Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Подъем национальных культур

Массовизация национальных культур

Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннее распространение продукции массовой культуры. При этом ве­дущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80% европейского кинорынка, а европейские — только 5% рынка Соединенных Штатов. Среди ста наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабочен­ность интеллигенции многих стран. Массовая американизиро­ванная культура ведет к унификации и упрощению языка, об­раза жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культур­ных традиций. Во Франции был принят закон, согласно кото­рому доля американских фильмов в прокате не должна превы­шать 60%. При этом благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.

Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Лео­польд Сенгор, который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауре­атом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории полу­чила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к те­ме положения афроамериканской общины США. В 1982 г. Но­белевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик На­гиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэт Дерек Валкотт, в 1994г. — японский писатель Оэ Кензабуро.

Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях акту­альные проблемы современности, как правило, непо­средственно принимали участие в общественно-полити­ческой деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила при­знание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за рав­ноправие. В 1960—1980-е гг. Сенгор был президентом Сенегала.

В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята кон­венция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку на­циональным культурным проектам.

Работа с текстом

Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):

Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубо­ких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного проте­ста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы ста­новимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникаль­ность.

Вопросы для обсуждения:

Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее националь­ных особенностей?

Вопросы по теме

1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творче­стве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракциони­сты определяли главную цель своего творчества?

3) Как вы думаете, с появлением, каких черт в жизни обще­ства связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожаю­щегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движе­ния протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?

6) Чем вызван подъем национальных, самобытных куль­тур в эпоху распространения массовой культуры?

Источник

Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — начале XXI в.

Тема 6.2 Новые направления в искусстве во второй половине XX — началеXXI в.

— абстрактный экспрессионизм;

— поп-арт;

— авангардные течения в музыкальной и художественной культуре.

— парадокс молодежных движений.

— массовизация национальных культур.

Абстрактный экспрессионизм

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

В послевоенное десятилетие вновь большую популярность

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

приобрелабстракционизм,явившийся своего рода ответом на развитие искусства фотографии. Абстракционисты сочли, что только они теперь способны выразить внутренний мир чело­века. Большую популярность получила такая разновидность этого направления живописи, как абстрактный экспрессионизм. Его основоположниками выступили несколько нью-йоркских художников. Их полотна передавали динамику чувств, становились формой спонтанного самовыражения ав­тора. Метод написания таких картин известен как «живопись действия». Джексон Поллок самый известный абстрактный экспрессионист.

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Поллок искал свои собственные индивидуальные ме­тоды и техники работы. Он покрывал холсты беспоря­дочными брызгами, полосами красок и клякс; иногда он прокалывал банки с краской и размахивал ими над буду­щей картиной так, что краска лилась на холст. Вместо ки­стей он использовал палочки, ножи и лопатки, добавляя в краску песок, битое стекло и другие материалы. В ре­зультате создавались большие картины с узорами из красочных пятен, которые вызывали множество разных эмоций.

ВМанифесте Миланской группы абстракционистов (1956) утверждалось, что целью абстракционизма является утвержде­ние подлинно человеческих качеств в мире, становящемся все более бесчеловечным.

Поп-арт

Своеобразным противовесом идеям абстрактного экспрес­сионизма сталпоп-арт

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

(популярное искусство). Возникновение этого художественного течения было связано развитием «об­щества благосостояния», когда произошел самый настоящий бум производства товаров массового потребления и развлече­ний. Художники поп-арта считали, что любая вещь достойна стать произведением искусства, что она может утратить свои потребительские качества и приобрести художественные.

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Первую композицию в стиле поп-арта создал в 1956 г. английский художник Ричард Гамильтон. На коллаже представлена современная комната. Мужчину-культури­ста с огромным леденцом с английской надписью «Рор» и женщину окружают разные

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

потребительские товары: пы­лесос, магнитофон, банка ветчины, плакат и другие. Эта работа — пародия на рекламу и быт «идеальной пары». Королем поп-арта современники называли Энди Уорхола. Он первым превратил долларовую купюру, банку консервированного супа и бутылку из-под кока-колы в объекты искусства. Художники использовали образы зна­менитостей, персонажей комиксов, мультфильмов и т.д.

В поп-арте понятие «произведение искусства» было лишено привычного смысла, так как каждый предмет мог стать «фактом искусства», то естьартефактом. Художники пытались увидеть в вещах или образах гуманную или антигуманную сущность.

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Развитием поп-арта стала печатная и телевизионная рекла­ма, где материальные объекты преподносятся как символы прекрасного. К поп-арту относят такой вид художественного творчества, как граффити— уличные надписи, рисунки на за­борах, стенах гаражей и т.д. Дань этому направлению изобрази­тельного искусства отдают как профессиональные авторы, так и любители.

Авангардные течения в музыкальной и художественной культуре

В середине 1960-х гг. в США появилось новое течение в жи­вописи и скульптуре — гиперреализм. Его характерной чертой является точечное, фотографическое отображение действи­тельности: детально выписанные предметы, изображение го­родской среды, портрет «человека с улицы». Наиболее извест­ные художники-гиперреалисты — Роберт Коттингем и Чак Клоуз.

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Элементы поп-арта проявились в такой форме современно­го художественного творчества, какхеппенинг. Это гибрид жи­вописи, скульптуры и театра. Первые театральные постановки в стиле хеппенинга состоялись в 1958—1959 гг. в США для раз­влечения артистической богемы. Затем они приобрели попу­лярность в Европе и Азии. Для хеппенинга характерно отсут­ствие четкого сюжета, импровизация актеров, втягивающих в представление зрителей, использование диапозитивов и кино­кадров, реквизита, световых и звуковых эффектов, современ­ной музыки.

В музыкальной культуре второй половины XX в. получили развитиеразличные авангардные течения.

Родоначальником сонористикисчитается польский композитор Кшиштоф Пендерецкий. Для сонористики характерно особое внимание к тембру звука, поиску ис­точников нетрадиционного звучания: игра на пиле, на рояле — непосредственно на струнах, шепот, крики и т.д. Основателем алеаторикистал немецкий музыкант Карл-хайнц Штокхаузен, написавший в 1957 г. пьесу для фор­тепьяно, фрагменты которой могли исполняться в любой последовательности. Алеаторика претендовала на осво­бождение искусства, причем не только музыкального, от диктата формы. Появились художественные произведе­ния, в которых могут переставляться страницы, абзацы в зависимости от выбора читателя.

Хрупкость мира, отсутствие логики и четкости в его облике, иллюзорность его устоев отразило так называемое исчезающее искусство. Примерами могут служить картины, написанные выцветающими на глазах зрителей красками, саморазрушаю­щиеся скульптуры, музыка без звука, исполняемая на развали­вающихся инструментах. Самым наглядным образцом этого вида творчества была книга «Ничто», изданная в США в 1975 г. и выдержавшая переиздание в Англии, на 192 страницах кото­рой не было написано ни единой строчки.

«Самоуничтожающееся» творчество символизировало со­бой закат модернистского направления в искусстве и наступле­ние современного этапа его развития — эпохи

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

постмодернизма. Для постмодернизма характерно использование различных стилей прошлого и настоящего, Запада и Востока, элементов фольклора, массовой культуры, поп-арта, соединение художе­ственной формы с нехудожественным содержанием.

Подобное сочетание всевозможных форм и стилей, исполь­зование новых материалов и технологий для создания арт-объектов(выставочных конструкций) характерны длясовре­менного искусства. Распространенной его формой является инсталляция— пространственная композиция, сконструиро­ванная из разных материалов и бытовых предметов.

Современные художники вынесли свои произведения за пределы галерей и музеев. Они создают их на природе или пре­образуют городской ландшафт. Так возник инвайронмент изменение окружающей среды в соответствии с замыслом ху­дожника.

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Немецкий художник Йозеф Бойс, один из основате­лей партии зеленых в ФРГ, осуществил крупный проект«7000 дубов» (1982). На центральной городской площа­ди немецкого города Касселя началась посадка моло­дых дубков. Она сопровождалась лозунгом «Градоозеленение вместо градоправления». Дубы, являвшиеся элементом дохристианской мифологии, обрамлялись базальтовыми глыбами. Художник стремился пробудить «экологическое сознание» у городских жителей. Мас­штабы проекта, приведшие Бойса к конфликту с властя­ми, были превзойдены американским художником бол­гарского происхождения Христо Явашевым. Он в 1983 г. создал композицию «Окруженные острова». Одинна­дцать островов вблизи Майами окружили розовой поли­пропиленовой пленкой, соответствующей конфигурации островов, общей площадью более 600 тыс. кв. м и дли­ной 11 км. Работа обошлась в 3,5 млн долларов и про­должалась два года, после чего острова на две недели были открыты для посетителей. Прекрасная девствен­ная природа необитаемых тропических островов, став­шая арт-объектом, служила напоминанием о необходи­мости защиты и сохранения окружающей среды.

Еще в 1960—1970-е гг. появилось международное художе­ственное движение — концептуализм. Его сторонники утвер­ждали, что идея произведения имеет большее значение, чем его визуальное изображение. Концептуальное искусство тесно связано с философией и другими науками. Новые технологии информационной эры не остались вне поля зрения художни­ков. Основателями видеоискусства или видеоартастали кореец Нам Чжун Паки американский композитор и исследователь эстетикиДжон Кейдж. По мнению Нам Чжун Пака, электрон­ные средства коммуникации воздействуют на интеллект лич­ности. Это способно привести к перегруженности человека информацией, конфликту между ним и машиной. Видеоискус­ство разрешает этот конфликт, внося эстетическое начало в те­лекоммуникации. Обращение непосредственно к внутреннему миру человека стало использоваться в таких новых видах ис­кусства, каккомпьютерная графика, производство видеоклипов, а отчасти — и в современном кино.

Парадокс молодежных движений

Влюбом обществе господствующим течениям в культуре про­тивостоитконтркультура. Она отвергает базовые ценности об­щества, предлагает альтернативное видение мира и свои моде­ли поведения. Контр культура является формой протеста со стороны людей, не нашедших себе места в жизни. Их поведе­ние нередко эпатирует, возмущает окружающих. В то же время в молодежной среде герои контркультуры часто приобретают популярность и становятся образцом для подражания.

Джек Керуак был уволен из рядов ВМС США с диаг­нозом шизофрения. Некоторое время он

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

служил моря­ком в торговом флоте, затем бродяжничал, писал стихи, литературные эссе. В 1957 г. Керуак написал книгу в стиле «потока сознания» под названием «На дороге». Не имея четкого сюжета, книга прославляла романтику бродяжничества, наслаждение окружающей природой, свободу от каких-либо обязательств. Эта работа стала бестселлером, а у Керуака появилась масса после­дователей, известных как битники — в основном молодые люди, считающие, что у них нет обязательств перед обществом, и желающие, чтобы оно оставило их в покое. Они предпочитали обеспеченной жизни скита­ния, свободную любовь, наркотики. Ореол романтизма, созданный вокруг битников средствами массовой ин­формации, породил такое направление авангардист­ской музыки, как бит, отрицающий классические, акаде­мические формы музыкального творчества. Парадокс молодежных движений (битники, хиппи, рокеры и другие) заключался в том, что первоначально они несли вызов господствующей культуре «общества потребления». За­тем — становились частью этой культуры, модой, приносящей немалые прибыли предпринимателям от индустрии досуга и шоу-бизнеса.

Показательна судьба популярного музыкального ан­самбля 1960-х гг. «Битлз».

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Первоначально они выступали в небольших клубах, привлекая внимание слушателей не столько исполнительским искусством, сколько свобод­ной манерой поведения на сцене и умением затронуть в своих песнях темы, которые волновали молодежь. Со временем «Битлз» получили мировую известность. Воз­никло множество подражавших им музыкальных коллек­тивов.

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Смотреть картинку Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Картинка про Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры. Фото Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культурыТема молодежного бунта занимала важное место в творчестве многих писателей, представителей критического реализма — в частности, Джерома Сэлинджера. Его роман «Над пропастью во ржи»вошел в сокровищницу мировой литературы. Англий­ский драматург Джон Осборнстал членом группы писателей, на­зывавших себя «злая молодежь». Его герои выражали тревогу и неудовлетворенность окружающей действительностью, осуж­дая буржуазное общество. Проблемы неустроенности человека в комфортабельном мире высоких технологий, протеста против попыток манипулирования сознанием поднимались многими писателями-фантастами, в частности Рэем Брэдбери в романе«451° по Фаренгейту», Куртом Воннегутомв антивоенной сати­ре«Крестовый поход детей».

Подъем национальных культур

Массовизация национальных культур

Одна из особенностей эпохи глобализации — всестороннеераспространение продукции массовой культуры. При этом ве­дущие позиции в индустрии развлечений занимают США. Американские кинофильмы составляют 80 % европейского кинорынка, а европейские — только 5 % рынка Соединенных Штатов. Среди ста наиболее прибыльных фильмов мира — 88 американских. Подобное положение вызывает озабочен­ность интеллигенции многих стран. Массовая американизиро­ванная культура ведет к унификации и упрощению языка, об­раза жизни различных народов. Возникли движения деятелей искусства и науки в защиту национальных обычаев и культур­ных традиций. Во Франции был принят закон, согласно кото­рому доля американских фильмов в прокате не должна превы­шать 60 %. При этом благодаря существованию глобальной сети информационного обмена, достижения национальных культур стали достоянием всего человечества.

Всемирную известность приобрел сенегальский поэт Лео­польд Сенгор,который в годы войны, находясь во Франции, участвовал в движении Сопротивления. В 1948 г. он стал лауре­атом Нобелевской премии за сборник стихов «Антология». В 1949 г. Пулитцеровскую премию — наиболее престижную награду США в области литературы — впервые в истории полу­чила темнокожая поэтесса Гвендолин Брукс, обратившаяся к те­ме положения афроамериканской общины США. В 1982 г. Но­белевской премии был удостоен латиноамериканский писатель Габриель Гарсиа Маркес, в 1988 г. — египетский прозаик На­гиб Махфуз, в 1992 г. — вест-индский поэтДерек Валкотт, в 1994г. — японский писатель Оэ Кензабуро.

Показательно, что многие деятели национальной культуры, затрагивающие в своих произведениях акту­альные проблемы современности, как правило, непо­средственно принимали участие в общественно-полити­ческой деятельности. Л. Сенгор выдвинул теорию «негритюда» — создания эгалитарного общества на основе африканских традиций. Она получила при­знание во многих африканских странах, стала составной частью идеологии движения афроамериканцев за рав­ноправие. В 1960—1980-е гг. Сенгор был президентом Сенегала.

В октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята кон­венция о культурном многообразии. Она закрепляет за всеми странами право развивать различные формы культурного самовыражения и оказывать государственную поддержку на­циональным культурным проектам.

Работа с текстом

Из книги Д. Нэсбитта и П. Эбурдин «Что нас ждет в 90-е гг. Мегатенденции: Год 2000» (1982):

Чем больше человечество видит себя живущим на единой планете, тем больше необходимость для каждой культуры земного шара иметь свое уникальное наследие. Есть желание пробовать кухню друг друга, приятно одеваться в джинсы, наслаждаться иногда одинаковыми представлениями. Но если другой процесс начинает разрушать сферу более глубо­ких культурных ценностей, то люди вернутся к демонстрации своих различий, и это будет чем-то вроде культурного проте­ста. История каждой нации, ее язык и традиции уникальны. Поэтому парадоксально то, что чем более похожими мы ста­новимся, тем больше мы будем подчеркивать свою уникаль­ность.

Вопросы для обсуждения:

Как по мнению авторов сочетается универсализация мировой культуры с ростом значимости ее националь­ных особенностей?

Вопросы по теме

1) Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творче­стве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

2) Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракциони­сты определяли главную цель своего творчества?

3) Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни обще­ства связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

4) Что знаменовало собой появление «самоуничтожаю­щегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

5) Что такое бит, битники? Какие еще молодежные движе­ния протеста вы знаете? Как они связаны с массовой культурой?

6) Чем вызван подъем национальных, самобытных куль­тур в эпоху распространения массовой культуры?

Задание для самостоятельной работы

Собрать материал для дидактической папки и оформить в виде портфолио на тему: «Национальная культура Татарстана на современном этапе»

Литература

Основная

Дополнительная

Источник

Чем вызван подъем национальных самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры

Подробное решение Параграфы § 60 по истории для учащихся 11 класса, авторов Н.В. Загладин, Ю.А. Петров Базовый уровень 2014

Вопрос 01. Назовите, используя материалы уроков по обществознанию, известные вам теории общественного развития, появившиеся после Второй мировой войны. Что нового привнесли они в знания о человеке и обществе?

Ответ. В экономике борются две теории – «государства благоденствия» и неоконсервативная концепция. Они касаются одного фактора – роли социальных программ в жизни капиталистического общества и их влияния на экономическое развитие. Новое обращение к стадиям развития человечества привело к теоретическому формулированию основ информационного общества, новшества, связанные с этой теорией относятся к области социологии и политологии. Концепция постструктуралистов объясняет иррациональное в поведении людей, в частности, принимающих ключевые решения политиков.

Вопрос 02. В чём причина падения влияния религии на жизнь общества? Какие меры религиозные организации предпринимают для того, чтобы изменить сложившееся положение? Насколько им это удаётся?

Вопрос 03. Как вы понимаете термин «массовая культура»? Какие черты послевоенного развития общества способствовали её всестороннему распространению?

Ответ. Массовая культура – это культура широких слоёв современного общества, включающая такие явления, как средства массовой информации, спорт, кинематограф, музыку, массовую литературу, изобразительное искусство и т. д. Её развитию способствовали массовое образование население, обогащение широких слоёв населения, благодаря чему массовая культура стала коммерчески выгодной, и новые технологии, такие как радио, телевидение, позже интернет.

Вопрос 04. Охарактеризуйте основные направления в развитии изобразительного искусства и музыкальном творчестве. Определите их сходство и различия с искусством первой половины XX в.

1) абстрационизм – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре;

2) абстрактный экспрессионизм – движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций, причём экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как само рисование;

3) поп-арт – культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе;

4) гиперреализм – основывается на эстетических принципах фотореализма, но в отличие от последнего, не стремится буквально копировать повседневную реальность: объекты и сцены в гиперреалистичной живописи детализированы, чтобы создать иллюзию реальности, но это не сюрреализм, так как изображенное вполне могло произойти;

5) исчезающее искусство – искусство, создаваемое и исчезающее на глазах зрителей, призванное показать мимолётность момента красоты;

6) инвайронмент – движение по организации новой среды обитания людей в гармонии с природой, оформлению больших площадей.

Таким образом, в искусстве, как и в начале ХХ века борется реалистичное изображение действительности и различные эксперименты, только эксперименты начала ХХ века уже изжили себя, творцы придумывают новые, отвечающие реалиям уже их времени.

Вопрос 05. Что вы можете сказать о развитии абстракционизма во второй половине XX в.? Как художники-абстракционисты определяли главную цель своего творчества?

Ответ. Одной из основных целей абстракционизма является достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции. Важным слагаемым современного языка абстракции стал белый цвет. Для Марины Кастальской, Андрея Красулина, Валерия Орлова, Леонида Пелиха пространство белого – высшего напряжения цвета вообще наполнено бесконечными вариативными возможностями, позволяющими использовать и метафизические представления о духовном, и оптические законы отражения света.

Вопрос 06. Как вы думаете, с появлением каких черт в жизни общества связано возникновение поп-арта? Что находится в центре внимания приверженцев этого направления?

Ответ. Поп-арт возник с коммерциализацией культуры и широким участием масс в решении важнейших Вопросов государства и общества, а также с ростом массовости и стандартизации производства. Не даром «королём» этого стиля стал Э. Уорхол, сделавший предметами искусства много одинаковых консервов, денежных купюр и т. д.

Вопрос 07. Что знаменовало собой появление «самоуничтожающегося искусства»? Назовите основные особенности постмодернизма.

Ответ. Появление «самоуничтожающегося искусства» ознаменовало переход к постмодернизму. Постмодернизм отказывается от выработки собственных оригинальных стилевых особенностей. Считая, что всё лучшее уже создано человеком, он берёт элементы других эпох и культур и сочетает их между собой в новых комбинациях.

Вопрос 08. Чем вызван подъём национальных, самобытных культур в эпоху распространения массовой культуры?

Ответ. Подъём национальных культур возник как противодействие глобализации, всеобщей стандартизации также и посредством массовой культуры. Является сознательной попыткой сохранить культуру того или иного народа, избежать её исчезновения в общемировом «плавильном котле», к появлению которого привела глобализация.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *