Чем заканчивается пьеса гроза островского
Пьеса «Гроза»
Год издания книги: 1860
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» является классикой российской литературы и отчасти именно благодаря этому произведению Александр Николаевич занимает высокое место среди самых читаемых писателей и по сей день. Произведение впервые увидело свет в 1860 году. Первые театральные постановки по сюжету пьесы состоялись за год до публикации книги в 1959 году в нескольких московских театрах. Драму А. Островского «Гроза» неоднократно экранизировали. Последним на экран в 1977 году вышел одноименный телеспектакль.
Пьесы Островского «Гроза» краткое содержание
На скамейке около реки сидит двое мужчин: мещанин Кулигин и конторщик Кудряш. Они ведут беседу о красоте природы, как вдруг замечают купца Савла Дикого, который шел со своим племянником Борисом. Мужчины начинают обсуждать Савла Прокофьевича. Купец кроме того, что был важным человеком в городе, обладал также несносным характером. Вечно недовольный мужчина постоянно конфликтовал с земляками и редко выслушивал мнение других людей.
Когда Дикой подошел к ним, выяснилось, что Борис приехал, чтобы наладить отношения со своим дядей. Кроме Савла Прокофьевича у молодого человека больше нет родственников. К тому же он хочет получить наследство после смерти бабушки. Дикой не испытывает любви к племяннику и не настроен отдавать ему деньги.
Далее в драме А. Н. Островский «Гроза» Кулигин признается Борису, что разочарован в этой жизни и в обществе, которое олицетворяет «темное царство» в пьесе «Гроза». Обладая добрым характером, мещанин понимает, что живет среди злых и ограниченных людей. В городе все решается через связи и зарабатывать честным трудом мужчине кажется невозможным. Сам же Кулигин верит в прогресс и в науку и мечтает собирать механизмы, чтобы сделать жизнь людей проще. Борис понимает, что мечтам мещанина о честном труде не суждено сбыться.
Борис Григорьевич также задумывается о своем будущем. Он не хочет оставаться здесь и прожигать жизнь впустую. К тому же Борис неожиданно признается себе в том, что влюблен в местную девушку Катерину Кабанову. Молодой человек понимает, что ему не суждено быть вместе с Катериной, поскольку она замужем, но он не может прекратить думать о ней.
Далее в пьесе Островский «Гроза» читать можем о том, что действие переносится на крыльцо Марфы Игнатьевны Кабановой. Женщина разговаривает с сыном о том, что он не уделяет ей должного внимания. Она недовольна своим сыном и его супругой. Кабанова обвиняет Тихона в том, что для него с некоторых пор жена стала дороже родной матери. Катерина, находящаяся там же, чувствует себя неловко от этого разговора и заверяет свекровь, что это не так. На что Марфа начинает еще больше жаловаться, якобы она в этой семье лишняя.
Тихону надоели постоянные упреки матери, однако, как он сам признается, у него не хватает силы воли, чтобы противостоять ей. Даже сама Кабанова, которая свято чтит патриархальные устои, обвиняет сына в нерешительности и излишней мягкости характера. Тихон уже устал от такой жизни. Он жалуется своей сестре Варваре на то, что Марфа постоянно его контролирует. Девушка, будучи волевой натурой по характеру, не понимает брата. Варвара не боится Кабанихи, наоборот, любит поступать наперекор матери. Она утверждает, что только Тихон несет ответственность за все, что происходит в его жизни. На что Кабанов еще больше раздражается и уходит к Савлу Прокофьевичу.
Варвара обеспокоена состоянием Кати. Она решает организовать ей встречу с другим мужчиной. Тем более позже Катерина в пьесе «Гроза» сама признается, что давно раздумывает над тем, чтобы уйти от Кабанова. Тихон говорит, что ему необходимо покинуть дом на несколько дней. Катя просит взять ее с собой, но муж отказывается. Кабанов передает жене напутствие словами своей матери. В них говорится о том, что женщина должна во всем слушаться свекровь и не заглядываться на других мужчин. Катерине становиться неловко от таких слов.
Кабаниха же недовольна тем, что, Катя прощается с мужем, как будто она ему ровня. Старая женщина не забывает указать невестке, что женщина должна служить своему мужу. Марфа утверждает, что молодое поколение совсем изменилось. Она рада, что на земле еще есть такие люди, как она, которые могут образумить молодых девушек. Марфа заставляет Катю кланяться мужу в ноги на прощание.
В отсутствие мужа Катерина придается мечтам о свободной жизни. Она размышляет о том, что могла бы шить белье бедным людям и раздавать его бесплатно. В моменты одиночества Катя жалеет о том, что у нее нет детей. Тем временем в драме «Гроза» Островский рассказывается, что Варвара меняет замок на калитке и планирует организовать встречу Кати и Бориса. Сама Катерина не хочет жить в грехе и разрушать свой брак ложью. Борис такого же мнения, но его чувства к женщине побуждают его прийти на свидание.
Дикой в пьяном состоянии заявляется к Кабановой. Он зол на то, что все хотят от него денег. Женщина начинает упрекать гостя в его самодурстве, хотя и сама обладает таким же качеством. Позже в дом к Марфе заявляется Борис в поисках Савла Прокофьевича. Молодой человек рад, что может видеть Катерину, но боится с ней заговорить при Кабановой. Вечером, гуляя с Кулигиным, Борис видит, как Варвара целуется с Кудряшом. Девушка сообщает Борису, что хочет устроить ему встречу с Катей и сообщает время и место свидания.
Свидание Кати и Бориса состоялось, как и планировала Варвара. Катерина понимает, что тоже влюблена в Бориса. Она уверена в том, что нашла настоящую любовь, а потому не боится осуждения со стороны окружающих людей. Влюбленные видятся каждый день и понимают, что их чувства растут с каждой встречей. Через десять дней в город возвращается Тихон.
Далее в драме А. Н. Островского «Гроза» описывается приближение страшной грозы. Люди боятся и не знают, что делать. Кулигин рассказывает Дикому, что мог бы построить специальный громоотвод, который к тому же помог бы получить энергию во время грозы. Но Дикой решительно против этой затеи. Он отказывается дать денег на изобретение.
Катерина, как и Анна в романе «Анна Каренина», мучается от своего обмана. Она понимает, что не может жить во лжи и планирует все рассказать мужу и свекрови. К тому же женщину не покидает чувство того, что она не переживет грозу. Внезапно появившаяся Барыня говорит Кате, чтобы она перестала прятаться. Это послужило последней каплей. Не выдержав мук совести, Катерина рассказывает Тихону и его матери обо всем. Тем временем в пьесе «Гроза» Островский проблемы в семье Кабановых усугубляются тем, что Варвара и Кудряш сбегают.
Кабанов идет к Кулигину и рассказывает о признании жены. Тихон винит во всем свою мать и признается, что готов бы простить Катерину, но боится гнева Марфы. Глаша, работающая прислугой у Кабановых, признается, что Катя пропала.
После этого в пьесе Островский «Гроза» краткое содержание описывается страдание Катерины. Она стоит одна и разговаривает сама с собой, обвиняя только себя во всем произошедшем. Катя хочет увидеть Бориса. Молодой человек приходит на ее зов и говорит, что вынужден уезжать. Катя просит, чтобы он взял ее с собой, но Борис, не желая брать на себя ответственность за сложившуюся ситуацию, отказывается. Тогда женщина прощается с возлюбленным и идет к речке.
Люди кричат, что в реку бросилась какая-то женщина. Кабанов понимает, что это его жена. Он даже хотел было прыгнуть вслед за ней, но мать остановила его. Кулигин выносит тело Катерины. Он говорит всем присутствующим, что теперь душа Кати предстанет перед судьей, который более милостив, нежели они все. Заканчивается пьеса «Гроза» Островский тем, что Тихон прощается с женой, завидуя тому, что она прекратила свои страдания, а ему еще предстоит жить со своей матерью и мучиться.
Пьеса «Гроза» на сайте Топ книг
Пьесу Островского «Гроза» читать популярно вот уже много лет, и она не раз и не два попадала в наш рейтинг самых популярных книг. Она стабильно занимает высокие места среди лучшей классической литературы и скорее всего еще не раз попадет в наш список самых интересных книг.
«Гроза» А. Н. Островский Кратко
Александр Николаевич Островский
Пьеса «Гроза» Краткое содержание
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите.И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»
Кулигин – житель города Калинов. (Герой этого произведения).
Очень краткий пересказ сюжета пьесы Островского «Гроза»
В городке Калинов на Волге веками сохраняются старые порядки и привычки. Горожане этих мест страшатся нового времени и перемен. Главная героиня юная Катерина резко отличается от всех. Она человек «тонкого душевного склада» и ей невыносимо тяжело жить с мужем и крутого нрава свекровью под одной крышей.
Однажды в город приезжает образованный и интересный Борис, он становится для Катерины неким идеалом мужчины. Пока её супруг в отъезде, она с ним встречается. Но, как женщина честная, признаётся в своём поведении семье. Бедняжку буквально закрывают в четырёх стенах, контролируют каждый шаг и вздох. Борис вынужден покинуть Калинов. Понимая, что с отъездом любимого в её жизни не остаётся никакой надежды на счастье, Катерина решается на самоубийство.
Образы героев из пьесы Островского «Гроза» и их краткая характеристика
Преамбулой к описанию персонажей хочется привести цитату из «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова»:
«… они – люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…»
Характеристика Катерины из пьесы Островского «Гроза»
Современники автора назвали Екатерину «лучом света в тёмном царстве». На первый взгляд, эта девушка нежный цветок, который вянет в неволе.жизни до замужества она росла в ласке и любви, беззаботно и счастливо. В семье мужа несчастная женщина оказалась во власти деспотичной свекрови. По мере раскрытия основных черт личности, становится понятно, что характер Катерины в пьесе «Гроза» раскрывается с другой стороны. Оказывается, нежная и хрупкая девушка – достаточно сильная и волевая личность. Она уверена, что никто и ничто не сможет заставить её совершать что-либо против воли. И последний отчаянный шаг – это не слабость, это акт протеста. Она- личность, со своими мыслями, чувствами и интересами. И никакая сила не сможет сломить её дух.
Характеристика Марфы Игнатьевны Кабановой (Кабанихи) в пьесе Гроза
Сильная, волевая, деспотичная, властная женщина. Тиран, который старается держать всю семью под контролем. Стоит ли рассказывать о том, что супружеская жизнь её сына и невестки разваливается из-за непрестанных вмешательств назойливой старушки. Марфа Игнатьевна в своих нравоучениях может легко обидеть и оскорбить. Но свято верит в то, что без её «мудрых» наставлений развалится вся семья.
Характеристика Тихона Ивановича Кабанова из пьесы «Гроза»
Характеристика Варвары из пьесы «Гроза»
Молодая азартная девушка, сестра Тихона, дочь Марфы Игнатьевны Кабановой. Умна, хитра, прозорлива. Умеет подстроиться под ситуацию. Про таких людей говорят «выходит сухим из воды». Сыграла значительную роль в судьбе Катерины и Тихона. В свою очередь не пожелала покоряться деспотии матери и сбежала из родного дома.
Характеристика Бориса Григорьевича из пьесы «Гроза»
Красивый молодой человек, интересный, образованный, ярко отличающийся от остальных жителей городка. Нежному и трепетному сердцу наивной девушки сложно не влюбиться в такого. Он и сам мучается от тайной любви к замужней девушке. Судьба подарит ему несколько счастливых мгновений, но впоследствии придётся покориться воле своего дяди и отказаться от собственных чувств.
Характеристика Савела Прокофьевича Дикого в пьесе «Гроза»
Жадный и скупой купец. Не даёт спокойной жизни ни окружающим, ни родным. Страдают от него и наёмные работники, и соседи, и знакомые. Самое страшное, что он даже не пытается признать своей вины и считает, что ведёт себя должным образом.
Характеристика Ивана Кудряша из пьесы «Гроза»
Самовлюблённый, смелый, уверенный в себе молодой человек. Хвастун, грубиян. К влюблённой в него Варе относится холодно, принимает её чувства как должное. Способный на отчаянное поведение и рискованные поступки.
Краткое содержание пьесы «Гроза» подробно по действиям
Действие 1
События уносят читателя в середину девятнадцатого столетия на площадь вымышленного городка на берегу Волги. Здесь происходит диалог между часовщиком Кулигиным и конторщиком Кудряшом, во время которого упоминается грубый нрав купца Савела Прокофьевича Дикого. Лёгкий на помине помещик тут же появляется на сцене. Он ругает своего племянника Бориса. Из-за того, что не может получить от дяди часть наследства, Борис терпит выходки Савела Прокофьевича. После того, как родственники расходятся, Борис Григорьевич раскрывает тайну своей любви. Он испытывает чувства к замужней женщине Катерине. Она в свою очередь тоже выходит на прогулку в окружении родственников мужа, властной мамы Марфы Игнатьевны Кабановой, мужа Тихона Ивановича и его сестры Варвары. Из завязавшегося разговора становится понятно, что свекровь жутко ревнует сына к невестке, а сестра пытается заступиться за бедную девушку. Действие заканчивается тем, что Катерина признаётся в своих чувствах к Борису.
Действие 2
Во втором действии Тихон собирается в поездку на две недели. Катерина просит взять её с собой. Но тот, даже не подозревая о том что обижает жену своими словами, вслух рассуждает о том, что и так дождаться не мог этой поездки, чтобы улизнуть от матери и не слушать её наставлений, а тут ещё и супруга навязывается. Перед отъездом Тихон прощается с женой в присутствии матери, и даёт её те указания, которые просит назвать Кабаниха. Катерина совсем не рада тому, что муж уехал, ведь теперь её мучает искушение встречи с Борисом, который тоже желает увидеть свою возлюбленную. К тому же хитрая Варвара выкрала у матери ключ от калитки и вручила его влюблённой.
Действие 3
В третьем действии состоялось тайное свидание Екатерины и Бориса. Девушка смелеет и обнимает своего возлюбленного. Более того, парочка договаривается встречаться все две недели в отсутствии мужа.
Действие 4
Тихон Иванович возвращается из поездки на четыре дня раньше. Жену мучают угрызения совести, она всё время плачет. Во время очередной прогулки семейства на площади разворачивается разговор о том, что будет сильная гроза, которая вызовет пожар или ещё что-нибудь пострашнее. Катерина говорит мужу, что гроза убьёт именно её. Тут появляется сумасшедшая барыня, которая произносит в адрес Екатерины страшные пророчества. Девушка не выдерживает и при всех признаётся свекрови и мужу в измене.
Действие 5
Тихон пьянствует и жалуется знакомым на жену. Кабанова попрекает невестку и говорит о том, что в давние времена за такое вообще убивали. Варвара сбежала из дома с Кудряшом. Борис по приказу дяди должен уехать в Сибирь. Но племянник Дикого успевает встретить Катерину. Происходит трепетный диалог, в котором они признаются друг другу в любви. После Катерина отправляется к обрыву, чтобы совершить свой последний шаг в бездну. Кабановы тем временем разыскивают сбежавшую невольницу. Но находят лишь бездыханное тело, вытащенное из воды. У трупа любимой жены Тихон говорит, что мама виновата в случившемся.
Выводы по произведению «Гроза»
Сюжет пьесы «Гроза» до боли простой и понятный. Но настолько тиранический и антигуманный, что въедается в память и свербит душу. И пусть прошло уже несколько столетий, поменялись нравы и принципы людей, а трагическая история актуальна до сих пор. Если оглянуться вокруг, то в соседях родственниках и друзьях, можно увидеть Кабаниху, Дикого, Тихона, Варвару или Екатерину. Неумолимо бежит время, а человеческие характеры остаются неизменными. Те же прегрешения, искушения и слабости.
Гроза
19-й век, лето, вымышленный город Калинов на берегу Волги. Все события происходят в течение нескольких недель. Названия действий — условные.
Очень краткое содержание
Катерина жила в небольшом городке на Волге.
Катерина Кабанова — молодая, красивая, робкая и кроткая, честная, безвольная, много молится, страдает от тирании свекрови.
Её свекровь была вдовой и богатой купчихой. Муж Катерины полностью подчинялся властной и жестокой матери, и та всячески тиранила и сына, и его несчастную жену.
Катерина полюбила племянника жестокого и жадного купца, жившего в том же городке. Когда муж Катерины уехал из городка по делам, женщина начала встречаться с племянником купца.
Когда муж вернулся, Катерина не выдержала мук совести и призналась ему в измене. После этого свекровь стала ещё сильнее тиранить женщину.
Вскоре племяннику купца пришлось уехать: дядя отправил его в Сибирь. Взять с собой Катерину он не мог, потому что полностью зависел от дяди. Распрощавшись с любимым, Катерина поняла, что не сможет вернуться в дом к мужу и свекрови, бросилась с обрыва в Волгу и погибла.
Подробный пересказ по действиям
Кулигин и Кудряш с приятелем прогуливались в общественном саду города Калинова, разбитом на высоком берегу Волги.
Кули́гин — мещанин, часовщик-самоучка, изобретатель, умный, романтик, мечтает построить вечный двигатель.
Ваня Кудря́ш — молодой конторщик, служит у одного из богатейших купцов города, весёлый, смелый, наглый, не боится сурового начальника.
Кулигин восхищался красивым видом, но Кудряш не разделял его восторгов: ему было всё равно.
В отдалении купец Дикой ругал своего племянника Бориса.
Савел Прокофьевич Дико́й — купец, один из богатейших людей города, невероятно скупой, властный, злой, домашний тиран, начальник Вани Кудряша.
Борис Григорьевич — племянник Дикого, образованный, добрый, спокойный, безвольный, полностью подчиняется дядьке, любит замужнюю женщину.
Кудряш пожалел, что в городе мало сильных парней, способных собраться и отучить Дикого «озорничать». Он считал, что купчиха Кабанова лучше Дикого: «та хоть, по крайности, всё под видом благочестия, а этот как с цепи сорвался». Сам Кудряш не боялся Дикого и смело отвечал на его ругань.
Отругав племянника, Дикой ушёл. Борис подошёл к Кулигину. Тот спросил, зачем Борис живёт у дядьки и терпит его ругань. Борис рассказал, что его отец, родной брат Дикого, женился на благородной против воли матери и уехал в Москву. Там родители отдали Бориса в Коммерческую академию, его сестру — в пансион, и умерли от холеры.
Борис с сестрой остались без средств к существованию. Вскоре они узнали, что умершая бабушка завещала им небольшое состояние с условием: они получат деньги после совершеннолетия, если будут почтительны с дядей. Борису пришлось оставить сестру у родственников матери, переехать к Дикому, бесплатно работать на него и терпеть его издевательства.
Борис понимал, что денег не получит или получит «какую-нибудь малость», но всё равно терпел ради сестры. Дикой тиранил не только племянника, но и жену с дочками. Разозлившись с утра, он не успокаивался весь день, и домашние прятались от него по чердакам и чуланам.
Борис пожаловался Кулигину, что ему трудно, он не может стать в Калинове своим. Кулигин ответил, что в городе царят «жестокие нравы». Народ беден, а богачи используют их труд, чтобы ещё больше обогатиться. Мечта Кулигина — изобрести вечный двигатель, получить за изобретение награду и дать работу городскому мещанству.
Кулигин ушёл. Борис поразмышлял о своём незавидном положении, ухудшившемся любовью к замужней женщине, которую однажды увидел в церкви и ни разу с ней не разговаривал. Заметив издали эту женщину, идущую в сопровождении мужа и свекрови, Борис ушёл.
Из церкви домой возвращалась семья Кабановых. Кабанова пилила своего сына Тихона за то, что тот не уважает мать и больше любит свою молодую жену Катерину.
Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова, жестокая, властная, лицемерная.
Тихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи, мягкий, добрый, безвольный, любит жену, но во всём слушается мать.
Наворчавшись, Кабанова ушла домой. Тихон упрекнул жену за то, что из-за неё ему всегда достаётся от матушки, но его сестра Варвара заступилась за Катерину.
Варвара Кабанова — дочь Кабанихи, красивая, упрямая, своевольная, делает, что хочет, не слушает властную мать, крутит роман с Кудряшом.
Тихон пошёл выпить к Дикому. Катерина с Варварой остались в саду. Катерина пожаловалась, что, выйдя замуж, она совсем завяла. Ей хотелось бы стать вольной птицей и улететь.
…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела.
Дома у маменьки Катерине жилось легко. Работой её не обременяли, молилась она по зову души, а не по принуждению, ей снились волшебные сны, а теперь снится, что она скоро умрёт.
Начиналась гроза. Пугливая Катерина боялась, что её убьёт молнией, и она явится перед Господом с чёрным грехом на душе. Вернулся Тихон, все поспешили домой.
В дом Кабановых пришла Феклуша.
Феклуша — странница, богомолка, немолодая женщина, невежественная, разносит неправдоподобные слухи и сплетни.
Разговорившись со служанкой, Феклуша сначала похвалялась своей праведностью, потом начала рассказывать нелепые выдумки о дальних странах, в которых сама никогда не была: о несправедливых султанах и людях с пёсьими головами. Служанка верила страннице: только она приносила вести из внешнего мира в их глухой угол. Удивив служанку своими россказнями, Феклуша ушла.
Тихон собрался в дорогу. Кабанова заперлась с сыном в комнате, чтобы дать ему последние наставления. Катерина и Варвара дожидались своей очереди попрощаться с Тихоном.
Варвара догадалась, что Катерина любит Бориса: увидев его, женщина менялась в лице. Варвара давно научилась притворяться и всё скрывать от матушки. Катерина так не могла: она не хотела встречаться с Борисом, боясь, что потом не сможет жить в доме Кабанихи и бросится в Волгу.
Вышел Тихон. Кабанова заставила сына по старинному обычаю перед отъездом дать наставления жене: чтобы почитала свекровь, не сидела без дела и на парней не заглядывалась. Затем супругов оставили наедине. Катерина была грустная, она предчувствовала беду. Тихон посоветовал жене пропускать ругань Кабановой мимо ушей, но Катерина бросилась мужу на шею и попросила взять её с собой. Тот отказал: ему хотелось погулять на свободе, чтобы хоть две недели не было над ним никакой грозы.
Кабановой не понравилось, как Катерина прощалась с мужем. Она долго ворчала, что невестка не показывает своего горя: не воет на крыльце по старинному русскому обычаю.
Когда Тихон уехал, Варвара выпросила у матери разрешения спать вместе с Катериной в саду, в старой беседке. Она вручила Катерине ключ от калитки, ведущей из сада к оврагу, и пообещала передать Борису, чтобы пришёл ночью к калитке. Катерина долго колебалась, но всё же оставила ключ у себя.
Феклуша и Кабанова сидели на скамейке перед домом купчихи. Феклуша говорила, что в других городах жизнь суетливая, по улицам «огненные змии» ездят, а здесь, в Калинове, тихо и хорошо: просто «обетованная земля».
Тут пришёл пьяный Дикой, пожаловался, что его снова рассердили: мужики потребовали денег за работу. В таком состоянии успокоить его могла только Кабанова. Она пригласила Дикого в дом.
Вскоре к Кабановым пришёл Борис: его прислали узнать, где Дикой. У дома с ним встретилась Варвара, возвращавшаяся со свидания с Кудряшом. Прикрыв лицо платком, она шепнула Борису, чтобы тот пришёл ночью к оврагу за их садом.
Ночью Варвара ушла на свидание с Кудряшом, а Катерина встретилась с Борисом. Они признались друг другу в любви. Катерина чувствовала, что заплатит за этот грех, но уже ничего не боялась.
Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
Они договорились встречаться, пока не вернётся Тихон.
Прошло десять дней. Богатые горожане гуляли по набережной, началась гроза, все спрятались в галерее старинного монастыря, в том числе и Дикой с Кулигиным. Изобретатель уговаривал купца пожертвовать деньги на общественные нужды: он хотел возвести в парке солнечные часы и снабдить город громоотводами. Дикой денег не дал. Он разозлился на Кулигина, который сказал, что гроза — не кара божья, а электричество, и от неё могут защитить громоотводы. По мнению Дикого, гроза послана людям в наказание, и стальными шестами от неё не защитишься.
Дождь закончился, Кулигин и Дикой ушли. В полуразрушенную галерею вошли Борис с Варварой. Тихон вернулся раньше, чем обещал, и Катерина «сама не своя сделалась»: мечется, рыдает. Это начала замечать Кабанова. Варвара боялась, что Катерина во всём признается мужу.
Снова прогремел гром. В галерею вбежала Катерина, вслед за ней — Кабаниха и Тихон. Кабанова сказала Тихону, что его жена, возможно, ему не верна. В этот момент Катерина увидела Бориса и испугалась. Вмешалась Варвара и сделала знак Борису, чтобы тот ушёл.
Взволнованная и измученная Катерина отошла в сторону, чтобы помолиться, и увидела на стене фреску, изображающую страшный суд. Это стало последней каплей. Катерина бросилась в ноги Тихону, покаялась в измене и лишилась чувств.
Прошло время. Прогуливаясь вечером в общественном саду, Тихон встретил Кулигина и пожаловался, что вся его семья «в расстройство пришла». Катерину он любил и жалел, даже побил её только потому, что маменька велела. Во всех бедах Тихон винил Кабанову: если бы она не тиранила Катерину, та не решилась бы на измену.
Теперь Кабаниха Катерину «поедом ест», а та «тает, как воск». Тихон жалеет и жену, и Бориса, он простил бы их, но маменька против. Кулигин посоветовал ему жить своим умом и простить жену — тогда она будет верна ему всю жизнь. Тихон ответил, что своего ума у него нет, а тот, что есть, он возьмёт и пропьёт — пусть маменька тогда с дураком нянчится.
Бориса дядя отправляет на три года «в Тяхту, к китайцам», служить в конторе у знакомого купца. Варвара, которую Кабанова посадила под замок, сбежала с Кудряшом неизвестно куда. Тихону дом опостылел, возвращался он туда с большой неохотой.
Тут подошла служанка и сообщила, что Катерина ушла из дому, и её не могут найти. Тихон и Кулигин бросились на поиски.
Появилась Катерина. Она тосковала по Борису, мечтала попрощаться с ним. Теперь она жила, как в могиле, и жалела, что сейчас на Руси не убивают неверных жён.
Появился Борис. Он сообщил Катерине, что дядя посылает его в Сибирь. Сюда он пришёл, чтобы попрощаться с местом, где они встречались. Катерина попросила взять её с собой, но Борис отказал, оправдываясь тем, что едет не по своей воле. Катерина смирилась, благословила любимого и отпустила его. В том, что произошло, она винила только себя.
Домой Катерина не пошла: лучше в могилу, чем в дом Кабанихи, которая запирала и мучала её. Жить ей больше не хотелось. Боясь, что её поймают и насильно вернут домой, Катерина побежала в сторону Волги.
Стемнело, сбежались люди с фонарями, явились Тихон с Кабановой. Вдруг кто-то крикнул, что женщина бросилась в воду. Кулигин побежал туда, Тихона не пустила мать.
Вскоре люди вернулись, один из возвратившихся сообщил, что Кулигин вытащил из омута утонувшую женщину. Она бросилась с высокого обрыва в Волгу, ударилась о якорь и погибла.
Тихон побежал навстречу Кулигину, который нёс мёртвую Катерину.
Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело её здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!
Тихон бросился к мёртвой жене, начал обвинять мать в её гибели. Кабанова прикрикнула на сына. Тот упал на труп жены со словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.