Чем вызвано формирование суверенных фондов
Суверенные фонды: назначение и тенденции развития
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность суверенных фондов
Суверенный фонд – это государственный инвестиционный фонд, который сформирован из ценных бумаг, касающихся недвижимости, а также прочих финансовых инструментов, которые выражены в иностранной валюте, как правило, в американских долларах или евро.
Некоторая доля финансовых ресурсов таких фондов может быть инвестирована внутри национальной экономики. Инвестирование финансовых ресурсов суверенного фонда благосостояния подразумевает более высокий уровень рентабельности по сравнению с различного рода резервами государства, а также более высокий уровень финансового риска.
Среди наиболее важных целей функционирования подобных фондов можно выделить следующие:
На современном этапе развития суверенные фонды имеют в некоторой мере двойственный характер, а именно:
Готовые работы на аналогичную тему
Проблемы и тенденции развития суверенных фондов
Рассмотрим основные проблемы и тенденции развития суверенных фондов.
На современном этапе развития в качестве таких можно выделить неустойчивость законодательства, регламентирующего бюджетный процесс в целом. На сегодняшний день отечественные суверенные фонды функционируют относительно недолго, несмотря на это изменения, которые затрагивают порядок их формирования, расходования и размещения финансовых ресурсов проводились неоднократно.
Так, начиная с 2018 года вступила в силу четвертая версия бюджетных правил. Стоит отметить, что такая ситуация имеет и некоторые положительные стороны, например, процедура формирования и расходования средств суверенных фондов на постоянной основе совершенствуются. При этом возникает вопрос, а насколько качественным был процесс разработки и утверждения предыдущих правил.
Однако, в настоящее время внимания заслуживает не только пересмотр порядка функционирования суверенных фондов, но и их непосредственное приостановление. Так, с одной стороны, в периоды кризиса это можно назвать крайне необходимой мерой, т.к. в значительной мере способствует росту гибкости основных характеристик бюджета, что в некоторой степени способствует обеспечению бюджетной сбалансированности. Если рассматривать данный вопрос с другой стороны, то приостановление действия некоторых правил, например, в отношении управления нефтегазовыми доходами, что в дальнейшей затруднило возращение к правилам впоследствии, т.к. существовавшие ранее ограничения в отношении управления нефтегазовыми доходами снимались, что в конечном итоге способствовало необоснованному росту расходов государственного бюджета, а также недопоступлению финансовых ресурсов в суверенные фонды, что и произошло в 2010-2012 гг.
Также в рамках развития суверенных фондов необходимо обозначить еще одну важную проблему, а именно недостаточную эффективность расходования и размещения финансовых ресурсов суверенных фондов, что приводит к возникновению рисков для сбалансированности государственного бюджета.
Стоит отметить, что периоды 2009-2010 гг., а также 2019-2020 гг. в истории суверенных фондов являются наиболее значимыми не только для отечественных фондов, но и зарубежных, т.к. в эти годы большая часть развитых и развивающихся государств прибегли к расходованию финансовых ресурсов сформированных ранее резервов для финансирования предпринимаемых антикризисных мер.
Как было отмечено ранее, одной из проблем функционирования суверенных фондов можно назвать частые изменения в бюджетном законодательстве, что предоставило возможно расходовать финансовые ресурсы суверенных фондов не по назначению, что способствовало росту темпов их расходования. Для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем необходимо введение ограничений на законодательном уровне. Иначе говоря, в обязательном порядке должен быть повышен уровень бюджетной дисциплины.
Финансовые ресурсы суверенных фондов сыграли важнейшую роль в решении серьезных экономических проблем, с которыми сталкивалась Россия на протяжении достаточно продолжительного периода времени, в связи с чем закономерен вывод о важности накопленных резервов, с помощью которых возможно в случае необходимости подстраховать бюджетную и экономическую системы в случае подобных шоков.
На сегодняшний день достаточно остро стоит вопрос бюджетной дисциплины и следования установленным бюджетным правилам. На данный момент одной из задач, стоящих перед Правительством, является сохранение и приумножение государственных резервов. Кроме выше названной меры в лице повышения дисциплины в отношении растраты средств, решению этой задачи способствовало бы совершенствование политики управления средствами фонда, которой также был посвящен довольно существенный раздел работы, где было выявлено немало проблем.
Предпосылки возникновения суверенных фондов государств
Элякова Изабелла Дамдиновна,Доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО «Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутскelyak@list.ru
Эляков Александр Львович, студент 2 курса группы ФК13, кафедры «Финансы и банковское дело» Финансовоэкономического института ФГАОУ ВПО «Северовосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутскelyakov96@mail.ru
Предпосылки возникновения суверенных фондов государств
Аннотация. Статья посвящена выявлению предпосылок возникновения суверенных фондов для их эффективного направления, сохранения и преумножения в перспективе;проведению анализа основных факторов, влияющих на объемы суверенныхфондовРФ; совершенствованию инструментови механизмов управления средствамисуверенных фондов государств и Российской Федерации.Ключевые слова: предпосылки, возникновение, суверенный фондгосударства, Фонд национального благосостоянияРФ, использование, механизм, зависимость, фактор.
Объективные условия развития мировой экономики, включающие чередование периодов экономического роста и кризисных периодов и осознание необходимости замещения истощаемых энергетических ресурсов финансовыми инвестициями, подтолкнули к возникновению института суверенных фондов. Изучение предпосылок возникновения суверенных фондов государств находит свое отражение в экономической науке, последовательно рассматривающей причины, периоды и страны их возникновения. В период резкого ухудшения макроэкономической ситуации в мировом рынке нефти, а также внашей стране изза санкций западных стран и США назреланеобходимость более тщательного изучения истории возникновения и развития суверенных фондов благосостояния государства для выработкиего стратегии и разработке механизмов эффективного управлениясредствами фондов. Суверенный фонд –это фонд, который находится в собственности и под контролем государства, аккумулирующего и управляющего финансовыми средствами общества. Целью работы является выявление предпосылок и факторов влияющих на создание суверенных фондов благосостояния государствадля разработки направлений эффективного их использования и увеличения.Задачамиисследованияявляются:•Вопервых: Изучение причины, периодов и стран возникновения суверенных фондов государств; •Вовторых: Выявление влияния основных факторов, влияющих на суверенные фонды благосостояния государств и РФ; •Втретьих: Рассмотреть проблемы возникновения суверенных фондов государств •Вчетвертых: Проведение анализа динамики изменений объемов суверенных фондов государств и Российской Федерации.Впервые теоретические обоснования его создания и варианты управления накопленными средствами можно встретить вработе шотландского философа Адама Смита «Богатство наций». Средствами, наполняемыми данный фонд, по Смиту, являлась часть прибыли, изъятая от доходов крупных предприятий [1]. В сборнике трудов К. Маркса (1867) была выявлена закономерность, что источникомсуверенных фондов накопления богатств является абсолютная земельная рента. Общие благоприятные тенденции для возникновения суверенных фондов наблюдаются в послевоенный период развития экономики развитых стран в 6080 гг. XX столетия, такие как высокие темпы экономического роста, активная индустриализация и модернизация экономики, обусловленные феноменом наверстывания, вступление развитых стран в эпоху научнотехнической революции, рост стоимости углеводородного сырья. В суверенных фондах накапливались валютные средства от реализации нефти, приток которых в экономику стран грозил вызвать «перегрев», поэтому целесообразнее было их изъять из бюджетов и сформировать инвестиционные фонды [2]. Проблемами суверенных фондов является –накопление валютных средствот реализации нефти, приток которых в экономику стран грозит вызвать ее «перегрев».Несмотря на относительно небольшой срок существования суверенных фондов, насчитывающего шесть десятилетий, Исследователи выделяют несколько этапов в формировании государственных суверенных фондов, так, Р.Х. Ибраев выделяет три этапа в формировании фондов: Первый этап –19531960 гг. Первым фондом национального благосостояния был Инвестиционный Совет Кувейта в Лондоне, созданный в феврале 1953 года. Источником финансирования явилась прибыль от продажи кувейтской нефти. Благодаря накопленному капиталу была создана система государственного управления, что позволило Кувейту объявить о своей независимости от Великобритании. В 1958 году на поступления налога с экспорта фосфатов,единственного добываемого полезного ископаемого на Гильбертовых островах, был создан Резервный фонд выравнивания доходов Кирибати.Второй этап –19611999 гг.; В конце 1990х гг. насчитывалось более 20 суверенных фондов по всему миру. В этот период суверенные фонды национального благосостояния были созданы в Норвегии, Канаде, Сингапуре, Объединенных Арабских Эмиратах, которые в настоящее время входят в список крупнейших суверенных фондов в мире.Третий этап –с 2000 г. по настоящее время. На конец 2013 годапо данным Института суверенных фондов благосостояния в мире создано около 82 суверенных фондов накопления богатств. Крупнейшими суверенными фондами государств в мире наиболее крупными являютсявосемь таких фондов:Государственный пенсионный фонд –Глобальный; Иностранные активы Валютного управления Саудовской Аравии; Инвестиционное управление Абу Даби; Инвестиционная корпорация Китая; Инвестиционное управление Кувейта; Инвестиционный портфель Валютного управления Гонконга; Инвестиционная корпорация Правительства Сингапура; Национальный фонд благосостояния РФ и Резервный фонд РФ.Созданы суверенные фонды в странах БРИКС такие как, Инвестиционная Компания Китая (год создания 2003), Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Российской Федерации (год создания 2008) Инвестиционный портфель монетарного агентства Гонконга (год создания 1998) Суверенный Фонд Бразилии [4].Совокупный объемсредств этих фондовсоставил соответственно 4,5 и 5,4 трлн долл.по итогам 2013 и 2014 года.В ходе исследования выявлены основные факторы, влияющие на объемы суверенных фондов государств:–объемы добычи и потребления нефти в мире;–цена за баррель нефти сортаBRENT;
–курс доллара к национальной валюте РФ –к рублю.Анализ изменения объемовмировойдобычии потребления нефти, ценыза баррель нефти сорта BRENTза19982014гг.основанные на официальных статистических материалах приведены в таблице 1.Таблица 1Анализ изменений основных макроэкономических факторов на формирование доходов суверенных фондов государств за 19982014 гг.
ГодыОбъем СФ в мире, млрд долл СШАОбъем добычи нефти, млн тоннОбъем потребления нефти, млн тоннЦена нефти BRENT за барелль, в долл.1998
3 836,03 750,024,42002
3 587,53 765,0252003
3 700,03 700,028,92004
3 879,33 870,038,32005
3 910,03 900,054,42006
3 920,03 930,065,42007
3 915,04 005,072,72008
3 965,03 980,097,72009
3 869,33 905,061,92010
3 930,04 015,079,62011
4 000,04 025,01112012
4 120,04 150,0121,420135470,04 133,04 203,0108,820144581,74 191,04 251,798,9
В результате анализа влияния основных макроэкономических факторов на совокупные объемы около 82 суверенных фондов государствв мире видно, значительное влияние оказывает цена в мировом рынке нефти и ростдобычи и объемов потребления.В ходе исследования выявлены основные факторы, влияющие на объемы ФНБ:–объемы добычи и потребления нефти в РФ;–цена за баррель нефти сорта URALS;–курс доллара к национальной валюте РФ –к рублю.Анализ изменения объемов добычии потребления нефти в Российской федерации и объемы экспорта нефти, ценыза баррель нефти сорта URALS, курса доллара к рублю, ставки рефинансирования Центрального банка РФ и уровня инфляцииза20042014гг.основанные на официальных статистических материалах приведенв таблице 2.
Таблица 2Анализ изменений основных макроэкономических факторов на формирование доходов суверенных фондов Российской Федерации за 20042014 гг.
ГодыОбъем СФ РФ, млрд долл СШАОбъем добычи нефти, млн тоннЦена нефти за барелль URALS,в долл.Курс доллара, руб./долл.Ставка ЦБ РФ, %Инфляция, %200418,146331,0230,713,511,7200525,347545,2128,281310,9200649,948656,3227,1811,69200766,649764,2825,5710,311,9200849,549490,6824,8510,913200936,150155,6131,8211,48,8201057,751274,1130,4488,8201141,5518101,7429,348,16,1201255,0526103,14318,56,4201365,6531100,4131,858,2511,36201467,3552694,2238,6152,984,4
Исходя из анализа данных таблицы 2, объемы добычи и потребления нефти в Российской Федерацииза 14лет имеютхарактер ростас 327до 526 млн.тонн нефти с 2000 по2014 год, цена за баррель нефти имеет тренд к росту, кроме резкого снижения цены на нефть в 2009 г. изза мирового финансового кризиса, а изменение курса доллара к рублю по данным Центрального банка Российской Федерациисоставила с 30,7 до 38,61 руб.за доллар за период 20042014гг.Чтобы выявить зависимость объемов суверенного фонда РФ от цены нефти и курса доллара провели корреляционнорегрессионного анализ зависимости между этими показателями.Согласно, проведенного корреляционнорегрессионного анализа зависимости между объемом суверенного фонда и ценой нефти, между объемом суверенного фонда РФ и курсом доллара выявлено:
коэффициент корреляции между объемом СФ РФ иценой нефти равен 0,94–это означает, что между данными факторами наблюдается высокая взаимосвязь
коэффициент корреляции между объемом СФ РФ и курсом доллара, равен 0,97–это значит, чтонаблюдается высокая взаимосвязьВывели формулу зависимости объемов суверенного фонда РФот курса доллара:
y = 0,2228×4 +3,3056×3 –16,695×2 +32,468x + 69,754
Данная формула, показывает закономерность изменения объемов суверенного фонда РФ и курса доллара и может являться прогнозируемой моделью данного изменения (объемов суверенного фонда РФ и курса доллара). При данной модели фактические данные изменения объемов суверенного фонда РФ и курса доллара показывают наличие сильной связи между ними:R² = 0,97 (коэффициент детерминации при полиномиальной зависимостиобъемов суверенного фонда РФот курса доллара) Таким образом, результатами исследованияявляются:
1.В результате, выявление предпосылок создания суверенных фондови факторов влияющих на создание суверенных фондов благосостояния государств, где главной причиной создания национального фонда явилось необходимость сохранения средств нации и будущих накоплений.2. Проведение анализа основныхмакроэкономическихфакторов, влияющихна объемы суверенных фондов государств и суверенных фондовРФ на примереФонда национального благосостояния РФ, как изменение и влияние ценынефти в мировом рынке, курсадоллара к рублю и объемовэкспорта нефтидля разработки направлений эффективного их использования.3. Выявлениезависимостиобъемов суверенного фонда РФ: междуобъемами суверенных фондов и курсом доллара к рублю;между объемами суверенных фондов РФ и ценой на нефть, что позволяет спрогнозировать прогнозируемые объемы данных фондов в виде расчетной формулы, предложенной авторами, с помощью которой можноэффективно прогнозироватьобъемы средств суверенных фондовРФ.Здесь важно отметить, что фонды благосостояния создаются не только в масштабах страны, но и в масштабах региона. Например, в Республике Саха (Якутия) с 1993 года действует Целевой фонд будущих поколений, средства которого направляются настроительство объектов социального назначения. Источником для пополнения Фонда служат безвозмездные пожертвования ОАО АК «АЛРОСА» из прибыли на основании договора о социальноэкономическом развитии Республики Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО АК «АЛРОСА».Мы считаем, что используя, мировой и отечественный опыт возникновения и формирования суверенных фондов, который хранит положительный и отрицательный опыт государств, а также предложенной нами расчетной формулы для составления прогнозных объемов суверенных фондов, которая является одним из перспективных инструментов эффективных механизмовнакопления и увеличения национального богатства во благо будущих поколений Российской Федерации.
Ссылки на источники1.А. Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. М Л., 1935. 2.Ибраев Р.Х. Роль суверенных фондов на современном глобальном рынке капитала.//Российский внешнеэкономический вестник. –2013. №9. –с.9498.
Что такое Фонд национального благосостояния
Как формируется бюджет фонда и куда он тратит деньги
Фонд национального благосостояния, сокращенно ФНБ, — это государственный инвестиционный фонд.
Такие фонды еще называют суверенными. На 1 декабря 2020 года ФНБ занимает 14-е место среди всех суверенных фондов. Его активы составляют 177 млрд долларов, тогда как капитализация крупнейшего суверенного фонда в мире — норвежского — оценивается в 1,122 трлн долларов.
В этой статье расскажу, откуда ФНБ берет деньги и куда их тратит.
Что вы узнаете
Что такое ФНБ
Государственный суверенный фонд — это запас денег, который инвестируется в различные активы. ФНБ формируется из избыточных нефтегазовых доходов. Крупные экспортеры углеводородов вроде «Газпрома» и «Роснефти» платят налоги в федеральный бюджет. Часть этих денег называется нефтегазовый трансферт и идет на погашение расходов федерального бюджета. Деньги, которые остаются после нефтегазового трансферта, отправляют в ФНБ.
Деньгами из фонда государство софинансирует добровольные накопительные пенсии людей, вступивших в эту программу до 2015 года, компенсирует дефицит федерального бюджета и Пенсионного фонда РФ. Информацию о ФНБ можно найти на сайте Министерства финансов России. Эти деньги учитываются отдельно от других государственных денег, их можно потратить только на целевые нужды, для которых создавался ФНБ.
Законодательная база. ФНБ работает согласно Бюджетному кодексу РФ. Еще есть отдельные постановления правительства и приказы Минфина о том, в какие финансовые активы можно вкладывать деньги и как правильно управлять фондом. Нормативные документы можно найти на сайте Минфина в разделе «Фонд национального благосостояния» — «Управление».
Как ФНБ появился. Фонд национального благосостояния появился 1 февраля 2008 года при разделении существовавшего ранее Стабилизационного фонда на две структуры: ФНБ и Резервный фонд. Резервный фонд взял на себя функции Стабилизационного фонда, то есть использовался как финансовая подушка для федерального бюджета.
В результате этой реорганизации на счета ФНБ было зачислено 783 млрд рублей. В последующие годы, когда нефтегазовые доходы превышали нормативный объем денег резервного фонда и нефтегазовый трансферт, избытки направлялись в ФНБ. Нормативная величина Резервного фонда составляла примерно 7% от ВВП, и ее определяли ежегодно в федеральном бюджете.
ФНБ и Резервный фонд. В 2017 году средства Резервного фонда израсходовали, а фонд закрыли. Сейчас из суверенных фондов в России остался только Фонд национального благосостояния. Еще резервные фонды есть у правительства и президента.
Для чего нужен ФНБ
ФНБ планировали как фонд социальной направленности или фонд будущих поколений. Он должен был обеспечить стабильные пенсии на много лет вперед. А еще деньгами из суверенного фонда государство развивает экономику и финансирует крупные инвестиционные проекты, например покупку железнодорожного транспорта для РЖД или строительство центральной кольцевой автомобильной дороги в московской области.
Цели фонда. Первоначально деньги из ФНБ были нужны для финансирования пенсионной системы. Но в 2017 году с помощью поправок в бюджетный кодекс государство разрешило использовать деньги из ФНБ для покрытия дефицита федерального бюджета и бюджета пенсионного фонда.
Таким образом, сейчас ФНБ является одновременно сберегательным и стабилизационным фондом. Например, в 2018—2019 годах 9,68 млрд рублей из ФНБ направили на софинансирование добровольных пенсионных накоплений людей. А для покрытия дефицита пенсионного фонда в 2018 году потратили 1 101,2 млрд рублей, хотя в 2019 году этого не делали.
В какой валюте формируется ФНБ
Фонд формируется в рублях. А дальше средства могут размещаться в иностранной валюте — американских долларах, евро и британских фунтах, а также инвестироваться в финансовые активы: облигации, депозиты, акции и паи инвестиционных фондов.
Например, для строительства железной дороги Элегест — Кызыл — Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке ФНБ может приобрести облигации ЗАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация». Минимальная доходность этих облигаций равна ставке инфляции + 1%. Инвестируя в такие проекты, государство одновременно развивает экономику и получает дополнительный инвестиционный доход в ФНБ.
Средства из ФНБ можно размещать только в надежные ценные бумаги с высоким рейтингом долгосрочной кредитоспособности. Структура активов ФНБ не прозрачная — доступных данных о перечне иностранных ценных бумаг нет.
В валютной структуре ФНБ 45% долларов США, 45% евро и 10 % британских фунтов, но Минфин планирует снизить долю доллара и расширить перечень валют. В 2009 году деньги из ФНБ решили разместить на долгосрочных депозитах в ВЭБ. Таким образом ВЭБ мог выдавать больше субординированных кредитов банкам, а они, в свою очередь, — малому и среднему бизнесу. Субординированные кредиты — это кредиты банкам на особых условиях на длительный срок. Проценты по ним могут быть существенно ниже рыночных.
По состоянию на 1 января 2020 года 79% средств ФНБ находилось на счетах Центрального Банка России в разных валютах. Этими деньгами можно быстро погасить дефицит федерального бюджета или бюджета пенсионного фонда. Финансовые активы — менее ликвидные инструменты: ими так быстро распорядиться не получится.
Бюджет фонда
Фонд формируется из нефтегазовых доходов, которые не были направлены на финансирование бюджета. Еще в фонд поступают доходы от управления его активами.
Кто управляет средствами ФНБ. Средствами фонда управляет Министерство финансов, но отдельные вопросы управления оно может передать Центральному банку. Выглядит это следующим образом: Министерство финансов приобретает иностранную валюту и размещает ее на счетах в Центральном банке РФ. На остаток по счетам ЦБ начисляет проценты, как если бы они были вложены в долговые ценные бумаги иностранных государств. Все проценты начисляются в рублях.
Сколько денег сейчас. На 1 декабря 2020 года в ФНБ числится 177,39 млрд долларов, что эквивалентно сумме 13 457,02 млрд рублей — 11,8% от ВВП страны.
Когда денег в ФНБ становится больше, чем 7% от ВВП, их можно использовать для инвестирования в крупные проекты и покупки разрешенных финансовых активов. Куда можно вкладывать деньги из ФНБ, определяет правительство и Министерство финансов в нормативных актах.
До достижения 7% деньги могут направляться только в уже начатые проекты, а также паи инвестиционных фондов, которыми управляют в соответствии с федеральным законом «О российском фонде прямых инвестиций».
С чего формируются нефтегазовые доходы. Нефтегазовые доходы формируются с налога на добычу полезных ископаемых, вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и продукты переработки, а также с налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, акцизов на нефтяное сырье, направляемое на переработку.
Предварительно нефтегазовые доходы рассчитываются исходя из прогнозных цен на сырье и обменного курса рубля к доллару. Если фактически в бюджет поступает больше денег, чем было предварительно рассчитано, то это нефтегазовые доходы. Если меньше — то, наоборот, нефтегазовые расходы.
На что хотят потратить сверхдоходы
В 2020 году деньгами из ФНБ собирались финансировать 12 проектов, но 4 из них заморозили в связи с экономическим кризисом.
Деньги успели выделить на строительство кольцевой центральной дороги в Московской области, модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог, ликвидацию цифрового неравенства в малонаселенных городах и селах и на другие проекты. Для того чтобы финансировать проекты, деньги вкладывали в финансовые активы. Например, для железнодорожных проектов купили привилегированные акции и облигации ОАО «РЖД».
Остатки средств на счетах ФНБ на начало 2020 годаPDF, 154 КБ
На конец 2020 года остается неясным, как государство будет тратить сверхдоходы из ФНБ за предыдущий год.
Что будет, если «распечатать» ФНБ
Более того, весной 2020 года правительство решило поддержать экономику без денег из ФНБ. Даже в такой сложный период программу поддержки профинансировали за счет займов на рынке — путем размещения облигаций федерального займа.
Критика ФНБ
9 ноября 2020 года Счетная палата опубликовала отчет об оценке эффективности использования денег ФНБ за 2018—2019 годы. Авторы отчета выделяют следующие негативные моменты в управлении средствами ФНБ.
Нет единой методологии вложения сверхдоходов, когда они достигают 7% ВВП. По аналогии с суверенными фондами других государств, зарабатывающих на экспорте сырьевых ресурсов, деньги надо использовать так, чтобы они приносили доход и чтобы их точно вернули. На сентябрь 2020 года критерии новых проектов, которые можно финансировать за счет денег ФНБ, не определены.
Алексей Кудрин в своей диссертации предлагает прекратить направлять средства из ФНБ в инфраструктурные проекты, потому что это очень рискованно. А активы уже финансируемых проектов — передать в управление специально созданного для этого фонда. Он предлагал создать отдельный фонд для развития инфраструктуры и финансировать проекты из него.
Теоретические подходы к реализации эффективной бюджетной политикиPDF, 4,66 МБ
Консервативное управление портфелем — деньги находятся в валюте, и практически не инвестируются в ценные бумаги, поэтому управление портфелем приносит небольшой доход. На 1 января 2019 года объем ФНБ был меньше, чем при его создании в 2009 году.
79% всех средств ФНБ находится в иностранных валютах на счетах в Центральном Банке России. Согласно договору с ЦБ, даже если эта часть остается в валюте, на нее начисляется такой же доход, как если бы деньги вложили в долговые обязательства иностранных государств.
Эта часть может приносить дополнительный доход за счет курсовой разницы и при росте котировок долгосрочных облигаций. Например, доходность долларового счета в 2019 году выросла в 1,8 раза по сравнению с 2018 годом, а доходность в фунтах стерлингов еще выше — в 2,4 раза. Доходность выросла за счет роста котировок государственных облигаций США и Великобритании. Но доходность в евро за 2019 отрицательная. ФНБ не вкладывает деньги в иностранные акции, золото или недвижимость.
Низкий уровень кредитования реального бизнеса через ВЭБ — деньги, которые ВЭБ одалживает коммерческим банкам, не доходят до малых и средних предприятий, потому что коммерческие банки выдвигают очень много требований к потенциальным заемщикам. Другими словами, малому бизнесу сложно получить кредит.
Отчетность ФНБ непрозрачная, и сложно сделать выводы о качестве управления деньгами. Например, нет информации о детальном распределении активов в портфеле и о результатах инвестирования.
Фонд не обеспечивает благосостояние людей, из него закрываются текущие нужды и дефицит.
Сравнение с норвежским суверенным фондом
Крупнейший суверенный фонд в мире — государственный пенсионный фонд Норвегии «Глобальный». Парламент Норвегии принял закон о создании фонда в 1990 году после того, как Норвегия нашла крупнейшее месторождение нефти в Северном море.
Норвежские власти понимают, что нефть когда-то закончится, и стараются инвестировать средства фонда так, чтобы обеспечить стабильность экономики на много лет вперед.
2009—2019 годах в млрд долларов. Источник: экспертно-аналитическое мероприятие Cчетной палаты» loading=»lazy» data-bordered=»true»>