Чем вызвана гиперсаливация при дизартрии
Методы коррекции дизартрии, сопровождающейся саливацией у детей с поражением ЦНС
Пенькова Екатерина Петровна
логопед ГАУ НПЦ МСР им. Л.И.Швецовой
На данный момент на ряду с основными проблемами детей с ограниченными возможностями можно выделить и проблему дизартрии, сопровождающейся саливацией.
К устранению дизартрии нужно подходить комплексно, сочетая разные виды воздействия: логопедию, физиотерапию, лечебную физкультуру, тренировки артикуляционного аппарата, массаж, медикаментозные средства, влияющие на ЦНС.
Сегодня мы рассмотрим традиционные и нетрадиционные приемы одного из характерных симптомов дизартрии — гиперсаливации, то есть обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.
1. Логопедический массаж.
Логопедический массаж начинается с общего массажа лица, далее переходят к массажу губ и затем уже проводят манипуляции в полости рта ребенка. При этом надо иметь в виду, что далеко не все дети положительно реагируют на манипуляции во рту, так как зона рта очень чувствительна. Ребенок должен получать в процессе логопедического массажа только приятные ощущения. В противном случае нарастает тонус и гиперсензитивность оральной области. Неумелые активные действия могут привести к оживлению рефлекторной сферы, в частности, кусательного или рвотного рефлексов.
Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.
Можно применять следующие виды массажа:
— тонизирующий или расслабляющий (дифференцированный) массаж, который базируется на приемах классического массажа;
— массаж биологически активных точек (БАТ)
— массаж с использованием специальных приспособлений или
«зондовый» массаж по Е. В. Новиковой.
2. Развитие дыхания
Развитие дыхания — один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей — логопатов независимо от вида их речевого дефекта.
Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин, всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.
Дети имеющие обильную саливацию, не имеют ощущения силы вдоха-выдоха.
3. Искусственная локальная гипертермия
Данная методика проста в выполнении:
— ледяную крошку в хлопчатобумажной упаковке (по размеру лица ребенка) накладывают поочередно на мышцы речедвигательного аппарата, круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, на область подбородка. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации от 2 до 7 мин. Одномоментное наложение на каждую зону — 30 сек. Курс воздействия — ежедневных сеансов. Сразу после процедуры проводится логопедическое занятие.
4. Миостимуляция представляет собой целенаправленное воздействие электрическими импульсами на определенные группы мышц и нервов.
Итогом процедур становится:
— усиление кровообращения и обменных процессов в соответствующей части тела;
-стимуляция мышц, в результате которого происходит их постепенное укрепление;
-нормализация процессов возбуждения и торможения периферических отделов нервной системы.
Не рекомендуется проводить процедуру в следующих случаях:
-онкологические заболевания,
-злокачественные новообразования,
-эпилепсия,
-острые гнойные воспалительные процессы,
-сердечные заболевания
5. Тейпирование артикуляционной мускулатуры — это новое направление в коррекции таких нарушений как:
— слюнотечение (при различных вариантах гиперсаливации),
— приоткрытый рот (часто сочетается с ослаблением жевания),
— нарушение дикции (затруднено произношение губных звуков).
Тейпы- это хлопковые эластичные ленты, способные пропускать влагу и воздух, приближенные к коже человека по способности к растяжению. На тейпы нанесено акриловое термоактивное покрытие, позволяющее добиваться эффекта прогревания тканей, на которые тейп наклеен.
Механизм воздействия тейпирования на речевую мускулатуру:
-эффект «лифтинга». Тейп приподнимает кожу, фасции паретичнымх мышц и этим улучшает микроциркуляцию и лимфооток в них — необходимое условие для нормального функционирования мышечных волокон.
-эффект «дискомфортного натяжения». Тейп формирует непривычное расположение органов артикуляции (губ, нижней челюсти и т.д.). Это приводит к желанию подвигать ими, «вернуть» их на место и создает новый физиологичный стереотип движения.
Тейпы наклеиваются на шею специальным образом, в том числе в проекции подъязычной кости, к которой крепятся мышцы, участвующие в акте глотания. Это вызывает рефлекс автоматического сглатывания и все то время, пока тейп наклеен, ребенок будет периодически сглатывать слюни — то есть тренировать мышцы участвующие в глотании.
Тейпирование нужно проводить, если ребенок не умеет произносить губные звуки (Б, П, В, Ф, М ) за счет нарушения иннервации круговой мышцы рта.
6. Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок — худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.
Важно сформировать у ребенка дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.
Практический опыт показывает, что грамотное сочетание специальных методик для детей имеющих саливацию, позволяет нормализовать мышцы артикуляционного аппарата, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произношения звуков речи, и что самое главное сократить сроки постановки звуков.
Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией
В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. Детей с дизартрией сейчас очень много, особенно часто в практике встречаются дети со стёртой формой дизартрии. И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация?
Гиперсаливация это обильное слюнотечение.
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей
Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.
Учимся проглатывать слюну.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Полоскания при гиперсаливации
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж при гиперсаливации
Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
массаж при гиперсаливации
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Преодоление у детей с дизартрией
Расположение активных точек в области губ
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.
Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией.
В этой статье я хочу рассказать о преодолении такого симптома дизартрии, как гиперсаливация. Детей с дизартрией сейчас очень много, особенно часто в практике встречаются дети со стёртой формой дизартрии. И у них тоже часто встречается повышенное слюнотечение, особенно это заметно при речевой нагрузке.
Что такое гиперсаливация?
Гиперсаливация это обильное слюнотечение.
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Коррекционная работа по преодолению гиперсаливации у детей
Применяются как традиционные, так и нетрадиционные приёмы для преодоления такого неприятного симптома дизартрии.
Учимся проглатывать слюну.
1. Ребёнка учат подсасывать слюну с сомкнутыми губами, а потом учат глотать её. Сначала это делается с запрокинутой головой, а потом в нормальном положении.
2. Ребёнку постоянно делается напоминание о необходимости проглатывания слюны перед речью или перед артикуляционным упражнением.
3. В некоторых случаях используется промакивание рта салфеткой.
4. У дизартриков очень часто рот приоткрыт. Поэтому ребёнка учат держать рот закрытым, если он не разговаривает и не принимает пищу.
5. На индивидуальном занятии при работе с дизартриком логопед специально делает паузы, чтобы ребёнок мог проглотить слюну.
6. Важно научить ребёнка с гиперсаливацией дифференцировать ощущения сухого и мокрого подбородка.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации.
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке для активизации мышц мягкого нёба.
Очень полезно при гиперсаливации жевание и глотание твёрдой пищи (твёрдых овощей и фруктов, сушек, сухариков).
Полоскания при гиперсаливации
Некоторые авторы предлагают использовать полоскания полости рта травами (настоем шиповника, коры дуба, тысячелистника. Это возможно, если у ребёнка нет аллергии.
Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Логопедический массаж при гиперсаливации
Для преодоления гиперсаливации активно применяется логопедический массаж
Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд.
Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рисунок). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда. Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.
массаж при гиперсаливации
Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично)
Массаж мягкого нёба.
Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увули для получения выраженного глоточного рефлекса.
Криотерапия в преодолении гиперсаливации.
Нетрадиционным методом преодоления гиперсаливации является криотерапия.
Этот метод основывается на том, что гиперсаливация часто связана со сниженой чувствительностью, т.е. ребёнок не чувствует, что у него накопилась слюна и ему надо сглотнуть. Криотерапия используется для повышения чувствительности. Этот метод даёт результат не во всех случаях и требует нескольких месяцев работы, но безопасен и не травматичен.
Преодоление у детей с дизартрией
Расположение активных точек в области губ
Данное упражнение заключается в поочередном прикладывании кусочка льда к расположенным по контуру губ шести точкам (показано на рисунке). Длительность удерживания кусочка льда на точках может колебаться от пяти секунд до 1 мин.Динамика преодоления гиперсаливации при дизартрии во многом зависит от степени выраженности речевого нарушения и самого симптома. У детей с ДЦП гиперсаливацию преодолевать сложнее, чем у детей со стёртой формой дизартрии. В некоторых случаях избыточное слюнотечение можно просто уменьшить, но не убрать его совсем, но бороться с эти неприятным явлением стоит.
Особое внимание хочу обратить на случаи, когда гиперсаливация является физиологическим явлением. Это период прорезывания молочных зубов у детей. У ребёнка до 2 лет слюни могут течь ручьём. И чем младше ребёнок, тем сильнее они текут, но после 2 лет саливация обычно приходит в норму и не должна беспокоить ребёнка и родителей. Если у ребёнка старше двух лет постоянно текут слюни, на это стоит обратить внимание. Если при этом имеется и задержка речевого развития, стоит обязательно показаться неврологу и логопеду.
В этой статье я затронула тему борьбы с таким неприятным симптомом дизартрии, как гиперсаливация. Если у вас есть вопросы по этой теме, пишите. Если вы сочли данную информацию полезной, поделитесь с друзьями.
Консультация для родителей «Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для родителей «Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией»
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации:
1.Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа), с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Кроме это, выполняйте следующие рекомендации:
1. Жуём твёрдую пищу.
2. Лизать языком с блюдца варенье, сгущенку, джем.
3. Чистить зубы и десны.
5. Лизать конфеты на палочке, эскимо.
6. Жевать боковыми зубами.
8. Сосать конфеты сосачки.
10. Массаж большим или указательным пальцем небо.
11. Имитация жевания.
12. Покашливать на одном выдохе.
14. Произносить звуки [А], [Э] в быстром темпе.
15. Высовывать язык и тянуть к подбородку, затем быстро прятать его.
16. Ладонь под челюсть ребенка он пытается опустить голову подбородок надо удерживать.
17. Ладонь под челюсть ребенка он пытается открыть рот его надо удерживать.
18. Ладонь на лоб ребенка он в это время пытается опустить ее но надо сопротивляться.
19. Ладонь на затылок ребенка он в это время давит назад головой на ладонь.
21. Поэтапное полоскание.
Полоскание горла поэтапно : минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Консультация «Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией»
Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется, просто вовремя не проглатывается. При дизартрии всё происходит именно так.
Упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, способствующие уменьшению гиперсаливации:
1. Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).
2.«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.
3.«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.
4.«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.
5.«Шарики». Надувать попеременно щёки 4-5 раз.
6.«Упражнение для йогов» — рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.
Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.
1. Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа, с усилием сделать глотательные движения.
2. На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.
Рекомендации по преодолению гиперсаливации:
1. Жуём твёрдую пищу.
Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки.
2. Лизать языком с блюдца варенье, сгущенку, джем.
3. Чистить зубы и десны.
4. Полоскать рот (полоскать горло теплой водой).
5. Лизать конфеты на палочке, эскимо.
6. Жевать боковыми зубами.
7. Сосать сухарики из хлеба, батона (соленые).
8. Сосать конфеты сосачки.
9. Пить воду, сок мелкими глотками.
10. Массаж большим или указательным пальцем небо.
11. Имитация жевания.
12. Покашливать на одном выдохе.
14. Произносить звуки [А], [Э] в быстром темпе.
15. Высовывать язык и тянуть к подбородку, затем быстро прятать его.
16. Ладонь под челюсть ребенка он пытается опустить голову подбородок надо удерживать.
17. Ладонь под челюсть ребенка он пытается открыть рот его надо удерживать.
18. Ладонь на лоб ребенка он в это время пытается опустить ее но надо сопротивляться.
19. Ладонь на затылок ребенка он в это время давит назад головой на ладонь.
На кончик языка капаем сироп (мед). Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сжимает, губы смыкает. Вы просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Следует терпеливо объяснить цель упражнения. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, в последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.
21. Поэтапное полоскание.
Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.
Зеваем, жуём, глотаем.
Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.
Консультация «Преодоление водобоязни у детей» Около года назад в Борисоглебском детском саду №1 появился бассейн. В большинстве случаев дети быстро адаптируются к воде, у них сразу возникает.
Консультация «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией» Уважаемые родители, помните! Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому.
Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.
Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Министерство образования РС (Я) МР «Хангаласский улус» МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка» Доклад на тему «Преодоление застенчивости у.
Формирование интонационной выразительности у детей с дизартрией У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,.
Консультация для родителей «Преодоление у детей водобоязни» По мнению Р. А. Дмитриева заслуженного тренера Белоруссии, тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются.
Консультация «Коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией средствами ИКТ» Современная образовательная концепция предполагает использование личностно-ориентированного подхода к детям на основе развития их способностей.
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.
Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.
Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно.