Чем заканчивается барышня крестьянка
Чем закончилась повесть «Барышня крестьянка»
екрасной дочери Муромского, нет повода с ним встретиться. Настя (актриса Екатерина Редникова), служанка Лизы, восторженно отзывается о юном Берестове, и озорная Лиза решает непременно повидать Алексея. Она совершает неожиданный поступок: переодевается в платье Насти и идёт гулять в лес, который граничит с берестовским имением.
Переодетая в крестьянку барышня летним утром сталкивается с Алексеем. Он очарован её обаянием и простотой. Лиза представляется служанкой Акулиной, дочерью прилучинского кузнеца из имения Муромского. Своё настоящее имя она скрывает. Алексей предлагает «Акулине» вновь встретиться. Свидания происходят всё чаще, между молодыми людьми завязывается роман.
Их отношения длятся больше месяца. Берестов-отец выезжает на охоту и встречает Муромского, прогуливающегося на коне. Заяц, которого гонят егеря Берестова, наводит страх на лошадь Муромского. Конь срывается с места, Муромский падает, не удержавшись в седле, и ушибается. Дворянский этикет не позволяет Берестову бросить в беде соседа, пусть даже неприятного ему. Он привозит его к себе, угощает обедом и запрягает экипаж для возвращения домой. В ответ Муромский, польщённый дружеским отношением к себе, приглашает в гости Берестова с сыном.
Лизу смутила затея отца. До сих пор она не раскрыла Алексею правды о себе. И теперь, приехав в гости, он непременно её разоблачит. Девушка проявляет смекалку: берёт у своей гувернантки белила, выкрашивает лицо и становится неузнаваема. Она надевает чудной наряд, который скрывает фигуру. За обедом Лиза неестественно растягивает слова, общается исключительно по-французски. Алексей не признаёт в странной барышне свою возлюбленную.
Как и прежде, Алексей с «Акулиной» продолжают встречаться. Не заподозривший подвоха парень рассказывает, что Муромская-дочь некрасива и ему совсем не нравится. Кроме встреч, влюблённые пишут друг другу письма, обменяться которыми им помогает дупло старого дерева. Постепенно неприязненные отношения их родителей перерастают в дружеские. Берестов-старший и Муромский решают породниться и поженить молодых.
Алексея охватывает безысходность, когда он узнаёт от отца о предстоящей женитьбе. Он ни в какую не желает расставаться со своей «простушкой Акулиной». Отец настаивает и даёт три дня на раздумывания. Алексей идёт против воли отца, пишет девушке письмо и предлагает пожениться. На следующее утро он едет к Муромскому в надежде объяснить отказ от брака с его дочерью.
Алексей не предупреждает соседей о своём визите. Он внезапно появляется в поместье и застаёт «Акулину» за чтением своего письма. Парень бросается к Акулине-Лизе и осыпает её руки поцелуями. Тут входит Муромский и видит, что у молодых уже всё слажено. Лиза с Алексеем в замешательстве становятся на колени. Муромский берёт икону и благословляет их.
«Барышня-крестьянка»: читать краткое содержание повести Пушкина, 6 класс
Пересказ повести Александра Сергеевича Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести Белкина». Краткое содержание. Литература, 6 класс. Читать полный текст рассказа, бесплатно смотреть фильм 1995 года, слушать аудиокнигу. Герои произведения: Лиза Муромская, Алексей Берестов, их отцы-помещики. Анализ, план, характеристика повести.
«Барышня-крестьянка» — повесть Александра Сергеевича Пушкина, входящая в цикл «Повести Белкина». Произведение было написано всего за два дня, 19-20 сентября 1830 года, впервые издано в 1831 году.
Полный текст и аудиокнига
В формате аудиокниги произведение можно послушать на YouTube.
Кратчайшее изложение
Соседи-помещики Муромский и Берестов не любят друг друга и не общаются. Однако дочь Муромского, Лиза, притворяется неграмотной крестьянкой и знакомится с сыном Берестова Алексеем. Молодые люди влюбляются друг в друга.
Внезапно вражда отцов Лизы и Алексея заканчивается: Берестов выручает на охоте упавшего с лошади Муромского, помещики мирятся и вскоре решают скрепить дружбу женитьбой своих детей.
Алексей не догадывается, что обещанная ему в жены Лиза и есть его возлюбленная «крестьянка». Он хочет отказаться от свадьбы, приезжает к соседям и вдруг узнает в невесте свою любимую.
М.А. Милашевский. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка»: подробный пересказ
В одной из отдаленных российских губерний живут по соседству два помещика-вдовца: Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский. Друг друга они не любят: Берестов критикует Муромского, который ведет хозяйство на английский манер. Сосед-англоман в ответ злится и зовет Берестова «медведем-провинциялом».
М.А. Милашевский. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
В поместье Берестова приезжает сын Алексей — молодой красавец, в которого тут же влюбляются все местные барышни. Более всего им интересуется дочь Муромского, 17-летняя Лиза. Но из-за вражды отцов она даже не может увидеть симпатичного соседа.
Однажды служанка Лизы, побывав в поместье Берестовых, рассказывает хозяйке, что Алексей «удивительно хорош собой», добр и весел. Молодой барин играл с крепостными девушками в горелки и лез целоваться.
Лизе так хочется увидеть Алексея, что она решает сама нарядиться крестьянкой и как бы невзначай встретиться с ним. Сшив себе крестьянскую рубашку и сарафан, обувшись в лапти, Лиза ранним утром идет в рощу на границе отцовских владений и натыкается там на Алексея — он охотится с собакой. Они знакомятся: Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца.
Алексей пытается ее обнять, но та дает отпор, у молодого человека это вызывает уважение. Они расстаются, пообещав на другой день увидеться снова.
Алексей думает только о девушке и наутро бежит к месту свидания. Лиза говорит ему, что больше они видеться не должны, потому что ни к чему хорошему эта связь не приведет. Тот уговаривает ее продолжить встречи, обещая не искать ее в деревне и не расспрашивать о ней.
«Они расстались, и Алексей, оставшись наедине, не мог понять, каким образом простая деревенская девочка в два свидания успела взять над ним истинную власть». Спустя пару месяцев оба влюблены без памяти. Но Алексей знает, что барский сын не может быть вместе с простой крестьянкой, а Лиза помнит о вражде отцов и потому не надеется, что те одобрят их отношения. И все-таки они счастливы.
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
Ситуация меняется внезапно. Однажды Иван Петрович Берестов выезжает поохотиться и случайно встречает едущего верхом Григория Ивановича Муромского. При появлении зайца лошадь Муромского пугается и сбрасывает седока на землю. Берестов зовет пострадавшего «противника» в гости. За завтраком они разговаривают вполне дружелюбно: «вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцой кобылки».
Д.А. Шмаринов. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
Ну другой день Муромские ждут с ответным визитом отца и сына Берестовых. Лиза не хочет, чтобы Алексей узнал ее в настоящем обличии. Она велит отцу ничему не удивляться, а перед гостями появляется наряженная сверх всякой меры, «набеленная по уши» и с фальшивыми локонами. Алексей не может узнать в ней свою Акулину: «Лиза жеманилась, говорила сквозь зубы, нараспев, и только по-французски».
Назавтра Лиза под видом Акулины выспрашивает у Алексея, что тот думает о барышне. «Она перед тобой урод уродом», — говорит Берестов-младший. Он учит крестьянку грамоте, влюбленные начинают переписываться; «почтовая контора учреждена была в дупле старого дуба».
Между тем помещики-отцы общаются все ближе и становятся друзьями. Оба приходят к мысли поженить Алексея и Лизу. Узнав о воле отца, Алексей говорит, что соседская дочь ему вовсе не нравится, но отец непреклонен: «Ты женишься, или я тебя прокляну, а имение, как бог свят! продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю». Он дает сыну три дня на размышление.
Алексей решает, что готов пожертвовать наследством ради любви. Он пишет письмо Акулине, где сообщает о грозящей опасности, и предлагает крестьянке жениться на ней.
На следующий он день едет в имение Муромского, чтобы все ему сказать. Григория Ивановича нет дома, и тогда молодой барин решает увидеться с Лизаветой Григорьевной: «Объяснюсь с нею самою».
Застав девушку за чтением своего письма, Алексей узнает в ней милую Акулину, бросается целовать ей руки. Входит Муромский: «Ага! Да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…»
Д.А.Шмаринов. Иллюстрация к повести «Барышня-крестьянка»
План повести «Барышня-крестьянка»
Краткий анализ, характеристика повести и героев
Как и все другие «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка» построена на неожиданном сюжетном повороте. В основу истории положена почти шекспировская драма — любовь между юношей и девушкой из враждующих семей.
Но если в «Дубровском» пустяковая ссора помещиков приводит к трагедии и несчастью их детей, то в «Барышне крестьянке» все наоборот: давние соперники внезапно мирятся, ситуация сама собой разрешается как нельзя лучше.
В произведении нет ни одного отрицательного персонажа. Берестов-старший и Муромский подтрунивают друг над другом, но при ближайшем знакомстве сходятся и легко забывают надуманные обиды. Оба оказываются благородными и хорошими людьми.
Лиза Муромская воплощает все положительные качества русской провинциальной барышни: она добра душой, свободна и «самобытна». Даже в образе простой крестьянки она покоряет Алексея своей цельностью и чистотой.
Алексей Берестов, несмотря на напускную романтическую мрачность, тоже «добрый и пылкий малый», у него «сердце чистое, способное чувствовать наслаждения невинности». Он оказывается готов пожертвовать состоянием и местом в обществе ради любви.
Автор вознаграждает героев счастливым финалом и тут же обрывает повествование. Читателю остается лишь вздохнуть с облегчением и самому додумать радостную развязку.
Смотреть фильм 1995 года «Барышня-крестьянка»
В 1995 году режиссер Алексей Сахаров снял на студии «Мосфильм» лирическую комедию по мотивам повести Пушкина. Роль Лизы исполнила Елена Корикова, роль Алексея — Дмитрий Щербина. Помещика-англомана Муромского сыграл Леонид Куравлев, а его недруга Берестова — Василий Лановой.
Посмотреть фильм можно бесплатно на YouTube.
Чем заканчивается повесть «Барышня-крестьянка»?
Как поступит умненькая и предприимчивая девушка, узнав, что неподалеку поселился интересный молодой человек? Будет давить на папу и маму, чтобы они устроили бал или вечеринку или просто пригласили красавчика-соседа в гости? А если ее папа и отец молодого человека давно в ссоре и не желают даже слышать имени друг друга? Постарается затеять с ним переписку, как сделала пушкинская Татьяна? Нет, на этот раз она устроит маскарад с переодеванием для одного-единственного зрителя, который поверит в розыгрыш и не на шутку влюбится в очаровательную «актрису», которая и сама загорится к нему любовью. Именно так поступила находчивая Лиза Муромская, героиня пушкинской «Барышни-крестьянки». Да к тому же придумала отличное объяснение своим «господским» повадкам, отличающим ее от настоящих деревенских девушек. Она объявила себя любимицей своей молоденькой барышни, скорее подружки, чем госпожи.
Более того, когда Алексей Берестов все же явился в дом Муромских, Лиза так набелились и накрасилась, выбрала такой неподходящий для ее смуглой красоты наряд и так ломалась и жеманничала, что Алексей не узнал свою деревенскую красавицу и ни не миг не подумал, что его дурачат, хотя родители Лизы и особенно ее отец были изумлены фантазиями своей любимицы. Даже когда милая крестьяночка, которую Алексей взялся научить писать и читать, обнаружила необыкновенную понятливость, Алексей не заподозрил, что девушка знакома с этим искусством давным-давно.
Но удивительные открытия совершила и Лиза. Она слышала, что Алексей разочарован в жизни из-за несчастной любви и презирает весь изменчивый прекрасный пол. А на самом деле он оказался не мрачным меланхоликом, а веселым и жизнерадостным юношей, любителем пошутить и поиграть с деревенскими девушками в горелки. Ну а любовь к охоте и уединенным странствиям помогала ему объяснить родителям и всем интересующимся, почему он все чаще уходит далеко от дома ни свет ни заря и возвращается ближе к вечеру.
Занятые своими чувствами влюбленные даже не заметили, что их родители помирились. И когда Алексей узнал, что дочь соседа станет его невестой, он был разгневан и шокирован, потому что отлично запомнил эту нелепую и разряженную барышню, которая казалась размалеванной куклой по сравнению с его милой Акулиной. И только когда он явился к соседям пораньше, чтобы объясниться, он обнаружил, что Лиза и Акулина — одна и та же девушка. Когда «старик Муромский», которому, наверное, было лет пятьдесят, зашел в комнату дочери и обнаружил там эту нежную парочку, он понял, что молодые люди давно познакомились и «сошлись», несмотря на запреты строгих отцов.
Эта небольшая повесть немного напоминает другие истории о семейной вражде, прежде всего сюжет пушкинского «Дубровского». Но в отличие от деспота Троекурова, отец Алексея — просто пожилой чудак, которого все соседи считали неисправимым гордецом за пристрастие ко всему английскому. Да и Муромский-старший — добрый человек, который немного устал от причуд своенравной дочки и рад, что все закончилось хорошо. Так что стоит надеяться, что у этой истории не только знакомый всем нам счастливый конец, но и счастливое продолжение, которое каждый из читателей может придумать сам. Впрочем, почти все истории, рассказанные вымышленным провинциальным дворянином Иваном Петровичем Белкиным, заканчиваются хорошо. Исключение составляет разве что «Станционный смотритель», который заканчивается одинокой смертью бедняги-смотрителя и неясностью насчет судьбы его дочери, которая стала то ли законной женой своего похитителя, то ли просто-напросто его любовницей.
Есть в этой повести и еще одна интересная деталь. Влюбившись в мнимую «Акулину» и не желая жениться на существующей только в его воображении противной ломаке-Лизе Алексей пишет своей возлюбленной письмо, предлагая ей выйти за него замуж. Возможна ли была такая история в реальности? Все зависит не только от реакции отца Алексея, но и от знатности рода Берестовых, а также от того, крепостная Акулина или нет. В русской истории бывали случаи, когда даже знатнейшие вельможи женились на своих крепостных возлюбленных, подобно графу Шереметьеву, который полюбил крепостную актрису Парашу Жемчугову. Но такие союзы сопровождались грандиозными скандалами, так что, скорее всего, брак Алексея и Акулины был совершенно невозможным. Словом, все хорошо, что хорошо кончается.