Чем вызвана в долгосрочном периоде динамика средних общих издержек
Динамика издержек производства в долгосрочном периоде
В долговременном периоде все факторы производства принято рассматривать как переменные.
Поэтому в таких условиях раздельный анализ динамики постоянных (FC) и переменных (VC) издержек производства теряет смысл. Все элементы издержек производства (до определенных пределов) следует анализировать как переменные, т.е. исходить из того, что VC = ТС.
В длительный период времени предпринимательская фирма более свободна в выборе факторов производства, их комбинации. Можно рассчитывать на реализацию широкомасштабной инвестиционной программы, более точно учесть состояние рынка факторов производства, повысить квалификацию персонала.
В долгосрочный период времени на рынке могут появиться новые и исчезнуть уже действующие предпринимательские фирмы. На таком отрезке времени могут существенно измениться общие условия хозяйствования. Не исключается смена правительства, государственной доктрины экономического развития и т.п. Наконец, нет причины в качестве постоянных рассматривать параметры международных экономических связей.
При освоении крупных инвестиций есть смысл позаботиться о технической помощи и соответствующих гарантиях со стороны государства, банков, ассоциаций промышленников и т.д. Выдвигаясь на новые рынки сбыта, необходимо обеспечить финансовую устойчивость предприятия, постоянно трансформировать собственную внутреннюю структуру в соответствии с требованиями рынка.
В долговременной перспективе особое значение приобретают:
а) анализ средних общих издержек (LATC);
б) влияние на средние издержки производства масштаба
производства;
в) проблема выбора оптимального размера предприятия [3, c.356].
Эффект масштаба производства может быть постоянным, положительным и отрицательным. При разработке программы долгосрочного развития предприятия прежде всего необходимо выяснить, с каким видом эффекта масштаба производства приходится иметь дело.
При постоянном эффекте масштаба производства увеличение объема вовлекаемых факторов производства (L; К), например, в 2 раза вызовет возрастание объем выпуска продукции также в 2 раза. В итоге средние издержки (АТС) будут неизменны.
Предположим, на ближайшие 3-5 лет фирма располагает тремя вариантами развития производства с разными объемами выпуска продукции. При постоянном эффекте масштаба производства каждому варианту долгосрочного развития соответствуют свои минимальные и максимальные размеры предприятия (рис. 5).
На рис. 5 кривые краткосрочных средних общих издержек (АТС) по каждому варианту указаны как АТС1, АТС2 и АТС3.
Каждая кривая имеет свои максимальные и минимальные значения общих средних издержек производства.
|
Рисунок 5. долгосрочные и краткосрочные издержки предприятия при постоянном эффекте масштаба производства
Примечание. Источник: [3, c.358]
Таким образом, кривая долговременных средних общих издержек (LATC) является огибающей кривых кратковременных средних общих издержек производства (АТС). Кривая средних общих издержек в долговременном периоде (LATC) образуется по основе интегрирования краткосрочных средних общих издержек (АТС) при возрастании объемов производства. Предприятие в кратковременном периоде будет трижды сталкиваться с ростом средних общих издержек производства (АТС) (рис. 5).
Если при постоянном эффекте масштаба производства существуют не три, а множество вариантов развития, то следует ожидать появление и множества точек типа Е. Тогда долгосрочная кривая LATC, огибая множество краткосрочных кривых типа АТС, очень быстро превратится в прямую линию. При этом LATC = LMC (рис. 6).
|
Рисунок 6. Интеграция АТС и МС в долговременном периоде
Примечание. Источник: [3, c.360]
Следует учесть, что в долговременном периоде для большинства технологий эффект масштаба сначала возрастающий (положительный), затем постоянный и, наконец, снижающийся, т.е. отрицательный. Графически данная ситуация представлена на рис. 7.
На рис. 7 видно, что кривая АТС2 геометрически размещена ниже кривой средних общих издержек АТС1. Но кривая АТС3 размещена уже выше кривой АТС2.
Причиной тому выступает исчерпание положительного и обнаружение отрицательного эффекта масштаба производства. Поэтому для предприятия есть смысл при составлении расчета возможного объема выпуска не попадать в зону влияния кривой типа АТС3.
Рисунок 7. График долговременных (LATC) и краткосрочных средних общих издержек (АТС) при положительном и отрицательном эффекте масштаба производства
Примечание. Источник: [3, c.360]
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
а) по своей форме кривая LATC, являясь интегральным
отражением множества вариантов развития предприятия, приобретает U-образную форму;
б) в процессе экономического анализа построение кривой
LATC способно обнаружить значение наименьших средних издержек производства и им соответствующий оптимальный объем выпуска продукции.
Однако необходимо учитывать, что на практике не редко возникает ситуация, когда мелкое предприятие, уступая по объему выпуска крупным фирмам, функционирует более эффективно, нежели более крупные предприятия отрасли. Одни лишь более крупные масштабы производства еще не являются полной гарантией для достижения высокой экономической эффективности. Всегда существует проблема определения оптимального размера предприятия с точки зрения минимизации издержек производства.
На рис.7 проведен перпендикуляр таким образом, чтобы получить точки А и В на кривых ATC1 и АТС2. Опущенный перпендикуляр BAQ1 показывает, что на малом предприятии (размещено левее) и среднем предприятии (размещено правее) один и тот же объем выпуска продукции (Q1) может быть обеспечен при разных издержках производства. Более того, относительно объема выпуска Q1 АТС1
Издержки производства в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде менеджер, приспосабливаясь к рыночному спросу, может контролировать объем выпуска и издержки, изменяя не только интенсивность производства, но и масштаб производства. Фирма, функционируя в краткосрочном периоде, планирует свое развитие на долгосрочный период.
При увеличении масштаба производства объем выпуска и общие издержки растут, в связи с увеличением используемых факторов производства, т.е. изменяется эффект масшаба.
Эффект масштаба — соотношение изменения объема производства при изменении количества всех используемых факторов производства.
При неизменных ценах на факторы производства эффект масштаба определяет динамику издержек долгосрочном периоде: приводит ли увеличение производственных мощностей к уменьшению или увеличению отдачи.Эффективность использования ресурсов проявляется в динамике долгосрочных средних издержек.
Фирма, осуществляя инвестиционный проект, учитывает сложившуюся конъюнктуру рынка и динамику издержек, выбирая такой масштаб производства, который обеспечит удовлетворение спроса при минимальных средних издержках.
Постепенно наращивая производственные мощности последовательно переходит от объема выпуска Q1, которому соответствует кривая краткосрочных издержек АTC1 к объему выпуска Q2, которому соответствует АTC2 и далее к Q3,.и АTC3 Объем выпуска будет зависеть от структуры и динамики спроса и эффективности использования факторов производства
1. Дуга LАTС, описывающая кривые АTC1, АTC2
и АTC3, есть кривая долгосрочных средних общих издержек фирмы при разных масштабах производства, она отражает изменение долгосрочных средних издержек. Внимание! Оптимальная экономическая политика краткосрочного периода не является оптимальной для долгосрочного периода. Точки минимума ATC1 и ATC3 не находятся на кривой долгосрочных средних издержек из-за возрастающего и падающего эффекта масштаба в долгосрочном периоде (см. Рис. 4). Долгосрочные средние издержки всегда меньше краткосрочных издержек: дуга LATC расположена ниже ATC1 ATC2 ATC3
В зависимости от специфики производства и технологических особенностей минимально эффективный размер может колебаться в самых различных пределах.
По подсчетам американских экономистов, в производстве нерезиновой обуви этот показатель составляет 0,2% совокупного выпуска отрасли, сигарет — 6,6%, автомобилей — 11%, а в производстве бытовых холодильников – 14,1%
В данном случае, фирме желательно производить Q2, так как при этом долгосрочные LATC будут минимальными (рис. 4).
В долгосрочном периоде для фирмы может быть характерным положительный, постоянный и отрицательный эффект масштаба производства.
Положительный эффект масштаба определяется относительными достоинствами крупного бизнеса:
Положительный эффект может достигаться как при небольшом объеме выпуска (розничной торговли, сферы услуг, аграрный сектор), так и при больших масштабах ((к ним относятся предприятия коммунальной сферы).
2.Отрицательный эффект масштаба производства (5в)предполагает возрастание средних долгосрочных издержек по мере увеличения объема выпуска.
Отрицательный эффект может быть обусловлен:
Так, российская компания «Балканская звезда», помимо табачного производства, занимается производством силикатного кирпича, строительством четырехзвездочного отеля в центре Ярославля и т.д. Основной конкурент компании — фирма «Донской табак» — имеет еще более длинный список непрофильных производств: это и мясной бизнес, и плодоовощное производство, и продажа бутилированной воды, а также футбольный клуб, кафе и рестораны. Между тем консультанты отмечают, что диверсификация производства — рискованная затея.
Диверсификация производства — это расширение ассортимента товаров, предлагаемых фирмой, или процесс проникновения фирмы в смежные отрасли.
Компания начинает развиваться в направлениях, не являющихся ее основным бизнесом, т.е. в тех, где руководство не обладает достаточной компетентностью.
3. Постоянный эффект масштаба — увеличение масштабов производства не оказывает влияния на уровень долгосрочных средних издержек. Отрасли по производству мебели, деревообработке, упаковке мяса и др. имеют постоянную отдачу от роста масштабов производства. Поэтому здесь одинаково эффективны предприятия разных размеров.
В долгосрочном периоде все факторы производства имеют переменный характер. Кривая долгосрочных средних издержек представляет собой огибающую краткосрочных кривых средних издержек производства и отражает эффект масштаба.
Краткосрочные издержки формируются на основе долгосрочной стратегии фирмы,
предполагающей минимизацию издержек при любом уровне производства.
Динамика издержек фирмы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Издержки краткосрочного и долгосрочного периода
Любая фирма может работать в долгосрочном и краткосрочном периоде, от этого зависит динамика издержек.
В течение короткого периода фирма меняет объем производства только за счет переменных затрат, при этом постоянные затраты не меняются (может быть лишь изменение степени загрузки).
В течение длительного периода фирма настолько изменяет производственный объем, что все факторы будет переменными.
В краткосрочном периоде могут быть издержки:
Эта классификация характерна для кратковременного периода, поскольку для более долгосрочных производственных процессов все издержки носят переменный характер.
Динамика средних и валовых издержек
Валовые (общие) издержки (TC) представляют собой затраты фирмы, которые нужны для производства соответствующего количества товара. Эти издержки растут по мере роста объема производимого товара.
Средние общие издержки приходятся на единицу товара.
При малом объеме производства, на него упадет вся тяжесть постоянных затрат, но в процессе роста средние постоянные издержки будут снижаться, а средние переменные возрастать. В этом случае общие средние издержки снижаются до того времени, пока увеличение средних переменных издержек будет нейтрализоваться уменьшением средних постоянных издержек. Далее увеличение производственного объема будет вести к росту общих средних издержек.
Готовые работы на аналогичную тему
Предельные издержки предприятия
Предельные издержки представляют собой дополнительные затраты на каждую произведенную дополнительную единицу продукции в сравнении с данным объемом выпуска.
Посредством предельных издержек отражается закон снижения предельной отдачи от факторов производства.
Поскольку каждая дополнительная единица фактора производства обладает меньшей производительностью, чем производительность предыдущей единицы, издержки привлечения дополнительной единицы увеличиваются. По этой причине увеличение объемов производства, которое связано с привлечением дополнительных единиц производственных факторов, будет сопровождаться увеличением предельных издержек.
До определенного времени данные затраты можно погасить увеличением общей производительности всех применяемых единиц этого фактора, сопровождаемого увеличением средней отдачи и уменьшением средних издержек. Но это является возможным лишь при условии, что общая производительность фактора производства будет расти быстрее, чем падать отдача от каждой привлеченной дополнительной единицы этого ресурса.
Эффект масштаба производства
Средние издержки долгосрочного периода могут быть постоянными, если будет действовать «постоянный эффект роста масштаба производства», который проявляется в том, что объемы выпуска растут в тех же пропорциях, что и затраты ресурсов.
Эффект масштаба производства может носить убывающий характер, вызывающий рост средних долгосрочных издержек. При этом объемы произведенной продукции будут увеличиваться в меньшей степени, чем затраты по ресурсам.
Раздел 2. Теория производства
Цель: определение оптимума фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Оглавление
2.1. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Эта тема посвящена исследованию влияния внешней для фирмы среды на ее поведение. В зависимости от различных рыночных ситуаций по-разному решаются вопросы цен и объемов производства.
В микроэкономике обычно анализируется поведение предприятий в 4 рыночных ситуациях: совершенная конкуренция, как противоположность ей – монополия, и в качестве промежуточных состояний – олигополия и монополистическая конкуренция.
В реальной действительности наиболее типичны монополистическая конкуренция и олигополия. Однако процесс принятия решений фирмой наиболее четко виден при анализе совершенной конкуренции и монополии. Они дают как бы образец или стандарт поведения фирмы.
В условиях совершенной конкуренции предприятие вынуждено продавать продукцию по независящей от него рыночной цене. Другая ситуация – предприятие-монополист, обладая абсолютной рыночной властью, может выбрать в качестве независимой переменной либо выпуск, либо цену, предоставляя рынку возможность определять величину выпуска. На рынке олигополии предприятия чаще всего являются ценоискателями. Хотя олигополист и обладает определенной рыночной властью, но не может так просто влиять на цену, как монополист. Ему приходится учитывать, как на его ценовое решение будут реагировать соперники. В отличие от олигополистов предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать реакцию конкурентов. Предприятия не являются взаимозависимыми. Их поведение ближе к поведению предприятий в условиях совершенной конкуренции. Неоднородность продукции, ее дифференциация дает таким предприятиям определенную степень рыночной власти при назначении цен.
Совершенная конкуренция предполагает: малые размеры и множественность предприятий, производство ими однородной продукции, невозможность изменять цены, свободу входа в отрасль и выхода из нее, совершенную информированность.
Рис. 1. Линия спроса на продукцию конкурентной фирмы
Рис. 2. Линия, характеризующая выручку конкурентной фирмы
Для определения уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль, используются два подхода:
1. Сравнение общей выручки – TR и совокупных (валовых) издержек – ТС:
Рис. 3. Максимизация прибыли или минимизация убытков
конкурентной фирмы (сопоставление TR и TC)
Точки А и С – точки критического объема производства: любые объемы за пределами этих точек ( Qc) принесут убытки, т. к. общая выручка меньше общих затрат (TR TVC, т. к. некоторая часть выручки пойдет на оплату TFC.
Если же TR Сравнение предельной выручки (MR) и предельных издержек (MC):
Общее правило для любой фирмы: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки, производя такой объем продукции, при котором:
Рис. 4. Максимизация прибыли конкурентной фирмы (сопоставление MR и MC)
При объеме производства Qa предельные издержки минимальны. Однако фирма, стремящаяся к максимизации прибыли, должна продолжить расширять производство до Qe, где MR=MC. Прибыль на единицу продукции равна разнице между ценой и средними издержками (p–AC) или ес – на графике. Общая величина прибыли будет равна площади pcp * ec.
Предположим, однако, что цена меньше средних издержек (p Минимизация убытков
Рис. 5. Минимизация убытков конкурентной фирмы
(сопоставление MR и MC)
В данной ситуации убытки фирмы равны площади p * pcce. Стремясь минимизировать убытки, фирма должна попытаться покрыть выручкой средние постоянные затраты: AFC=AC–AVC. Если цена выше AVC, то фирме это удастся.
Таким образом, если p>AVC, то в краткосрочном периоде фирме стоит продолжить функционирование. Если же p, — закрыться и оплатить убытки из собственного кармана.
2.2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
В данной ситуации на передний план выступает такая особенность совершенной конкуренции, как свобода входа в отрасль и выхода из нее, т. е. мобильность ресурсов.
Рис. 6. Оптимум конкурентной фирмы в долгосрочном периоде:
a) предприятие, б) отрасль
В итоге в долгосрочном периоде оптимум конкурентной фирмы в точке e, где MR=MC=AC, т. е. устанавливается при нулевой экономической прибыли (что не означает отсутствие бухгалтерской прибыли).
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Издержки в долгосрочном периоде
В длительном периоде все факторы производства становятся переменными, поэтому фирма стремится расширить объем выпуска, причем так, чтобы издержки на единицу выпускаемой продукции были минимальными. При этом следует отметить, что в долгосрочном периоде постоянных издержек не существует, а средние переменные издержки равны средним общим издержкам.
В долгосрочном периоде вместо закона убывающей отдачи фактора производства начинает действовать другой закон, а именно закон эффекта масштаба производства.
Этот закон действует при допущении, что цены на вводимые в производство ресурсы остаются неизменными. Уменьшение средних общих издержек (АТС) в долгосрочном периоде объясняется тем, что с расширением производства темпы прироста готовой продукции начинают обгонять скорость прироста издержек на вводимые факторы производства. Это происходит в силу действия «эффекта экономии на масштабе».
Выделяют тритипа эффекта масштаба производства.
1. Положительный эффект от масштаба производства или увеличение эффекта от масштаба производства сопровождается сокращением среднесрочных и долгосрочных издержек, и фирме следует наращивать свои производственные мощности. Это позволит снизить издержки на единицу продукции. Это связано с:
Ø Специализацией труда работников.
Ø Повышением эффективности управленческого труда.
Ø Применением технологий и технических средств повышения производительности труда.
Ø Возможностью производства побочных продуктов из отходов.
2. Постоянный эффект от масштаба производства. При повышении объема производства, издержки на единицу продукции не изменяются.
3. Среднесрочные издержки на единицу продукции повышаются. Здесь имеет место убывающий или отрицательный эффект от масштабов производства. При повышении объема производства, средние издержки возрастают. Это связано с:
Ø Трудностями управления крупным предприятием.
Ø Столкновением противоречивых интересов в структуре подразделений предприятия.
Ø Снижением гибкости реакции на изменения во внешней среде.
Изобразим эти три эффекта масштаба производства графически на рис. 30.
В зоне I происходит экономия от роста масштабов производства. В зоне II мы наблюдаем постоянную отдачу от масштабов производства. Соответственно в III области рост издержек производства в зависимости от масштаба производства.
Рис. 30 Динамика долгосрочных средних издержек