Чем вызван растущий спрос на никель

Рынок никеля: дефицит против «Омикрона»

«Норникель» ожидает сохранения дефицита металла на фоне высокого спроса со стороны производителей нержавеющей стали и аккумуляторных батарей.

Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть фото Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть картинку Чем вызван растущий спрос на никель. Картинка про Чем вызван растущий спрос на никель. Фото Чем вызван растущий спрос на никель

Уже в 2021 году никелевому рынку не хватит около 149 тыс. тонн металла. Такой прогноз дает компания «Норникель» в совместном с ICBC Standard Bank обзоре рынка. Как сообщает Finmarket со ссылкой на текст документа, ранее аналитики ожидали профицита металла, однако пандемия и разрушение логистических цепочек привели к негативному развитию событий.

На фоне сокращения предложения никеля на рынке наблюдалось устойчивое восстановление спроса и массовое пополнение запасов по всей цепочке создания стоимости. Сильный спрос на никель при этом сохраняется в ключевых секторах — производстве нержавеющей стали и аккумуляторных батарей, — а мощности по выпуску ферроникеля в Индонезии значительно отстают от планов из-за вызванных COVID-19 сложностей.

В итоге, ожидают в компании, в 2021 году спрос на никель вырастет на 17% — до 2,85 млн тонн, а предложение всего на 7% — до 2,7 млн тонн. Годом ранее рынок никеля был профицитным в размере 82 тыс. тонн, и в 2022 году он вернется в состояние профицита, который в базовом варианте составит 59 тыс. тонн — в основном, за счет низкосортного никеля. В сегменте высокосортного никеля рынок будет сбалансированным, но с риском дефицита.

Существует, однако, высокая вероятность того, что прогнозируемое увеличение предложения снова окажется ниже ожидаемого, и рост на 20% в годовом сопоставлении не материализуется — в то время как спрос на никель может остаться таким же высоким, как в нынешнем году, считают в компании. Согласно базовому варианту расчетов, спрос на никель в 2022 году вырастет на 12% (до 3,18 млн тонн), а предложение — на 20% (до 3,24 млн тонн).

Никель стоит на плечах стали и батареек

Рынок никеля за последний год показал значительный рост, отмечает аналитик товарных рынков отдела глобальных исследований компании «Открытие Брокер» («Открытие Инвестиции») Оксана Лукичева. Стоимость фьючерсов на бирже LME выросла от 16 до 20 тыс. долл./тонна, вернувшись к показателям 2012 года.

Основанием для роста стало быстрое восстановление потребления никеля в мире — в основном, со стороны сталелитейной отрасли (+17%) и производства батарей (+43%). Потребление выросло в 2021 г. примерно на 16,7%, до 2,8 млн тонн, а производство — всего на 9%, до 2,79 млн тонн. Это создало на рынке небольшой дефицит и позволяло поддерживать цены на высоком уровне. Среднегодовая стоимость никеля на LME держится в текущем моменте на уровне 18 310 долл./тонна.

В 2022 г. производство никеля в мире, по оценкам Лукичевой, продолжит расти примерно на 7%, до 2,985 млн тонн. Рост предложения в основном ожидается в Индонезии (+24%), которая активно развивает переработку никелевых руд. При этом спрос немного успокоится: запасы после локдаунов уже будут накоплены, поэтому рост потребления может составить около 3%, до 2,9 млн тонн, и в связи с превышением предложения над спросом на рынок никеля вновь может вернуться избыток.

Это окажет давление на цены, среднегодовой уровень которых может несколько снизиться, полагает аналитик. Значительного падения, впрочем, не ожидается, поскольку запасы металла на сертифицированных складах LME остаются на многолетнем минимуме, и это периодически приводит к резким всплескам цен при вероятном дефиците высококачественного металла. Текущая ситуация с запасами может сохраниться, а волатильность рынка останется высокой.

Дефицит дефицитом, а «омикрон» — «омикроном»

После всеобщего рыночного обвала в пятницу неделя для никеля началась относительно спокойно, отмечает руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. Фьючерсы на металл подорожали на 0,66%, до 20150 рублей, в моменте поднимаясь до 20350 рублей. Само собой, отыграть потери пятницы у металла не получилось — тогда он обвалился до 20000 с 20700. Определяющим фактором стало «похмелье» после распродаж пятницы из-за нового штамма «омикрон», послужившего для ряда европейских стран поводом закрыть границы с ЮАР и некоторыми африканскими государствами, где также был выявлен новый штамм.

Дальнейшая ситуация по металлу будет также зависеть от того, как рынки станут реагировать на новости по поводу «омикрона», считает эксперт. Вместе с тем, в фокусе будут переговоры в США по увеличения потолка госдолга — неудача в переговорах между республиканцами и демократами может привести к полноценному обвалу рынков.

Де-факто отчеты крупнейших добытчиков на данном этапе не будут иметь никакого влияния на то, в каком направлении будут двигаться цены на металл, уверен Коган. Да, дефицит металла на рынке однозначно будет позитивно поддерживать рынок, но на горизонте ближайшего месяца все внимание инвесторов будет сосредоточено на развитии ситуации со штаммом «омикрон», конфликтом между ОПЕК+ и Байденом, а также на обсуждении в США повышения потолка государственного долга.

Предполагаемое движение фьючерса на никель на эту неделю — от 19 тысяч до 20,5 тысяч рублей. Техническая картина говорит о том, что металл пока находится в восходящем тренде, но картина может измениться из-за плохих новостей по «омикрону» или госдолгу США.

Источник

Аналитики UBS ожидают роста цен на никель в ближайшие три года

Основная причина такого уверенного движения котировок, по мнению экспертов, – рост спроса на электромобили и их производства.

Никель используется в аккумуляторных батареях, в том числе для электромобилей. На аккумуляторы приходится 5% мирового потребления металла, или примерно 115 000 т, говорится в материалах «Норникеля». Эта компания производит 10% первичного и 23% рафинированного никеля в мире, она подконтрольна структурам «Интерроса» Владимира Потанина.

По данным Международного энергетического агентства, в 2018 г. продажи новых электромобилей в мире (включая гибриды) выросли почти на 70% – с 1,17 млн до 1,97 млн шт. К 2025 г. производство гибридных автомобилей и автомобилей на батареях превысит 25 млн шт., прогнозирует «Норникель». Продажи электромобилей растут быстро – в 6 раз за пять лет. Но их доля пока не превышает 5%, приводила статистику Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК). По ее прогнозам, к 2030 г. доля электромобилей составит уже 48%, или 52,3 млн шт. СУЭК рассчитывает, что с распространением электромобилей вырастет потребность в угле для электростанций: для производства дополнительной энергии к 2030 г. может потребоваться 292–452 млн т угля, а к 2035 г. – 544 млн т.

Спрос на никель со стороны автомобильной промышленности вырастет – на 35,8% к 2025 г. (в сравнении с 2017 г.) и составит 353 000 т, указывает «Норникель». Для производства одного бензинового или дизельного автомобиля требуется 2–4 кг никеля. Для производства гибрида – в 2,5–3,75 раза больше: от 5 до 15 кг. Для производства одного электромобиля – от 30 до 110 кг никеля, или в 15–27,5 раза больше, чем для обычного автомобиля.

Несмотря на стремительное развитие сегмента электромобилей, основной отраслью потребления никеля пока остается производство нержавеющей стали, констатируют эксперты UBS. Производство нержавеющей стали обеспечивает 2/3 спроса на никель, и эта отрасль так же поддерживает высокий спрос на металл. В I квартале 2019 г. мировое производство нержавеющей стали выросло на 5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигло 12,5 млн т. Это увеличивает спрос на никель, но именно рынок электротранспорта будет поддерживать «бычьи» настроения на рынке никеля, заключают эксперты UBS.

Никель остается дефицитным металлом. В 2018 г. дефицит на рынке составил 130 000 т, это на 8% больше, чем годом ранее. По прогнозам «Норникеля», в нынешнем году дефицит металла может сократиться до 50 000 т.

Одним из главных направлений в стратегии развития «Норникеля» до 2025 г. как раз и называется увеличение производства цветных металлов – оно должно вырасти к 2020 г. на 5–8% в сравнении с показателями 2017 г.

После 2025 г. компания планирует увеличить производство цветных металлов еще на 15% (а металлов платиновой группы – на 25%). Это позволит «Норникелю» удовлетворить растущий спрос на никель, медь и палладий, вызванный структурными изменениями в автомобильной промышленности, описывала ситуацию компания на дне инвестора.

«С января цена никеля выросла на 38%, и это наибольший рост в секторе промышленных металлов, – объясняет рост капитализации Красноженов. – Производство электромобилей, где никель – ключевой элемент аккумуляторных батарей, продолжает расти. Кроме того, цены на никель поддерживает снижение запасов на Лондонской бирже металлов».

Источник

Никель — есть ли перспективы у металла?

Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть фото Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть картинку Чем вызван растущий спрос на никель. Картинка про Чем вызван растущий спрос на никель. Фото Чем вызван растущий спрос на никель

Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть фото Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть картинку Чем вызван растущий спрос на никель. Картинка про Чем вызван растущий спрос на никель. Фото Чем вызван растущий спрос на никель

Никель — один из основных металлов, который используется при производстве электрических автомобилей, а именно батарей. Доля никеля в выручке ГМК «Норильский Никель» составляет

20-25%. В среднесрочной перспективе ожидаем нейтральную динамику из-за наращивания производства в Индонезии, но в долгосрочной динамике ждем умеренного роста металла на фоне спроса со стороны электрокаров.

В этой статье поговорим о:

На рынке будет наблюдаться профицит никеля в среднесрочной перспективе и дефицит на долгосрочном горизонте


Спрос

По итогам 2021 года Норникель ожидает роста спроса на 17% г/г до 2’850 тыс. тонн и по итогам 2022 года на 12% г/г до 3’180 тыс. т.

Больше 70% спроса на никель приходится на нержавеющую сталь, 10% на батареи и оставшаяся часть на другие отрасли.

Нержавеющая сталь (70% спроса никеля)

Нержавеющая сталь в большей мере используется в машиностроении (23%) и нефтехимии (22%). 13% приходится на трубы и профили, 12% — на металлическую продукцию и 10% — на транспорт. Оставшуюся часть занимают другие отрасли.

Наибольший рост спроса на нержавеющую сталь в абсолютном приросте показала отрасль машиностроения (+1’054 тыс. тонн), нефтехимии (+1’017 тыс. тонн) и бытовой техники (+962 тыс. тонн).

Программа стимулирования, запущенная правительством Китая в 2020 году, привела к строительному буму, что привело к трехкратному увеличению использования нержавеющей стали в строительстве. Однако не ожидается, что такая тенденция сохранится, поскольку правительство недавно начало принимать меры по снижению бремени кредитов в бизнесе с недвижимостью. Правительство также ввело ограничение на продажу земли, чтобы охладить рынок. В результате Evergrande Group, а также другие крупные девелоперы столкнулись с серьезными финансовыми трудностями.

Дальнейшее снижение объемов строительства новых объектов ожидается до конца 2021 года и, возможно, в следующем году. Учитывая текущую ситуацию, мы не ожидаем, что строительство останется ключевым фактором роста спроса на нержавеющую сталь с 2022 года.

Норникель отмечает высокий спрос на никель в Европе со стороны производства нержавеющей стали и ожидает его роста до 157 тыс. т по итогам 2021 г. (+14,6% г/г). Однако компания сохраняет осторожность в 2022 г. и ожидает спроса на никель в размере 156 тыс. т. Это обусловлено более высокими ценами на электричество и энергоносители, что, в свою очередь, может снизить производство нержавеющей стали в Европе.

Так же, как и в Европе, производство нержавеющей стали в США росло с 4 кв. 2020 г. Такой рост был обусловлен высоким спросом со стороны конечного потребления (бытовая техника, строительство, машиностроение и др.).

С другой стороны, Норникель опасается, что клиенты, обеспокоенные длительными сроками выполнения заказа, делают двойной заказ. Это может привести к завышению запасов при замедлении заказов, что в итоге приведет к коррекции цены. В связи с этими опасениями Норникель ожидает спроса на никель со стороны производства нержавеющей стали в размере 42 тыс. тонн по итогам 2021 и 2022 г.

Батареи (10% спроса никеля)

Норникель повысил прогноз продаж электрических автомобилей в 2021 г. на 200 тыс. ед. до 4’200 тыс. ед. и гибридных авто до 1’800 тыс. ед. По итогам 2022 г. Норникель ожидает продаж электроавтомобилей в размере 5’900 тыс., а гибридных — в размере 2’300 тыс. тонн. Такие продажи будут соответствовать спросу на никель в размере 389 тыс. т (+73% г/г) по итогам 2021 г. и 504 тыс. тонн по итогу 2022 г. (+30% г/г).

Ожидается стремительный рост продаж электрических автомобилей (более 30 млн ед. к 2030 г.). Это, в свою очередь, поддержит спрос на никель. Норникель ждет, что доля спроса на никель со стороны батарей увеличится с 10 до 30% к 2030 г.

Предложение

Многие производители по всему миру по-прежнему страдают от сбоев из-за новых волн COVID. Избыточное предложение никеля, возникшее в 4 кв. 2019 г. и сохранявшееся в 2020 г., сменилось дефицитом в 2021 г. Норникель полагает, что дефицит сохранится до 2021 г, а затем превратится в умеренный избыток в 2022 г. Однако основной дефицит будет сконцентрирован на рынке никеля класса 2 (менее качественный никель), а никель класса 1 будет находиться в балансе.

Норникель понизил прогноз по производству никеля по итогам 2021 г. с 2’800 до 2’700 тыс. т (+7% г/г) и с 3’270 до 3’200 тыс. тонн (+20% г/г) по итогам 2022 г. Основной вклад роста предложения будет обеспечен новыми мощностями из Индонезии. По прогнозам Норникеля, производство никеля в Индонезии вырастет до 1’200 тыс. тонн (+32% г/г).

Рыночный баланс

Запасы никеля снизились до локальных минимумов

Дефицит на рынке никеля в 2021 г. вызвал снижение запасов с 240 тыс. т до 140 тыс. тонн в октябре. Снижение запасов, в свою очередь, является поддержкой для цен на никель.

Нейтральная динамика в среднесрочной перспективе и умеренный рост на долгосрочном горизонте

Производство никеля в Индонезии оставляет в 9 раз больше углеродного следа, чем производство Норникеля. Введение углеродного налога в 2023–2025 гг. будет выступать долгосрочным фактором роста цен на никель. Так как углеродный налог должен значительно повысить кривую издержек у индонезийских производителей, которые занимают более 35% доли мирового выпуска никеля.

В долгосрочной перспективе вплоть до 2030 г. ожидаем роста цен на этот металл ввиду увеличения спроса на никель со стороны батарей и введением углеродного налога. Норникель ожидает дефицита на рынке никеля в долгосрочной перспективе. Среднегодовой темп прироста спроса к 2030 г., по ожиданиям Норникеля, составит 7% против прироста предложения в 6%.

Статья написана в соавторстве с аналитиком Марком Пальшиным

Источник

Динамика цен на никель

В 2021 году замедление мировой торговли привело к временному дефициту на рынке никеля

Спрос на нержавеющую сталь — движущая сила роста цен на никель

Спрос на никель со стороны производителей аккумуляторов для электромобилей приведет к дефициту на рынке?

Прогноз курса никеля: движение цен на никель к 2025 году

Как торговать никелем в 2021 году

Ралли цен было остановлено, когда китайская компания Tsingshan Group, — крупнейший в мире производитель нержавеющей стали и никельсодержащего чугуна (NPI), — заявила, что планирует перенести производство никеля для тяговых батарей на свои мощности в Индонезии. Это сообщение разрушило версию о дефиците предложения никеля для аккумуляторных батарей, которая была причиной роста цен в 1-м квартале.

Динамика цен на никель

В 2005 году Китай перешел никельсодержащий чугун для обеспечения роста темпов производства нержавеющей стали. NPI заменил традиционное сырье — никель и лом нержавеющей стали. Производство NPI в Китае взлетело в годовом исчислении до 160 000 тонн в 2010 году, что вызвало сокращение спроса на никель и способствовало обвальному падению цен.

В 2020 году производство NPI снизилось до 605 000 тонн, но в 2021 году ожидается рост производства, поскольку Китай и Индонезия наращивают производственные мощности. Два крупнейших завода в Индонезии: это промышленные парки Morowali (213 тыс. тонн) и Weda Bay (90 тыс. тонн).

Расширение мировых производственных мощностей, вероятно, не позволит ценам на никель вернуться к историческому максимуму.

В 2021 году замедление мировой торговли привело к временному дефициту на рынке никеля

В этом году производитель высокосортного никеля «Норникель» (Россия) ожидает снижения объемов производства ввиду приостановки рудников «Октябрьский» и «Таймырский» в первой половине 2021 года. Согласно пресс-релизу ПАО «ГМК «Норильский никель» от 20 июля 2021 года, «по итогам первого полугодия 2021 года производство никеля составило 79 тыс. тонн, что на 26% ниже аналогичного периода прошлого года».

Работа двух подземных рудников «Октябрьский» и «Таймырский» Норильского дивизиона была временно приостановлена после подтопления. Рудник «Октябрьский» вышел на полную мощность уже к середине мая. После возобновления добычи в начале июня рудник «Таймырский» на момент пресс-релиза достиг около 80% мощности, а его полное восстановление ожидается до конца ноября.

Поставщик сырьевых товаров и редкоземельных материалов Glencore также испытал производственные проблемы на предприятиях в Австралии и Новой Каледонии в 1-й половине 2021 года, что привело к снижению производства на 47 700 тонн, что на 14% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

В августе канадская горнорудная компания Vale Limited возобновила производство после двухмесячной забастовки, продолжавшейся с 1 июня. 4 августа 2021 года руководство Vale Limited и представители профсоюзов согласовали новый Коллективный договор между администрацией и работниками на 2021-2026 гг.

Спрос на нержавеющую сталь — движущая сила роста цен на никель

В 2020 году на долю производства нержавеющей стали приходилось более 65% прироста спроса на никель, при этом на

аккумуляторы для электромобилей всего 6%, — данные Международной исследовательской группы по никелю (МИГН).

Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть фото Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть картинку Чем вызван растущий спрос на никель. Картинка про Чем вызван растущий спрос на никель. Фото Чем вызван растущий спрос на никель

В 2020 году в результате коронакризиса снизился спрос на продукцию из нержавеющей стали (крупную бытовую технику, автомобили и т.д.). Потребление первичного никеля в 2020 году снизилось до 2,39 млн тонн, что на 0,8% меньше, чем в 2019 году.

В отчете МИГН от 28 апреля говорится: «Пандемия COVID-19 негативно сказалась на мировой экономике, спровоцировав высокую неопределенность 2020 года. В 2021 году ожидается постепенный возврат к докризисным экономическим показателям.»

С учетом восстановления мирового спроса МИГН прогнозирует, что в 2021 году потребление никеля увеличится до 2,673 млн тонн, что на 12% больше, чем в прошлом году.

Рост производства нержавеющей стали в Китае также подкрепляет позитивный прогноз МИГН по спросу на никель в 2021 году.

Китай — крупнейший производитель нержавеющей стали в мире. В первой половине 2021 года объем производства нержавеющей стали в Китае вырос до 16,24 млн тонн, что на 20,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — данные Stainless Steel Council of China. Потребление нержавеющей стали в Китае также резко выросло на 24,2% в годовом исчислении до 2,7 млн тонн в первой половине 2021 года.

Восстановление спроса на сталь способствовало росту цен на никель в августе, однако предложение никеля по-прежнему опережало его спрос.

В 2021 году МИГН оценивает избыток предложения никеля в 45 тыс. т., против 108 тыс. т. в 2020 году.

Спрос на никель со стороны производителей аккумуляторов для электромобилей приведет к дефициту на рынке?

В ближайшее десятилетие число электромобилей будет расти по мере увеличения числа стран, проводящих политику сокращения выбросов ПГ — ожидается, что потребление никеля производителями аккумуляторов будет быстро расти.

Спрос на никель в сегменте электромобилей может вырасти до 600 тыс. тонн к 2025 году, что составит 24% от 2,5 млн тонн мирового рынка никеля, считает Уилл Адамс, глава отдела исследования рынка цветных металлов при агентстве Fastmarkets.

Некоторые эксперты полагают, что к 2030 году на рынке никеля может возникнуть дефицит, поскольку предложение будет отставать от спроса. Растущий спрос на батареи для электромобилей поддержал «бычий» прогноз стоимости никеля на 2024-2025 гг. от Morgan Stanley и Fitch Solutions.

По данным Института никеля, уже сейчас наблюдается рост потребления никеля в производстве литий-ионных аккумуляторов, причем динамика будет увеличиваться. В двух наиболее распространенных типах, никель-кобальт-алюминиевых (NCA) и никель-марганец-кобальтовых (NMC), используется 80% и 33% никеля соответственно.

МИГН отмечает: «Мировое производство первичного никеля составило 2,37 млн тонн в 2019 году, 2,49 млн тонн в 2020 году и, по прогнозам, достигнет 2,72 млн тонн в 2021 году».

Прогноз курса никеля: движение цен на никель к 2025 году

Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть фото Чем вызван растущий спрос на никель. Смотреть картинку Чем вызван растущий спрос на никель. Картинка про Чем вызван растущий спрос на никель. Фото Чем вызван растущий спрос на никель

Не забывайте, что аналитики часто ошибаются в своих прогнозах. Перед принятием инвестиционных решений проводите собственное исследование с учетом всех тенденций рынка.

Как торговать никелем в 2021 году

Уже сложилось мнение о рынке никеля? Один из возможных вариантов торговли никелем — это контракты на разницу (CFD) на Capital.com. Контракты на разницу (CFD) позволяют зарабатывать на движениях цены сырьевого товара без необходимости покупки подлежащего актива.

Контракты на разницу (CFD) дают возможность зарабатывать на как росте, так и на падении цен. Если ожидается, что цена на никель будет расти, трейдеру доступно открытие длинной позиции. Если же предполагается, что цена упадет — открытие короткой позиции на сырьевой товар.

Контракты на разницу (CFD) — производные продукты с кредитным плечом, помогающие максимизировать прибыль при торговле сырьевыми товарами с высокой волатильностью. Помните, что кредитное плечо связано с серьезными рисками увеличения убытков в случае движения рынка против позиции трейдера.

Убедитесь, что вы понимаете, как работают CFD, прежде чем приступить к инвестированию. Перед принятием торговых решений очень важно проводить собственное исследование с учетом вашего принятия риска, опыта на рынке сырьевых товаров, состава инвестиционного портфеля и суммы денег, которую вы готовы потерять. Не инвестируйте больше того, что не можете позволить себе потерять.

Узнайте больше о торговле CFD в нашем подробном руководстве. Создайте аккаунт на Capital.com, чтобы быть в курсе новостей по рынку, актуальной аналитики, прогнозов цен на никель и определять лучшие торговые возможности.

ЧАСТЫЕ ВОПРОСЫ

Во многом цены на никель формирует соотношение предложения и спроса на мировом рынке. Высокосортный никель — критически важный металл в производстве аккумуляторов для электромобилей, повышение спроса в этом сегменте привело к определенному росту цен на никель. В 2020 году производство никеля сократилось из-за пандемии COVID-19. В 2021 году также имели место производственные проблемы, что привело к временному сокращению предложения, которое поддерживало цены на никель в течение прошлого года.

Рост спроса на электромобили и нержавеющую сталь, вероятно, окажет поддержку рынку никеля. Предложение играет не меньшую роль чем спрос, так как перебои в поставках в горно-металлургическом секторе тоже влияют на стоимость никеля.

Рост потребления никеля в производстве аккумуляторов для электромобилей оказывает поддержку ценам. Считать ли никель подходящей инвестицией, зависит от ваших личных инвестиционных целей и состава портфеля. Перед принятием решений о покупке или продаже важно проводить собственное исследование. Не инвестируйте больше того, что не можете позволить себе потерять.

Себестоимость добычи и производства никеля в сравнении с медью выше, поэтому цена на никель выше.

Источник

Чем вызвано мощнейшее ралли на рынке никеля?

Что произошло?

Благодаря данному скачку цен, никель прибавил 28% с начала 2017 года и стал металлом с лучшей динамикой среди 22 других видов сырья, входящих в индекс Bloomberg.

График никеля на LME

Причиной столь сильного ралли стало одновременное обновление прогнозов по перспективам рынка никеля двумя авторитетными игроками на рынке металлов Glencore и Trafigura Group. Прогноз по динамике спроса был резко пересмотрен в сторону повышения, что гипотетически грозит дефицитом рынку из-за недофинансирования мощностей в последние годы.

Чем вызван пересмотр прогнозов?

Главная причина позитивного взгляда аналитиков на никель — бурный рост рынка электромобилей. Производители разрабатывают новые более мощные аккумуляторы, способные увеличить дистанцию, которую электрокар проедет без подзарядки.

Добавление никеля в литий-ионные батареи позволяет держать заряд на более длинной дистанции и увеличивает емкость батареи. Длина маршрута, который электромобиль может пройти без подзарядки является одним из факторов, по которому электрокары уступают бензиновым аналогам.

Самых впечатляющих результатов на пути увеличения емкости аккумулятора на текущий момент добилась Тесла. Она впервые использовала никель при конструировании батареи для своей флагманской модели «Model X». Результат оказался успешным.

Теперь новую технологию берет на вооружение Дженерал Моторс для своей бюджетной модели Chevy Bolt. Аналитики считают, что в ближайшие годы конкуренция заставит большинство производителей батарей для электрокаров использовать никель.

Два других необходимых для производства батарей ингредиента: кобальт и литий, выросли в два раза с начала прошлого года, никель не отличался столь впечатляющей динамикой. Главная причина в значительной величине запасов, рисках навеса предложения в случае возвращения на рынок Индонезии и Филиппин, а также в сравнительной новизне технологии производства батарей для которых необходим никель.

Главный экономист Trafigura Group Саад Рахим считает, что спрос на никель к 2030 году составит 3 млн тонн, что соответствует росту показателя на 50%. Одновременно прогноз по спросу на металл повысил другой гигант отрасли — Glencore. По мнению аналитиков компании, спрос в 2030 году достигнет 3,2 млн тонн, что означает рост более чем в 1,5 раза.

Важный момент заключается в возможности пересмотра прогнозов наверх. Увеличение запаса хода и мощности электромобилей может потребовать более значительного добавления никеля в сплав. Немецкий концерн Porsche ожидает роста соотношения никеля к кобальту и марганцу в 8 раз в аккумуляторах по мере развития рынка электромобилей. Это сместит спрос в сторону данного металла.

Кто останется в выигрыше?

На текущий момент рынок никеля пребывает в состоянии незначительного дефицита. По оценкам Норильского никеля в 2017 году спрос превысит предложение на 45 тыс. тонн. Совокупный объем рынка данного металла около 2 млн тонн. Крупнейший производитель — компания Vale, вслед за ней идет ГМК Норникель.

Ключевым моментом является то, что воспользоваться ростом спроса со стороны быстрорастущего рынка электрокаров смогут далеко не все производители. Для улучшения свойств аккумуляторов подходит только так называемый «чистый никель».

Согласно оценкам Норникеля, которые были представлены в презентации компании по итогам первого полугодия, на качественный, или «чистый никель» приходится только 1180 тыс. тонн из совокупного предложения металла. Еще около 897 тыс. тонн — это «грязный никель», к которому относят ферроникель и различные другие сплавы. В отличие от «чистого никеля», данное сырье нельзя применять для изготовления батарей, поясняют аналитики UBS.

В данных условиях главными бенефициарами роста рынка электромобилей становятся только производители «чистого никеля». Из гигантов рынка к ним относятся: ГМК Норникель, Vale, Sumitomo Corp., среди более мелких производителей можно выделить Western Areas и Австралийскую Независимую Компанию (АНК).

В команду проигравших можно записать Cerro Matoso из Колумбии, Anglo American’s mines в Бразилии, подразделения Glencore в новой Каледонии. Также по данным Норникеля, представленным в годовом отчете за 2016 год, крупнейшими производителями грязного никеля являются компании из Китая и Индонезии.

Производители «чистого никеля» отреагировали на новые тренды в отрасли «еще вчера». Норникель в июне анонсировал подписание контракта с немецким производителем батарей для электрокаров BASF, по которому будет эксклюзивно поставлять сырье по рыночным ценам.

Компания BHP Billiton, на долю которой приходится около 3% мирового производства, объявила о модернизации своего западного дивизиона. Появление нового рынка для «чистого никеля» стало поворотным моментом для дочерней компании, которую BHP собирался полностью ликвидировать к 2019 году.

Теперь с 2019 года планируется начать поставки сырья для производства аккумуляторов. Глава подразделения Эдвард Хейгл ждет, что в ближайшие 6 лет спрос со стороны производителей батарей для электрокаров покроет до 90% всего выпуска компании, который достигнет 100 тыс. тонн.

Издание Financial Times сообщает о переговорах компании Vale с китайским производителем аккумуляторов GEM с целью развития своего убыточного подразделения в Новой Каледонии на партнерских началах. В результате почти закрытый завод может получить последний шанс в случае успеха переговоров.

Более мелкие производители не отстают от «старших товарищей». АНК и Western Areas основали завод по переработке металла в порошковый сульфат никеля, использующийся в аккумуляторах высокой мощности. Данное сырье имеет стабильную премию к котировкам LME, которая будет увеличиваться.

Какие существуют риски?

Главными риском для роста цен на никель продолжает оставаться огромный объем запасов данного металла. С 2012 года он увеличился в 4 раза, по информации издания Bloomberg. Рост предложения со стороны гигантов в надежде на революцию рынка может только усугубить ситуацию.

Добавляет негатива постоянный риск навеса предложения в случае возвращения на рынок Индонезии и Филиппин. Индонезия уже допустила крупнейшего производителя страны до экспорта никелевой руды. Филиппины задумываются о снятии запрета на открытую добычу, увеличивая беспокойство, что мировое предложение достигнет колоссальных размеров.

Согласно данным Reuters, Bloomberg и оценкам Норильского Никеля, большинство руды, добываемой в Индонезии — это «грязный никель», не пригодный для добавления в аккумуляторы. Тоже касается многих других производителей и части запасов.

Однако проблема в том, что электрокары на данный момент — нишевая индустрия. Время которое потребуется на то, чтобы значительная доля выпускаемых авто стала электрическими, остается неопределенным. А главным драйвером для роста спроса на металл, по расчетам Норникеля, остается выплавка нержавеющей стали.

На диаграмме, взятой из презентации Норникеля за первое полугодие 2017 года, продемонстрированы основные драйверы роста спроса на металл в текущем году. Около 74 тыс. тонн роста мирового спроса будет обеспечено потребностями Америки, Индонезии, Китая и другими странами Азии в никеле для выплавки «нержавейки». И только 17 тыс. тонн приходится на рост спроса на батареи.

«Грязный никель», который составляет практически половину всего мирового производства, отлично подходит для выплавки нержавеющей стали и дешевле чистого в производстве. Риски увеличения производства данного сырья со стороны Индонезии, как мы писали выше, достаточно велики. Эту опасность в своей презентации отражает и ГМК Норникель.

Сокращение производства никеля в Китае и Индонезии, наблюдавшееся с 2013 года, может подойти к концу. Возможный рост предложения со стороны этих стран в ближайшие годы может нивелировать весь дефицит, который начал образовываться на рынке и по прогнозам Норникеля должен вырасти до 75 тыс. тонн в 2018 году. Причем данные фундаментальные риски на горизонте 3-5 лет кажутся более осязаемыми, чем возможные выгоды от рынка батарей на том же временном горизонте.

Все это не грозит перспективам будущего спроса на «чистый металл» со стороны производителей аккумуляторов. Извлеченные запасы чистого никеля близки к истощению в отличие от запасов ферроникеля, которые и составляют основу навеса. В случае если число электрокаров будет расти темпом, заложенным в сегодняшние прогнозы, производители «чистого никеля», в конечном счете, останутся в серьезном выигрыше и Норникель в их числе.

Хроническое недофинансирование производства «чистого никеля» против более дешевого ферроникеля только подстегнет рост цен на данный металл в долгосрочном периоде. Это хорошо видно на примере сульфида никеля, который, как ожидается, будет покупаться производителями батарей с премией к цене металла.

Однако активизация производства может породить профицит металла на среднесрочном горизонте и спровоцировать новый обвал цен, пока производители аккумуляторов еще не начали «забирать» с рынка огромное количество металла, которое аналитики прогнозируют в 2030 году.

Такую угрозу отмечает и руководитель департамента по анализу рынков компании ГМК Норникель Антон Берлин. Он рассказал изданию Bloomberg, что возможно рынок поднялся слишком быстро. В этом году спрос на «чистый никель» со стороны производителей батарей составит около 65 тыс. тонн по его оценкам, в сравнении с совокупным спросом в 2 млн тонн. Потребуется несколько лет, чтобы производители электрокаров стали значимым потребителем на рынке данного металла.

Про растущий спрос со стороны электрокаров рынок знает давно. Это подтверждается активностью производителей, которые спешно заходят на новый рынок. Однако ралли случилось только в конце октября 2017 г.. Кардинально ничего не изменилось. Две крупные компании выпустили оптимистичные отчеты по рынку, в которых говорится о перспективах роста спроса. Когда предыдущие несколько лет говорилось только об огромных запасах и грядущих банкротствах.

Эмоциональную реакцию участников рынка можно понять, как и ожидание долгосрочного улучшения ситуации. Однако пройдет несколько дней, все вспомнят об Индонезии и запасах, и ралли не продлится долго.

Что ждать от Норникеля?

Акции Норникеля сегодня закрылись на максимальных значениях с декабря 2016 года. Котировки компании выросли на 40% менее чем за пять месяцев благодаря росту цен на металлы. Ралли декабря минувшего года стало результатом взрывного роста цен на никель после достижения металлом дна летом 2015 года.

Рублевая стоимость тонны никеля

В 4-ом квартале 2016 года на пике роста никель в рублях был на таких же значениях, как и сегодня. Отчасти благодаря более слабому курсу российской валюты. Стоимость акций также была идентична сегодняшней. Однако стоит отметить, что медь и палладий в тот момент были гораздо ниже текущих значений. В этом смысле у Норникеля есть преимущество.

График Норникеля, дневной таймфрейм

Никель больше не главный металл в производственной корзине компании, по итогам первого полугодия он уступил меди и палладию. Случилось это не только из-за роста цен на эти металлы, но и по причине сокращения производства никеля.

В ближайший год никель может вернуть позиции, благодаря росту производства на модернизированной Талнахской фабрике. Тенденция начала проявляться уже в производственном отчете за 3-ий квартал.

Долгосрочные перспективы у акций компании позитивные. Одна из причин, конечно, новый рынок «чистого никеля». Однако конкретно сегодня акции выглядят несколько перегретыми. А угроза резкого окончания спекулятивного ралли в никеле может отправить котировки в коррекцию.

Поэтому текущие уровни выглядят неплохо для того чтобы зафиксировать прибыль для краткосрочных и некоторых среднесрочных инвесторов, как указано в нашей торговой рекомендации. Потенциал краткосрочного роста ограничен, риски снижения на территории выше 11000 начинают преобладать. А до рублевой цены никеля, когда акции компании установили исторический максимум, как видно из графика, еще далеко.

В обзоре использованы материалы Reuters, Bloomberg, информация с сайта Норильского Никеля

Гайворонский Сергей

БКС Экспресс

Последние новости

Рекомендованные новости

Распродажи возобновились. Сбербанк в лидерах снижения

Как заработать на ИИС до 100%

Рынок США. Три дозы вакцины спасут от омикрона

МТС vs Ростелеком. Какая акция интереснее

Нефть снова растет. Кого из нефтяников добавить в портфель

О чем предупреждал глава JPMorgan еще год назад?

10 акций роста. Экспертиза Индекса Next Generation 50

Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru

* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.

Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.

Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *