Чем забивают столбы барьерного ограждения
Инструкция по сборке и установке дорожных ограждений
Указания по монтажу дорожных и мостовых ограждений металлических барьерного типа по ГОСТ 26804-2012
При установке ограждений следует руководствоваться требованиями ГОСТ Р 52289, ГОСТ Р 52606.
Работы по установке ограждений на дороге и мостовом сооружении проводятся после окончания работ по планировке и укреплению обочин, откосов земляного полотна, устройству присыпных берм, устройству конструкции дорожной одежды в соответствии с проектной документацией.
Установка стоек
До установки стоек следует провести разбивочные работы — наметить ось расположения стоек и места их установки по длине ограждения. При разбивочных работах необходимо учитывать расстояния от кромки проезжей части дороги до лицевой поверхности балки ограждения и от бровки земляного полотна до стойки ограждения. Расстояния должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов.
После разбивочных работ вдоль обочины дороги (мостового сооружения) раскладывают балки и корректируют по ним положение осей стоек.
На разделительной полосе ограждение должно быть расположено по ее оси, а при наличии на ней препятствий — вдоль оси разделительной полосы на расстоянии не менее 1,0 м от кромки проезжей части.
Стойки ограждений дорожной группы погружают в земляное полотно специальными механизмами (сваебойными установками, вибропогружателями).
Допускается устанавливать стойки в предварительно выбуренные в земляном полотне дороги шурфы диаметром 150—200 мм (для швеллеров и двутавров № 12— № 16 соответственно). Глубина пробуренного шурфа должна быть на 100—200 мм меньше длины заглубляемой части стойки. Установленную в грунт стойку добивают до необходимой отметки. Вертикальность стойки проверяют с помощью отвеса по ГОСТ 7948.
Обеспечение проектной отметки верхнего торца стойки следует проводить одновременно с обратной засыпкой шурфа гравийно-песчаной смесью с послойным ее уплотнением в шурфе через 0,2— 0,25 м ручными трамбовками до коэффициента уплотнения 0,96. Допускается заливка шурфа товарным бетоном.
Установка консолей-амортизаторов
Консоли-амортизаторы следует устанавливать на стойки так, чтобы наружная (выпуклая) сторона консоли была обращена навстречу движению.
Установка секций балки
Секции балки следует устанавливать после завершения укладки асфальтобетонного покрытия на проезжей части. Установку секций балки следует вести в направлении, противоположном направлению дорожного движения. Начало каждой секции следует располагать на наружной поверхности конца предыдущей секции.
Стыки секций допускается устраивать в любом сечении по длине ограждения — как на стойках, так и между стойками. Соединение секций балки между собой выполняют восемью (девятью — при стыковании на стойке) болтами М16 х 45.5.8 с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802 с шайбами по ГОСТ 11371 — по одной на каждый болт, с гайкой М16 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927. При креплении балки ограждения дорожной группы к консоли-распорке и жесткой консоли болтом М16 х 45.5.8 под него с лицевой стороны балки устанавливают прямоугольную шайбу 80 х 40 х 4 мм.
Соединение балки начального (конечного) участка с балкой рабочего участка следует выполнять с использованием секции балки угловой (СБУ).
Установка световозвращателей
Световозвращатели крепят к балке ограждения болтом с полукруглой головкой и квадратным подголовком по ГОСТ 7802 с гайкой М12 по ГОСТ 5915, ГОСТ 5927 в углублении профиля балки. При этом световозвращатель красного цвета должен быть обращен навстречу направлению движения.
Световозвращатели устанавливают по всей длине ограждения с шагом не более 4,0 м (в том числе на половине длины участков отгона и понижения).
Контроль качества сборки ограждения
Контролируемые параметры, допуски и средства для контроля качества сборки ограждений.
Технологическая Карта на устройство барьерного ограждения, сигнальных столбиков и установку дорожных знаков
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
На устройство барьерного ограждения, сигнальных
столбиков и установку дорожных знаков
СОДЕРЖАНИЕ
Настоящая технологическая карта разработана устройство барьерного ограждения, сигнальных столбиков и установку дорожных знаков, установку шлакбаума.
Земляные работы производятся в соответствии со следующими нормативными документами:
– СП 49.13330.2010 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. «Общие требования»;
– СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
– СП 126.13330.2012 Геодезические работы в строительстве;
– СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты.
– СП 78.13330.2012. Автомобильные дороги;
– ОР-91.200.00-КТН-284-09 Табель технической оснащенности лабораторий контроля качества и служб технического надзора на объектах строительства ПАО «Транснефть»;
– ОР-13100.00-КТН-030-12 Порядок, допуска подрядных организаций к производству работ по строительству, техническому перевооружению, реконструкции, капитальному и текущему ремонту, ремонтно–эксплуатационным нуждам объектов ПАО «Транснефть»
– ОР-03.120.00-КТН-030-18 Порядок осуществления строительного контроля заказчика при выполнении строительно-монтажных работ на объектах организаций системы “Транснефть”;
– ОР-91.010.30-КТН-111-12 «Порядок разработки проектов производства работ на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию объектов магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов;
– ОР-91.010.00-КТН-035-18 Порядок допуска подрядных организаций к производству работ на объектах нового строительства и реконструкции, выполняемых в рамках инвестиционной программы ПАО “Транснефть”;
– ВСН 012-88 Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Контроль качества и приемка работ. Часть 2. Формы документации и правила ее оформления в процессе сдачи-приёмки;
– ГОСТ 24297-2013. Входной контроль продукции. Основные положения;
– СП 48.13330.2011. Организация строительства;
– ОР-91.040.00-КТН-097-18 Требования к службам контроля качества строительных подрядных организаций на объектах организаций системы «Транснефть»;
Обустройство дороги выполнять после выполнения работ по вдольтрассовым проездам.
Устройство присыпной бермы
При установке сигнальных столбиков выполняется присыпная берма на откосе насыпи.
Перед началом устройства сигнальных столбиков на бермах необходимо выполнить подготовительные работы:
– произвести геодезическую привязку места установки столбиков к указанным в проекте точкам, к оси дороги и кромке проезжей части;
– осуществить завозку и складирование изделий, строительных материалов, оборудования, инструментов;
– подготовить основание под берму;
– выполнить отсыпку грунта на берму и уплотнить его;
– выполнить геодезическую разбивку центров пробуриваемых скважин для сооружения сигнальных столбиков и дорожных знаков.
Установка дорожных знаков и сигнальных столбиков
– устройство приямка под стойки знаков (ограждений), столбиков;
– монтаж стойки дорожных знаков, ограждений;
– засыпка приямка вручную мягким грунтом с послойным уплотнением.
Определение точного места расположения опоры дорожного знака и границ отсыпаемой бермы выполняют следующим образом:
– восстанавливают ось дороги;
– восстанавливают проектную линию по бровке земляного полотна и отмечают ее колышками с интервалом от 10 до 20 м;
– измеряют стальной лентой (дважды) расстояние от пикета до дорожного знака;
– забивают в полученной точке стальной штырь длиной от 100 до 120 мм;
– перпендикулярно оси дороги от стального штыря стальной лентой измеряют расстояние до центральной оси дорожного знака и забивают по оси временный колышек;
– размечают очертания бермы согласно разбивочному чертежу с закреплением контуров бермы колышками, забитыми на расстоянии от 0,5 до 1,5 м от бровки бермы;
Установка барьерного ограждения:
– окраска барьерного ограждения;
– установка светоотражающих устройств.
Работы по устройству обстановки дорог следует выполнять после окончания работ по планировке и укреплению обочин.
Монтаж дорожных знаков, барьерных ограждений выполнять с помощью автокрана.
При устройстве барьерного ограждения выполняют устройство скважин в грунте, установку столбов, монтаж ограждения, окраску.
Устройство ям выполнять бурильно-крановой машиной. Машину устанавливают поперек дороги, задним ходом к яме. Перед установкой столбов в ямы контролируют шаблоном и выравнивают дно под проектную отметку. На дне ямы устраивают бетонное основание вручную, с уплотнением ручной трамбовкой.
Поверхность ограждения очищают от ржавчины, пыли, высушивают. Работы по покраске производить в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10°С.
На окрашенном барьерном ограждении устанавливают и закрепляют болтами светоотражающие устройства.
Устройство барьерного ограждения производить исходя от положения устройства водопропускных труб, исключая попадания стоек в места устройства водопропускных труб.
Дорожные знаки представляют собой металлические стойки с прикрепленными к ним металлическими щитками. Стойка дорожного знака выполнена из оцинкованной трубы диаметром 57 мм. Принят II типоразмер дорожного знака с пленкой серии 3430.
Опоры для установки дорожных знаков приняты по типовому проекту 3.503.9-80.
Форма, размеры, расцветка дорожных знаков приняты по ГОСТ Р 52290-2004, а размещение по ГОСТ 52289-2004*. Размещение дорожных знаков предусмотрено на присыпных островках, на расстоянии 0,5 м от бровки земляного полотна или на полосе отвода за боковой канавой.
На пересечениях с нефтепроводами в проекте предусмотрены щиты-указатели «Внимание нефтепровод! Проезд здесь!» и опознавательные знаки «Внимание нефтепровод! Проезд запрещен!».
Конструкции, поставляемые на монтаж, должны соответствовать соответствующих стандартов, технических условий и рабочих чертежей.
Работы по установке дорожных знаков, барьерных ограждений и сигнальных столбиков следует начинать с разбивочных работ.
При устройстве барьерного ограждения выполняют устройство скважин в грунте, установку столбов, монтаж ограждения, окраску.
оснастке и материалах
Таблица 3.1 Материально-технические ресурсы
№ | Наименование оборудования | Количество |
1 | Кран КС-35714 | 1 |
2 | Автомобиль бортовой | 2 |
3 | Бурильно-крановая машина | 1 |
4 | Вахтовый автомобиль | 1 |
Допускается применение другого стандартизованного оборудования, материалов, машин, механизмов и инструмента аналогичного назначения, обеспечивающего требуемое проектом качество производимых работ.
Состав бригад определён, исходя из проектных решений, технологии и условий строительства и приведён в таблице 3.
№ п/п | Состав звена по профессиям | Кол. чел. |
1 | Машинист крана | |
2 | Водитель бортового автомобиля | |
3 | Водитель | |
4 | Разнорабочий | |
5 | Машинист бурильно-крановой машины |
Предусмотренные перечнем количество и разряд рабочих не являются строго обязательным, в зависимости от объемов работ может быть пополнен или уменьшен.
Необходимо руководствоваться правилами техники безопасности, изложенными в:
– СНиП 12-04-02 «Безопасность труда в строительстве. Часть II. Строительное производство»;
– РД 102-011-89 «Охрана труда. Организационно-методические документы».
Персонал, обслуживающий машины, должен иметь удостоверение на право управления, регулярно осматривать машину и своевременно устранять обнаруженные неисправности, выполнять профилактический ремонт.
В рабочей зоне запрещено находиться посторонним лицам.
Правила безопасного производства работ краном
До начала работ следует проверить техническое состояние инвентаря и приспособлений, тары, исправность стропов и канатов, тормозных устройств.
Выявленные в процессе осмотров и испытаний поврежденные грузозахватные приспособления и тара ДОЛЖНЫ ИЗЫМАТЬСЯ ИЗ РАБОТЫ.
Редко используемые съемные грузозахватные приспособления должны осматриваться и испытываться перед выдачей их в работу.
Данные осмотра канатов, стропов и тары заносятся в журнал осмотра стропов и тары 1 раз в 10 дней (тара 1 раз в месяц).
Краны до начала работ и через каждые 12 месяцев подвергают техническому освидетельствованию с проведением статических и динамических испытаний. Указанные работы выполняют механики, ответственные за технически исправное состояние.
Установка крана должна производиться на спланированной и подготовленной площадке. Устанавливать кран для работы на свеженасыпанном, неуплотненном грунте, а также на площадке с уклоном, превышающим указанный в паспорте, запрещается.
Установка крана должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1000 мм.
При установке крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры. Под опоры должны быть подложены прочные и устойчивые подкладки, являющиеся его инвентарной принадлежностью.
При выгрузке и перемещении грузов, при монтаже фундаментов резерв высоты над конструкциями транспортного средства и других препятствий должен быть не менее 0,5 м.
Запрещается: нахождение посторонних людей на разгрузочной площадке; при работе стропальщиков запрещается находиться под стрелой и грузом, вблизи вращающихся частей крана, между грузом и краном, между грузом и сооружениями, в кузове автомобиля при его погрузке и разгрузке.
Для подъема на груженый автомобиль следует использовать приставные инвентарные лестницы.
Сигнал машинисту крана о подъеме грузов должен быть подан только после того, как все члены бригады удалятся в безопасные места (спустятся с транспортного средства или штабеля, уйдут из зоны перемещения груза).
При подъеме и перемещении грузов стропальщикам находиться в кузове автомобиля или на прицепе трактора или на штабеле ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
Расстроповка грузов и ж/б фундаментов должна производиться по сигналу старшего стропальщика, только после надежной укладки в штабель или на место монтажа.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ участвовать в погрузочно-разгрузочных работах водителям или другим лицам, не входящим в состав бригады.
В зоне проведения работ запрещается нахождение посторонних или не занятых непосредственно на этих работах лиц.
Ответственный за безопасное производство работ кранами, осматривает установку крана и делает запись в журнал крана, с указанием стропальщиков и их удостоверений.
Пожарная безопасность
Освещение рабочих площадок должно производиться светильниками и прожекторами во взрывозащищенном исполнении, для местного освещения необходимо применять светильники во взрывозащищенном исполнении, напряжением не более 12 В.
На территории строительной площадки устанавливается необходимое количество пожарных щитов укомплектованных необходимым перечнем противопожарного инвентаря в соответствии с приложением №5 и №6 Правил противопожарного режима в РФ ППР утвержденных Постановлением Правительства РФ №390 от 25.04.2012г (огнетушитель порошковый, лом, багор, ведро, покрывало для изоляции очага возгорания).
Все работники должны проходить противопожарный инструктаж, обучение по пожарно-техническому минимуму в соответствии с Нормами пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» Утвержденных Приказом МЧС России 12.12.2007г. №645, с обязательной записью в журнале инструктажа под подпись.
На месте производства работ запрещается курение, курение разрешено только в специально оборудованных и отведенных местах с обязательной установкой урн для окурков.
Охрана окружающей среды.
При выполнении работ необходимо выполнять требования по охране окружающей среды, предусмотренные ВСН 014-89 «Строительство магистральных и промысловых трубопроводов. Охрана окружающей среды», РД-13.020.00-КТН-007-14.
В целях охраны окружающей среды при проведении выше указанных работ запрещается:
Требования к подрядным организациям по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух:
-Запрещается использование неисправных транспортных средств, машин и механизмов;
-Запрещается использование техники, не прошедшей технический осмотр с контролем токсичности и дымности выхлопных газов;
-Запрещается перевозка сильнопылящих грузов при отсутствии тентов для укрытия кузовов машин;
-Запрещается длительная необоснованная производственной необходимостью работа техники на холостом ходу.
Требования к подрядным организациям по организации работ в области обращения с отходами:
Все применяемые материалы, поступающие на объект, должны сопровождаться сертификатами (паспортами) качества завода изготовителя и подвергаться входному контролю с записью в журнале входного контроля.
Изоляционные материалы подвергаются лабораторному контролю с записью в журнале лабораторного контроля изоляционных материалов.
Выполнение всех конструктивных требований, обеспечивающих качество строительно-монтажных работ необходимо тщательно контролировать и оформлять актами на скрытые работы.
Результаты контроля заносятся в общий журнал работ.
Контроль качества работ при прокладке кабеля, протяженных анодных заземлителей
№ п/п | Наименование процессов и операций | Параметры, подлежащие контролю | Способ контроля | инструмент контроля | Периодичность контроля | Ответственный контролер | Технические критерии оценки качества |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 | |
1 | Устройство выемок грунта | Глубина выемок | измерительный | линейка | В процессе работ | Производитель работ | СНиП III-42-80*, раздел 3, таблица 2. +100 мм |
2 | Обратная засыпка выемок | Толщина слоя | измерительный | линейка | В процессе работ | Производитель работ | СНиП III-42-80*, раздел 3, таблица 2. +100 мм |
Качество грунта засыпки | визуально | В процессе работ | Производитель работ | Отсутствие камней, мерзлых комьев, строительных отходов | |||
3 | Обратная засыпка выемок | Толщина слоя засыпки | Инструментально, визуально | рулетка, линейка | В процессе производства работ | Производитель работ | Песок засыпки не должен содержать крупных включений. Заземлители не повреждены, толщина слоя песка не менее 0,35 м. |
4 | Установка стойки дорожного знака, ограждения | Вертикальность установки | Визуально | В процессе производства работ | Производитель работ | Вертикальность стойки в 2-х плоскостях |
По окончанию выполнения земляных работ производится их освидетельствование Заказчиком и документальное оформление с составлением Акта освидетельствования и приемки котлована с указанием его размеров в плане, профиле и абсолютных отметок дна.
Виды и способы операционного контроля качества работ
Вся приемо-сдаточная документация должна соответствовать требованиям СП 48.13330.2011.
Результаты операционного контроля фиксируются также в Общем журнале работ (согласно РД 11-05-2007).
На объекте строительства должен вестись Общий журнал работ и Журнал авторского надзора проектной организации. Так же должны вестись журналы на специальные виды работ такие, как Журнал геодезического контроля, Журнал уплотнения грунта.
Требования к порядку проведения строительного контроля подрядной организации
Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.
Датой начала выполнения работ по строительному контролю СКК является дата начала выполнения СМР подрядной организацией в соответствии с графиком производства СМР.
СКК должен проводить строительный контроль в процессе каждого технологического этапа работ. Результаты выполнения строительного контроля ежедневно фиксируются в журнале работ и журнале замечаний и предложений. Журнал строительного контроля подрядной организации оформляется в соответствии с приложением Д ОР-91.040.00-КТН-097-18.
Требования к организации службы контроля качества подрядной организации
Письменное уведомление со стороны начальника участка (потока) строительного подрядчика ответственных представителей заказчика и органа СК на месте производства работ за время, достаточное для мобилизации специалистов СК заказчика, но не менее чем за 1 календарный день, о начале выполнения новых этапов и видов строительно-монтажных работ, об изменении количества бригад (колонн), выполняющих работы, сменности выполняемых работ, о необходимости проведения освидетельствования скрытых работ, а также о других случаях, требующих изменения численного и/или квалификационного состава специалистов СК заказчика, с указанием ответственных представителей органа строительного подрядчика и представителей службы контроля качества строительной подрядной организации.
Проверка наличия своевременного оформления соответствующих изменений рабочей документации, проведения соответствующей экспертизы изменений рабочей документации в соответствии с ОР-03.100.50-КТН-156-17, ОР-03.100.50-КТН-126-17, ОР-91.200.00-КТН-080-16.
Строительный контроль должен осуществляться подразделениями строительного контроля СКК на всех этапах выполнения всех видов СМР. Запрещается выполнение СМР без участия СКК. Ответственность за организацию и качество осуществления строительного контроля возлагается на подрядчика.
Функции строительной подрядной организации
1) Уведомление заказчика и органа СК о необходимости проведения контрольных мероприятий по приемке выполненных работ за 3 рабочих дня в случае необходимости
предъявления работ, которые требуют наличия специализированного
2) Предъявление законченных технологических операций представителям органам СК заказчика и получение письменного разрешения, выданного специалистом СК Заказчика. В остальных случаях оформление и подписание АОСР (если это предусмотрено проектной рабочей документацией).
3) Выполнение технологических операций последующего технологического этапа, только после получения соответствующего разрешения, выданного специалистом СК Заказчика. В остальных случаях – после оформления и подписания АОСР (если это предусмотрено проектной/рабочей документацией), с указанием разрешения на выполнение последующего этапа работ.
Своевременное и качественное оформление исполнительной документации согласно составленному заказчиком на основании ОР-91.010.30-КТН-156-15 перечню.
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Технологическая карта разработана на основе применения методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проектов производства работ и организации труда на строительных объектах. Карта предусматривает устройство в смену 120 м барьерного ограждения из стального бруса на металлических столбах из двутавров (рис. 1) на насыпях высотой более 3 м в соответствии с типовым проектом 503-0-17 «Элементы ограждений автомобильных дорог», разработанным ГПИ «Союздорпроект» Минтрансстроя СССР.
Во всех случаях применения технологическую карту необходимо привязывать к местным условиям производства работ.
II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА
Барьерные ограждения устанавливают после устройства покрытия дороги, укрепления обочин, выполнения работ по планировке и укреплению откосов насыпи. Недостаточное уплотнение грунта обочин и откосов насыпи может привести к неравномерным осадкам и разрушению барьерного ограждения.
Элементы стального ограждения доставляют к месту установки автомобилями. Столбы выгружают вдоль участка работ, а монтаж брусьев ведут «с колес».
До начала работ по устройству барьерного ограждения восстанавливают проектную линию бровки земляного полотна и отмечают ее колышками через 15-20 м на прямых участках или участках кривых больших радиусов и через 10 м на участках кривых малых радиусов. На колышки выносят проектные отметки бровки.
Рис. 1. Схема расположения барьерного ограждения из стального бруса на насыпи высотой более 3 м:
При устройстве барьерного ограждения выполняют бурение ям, установку столбов, монтаж брусьев, окраску барьерного ограждения (рис. 2).
1—линия бровки; 2—кромка покрытия: 3—бурильно-крановая машина; 4—колышки разбивки; 5—ямы под столбы; 6—передвижной деревянный щит для бетона; 7—столб; 8—брус ограждения; 9—маркировочная машина; 10—выгруженные столбы; 11—автомобиль с брусьями
Бурение ям
На участке работ размечают центры ям и обозначают иx шпильками в следующем порядке:
отмечают центры ям для первого (крайнего) столба по ходу движения (см. рис. 1), затем для средних и последнего столбов участка ограждения. При этом используют шаблон и шнур, натянутый по колышкам линии бровки (рис. 3).
Бурильную машину устанавливают поперек дороги, задним ходом подают к центру ямы и центрируют бур над шпилькой.
Рис. 3. Шаблон для разбивки центров ям:
1—шнур, натянутый по линии бровки; 2—колышки, забиваемые по линии бровки; 3—шпильки или колышки, забиваемые по центру ям
Ямы бурят вертикально опущенным буром диаметром 350 мм на глубину 1,1 м. Глубину ямы контролируют шаблоном (рис. 4).
При слабых грунтах на дне ямы устраивают основание из щебня или песчано-гравийной смеси толщиной 10—15 см с уплотнением слоя ручными трамбовками. Ямы в этом случае бурят на соответственно большую глубину.
Рис. 4. Контроль глубины ямы шаблоном:
1—шаблон; 2—уровень; 3—колышек разбивки бровки земляного полотна; 4—обочина; 5—откос насыпи
Установка столбов
Перед установкой столбов глубину ямы контролируют шаблоном и выравнивают дно под проектную отметку.
На дне ямы устраивают бетонное основание толщиной 10 см. Бетон доставляют автомобилем-самосвалом и выгружают на передвижной деревянный щит с полозьями и тросом для перемещения на новую позицию. Лопатами перекидывают бетон на дно ямы, разравнивают и уплотняют ручной трамбовкой.
Столбы длиной 1,8 м заранее нарезают из стали двутаврового профиля № 16. В полках по шаблону просверливают отверстия для болтов крепления энергопоглощающей промежуточной вставки и стальных брусьев. Готовые столбы транспортируют на участок работ и разгружают вдоль обочины в местах их установки.
Металлический столб клещами подтягивают к яме и опускают в нее так, чтобы полка с отверстиями была обращена в сторону проезжей части дороги. Монтажными ломиками выправляют положение столба в плане, отвесом проверяют его вертикальное положение и фиксируют послойной засыпкой бетоном примерно на 1/3 глубины ямы с тщательным трамбованием бетонной смеси. Все работы рекомендуется вести от конца барьерного ограждения к началу. Столбы устанавливают в следующем порядке: вначале последний столб концевого и среднего участков, затем на расстоянии 20 м маячный столб для среднего участка. Положение последнего столба концевого и среднего участков выверяют особенно тщательно, так как этот столб является маяком. Затем по шнуру, натянутому по маячным столбам, и шаблону устанавливают промежуточные столбы (рис. 5).
Рис. 5. Установка столбов по шаблону:
1—столбы ограждения; 2—шаблон; 3—отвес
После установки столбов на участке протяженностью 20—30 м окончательно выверяют их положение и при необходимости корректируют (до затвердения бетона).
Линия установки столбов должна быть прямой либо плавно очерченной кривой на кривых участках. Верх столбов должен возвышаться над уровнем бровки земляного полотна на одинаковом уровне.
Монтаж брусьев
Работы по установке брусьев ведут по направлению от конца ограждения к его началу.
Брусья ограждения из профильной стали с просверленными отверстиями для анкерных и скрепляющих болтов доставляют к участку работ бортовыми машинами. Монтаж брусьев ведут при помощи кранового оборудования бурильно-крановой машины или автомобильным краном с транспортных средств.
На каждом столбе двумя болтами укрепляют энергопоглощающую вставку.
После установки брусьев окончательно выверяют их плановое и высотное положение. Необходимо, чтобы их верхняя грань на стыках лежала на одном уровне и расстояние между линией бровки и лицевой гранью бруса составляло 0,75 м (по шаблону). Слегка рихтуют брусья в горизонтальной плоскости, добиваясь, чтобы совпали отверстия для болтов крепления брусьев между собой. Все операции по рихтовке брусьев производят при вставленном анкерном болте, чтобы не сместились отверстия. Затем окончательно затягивают анкерные болты, устанавливают и затягивают болты для скрепления брусьев между собой.
После окончательной выверки и исправления барьерного ограждения ямы заполняют бетоном до уровня обочины с тщательным уплотнением слоев (толщиной до 15 см). Щит с бетоном перемещают по участку работ автомобилем.
Окраска ограждения
Поверхность элементов ограждения тщательно очищают стальной щеткой от ржавчины, пыли и грязи, промывают водой и высушивают. Работу производят в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10°С.
Ограждение окрашивают масляной краской за два раза. Первый раз всю поверхность покрывают белой краской.
После ее просыхания на брусьях размечают границы белой и черной полос. Белой масляной краской окрашивают второй раз столбы и полосы шириной 2 м на брусьях и после её просыхания пистолетом-краскораспылителем окрашивают черную полосу шириной 1 м. При этом окрашенную белую поверхность покрывают трафаретом.
По окончании работы остаток краски сливают в бачки. Бак и всю систему промывают, продувают форсунку рабочего органа.
Требования к качеству работ
Участок готового барьерного ограждения из стальных элементов должен иметь правильную прямую или плавно очерченную кривую линию в плане и в продольном профиле, без выступов и провисаний. Столбы должны стоять вертикально. Верхние кромки брусьев должны быть в месте стыка на одном уровне.
При устройстве барьерных ограждений необходимо руководствоваться следующей технической литературой:
СНиП III-40-78 «Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ». М., Стройиздат, 1979;
Типовой проект 503-0-17 «Элементы ограждений автомобильных дорог». М., ГПИ «Союздорпроект», 1978.
Мастер при устройстве барьерного ограждения должен руководствоваться картой операционного контроля качества (раздел VIII).
Требования по технике безопасности
До начала установки барьерных ограждений участок работ ограждают переносными шлагбаумами и дорожными знаками в соответствии с «Инструкцией по ограждению, мест работ и расстановке дорожных знаков при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог», ВСН 179-73, М., «Транспорт», 1974.
Складирование элементов барьерного ограждения на откосах насыпей и выемок запрещается.
Поднимать столбы барьерного ограждения следует при; помощи специальных захватов (клещей).
При установке элементов барьерного ограждения и их рихтовке с применением кувалды необходимо соблюдать обеспечивающий безопасность производства работ интервал между рабочими.
При монтаже барьерного ограждения запрещена работа людей и механизмов в нижней части откоса на длине фронта работ плюс 15 м в обе стороны.
При очистке конструкций от грязи и ржавчины рабочие должны быть обеспечены защитными очками и респираторами.
При окраске барьерных ограждений лакокрасочными материалами следует строго соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Лакокрасочные материалы транспортируют и хранят в закрытой таре. Порожняя тара также должна быть закрыта. Замасленные обтирочные концы во избежание самовоспламенения в течение смены складывают в закрытые металлические ящики и после смены уничтожают.
При заправке бака краской и его очистке запрещается курить и пользоваться источниками открытого огня. Оператор маркировочной машины должен иметь защитные очки.
При строительстве стальных барьерных ограждений на автомобильных дорогах необходимо пользоваться следующей литературой по технике безопасности:
СНиП III-4-80 «Техника безопасности в строительстве». M., Стройиздат, 1980;
«Правила техники безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М., «Транспорт», 1978;
«Типовая инструкция по охране труда для дорожных рабочих». М., Оргтрансстрой, 1979;
«Инструкция по безопасному ведению работ для машинистов (крановщиков) стреловых самоходных кранов (железнодорожных, автомобильных, гусеничных, пневмоколесных)». М., «Транспорт», 1975.
Работы по устройству барьерного ограждения из стального бруса выполняют в светлое время дня.
Для выполнения работ организуют бригаду рабочих, в состав которой входят следующие звенья:
Звено по бурению ям
Машинист бурильно-крановой машины 5 разр.—1
Дорожный рабочий 2 » —1
Звено по установке столбов
Монтажники конструкций 3 разр.—3
Дорожные рабочие 2 » —2
Звено по монтажу брусьев
Монтажники конструкций: 4 разр.—1
Звено по окраске ограждений
Машинист маркировочной машины 4 разр.—1
Помощник машиниста (оператор) 4 » —1
Дорожный рабочий 2 » — 1
Водителя бортовой автомашины, доставляющей столбы и брусья к месту установки, в состав звеньев не включают.
Участок разбивают на сменные захватки длиной по 120 м и работы ведут поточным методом поочередно на четырех захватках.
Звено по бурению ям первые 4 ч смены занято на третьей захватке монтажом брусьев.
Вторую половину смены дорожный рабочий размечает по шаблону положение центров ям на первой захватке и отмечает их колышками, зачищает при необходимости дно ям и откидывает лишний грунт от бровки, а в конце смены помогает машинисту очищать бур. Машинист управляет бурильно-крановой машиной.
Звено по установке столбов ведет работы на второй и третьей захватках.
На второй захватке дорожные рабочие устраивают бетонные подушки на дне ям. Монтажники конструкций опускают в ямы и центрируют столбы и вместе с дорожными рабочими заполняют ямы на 1/3 глубины бетоном. Затем рабочие переходят на третью захватку и после установки и укрепления брусьев заполняют ямы бетоном до верха. Бетон доставляют автомобилем-самосвалом через 2 ч четыре раза в смену.
Звено по монтажу брусьев ведет работы на третьей захватке.
Машинист бурильно-крановой машины при помощи кранового оборудования поднимает брус, подает его к месту установки и удерживает на весу при монтаже.
Такелажник стропит брусья, дорожный рабочий и монтажник конструкций 3 разр. наживляют их анкерными болтами. Второй монтажник конструкций 3 разр. устанавливает и закрепляет болтами энергопоглощающйе вставки.
Монтажник конструкций 4 разр. контролирует и руководит выправлением положения брусьев и вместе с двумя монтажниками 3 разр. и одним 2 разр. окончательно затягивает болты.
На четвертой захватке, равной двум сменным, звено по окраске ограждения ведет все работы по окраске барьерных ограждений и установке светоотражающих устройств.
Машинист разметочной машины управляет машиной, а его помощник (оператор) управляет рабочими органами при нанесении краски. Дорожный рабочий очищает барьерное ограждение, размечает границы окраски черной краской.
Рекомендуется организовать работу звена по окраске ограждений через смену по мере накопления фронта работ.
При небольшом объеме работ отдельные захватки могут быть совмещены.
Примечания. 1. Доставка столбов и брусьев к месту работы и раскладка столбов на обочине графиком не учтены.
2. Графиком учтено время на отдых рабочих.
3. Цифры над линией – количество рабочих, занятых в операции, под линией – продолжительность операции, мин.