейчас в Латинской Америке, Египте, Алжире, Марокко — странах весьма религиозных.
Межрелигиозные различия также не играют определяющей роли. В Индии мусульманская часть населения имеет более высокую рождаемость, чем индуистская, но специальные исследования показали, что мусульманские и индуистские семьи равного социального положения и материальной обеспеченности имеют равную рождаемость (т.е. религиозность сама по себе не заставляет больше рожать, а лишь препятствует социальной адаптации, что приводит к бедности и большей рождаемости). Сохранение высокой рождаемости в Пакистане не есть результат действия религиозных установок, а лишь результат отставания в развитии − свыше половины населения этой страны неграмотно.
Религиозно-культурные факторы способны задержать развитие общества, а значит и отсрочить демографический переход. Расплачиваться за это приходится отставанием от более развитых стран и экономической зависимостью от них. Но если развитие все-таки происходит, то рождаемость падает независимо от религиозных убеждений.
Во всех мусульманских странах, достигших определенного уровня развития, рождаемость резко падает. Например, если в 1965 году в Тунисе на одну женщину приходилось в среднем 7 детей, то в 1995 году их стало 3, а сегодня − 1,75. Похожие процессы идут и в России − в Дагестане рождаемость упала с 5,5 в 1960г. до 2,05 сейчас. Очень высокая рождаемость сохраняется среди коренного населения Саудовской Аравии, но в реальной экономике там работают, в основном, приезжие. Коренные саудовцы сохраняют свой традиционный и «многодетный» образ жизни исключительно за счет нефтяных доходов.
Единственное, от чего зависит уровень рождаемости, — это степень развития страны. Те страны, где большинство населения зарабатывает на жизнь вне сельского хозяйства (причем именно интенсивно работает, а не живет за счет нефти), неизбежно снижают рождаемость. Низкая рождаемость наблюдается во всех странах, где доминирует индустриальный и постиндустриальный тип экономики.
В традиционном аграрном обществе дети рассматривались, прежде всего, как дополнительные рабочие руки в хозяйстве. Поэтому рождение детей имело экономический смысл, поскольку люди работали с раннего детства. В условиях натурального хозяйства увеличить суммарный доход семьи можно было, как правило, только одним способом − создавая новых работников путем рождения детей. Именно материальная выгода наличия большого числа детей и была главной причиной высокой рождаемости в традиционном обществе. Плюс к этому, большая семья, как экономическая единица, была более устойчива в периоды голода и прочих бедствий (нередких в традиционном обществе). Кроме того, большое количество детей является гарантией продолжения рода в условиях относительно высокой детской смертности. Урбанизация и труд индустриального типа разрушают этот тип поведения и приводят к снижению рождаемости, причем, чем больше поколений прожило в городе после миграции из деревни, тем ниже рождаемость.
В развитом индустриальном обществе дети должны длительное время учиться, чтобы получить квалификацию, соответствующую современным требованиям. Это приводит к их выключению из хозяйственной жизни. Дети из помощников превращаются в обузу для взрослых. Родители вынуждены тратить свое время и финансовые средства для достижения детьми высокого образовательного уровня. Они предпочитают вырастить лишь одного-двух «высококачественных» детей, т.к. большое количество детей в семье, как правило, отрицательно сказывается на их образовательном уровне и дальнейшей карьере. Кроме того, длительный период обучения способствует повышению среднего возраста женщины, рожающей первого ребенка (с 16 до 25 лет и старше). В аграрном же обществе дети, работая вместе с родителями, приобретали необходимые трудовые навыки естественным путем.
Практически все страны с высоким образовательным уровнем имеют низкие показатели рождаемости. И наоборот, лидеры по рождаемости имеют неграмотное население (в арабских странах 38% населения старше 15 лет неграмотно, в странах «черной» Африки − 35%).
Система пенсионного обеспечения также способствует снижению рождаемости, т.к. люди перестают быть заинтересованы в наличии большого количества потомков, помогающих в старости.
Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что основные причины снижения рождаемости − экономические. В традиционном аграрном обществе наличие детей было выгодным, в современном индустриальном и постиндустриальном − нет. Безусловно, имеется определенная культурная инерция, «привычка иметь много детей», однако действует она лишь в течение одного поколения.
Культурные факторы могут замедлить развитие страны, сохраняя высокую долю неграмотного деревенского многодетного населения (именно в этом причина многодетности традиционных культур, а не в их якобы «высокой духовности»). Однако если развитие все-таки происходит, то снижение рождаемости становится неизбежным и оно идет даже в тех странах, которые считаются традиционно многодетными, например, в исламских странах и в Латинской Америке.
Эта закономерность называется демографическим переходом. Число стран с уровнем рождаемости, недостаточным для полного замещения поколений, выросло с 13 в 1970 году до 66 в 2002 году. Общая численность населения этих стран достигла 46 % человечества. [1]
Влияние уровня жизни на рождаемость проявляется двояко: с одной стороны, он определяет условия достижения запланированного размера семьи, а с другой, влияет на мотивацию репродуктивного поведения. В первом случае, такие характеристики уровня жизни, как доступность и качество медицинского обслуживания, комфортность условий труда и быта, калорийность питания и т.д. представляют собой совокупность объективных факторов, позволяющих (не позволяющих) женщине или семейной паре реализовать репродуктивные намерения. Во втором случае уровень жизни, предположительно, является одним из условий, от оценки которого зависит решение о размере семьи. Однако, принимая данное предположение, необходимо помнить, что оценка личного уровня жизни индивидом субъективна, т.е. те условия, которые воспринимаются одним человеком как благоприятные, неприемлемы для другого. Соответственно, решение о возможности (невозможности) иметь ребенка основано на этих восприятиях.
Низкая рождаемость, характерная для большинства индустриально развитых стран, представляет собой комплексную проблему, причиной возникновения которой одновременно являются не только растущие затраты на ребенка, но и постепенное отмирание экономической и психологической составляющей потребности в детях на уровне домохозяйства (семьи). Эффективная система пенсионного обеспечения, забота о пожилых со стороны государства, запрет на использование детского труда, безусловно, привели к уменьшению экономического интереса родителей к обзаведению детьми. Кроме того, замена семейного родства родством социальным способствует тому, что дети теряют свое значение источника психологического удовлетворения для родителей. Те же самые факторы, которые у взрослых ведут к желанию иметь все меньше детей, провоцируют последних на безразличие к семейной идентичности и преемственности. Все это происходит на фоне снижения в общественном мнении ценности материнства, распространения псевдосупружества и кризиса семьи как социального института. Для ряда постсоветских стран ослабление потребности семьи в детях таит дополнительную угрозу, поскольку в сочетании с обнищанием населения оно провоцирует рост числа бездомных и безнадзорных детей.
Сокращение рождаемости, бесспорно, является социально-экономическим феноменом, причем его социальный аспект следует признать доминирующим. Изменение репродуктивных установок и норм, проявляющееся в массовом распространении однодетных семей, ставит под сомнение тот факт, что данная ситуация может разрешиться сама собой без принятия комплекса мер, направленных на изменение ценностных ориентаций населения. Тем не менее, существует и принципиально иная точка зрения. Так, в рамках «теории демографического перехода» постулируется идея исторической эволюции рождаемости [2].
Согласно этой теории, все страны должны пройти три (иногда выделяют четыре или пять) фазы, каждая из которых соответствует конкретной стадии развития общества и определяет тип воспроизводства населения. В качестве движущих сил «демографического перехода» обычно указываются различные факторы технико-экономического характера: динамика национального дохода на душу населения, урбанизация, индустриализация и т.п. (А.Ландри, Ф. Нотештейн, Д. Ноан, А.Омран) [3]. Предполагается, что индустриально развитые страны в настоящее время достигли третьей фазы, которая характеризуется равновесием низких показателей рождаемости и смертности. Продолжающееся сокращение сверхнизкой рождаемости рассматривается сторонниками теории как «временное», «конъюнктурное» явление.
Тогда как в развитых странах сокращение рождаемости приобретает характер национального бедствия, в развивающихся оно остается основной целью демографической политики. На достижение этой цели направлены совместные усилия национальных и международных организаций, т. е. снижение уровней рождаемости в развивающихся странах имеет иную природу, чем в развитых, и объясняется, прежде всего, постепенно меняющимися условиями жизни. Рост городского населения в этих странах, изменение характера женского труда, повышение уровней образования влияют на представления о желаемом или идеальном размере семьи и являются объективными факторами, сдерживающими рождаемость [4].
Снижение рождаемости также в какой-то степени является результатом программ по планированию семьи. Хотя такие программы едва ли играют существенную роль в формировании мотивации репродуктивного поведения, они, как минимум, содействуют регулированию рождаемости посредством пропаганды и распространения средств контрацепции.
Кризис института семьи не затронул развивающиеся страны в той мере, в какой он затронул развитые. Многодетность, совместное проживание родственников нескольких поколений по-прежнему остается традицией, а иногда и религиозной нормой. В этих странах сохраняется и экономическая потребность домохозяйств в детях. Так, по данным Международной Организации Труда, в среднем около 20% детей (5-14 лет) в развивающихся странах заняты в семейном бизнесе (большинство в сельском хозяйстве) [5].
Снижение показателей рождаемости в развивающихся странах отнюдь не означает сокращения общей численности их населения. Во-первых, ни в одной стране (кроме Китая) суммарный коэффициент рождаемости (СКР) не достиг уровня простого замещения поколений. Во-вторых, около 40% населения развивающихся стран составляют дети в возрасте до 15 лет. Это означает, что как минимум ближайшие 30 лет высокие темпы прироста населения будут сохраняться (за счет репродукции большого числа новых пар) несмотря на снижение СКР. По прогнозным оценкам ФНООН, население развивающихся стран к 2050 г. составит 8,2 млрд. человек. Особенно быстрые темпы прироста ожидаются в 48 беднейших странах, где население почти утроится [6].
В России процесс снижения уровня рождаемости начался еще в конце прошлого века. Это отражение общей тенденции, характерной для развитых в экономическом отношении стран. Хотя у нас уровень рождаемости был самый высокий, сравнимый только с Аргентиной, Бразилией и Мексикой, и явно превосходящий соответствующий показатель в Европе и США: в 1913 он составлял 47,8 в расчете на 1000 человек населения (а в отдельных губерниях доходил до 60).
Падение рождаемости в период с 1915 по 1920 было очень сильным. Правда, уже к середине 1920-х уровень рождаемости почти восстановил то значение, которое он имел в 1913: в 1913 родилось 4 млн. 236 тыс. чел., а в 1926 – 4 млн. 21 тыс. чел. Однако с конца 1920-х снижение уровня рождаемости возобновилось. Следует помнить, что основным инструментом регулирования рождаемости в 1920-х были аборты, разрешенные в 1920.
С конца 1940-х появилась устойчивая тенденция снижения рождаемости, которая сохранилась до наших дней. Непродолжительные периоды стабильности и подъема рождаемости (1972, 1983, 1984 и 1987) не меняют общей картины.
До начала 1970-х динамика суммарного коэффициента рождаемости отражала явление так называемого демографического перехода: общество окончательно перешло на демографическую модель развития, принятую в развитых странах. Ведь к этому моменту контроль над деторождением стал всеобщим, а каждая семья осознала свое право определять как число детей в семье, так и время их появления.
С конца 1960 – начала 1970-х массовое распространение контроля деторождения завершило переход России к двухдетной семье. Именно такая модель оказалась оптимальной для современной нуклеарной семьи. Число семей, которые бы желали иметь более двух детей, существенно сократилось.
После того, как с конца 1960-х двухдетная модель семьи в российском обществе стала преобладать, уровень рождаемости составлял в среднем около двух рождений на одну женщину, при этом его отклонения под воздействием разного рода конъюнктурных факторов (социальных, политических и экономических) никогда не было значительным.
В первой половине 1980-х произошел некоторый подъем рождаемости, впрочем, весьма незначительный. Возможно, что он был связан с масштабной кампанией стимулирования рождаемости: введение государственных пособий для матерей с детьми и оплачиваемые (так называемые декретные) отпуска до достижения ребенком 1 года.
Сложнее объяснить значительный подъем рождаемости в 1986–1987 (примерно по 2,5 млн. чел.). Максимальный уровень рождаемости был зафиксирован в 1987, когда он впервые с середины 1960-х поднялся до значения в 2,19 – то есть до уровня, достаточного для замещения поколений. Однако уже в 1988 восстановилась тенденция к снижению рождаемости.
Снижение рождаемости, начавшееся с 1991, выходит за пределы обычных колебаний этого процесса и является беспрецедентным для России мирного времени. Так, если в 1991 родилось 1 794 626 чел., то в 1992 только 1 587 644, а в 1993 – 1 378 983 чел. Правда, в 1994 уровень рождаемости снова несколько поднялся и составил 1 408 159 чел. Однако в 1995 и последующих годах он только снижался [7].
Снижение уровня рождаемости находится в прямой зависимости от уровня брачности, хотя повышенные коэффициенты брачности не всегда еще автоматически свидетельствуют о повышенной рождаемости.
Список литературы: