Чем заканчивается драма гроза островского
Краткое содержание «Гроза» Островского: краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении
Краткое содержание пьесы «Гроза» Островского: краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении
Действие пьесы происходит в середине XIX веке в городке Калинов на берегу Волги.
Катерина глубоко несчастлива в семье Кабановых. Главой семьи является злая и властная старуха Кабаниха, мать Тихона. Глуповатый бесхарактерный Тихон во всем слушается свою мать.
Катерина влюбляется в Бориса, молодого человека, который приехал из Москвы к своему дяде, купцу Дикому. Катерина мучается оттого, что она любит не своего мужа Тихона, а Бориса.
Однажды Тихон уезжает из города на две недели. Варвара Кабанова, сестра Тихона, сочувствует несчастной Катерине. Она помогает Катерине встретиться с Борисом. В результате Катерина и Борис встречаются 10 ночей.
Тихон возвращается домой раньше срока. Катерина не видится с Борисом и скучает по нему. Ее мучают угрызения совести. Не выдержав, она рассказывает мужу и свекрови правду. Тихон готов простить Катерине измену, но злая Кабаниха не позволит этого.
Тем временем Дикой отправляет Бориса по делам в Сибирь на три года. Борис покорно соглашается с дядей, так как иначе тот лишит Бориса и его сестру наследства. Катерина просит Бориса взять ее с собой в Сибирь, но Борис боится дядю и уезжает один. Убитая горем Катерина бросается в реку.
Увидев Катерину в реке, Тихон хочет броситься в воду, чтобы спасти ее. Но Кабаниха останавливает сына, угрожая проклясть его за спасение неверной жены.
Катерина тонет. Когда ее тело выносят на берег, Тихон обвиняет в ее гибели мать Кабаниху.
«Гроза»: краткое содержание и анализ пьесы Островского
А.Островский пьеса «Гроза»: YouТube / Советские фильмы / Кино СССР
Девятнадцатый век — золотое столетие в литературе, которая создала неповторимые типы и характеры. «Луч света в темном царстве» — так отозвался известный критик Николай Добролюбов о Катерине — главной героине пьесы Островского «Гроза». Краткое содержание этой реалистической истории поможет в анализе проблематики и системы образов произведения.
«Гроза»: краткое содержание
Краткое содержание Островский «Гроза» — основа читательского дневника тех, кто изучает русскую классику. Что нужно занести в него:
Пьеса «Гроза» открывается диалогом местного механика-самоучки Кулигина с приказчиком Кудряшом о самодурстве богатого купца Дикого. К разговору присоединяется племянник Дикого — Борис, который приехал получить наследство бабки, оставшееся у дяди.
Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин:
Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории.
Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где:
Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.
Тихону необходимо уехать из города, жена слезно просит взять ее с собой. Но он хочет отдохнуть от матери и семьи, совершенно не думая о супруге.
От безысходности девушка ищет утешения в любви к племяннику Дикого — Борису, а потом, воспитанная в благочестии, мучается и публично признается мужу и свекрови в совершенном грехе. После этого жизнь несчастной девушки становится невыносимой: после укоров совести и гонений деспотичной Кабанихи Катерина бросается с обрыва в Волгу.
Трагически пьесу завершает Островский. «Гроза» краткое содержание знакомит в общих чертах с мещанским ограниченным миром патриархальной России, из которого автор не видит выхода, поэтому обрекает главную героиню на трагический финал.
В чем причина жизненной драмы Катерины? Ее судьба типична и драматична, о чем свидетельствует краткий пересказ. «Гроза» Островского раскрывает актуальную и сегодня проблему беззащитности женщин и насилия в семье.
«Гроза»: анализ произведения
Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году. Она стала результатом впечатлений писателя, который путешествовал по Волге и делал записи о жизни поволжских провинциалов. Несколько заметок о ее художественных особенностях:
Почему пьеса Островского называется «Гроза»?
Смысл названия имеет символическое значение: гроза не только природное явление, это символ перемен многовекового русского уклада. «Гроза» означает протест природных сил, которые сами хотят определять себе нравственную меру и законы поведения, не желают покорно и автоматически подчиняться чужой воле.
Конфликт
В преддверии реформ социально-бытовую драму о жизни купеческого сословия создает Островский. «Гроза» поднимает вечную тему — конфликт эпох и поколений: консервативного патриархального уклада, который представляют Кабаниха, ее сын и дочь, купец Дикой, и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее, воплощением которых стали образы Катерины и механика-самоучки Кулигина.
Развязка конфликта трагическая: тот, кто хотел свободы, находит ее только в смерти.
Проблематика
Произведение «Гроза» полипроблемное:
Нравственный выбор настоящего искреннего чувства — главный посыл Островского в пьесе.
Образная система пьесы
Остановимся на главных персонажах:
Героиня, воспитанная в любви и ласке, попадает в чужой мир, где ее унижают муж и свекровь. Однако она сохраняет непосредственность и былую мечтательность: «. Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. ».
Катерина — героиня пьесы «Гроза»: YouТube / Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России
Девушка искренна в своих чувствах: она влюбляется в Бориса — племянника Дикого, но и в этих отношениях не обретает счастья. Не жизнь, а видимость жизни сохраняет ее новый возлюбленный, с которыми она связывает мечты о воле и разделенной любви.
Она становится жертвой рабского предательства. Однако страсть к свободе и желание быть счастливой вызывает в ней протест. Катерина публично признается в измене мужу.
Свекровь Катерины — Марфа Игнатьевна — женщина жестокая и грубая. Все конфликты в семье возникают из-за ее авторитарного характера.
Кабаниха консервативна, живет устоями давно минувших дней, не понимая, что мир развивается, а жизнь движется вперед. В этом контексте актуален ее монолог: «Что будет, как старики перемрут. ». Она отстаивает уже лишенный жизненных корней порядок вещей. Со всеми членами семьи у нее складываются конфликтные отношения.
Безвольным и слабохарактерным представлен муж Катерины — Тихон. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить жену от самодурства матери. Лишь в финале пьесы признает, что ханжество и самодурство разбивают любые доводы рассудка, любые чистые чувства.
Он много читает, готов делать жизнь города лучше, однако среди калиновцев не находит поддержки. Герой — носитель новых взглядов и новых идей, ему внутренне близок поступок Катерины, преступившей границы плоти ради свободы духа. Об этом он с мрачным торжеством объявляет калиновским обывателям: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь пepeд судией, который милосерднее вас!»
Эпохальный моральный и нравственный перелом отобразил Александр Островский в пьесе «Гроза». Краткое содержание поможет вам раскрыть глубокие социальные и моральные проблемы произведения классика.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Гроза
19-й век, лето, вымышленный город Калинов на берегу Волги. Все события происходят в течение нескольких недель. Названия действий — условные.
Очень краткое содержание
Катерина жила в небольшом городке на Волге.
Катерина Кабанова — молодая, красивая, робкая и кроткая, честная, безвольная, много молится, страдает от тирании свекрови.
Её свекровь была вдовой и богатой купчихой. Муж Катерины полностью подчинялся властной и жестокой матери, и та всячески тиранила и сына, и его несчастную жену.
Катерина полюбила племянника жестокого и жадного купца, жившего в том же городке. Когда муж Катерины уехал из городка по делам, женщина начала встречаться с племянником купца.
Когда муж вернулся, Катерина не выдержала мук совести и призналась ему в измене. После этого свекровь стала ещё сильнее тиранить женщину.
Вскоре племяннику купца пришлось уехать: дядя отправил его в Сибирь. Взять с собой Катерину он не мог, потому что полностью зависел от дяди. Распрощавшись с любимым, Катерина поняла, что не сможет вернуться в дом к мужу и свекрови, бросилась с обрыва в Волгу и погибла.
Подробный пересказ по действиям
Кулигин и Кудряш с приятелем прогуливались в общественном саду города Калинова, разбитом на высоком берегу Волги.
Кули́гин — мещанин, часовщик-самоучка, изобретатель, умный, романтик, мечтает построить вечный двигатель.
Ваня Кудря́ш — молодой конторщик, служит у одного из богатейших купцов города, весёлый, смелый, наглый, не боится сурового начальника.
Кулигин восхищался красивым видом, но Кудряш не разделял его восторгов: ему было всё равно.
В отдалении купец Дикой ругал своего племянника Бориса.
Савел Прокофьевич Дико́й — купец, один из богатейших людей города, невероятно скупой, властный, злой, домашний тиран, начальник Вани Кудряша.
Борис Григорьевич — племянник Дикого, образованный, добрый, спокойный, безвольный, полностью подчиняется дядьке, любит замужнюю женщину.
Кудряш пожалел, что в городе мало сильных парней, способных собраться и отучить Дикого «озорничать». Он считал, что купчиха Кабанова лучше Дикого: «та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался». Сам Кудряш не боялся Дикого и смело отвечал на его ругань.
Отругав племянника, Дикой ушёл. Борис подошёл к Кулигину. Тот спросил, зачем Борис живёт у дядьки и терпит его ругань. Борис рассказал, что его отец, родной брат Дикого, женился на благородной против воли матери и уехал в Москву. Там родители отдали Бориса в Коммерческую академию, его сестру — в пансион, и умерли от холеры.
Борис с сестрой остались без средств к существованию. Вскоре они узнали, что умершая бабушка завещала им небольшое состояние с условием: они получат деньги после совершеннолетия, если будут почтительны с дядей. Борису пришлось оставить сестру у родственников матери, переехать к Дикому, бесплатно работать на него и терпеть его издевательства.
Борис понимал, что денег не получит или получит «какую-нибудь малость», но всё равно терпел ради сестры. Дикой тиранил не только племянника, но и жену с дочками. Разозлившись с утра, он не успокаивался весь день, и домашние прятались от него по чердакам и чуланам.
Борис пожаловался Кулигину, что ему трудно, он не может стать в Калинове своим. Кулигин ответил, что в городе царят «жестокие нравы». Народ беден, а богачи используют их труд, чтобы ещё больше обогатиться. Мечта Кулигина — изобрести вечный двигатель, получить за изобретение награду и дать работу городскому мещанству.
Кулигин ушёл. Борис поразмышлял о своём незавидном положении, ухудшившемся любовью к замужней женщине, которую однажды увидел в церкви и ни разу с ней не разговаривал. Заметив издали эту женщину, идущую в сопровождении мужа и свекрови, Борис ушёл.
Из церкви домой возвращалась семья Кабановых. Кабанова пилила своего сына Тихона за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова, жестокая, властная, лицемерная.
Тихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи, мягкий, добрый, безвольный, любит жену, но во всём слушается мать.
Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину.
Варвара Кабанова — дочь Кабанихи, красивая, упрямая, своевольная, делает, что хочет, не слушает властную мать, крутит роман с Кудряшом.
Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь.
…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Дома у маменьки Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт.
Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой.
В дом Кабановых пришла Феклуша.
Феклуша — странница, богомолка, немолодая женщина, невежественная, разносит неправдоподобные слухи и сплетни.
Разговорившись со служанкой, Феклуша сначала похвалялась своей праведностью, потом начала рассказывать нелепые выдумки о дальних странах, в которых сама никогда не была: о несправедливых султанах и людях с пёсьими головами. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол. Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла.
Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном.
Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу.
Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Катерина была грустная, она предчувствовала беду. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы.
Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю.
Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя.
Феклуша и Кабанова сидели на скамейке перед домом купчихи. Феклуша говорила, что в других городах жизнь суетливая, по улицам «огненные змии» ездят, а здесь, в Калинове, тихо и хорошо: просто «обетованная земля».
Тут пришёл пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили: мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом.
Вскоре к Кабановым пришёл Борис: его прислали узнать, где Дикой. У дома с ним встретилась Варвара, возвращавшаяся со свидания с Кудряшом. Прикрыв лицо платком, она шепнула Борису, чтобы тот пришёл ночью к оврагу за их садом.
Ночью Варвара ушла на свидание с Кудряшом, а Катерина встретилась с Борисом. Они признались друг другу в любви. Катерина чувствовала, что заплатит за этот грех, но уже ничего не боялась.
Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
Они договорились встречаться, пока не вернётся Тихон.
Прошло десять дней. Богатые горожане гуляли по набережной, началась гроза, все спрятались в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным. Изобретатель уговаривал купца пожертвовать деньги на общественные нужды: он хотел возвести в парке солнечные часы и снабдить город громоотводами. Дикой денег не дал. Он разозлился на Кулигина, который сказал, что гроза — не кара божья, а электричество, и от неё могут защитить громоотводы. По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься.
Дождь закончился, Кулигин и Дикой ушли. В полуразрушенную галерею вошли Борис с Варварой. Тихон вернулся раньше, чем обещал, и Катерина «сама не своя сделалась»: мечется, рыдает. Это начала замечать Кабанова. Варвара боялась, что Катерина во всём признается мужу.
Снова прогремел гром. В галерею вбежала Катерина, вслед за ней — Кабаниха и Тихон. Кабанова сказала Тихону, что его жена, возможно, ему не верна. В этот момент Катерина увидела Бориса и испугалась. Вмешалась Варвара и сделала знак Борису, чтобы тот ушёл.
Взволнованная и измученная Катерина отошла в сторону, чтобы помолиться, и увидела на стене фреску, изображающую страшный суд. Это стало последней каплей. Катерина бросилась в ноги Тихону, покаялась в измене и лишилась чувств.
Прошло время. Прогуливаясь вечером в общественном саду, Тихон встретил Кулигина и пожаловался, что вся его семья «в расстройство пришла». Катерину он любил и жалел, даже побил её только потому, что маменька велела. Во всех бедах Тихон винил Кабанову: если бы она не тиранила Катерину, та не решилась бы на измену.
Теперь Кабаниха Катерину «поедом ест», а та «тает, как воск». Тихон жалеет и жену, и Бориса, он простил бы их, но маменька против. Кулигин посоветовал ему жить своим умом и простить жену — тогда она будет верна ему всю жизнь. Тихон ответил, что своего ума у него нет, а тот, что есть, он возьмёт и пропьёт — пусть маменька тогда с дураком нянчится.
Бориса дядя отправляет на три года «в Тяхту, к китайцам», служить в конторе у знакомого купца. Варвара, которую Кабанова посадила под замок, сбежала с Кудряшом неизвестно куда. Тихону дом опостылел, возвращался он туда с большой неохотой.
Тут подошла служанка и сообщила, что Катерина ушла из дому, и её не могут найти. Тихон и Кулигин бросились на поиски.
Появилась Катерина. Она тосковала по Борису, мечтала попрощаться с ним. Теперь она жила, как в могиле, и жалела, что сейчас на Руси не убивают неверных жён.
Появился Борис. Он сообщил Катерине, что дядя посылает его в Сибирь. Сюда он пришёл, чтобы попрощаться с местом, где они встречались. Катерина попросила взять её с собой, но Борис отказал, оправдываясь тем, что едет не по своей воле. Катерина смирилась, благословила любимого и отпустила его. В том, что произошло, она винила только себя.
Домой Катерина не пошла: лучше в могилу, чем в дом Кабанихи, которая запирала и мучала её. Жить ей больше не хотелось. Боясь, что её поймают и насильно вернут домой, Катерина побежала в сторону Волги.
Стемнело, сбежались люди с фонарями, явились Тихон с Кабановой. Вдруг кто-то крикнул, что женщина бросилась в воду. Кулигин побежал туда, Тихона не пустила мать.
Вскоре люди вернулись, один из возвратившихся сообщил, что Кулигин вытащил из омута утонувшую женщину. Она бросилась с высокого обрыва в Волгу, ударилась о якорь и погибла.
Тихон побежал навстречу Кулигину, который нёс мёртвую Катерину.
Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!
Тихон бросился к мёртвой жене, начал обвинять мать в её гибели. Кабанова прикрикнула на сына. Тот упал на труп жены со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Гроза»
«Гроза» Александра Островского, краткое содержание которой вы здесь прочтете, является одной из наиболее ярких пьес русской классики. Она была высоко оценена не только театралами, но и литературными критиками. Благодаря им и появился фразеологизм «Луч света в темном царстве», который очень метко характеризовал честного и открытого человека в стоячем болоте мещанского захолустного городка.
Любовная линия тут не является приоритетной. Психология, типажи русской жизни «в глубинке» и конфликты поколений – вот что на самом деле интересует писателя. Помимо главных героев, немаловажными являются другие сюжетные линии, отношения, разворачивающиеся между второстепенными персонажами
Краткое описание действующих лиц
Если изучать пьесу «Гроза» по действиям, даже из краткого содержания становится понятно, что произведение написано в духе реализма. Его персонажи – жители российского городка Калинова. Несмотря на то, что это вымышленное место, в его описании воплощена самая суть российского захолустья. Поэтому первое, на что следует обратить внимание читателю, — это реакция персонажей на положение вещей в городе. Не все им довольны, и на такое явление, как подчинение личности установленным правилам, каждый из них реагирует по-своему.
Катерина — главный персонаж пьесы «Гроза». Именно ее знаменитый русский критик Н.А. Добролюбов назвал «Лучом света в темном царстве». Это чистая помыслами молодая женщина, неудачно вышедшая замуж за рохлю-мужа и попавшая под гнет свекрови. Но не только семейные неурядицы делают Катерину несчастной: она словно задыхается в гнетущей атмосфере Калинова. Сложившиеся устои создают невидимую клетку, в которой, словно птичка, бьется молодая женщина.
Тихон Кабанов — воспитанный властной матерью и не смеющий ей перечить молодой человек, муж Катерины.
Кабанова Марфа Игнатьевна, называемая Кабанихой – домашний тиран, утверждающий свою власть не только над сыном, но и над невесткой. Очень любит старые времена, категорически не приемлет перемен.
Варвара – сестра Тихона. Не замужем. Единственная, кто не боится матери-деспота и смеет ей перечить. Умна и изворотлива.
Борис Григорьевич – симпатичный человек молодого возраста. Он хорошо образован и обаятелен. Приехав в Калинов к дяде, страстно влюбляется в Катерину. Он также чтит устои и терзается муками совести, поскольку полюбил чужую жену.
Дикой Савел Прокофьевич — богатый дядюшка Бориса. Скупой купец, грубый, невоспитанный, а в придачу еще и не слишком умный.
Кудряш – смазливый юноша. В нем не чает души Варвара, сам же он воспринимает девушку прохладно. Самовлюбленный мещанин, у которого нет ни идеалов, ни чувства прекрасного.
Кулигин – одержимый идеей технического прогресса житель города. Страдает от того, что мещане Калинина неотёсаны и самодовольны.
Барыня – полусумасшедшая старушка, играющая роль пророчицы. Впрочем, никто из жителей не придает значения ее словам.
Глаша – прислуживает в доме Кабановых.
Феклуша – странница, являющаяся апологетом местных устоев. Постоянно повторяет, дескать «в обетованной земле живем».
Пересказ пьесы очень кратко
Катерина, главная героиня, чувствует себя в доме супруга и свекрови, как птица в клетке. До замужества она была любимой дочерью, жила в ласке, воспитывалась в духе свободы.
Существование в доме Кабановых для нее нестерпимо. Деспотичная Кабаниха грызет ее денно и нощно, а муж не может постоять не только за нее, но даже за себя. Катерина чувствует, что уже не любит Тихона, и укоряет себя в этом. Неудивительно, что она влюбляется в заехавшего к ним в город Бориса.
Она не в силах противостоять своему чувству. Около десяти дней, пока муж занимался делами в отъезде, длилось ее счастье. Но, будучи честной и принципиальной, она призналась в своей измене членам семьи. Однако Борис уехал и бросил свою возлюбленную, поскольку и он оказался слаб перед обстоятельствами. Терзаемая душевной болью, Катерина во время сильной грозы бросается с высокого берега в Волгу.
Краткое содержание по действиям
Действие I
На городской площади часовщик Кулигин умиляется открывающимся перед ним пейзажем. Но для его собеседника, конторщика Кудряша, красота природы не имеет никакого значения. Двое жителей Калинина становятся невольными свидетелями сцены, когда купец Дикой изводит нападками Бориса, своего племянника. Последний же, чтобы получить наследство, вынужден терпеть все грубости и выходки богатого родича.
Когда Савел Прокофьевич уходит, Борис словно исповедуется перед своим знакомым Кулигиным. Он даже сознается ему, что влюбился в женщину, которая уже замужем. Кулигин вводит Бориса в курс местных обычаев: «Здесь нельзя заработать на жизнь честным трудом» — говорит он. В порыве откровенности он признается, что мечтает изобрести вечный двигатель, но мещанам этого не нужно – они существуют лишь животными потребностями. В подтверждение его слов на сцене появляется Феклуша со своим гимном обывательству.
После этого на площади появляется семейство Кабановых. Мать, как всегда, изводит сына из-за того, что тот, женившись, стал меньше любить и уважать ее. Тихон не имеет сил противиться этому гнету. Кабаниха начинает жаловаться с удвоенной энергией, втайне желая, чтобы дети ее переубеждали. Недовольная тем, что сын делает это без особого энтузиазма, она бросает ему: «Да посмотри на себя – будет ли жена бояться тебя после этого?»
Под конец 1-го действия деспотичная вдова удаляется, а ее безвольный сынок радуется возможности пропустить стопку водки у купца Дикого. Катерина с Варварой остаются одни на площади, они откровенничают. Катерина заявляет, что ее сердце отдано не мужу, а другому человеку. Прагматичная Варвара решает устроить встречу золовки с возлюбленным. Как вестница смерти появляется полусумасшедшая Барыня, указывает на волгу и произносит: «Вот куда ведет красота – прямо в омут!» Катерина говорит, что и она чувствует приближение смерти, но Варвара настроена скептически к словам старушки.
Действие II
Второе действие начинается с того, что Тихон собирается уехать по делам на две недели. Катерина просит взять ее с собой, однако супруг, даже не думая, как обижают жену его слова, говорит, что он, мол, «давно мечтал хоть на время вырваться из-под опеки матери, а тут еще и супруга напрашивается».
Сцена прощания. Рохля Тихон дает наставления жене, вернее, послушно повторяет всё, что требует от него мать: «Скажи ей, чтобы почитала свекровь, чтобы без работы не сидела». Когда же супруги обнялись, Кабаниха и вовсе взорвалась. Она потребовала, чтобы Катерина пала мужу в ноги, как до этого сын кланялся перед матерью. Вдова провозглашает манифест домострою, утверждая, что «когда старые все повымрут, свету держаться будет не на чем».
Хитроумная Варвара совершила кражу – исподтишка вытянула и матери ключ от входной калитки и вручила его золовке. Отныне Катерина может встречаться с Борисом, но ее по-прежнему терзают муки совести. Однако справиться со своим чувством она не в силах. Борис также страшится нарушить моральные устои. Он даже не знает, питает ли к нему какие-то чувства замужняя женщина. Тем не менее, он хочет вновь увидеть ее, поэтому и приходит на встречу, устроенную изобретательной Варварой.
Действие III
Гимн православным скрепам продолжают петь Глаша с Феклушей. По их мнению, во всем мире «творится содом», тогда как семья Кабановых – «последний рай». Особенно провинциалки осуждают обитателей столицы — те, по их мнению, всегда в суете, оттого и лица у всех грустные.
К своей приятельнице и единомышленнице приходит в гости захмелевший Дикой, чтобы «облегчить душу». Купец жалуется на племянника — за то, что вынужден отдать его наследство, на поденщиков – за то, что вынужден платить им заработок.
Борис сталкивается с Варварой, целующейся со своим любовником. Девушка выкладывает информацию о том, где и когда состоится встреча. Катерина сначала отправляет Бориса прочь, но потом заключает его в свои объятия:
«Если я Суда Божьего не побоялась, неужто испугаюсь человеческой молвы?»
Но Варвара отговаривает свояченицу быть искренней. Ложь, по ее мнению, держит дом Кабановых, да и весь мир. Четверо молодых людей (Катерина, Борис, Варвара и Кудряш) уславливаются встречаться в овраге и в последующие дни.
Действие IV
Муж Катерины неожиданно приезжает домой на 4 дня раньше. Действие 4-е, таким образом, происходит через 10 суток после третьего.
Кулигин, пользуясь природным явлением грозы, просит Дикого спонсировать изготовление громоотвода, но купец в обычной своей грубой манере отказывает ему. «Ты – червь, — говорит он бедному часовщику. – Захочу, растопчу тебя, захочу, помилую».
От вида подошедшего Бориса Катерина бледнеет, чуть не падая в обморок. Находчивая Варвара делает ему знак уйти. Но тут возникает Барыня. Она нападает со своей речью на Катерину: «От Бога не спрячешься! Скорей в омут, грешница, с красотой-то своей!»
Потрясенная женщина во всеуслышание признается мужу, что десять ночей изменяла ему.
Кабаниха набрасывается на Катерину
Действие V
Тихон изливает перед Кулигиным душу. Сам-то он готов простить жену, но Кабаниха не дает, а он не смеет ей перечить. Несмотря на то, что Катерину держат взаперти, брак фактически распался. К тому же, Варвара уехала с любовником прочь, и всю злобу мать теперь вымещает на сыне. Появляется служанка Глаша с известием, что и Катерины нет. Присутствующие бегут ее искать.
В это время Катерина в одиночестве и тоске зовет любимого. Борис появляется, он ласков с ней. Но смысл его слов сводится к тому, что ради обещанного наследства он должен ехать по приказу дяди в Сибирь на три года, и Катерине нет места в его жизни. Тогда девушка просит его раздавать по дороге милостыню нищим, чтобы те молили Бога за ее грешную душу. Остается за скобками, понял ли Борис, что задумала его возлюбленная. Но даже если он и догадывается, что творится у нее в душе, он уходит. А Катерина совершает самоубийство, прыгая со скалы в воду.
Катерина прыгает с утеса в реку
Это заметили гуляющие на набережной. Услышав крики ужаса и узнав о самоубийстве женщины, Тихон понял, что это была его жена. Он хочет кинуться ее спасать, но, остановленный властной матерью, только трясется.
Заканчивается действие тем, что Кулигин приносит бездыханное тело Катерины. Всю свою горечь и бессильный гнев на бездуховное мещанское общество он вкладывает во фразу:
«Вот вам Катерина. Можете делать с ее телом всё, что хотите! Но ее душа теперь уже не ваша. Она – перед высшим Судией, который гораздо милосерднее вас!»
Раскрывая сюжет пьесы по главам, Александр Островский словно представляет нам срез тогдашнего общества. И признаемся: такие типажи, как богатый купец-самодур, властная мать и лебезящий перед ней сын не ушли в прошлое. Но остались ли среди нас такие люди, как главная героиня драмы?
«Жестокие нравы в нашем городе, сударь, жестокие! Здесь вы ничего, сударь, окромя грубости да душевной нищеты не увидите. И не выбиться нам, сударь, никогда из этой дыры» — в этом монологе Кулигина – суть пьесы.
Основная мысль пьесы
«Рабов в рай не пускают» — гласит поговорка. Поэтому знаменательными становятся слова Тихона, которые и завершают пьесу:
«Хорошо тебе, Катерина! А мне то зачем оставаться жить на свете и мучиться?»
Чтобы вникнуть в детали пьесы, рекомендуется прочесть произведение в полном объеме.