Чем заканчивается рассказ шинель
Краткое содержание Гоголь Шинель
Рассказ входит в сборник Петербургские повести
С самого рождения жизнь Акакия Акакиевича Башмачкина не задалась. Причудливая история с наречением постепенно перетекает в рассказ о службе и жизни героя, занимающего должность титулярного советника.
Коллеги очень часто подшучивают над ним. Когда Акакию от издевок становится невмоготу, он произносит единственную фразу: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”. Тон произнесенной фразы преклоняет издевщиков на жалость.
Одно небольшое событие нарушает спокойность его жизни. Однажды, из-за сильных петербургских морозов Акакий замечает, что его шинель, и без того уже потрепанная, над чем часто смеялись коллеги, начала сквозить. Пострадавший решает отнести свою вещь портному Петровичу, который любил много выпить и при этом замечательно справлялся со своего работой. Названная цена за починку повергает Акакия в шок, и он понимает что нужно прийти в другое время, когда Петрович будет хмелен и более сговорчив. Но портной не снижает цены, и тогда главный герой решает серьезно начать экономить на своей жизни. Проходит полгода, Башмачкин и Петрович покупают материалы, через еще некоторое время новая шинель готова.
Наступает важный день для Акакия. На работе все сбегаются посмотреть на обновку, обсыпают Башмачкина комплиментами, один из чиновников созывает всех на вечер по случаю своих именин. Герою становится некомфортно в гостях и он спешит скорее уйти. По дороге его избивают и отнимают шинель. Советник идет на прием к частному приставу в поисках справедливости. Ничего не добившись, обращается к “значительному лицу”, но генерал выгоняет Башмачкина из-за фамильярности его просьбы. Вскоре Акакий заболел и скоропостижно скончался. Его отсутствие на службе заметили нескоро.
Спустя время в городе начинают ходить слухи о привидении чиновника, срывающего с граждан шинели, когда дело доходит до генерала, тот узнает в призраке Башмачкина, и после начинает более уважительно относится к подчиненным.
Повесть Гоголя учит нас относится с уважением и добротой к маленькому человеку и не делить всех по чинам и статусам.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Шинель. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Маленький мальчик по имени Филипок жил деревне. Когда дети постарше разошлись на школьные занятия, ему тоже захотелось поучиться.
Главные героини рассказа — девочки-дошкольницы Маша и Таня. Они считают себя подругами, ходят в один детский садик. Именно туда они и направлялись, когда на улице внезапно пошел сильный ливень. На Маше был плащ с капюшоном
Смотрители – это самые несчастные в мире люди. Путешественники постоянно ругают их. Никто доброго слова не скажет, все только угрожают. Большинство смотрителей являются спокойными людьми, они не перечат и спокойно выслушивают жалобы
В книге описываются события в 1850-е годы в США. В те годы в Америке развивалось рабовладение. Главным героем книги является британец Эдвард. Он приехал в Америку и поселился в Новом Орлеане. В городе он живет год и ведет разгульную и беззаботную жизнь
Колька, Нюрка и Васька – соседи. Подружил их приезжий товарищ Васьки Исайка Гольдин. Как-то задумали ребята в лапту поиграть, а четвертого и нет. Вот и решили взять к себе Нюрку.
В чем смысл мистического финала повести Гоголя «Шинель»?
СПАДИЛО.РУ
История создания
Объединив главную мысль из истории о чиновнике с собственными воспоминаниями, в 1839 г. Гоголь начал работу над «Шинелью». Повесть была закончена в начале 1841 г. и впервые напечатана через год.
Смысл названия
Шинель в повести — не просто предмет одежды. Она практически становится одним из героев произведения. От обычной шинели оказываются зависимыми не только счастье бедного Акакия Акакиевича, но даже его жизнь.
Главная тема повести — бедственное положение мелкого чиновничества.
Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин вызывает к себе непритворную жалость. Весь жизненный путь был предначертан ему с рождения. При крещении ребенок сделал такое лицо, «как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник».
Акакий Акакиевич — просто винтик в огромной бюрократической машине. Работа чиновника заключается в примитивном переписывании документов. На большее Акакий Акакиевич не способен.
Начальство относится к Башмачкину «холодно-деспотически». Вдобавок он служит постоянной мишенью для шуток сослуживцев. Акакий Акакиевич никак не реагирует на насмешки. Лишь в крайних случаях он жалобно просит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
На взгляд окружающих жизнь Башмачкина скучна и бесцветна. Хотя сам чиновник видит «разнообразный и приятный мир» в своем переписывании бумаг. Акакий Акакиевич даже не замечает ничего вокруг, полностью погружаясь в свою однообразную работу.
Из состояния отрешенности Башмачкина выводит «сильный враг» всех мелких чиновников — русский мороз. Акакий Акакиевич с ужасом понимает, что покупка новой шинели — суровая необходимость. Требуемая сумма могла быть скоплена только путем жесточайшей экономии и ограничения расходов. Это привело Башмачкина в еще более бедственное материальное положение, но, с другой стороны, дало ему первую в жизни настоящую цель.
Мечтая о новой шинели, Акакий Акакиевич словно бы заново родился: «сделался как-то живее, даже тверже характером». «Огонь порою показывался в глазах» покорного титулярного советника.
Долгожданное осуществление мечты стало самым значительным событием в жизни Акакия Акакиевича — «большим торжественным праздником». Благодаря обычной шинели он почувствовал себя другим человеком и даже согласился пойти на день рождения сослуживца, чего никогда не делал.
Фигура титулярного советника была настолько незначительной, что на службе о его похоронах узнали лишь на четвертый день. Замена места другим чиновником прошла совершенно безболезненно для работы учреждения.
Проблематика
Главная проблема повести заключается в том, что в эпоху Гоголя огромное количество людей были такими же акакиями акакиевичами. Их жизни проходили бесследно и не представляли собой никакой ценности. Для любого вышестоящего чиновника Акакий Акакиевич даже не человек, а покорный и беззащитный исполнитель распоряжений.
Композиция
Повесть представляет собой историю жизни чиновника Башмачкина, главным событием в которой стала покупка новой шинели. Конец произведения — фантастическая месть умершего титулярного советника.
Чему учит автор
Гоголь по собственному опыту знал, какое негативное воздействие на человека оказывает его стесненное материальное положение. Он призывает обратить внимание на забитых и униженных людей, пожалеть их и попытаться помочь, ведь от этого могут зависеть их жизни.
В чем заключается смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?
Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!» Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя. Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел. Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление». Чиновник стал гораздо реже говорить своим подчиненным «Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?». Если же он и произносил такие слова, то после того, как выслушает человека, стоящего перед ним. Гоголь в своей повести показывает всю бесчеловечность человеческого общества. Он призывает взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью. Конфликт между «маленьким человеком» и обществом приводит к восстанию безропотных и смиренных, пусть и после смерти. Таким образом, в «Шинели» Гоголь обращается к новому для него типу героя – «маленькому человеку». Автор стремится показать все тяготы жизни простого человека, который нигде и ни в ком не может найти поддержки. Он даже не может ответить обидчикам, поскольку слишком слаб. В реальном мире не может все измениться и восторжествовать справедливость, поэтому Гоголь вводит в повествование фантастику.
Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а яркие краски природы. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарём, а испытать радость встречи с бурей, грозой препятствиями. Не только в мыслях, но и в ощущениях Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал – покой, самоотречение, ради служения надуманной цели, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри всем своим существом это отрицает. Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем.
Жить для главного героя поэмы Лермонтова — это найти наконец свою Родину, то место, которое он помнит из детства. Неслучайно Мцыри говорит, что вся жизнь в монастыре, в котором он обитал — это ничто, а три дня, проведенные на свободе — это для него целая жизнь. Жить для Мцыри — это не только найти свой родной край, но и обрести настоящую свободу. Изначальный трагизм заложен в этих поисках. Кавказ (символ того самого идеала) остается для героя недостижим
Дайте объяснение поступку героя Дэна во время игры на Майданеке и выскажите свою точку зрения. (Сергей Лукьяненко «Чужая боль»).
Проблема «чужой боли» сегодня в мире как никогда актуальна: идут войны, льётся кровь. «Чужой боли» быть не должно, человек не имеет права оставаться равнодушным к чужому горю, потому что он ЧЕЛОВЕК.
Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать… Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет.
Но это так кажется только на первый взгляд. Главный герой Дэн не похож на всех. Во время игры на Майданеке ( а это бывший немецкий концлагерь) он сорвался, вышел из роли. Бросился на эсэсовцев с голыми руками. А игра-то называлась «Вооруженное восстание». Все аж ошалели… Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы…
Таким образом, автор поднимает в рассказе ещё одну актуальную проблему: проблему памяти. Неужели люди будущего забудут фашистские лагеря, горе, страдания погубленных людей? Неужели на Майданеке будут только играть и развлекаться?
В «будущем» игра стала синонимом жизни… Любимая девушка задаёт дикий для нас, нынешних, вопрос:
— Дэн, почему ты не выстрелил в меня?
Действительно, бояться нечего: регенерационная система сработает. Играют потому, что больше нечего делать.
«Делать вид, что управляешь машинами, которые давно не нуждаются в управлении? Сидеть в лаборатории, пытаясь научить человека видеть не только в инфракрасных, но и в ультрафиолетовых лучах? Или ждать очереди на колонизацию очередной планеты? Там Игра станет реальностью…
— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?
Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке «Майданек» смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей… Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра».
Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть! И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.
Шинель
Микропересказ : Бедный чиновник с трудом скопил на новую шинель, но обновку в тот же вечер украли. От мороза и тоски по самому дорогому, что у него было, чиновник умер, а его призрак стал отбирать шинели у прохожих.
В одном департаменте служил чиновник по имени Акакий Акакиевич Башмачкин. Его покойная матушка, тоже чиновница, не нашла в календаре подходящего имени и назвала сына в честь отца.
Акакий Акакиевич Башмачкин — бедный чиновник лет пятидесяти, низенький, рябоватый, рыжеватый, подслеповатый человек с лысиной на лбу, морщинами на щеках и серым лицом, робкий, тихий, безобидный.
Башмачкин был вечным титулярным советником.
Сколько ни переменялось директоров,… его видели… тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он… так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове.
Все сослуживцы издевались над Башмачкиным — сочиняли анекдоты о нём и его семидесятилетней квартирной хозяйке, сыпали ему на голову бумажки. Когда шутки начинали мешать работать, Башмачкин говорил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». В этих словах было что-то настолько жалкое, что один молодой человек, услышав их, отвернулся от своих товарищей-шутников. В последствии он не раз «содрогался,… видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости».
Служил Башмачкин с любовью. Он переписывал бумаги, и это приносило ему радость. Однажды начальник поручил ему более сложную работу — переписать документ, внеся в него незначительные изменения, но Башмачкин испугался непривычной работы, отказался и навсегда остался переписчиком.
О внешности и одежде Башмачкин не думал, на улице по сторонам не смотрел и почти ничего вокруг себя не замечал. Придя домой, он съедал обед, не чувствуя вкуса еды, и снова садился переписывать. На вечеринки или в театр он никогда не ходил, а по вечерам, написавшись вдоволь, ложился спать, улыбаясь при мысли о завтрашнем дне и любимой работе.
Так и прожил бы Башмачкин до старости, если бы лет в пятьдесят не обнаружил, что его форменная шинель протёрлась на спине и совершенно не греет. Шинель эта была очень старой, её воротник почти полностью пошёл на заплатки, и в департаменте все издевались над ней, называя «капотом» (халатом).
Башмачкин отнёс шинель к Петровичу, который занимался починкой чиновничьей одежды, надеясь, что тот как-нибудь её починит.
Петрович — портной, бывший крепостной, пьяница, раньше звался Григорием.
Осмотрев шинель, трезвый и сердитый Петрович заявил, что починить шинель невозможно — старое сукно не выдержит веса заплатки, а новая будет стоит слишком дорого для Башмачкина, получавшего мизерную зарплату. Через неделю Башмачкин снова попытался уговорить выпившего и подобревшего Петровича починить шинель, но тот опять отказался и пообещал сшить новую.
Башмачкин понял, что без новой шинели не обойтись. Зная, что Петрович любит преувеличивать, он прикинул, что обновка обойдётся примерно вдвое дешевле озвученной портным суммы. Половина этих денег у Башмачкина уже была, он сумел сэкономить, откладывая по грошику с каждого потраченного рубля. Чтобы собрать вторую половину, он отказался от вечернего чая и свечей и реже отдавал бельё в стирку.
За полгода он привык голодать по вечерам, а его жизнь наполнилась смыслом, словно «какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу». Подругой для Башмачкина стала новая шинель, о которой он думал день и ночь.
Решившись воплотить свою мечту, Башмачкин стал живее и твёрже характером. В его глазах горел огонь, а в голову приходили дерзкие мысли — а не сделать ли воротник шинели из куницы. Каждый месяц он обсуждал с Петровичем покрой будущей шинели, качество и цвет сукна и заходил в лавки прицениться.
Нужная сумма собралась благодаря директору, который начислил Башмачкину большую годовую премию. Башмачкин с Петровичем отправились по лавкам и купили великолепного сукна, а вместо куницы — лучшую кошку, которая издали походила на куницу. Затем Петрович сшил прекрасную, тёплую шинель. Башмачкин сразу отправился в ней на работу, где сослуживцы поздравили его и предложили «вспрыснуть» обновку.
Денег на вечеринку у Башмачкина не было, и один из начальников пригласил всех к себе, решив совместить «вспрыскивание» с собственными именинами. Отказаться Башмачкин не смог.
Впрочем, ему потом сделалось приятно, когда вспомнил, что он будет иметь чрез то случай пройтись даже и ввечеру в новой шинели.
Вечером Башмачкин отправился к начальнику, который жил в богатом районе Петербурга. Там его накормили, напоили шампанским, от чего он сильно задержался и домой отправился в двенадцать часов ночи.
По хорошо освещённым улицам богатого района идти был весело. Подвыпивший Башмачкин до того осмелел, что даже подбежал за какой-то дамой, «у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения». Но вскоре потянулись бедные, плохо освещённые и пустынные улицы с деревянными заборами, и его весёлость сильно уменьшилась.
Улица вывела Башмачкина на огромную и пустую площадь — только на другом её конце виднелась будка с одиноким будочником. Зажмурившись от страха, Башмачкин пошёл через площадь, как вдруг его остановили какие-то люди, сняли с него шинель и дали пинка.
Башмачкин упал в сугроб, не в силах крикнуть от страха. Немного придя в себя, он добрался до будочника, который сделать ничего не мог, только посоветовал ему пойти к квартальному надзирателю. Дома растрёпанного Башмачкина встретила квартирная хозяйка и посоветовала идти к частному приставу.
На следующий день Башмачкин прогулял работу, отправился к частному приставу и добился, чтобы тот его принял. Частный начал расспрашивать, откуда Акакий Башмачкин возвращался так поздно, уж не из публичного дома ли, и совсем не обратил внимания на личности грабителей. Дадут ли делу ход, несчастный Башмачкин так и не понял.
На работу он явился в «в старом капоте своём, который сделался ещё плачевнее». Некоторые посмеялись, остальные решили собрать для Башмачкина денег, но сумма вышла совсем мизерная. Один из сослуживцев посоветовал ему обратиться к «значительному лицу», которое может ускорить поимку грабителей.
Значительное лицо — человек, недавно назначенный на высокую должность, внешне важен и груб, но в глубине души неплохой и не глупый, способный на сочувствие, женат, имеет трёх детей.
Значительное лицо раньше был не таким уж и значительным, но недавно его назначили на генеральскую должность.
…всегда найдётся такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное.
В душе он был хорошим человеком, но генеральский чин сбил его с толку. Изо всех сил он старался усилить свою значительность и в результате стал очень груб с низшими по чину.
Башмачкин отправился к значительному лицу, но тот в это время беседовал со старым знакомым, недавно приехавшим в Петербург. Увидев немолодого человека в стареньком мундире, значительное лицо решил выказать перед знакомым свою строгость. Он не стал слушать Башмачкина и так накричал на него, что он практически лишился чувств. Сторожа вынесли бесчувственного Башмачкина, а значительно лицо остался очень довольно произведённым эффектом.
Несчастный Башмачкин шёл домой, не чувствуя ни рук, ни ног. Началась вьюга, и его сильно продуло. Он слёг и вскоре умер в жару и бреду, видя перед собой утраченную шинель, которая на миг оживила его бедную жизнь.
И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нём его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное…
Вскоре по Петербургу прошёл слух, что на том месте, где ограбили Акакия Акакиевича мёртвый чиновник срывает с людей шинели, не глядя на чины и звания. Один из чиновников департамента увидел мертвеца и узнал в нём Башмачкина. Полиция мертвеца поймать не могла.
Значительное лицо, не лишённого сострадания, тревожила мысль о бедном Башмачкине. Через неделю ему донесли, что Башмачкин умер. Желая развлечься и заглушить упрёки совести, значительное лицо отправился на вечеринку, а затем — к любовнице. По дороге мёртвый Башмачкин сорвал с него шинель и заявил, что это компенсация за ущерб, нанесённый ему значительным лицом.
Это происшествие так напугало значительное лицо, что он начал меньше грубить подчинённым и внимательнее выслушивать просителей. А генеральская шинель, видимо, пришлась мертвецу впору, потому что с тех пор больше его на улицах Петербурга не встречали. Только коломенский будочник однажды ночью увидел привидение, но оно было выше ростом, с преогромными усами и кулаками, каких «и у живых не найдёшь».
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание повести «Шинель»
Повесть «Шинель» была издана Гоголем в 1842 году. Она печатается в третьем томе собрания сочинений.
Акакий Акакиевич — главный герой повести, тихий и скромный человек, живущий на низкое жалование, выполняющий однообразную работу. Его сослуживцы постоянно унижают его, смеются над ним. Все, что Акакий Акакиевич умеет сказать в ответ – это жалобно попросить, чтобы его не трогали. Воображение рисует Акакия Акакиевича маленьким, съеженным, зажатым человеком, который стремится как-то себя спасти, буквально «свернуться в клубок», чтобы защитить себя от злого и бессердечного мира.
Григорий Петрович — портной, выпивоха, который умеет шить и чинить одежду. Этот персонаж вызывает симпатию именно своим хорошим отношением к главному герою на контрасте со всеми остальными. Ощущая его отношение, понимаешь, что Акакий Акакиевич совсем уж не так плох и неинтересен, ведь и к нему испытывают теплые чувства. Именно он сошьет Башмачкину отличную шинель, которая, к сожалению, принесет своему владельцу только одни страдания, приблизив печальный финал.
Чиновники — сослуживцы, которые подшучивают над Башмачкиным, придумывая разные способы сделать человеку больно. Все они безлики, выделен только один молодой человек, который в мыслях сочувствует Акакию Акакиевичу.
Значительное лицо — это должностное лицо. Гоголь выводит данный персонаж обезличенным. Читатель не знает ни его имени, ни фамилии.
«Значительное лицо», будучи «при исполнении», теряет все человеческое.
В такие минуты «оно», распираемое своей значительностью, считает себя не вправе даже весело пошутить, посмеяться со знакомыми, а лишь «соответствовать должности» и напускать страху на подчиненных.
Появление Акакия Акакиевича на свет
Безликая жизнь и посредственная работа
Башмачкин жил скромно, его съемная квартира была мала. Он не имел ни жены, ни детей, хотя уже был не молод. Жил он спокойно, в одиночестве.
Он – мелкий чиновник, занимающий самую посредственную должность. Акакий Акакиевич получает нищенскую зарплату, поскольку выполняет работу, которая любому здравомыслящему человеку, покажется бессмысленной, неинтересной, рутинной. Он переписывал тексты.
Отношение на работе у него сложные, можно сказать, невыносимые. Он не может постоять за себя, дать отпор обидчикам и поэтому становится центром насмешек и оскорблений со стороны сослуживцев.
Начальство относилось к нему холодно, а охрана смотрела свысока. Человеческая жестокость здесь проявляется в своем отвратительном многообразии. Ему, например, сыплют бумажки на голову, толкают под локоть. «Оставьте…, зачем вы меня обижаете?» Только эти слова и твердит несчастная жертва, пытаясь защитить себя.
Из описания отношений с сослуживцами видно, что никто не защищает униженного Акакия Акакиевича. Они превращают не предмет, а человека в своеобразную «грушу для битья». Лишь один молодой человек внутренне возмущен происходящим.
«Истлевшая» шинель и поход к портному
Петрович – это старый знакомый Акакия Акакиевича. Бывший крепостной крестьянин, он – единственный, кто тепло относится к Акакию Акакиевичу. Портной не видит возможности починить дряхлую шинель. Есть только один выход – купить новую.
Появление цели – купить шинель
На новую шинель нужно выделить 150 рублей – заоблачная цена для мелкого служащего. Цифра затрат стараниями Акакия Акакиевича уменьшается до 80 рублей. По сему поводу он выстраивает целую систему, которая поможет ему собрать деньги. Предполагается экономия во всем. Теперь придется исключить даже привычные маленькие радости, которых в жизни Башмачкина было и без того совсем мало. Он отказывает себе в самом необходимом. Так, например, чтобы не сносить белье, он редко его стирает, не покупает свечек, перестает пить чай. Ходит аккуратно, чтобы не износить подметок.
Непереносимая потеря – кража обновки
Воры скрылись, а Башмачкин подбежал к будке частного пристава. К своему великому изумлению он обнаружил, что пристав не горит желанием помочь потерпевшему.
И снова все пошло по старой наезженной колее. Несчастный опять надел прежнюю рваную шинель, чем вызвал еще большие насмешки его «доброжелателей». Вскоре он решил отправиться к «значительному лицу», просить его о помощи.
Обращение к «значительному лицу»
Будучи «при исполнении», он грубо обходится с младшим служащим Акакием Акакиевичем, пришедшим к нему за помощью. Для Башмачкина, как показали дальнейшие события, этот поход оказался «последней каплей». Вместо поддержки «значимое лицо» делает ему выговор в жесткой форме. Несчастный слышит в свой адрес упреки и крик.
Болезнь и уход из жизни
Выходит, что терпение у человека не безразмерно. Домой Башмачкин попадает в сильной горячке. Отвергнутый всеми, он не смог пережить свое горе и умер. Об этой смерти узнают лишь спустя 4 дня после похорон. Только тогда служащие узнали, что Башмачкина уже нет. Так и умер бедный человек, беззащитный, невзрачный, никому не нужный.
Призрак ищет шинель
Концовка нестандартна – Гоголь обращается к мистике. Акакия Акакиевича похоронили, но в городе появился призрак, который наводил ужас на прохожих тем, что отнимал у них шинели. И в этом призраке узнали покойного Акакия Акакиевича. Жители города холодели от этих встреч. Но вот произошла ситуация, успокоившая мятущийся дух усопшего. Однажды он снял шинель с плеч «значительного лица», что послужило кульминацией. Горожане вздохнули с облегчением – после этого события страшный призрак, наконец-то, исчез. На том и закончилась история жизни Акакия Акакиевича.
Выводы: что хотел сказать автор читателям
Сама шинель может служить символом лучшего будущего, которое украдут те, кто издеваются, принижают, не стремятся понять человека, помочь ему. «Маленького человека» погубит собственная шинель – шинель, в которую он вложит так много своих сил и средств.
Такая красивая шинель не может удержаться на забитом и несчастном человеке, которого легко обидеть и обобрать. Жизнь, наполненная насмешками и унижением, обычно и приводит к трагическому финалу. И особенно больно тогда, когда казалось, что вот-вот все изменится.
Затронута проблема и социального неравенства в обществе, где отношения между людьми разных статусов приобретает уродливые формы. «Значимое должностное лицо» считает себя обязанным обращаться с подчиненным жестко и свысока, поскольку он занимает высокий статус.
Но дело не только в статусе: сослуживцы Башмачкина, равные по социальным критериям, унижают и оскорбляют слабого и беззащитного человека. Здесь дело в самой человеческой природе, формирующей подобные отношения.
Но такие не все. Есть там, наверняка, люди, которым издевательства над беззащитным человеком не по душе. Но эти люди молчат, никто не заступается за Акакия, никто не протягивает ему руку помощи С Акакием Акакиевичем работает человек, который испытывает другие чувства. И, тем не менее, это не слова молодого человека, а всего лишь его мысли. Именно с ним и созвучен сам Гоголь, негодующий при виде измывательств над человеком.
«И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, Боже! даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным».
Несмотря на то, что повесть написана давно, подобная ситуация знакома и многим из нас. И школьники, и взрослые знают, что и сегодня есть коллективы, где происходит аналогичная ситуация, которая описана еще два века назад. «Все мы вышли из Гоголевской шинели» — это фраза актуальна и в наши дни.