Чем заканчивается рассказ портрет
Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» одно из самых мистических произведений в его творчестве. Это трагическая история художника, продавшего свою душу дьяволу.
Краткое содержание повести «Портрет» по частям помогут читателю понять общую идею произведения, через которую автор хотел донести до читателя, что меркантильность и денежные интересы способны погубить любое искусство.
Часть 1
Картина приковывала взгляд. Глядя на нее создавалось ощущение незавершенности. На картине изображено лицо старика с азиатскими чертами. Художник Чартков, прогуливаясь по торговой лавке остановился как вкопанный перед необычным творением неизвестного мастера. Глаза, смотревшие с полотна словно живые. Они пронзали насквозь. Вблизи эффект был еще сильнее. Неприятное, непонятное чувство охватывало при виде ее.
Чартков отдал последние деньги, но был несказанно рад покупке, хотя знал, что приближается арендная плата за жилье, а платить нечем. Нищета, в которой он жил, тяготила его.
В расстроенных чувствах художник лег спать. Тягостные думы о нищенском существовании не давали покоя. Он метался на кровати, представляя, как изменилась бы жизнь, будь у него деньги. Лунный свет озарил картину. Полотно словно ожило. На него глядел мертвец со стеклянными глазами. Художника прошиб холодный пот.
Он накинул на портрет простынь, чтобы не видеть кошмарное видение. Простыня падает. Старик сходит с полотна и садится в ноги Чарткову. В складках одежды оказываются свертки с деньгами. Старик сидел и пересчитывал свое богатство. Чартков незаметно от него придвинул к себе один из них. Старец, как ни в чем не бывало вернулся в картину.
Всю ночь его мучили кошмары. Утром пришел квартальный, требуя арендную плату. Он ходил по квартире, рассматривая картины. У картины со стариком застыл, как вкопанный. Послышался хруст. Квартальный с силой сжал раму. Одна из рам отвалилась, а из под нее на пол выпадает сверток с надписью 1000 червонных.
На полученные деньги художник прикупил одежду, рассчитался за жилье, снял новую квартиру, разместил в газете объявление о том, что будет писать картины на заказ.
Чартков становится популярен. Он рисует портреты механически, не вкладывая душу. Лица на полотнах похожи на восковые маски, но заказчиков это не смущало.
На выставке картин художник, рассматривая полотна других мастеров, понимает насколько он бездарен. Все попытки создать что-то стоящее заканчиваются ничем. В гневе он приказывает выкинуть картину с изображением старика, но и это ему не помогло избавиться от чувства никчемности.
Как сумасшедший он скупает картины других мастеров, тратя ни них огромные суммы денег, а дома уничтожает их. Он был безумен. Не выдержав такого душевного состояния он умирает в страшных муках. Глаза старика мерещились ему до последней минуты жизни.
Часть 2
История Черткова на этом не закончилась. Ее продолжение началось на одном из аукционов, где художник Б, увидев картину с изображенным на ней стариком-азиатом, заявил о своих правах на нее. В подтверждение своих прав на нее, он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.
Человек с портрета действительно существовал. Он жил в Коломне, работал ростовщиком. Денег у азиата была тьма-тьмущая. Он мог одолжить любую сумму денег. Условия займа были выгодны. Проценты небольшие, сроки возврата удобны. Однако по странному стечению обстоятельств, каждый кто брал у него деньги в долг, становился несчастным.
Однажды отцу художника Б. поступил необычный заказ. К нему обратился сам ростовщик с просьбой изобразить духа тьмы. Взялся художник за дело с удовольствием, но чем больше вырисовывался портрет, тем сильнее у него возникало отвращение к собственной работе.
Он идет к ростовщику и просит избавить его от заказа. Ростовщик падает в ноги, умоляя закончить работу, иначе после смерти жизнь его сохранится в портрете. Художник в страхе убегает от сумасшедшего старика.
Утром служанка приносит ему незаконченный портрет и говорит, что ее хозяин скончался. После смерти азиата художник чувствует в себе пугающие его перемены. Он становится завистлив. Собственный ученик вызывает ненависть. Он умышленно вредит ему. На всех полотнах неизменными остаются глаза ростовщика, проявляясь на каждой картине.
Художник решает избавиться от ненавистного портрета, но сжечь полотно не удалось. Портрет выпросил приятель, которому очень приглянулась картина, но и у него картина не задержалась. Он дарит портрет племяннику, но и племянник вскоре от нее избавляется.
Художник понимает, что старец был прав, предупреждая, что его душа после смерти вселится в картину. Убедился он в этом, когда теряет жену, дочь и сына. Пристроив старшего сына в Академию искусств, он уходит в монастырь. Долгое время он не мог взять кисть в руки, пока ему не предложили написать картину на тему Рождества Иисуса.
Перед отъездом в Италию сын приезжает в монастырь попрощаться с отцом, где и слышит интересную историю про картину с ростовщиком, принесшую столько несчастий. Отец просит найти портрет и уничтожить его.
У рассказчика ушло пятнадцать лет на поиски, пока он не увидел картину на аукционе, но купить ее не успевает. Полотно исчезло.
Краткое содержание «Портрет»
Всего получено оценок: 5937.
О произведении
Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.
На нашем сайте вы можете читать онлайн краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам либо сохранить на любое устройство, чтобы использовать при подготовке к урокам.
Место и время действия
События повести происходят в 1830-х годах в Петербурге, на Васильевском острове.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Часть 1
Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда он отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.
На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.
Чартков становится модным художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски. О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства.
Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать, как обычно, критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.
Часть 2
Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.
Заключение
В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».
Пересказ «Портрета» Гоголя будет интересен школьникам, студентам и всем, кто интересуется русской классической литературой.
Тест по повести
После прочтения попробуйте пройти тест:
Портрет
Микропересказ : Молодой художник покупает портрет, в котором находит тайник с золотом. Золото совращает его, губит его талант. Позже выясняется, что в портрете заключена душа ростовщика, погубившего много людей.
Названия частей — условные.
Проходя однажды мимо одного из петербургских рынков, молодой художник Чартков случайно зашёл в лавку с дешёвыми картинами, начал рыться в хранившемся там хламе и нашёл неоконченный, но очень талантливо написанный портрет.
👱🏻 Андрей Петрович Чартко́в — молодой художник, 22 года, талантливый, бедный, трудолюбивый, но способный увлечься и сойти с верного пути.
На портрете был изображён старик со смуглым восточным лицом, в широком азиатском костюме. Особенно тщательно были написаны глаза старика, глядящие с полотна как живые.
Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза!
На последние деньги Чартков купил портрет и повесил его в своей квартирке.
Художник был беден, талантлив и самоотверженно предан своему делу, но нетерпелив и иногда слишком увлекался чем-то одним. Профессор не раз предупреждал Чарткова, чтобы тот берёг свой талант, не поддавался пустому щегольству и не вздумал становиться модным живописцем. Чарткову иногда хотелось «кутнуть и щегольнуть», но был он способен и на упорный труд. Большую часть времени он проводил в своей мастерской, совершенствуясь во владении кистью и забывая про еду и сон.
Когда стемнело, портрет старика стал ещё более зловещим. Чартков начал его бояться. Закрыв портрет простынёй, он лёг за ширму и уснул. Ему приснилось, как старик вылез из портрета, сел у его постели и начал пересчитывать продолговатые свёртки с золотыми монетами. Один свёрток откатился в сторону, и художник схватил его. Старик же пересчитал своё золото, собрался залезть обратно в портрет, но обнаружил, что одного свёртка не хватает, и вернулся. Задыхаясь от ужаса, Чартков проснулся, увидел, что стоит перед портретом и смотрит ему в глаза, и… проснулся снова, а потом проснулся ещё раз, увидев, как страшный старик пытается сбросить накинутую на портрет простынь. После этой череды кошмаров Чартков заснул только под утро.
Поздно утром к художнику явился хозяин дома в сопровождении квартального и начал требовать плату за квартиру. Квартальный тем временем, рассматривая портрет старика, слишком сильно нажал на раму — в ней открылся тайник, из которого выпал продолговатый свёрток с монетами, такой же, как и во сне Чарткова. Художник подхватил свёрток так быстро, что никто не заметил, что же выпало из рамы. Быстро выпроводив домовладельца и квартального, Чартков открыл свёрток. В нём была тысяча золотых монет. На один миг у Чарткова мелькнула мысль, что теперь он может надолго запереться в мастерской, работать и стать хорошим художником. Однако потом в нём заговорила «горячая юность», и он не устоял перед искушением.
Чартков переехал в хорошую квартиру, купил новую одежду и заказал журналисту статью, которая описывала его как непревзойдённого портретиста. Вскоре у него появились клиенты из высшего света.
Сначала Чартков старался выписывать каждую деталь, подмечать индивидуальные черты, вкладывать в портреты душу и талант. Его первая работа, портрет дочери богатой дамы, вышел очень хорошо. О Чарткове заговорили, клиенты потекли рекой. Каждый из них требовал изобразить себя в неестественной, шаблонной позе, сглаживая все изъяны, художнику приходилось повиноваться. Вскоре Чартков перестал работать тщательно, его портреты стали похожи на грубые картинки из дешёвой лавки.
Шли годы. Сначала Чартков стал модным художником и светским щёголем, потом его начали считать мэтром, «предлагать по службе почётные места», приглашать в комитеты и на экзамены. С высоты своего положения он упрекал молодёжь в безнравственности и начинал верить, что вдохновения не существует.
Слава не может дать наслажденья тому, кто украл её, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её.
Постепенно страстью Чарткова стало золото, он начал копить, скопил огромные богатства и стал «беспричинным скрягой».
Однажды его попросили высказать своё мнение о художнике, приславшем из Италии свою картину. В отличие от Чарткова, этот художник не польстился на соблазны и сумел раскрыть свой талант. Увидев картину, Чартков разрыдался и выбежал из залы. Он понял, что безжалостно погубил свой талант. Чартков попытался написать падшего ангела, но убедился, что может создавать только «модные картинки».
Чартковым овладела ужасная зависть. Он начал скупать картины талантливых художников и уничтожать их. Благодаря накопленному богатству, он смог купить и уничтожить множество прекрасных произведений. Жгучая зависть изменила внешность Чарткова, он стал похож на демона. Наконец накал страстей сказался на его здоровье: у него начались припадки бешенства, во время которых ему виделись живые глаза старика с портрета. Затем он заболел чахоткой и умер.
От огромных богатств Чарткова ничего не осталось. Люди нашли только куски уничтоженных им картин.
В одном богатом доме проходил аукцион: продавалось имущество умершего мецената. Большая толпа собралась возле портрета смуглолицего старика в восточном одеянии с необычайно живыми глазами. Все жаждали купить этот портрет, но внезапно появился известный художник Б., предъявивший на него права.
👨🏻🦱 Художник Б. — известный и талантливый художник, 35 лет, сын художника-самоучки, скромно одет, с приятным, беззаботным лицом и чёрными кудрями.
Он рассказал историю этого портрета, написанного его отцом.
Во времена царствования Екатерины II в мрачном каменном доме глухого района Петербурга жил очень богатый ростовщик, о котором ходили плохие слухи.
👳🏾♂️ Ростовщик — богатый, нелюдимый старик в просторном азиатском одеянии, высокий, смуглолицый, с восточной внешностью и горящими, пронзительными глазами.
Ростовщик щедро раздавал деньги на, казалось бы, выгодных условиях, которые оборачивались пожизненной кабалой. Кроме этого, деньги ростовщика приносили несчастья.
Молодой меценат, отличившийся на государственной службе и замеченный императрицей, взял у ростовщика денег на развитие наук и искусств, но после этого сильно изменился. Им овладела зависть к уму и таланту, он стал подозрительным и начал писать доносы. Узнав об этом, императрица наказала его, и он умер в припадке страшного безумия.
Ходили слухи и о множестве других несчастий, случившихся с простыми людьми, которые взяли деньги у ростовщика.
Там честный, трезвый человек делался пьяницей; там купеческий приказчик обворовал своего хозяина; там извозчик, возивший несколько лет честно, за грош зарезал седока.
Недалеко от ростовщика жила и семья художника Б. Его отец был талантливым художником-самоучкой, он писал картины и иконы для церквей.
🧔🏻 Отец художника Б. — художник-самоучка, талантливый самородок, честный, прямой, немного грубый, с гордой душой и твёрдым характером и принципами.
Однажды ему заказали картину, на которой должен был присутствовать дьявол. Размышляя о том, каким должен быть дьявол, художник невольно вспоминал тёмное лицо и горящие глаза ростовщика.
Однажды ростовщик сам явился в мастерскую художника и заказал ему свой портрет. У ростовщика было одно условие: портрет должен быть «совершенно как живой».
Художник согласился, пришёл в дом ростовщика и начал писать портрет, особенно тщательно выписывая его глаза. Постепенно художником овладел сильный страх. Наконец, он отказался продолжать работу и ушёл, хотя ростовщик и умолял его закончить портрет. Он верил, что если художник верно передаст его черты, он останется жить в этом портрете.
На следующий день слуги ростовщика художнику принесли незаконченный портрет. Вечером художник узнал, что ростовщик умер.
Вскоре характер художника начал меняться, он стал зол, раздражителен и завидовал своему самому талантливому ученику. Когда ученик обошёл его в конкурсе на картину для новой церкви, художник впал в ярость и хотел сжечь незаконченный портрет. Картину спас его приятель-живописец, большой весельчак. Он взял картину себе, но вскоре почувствовал беспричинный страх, и отдал её племяннику, тот продал портрет коллекционеру, и картина пошла по рукам.
К этому времени художник Б. окончил Академию искусств и перед отъездом в Италию пришёл попрощаться с отцом. Отец рассказал сыну историю портрета и попросил уничтожить, если он попадётся ему на глаза.
Мне говорили, что портрет этот ходит по рукам… зарождая в художнике чувство зависти, мрачной ненависти к брату, злобную жажду производить гоненья и угнетенья.
Закончив рассказ, художник Б. обернулся к стене, где висел портрет, и не обнаружил его: пока все слушали историю, кто-то стащил картину. Люди долго недоумевали: на самом ли деле они видели изображение страшного старика, «или это была просто мечта, представшая только на миг глазам их, утруждённым долгим рассматриванием старинных картин»?
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое Содержание «Портрета» Гоголя.
Рассказ о маленькой девочке по имени Козетта начинается с несчастной истории любви ее матери. Ее мать звали Фантина, она была безумно влюблена в одного мужчину, но тот оказался весьма коварным – он воспользовался ею и бросил на произвол судьбы. После их романа у женщины родилась дочь.
С маленькой девочкой на руках, Фантина вынуждена скитаться по свету в поисках пропитания, но кто возьмет на работу женщину с маленьким ребенком на руках? Так, в один из дней, скитания приводят их в Монфермейл, на улицу Хлебопеков, и глазам ее предстает чудесная картина: две девочки, счастливые и веселые, раскачиваются на своих качелях.
Фантина решила, что именно такой жизни заслуживает ее дочь. Поговорив с детьми, она попросила их отвести ее к родителям. Так она оказывается перед дверьми трактира, который принадлежал алчным супругам Тенардье. Фантина уговаривает хозяев оставить у себя ее дочь, обещая ежемесячно присылать деньги на ее содержание. Так Козетта оказывается в семье Тенардье.
Трактирщик и его жена ненавидят девочку и делают все, чтобы усугубить ее существование. Жадность душит этих людей, они считают, что Козетта их объедает. Ей было велено питаться объедками под столом, наравне с животными, несмотря на то, что ее мать, как и обещала, продолжала присылать деньги, как и было условлено. Но хозяевам трактира все было мало, и она постоянно повышали плату за содержание девочки. Так, с оговоренных изначально семи франков в месяц, эта сумма выросла до пятнадцати.
Несчастная женщина выполняла любое их ложное требование: будь то дополнительные деньги на теплую одежду или дорогостоящие лекарства для лечения несуществующей болезни. В отчаянии Фантине пришлось продать свои волосы и зубы, чтобы ее дочка могла жить и содержаться, как она думала, в достойных условиях. Она не переставала видеть те качели, и представляла, что ее дочка вместе с детьми трактирщицы так же весело и беззаботно качается на них каждый день.
Как только Козетте исполнилось пять лет – она стала прислугой в алчной семье. Она моет, убирает, подметает двор, ходит за покупками и делает всю самую «грязную» работу. Девочка вошла в их дом светлым розовощеким ребенком, а пару лет спустя стала истощенной и замученной девочкой. Дети хозяев не позволяли ей приближаться к ним и играть вместе. Мать несчастной умерла от чахотки, и она осталась совсем одна на белом свете.
Перед смертью единственное, что хотела Фантина – это увидеть свою девочку. Но молитва ее не была услышана – женщина скончалась, так и не повидав свою дочь. Читая о ее жизни, невольно преисполняешься жалости к бедному ребенку и не понимаешь, как чета Тенардье может быть такой злой и жадной. И, казалось бы, жизнь девочки была предрешена – вечные муки и прислуживание в доме ненавидящих тебя людей.
Но наступил канун Рождества, и все готовились к этому священному празднику. Ночь была очень холодная, но, несмотря на это, хозяйка приказала Козетте принести воды из ручья. Девочка безумно страшилась темноты, но еще больше ее пугал гнев трактирщицы. По пути к ручью, внимание Козетты привлекла красивая кукла на прилавке витрины магазина. Засмотревшись на нее, девочка думала лишь о том, насколько эта кукла прекрасна. Но, придя в себя, она быстрым шагом направилась к воде, зачерпнула ведро, и, согнувшись от тяжести, потащила ношу в сторону трактира. Вдруг чья-то рука подхватила ее ношу.
Незнакомец оказался стариком, весьма скудно одетым. Он предложил свою помощь и спросил, кто отправил девочку в столь поздний час и с таким заданием, после чего проводил ее к трактиру. Госпожа Тенардье оценивающе оглядела старика и пригласила его за стол. Рассказывая о том, как им досталась Козетта, сколько хлопот она принесла ее семье, и как девочка объедает ее собственных детей, хозяйка назвала девочку причиной обнищания семьи тра
Краткое содержание повести «Портрет» (Н.В. Гоголь)
Автор: Guru · Опубликовано 10.04.2020 · Обновлено 14.04.2020
Дорогие наши читатели, представляем вам кратчайший пересказ повести Н.В.Гоголя “Портрет”. Наша версия пересказа отражает только самые основные сюжетные линии и события данного произведения и ни в коем случае не может считаться полноценной заменой оригинального текста от автора. Мы настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с первоисточником. Подробный анализ повести по главам вы сможете найти здесь, а сочинение на тему «Образ Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Портрет» здесь.
Часть I
Главный герой повести — молодой и очень бедный художник Чартков. На последние деньги в картинной лавке Петербурга он покупает довольно странную картину — портрет с изображением старика-азиата с удивительно магнетическими глазами и забирает к себе домой.
Ночью Чарткову снится сон, будто старик с картины оживает и будто бы выходит из картины с мешочками денег, а художник незаметно ухватывает один из этих мешочков с тысячью червонных, и после просыпается. Оглядывается и понимает, что это был сон.
После к художнику приходит хозяин дома с квартальным надзирателем и требуют оплату за съемную квартиру, в которой живет Чартков. Но денег у молодого человека нет. Тогда Квартальный надзиратель начинает осматривать картины художника и случайно надламывает раму с портретом старика. Из неё вываливается мешочек с тысячью червонных, точно такой же, как во сне юноши. Радости Чарткова нет предела. Он переезжает в другую квартиру, кутит, ходит в театры, магазины, бордели и начинает новую жизнь. Чартков становится молодым и популярным светским художником. Он пишет картины на заказ, у него появляются богатые и известные клиенты и он неслыханно обогащается, но вместе с тем он деградирует внутренне — становится снобом, формалистом и гордецом.
Он пытается найти своё прежнее вдохновение и не может. Он понимает, что жаждет лишь денег и впадает в настоящий “сон разума”, лишь на миг перед этим осознав весь потерянный свой дар, и оплакивает свои утраченные способности к истинной красоте.
После разум совсем покидает его: гонимы злобой и завистью к другим художникам, он скупает самые прекрасные картины, а затем рвет и сжигает их. Далее художник заболевает чахоткой и умирает в жутких мучениях.
Часть II
Имущество, которое успел скопить покойный Чартков, идёт с молотка на аукционе. Нелёгкая тяжба разворачивается за тот самый портрет старика — настолько притягательна и таинственна эта работа.
Среди всех желающих купить картину выделяется один юноша, который заявляет, что имеет некие исключительные права на него и рассказывает всем участникам аукциона такую историю.
Оказывается, что автор этого портрета — отец рассказчика. Он написал эту картину много лет назад, а изображен на ней старый ростовщик, живший Петербургской Коломне. Этого ростовщика окутывала очень недобрая слава — его деньги, по слухам, приносили несчастье. После смерти ростовщика картина переходит во владение к художнику. Тот замечает, что в его жизни начинают происходить самые недобрые и нежеланные события и подозревает в этом влияние зловещего портрета. Он отдает его своему приятелю, но тот тоже вскоре замечает неладное и дарит её своему племяннику, а тот сбывает на рынке практически за бесценок. После этого следы портрета теряются, и юноша уверен, что это лишь потому, что все его владельцы чувствовали негативную энергию, исходящую от этого полотна — будто сама душа старого ростовщика вселилась в него. Все, кто владели картиной, начинали испытывать злобу, страх, зависть, гордость, начинали страдать бессонницей и даже сходили с ума.
Художник, написавший портрет, после того, как осознал свой грех, ушёл в монахи. Много лет он провел в молитвах, прося прощения у высших сил за свой поступок. Он просит сына найти и уничтожить портрет, вышедший из под его кисти.
Повесть заканчивается неожиданно: слушатели аукциона настолько поражены рассказом молодого человека, что не замечают как некто крадет портрет прямо из зала. Таким образом, зло остаётся в нашем мире.