Чем заканчивается пьеса недоросль и почему
в чём смысл концовки недоросль
В комедии ДВЕ РАЗВЯЗКИ.
Одна касается взаимоотношений Митрофана, Скотинина, Милона и Софьи,
судьба которых определялась, с одной стороны, Простаковой,
с другой-Стародумом;
вторая относится к судьбе Простаковой как злонравной помещицы
и плохой матери.
Простакова кидается к Митрофану, её последней надежде,
а Митрофан отвечает: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…»
Простакова убита «предательством сына».
Правдин решает отдать Митрофана в службу.
Стародум говорит, указывая на Простакову:
«Вот злонравия достойные плоды».
Так пьеса завершается многозначительной репликой Стародума.
Печальны и драматичны финальные сцены «Недоросля»,
где «злонравия достойные плоды» оказываются наказанными.
Но, несмотря на то, что Простакова справедливо потерпела
неудачу во всех своих планах и лишилась имения вполне
заслуженно, в последних сценах ее участь вызывает
жалость и даже сочувствие.
Но нам жалко не Простакову-крепостницу, а Простакову-мать.
В финале Митрофан, ради которого она жила и который,
по сути, был смыслом ее жизни, предает Простакову,
трусливо отказывается от нее.
Драматург с большим мастерством описывает горе матери:
«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)».
И далее следует почти заключительная фраза этой героини:
» (Простакова очнувшись в отчаянии).
Погибла я совсем! Отнята у меня власть!
От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Краткое содержание: «Недоросль»
Ходит легенда, что после премьеры пьесы Дениса Ивановича Фонвизина в Петербурге к нему подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Комплимент по нынешним временам довольно токсичный, да и подтверждения этой истории нет, но «Недоросль» действительно одна из лучших вещей, созданных Фонвизиным. При всей прямолинейности сюжета и ярком разделении персонажей на хороших и плохих, ему удалось создать острую и точную сатиру, которую стоит читать и сегодня.
Ниже найдёте краткое содержание пьесы «Недоросль» Дениса Фонвизина.
История начинается в доме помещиков Простаковых. Госпожа Простакова – главный отрицательный персонаж пьесы. Она ругает, мучит, а иногда даже бьёт домашних и насаждает свою точку зрения всем вокруг. Когда она узнаёт, что дальняя родственница Простаковых Софья стала наследницей неожиданного богатства, то решает выдать её замуж за своего сына, избалованного и глупого Митрофанушку. Он и есть недоросль, то есть дворянин, не получивший должного образования.
На Софье хочет жениться и Тарас Скотинин, брат Простаковой. Но сама девушка влюблена в молодого офицера Милона. Он также любит её. У Софьи есть дядя и опекун Стародум, чьи идеи и мысли отражают мировоззрение самого Фонвизина. Простаковы лебезят перед его авторитетом и богатством.
В доме Простаковых живут три учителя, которые пытаются обучить Митрофанушку. Впрочем, без особых успехов. Да и не все они талантливые педагоги – например в финале пьесы выясняется, что человек по фамилии Вральман раньше работал кучером.
В какой-то момент Простакова решает заставить Софью выйти за Митрофанушку. Её люди тащат девушку к карете, но Милон предотвращает похищение своей возлюбленной. Простакова бурно раскаивается в содеянном и получает прощение. Государственный чиновник Правдин отбирает её поместье в пользу государства. Пьеса заканчивается тем, что Митрофана отправляют на службу. Финальные слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
Герои Фонвизина носят говорящие фамилии, так что читатель или зритель пьесы может сразу догадаться об их добродетелях или пороках. Софья умна и скромна, Стародум выведен в пьесе как человек мудрый, практичный и остроумный. Характеры Скотинина, Простаковой, Вральмана тоже «зашифрованы» в их фамилиях. При этом отрицательные персонажи получились очень яркими и запоминающимися, а высказывания героев разошлись на цитаты. Ниже ещё несколько интересных фактов о пьесе и её персонажах:
Именно Митрофанушка говорит каноническую фразу «Не хочу учиться, а хочу жениться».
Госпожа Простакова не только безграмотна и своевольна, но ещё и жестока. Она постоянно ругается и может поколотить собственного мужа. Ей принадлежат слова «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».
Глава семейства Простаковых Терентий Простаков человек неграмотный и мягкий, даже слабый. Зато он искренне любит сына: «По крайней мере, я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын».
Учителя Митрофана Кутейкин и Цыфиркин оба – нерадивые преподаватели. Однако Цыфиркин, в отличие от коллеги, понимает, что ему ничему не удалось научить недоросля и отказывается брать деньги. Кутейкин же, напротив, требует, чтобы ему заплатили за ученье и за стоптанные сапоги.
Если краткого содержания «Недоросля» вам недостаточно, рекомендуем посмотреть одноимённый фильм 1987 года.
Скачать «Недоросль» бесплатно вы можете в интернет-магазине электронного контента PocketBook.
Вам также может понравиться материал «Краткое содержание: «Евгений Онегин» Пушкина».
Сочинение: Смешон или трагичен финал комедии «Недоросль»?
В чем смысл финала комедии «Недоросль»?
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.
Поистине возмездие пороку в его свойствах.
Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной.
Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям. Ее же натура ее и погубила.
Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается «достойным» отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову.
Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.
Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: «Вот злонравия жестокие плоды». Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.
Тема, проблема, идея и значение произведения
Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.
Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.
Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.
Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.
«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.
В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.
Стародум. Характеристика
Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дядя Софьи. Отец Стародума служил при дворе Петра Великого, воспитан был в петровских правилах и, хотя тогда «к научению мало было способов», дал своему сыну хорошее образование и «наилучшее» воспитание. Стародум говорит Правдину: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».
Стародум в молодости был горяч и несдержан, поступал подчас безрассудно. Так, из военной службы, не раз отличившись в военных сражениях, Стародум уходит в отставку только потому, что не он, а его сверстник, отказавшийся идти на войну, в обход Стародума получил высший чин, хотя, по разумению Стародума, долг дворянина, несмотря ни на что, служить отечеству. Далее по «слепому случаю» Стародум попал ко двору, где его также постигло величайшее разочарование.
Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.
Софья с послушанием и восторгом воспринимает наставления своего дядюшки. Стародум учит ее добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы. Подробно излагает Стародум и правила семейных отношений: муж и жена должны идти путем добродетели, быть искренними и снисходительными друг к другу, кроткими и чистосердечными. Мужа и жену должна в первую очередь связывать не любовь, а «дружба», которая в то же время «на любовь бы походила». «Надобно… чтоб муж повиновался рассудку», а жена — мужу, это обеспечит благополучие в семье. Рассуждая об ответственности родителей перед детьми, Стародум говорит: «И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?»
Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества («без знатных дел знатное состояние ничто»), и богатство измеряется не накопленными деньгами, но помощью, оказанной нуждающимся.
Стародум, как его аттестует Правдин, — человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения, хотя с виду несколько угрюмый и резкий. Себя Стародум называет «другом честных людей», и потому его дружба лестна Правдину.
Речь Стародума — это речь просвещенного человека. Она бывает афористичной («Последуя природе, никогда не будешь беден. Последуя людским мнениям, никогда богат не будешь». «Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван»), в ней встречаются архаизмы, характеризующие Стародума как человека петровской эпохи. В беседах с близкими ему по духу людьми (Правдин, Софья, Милон) речь Стародума сближается со слогом журнальной публицистики его эпохи.
Словарь литературных персонажей: Русская литература: XVIII — середина XIX вв. — М.: Московский лицей, 1997. Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.
Пьеса и ее герои
События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.
Пьеса состоит из пяти действий:
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.
Обратите внимание! Три основные темы, раскрытые в содержании пьесы «Недоросль»: воспитание, осуждение деспотичного режима самодержавия, тягость крепостного права.
Смысл книги Недоросль — Денис Иванович Фонвизин
Важное произведение классической русской литературы «Недоросль» имеет очень любопытный смысл, каждую часть которого разложим по полочкам.
Смысл названия комедии Недоросль
Первое, на что сразу обращаешь внимание — название книги. Денис Иванович Фонвизин долго думал над ним и решил выбрать именно недоросль. 300 лет назад так называли молодого богатого человека, который получил образование. Но при этому бумаги, на которой это удостоверено у него нет. Всё бы не было так плохо, если бы без неё он смог бы жениться или пойти служить. Но без неё дворянин ничего этого не в состоянии сделать из-за закона.
В комедии рассказывается о поместье Простаковых. Госпоже не нравится, как портной пошил кафтан её сыну. Но при этом портной даже не получил должного образования, поэтому шьёт как попало. Госпожа не хочет слушать, она желает для своего сына только лучшей одежды. Как раз сын этой женщины и является недорослем.
Отец подростка полностью потакает жене, но дядя недоросля думает, что кафтан хороший. Также в доме живёт Софья, которую Простаковы взяли к себе ради денег. Дядя подростка хочет взять её в жёны. Но тут объявляется родственник Софьи, поэтому госпожа не может принимать решение выйдет ли Софья за дядю её сына.
Софье приходит письмо, что родственник оставляет ей большое наследство. Теперь Госпожа Простакова хочет выдать Софью замуж за своего сына. Но при этом Софья влюблена в совершенно другого человека — Милона.
При этом у дяди и недоросля разгорается на этой почве конфликт. Последний совершенно не желает поддаваться учению.
В поместье Простаковых приезжает родственник Софьи, с намерением увести девушку к себе в Сибирь. Но он беседует с Милоном, последний просит руки Софьи и получает согласие. Другие кандидаты в женихи пока ничего не знают, поэтому до сих пор пытаются заполучить девушку.
Госпожа Простакова не отпускает из своей деревни Софью и её близкого родственника. Она тащит девушку насильно в карету, чтобы поехать в церковь и обвенчаться с недорослем. Но её остановили.
Позже у Простаковых отобрал имение Правдин, поэтому семья была вынуждена покинуть поместье. Родственник Софьи, видя, что госпожа Простакова упала в обморок, смотрит на неё и говорит: «Вот злонравия достойные плоды».
Смысл комедии Недоросль
Давайте разбёремся в смысле произведения. Если коротко, то недоросль живёт по принципу «не хочу учится, а хочу жениться». Родители ему всячески в этом потакают, особенно мать, отцу вообще всё равно. Фонвизин хотел показать также с помощью образа Софьи, что люди готовы пойти на что угодно, чтобы заполучить побольше денег. С помощью говорящих фамилий( Циферкин, Правдин, Простаков, Стародум и др.) Денису Ивановичу удалось передать суть каждого из персонажей.
Смысл финала комедии состоит в том, что нужно правильно воспитывать детей. То, как это делали Простаковы — абсурд. Кидать ребёнка на произвол судьбы, а потом жаловаться, что с ним что-то не так — ужасно. Смысл произведения и состоит в этом — нужно воспитывать человека согласно моральным и нравственным идеалам. Именно тогда он станет достойным членом общества. А судьбы недоросля ему удастся избежать.
«Недоросль» (Д. Фонвизин)
Цитата: «Не хочу учиться, хочу жениться».
Проблематика:
Смысл названия: Пётр I в 1714 г. издал указ о необходимости службы (гражданской либо военной) для всех дворян. Но чтобы служить, нужно было получить образование. А молодые люди без образования в то время назывались «недорослями».
Образ Митрофана Простакова дал слову «недоросль» ещё одно значение — презрительное, ведь в его случае необразованность и нежелание учиться стали жизненными принципами.
Литературное направление: классицизм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: в пьесе находят отражение характерные черты классицистической комедии:
Время и место действия: действие происходит в 1780-е годы в деревне Простаковых.
История создания
Фонвизин провёл полтора года во Франции, изучая юриспруденцию и философию. В возрасте 33 лет он вернулся на родину и был поражён контрастом: во Франции внедрялись в жизнь передовые просветительские идеи, тогда как в России продолжали сохраняться консервативные порядки и хорошо себя чувствовали всякие простаковы и скотинины. Возмущённый этим, Денис Иванович создаёт «Недоросля».
Комедия обретает невиданную популярность: причиной тому — не только актуальность проблематики (многие образованные люди были возмущены крепостным правом и общим низким уровнем культуры), но и яркие смешные образы. Фраза «Не хочу учиться, хочу жениться» и суждение о двери, которая «прилагательна», «потому что она приложена к своему месту», давно вошли в наш обиход в качестве общеизвестных шуток.
По легенде, князь Григорий Потёмкин-Таврический после премьеры «Недоросля» сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь» — что, конечно же, означало его высокую оценку комедии
Действующие лица
Краткое содержание
Действие первое
Деревня Простаковых. Госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за то, что тот пошил Митрофанушке слишком узкий кафтан. Кафтан нужен Митрофану для будущего торжества — планируемой помолвки Скотинина и Софьи.
Отец Софьи умер, когда она была ещё совсем маленькой. А когда осталась круглой сиротой, Простаковы взяли её к себе (памятуя о том, что за Софьей большое приданое — имение, несколько деревень).
Именно в этих деревнях таится самый главный интерес Скотинина, то, что заставляет его во что бы то ни стало добиваться руки Софьи. Дело в том, что в этих деревнях много свиней, которых Тарас Скотинин обожает.
Софье приходит письмо от её дяди Стародума (Простаковы считали, что Стародум давно умер). Из письма становится ясно, что Стародум оставляет Софье большое наследство. И госпоже Простаковой тут же приходит в голову план обогащения: женить на Софье Митрофана.
Действие второе
Офицер Милон встречает своего старого знакомого Правдина. Правдин рассказывает, что приехал с инспекцией — в поисках «злонравных невежд», плохо обращающихся с крепостными. А Милон сообщает, что влюблён в девушку, которая живёт у родственников в здешних деревнях. И тут Милон встречает Софью.
Влюблённые счастливы видеть друг друга. Правда, в глазах Милона встреча всё же омрачается видами Митрофана на Софью. Но это ненадолго: осознав, что за человек Митрофан, Милон перестаёт ревновать.
Проходящий мимо Скотинин нахально сообщает, что тоже хочет жениться на Софье. Но Правдин ошарашивает его сообщением о планах госпожи Простаковой выдать воспитанницу за недоросля Митрофана. В результате Скотинин бросается на племянника с кулаками (Митрофанушку закрывает собой его няня Еремеевна).
Приходят учителя Митрофанушки: Сидорыч — Кутейкин и Пафнутьич — Цыфиркин. Кутейкин, дьячок от Покрова, недоучившийся в семинарии, учит Митрофана грамоте по Часослову и Псалтыри. А Цыфиркин, отставной сержант, — учитель арифметики.
Митрофан отказывается учиться и жалуется на дядю. Простакова обещает сыну скорую женитьбу.
Действие третье
Приезжает Стародум. Он беседует с Правдиным, своим давним приятелем, вспоминает времена правления Петра, хвалит их. Также
Стародум рассказывает Правдину историю о несправедливости: Стародум пошёл на войну, а его друг уклонился от службы, однако чин достался именно графу, а Стародуму — лишь ранение. Жизнь при дворе тоже его не порадовала. Поэтому Стародум вернулся домой.
Стародум встречается с Софьей и обещает ей, что они вскоре уедут от Простаковых. Появляются Простакова и Скотинин, они буквально дерутся. Стародума эта сцена весьма забавляет. Госпожа Простакова хочет нагрубить ему, но, узнав, что это сам Стародум, тут же меняет тон на покорный и угодливый. Она надеется, что дядя Софьи поспособствует браку племянницы с Митрофаном.
Но Стародум решительно объявляет, что Софья уезжает в Москву и там выйдет замуж за достойного человека. Все обескуражены. Стародум замечает, что выбор жениха — в воле девушки. У Софьи вновь появляется надежда быть с Милоном, а госпожа Простакова возобновляет атаку с целью женить Митрофанушку на богатой наследнице.
Простакова хвалится учёностью Митрофанушки и гордится учителем Вральманом, который учит недоросля «по-французски и всем наукам» и при этом «ребёнка не неволит». Другие учителя огорчены: третий год Митрофан учится, а писать и считать не умеет.
Недоросль ленится учиться: «Денег нет — что считать?». Вральман поддакивает ему, объясняя, что от науки один вред. Другие учителя хотят побить Вральмана, тот убегает.
Действие четвёртое
Стародум ведёт с Софьей беседу о замужестве и замечает её смущение. Приходят Правдин и Милон. Милон просит руки Софьи, сообщая, что девушка тоже стремится выйти за него замуж. Стародум с радостью даёт согласие.
Однако Скотинин и Митрофан ещё надеются жениться на богатой невесте. Стародум делает вид, что прислушивается к ним, изображает восторг от учёности Митрофанушки, а потом сообщает, что у Софьи уже есть жених и что они уедут в семь часов утра. Госпожа Простакова собирается действовать решительно.
Действие пятое
Правдин получает распоряжение регулировать ситуацию с имением Простаковой, если людям в этой деревне будет что-то угрожать. Правдин рассказывает об этом Стародуму. Их беседу прерывает шум.
Это Софью насильно тащат венчаться с Митрофаном. Милон освобождает девушку, а Правдин угрожает Простаковой судом. Госпожа Простакова картинно кается. Стародум и Софья прощают её, но Правдин говорит, что теперь по распоряжению правительства он управляет имением Простаковой.
Скотинин уезжает к себе, к своим любимым хлевам. Госпожа Простакова просит Правдина дать ей хотя бы три дня. Но тот не соглашается. Он зовёт учителей, чтобы рассчитаться с ними. Еремеевна приводит Кутейкина, Цыфиркина и Вральмана. Правдин отпускает их восвояси. Кутейкин требует, чтобы ему заплатили за ученье, за стоптанные сапоги. А Цыфиркин отказывается от платы, потому что Митрофанушка ничему не научился. За такое великодушие Стародум, Милон и Правдин дают ему денег. А Кутейкину Правдин предлагает рассчитаться с самой госпожой. Тот в ужасе восклицает: «От всего отступаюсь». Во Вральмане Стародум узнаёт своего бывшего кучера. Оказывается, Вральман нигде не мог сыскать себе места кучера и пришлось ему идти в учителя. Стародум соглашается опять взять его к себе кучером.
Стародум, Софья и Милон собираются уезжать. Простакова обнимает Митрофанушку. Но сын грубит ей. Мать падает в обморок. Правдин решает отправить Митрофана на службу. Очнувшись, госпожа Простакова причитает: «Погибла я совсем.». А Стародум, указывая на неё, произносит: «Вот злонравия достойные плоды!».
Экранизация
«Недоросль» (СССР, 1987).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Фамилии Скотинин, Простаков, Милон и другие служат характеристиками героев. Как называется такой приём в литературе?
Ответ. Говорящие фамилии. Этот приём характерен для классицизма.
Какие свойства Митрофана проявляются во время учёбы?
Ответ. Митрофан напрямую признаёт, что учиться не хочет («Час моей воли пришёл»). Он демонстрирует лень и своеволие, капризничает и выказывает неуважение к учителям. Митрофан не видит необходимости в учёбе: он предпочитает жениться.
Кого обожал Тарас Скотинин?
Ответ. Свиней. Скотинин хочет жениться на Софье из-за того, что в её деревне много свиней: «…Нет, мне нравится не девчонка [. ]. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то её водится и до чего моя смертная охота.», «. Люблю свиней, сестрица.».