Чем вызвана необходимость организации мониторинга деятельности образовательной организации ответ

Статья 97. Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 97 настоящего Федерального закона

1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

2. Информация о системе образования включает в себя данные официального статистического учета, касающиеся системы образования, данные мониторинга системы образования и иные данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.

Информация об изменениях:

3. Мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, в том числе в рамках оценки качества образования, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Организация мониторинга системы образования осуществляется федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования.

Информация об изменениях:

5. Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

6. Анализ состояния и перспектив развития образования подлежит ежегодному опубликованию в виде итоговых (годовых) отчетов и размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.

Источник

Необходимость проведения мониторингов в условиях ОУ.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Необходимость проведения мониторингов

Если педагогика хочет воспитывать человека во

всех отношениях, то она должна прежде узнать

его тоже во всех отношениях.

Цели и функция мониторинга. Под мониторингом следует понимать систему постоянного сбора данных о наиболее значимых характеристиках качества образования, их обработку, анализ и интерпретацию с целью обеспечения общества и системы образования достоверной, достаточно полной и дифференцированной по уровням использования информацией о соответствии процессов и результатов образования нормативным требованиям, происходящих переменах и прогнозируемых тенденциях.

Иначе говоря, мониторинг — это стандартизированное наблюдение за образовательным процессом и его результатами, позволяющее создавать историю состояния объекта во времени, количественно оценивать изменение субъектов обучения и образовательной системы, определять и прогнозировать направления их развития. Основная цель создания системы мониторинга — повышение качества образования

К составляющим мониторинга относятся: объекты и субъекты образовательного процесса, комплекс показателей качества образования, инструментарий, базы данных для накопления информации, методики анализа, переработки и интерпретации информации, программно-инструментальные средства обработки данных.

Ведущими функциями мониторинга в образовании являются: информационная, диагностическая, сравнительная и прогностическая.

Основная сфера практического применения мониторинга — информационное обеспечение управления качеством образования, осуществляемого различными методами, в том числе и прямым административным вмешательством.

Информация, накапливаемая в системе мониторинга, может использоваться для идентификации проблем в обучении, связанных с недостатками в методах преподавания, искажениями в пропорциях учебных планов, просчетами авторов школьных учебников и др. Она помогает оценивать последствия инноваций в образовании, осуществляемых в государстве, регионе, районе или внутри отдельной школы. Данные мониторинга мотивируют руководство школ и преподавателей к улучшению своей деятельности и способствуют повышению ответственности за результаты учебного процесса.

Достоинства и недостатки мониторинга.

Совокупность показателей мониторинга всегда согласована с наиболее общими тенденциями в образовании, выработанными правительством страны и другими органами управления образованием. Сбор обширного количества данных и накопление описательной статистики не только важны для образования, но и имеют политический смысл.

Статистика, описывающая состояние системы образования, может использоваться для демонстрации потребности в образовательных реформах, служить доказательством плохой работы предыдущего управленческого состава в образовании или показывать преимущества проводимых в государстве реформ.

Мониторинг позволяет решать многие повседневные задачи диагностического характера. Данные, накапливаемые в школьном мониторинге, помогают выявить систематические трудности в усвоении отдельных разделов дисциплин, оценить эффективность инновационных методов работы учителей, диагностировать причины неудач отдельных учащихся, обоснованно связав их с предметными, социально-экономическими или другими факторами. В целом школьная система мониторинга обеспечивает обратную связь, позволяющую судить о сильных и слабых аспектах системы обучения.

Условия эффективного проведения мониторинга. Специалисты по мониторингу выделяют ряд условий его эффективности, среди которых:

— сочетание количественных и качественных методов измерения в мониторинге;

— репрезентативная совокупность показателей мониторинга, учет различных, в том числе и косвенно влияющих на результаты обучения, факторов;

— корректная интерпретация данных мониторинга с учетом различных влияний и связей между показателями;

— репрезентативность выборочных совокупностей учащихся, принимающих участие в мониторинге;

— привлечение к проведению, мониторинга квалифицированных специалистов и преподавателей школ;

— использование качественного инструментария и современного программного обеспечения для обработки и анализа данных мониторинга;

— методическая и финансовая помощь со стороны органов управления образованием разного уровня.

Школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.

Практика работы показывает, что количественные показатели не отражают существа развития самой системы образования, которая должна характеризоваться, прежде всего, гибкими, гармоничными множествами качественных показателей.

Наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля в школе разрабатывается школьная модель мониторинга, который направлен на аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Контроль в процессе обучения как относительно самостоятельный этап выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.

Управление педагогической системой и качеством образования требует определенной системы информации. Создать ее можно на основе мониторинга.

Понятие «мониторинг» происходит от лат. monitor – напоминающий, надзирающий. Первоначально данный термин активно использовался в экологии и обозначал наблюдение, оценку и прогнозирование состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. В последнее время данный термин приобрел более широкий смысл. Этим термином обозначается постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Сегодня мониторинг активно эксплуатируется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.

А.С. Белкин определяет мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое отслеживание образовательного процесса.

Э.Ф. Зеер рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей.

Мониторинг используется в тех случаях, когда в построении какого-либо процесса необходимо постоянно отслеживать происходящие в реальной предметной среде явления с тем, чтобы включать результаты текущих наблюдений в процесс управления.

Понятие «мониторинг» близко к таким общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация», однако, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются отдельными элементами мониторинга или его частными случаями.

В связи с этим мониторинг имеет ряд отличительных особенностей. Во-первых, он представляет собой целостную систему, реализующую множество функций. Во-вторых, в отличие от других близких или похожих педагогических и психологических понятий мониторинг обладает следующими особенностями:

1) непрерывностью (сбор данных происходит постоянно);

2) диагностичностью (подразумевается наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

3) информационной оперативностью или информативностью (критерии для отслеживания включают наиболее проблемные показатели, на основании которых можно делать вывод об искажениях в отслеживаемых процессах);

4) обратной связью, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс);

5) научностью (способствует применению обоснованных моделей и отслеживанию параметров).

В качестве объектов мониторинга могут выступать:

академическая успеваемость обучаемых;

учебная и учебно-профессиональная деятельность обучаемых;

развитие личности обучаемого;

становление учебной группы;

профессиональная деятельность преподавателя;

профессионально развитие преподавателя;

становление педагогического коллектива.

В зависимости от выбранного объекта мониторинга определяются специфические цели и задачи, связанные с реализацией мониторинга на практике, т.е. в каждом случае осуществляется определенный вид мониторинга

Мониторинг в образовании представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательных системах или отдельных их элементах, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей, других сфер (культуры, науки, производства, общественной жизни).

Мониторинг строится на четких основаниях для измерения и сравнения. Основанием для измерения является соответствие какому-либо эталону: стандарту, норме, требованию. Данные мониторинга должны обеспечить возможность сравнения двух или нескольких сходных по характеристикам систем (школ, находящихся в сходных условиях) и возможность сравнения данных одного объекта во времени (сравнения образовательных результатов, полученных в одной и той же школе, в течение ряда лет).

Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии системы в любой момент времени.

Мониторинг организуется на всех уровнях образовательной деятельности и управления ею соответствующими специалистами и управленческими структурами.

Мониторинг позволяет проследить процесс, прогнозировать тенденции его развития и с учетом этого корректировать процесс.

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии сферы образования и основных показателей ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :

организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной информации об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;

систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;

разработка и использование единых нормативных материалов, методик диагностики;

создание механизма мониторинговых исследований на всех уровнях и по разным направлениям;

своевременное выявление изменений в образовании и вызвавших их факторов;

обеспечение органов управления, организаций, заинтересованных граждан общественно-значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.

К основным направлениям мониторинга относятся:

соблюдение законодательства в сфере образования;

обеспечение обязательности образования;

оснащенность образовательного процесса;

уровень учебных достижений;

состояние здоровья обучаемых и воспитанников;

профессиональное мастерство педагогов;

организация управленческой деятельности;

организация отдыха и оздоровления;

эффективность воспитательных систем;

психологический климат в образовательной системе;

реализация программ развития и т.д.

Мониторинг использует различные виды измерений: педагогические, дидактические, социологические, психологические, медицинские, санитарно-гигиенические, экономические, статистические и др.

Мониторинг может осуществляться как по отдельным направлениям, так и в комплексе в зависимости от его целей и организационных возможностей.

Качество образования – это соответствие уровня полученных знаний требованиям общества (социализация выпускников), государства (государственный стандарт), потребителя образовательных услуг (содержание образования), соответствие условий получения образования.

Мониторинг качества образования может быть информационным и проблемным.

Информационный – накопление и распространение информации.

Проблемный – выявление причин неудач (это могут быть невысокие результаты ЕГЭ, аттестации, влияние на качество образования наполняемости классов, обученность, сменность, второгодники).

Реализация мониторинга предполагает организацию постоянного слежения и накопления данных на основе:

отчетности, утвержденной нормативными актами федерального и регионального уровня;

документов и материалов, полученных в ходе лицензирования, государственной аккредитации образовательных учреждений; государственной итоговой аттестации выпускников; повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров; экспертизы инновационной деятельности;

результатов плановых специально организованных мониторинговых исследований.

Управлять качеством образования значит:

создавать условия, способствующие удовлетворению образовательных потребностей заказчиков образовательных услуг;

организовать эффективный учебно-воспитательный процесс;

создать критериальную базу, позволяющую оперативно получать информацию и ее обрабатывать, в целях коррекции учебно-воспитательного процесса в соответствии с заранее заданными целями.

Получаемая в процессе мониторинга информация должна отвечать следующим требованиям:

— объективность – информация должна отражать реальное состояние дел;

— полнота – источники информации должны быть оптимальными;

— достаточность – объем информации должен позволить принять обоснованное решение;

— систематизированность – информация, полученная из разных источников, должна быть приведена к общему знаменателю;

— оперативность – информация должна быть своевременной;

— доступность – информация должна быть представлена в форме, позволяющей видеть реальные проблемы, требующие решения.

Управление качеством образования наряду с традиционными умениями планирования, контроля, руководства и стимулирования требует от руководителей следующих видов управленческой деятельности: владение технологиями определения приоритетных проблем образовательного процесса, разработка программы развития школы, создание методической службы школы.

Управление качеством образования на муниципальном уровне это планомерно осуществляемая система действий, направленная на обеспечение, улучшение, контроль и оценку качества образования.

Существенное место в управлении качеством образования отведено функции контроля, предполагающее необходимое осуществление системы действий внутреннего и внешнего плана. Усиливается диагностическая составляющая функции контроля, т.е. выстраивается система мониторинга качества образования.

Внутренняя оценка качества осуществляется на уровне образовательного учреждения (администрацией, учителями или учениками).

Мониторинг качества образования в школе это:

Работа классного руководителя над созданием и пополнением портфолио класса, которое содержит следующую информацию:

а) характеристику класса;

б) сведения об учащихся их родителях;

в) результаты психологических исследований, выводы и предложения к ним;

г) итоги учебной деятельности каждого учащегося;

д) итоги учебной деятельности учащихся в целом.

Сведения в портфолио заносятся в течение 4-5 лет, что позволяет проследить за динамикой качества знаний по многим показателям.

Анализ результатов учебной деятельности учащихся за каждую четверть и за год (классные руководители, учителя-предметники, администрация).

Анализ динамики результатов учебной деятельности учащихся (четвертной, годовой, по предметам, по каждому учителю и каждому учащемуся).

Обсуждение результатов мониторинга (с использованием сведений из портфолио) на педсоветах, совещаниях, заседаниях МО, родительских собраниях. Руководитель образовательного учреждения оценивает достижения школы через всю совокупность деятельности ОУ для улучшения качества образования. Совет школы оценивает деятельность управления ресурсами, персоналом. Оценка деятельности учителей предполагает создание дальнейших советов и рекомендаций.

Принятие управленческого решения.

Коррекция организации учебной деятельности по улучшению качества знаний учащихся.

Для характеристики процесса образования школы собирают и анализируют данные о социализации учащихся, например, через анализ отсева учащихся; анализ структуры организации досуга школьников, иногда используются данные о количестве правонарушений среди учащихся. В качестве критерия качества может приниматься, например, здоровье школьников, ведется анализ данных о распределении детей по группам здоровья.

Многие образовательные учреждения отслеживают успешность своих выпускников на основе данных о продолжении образования выпускниками школы, а так же данных о трудоустройстве молодежи.

Источник

Мониторинг в образовательном учреждении

Каждое образовательное учреждение стремится обеспечить нормальное функционирование и развитие образовательного процесса, достижение высокого качества образования, а также необходимый уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся.

Вопрос систематического контроля за качеством учебно-воспитательного процесса является одним из основных в управлении ходом этого процесса. Без специального отслеживания этого процесса по единой методике трудно представить корректность действий учителя в сравнении с другими учителями и успешность освоения предмета учащимися.

Чрезвычайно значимым сегодня является процесс непрерывного оценивания состояния и результатов динамического самодвижения школы и ее инновационных преобразований.

Для эффективного решения задач, поставленных перед современной школой, необходимо построить свою деятельность на диагностико-прогностической основе (на внедрении педагогического мониторинга), обеспечивающей развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Что же такое мониторинг? Педагогический мониторинг можно рассматривать как процесс непрерывного научно обоснованного диагностико-прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях его оптимизации, организации на научной основе и повышения результативности качества образования.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Выделяются следующие уровни педагогического мониторинга.

I. Внутришкольный уровень. На этом уровне образовательной мониторинг фиксируется в виде обобщенного системного представления о деятельности школы по достижению поставленной перед ней цели, а также о деятельности каждого ученика.

Необходимо различать внутренний и внешний мониторинг педагогической деятельности.

Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий процесса образования независимыми комиссиями, с использованием тестов для проведения экзаменов, контрольных срезов.

Внутренний мониторинг нацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли школа требованиям учеников, их родителей, учителей? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования?

II. Муниципальный уровень. Отслеживается представление о деятельности муниципальной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций каждого элемента. Вырабатывается прогноз о развитии системы образования в регионе.

III. Региональный уровень. На этом уровне образовательный мониторинг фиксирует представление о деятельности региональной системы образования в целом и ее элементах в сравнении друг с другом, а также с учетом специфических функций разного типа школ региона. Вырабатывает прогноз и развитие системы образования в регионе.

IV. Федеральный уровень. Здесь разворачивается представление о деятельности федеральной системы образования и вырабатывается соответствующий прогноз по аналогии с региональным уровнем.

Мониторинг в образовательном учреждении направлен на комплексное динамическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения. Целью мониторинга в ОУ является обеспечение эффективного слежения за состоянием образования в школе, аналитическое обобщение результатов деятельности, корректировка деятельности управленцев, учителя, учащихся на основе результатов мониторинга.

Реализация обозначенных принципов осуществляется в ходе прохождения следующих обязательных этапов мониторинга:

II этап. Практический

Уровни использования результатов социально-педагогического мониторинга

Директор школы, администрацияЗам.директора по воспитательной работеКлассные руководители и учителя-предметникиСоциально-психологическая служба
анализ состояния учебно-воспитательного процесса;

принятие управленческих решений;

подбор педагогических кадров;

организация методической работы

планирование воспитательной работы школы;

организация методической работы с классными руководителями;

организация индивидуальной работы с учащимися;

контроль за деятельностью классных руководителей

планирование учебно-воспитательной работы с классом;

организация индивидуальной работы с учащимися;

выбор форм и методов работы с классом, с учетом социальной структуры и психологических особенностей

изучение состояния социальной структуры ученической среды школы, отдельных классов;

изучение адаптации учащихся;

разработка и проведение индивидуальных и групповых занятий с учащимися;

индивидуальные консультации классных руководителей;

осуществление работы с родителями

Наиболее распространенными являются следующие направления мониторинга в образовательном учреждении (схема 1).

Чем вызвана необходимость организации мониторинга деятельности образовательной организации ответ. Смотреть фото Чем вызвана необходимость организации мониторинга деятельности образовательной организации ответ. Смотреть картинку Чем вызвана необходимость организации мониторинга деятельности образовательной организации ответ. Картинка про Чем вызвана необходимость организации мониторинга деятельности образовательной организации ответ. Фото Чем вызвана необходимость организации мониторинга деятельности образовательной организации ответ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *