Чем заканчивается меч истины
Хронология книг | Порядок чтения
ХРОНОЛОГИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ КНИГ
Ниже представлен список всех книг Терри Гудкайнда.
Книги о мире Меча Истины
МЕЧ ИСТИНЫ
Основной цикл романов. В старых русскоязычных изданиях книги имеют названия «Первое правило волшебника», «Второе…» и т.д. до «Последнее правило волшебника» (Исповедница), в дальнейшем были переизданы под оригинальными названиями. Весь цикл издан на русском языке Издательством АСТ, однако работали над книгами различные переводчики, которые не придерживались единого канона в переводе имен и названий. Имеются двухтомные и однотомные варианты издания на русском языке. Клубом Морд-Сит переведены повесть «Долги предков», роман «Первая исповедница» и подсерия «Ричард и Кэлен».
Уточнение по приквелам:
После выхода книги «Исповедница», которая изначально завершала «Меч Истины», автор открыл цикл «Ричард и Кэлен», в который вошли книги «Машина предсказаний», «Третье царство», «Разлучённые души» и «Сердце войны». Позднее цикл был включен в состав «Меча». Впервые на русский язык книги были переведены «Клубом Морд-Сит», позже появилась и официальная версия от Издательства АСТ.
ДЕТИ Д’ХАРЫ подробнее о цикле
Цикл новелл (от 150 страниц). Является непосредственным продолжением «Меча Истины» и рассказывает о последующих приключениях Ричарда и Кэлен. Официально на русском языке новеллы не изданы, цикл переводится «Клубом Морд-Сит». Переведены четыре новеллы, перевод пятой в работе.
ХРОНИКИ НИККИ подробнее о цикле
Спин-офф из 4 томов. Действие разворачивается после цикла «Меч Истины» и параллельно серии «Дети Д’Хары». Повествует о путешествии колдуньи Никки и волшебника Натана Рала по Древнему миру после событий романа «Сердце войны». Официально в России цикл не издавался. «Клубом Морд-Сит» переведены первые два тома, третий и четвертый находятся в работе.
ЗАКОН ДЕВЯТОК
Спин-офф о потомках героев цикла «Меч Истины». Действие происходит в нашем мире, спустя много веков после событий финала книги «Исповедница». Официально переведено на русский язык Издательством АСТ.
Книги, не имеющие связей с миром Меча Истины
ТРИЛЛЕРЫ О КЕЙТ БИШОП И АНЖЕЛЕ КОНСТАНТАЙН
Серия триллеров, в состав которой входят книги обычного объема и мини-триллеры. Официально в России цикл не издавался. Серия целиком переведена «Клубом Морд-Сит».
НОВЕЛЛЫ
Предполагалась серия произведений, не имеющих связей с другими книгами. Успела выйти только одна новелла. Официально на русском не издана, переведена «Клубом Морд-Сит». Вторую безымянную новеллу Терри закончить не успел.
Sword of Truth
Содержание
Сюжет
Ричард Сайфер — простой лесной проводник, не подозревающий о своей истинной сущности, вскоре обнаруживает, что он наследник дома Ралов, истинный правитель империи Д’Хара и Искатель Истины. Вместе со своим дедом — волшебником Первого ранга Зеддом и Матерью Исповедницей он преодолевает множество испытаний, уготованных ему судьбой. Ричард обретает друзей и сторонников, проходит сложный путь на пути к освобождению Срединных земель от жестокого тирана и завоевателей, познает горе и радость, любовь и предательство, получает множество знаний и становится великим боевым чародеем.
Уровень сил
Статы выставлены с учетом лишь основного цикла!
Отношение участников
Как и в случае с Колесом Времени, цикл Меч Истины можно было закончить и на первой книге. Но и Роберт Джордан, и Терри Гудкайн превратили историю в огромный цикл. Вот только первый продолжил создавать свой оригинальный и первобытный мир, расширяющийся от книги к книге, а второй решил на эту тему забить, повторяя один и тот же сюжет, как заезженная пластинка.
Цикл до боли наивен. Столько абсурдных моментов, что иногда хватаешься за голову, как до этого вообще можно додуматься.
Очень много болтовни. Пока читаешь середину монолога, уже забываешь начало, а в конце вообще забываешь, о чем шла речь. Некоторые главы и вовсе состоят из сплошного философского монолога, настолько запутанного, что хочешь поверить во все, о чем там говорят и принять их религию, лишь бы они заткнулись. При этом зачастую моно- диалоги настолько не к месту, что кажется, будто читаешь комикс, где в секундный момент в битве двух сторон повсюду десятки баллонов со словами персонажей.
Цикл больно уже напоминает другие фэнтези, особенно в начале, где Сестры Света, разделение магии на созидательную и разрушающую, а также на светлую и темную. Можно, конечно, сослаться на то, что все фэнтези в чем-то похожи, но одно дело присутствие тех же драконов, эльфов и гномов, а другое, когда появляются организации, точь в точь повторяющие такие же в другом цикле.
Одно из того, что больше всего бесило, — треугольник потеряшек: Ричард, Кэлен, Меч Истины. Очень редко бывает так, чтобы все эти три элемента были в одном месте в одно время, а если такое и случается, то книги становятся еще скучнее. Видимо, автор это и сам понял, а потому чуть ли не в каждой книге кто-то кого-то теряет, а потом всю книгу ищет.
Любовные отношения между Ричарда и Кэлен просто откровенно мерзки. Будто автор не может выбрать, то ли ему любовный роман писать, то ли оставить отношения героев чисто платоническими, вот и получается что-то среднее: все идет своим чередом, и тут бац! начали миловаться-обниматься, слюнями друг друга обмазывать.
В какой-то момент автор полностью забил на Защитников Паствы. Конечно, аналог инквизиции — это тоже тот еще шаблон, но в третье книги, где появляется больной на голову Тобиас, все было описано довольно неплохо. Эту тему можно было бы развить, рассказать, хотя бы, что они примкнули к Джеганю или наоборот, попытались противостоять ему и погибли, а вместо этого просто исчезли из сюжета (возможно, я просто не помню, что с ними стало).
Очень быстро персонажи превратились в серую массу. Автор начал лепить столько филлеров и совершенно ненужных деталей, что вовсе забыл об остальных персонажах, и в итоге все, кроме Ричарда и Кэлен поблекли и вымерли. Эди вообще иногда пропадала на целые книги; Зедд постоянно суетился на заднем фоне и удивлялся всему происходящему, Натан тоже непонятно чем занимался; Никки из колоритного персонажа превратилась в простую бабу, влюбленную в Ричарда, Морд-Сит из крутых баб в кожанках превратились в сопливых девочек; Дженнсен так и не сыграла никакой роли, хотя Ричард мог набрать добровольцев из Столпов Творения и создать себе нефиговых телохранителей, на которых не действует магия; Энн из «великой» и мудрой абатиссы превратилась в простую надоедливую сваху; Шота, могущественная ведьма, просто отсиживается в лесу (особенно угарел, когда в конце последней книги она сказала, что все должны сделать все возможное, чтобы одержать победу, а потом свалила в кусты, где и место роялям).
Где магия? Все Огненные Цепи и Шкатулки Одена — это понятно, но где магия? Где сражения волшебников? Только подобия, похожие на игры детей в песочнице. Мало того, что магии и так мало, так автор еще умудряется постоянно ее ограничивать, заражать какой-то фигней, а то и вовсе забирать у героев. Доколе? Редкие файерболы и молнии не в счет, автор их использует лишь в экстренных случаях, где ему наскучивает собственная писанина, а придумать что-то дельное не получается. Да и final battle автор откровенно послал на юг, просто мановением волшебной палочки убрав всю армию в иной мир, где они (вдумайтесь!) забудут, кто они такие и за что оказались в ином мире. Они даже не будут помнить, что это иной мир! И это наказание за миллионы убитых невинных? Стереть у виновных память и заставить их жить так, как они хотят. Вот это наказание! Ух как Ричард жесток! Да целый народ Столпов Творения сами захотели свалить в этот мир добровольно, чтобы там жить!
Итог: я устал читать, я устал писать этот отзыв. Цикл как будто родился мертворожденным. Я лучше почитаю учебники истории, там и то больше ярких красок и интересных деталей. Терри Гудкайн графоман, самый натуральный. Нельзя 11 книг вести к финалу, а потом на него забить. Мол, вот тебе хэппи энд, че те еще надо, чмырь? А он ведь еще и продолжения пишет. Цикл известен только потому, что в нем много книг, из-за чего создается ложное впечатление, будто он популярен, как, например, Колесо Времени, Дюна, Хроники Амбера, Черный отряд, Ведьмак или Плоский Мир.
6-/10 — плюсы, несомненно, есть, но плюс на минус дает минус.
СОДЕРЖАНИЕ
Синопсис
Вступление
Ричард, Кэлен и Зедд отправляются в Мидлендс в поисках последней Орденской Коробки, которую Рал должен приобрести, прежде чем он сможет использовать магию Ордена. По пути Ричард и Кэлен влюбляются друг в друга. Первая книга заканчивается тем, что Ричард убивает Рала, обманом заставив его совершить ошибку, и раскрытием истинного происхождения Ричарда.
Нашествие Императорского Ордена
Тем временем во Дворце Пророков (дом Сестер в Старом Свете) Ричард узнает больше о магии, пророчествах и своей личности. Он сбегает из дворца и возвращается в Д’Хара, чтобы помешать Хранителю поглотить мир живых. Роман заканчивается тем, что Ричард обнаруживает, что Кэлен в безопасности за пределами Айдындрила, а ее личность защищена Зеддом. Кэлен уверена, что Ричард вернулся в Новый Свет.
Путешествие по старому миру
В восьмом романе « Обнаженная Империя» Ричарда и Кэлен прерывают их путешествие домой в Новый Свет, когда человек по имени Оуэн из империи Бандакар просит их помочь освободить его народ от Ордена. Ричард и Кэлен неохотно отказывают в просьбе, потому что они нужны в другом месте. В ответ Оуэн отравляет Ричарда и говорит, что даст противоядие, только если Ричард согласится помочь. Ричард и Кэлен узнают, что люди Бандакара изначально бездарны, как Дженнсен и Оба, и что они были захвачены Орденом, потому что они избегали всех форм насилия, отказываясь бороться за свою жизнь. Ричард в конце концов убеждает их подняться и изгнать Орден с их горной родины. В процессе Ричард учится восстанавливать свой дар, который потерпел неудачу из-за того, что он неправильно понял его истинную природу и цель. Тем временем в Крепость волшебников в Айдындриле проникают люди Бандакарян, порабощенных Орденом. Роман заканчивается тем, что Зедд и Чейз отвоевывают Крепость, а также поражением армии Имперского Ордена в Бандакаре.
Chainfire
Приквелы
За тысячелетия до выхода основной серии « Меча истины », The First Confessor: The Legend of Magda Searus первоначально была выпущена 15 июля 2012 года в виде электронной книги, а затем была напечатана в июле 2015 года. The First Confessor охватывает широкий спектр информации. включая Войну Волшебников, создание Меча Истины, Исповедников и информацию об ущербе, нанесенном магии Храма Ветров. На веб-сайте Терри Гудкайнда книга упоминается как «основа» серии « Меч истины ».
Ричард и Кэлен сериал
Хроники Никки
Действие происходит после событий четырех романов Ричарда и Кэлен . Хроники Никки рассказывают о дальнейших подвигах бывшей Сестры Тьмы Никки и бывшего пророка Натана Рала.
Госпожа Смерти
Покров Вечности
Осада камня
Сердце Черного льда
Дети Д’Хара
Дальнейшие работы
Публикации
Адаптация сериала
В июле 2006 года Гудканд объявил на своем официальном сайте, что вступил в переговоры с режиссером «Зловещих мертвецов» и « Человеком-пауком» Сэмом Рэйми и продюсером Робом Тапертом, чтобы воплотить «Меч истины» в еженедельный телесериал в прямом эфире. Согласно статье, Рэйми, Таперт и Джошуа Донен планировали начать работу над еженедельным живым сериалом «Первое правило волшебника» в мае 2008 года. Рэйми и Таперт также хотели, чтобы Гудканд продолжал активно участвовать в проекте. Шоу было переименовано в « Легенду об искателе», потому что продюсеры хотели иметь возможность продолжить сериал после выхода первой книги, и они считали, что название «Первое правило волшебника» было слишком ограничительным. Премьера состоялась 1 ноября 2008 года.
Между событиями романов и сериалов есть существенные различия. В письме, адресованном фанатам в феврале 2008 года, Терри Гудканд писал: «Природа телевизионного синдикации требует, чтобы каждый недельный эпизод был сам по себе историей, а это означает, что, хотя телесериал будет следовать за предысторией книги, он не будет способен точно следить за книгой, потому что там были бы части, которые могли бы составить неполный эпизод ». Позже он подтвердил:
Сэм Рэйми и его команда хотят, чтобы сериал соответствовал моему видению, поэтому будьте уверены, что я буду активно участвовать в написании каждого из эпизодов. Если вам нравится книга такой, какая она есть, то наслаждайтесь книгой такой, какая она есть, и приходите на сериал, готовый насладиться шоу таким, какое оно есть.
Сериал шел в течение двух сезонов, завершившихся 22 мая 2010 года с 44 сериями.
Правила волшебника
Нитью, вплетенной в оригинальную серию, являются 11 «Правил волшебника», которые представляют собой практические учения, данные молодым волшебникам. Позднее иногда упоминаются и другие правила.
Магия Меча Истины
Существа
На протяжении всего сериала появлялись или появлялись различные волшебные существа и существа. Некоторые из них были из реальной мифологии, другие были придуманы автором, а третьи были основаны на существующей мифологии, но с уникальными поворотами в исходной идее.
Магия
В серии также появляются различные магические реликвии, артефакты и силы. Это объясняется ниже.
Прием
Романтическая серия часто входит в списки лучших фэнтези-романов. В 2011 году опрос NPR, в котором приняли участие 60 000 читателей из 5000 номинированных фэнтези-романов, показал, что этот сериал занял 62-е место среди самых популярных фэнтезийных / научно-фантастических романов всех времен. Сериал имеет средний рейтинг примерно четыре звезды на Goodreads, а некоторые романы получили тысячи отзывов.
Влияние политической философии Гудкайнда на его произведения было отмечено рецензентами и комментаторами и вызвало разногласия по поводу его романов: одни критиковали их объективистские темы, а другие хвалили их. Сам Гудканд открыто заявлял об этом влиянии и был описан как воодушевляющий противник, который любил разжигать полемику. Его критиковали за то, что он писал женских персонажей, придерживающихся сексистских стереотипов, и за то, что они часто подвергали их сексуальному насилию, хотя он заявил, что его рассказы были сосредоточены на «сильных женских персонажах», и однажды возражал против обложки книги, которую считал сексистской.
Меч Истины (серия книг)
«Меч Истины» (англ. «Sword of Truth») — серия литературных произведений в жанре фэнтези, написанная американским писателем Терри Гудкайндом.
Книги серии [ ]
Правила волшебника [ ]
— Первое Правило Волшебника гласит: люди глупы. — Ричард и Кэлен неодобрительно переглянулись, но продолжали слушать. — Люди глупы, и, если правдоподобно объяснить, почти все поверят во что угодно. Люди глупы и могут поверить лжи, оттого что хотят верить, будто это правда, или оттого что боятся знать правду. Головы людей полны всякими знаниями и верованиями, большинство из которых ложны, но все же люди в это верят. Люди глупы: они редко могут отличить правду от лжи, но не сомневаются, что способны на это. Тем легче их одурачить.
…
— Именно из-за Первого Правила волшебники древности создали Исповедниц и Искателей Истины, чтобы устанавливать Истину там, где это важно. Рал знает Правила Волшебника и пользуется Первым из них. Людям нужна какая-то цель, а чтобы иметь цель, им нужны враги. Легко вести за собой людей, когда им дана цель. Для них это важнее Истины, которая на самом деле мало кого интересует. Даркен Рал дал им врага— конечно, не себя, а другого, дал им ощущение цели. Люди глупы, они верят в то, во что хотят верить.
— Первое Правило Волшебника. Глава 36.
Похоже на парадокс, но самыми добрыми намерениями вымощен порою путь к самому страшному злу. И уберечься от этого зла можно лишь с помощью знаний, мудрости, предвидения и понимания Первого Правила.
«…В прощении есть магия… Магия исцеления. Как в прощении, которое даруешь ты, так и в том, которое сам получаешь».
— Четвёртое Правило Волшебника. Глава 41.
«Учитывай то, что люди делают, а не только то, что говорят, ибо деяниями выявляется ложь».
— Пятое Правило Волшебника. Глава 28.
«Единственная власть, которой ты можешь подчиняться, это власть разума».
— Шестое Правило Волшебника. Глава 28.
— Шестое Правило Волшебника. Глава 28.
Прошлое может научить нас своим опытом, как лучше поступать в будущем. Оно успокаивает нас, воодушевляет воспоминаниями о деяниях, создает основу из того, что уже выполнено. Но живо только будущее. Жить в прошлом— значит принимать только мертвое. Живя во всей полноте, каждый день создаешь заново. Люди— рациональные, мыслящие существа и, чтобы сделать разумный выбор, должны пользоваться интеллектом, а не слепой верой в прошлое.*Восьмое правило волшебника: «Талга Васстерних. Будь достоин победы». Я должен был понять, что мои действия не только моральны и не угрожают равновесию, но и сами уравновешены причиной моих действий. Убийство порой не только справедливо, но и может быть единственно правильным и нравственным поступком. Мне следовало понять то, что просил понять вас: я сам должен быть достоин победы.*Девятое правило волшебника: «Противоречие в действительности существовать не может. Ни частично, ни полностью. Верить в противоречие— значит отказаться от веры в существование мира вокруг вас и природы вещей в мире». Нельзя назвать реальным что-то, поразившее ваше воображение, только потому, что вам хотелось бы, чтобы так было.
Терри Гудкайнд «Меч Истины»
Меч Истины
Язык написания: английский
Ричард Сайфер — простой лесной проводник, не подозревающий о своей истинной сущности, вскоре обнаруживает, что он наследник дома Ралов, истинный правитель империи Д’Хара и Искатель Истины. Вместе со своим дедом — волшебником Первого ранга Зеддом и Матерью Исповедницей он преодолевает множество испытаний, уготованных ему судьбой. Ричард обретает друзей и сторонников, проходит сложный путь на пути к освобождению Срединных земель от жестокого тирана и завоевателей, познает горе и радость, любовь и предательство, получает множество знаний и становится великим боевым чародеем.
Обозначения: циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
— «Легенда об Искателе» / «Legend of the Seeker» 2008, США, реж: Марк Бисли, Гарт Максвелл, Майкл Херст и др.
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Почти три года назад я начал слушать этот цикл в аудио-формате. Первые две книги искренне радовали, несмотря на свои огрехи, следующие три оставляли меня скорее в положительном недоумении. Шестая часть была первой, которая меня выбесила, а последующие оказались настолько тоскливы и унылы, что после девятой мне пришлось взять тайм-аут почти на полтора года. И лишь под конец 2020-го, стиснув зубы я понял, что эта история не даёт мне покоя и я обязан узнать, чем всё закончилось.
Что сказать в целом? Автор — стабилен.
1. Неисчислимые тысячи роялей в кустах сопровождают нас все одиннадцать книг. Гудкайнд решительно не умел в последовательные сюжетные линии с логикой. В зависимости от ситуации у него одни и те же герои могут быть кретинами и гениями в одной и той же книге. В результате они побеждают не потому, что надрывались, выкручивались, совершали подвиги и ПРЕВОЗМОГАЛИ аки брат Танкред, а потому, что в последний миг кого-нибудь из них озарило «гениальной» идеей, прилетел на помощь летающий НЁХ-питомец Ричарда (вот даже пытаться вспомнить его имя не буду) вместе с армией, маг совершил колдунство, повезло, да или просто автор так захотел.
2. Пренебрежение собственными правилами. Самый очевидный пример — автор первые несколько книг упорно твердит, что ничто и никто не может лишить Исповедницу её дара, а потом раз пять проделывает этот трюк. И таких моментов много.
3. Абсолютное мартисьюшность Ричарда в совокупности с его абсолютной инфантильностью и непоследовательностью. Ричард прекрасен, гениален, умён, благороден, остроумен, честен, замечателен, харизматичен и т.д. Ему удаётся всё — он лучший маг, способный посрамить самых опытных и древних колдунов по части сообразительности, он потрясающе убедительный оратор (по мнению автора, в реальности его речи и детсадовца ни в чём не убедили бы), гениальный скульптор (хотя до того ни разу не работал с камнем), он невероятный просто спортсмен (хотя раньше никогда не играл в местный футбол), а так же полководец, мечник, правитель и т.д. Но в то же время он человек настроения. Хочет — воюет, не хочет — не воюет. Потом снова хочет, потом не хочет и так несколько раз. Характер и мотивация его так же скачут и меняются в зависимости от авторского произвола.
4. Где-то между пятой и шестой книгой автор явно обчитался Айн Рэнд и решил сделать из своего цикла нечто подобное, в связи с чем его можно было бы переименовывать в «Ричард заправляет штаны». С шестой книги начинается самая топорная и примитивная антисоциалистическая пропаганда, на которую я вообще когда-либо натыкался в фантастической литературе. Причём автор в душе не ведает, что такое вообще социализм-коллективизм, как он функционирует и зачем нужен. В связи с этим идеология Ордена превращается в какую-то тупорылую химеру, в которой миллионы морлоков-коллективистов паразитируют на кучке атлантов-предпринимателей, которые каким-то образом умудряются и систему власти гигантской Империи поддерживать, и миллионные армии собирать и снабжать их за огромные расстояния. Но и здесь автор непоследователен, то у него с помощью красивой скульптуры можно мгновенно перевоспитать отвратительных социалистов и сподвигнуть их на демократическую революцию, то они же становятся у него безнадёжными садистами, которые разве что детей заживо не едят и единственный способ с ними справиться — переместить в другой мир. Прекрасно, а с остальной Империей, где такие же живут, что ты делать будешь? Тут вообще автор моментами доходит до откровенного фашизма, под прикрытием свободы и индивидуализма деля людей на сорта, причём, скорее всего, Гудкайнд сам этого не заметил.
5. Просто нелогичность и неправдоподобность. Тут и многомиллионные армии без проблем снабжаются с технологиями уровня 12-13 века, и общественно-экономические строи-формации, вместе с государствами и организациями неизменно существуют и действуют тысячи лет.
6. Ведущие вникуда сюжетные линии. Полным-полно персонажей и сюжетов, которые появляются, играют книгу-две важную роль, а потом пропадают навсегда и их больше не существует. Про них не вспоминают даже когда нужны любые союзники. Впрочем, чуть ли не в каждой книге появляется что-нибудь глобальное и новое, про что в предыдущих так же никто и никогда не вспоминал.
7. Но всё равно почему-то персонажами проникаешься. Да, я тут излил море негодования в отзывах к книгам цикла, да, я слушал их в аудиоформате работая на огороде\собирая ягоду\наводя порядок\готовя еду\по пути на работу\за любой скучной и монотонной работой, не требующей большого внимания и концентрации, но я же это сделал. Всё равно умудрился привязаться к персонажам и хотел любой ценой дослушать, чем же закончится их история.
Но да, финал разочаровал. Снова Ричарда озарило, снова рояль, снова магия и замечательность ГГ решила все проблемы, причём достаточно грубо и топорно, но история была завершена и я, в принципе, не жалею тех сотен часов, которые потратил на её прослушивание.
Цикл Терри Гудкайнда о Мече Истины — очень неоднозначное произведение. Читая его книги, я раз за разом удивлялся тому, насколько различается их уровень, и потому моё мнение обо всём цикле менялось с каждым томом. Но теперь, прочитав все 11 книг, попробую изложить своё окончательное мнение.
Что касается некоторых общих моментов.
В центре всей саги — приключения Ричарда Рала, молодого парня из изолированной страны Вестландия, волею судеб оказавшегося втянутым в борьбу сначала с деспотичным правителем соседней страны, а затем и в значительно более масштабные события, которые решат судьбу придуманного Гудкайндом мира. В самом начале своего пути Ричард встречает Кэлен — главу ордена Исповедниц и правительницу некого подобия конфедеративного государства — Срединных Земель. С их первой встречи молодые люди влюбляются друг в друга, а затем становятся мужем и женой. Наравне с общим сюжетом о глобальных событиях в мире, развитие взаимоотношений Ричарда и Кэлен станет одним из краеугольных камней саги.
Гудкайнд в своём цикле проводит чёткое разделение между добром и злом: с одной стороны — Ричард, его соратники и государства, вставшие под его знамя, как представители добра, и с другой — Имперский Орден и его глава император Джегань, разномастные его прислужники, слуги Владетеля загробного мира и масса прочих мелких и не очень злодеев — как представители зла.
Хотя именно развитие и становление Ричарда, а затем — его борьба с вселенским злом в разных его обличиях, является основой сюжета саги, от книги к книге также имеется великое множество сюжетных линий различных персонажей второго плана. Некоторые из них появляются практически во всех книгах (как Кэлен или Зедд), другие — в одной-двух книгах.
Теперь перейду к очевидным достоинствам цикла.
Первое, что приходит на ум — это писательский талант Терри Гудкайнда. Конечно, в его манере изложения есть множество откровенных недостатков, о которых скажу позже, но, в целом — он пишет легко и интересно, за развитием как минимум основной сюжетной линии Ричарда хочется наблюдать от книги к книге.
К достоинствам также следует отнести и придуманный Гудкайндом фентезийный мир. Хоть он прописан далеко не так подробно, как в книгах Толкина, Джордана и некоторых других мэтров фэнтези, но всё-таки, в нём есть свои интересные и запоминающиеся особенности, он не выглядит чересчур неправдоподобным или нескладным.
Помимо этого, писатель также довольно хорошо прописал магию своего фентезийного мира, сделав её интересной, разноплановой, временами таинственной и непостижимой.
Скорее удались, чем нет, Гудкайнду и главные герои: Ричард и Кэлен. Да, они однозначно окрашены писателем в светлые тона добра, но лично я всё-равно по большей части искренне сопереживал героям, за некоторыми исключениями. Запомнилась мне как однозначно удавшаяся и фигура Зедда — деда главного героя и Первого Волшебника.
Пожалуй, это всё, что я могу записать в однозначно положительные моменты саги. А теперь же скажу об отрицательных.
Самая очевидная отрицательная черта цикла — это его чрезмерная затянутость, начавшая ярко проявляться примерно с пятой-шестой книги. К середине саги чувствуется, что автор немилосердно растягивает свои романы иной раз до критических пределов, насыщая их ненужной, а иной раз и раздражающей информацией. Во многих отзывах как на весь цикл, так и на различные его книги, мне встретилось обоснованное негодование постоянными пространными напоминаниями автора о событиях предыдущих книг. Совершенно непонятно, для чего Гудкайнд это делает. Тех, кто читает эти книги подряд или с небольшим перерывом, раздражает то, что автор столько текста уделяет ненужным напоминаниям, а тем, кто читает одну из книг после длительного перерыва, эти напоминания вряд ли сильно помогут, поскольку все книги цикла довольно объёмны и оживить в памяти их события несколькими страницами подсказок явно невозможно. Помимо раздражающих напоминаний, Гудкайнд для подгона каждой книги под стандарт в примерно 700 страниц использует и другой приём — длинные и зачастую скучноватые рассуждения персонажей о религии/политике/экономике/магии/пророчествах и прочих вещах. Причём, когда дело касается каких-то выходящих за рамки фэнтези явлений, к примеру, политики, автор часто проявляет детскую наивность и показывает ужасающую однобокость своих знаний в предмете, который он взялся устами своих героев освещать.
Другая отрицательная черта, важная лично для меня, и становившаяся всё более и более очевидной с каждой книгой цикла — это антагонисты. Говоря одной фразой: они безнадёжны. Если не брать во внимание Владетеля мира мёртвых, который всё-же не является антагонистом напрямую, все остальные злодеи — это сборище жалких, глупых, высокомерных, фанатичных, ненормальных или просто неинтересных персонажей.
Помимо Джеганя, на протяжении всей саги время от времени появляются промежуточные злодеи, коих к последней книге набралась уже целая плеяда. Они могут незначительно различаться между собой, но все одинаковы в одном — в стремлении заставить Ричарда страдать или в крайнем случае подчинить его своей воле. Все эти злодеи до ужаса скучны и в большинстве своём служат лишь для создания напряжения и растягивания текста. В нужный момент автор беспощадно обрубает сюжетные линии этих злодеев (особенно заметно это на примере Николаса Скользящего из «Восьмого Правила»), а иной раз выводит их, чтобы спустя энное количество книг снова ввести в повествование (как Сестёр Тьмы).
Ещё один бросающийся в глаза момент — это характеры большинства персонажей, за исключением нескольких основных. В большинстве случаев они довольно картонны и безжизненны от книги к книге, из-за чего лишь единицы из десятков персонажей получились интересными. В какой-то момент Гудкайнд очевидно решил переменить ситуацию и дать развитие характерам некоторых персонажей, но лучше бы он этого не делал. С его лёгкой руки некоторые герои приобрели подчас гротескные черты, которые никак не вязались с уже сложившимися в голове читателя образами этих персонажей.
Есть также и противоречивые моменты, которые я не могу однозначно назвать положительными или отрицательными.
И, наконец, самый противоречивый, по моему мнению, фактор — это неравноценность книг в цикле. Если первые две-четыре книги практически никаких серьёзных вопросов не вызывают, то уже на пятой становятся видны первые признаки некоторых проблем. Но «Пятое Правило» вытащил на своих плечах поистине героический Далтон Кэмпбел — один из однозначно удавшихся автору персонажей. А вот шестое-восьмое «Правила» — это нечто совершенно особенное. Эти книги изобилуют самыми негативными чертами творчества Гудкайнда, и если бы не желание прочесть цикл до конца, я бы ни за что не стал бы их читать. Особого упоминания в этом смысле заслуживает «Седьмое Правило», целиком и полностью посвящённое сестре Ричарда — Дженнсен. Мало того, что за её приключениями, за исключением живописного и во многом показательного штурма Эйдиндрила Джеганем, наблюдать неинтересно, так и, как оказалось, в контексте всей саги этот персонаж оказался совершенно не нужен. Дженнсен не сыграла решительно никакой хоть сколько-нибудь значимой роли в повествовании. Читая финальную книгу, у меня возникло впечатление, что автор вспомнил в ней Дженнсен лишь для того, чтобы бдительные читатели не спрашивали, куда же она делась после событий седьмой и восьмой книги. Лишь единичные сцены или моменты из сотен и сотен страниц этих трёх наиболее неудачных книг были для меня интересны или приятны. С девятой книги начинается завершающая трилогия цикла, и вместе с этой книгой возвращается больше положительных черт творчества Гудкайнда, многие свойственные ему недостатки в этом романе сглаживаются. Эта книга вселяет надежду на то, что хотя бы финал, после страданий читателя над шестым-восьмым «Правилами», будет достоин затраченных на прочтение 11-томной саги сил. К сожалению, уже следующая, десятая книга, снова «проседает», а финальная, одиннадцатая, не вызывает тех эмоций, которые хотелось бы получить от заключительного романа большого цикла. Не буду расписывать все подробности того, почему финал не стоит затраченных на прочтение остальных книг сил, скажу лишь, что он очень скомкан, непоследователен, он не является закономерным итогом всего, что главному герою пришлось пережить раннее, а больше похож на то, что автор решил все проблемы своей 11-томной саги приёмом а-ля «рояль в кустах».
Подводя итог своему многословному, прямо как у Гудкайнда, отзыву, могу сказать, что цикл о Мече Истины довольно неоднозначен. Если читатель после первых книг будет заинтересован судьбой главных героев, и у него хватает терпения, тогда, пожалуй, может и стоит дочитать эту сагу до финала. Просто, чтобы знать, чем всё закончилось. Если же кто-то дорожит своим временем и не намерен читать не слишком интересную литературу, рекомендую остановится максимум на «Пятом Правиле Волшебника». Рассматривая весь цикл в его целостности, я точно могу сказать, что есть много вещей, которые лучше него. Интересует более проработанный мир, в который хочется надолго погрузится? «Колесо Времени» Роберта Джордана в этом превосходит «Меч Истины». Хочется более интересного героического фэнтези? Та же Робин Хобб со своими трёхтомными приключениями убийцы как нельзя лучше для этого подойдёт. Эпическая фэнтези? Не упоминая великого Толкина и выдающегося Мартина, хотя бы и Тэд Уильямс с «Орденом Манускрипта» подойдёт лучше, чем цикл Гудкайнда. Понравились мрачные, тяготеющие к тёмной фэнтези моменты «Меча Истины»? Гораздо лучше на этом поприще выступит Джо Аберкромби со своим интересным сюжетом, продуманными персонажами и наличием насилия и жестокости именно там, где это нужно и обоснованно.
Итак, цикл Терри Гудкайнда «Меч Истины», по моему мнению, всё-таки заслуживает внимания. Терпеливые могут прочесть его полностью, а другим советую закончить на пятой книге саги. Если я когда-нибудь соберусь вновь перечитывать этот цикл, то остановлюсь именно на «Пятом Правиле Волшебника».