Чем заканчивается история чистый понедельник
Кратко «Чистый понедельник» И. А. Бунин
“Чистый понедельник” Иван Алексеевич Бунин написал во время второй мировой войны, находясь в заграничной иммиграции.
Центральной проблемой, скучающего по родине, писателя выступает многогранность и сложность русского национального характера.
Очень краткий пересказ рассказа «Чистый понедельник».
Рассказчик, он же один из двух основных героев, страстно влюблён в женщину. Они оба хороши собой, молоды, не обижены в интеллектуальном плане. Но всю зиму она держит его на расстоянии.
Весной в прощеное воскресенье она просит заехать за ней. По дороге влюблённый рассказчик выясняет, что его возлюбленная очень религиозна. На другой день девушка веселится на капустнике среди актёров и даже остаётся на ночь с рассказчиком.
Но следующим утром она уезжает в Тверь. Затем пишет письмо с просьбой не беспокоить ее более, так как она решила посвятить свою жизнь служению богу. Спустя некоторое время герой видит свою любимую в рядах послушниц монастыря.
Главные герои их характеристика:
Внешне очень красивый, материально обеспеченный молодой человек из Пензенской губернии, от лица которого идёт повествование. Герой влюблён, но его дама сердца не соглашается на брак и ни каким образом не даёт ему надежды на серьёзные отношения хотя бы в будущем.
Но он надеется и заваливает любимую подарками, исполняет любые капризы. Одна ночь вместе становится его единственной наградой за терпеливые ухаживания, но после она уезжает навсегда. Герой узнаёт, что его возлюбленная уходит в монастырь.
Загадочная девушка с притягательной внешностью: стройная, смуглокожая, темноволосая, черноокая — звезда светского общества. Из богатой семьи, живёт одна в Москве, но при этом материальные блага для неё не важны.
У этой необычной девушки богатый внутренний мир, она ищет своё призвание и, к несчастью главного героя, не видит себя хранительницей очага. Выбором её души становится служение богу.
Краткое содержание рассказа «Чистый понедельник» подробно.
Всю зиму герой-рассказчик ездил к храму Христа Спасителя, напротив которого снимала угловую квартирку его возлюбленная. Он дарил ей букеты и книги, водил в театры и рестораны. Но его знаки внимания девушка принимала почти безразлично. Слабостью её оставалась лишь дорогая одежда — меха и шелк.
Как пара они были великолепны. Он похож на итальянца, она на персидскую красавицу. Она была молчалива и задумчива, он весел и разговорчив. С момента их знакомства на лекции Андрея Белого наш герой был одержим желанием жениться на прекрасной героине, но она не позволяла их отношениям перейти в “серьёзные”.
Ласкам вроде не противилась, подарки принимала, но дистанцию сохраняла. Герою оставалась довольствоваться тем, что есть и он вволю любовался своей спутницей, восхищаясь её богатым внутренним миром и загадочностью. Надежды на совместное будущее он не оставлял.
Пришла весна. В Прощеное воскресенье герой заехал за своей возлюбленной по её просьбе. Они отправились в Новодевичий монастырь. Девушка по дороге рассказала, что прошлым утром была на похоронах епископа. Она была под большим впечатлением. Герой удивился, как много знает его любимая о церкви. Вечером в трактире девушка обмолвилась, что возможно уйдёт в монастырь.
На другой день, в чистый понедельник, на весёлом капустнике возлюбленная героя много танцевала, курила и выпивала шампанское. Домой попросилась лишь в три часа ночи и велела кучеру уехать. В эту ночь герой остался до утра у возлюбленной.
Чуть рассвело девушка разбудила рассказчика и попросила оставить её. Она сказала, что вечером уезжает в Тверь.
Спустя две недели наш герой получил от своей возлюбленной послание, в котором она просила не отвечать ей и сообщала, что идёт в «послушницы». Рассказчик тяжело переживал, но просьбу исполнил. Он долго кутил с горя, но постепенно оправился.
Минуло два года. Путешествующий по «святым местам» герой, остановившись у монастырских ворот, услышал церковный хор. Став свидетелем крестного хода, он среди других шествующих разглядел лицо своей бывшей возлюбленной.
История создания рассказа «Чистый понедельник».
Во время написания рассказа «Чистый понедельник» И.А. Бунин находился во французской иммиграции. Задумка создания рассказа появилась ещё в 1937-м году, а свет он увидел в Нью-Йоркском журнале в 1945 году. Иван Алексеевич сам говорил, что «благодарен богу» за рождение этого произведения. Он был уверен, что этот рассказ лучшая его работа.
Это произведение литературоведы относят к неореализму, а его ведущий художественный приём — антитеза, то есть автор противопоставляет образы героев, монастырскую и городскую жизнь, духовность и быт.
Интересно, что исследователи творчества писателя считают, что у героев «Чистого понедельника» есть жившие в реальности прототипы. Это сам писатель и его первая любовь Варвара Пащенко, которая тоже долго не могла разобраться со своими чувствами. Варвара, правда, ни в какой монастырь не уходила, но оставив Бунину на прощание лишь записку, стала женой другому мужчине.
«Чистый понедельник»: краткое изложение рассказа Бунина. Анализ и главные герои
Краткое содержание рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Читать полный текст. Краткий анализ и суть произведения. Главные герои. Тема и проблематика рассказа: любовь и загадка человеческой души. Русская литература, 11 класс.
«Чистый понедельник» — рассказ Ивана Алексеевича Бунина, написанный в 1944 году в эмиграции и вошедший в сборник о любви «Тёмные аллеи».
Содержание
Рассказчик вспоминает, как в молодости в Москве ухаживал за загадочной красавицей. Они виделись каждый день, он признавался ей в любви и звал замуж. Она была погружена в себя, говорила, что не создана для брака, и никогда не шла с ним дальше поцелуев. Но однажды она пригласила возлюбленного остаться на ночь, а на следующее утро уехала из города. В письме девушка сообщила, что намерена уйти в монастырь, и просила её не искать. Сердце героя было разбито, но он исполнил эту просьбу.
Чистым понедельником в Русской православной церкви неофициально называют первый день Великого поста. Именно в этот день главные герои рассказа встречаются в последний раз.
Полный текст и аудиокнига
Полностью рассказ можно почитать здесь: полный текст.
Послушать аудиоверсию можно на YouTube.
«Чистый понедельник». Краткое содержание
Зима 1912 года, Москва. Рассказ ведётся от имени неназванного молодого человека. Каждый вечер он ездит к возлюбленной, которая живёт напротив храма Христа Спасителя. Она в Москве одна, её отец — богатый купец из Твери. Молодой человек возит её по театрам и ресторанам, дарит конфеты, цветы и книги.
Но девушка так и остаётся для него загадкой. Непонятно, что у неё на уме. Иногда кажется, что её ничто не радует, хотя она любит цветы и шоколад, читает книги, с аппетитом обедает.
Они оба молоды, красивы и богаты, их считают прекрасной парой. Но он непоседлив, а она молчалива и задумчива. Он признаётся ей в любви, а она отвечает уклончиво: «Вы у меня первый и последний». Она даёт себя целовать, но останавливает, когда он пытается пойти дальше. Он говорит о браке, но она заявляет, что «не годится в жены».
Рассказчик называет эти отношения «странной любовью» и «неполной близостью». В итоге он решает просто радоваться возможности быть вместе и надеяться, что со временем возлюбленная проникнется к нему ответным чувством.
Так проходит зима. Накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье она вдруг предлагает съездить в Новодевичий монастырь. Рассказывает, что накануне была на похоронах архиепископа-старообрядца. Оказывается, она часто бывает в храмах, хотя и не считает себя религиозной. Её притягивает атмосфера старой, допетровской Руси: летописи, песнопения, монастыри.
«Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — заявляет она.
На другой вечер они едут на «капустник» художественного театра. Девушка весела, пьёт шампанское, много курит и танцует. После возвращения она велит своему спутнику отпустить кучера. Это значит, что она впервые предлагает возлюбленному провести вместе ночь.
Утро они встречают в одной постели. Девушка внезапно сообщает, что ей нужно уехать из Москвы, возможно, надолго. Две недели спустя возлюбленная присылает молодому человеку письмо. Она сообщает, что больше не вернётся в Москву: пойдёт послушницей в монастырь, а потом, если решится, пострижётся в монахини.
Она просит не искать встречи. Он выполняет просьбу и не ищет её. От горя много пьёт и пропадает по кабакам. Постепенно приходит в себя, но с тех пор живёт безрадостно.
Проходит почти два года. Под Новый год молодой человек, поддавшись непонятному чувству, заходит в Марфо-Мариинскую обитель. Он видит великую княгиню Елизавету Федоровну в окружении монахинь. Одна из монахинь поднимает взгляд от свечи и смотрит в темноту, будто на него. Он тихо разворачивается и уходит.
Важная деталь! Порой утверждают, будто в монахине главный герой узнал свою возлюбленную. Однако в рассказе Бунина об этом нигде не говорится. Сказано лишь, что на героя посмотрела одна из монахинь, словно узнавшая его в темноте.
Анализ рассказа
Действие происходит в дореволюционной России, однако сам рассказ был написан много позже, в мае 1944 года. Бунин, давно эмигрировавший из России, во время Второй мировой войны жил в городе Грасе на юге Франции, под нацистской оккупацией. По словам жены, писатель говорил: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать “Чистый понедельник”».
Тема и проблематика
Как и другие рассказы Бунина, «Чистый понедельник» — произведение загадочное. В нём нет явной морали, нет авторских оценок, нет положительных и отрицательных персонажей. Это размышление о любви, о молодости, о душе. И одновременно — воспоминание 73-летнего писателя-эмигранта о Москве, которой уже давно нет, об утраченной молодости.
Темой рассказа можно назвать любовь, а можно — тайну человеческой души. В «Чистом понедельнике» можно увидеть проблему одиночества, невозможности заглянуть в чужую душу, и проблему поисков смысла жизни, и христианскую проблематику.
Главные герои
Герои рассказа не названы по именам. Мы знаем лишь, что это молодые мужчина и женщина, красивые, богатые и праздные.
Он — очень обеспеченный молодой человек родом из Пензенской губернии. «Неприлично красивый» и похожий на жгучего итальянца. У героя живой характер: он подвижен, болтлив, много шутит и радуется жизни. Благодаря этому он и познакомился с героиней, сумев рассмешить её на лекции Андрея Белого.
Любовь для него — наслаждение. Хотя девушка не отвечает полной взаимностью, он рад просто быть рядом, целовать её, любоваться на неё на прогулке. Накануне расставания ему кажется, что любимая наконец отдалась ему полностью. Но уже на следующий день он понимает, что ошибся: она навсегда исчезает из его жизни, разбив сердце.
Едва не спившись, он всё-таки находит силы жить дальше. Он изменился: стал грустнее и задумчивее, и порой неведомая сила тянет его в храм.
Она — дочка овдовевшего купца, который доживает свой век в Твери. Девушка снимает в Москве двухкомнатную квартиру с роялем напротив храма Христа Спасителя, посещает женские курсы, но живёт, как кажется, совершенно бесцельно.
Она красива какой-то «индийской, персидской» красотой, описывает рассказчик: смуглая, черноволосая, с угольно-чёрными глазами. Она молчалива и порой кажется ко всему безразличной, но рассказчик подчёркивает, что она умеет ценить радости жизни вроде живых цветов, театра или ужина в ресторане.
Иногда ей бывает в тягость бурный характер ухажёра, однако она приглашает его снова и снова. Она не говорит о любви, но называет его и отца двумя самыми близкими своими людьми. При этом красавица сразу даёт понять, что свадьбы не будет, и оттого их отношения остаются непонятными.
Незадолго до расставания девушка открывается влюблённому с неожиданной стороны. Она рассказывает, как её притягивает эстетика православия, храмы и монастыри. Когда кавалер удивляется её познаниям, она отвечает: «Это вы меня не знаете». Возможно, в этих словах и заключена главная мысль рассказа? Влюблённый, поглощённый ею мужчина даже не догадывается о том, что на самом деле происходит у неё в душе.
Перед расставанием возлюбленная отдаётся главному герою. А после исчезает, чтобы уйти в монастырь. Возможно, она считала любовь к мужчине искушением — как в легенде о змее в образе прекрасного человека, пытавшемся соблазнить благоверную княгиню.
Как складывается жизнь героини после расставания с героем, читатель не знает. Некоторые подозревают, что это её главный герой позднее встретил в Марфо-Мариинской обители, однако прямых указаний на это в тексте нет.
В чём смысл рассказа?
«Зачем всё делается на свете? Разве мы понимаем что-нибудь в наших поступках?» — спрашивает героиня «Чистого понедельника». Это вопрос, не имеющий ответа. Точно так же лишён смысла вопрос о том, «что хотел сказать автор рассказа». В творчестве Бунина нет простых ответов и призывов к действию.
С одной стороны, это очень грустный рассказ. Чужая душа — потёмки. Человек по природе своей одинок. Любовь не всегда взаимна. Радость в один день может смениться горем: счастье — это «вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету» (эту цитату из «Войны и мира» Льва Толстого приводит героиня рассказа).
И всё-таки «Чистый понедельник» не оставляет чувства беспросветной тоски. Даже утраченная любовь не проходит бесследно, видит читатель. В душе героя остается воспоминание об этом высоком чувстве и надежда на духовное возрождение.
«Чистый понедельник» кратко: содержание и анализ
«Чистый понедельник»: YouTube / Классное Чтение
«Чистый понедельник» — рассказ выдающегося русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. В свойственной ему манере, живо и органично автор рассказывает трагичную любовную историю. Благодаря писательскому гению Бунина читатель вместе с главным героем переживает и счастье любви, и горечь разлуки. Предлагаем в этом убедиться: сюжет рассказа «Чистый понедельник» кратко изложен ниже.
«Чистый понедельник»: краткое содержание
«Темные аллеи» — один из последних сборников, который при жизни издал Иван Бунин. «Чистый понедельник» — трогательный рассказ о любви — дополнил этот сборник.
Однако любовная драма — это не единственная проблема, раскрытая автором. Какими еще важными вопросами задавался Бунин? «Чистый понедельник», кратко изложенный ниже, поможет понять переживания автора и натолкнет на собственные рассуждения о жизни:
Рассказ Бунина «Чистый понедельник»: экспозиция и завязка
Зима 1912 года. Каждый вечер рассказчик спешил в квартиру напротив храма Христа Спасителя в Москве, где жила его возлюбленная. Вот что Бунин рассказывает читателю о героях:
Иногда она молча позволяла целовать ее руки, ноги, губы. Но, когда чувствовала, что рассказчик теряет самообладание, отстранялась и уходила. А если он заводил разговор о браке, отвечала, что совершенно не годится в жены. Рассказчик не терял надежды и верил, что время все разрешит.
Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture
Порой их «неполная близость» казалась ему невыносимой. Он не понимал, зачем так истязать себя и его. Но вечер за вечером он «с восторженной благодарностью» глядел на возлюбленную. Время, проведенное вместе, было для него одновременно и мучением, и великим счастьем. Так прошел январь и февраль.
Развитие событий
В Прощеное воскресенье она велела заехать за ней раньше, чем обычно, и предложила отправиться к Новодевичьему монастырю. Девушка рассказала, как накануне побывала на похоронах архиепископа, в деталях описав процессию. Рассказчик лишь удивлялся — не знал, что она так религиозна.
Пара бродила среди могил монастырского кладбища, и рассказчик с обожанием смотрел вслед возлюбленной. Она заметила это и удивилась, как сильно он ее любит.
Вечером они ездили по переулкам в поисках дома Грибоедова, а затем отправились в Охотный ряд, ели в трактире блины. Она с восторгом рассказывала ему о монастырях, пересказывала летописные сказания. Говорила, что однажды уйдет в самый глухой монастырь. Но рассказчик не придал ее словам значения.
На следующий день она захотела пойти на «капустник» Художественного театра, хотя всегда считала их пошлыми. Весь вечер много курила, пила шампанское и наблюдала за актерами, а потом плясала польку с одним из них.
Героиня рассказа «Чистый понедельник»: YouTube / MyBook
«Чистый понедельник»: кульминация
Поздней ночью рассказчик отвез возлюбленную домой. У подъезда она попросила отпустить извозчика и подняться в квартиру, что было на нее не похоже: никогда она не позволяла заходить так поздно. Они сблизились окончательно. На рассвете девушка сообщила, что уезжает в Тверь, и попросила оставить ее.
Через две недели рассказчик получил письмо. Она писала, что не вернется в Москву, пойдет служить в монастырь. И попросила не отвечать на письмо, чтобы не продлевать муку.
Развязка
Почти два года потребовалось рассказчику, чтобы прийти в себя: он долго искал утешения в самых грязных кабаках, почти потеряв человеческий вид.
С трудом оправившись, под Новый год решил повторить маршрут, по которому когда-то ходил с возлюбленной. Долго плакал. Оказавшись у ворот Марфо-Мариинской обители, почувствовал желание зайти. Дворник сперва не хотел его пускать, так как шла служба для великой княгини и великого князя. Сунув ему рубль, рассказчик все же попал внутрь.
Из церкви с большой свечой в руках вышла великая княгиня, а следом потянулась вереница поющих инокинь. Одна из них вдруг подняла голову и направила черные глаза прямо на рассказчика, словно почувствовала сквозь темноту, что он там. Он повернулся и вышел из ворот.
Офорт по мотивам «Чистого понедельника»: YouTube / Centre de Russie pour la science et la culture
«Чистый понедельник»: анализ произведения
Очевидно, Бунин стремился создать нечто большее, чем рассказ о несчастной любви. Какие замыслы вложил писатель в произведение «Чистый понедельник»? Сюжет, изложенный вкратце, дает общее понимание авторских идей. Оценить их в полной мере позволит анализ рассказа:
История создания и тема произведения
В 1920-х годах из-за политических событий в России Бунин эмигрировал во Францию, где пребывал до конца жизни. За границей писатель работал над сборником любовных новелл «Темные аллеи», для него был написан и рассказ «Чистый понедельник». Литературоведы считают, что в нем автор описал свою первую любовь к Варваре Пащенко. Исследователи жизненного и творческого пути писателя называли Варвару его первой, «невенчанной» женой.
Как считал сам Бунин, «Чистый понедельник» — одно из его лучших произведений. История создана в 1944-м, а через год опубликована в Нью-Йорке в «Новом журнале».
«Чистый понедельник» повествует о любовной драме. Это глубоко трагичная история: герои любят друг друга, но совершенно по-разному видят свое будущее. Героиня нашла смысл существования в служении Богу, она делает выбор и ставит духовные ценности выше физиологических потребностей. Зная сюжет, можно разгадать и заложенный в названии «Чистый понедельник» смысл:
Символично, что именно в такой день героиня пришла к просвещению и начала кардинально новую жизнь.
Варвара Пащенко, 1892: Wikipedia
«Чистый понедельник»: жанр и композиция
Особенность бунинского повествования указывает на жанр «Чистого понедельника» — новелла. Ее специфическая черта — крутой поворот событий, что и происходит в этой истории.
Композиционно новелла состоит из трех частей:
«Чистый понедельник»: посыл
В рассказе «Чистый понедельник» герои испытывают взаимные чувства. Однако их разделяют противоположные жизненные взгляды:
С помощью персонажей рассказа Бунин рассуждает на философские темы. В чем счастье? Каков смысл жизни человека? Однако единого ответа не существует, он разный для всех, и каждый имеет право на собственный выбор.
Большинство произведений Ивана Бунина наводят читателей на глубокие размышления. Автор не стремится дать готовые ответы, но всегда призывает к их поиску.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Краткое содержание «Чистый понедельник»
Всего получено оценок: 6107.
О произведении
Рассказ Бунина «Чистый понедельник» был написан в 1944 году и вошел в сборник автора посвященный теме любви «Темные аллеи». Произведение относится к литературному направлению неореализм. Ведущим художественным приемом рассказа является антитеза – автор противопоставляет образы героя и героини, быт и духовность, город и монастырь и т. д., подводя читателя к центральной проблеме произведения – проблеме русского национального характера, раскрытого через образ главной героини.
Вы можете прочитать краткое содержание «Чистый понедельник» онлайн прямо на нашем сайте.
Место и время действия
События рассказа происходят в 1911–1914 годах в дореволюционной России, в Москве.
Главные герои
Краткое содержание
На «капустнике» героиня много курила, постоянно пила шампанское, затем танцевала польку с одним из актеров. Возвращались домой они в три часа ночи. К удивлению юноши, девушка сказала отпустить кучера, и они вдвоем поднялись к ней в квартиру. На рассвете, разбудив юношу, девушка сообщает, что вечером уезжает в Тверь и, плача, просит оставить ее одну.
Заключение
Бунин, размышляя о своем рассказе, писал: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»». И действительно, рассказ поражает глубиной тематики, заставляя задуматься о самых важных вопросах в нашей жизни: вопросах выбора между «мирским», человеческим счастьем и духовностью, стремлением к Богу, самопознанием. Главная героиня делает выбор в пользу последнего, объясняя свой выбор словами персонажа Толстого – Платона Каратаева: «Счастье [«мирское»] наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».
Представленный на сайте пересказ произведения «Чистого понедельника» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто хочет ознакомиться с сюжетом рассказа.
Тест по рассказу
После прочтения краткого содержания рассказа Бунина предлагаем пройти тест:
«Чистый понедельник» — краткое содержание и пересказ рассказа И. А. Бунина
Описание книги для читательского дневника
Краткие сведения о произведении
Смысл названия рассказа
Чистый понедельник — это первый день Великого поста после масленицы. Именно в этот день героиня приняла очень важное решение — очистить душу от пошлости праздной жизни, оставить мирскую суету и стать монахиней.
Время и место действия рассказа «Чистый понедельник»
Действие рассказа «Чистый понедельник» происходит в Москве, начинается примерно в 1912 году, а заканчивается в декабре 1914 года.
Главные герои рассказа и их краткая характеристика
Проблематика произведения: темы, идея, чему учит
Темы
В рассказе И. А.Бунина «Чистый понедельник» раскрыты темы:
Идея
Основная мысль (идея) рассказа «Чистый понедельник»: выбрав жизненный путь по душе, человек очищает себя, справляется с соблазнами, сбивающими его с правильного пути. Основная мысль этого рассказа созвучна его названию — это очищение души от пошлости праздной жизни.
Чему учит
Рассказ «Чистый понедельник» учит делать выбор своего жизненного пути в соответствии со своими целями и ценностями. Не нужно обращать внимание на то, что твой выбор покажется другим людям странным, что он может разрушить чьи-то надежды и планы. Чтобы реализовать себя, важно понять, что близко твоей душе, и этому посвятить свою жизнь.
Изобразительно-выразительные средства
Словарь незнакомых слов
Очень краткое содержание для читательского дневника (20 предложений)
Этот рассказ — история любви героя к загадочной, прекрасной девушке. Зимой каждый вечер он заезжал за ней и вёз обедать в ресторан, затем в театр или на концерт, потом на ужин в загородный ресторан. Молодой человек чувствовал, что этой странной девушке не нужно было развлечений, цветов, книг, которые он ей привозил. Но всё же она прочитывала эти книги, ездила в рестораны, ела там с аппетитом и благодарила поклонника за цветы.
Легкомысленный, добрый, весёлый молодой человек не мог понять эту загадочную для него девушку, он просто был счастлив «каждым часом, проведённым возле неё». Он не понимал, зачем эта богатая девушка училась на курсах.
Героиню интересовала история, но то, что её интересует и религия, молодой человек узнал только тогда, когда она пригласила его в прощёное воскресенье в Новодевичий монастырь. Оказалось, что девушка часто ходит в кремлёвские соборы, в московские монастыри, слушает, как там поют стихиры. Любит она «русское летописное, русские сказания». Молодой человек удивился, как увлечение русской стариной и религиозными заветами соединялось в его любимой с тем, что она бывала в ресторанах, кабаках, театральных «капустниках», где актёры вели себя вольно.
В чистый понедельник, после «капустника» Художественного театра, девушка оставила влюблённого в неё молодого человека у себя на ночь. Утром она сказала, что сегодня уедет к отцу в Тверь и что напишет юноше об их будущем.
Глубоко несчастный рассказчик по дороге домой опустился около церкви на колени, снял шапку, и какая-то несчастнейшая старушка, жалея его, сказала: «…не убивайся так! Грех, грех!»
Через две недели молодой человек получил от своей возлюбленной письмо и узнал, что она собралась стать послушницей в монастыре, а потом, возможно, монахиней. Чтобы напрасно не длить их муку, девушка попросила не отвечать ей и не искать её. Просьбу эту рассказчик исполнил, но стал сильно пить. Понемногу он пришёл в себя, но жизнь была ему не мила.
Через два года после того чистого понедельника герой под Новый год вошёл во двор Марфо-Мариинской обители и увидел среди других инокинь или сестёр свою возлюбленную в белом платке. Она, будто почувствовав его присутствие, стала смотреть в темноту, как раз на него. Рассказчик тихо вышел из ворот обители.
Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)
Рассказчик вспоминает, как зимой он каждый вечер ездил к своей любимой девушке, которая снимала квартиру в доме напротив храма Христа Спасителя. Поселилась она там потому, что из окон этой квартиры открывался прекрасный вид на Москву.
Девушка была дочерью богатого просвещённого купца из Твери. Жила она одна, разучивала дома начало «Лунной сонаты», изучала на курсах историю. Красота её была «какая-то индийская, персидская». Красив был в молодости и повествователь «южной, горячей красотой, хотя родом был из Пензенской губернии.
Юноша отличался непоседливым, весёлым нравом, а его любимая девушка обычно была молчалива и задумчива. Для молодого человека она была загадочна и непонятна.
Каждый вечер юноша возил её в рестораны, затем на концерты, в театры, затем снова в загородные рестораны. По субботам по его приказу девушке доставляли свежие цветы. Привозил он ей шоколад, новые книги, но чувствовал, что ничего этого ей было не нужно. Всё же книги она прочитывала, шоколад съедала, ела в ресторанах с аппетитом, хотя иногда говорила, что не понимает, как людям не надоест каждый день обедать и ужинать. Явной её слабостью были только меха, шелка, бархат, красивая одежда.
Когда однажды молодой человек заговорил с ней о браке, она сказала, что в жёны не годится, но он всё же надеялся, что её решение изменится.
В прощёное воскресенье девушка спросила молодого человека, хочет ли он поехать с ней в Новодевичий монастырь. Он удивился, но, конечно, согласился. Оказалось, что девушка любит ходить в кремлёвские соборы и слушать там певчих, а он об этом и не знал.
После посещения монастыря девушка снова стала рассказывать, как чудесно поют в Зачатьевском и Чудовом монастырях. «Ох, уйду я куда-нибудь в монастырь, в какой-нибудь самый глухой, вологодский, вятский!» — воскликнула она. Потом она сказала, что так любит русские летописные сказания, что некоторые знает наизусть, и начала рассказывать сказание о князе Павле и его жене.
Когда молодой человек отвёз её домой, она сказала, что завтра хочет поехать на «капустник» Художественного театра. Молодой человек снова удивился: ведь она раньше говорила, что нет ничего пошлее этих «капустников».
На «капустнике» девушка внимательно смотрела на весёлые номера, который представляли актёры, танцевала польку. Когда юноша довёз её до дома, она приказала ему отпустить кучера Фёдора, и он сказал Фёдору, что вернётся пешком.
На рассвете девушка сказала молодому человеку, что вечером уедет в Тверь, что напишет ему о будущем, и попросила его уйти.
Юноша по дороге домой подошёл к церкви, стал на колени и снял шапку. Какая-то старушка жалостно сказала ему, чтобы он так не убивался.
Через две недели его возлюбленная написала ему, что она не вернётся в Москву, пойдёт в монастырь на послушание. Девушка просила не отвечать ей, так как бесполезно длить их муку.
Герой исполнил просьбу любимой, но стал спиваться. Затем понемногу пришёл в себя, но жил безрадостно.
Почти два года прошло с того чистого понедельника. В 1914 году под Новый год герой приехал в Архангельский собор Кремля, постоял там, не молясь. Затем велел извозчику остановиться у ворот Марфо-Мариинской обители.
Когда из церкви во двор стали выносить иконы и хоругви, вслед за теми, кто их нёс, вышла великая княгиня, а за нею шли поющие инокини или сёстры. Герой почему-то внимательно глядел на них. Одна из идущих подняла голову и, загородив свечу рукой, стала смотреть в темноту, как раз на героя, как будто почувствовав, что он здесь. Рассказчик повернулся и медленно вышел из ворот обители.