Чем вызваны слезы сальери

Отчего же плачет Сальери?

Создавая образ Моцарта, Пушкин отстаивал свое программное понимание искусства. Но художественное исследование обстоятельств и условий реализации гением своих возможностей приводило к суровым и драматическим выводам. Отношение таланта к гению, определяемое завистью – ненавистью, закономерно приводило к убийству Моцарта.

Исторический реализм открывал Пушкину неминуемость такого разрешения конфликта.

Сальери, как мы помним, сформулировал свою позицию с категорической ясностью-“остановить” Моцарта необходимо, – “не

Сцена отравления потрясает доверчивостью и беззащитностью Моцарта и вероломством, нечеловеческим хладнокровием убийцы. Моцарт играет другу свое последнее

О, эти слезы Сальери! Сколько о них написано!

Отчего же плачет Сальери? Его слезы – это уже известный нам прием “компрометации” героя. Пушкин отрицал принципиально одностороннее изображение характера, высмеивал тех, у кого “заговорщик говорит: Дайте мне пить, как заговорщик”.

Отравив Моцарта, Сальери слушает его “Кес[шет”. Но ом оказывается не в силах сдержать своего смятения и волнения – и плачет. Слезы помогают увидеть его обыкновенным человеком, а не воплощением злодейства. Они подчеркивают чуткость его натуры к восприятию прекрасного.

Плачущий Сальери – это громадное художественное открытие Пушкина. Им создан характер нового времени – талант, искренне наслаждающийся творениями гения и убивающий гения; это символ жестокости и бесчеловечия общества, породившего эгоизм как необходимую форму самоутверждения человека.

В ответ на вопрос Моцарта – “Ты плачешь?” – Сальери отвечает: “Эти слезы Впервые лью…” Это ложь. Он сознательно обманывает Моцарта, но странно, что обманулись исследователи, постоянно подчеркивающие, что Сальери плачет впервые. В монологе, с которого начинается драма, Сальери признается, что уже с детства в нем проявлялась способность испытывать сладкое волнение от музыки: “Звучал орган в старинной церкви нашей, Я слушал и заслушивался – слезы Невольные и сладкие текли”.

Слезы смягчали, очеловечивали эгоистическую, мрачную, рассудочную натуру Сальери.

Отчего же больно Сальери слушать музыку Моцарта? Угрызения совести? Это исключено для такого человека, как Сальери. Боль заставила – и это действительно впервые – стыдиться слез своих; он говорит: “Друг Моцарт, эти слезы…

Оно бессмертно – именно оно, это ненавистное ему искусство, которому нельзя научиться. Драму бессилия тех, кто считает себя вправе “останавливать” гения, изобразил Пушкин в судьбе Сальери. Именно здесь, в финале, отравив Моцарта, Сальери терпит и окончательную идейную и нравственную катастрофу.

Related posts:

Источник

Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?

Чем вызваны слезы сальери. Смотреть фото Чем вызваны слезы сальери. Смотреть картинку Чем вызваны слезы сальери. Картинка про Чем вызваны слезы сальери. Фото Чем вызваны слезы сальери

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?

Есть три непобедимые вещи:

гений, доблесть, рождение.

Цели урока:

Развивающая – рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в трагедии.

Воспитательнаявоспитывать любовь к творчеству

Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов трагедии, индивидуальные задания, анализ и др.

Словарная работа: реквием

Оборудование: портрет Пушкина, музыка Моцарта, презентация, эпиграф к уроку.

1.Вступительное слово учителя

С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления. Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил «Зависть»

Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней.

— Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор?

А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте аллегорические образы.

Мы увидели страшный мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивая в нем свет.

— Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека?

– Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса.

Фиксирует тему на доске (слайд 3).

— Хаос изображенного, ужас и страх.

Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т. д.

-Что в глубине души моей лежит?

2. История создания трагедии (слайд 4)

— Какова история создания трагедии?

Почему заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)

3.Анализ сцены со слепым скрипачом (слайд 5).

— Какую роль играет в укреплении замысла Сальери сцена со слепым скрипачом?

Какую роль он играет в развитии действия?

Каково отношение к слепому музыканту Моцарта и Сальери?

Как меняется в лице Сальери?

Таким образом, эта сцена показывает столкновение двух начал в душе Сальери. Каких именно?

4. Анализ монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж» (слайд 6).

— Как соотносятся эпизод, когда Моцарт играет Сальери свое новое творение, и монолог Сальери «Жду тебя, смотри ж»? Почему Сальери не отпускает Моцарта, просит, чтобы тот играл ему?

4. Анализ сцены II.
Крушение теории Сальери
(слайд 7).

-Каким видит Сальери Моцарта в начале сцены II?

— Что усматривает Сальери в известии о создании Моцартом «Реквиема»?

— Можно ли Сальери назвать хладнокровным убийцей?

— Чем были вызваны слезы Сальери в конце трагедии?

— Как повлияла на Сальери

мысль Моцарта: «…гений и злодейство – две вещи несовместные»?

— Сожалеет ли Сальери о содеянном?

Выразительное чтение учителем стихотворения.

То, что ей в других претит.

— Что значит «убивает свет?» Согласны ли вы с автором стихотворения? Выскажите свои предположения.

Что поняли вы на сегодняшнем уроке, чему удивились, о чем задумались?

— Кто из двух героев трагедии истинно трагедийный образ?

— Какова миссия человека на земле?

-Прочитать главы 1-3 из повести Пушкина «Капитанская дочка».

Выразительное чтение учащимися фрагмента.

— Сальери как будто утверждается в своей мысли, что Моцарт – «гуляка праздный», легкомысленно относящийся к искусству вообще и к своему творчеству.. Серьезного, даже мрачного Сальери оскорбляет веселость Моцарта, его смех, шутки, жизнерадостность. Вместе с тем мысль о гениальности Моцарта не оставляет Сальери. Недаром он приравнивает произведения Моцарта к созданиям Рафаэля и Данте.

низменного (злобного, завистливого) и высокого (творческого, выражающегося в служении музыке, в преклонении перед гением.

Сальери, несмотря на снедающую его зависть, в первую очередь, музыкант, композитор, и поэтому, он преклоняется перед гением Моцарта, жаждет слушать его новые творения, совершенно искренне восхищается ими. И зависть с новой силой просыпается в его душе, и вновь он негодует на то, что «легкомысленный» Моцарт не понимает своего высокого назначения.

Выразительно чтение учащимися монолога Сальери «Жду тебя, смотри ж».

— Моцарт в этой сцене серьезен и задумчив. Сцена опровергает мнение Сальери о нем как о «гуляке праздном». Моцарт изображен таким же композитором-тружеником, любящим свое дело.

Сцена показывает истинные мотивы Сальери: его рассуждения о легкомыслии Моцарта оказываются лишь прикрытием зависти, которая является истинной причиной поступка Сальери.

Выразительное чтение финала пьесы.

Сальери, отравив Моцарта, слушает его игру и плачет. Но не гармония музыки, как думает Моцарт, трогает убийцу: теперь не будет друга и он почувствует себя гением. Злодейство свершилось, но в душе Сальери нет покоя:

— Пушкин подводит Сальери к мысли, что, убив Моцарта, он никогда не станет гением, потому что он злодей.

ничтожает светлые стороны души, божественный свет, лучшие ее проявления.

— Сальери, т. к. в трагедии изображена борьба в его душе двух начал: высокого и низменного.

— Единственная достойная миссия человека – быть творцом добра и красоты.

Источник

Урок по теме «Трагедия Сальери» (на основе сопоставительного анализа произведения А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и иллюстрации В.Фаворского).

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок по теме «Трагедия Сальери» (на основе сопоставительного анализа произведения А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» и иллюстрации В.Фаворского)

Оборудование : тексты художественного произведения, иллюстрация Владимира Фаворского, фрагменты «Реквиема» Моцарта.

Мы продолжаем разговор о маленьких трагедиях Пушкина. Иногда, чтобы разрешить проблемы в тексте, уместно обратиться к произведениям других видов искусства. Так, например, постижение оттенков смысла трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» возможно и через взаимный анализ гравюры Фаворского к произведению и текста трагедии Пушкина.

Чем вызваны слезы сальери. Смотреть фото Чем вызваны слезы сальери. Смотреть картинку Чем вызваны слезы сальери. Картинка про Чем вызваны слезы сальери. Фото Чем вызваны слезы сальери Чем вызваны слезы сальери. Смотреть фото Чем вызваны слезы сальери. Смотреть картинку Чем вызваны слезы сальери. Картинка про Чем вызваны слезы сальери. Фото Чем вызваны слезы сальери

Перед нами одна из целого цикла иллюстраций, созданных Владимиром Фаворским к трагедии А.С. Пушкина. В комнате два человека. Виден край стола. Что напоминает силут черного цвета в верхней части гравюры? (занавес)

От такой условности фона фигуры становятся как бы мельче и выглядят театрализованными, пространство обретает сценичность. Итак, перед нами подмостки трагедии, освещенные скудным светом театральных кулис.

— С какой сценой из трагедии можно соотнести эту гравюру? Почему вы так думаете? (с финалом).

-Как вы думаете, трагедия уже произошла? (Яд выпит,сме́рть неотвратима)

Посмотрим на гравюру. О Владимире Фаворском говорили, что он пишет смыслами. Кто из персонажей показан трагическим героем? А почему вы так думаете? Рассмотрим внимательно иллюстрацию. Эта гравюра исполнена Фаворским с истинной художественностью. Она производит страшное и одновременное чарущее впечатление. От нее невозможно оторвать глаз, а чем пристальнее вглядываешься, тем сильнее впечатление. В некоей тесной и мрачной комнате – два человека. Один из них – на первом плане – откинулся в порыве на спинку массивного кресла. Он молод. Руки – на клавишах клавира. На его лбу сияет мощный световой блик. Только что прозвучал последний аккорд. Мертвая тишина. Пальцы застыли на черно-белой клавиатуре. Второй – чопорный старик с мучительной гримасой на безбровом лице. Он плачет. Но плач его трудно назвать слезами. Скорее, это судорога, исказившая маскоподобное лицо, из трещины которого выступила слеза. Моцарт спокоен, самоуглублен, Сальери же – искажен страданием, судорожно сжата рука, буквально вцепился в спинку кресла, да и сидит напряженно, вполоборота.

2. Что волнует Сальери? Что отравляет ему существование? (Несправедливость небес).

Почему Сальери решил, что избран? (объясняем, обращаясь к тексту трагедии).

И вот Моцарт пьет, произнеся перед этим тост. И тут происходит то, что нарушает всю логику Сальери. Что? Почему? (Чтобы это почувствовать, нужно на мгновенье оказаться в роли Сальери – перед вами всё же пьеса, её нужно проживать. Просто-напросто представить себя на месте отравляющего, который видит, как жертва, считающая тебя свои другом, произнеся тост за твоё здоровье, пьет твою отраву. Казалось бы, обрадоваться исполнению замысла). Читаем отрывок из трагедии, наблюдаем.

Сальери пытается остановить (!) Моцарта.

А потом все же торжество! Давайте прочтем слова Сальери, передающие радость исполненного замысла.

— В этом отрывке дважды произносится «Эти слезы» … Одинакова ли причина, вызвавшая их? Почему плачет Сальери?

3. В чем же трагедия Сальери?

Обратимся вновь к гравюре Фаворского. Как отвечает на вопрос Фаворский? Посмотрим на композицию. Сальери – отделен клавесином. буквально – загнан в угол. Цвета на гравюре нет, какое другое выразительное средство? Свет-тень. Сальери – в тени, Моцарт – освещен.

Сальери – стар, Моцарт – юный. обратите внимание. кто отбрасывает тень? А еще? Только Сальери. Почему? Он один реален (слова Пушкина). То есть играющий Моцарт – это воспоминание Сальери!

Композиционный центр гравюры находится справа и выше геометрического центра. Это лицо Сальери.Как направлен взгляд наш? По кругу. Вечно играющий, бессмертный Моцарт.

Результаты воплощения теории Сальери выходят самые катастрофические для него. Отвергнув высшую првавду, Сальери оказывается готов не только к физическому убийству другого, но и к самоубийству, по крайней мере (и на первых порах) духовному.

Прочтем финал. Он необычен. Как вы думаете, чем?

В.С. Непомнящий: «Трагедия, не кончаясь, медленно струясь, вытекает в бытие. Последние строки ставят все действие в прямое отношение к Высшей реальности, которая охватывает все бытие, перед миром которой совершается и действие трагедии, и создание ее, и наше ее чтение и нескончаемое толкование. Текст устремляется туда, где и в самом деле «кончается искусство» и где нашему изучению делать нечего».

Использованные источники информации:

1. В.С. Непомнящий «Пушкин. Русская картина мира» (1999).
2. Королев А.В. «Пушкин и Фаворский (иллюстрация как опыт исследования художественного текста)».

Источник

Если задуматься, это звучит несколько неправдоподобно. Убийство из зависти было бы бессмысленным, ведь Моцарт уже создал невероятное количество музыки. Да и Пушкин навряд-ли написал пьесу с незамысловатой идеей, что завидовать — плохо. Все это и так знают.

Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше.

Бог несправедлив, утверждает Сальери. Тем самым, он отвергает и Бога, и его мораль. Этот вывод побуждает его взять правосудие в свои руки.

Как объясняет Сальери, несправедливость Бога в том, что «священный дар. бессмертный гений», достался Моцарту, а не ему, Сальери. Сальери доказывает, что он заслужил дар, и что Моцарт его не заслужил.

Доказательство заслуг Сальери опирается на три пункта: (1) его врожденная любовь к музыке, (2) его тяжелый труд изучения музыки, и (3) самоотверженность, жертвенное служение музыке.

Говоря о своей врожденной склонности, Сальери вспоминает

Ребёнком будучи, когда высоко
Звучал орган в старинной церкви нашей,
Я слушал и заслушивался — слёзы
Невольные и сладкие текли.

Чувствуется, что у него до сих пор текут слезы, когда он вспоминает об этом. Не случайно здесь речь идет о церкви. Сальери говорит здесь даже не столько о любви к музыке, сколько о своей врожденной святости.

Его тяжелые труды, предшествующие собственно композиции, описываются им как обременительные и неприятные

Труден первый шаг
И скучен первый путь. Преодолел
Я ранние невзгоды. Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию.

Но и дальше было не легче.

Вкусив восторг и слёзы вдохновенья,
Я жёг мой труд и холодно смотрел,
Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
Пылая, с лёгким дымом исчезали

Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений — не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан —
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного.

2. Точка зрения Бога известна, потому что треугольник Сальери ; Моцарт ; Бог подобен другому известному треугольнику: Каин ; Авель ; Бог.

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.»

Будучи земледельцем, Каин трудился в поте лица. В этом состояло Божье проклятье людям за грех Адама и Евы:
«за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб»
Именно так и жил Каин, отбывая наказание за грех родителей.

— Сознание, что делаешь доброе, важнее знаков признания, даже признания от самого Бога. Так говорит Бог.

Сальери трудился для успеха:

Усильным, напряженным постоянством
Я наконец в искусстве безграничном
Достигнул степени высокой. Слава
Мне улыбнулась;

Его критерием было не деланье добра, но признание. Он не руководился своим внутренним знанием добра и зла. Он не смог и устоять перед соблазном греха.
Он поступил как Каин.

А Моцарт? Он сам отвечает на этот вопрос у Пушкина:

Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.

Источник

Конспект урока литературы по теме «Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?»( 7 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Маленькая трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери”. Что в глубине души моей лежит?

Есть три непобедимые вещи:

гений, доблесть, рождение.

Цели урока:

Развивающаярассмотреть нравственные проблемы, поставленные в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери»

Воспитательнаявоспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина

Методические приёмы: слово учителя, аналитическая беседа, выразительное чтение отдельных эпизодов трагедии, индивидуальные задания, анализ.

Словарная работа: реквием

Оборудование : портрет Пушкина, музыка Моцарта, презентация, эпиграф к уроку.

1. Вступительное слово учителя

С библейских времен такая нравственная болезнь, как зависть, точила сердца людей, толкая их на тяжелые преступления. Выдающиеся люди разных эпох создавали произведения, изображая в них людей, пораженных пороками. Известный нидерландский художник эпохи Возрождения (16 века) Питер Брейгель создал цикл из 7 картин, каждая из которых посвящена отдельно взятому греху. Посмотрите на репродукцию картины этого художника, обратите внимание, как он изобразил «Зависть». (Слайд 2)

Какие чувства вызывает у вас эта репродукция, что вы видите на ней.

— Какую форму для изображения зависти в мире людей избрал автор?

А что называют аллегорией? Найдите и прокомментируйте аллегорические образы.

Мы увидели страшный, перевернутый мир, мир, из которого смеющиеся чудовища (аллегория зависти) заползают в душу грешника, убивают в нем свет.

— Какое чувство лежало в глубине души Сальери и убивало в нем человека?

Значит, какая тема урока? Сформулируйте ее в форме вопроса.

Фиксирует тему на доске ( слайд 3).

— Хаос изображенного, ужас и угнетающая атмосфера.

Иносказание, отвлеченная мысль, выраженная в конкретном образе.

Вереница голых изуродованных людей, с которых снимают обувь, кусающие себе руки персонажи, собаки, раздирающие кость, смеющиеся чудовища и т.д.

-Что в глубине души моей лежит?

2. История создания трагедии (слайд 4)

— Какова история создания трагедии?

Почему А.С. Пушкина заинтересовала легенда об отравлении Моцарта? (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к непримиримому конфликту и к преступлению.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *